Ладакх в Гималаях Индии

Городок Лех – столица Княжества Ладакх

Панорама Леха.
Кварталы старого города и вдалеке королевский дворец.

Лех. Улочка, ведущая к
монастырю Санкар, принадлежащему секте Гелугпа.

Намгьял Тсемо гомпа
(построена в 1430году) возвышается над старым городом

Главное
сокровище гомпы – огромная трехэтажная статуя Будды.

Улочки старого города
ночью

 
Буддистские ступы и
вид на кварталы сларого города.

Улочки старого города

Конные состязания
перед королевским дворцом

Буддистский монах –
хранитель ключей (обратите внимание на огромный ключ в руке)
монастыря Санкар-гомпа

Яркие психоделические
цвета тибетского религиозного искусства способны раскрыть даже самое
закоснелое сознание. Раскрашенные брельефы, изображающие Будду в
медитации, на подножии
Шанти ступы.

Одинокий монах
медитирует
на пороге своей кельи.

Монастырь королевского
дворца.

Панорамный вид на Лех
и окрестные поля с высоты буддистской Шанти ступы

Вид на горный хребет,
открывающийся с Шанти ступы

В ряду гор можно
видеть и две самые высокие вершины Ладакха каждая из которых более
7200м.

Грандиозная Шанти
ступа возвышается на холме,
освящая пространство
над всем городом

Разноцветные Гималаи Ладакха

Горы здесь необыкновенные. Они разноцветные, потрясающей формы и окраски – желтые, сиреневые, фиолетовые, розовые, коричневые, серые, лимонные… Как на картинах Николая Рериха. Оказывается, он почти не преувеличивал! Дорога тянется среди Гималаев – ровная, красивая, с редким транспортом, местами вообще пустынная. Хочется каждые 5 минут останавливаться и фотографировать эти нереальные пейзажи, похожие на декорации фильма.

Так рисовал Ладакх и его камни Николай Рерих

Разноцветные горы

Ом мани падме хум – главная мантра в тибетском буддизме

Зеленая трава в Ладакхе – редкость, встречается только по берегам водоемов

Здесь в горах множество монастырей, которые живописно прилепились к скалам на краю ущелий и в сочетании с марсианскими ландшафтами придают Ладакху неповторимый облик.

Н.К.Рерих называл Ладакх “перекрестком Будды и Христа”. “Особенно значителен Ладак, – писал он в Трансгималайской экспедиции, – по которому когда-то ступала нога Христа, где проповедовал Будда, где высятся развалины, овеянные героическим прошлым, и стоят монастыри – хранители ценных реликвий…”

Монастыри Ладакха: Хемис Гомпа

Хемис Гомпа расположен в 47 километрах от Леха, на западном берегу Инда. Этот монастырь буддистской секты кагьюпа построен в 1630 г. под покровительством Сэнге Намгьяла и принадлежит к числу наиболее крупных и богатых в Ладакхе. Расположен наиболее высоко из всех индийских монастырей.

Здесь хранится самая большая танка в мире. На ней вышит яркими нитями Падмасамбхава. Каждые 12 лет, в год обезьяны по тибетскому календарю, во время фестиваля Tze-Chu (июнь-июль) ее вывешивают с одной из сторон храма. Но и в другие годы этот 3-дневный фестиваль в честь Падмасамбхавы также интересен и привлекает туристов.

Священный танец с масками Чам исполняется здесь в 9 и 10 день пятого месяца тибетского календаря. В монастыре сохранилась богатейшая коллекция буддистских реликвий, которые можно посмотреть с разрешения настоятеля монастыря. В библиотеке хранится много древних текстов, среди которых, как утверждают, наш соотечественник Николай Натович нашел в 1888 г. уникальную рукопись, свидетельствующую о пребывании Иисуса Христа в Индии.

Во время путешествия по Ладакху русский исследователь Николай Александрович Нотович получил серьезные травмы ног и попал в Хемис, где ему оказали помощь местные целители. Здесь Нотович оставался около двух месяцев и за это время успел изучить всю библиотеку монастыря. Там же ему встретились сочинения об Иссе на тибетском языке. Эти сочинения представляли собой отдельные рассказы, и вместе с одним из лам Нотович сумел выстроить их в хронологическом порядке. Один из древних манускриптов, который был найден в библиотеке, рассказывал о том, как Христос побывал в Синде, Бенаресе, Непале, Кашмире, Раджгире и Персии. Лама, который помогал Нотовичу разобраться с преданиями об Иссе, поведал, что эти записи были сделаны на языке пали в середине 1 века со слов свидетелей, которые видели Иисуса. Индийские купцы, поддерживавшие торговые связи с Иерусалимом, также рассказывали о событиях, связанных с жизнью Иссы.

Хемис Гомпа, Будда Шакьямуни

Хемис Гомпа, статуя римпоче

Палийские свитки были привезены в Тибет из Непала около 200 года. Недалеко от Лхасы, в монастыре на горе Марбур, эти записи были переведены на тибетский язык, и в Хемисе в течение долгих столетий хранились копии этих переводов. Когда Нотович вернулся домой, в Париж, им была опубликована книга «Жизнь святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». А в 1894 году в Нью-Йорке эта книга вышла в свет под названием «Неизвестная жизнь Иисуса».

Куллу, столица древнего княжества

Городок Куллу, в прошлом столица княжества, лежит на высоте 1200 метров. Его южная, более современная часть называется Дхалпур. Ее композиционным центром служит просторная площадь-майдан того же названия, вокруг которой сосредоточиваются административные учреждения, гостиницы и другие лучшие дома городка. К северу от майдана тянется Дхалпур-базар, который в конце резко обрывается вниз к горной речке Сарвари, впадающей в Беас.

На другом ее берегу начинается главная торговая улица Акхара­базар. Над ней на склоне горы раскинулся Султанпур, ставший столицей княжества Кулу при радже Джагат Сингхе (1637-1672 гг.).

Здесь расположен дворец Рупи, до сих пор принадлежащий потомкам князей. К нему ведут темно-красные ворота, увенчанные криволинейной крышей и многочисленными беседками. Начало строительства дворца относится к середине XVII века. Прямоугольный внутренний двор окружен двухэтажными палатами, по периметру которых проходят лоджии с резным деревянным парапетом.

В следующем дворе, именуемом Шиш-махал, или Зеркальный дворец, когда-то жила любовница князя. Перед ее апартаментами стоит низкая широкая веранда с зубчатыми арками. Межарочные проемы и своды оформлены медальонами с росписями, изображающими борьбу Рамы и Лакшмана с демоном Раваной, божественного пастуха Кришну с коровами, рыбу Матсья — воплощение бога Вишну, — спасшую святые книги веды от всемирного потопа, и, наконец, священную корову Дхангу, которая поит молоком святых-садху. Княжеский храм суровой богини-матери Кали, относящийся к XVIII веку, построен в могольском стиле. Индусов из низших каст, а также иноверцев в него не пускают.

Храм главного бога долины Рагхунатха (одно из имен божественного принца Рамы, героя эпоса «Рамаяна») расположен в низком и протяженном здании, крытом пластинами из сланца. Появление этого бога в долине связано с необычными обстоятельствами. Один из местных князей возна­мерился завладеть тремя фунтами жемчужин, принадлежавших брахману Дурга Датту, который жил в деревне Типри в долине Парбати. По пути на поклонение в Маникаран князь потребовал эти драгоценности. Его завери­ли, что на обратном пути он их получит. Но по возвращению правителя брахман, запершись в доме, сжег себя, свою семью вместе с домом. Сдирая с себя куски кожи и бросая их в огонь, несчастный брахман восклицал: «Вот тебе жемчуга!». Поскольку нет тяжелее вины, чем загубить жизнь брахмана, с князем начались уже знакомые неприятности: еда его превращалась в клубок червей, а питье в кровь.

Другой брахман Кишан Дасс Пайхари, живший в Наггаре, подсказал единственный выход из такой ситуации: отдать все княжество богу Раме. Его ученик Дамодар из Сукета в 1651 г. привез в долину статую Рамы, украденную в одном из храмов в далекой Айодхье, на родине этого бога. Князь Джагат Сингх провозгласил Раму правителем Куллу, водрузив его статую на собственный трон. Княжеская же династия продолжала рассмат­ривать себя лишь в качестве наместников, управляющих долиной по поручению бога.

Гидрология

Слияние рек Инд и Занскар в Гималаях

Долина реки Юмтанг в Сиккиме , Индия

  • Западные реки объединяются в бассейн Инда . Сам Инд образует северную и западную границы Гималаев. Он начинается в Тибете в месте слияния рек Сенге и Гар и течет на северо-запад через Индию в Пакистан, а затем поворачивает на юго-запад к Аравийскому морю . Его питают несколько крупных притоков, стекающих с южных склонов Гималаев, в том числе реки Джелум , Ченаб , Рави , Беас и Сатледж , пять рек Пенджаба .
  • Остальные гималайские реки впадают в бассейн Ганга-Брахмапутры . Его главные реки — Ганг , Брахмапутра и Ямуна , а также другие притоки. Брахмапутра берет начало как река Ярлунг Цангпо в западном Тибете и течет на восток через Тибет и на запад через равнины Ассама . Ганг и Брахмапутра встречаются в Бангладеш и впадают в Бенгальский залив через крупнейшую в мире речную дельту Сандербанс .

Северные склоны Гьяла-Пери и пики за Цангпо , иногда входящие в состав Гималаев, впадают в реку Иравади , которая берет начало в восточном Тибете и течет на юг через Мьянму, чтобы впасть в Андаманское море . Салуин , Меконг , Янцзы и Хуанхэ берут начало в частях Тибетского нагорья, которые геологически отличаются от гор Гималаев и поэтому не считаются настоящими гималайскими реками. Некоторые геологи называют все реки вместе взятыми окологималайскими реками .

Ледники

Огромные хребты Центральной Азии, включая Гималаи, содержат третье по величине месторождение льда и снега в мире после Антарктиды и Арктики . Гималаи охватывают около 15 000 ледников, которые хранят около 12 000 км 3 (2 900 кубических миль) пресной воды. Его ледники включают ледники Ганготри и Ямунотри ( Уттаракханд ) и Кхумбу ( район Эвереста ), ледник Лангтанг ( регион Лангтанг ) и Зему ( Сикким ).

Ледопад на леднике Кхумбу

Из-за широты гор около тропика Рака линия постоянного снега является одной из самых высоких в мире и обычно составляет около 5 500 м (18 000 футов). Напротив, экваториальные горы Новой Гвинеи , Рувензори и Колумбии имеют снежную линию примерно на 900 м (2950 футов) ниже. Более высокие районы Гималаев круглый год покрыты снегом, несмотря на их близость к тропикам, и они образуют истоки нескольких крупных многолетних рек .

В последние годы ученые отслеживают заметное увеличение скорости отступления ледников в регионе в результате изменения климата. Например, ледниковые озера быстро образовывались на поверхности покрытых обломками ледников в Бутанских Гималаях в течение последних нескольких десятилетий. Хотя последствия этого не будут известны в течение многих лет, потенциально это может означать катастрофу для сотен миллионов людей, которые полагаются на ледники для питания рек в засушливые сезоны. Глобальное изменение климата повлияет на водные ресурсы и средства к существованию в районе Больших Гималаев.

Озера

Озеро Гурудонгмар в Сиккиме

Гималайский регион усеян сотнями озер. Пангонг Цо , расположенный на границе между Индией и Китаем, в дальнем западном конце Тибета, является одним из крупнейших с площадью поверхности 700 км 2 (270 квадратных миль).

К югу от основного хребта озера меньше. Озеро Тиличо в Непале в массиве Аннапурна — одно из самых высокогорных озер в мире. Другие известные озера включают озеро Рара в западном Непале, озеро Ше-Пхоксундо в национальном парке Шей -Фоксундо в Непале, озеро Гурудонгмар в Северном Сиккиме , озера Гокио в районе Солукхумбу в Непале и озеро Цонмо , недалеко от индокитайской границы в Сиккиме.

Некоторые из озер представляют опасность прорыва ледниковых озер . Ледниковое озеро Тшо Ролпа в долине Роуалинг , в округе Долаха в Непале, оценивается как самое опасное. Озеро, расположенное на высоте 4 580 м (15 030 футов), значительно выросло за последние 50 лет из-за таяния ледников. Горные озера известны географам как тарны , если они образовались в результате ледниковой деятельности. Тарны встречаются в основном в верховьях Гималаев, на высоте более 5 500 м (18 000 футов).

Водно-болотные угодья умеренного пояса Гималаев являются важной средой обитания и местами стоянки для перелетных птиц. Многие средне- и низкогорные озера остаются плохо изученными с точки зрения их гидрологии и биоразнообразия, например Кхечеопалри в Восточных Гималаях Сиккима.

Как добраться в Гималаи?

Чаще всего первой точкой путешествия является Дели, оттуда есть внутренние рейсы авиалиний. До конечной точки придется добираться на арендованном авто или пешком. Тем, кто отправляется на горнолыжный курорт в Гульмарг, проще. Аэропорт находится в Шринагаре, что совсем недалеко от курорта.

В Манали ходят автобусы. При этом стоит учесть, что четкого расписания нет. Они отправляются из нескольких точек, в частности, от Мейн базара, по мере наполняемости и собирают пассажиров практически по всему городу. Только потом начинается поездка, длящаяся около 16 часов. Оттуда до мелких поселений добираются на рикшах.

Маршрут выстраивается в зависимости от цели путешествия. В любом случае следует помнить, что при посадке в такси нужно проследить, чтобы счетчик был выставлен на ноль, а при его отсутствии тщательно оговаривать все детали поездки вплоть до того, кто платит за заправку машины. Делать это нужно до того, как авто тронулось с места.

В Гималаях пляжей и элитных бутиков не найти. Зато есть возможность приобрести душевное спокойствие, насладиться красотами природы и прикоснуться к тайнам самого удивительного и загадочного места в Индии.

Монастыри Ладакха: Алчи Гомпа

Комплекс Алчи, один из старейших в регионе, находится в 68 километрах от Леха и состоит из 5 храмов, нескольких домов монахов-лам и чортены. Монастырь сначала принадлежал секте кадампа, а затем секте кагьюпа. В настоящее время в монастыре нет своих лам, и за ним присматривают ламы Ликир Гомпа.

В отличие от других монастырей Алчи Гомпа — это скромно выглядящее строение из глины и дерева. Тем не менее, внутри него находится богатейшая сокровищница картин и скульптур, настенных росписей. Говорят, что эта гомпа была построена Ринченом Зангпо, великим тибетским учителем, получившим образование в монастырях Бенгалии и Бихара.

Ринчен Зангпо трижды посетил Кашмир и провел в Индии 17 лет. Тем не менее, надписи указывают на то, что эта гомпа была построена членом одной из аристократических тибетских семей в XI веке. Поражают своим искусством и замыслом настенные росписи монастыря, хорошо сохранившиеся в течение веков.

Этот монастырь, называемый Аджантой Севера, имеет шесть храмов, называемых Ду Кханг, Сумцек, Джампал Лхакханг, Лотсава Лхакханг, Манджур Лхакханг и Лхакханг Сома. Из них первые два относятся к XI и XII векам, а остальные были построены в XII и XIII веках.

Первые два храма важны с точки зрения их скульптур и росписей. Их картины можно подразделить на группы в следующем порядке: сцены из жизни Будды; фигуры различных боддхисаттв; фигуры Вайрочаны и изображение космического Будды Вайрочаны в мандале. В них можно видеть влияния различных культурных течений — хелленического персидского, тибетского, непальского, центральноазиатского и индийского. Тем не менее, стиль их уникален и своеобразен.

Центральными фигурами в храмах являются боддхисаттвы Авалокитешвары, Манджушри и Майтрейи. Резьба по дереву носит отпечаток кашмирского влияния.

Костюмы фигур напоминают те, что носили в Кашмире, Центральной Азии, Персии и Индии. На некоторых из картин глаза женщин напоминают те, которые свойственны женщинам джайнских миниатюр. Украшения выполнены четко, со всеми деталями и выглядят как сделанные из настоящего золота и серебра. Краски картин яркие, вибрирующие.

Табо

В Индии есть совершено уникальный штат. Имя ему – Химачал-Прадеш, и это название в переводе означает «регион на снежной окраине». А уникальность его состоит в том, что он полностью находится на территории Гималаев.

С древних времен здесь живут тибетцы, и поэтому неудивительно, что в этом индийском штате есть местечко, называемое «Малый Тибет». Оно находится в долине Спити – на высоте выше 3 тысяч метров над уровнем моря.

Долина Спити может гордиться маленьким поселением Табо, заключенным в объятия живописных гор. Однако главное здесь – древний монастырь тибетцев, который был построен еще в 996 году. За тысячелетнюю историю фасад устарел и слегка ушел под землю, но все же хорошо сохранился для своего почтенного возраста.

Оказываясь здесь, будто совершаешь путешествие во времени. Помощники в таком волшебстве – основной павильон, где царит сумеречное сияние. Дело в том, что прямые солнечные лучи или искусственный свет могут пойти во вред древним искусным фрескам, а также скульптурам бодхисаттв, увековеченным на стенах.

Скульптуры основных дхармапал сделаны из алебастровой и глиняной смеси. В центральной части павильона можно увидеть Калачакра-мандалу, а сзади алтарного сооружения – изображение Махавайрочаны.

Недалеко от главного зала, спрятанные в скалах, расположились маленькие монашеские хижинки для ретритов, похожие на скиты – уединенные кельи отшельников. Когда туристический сезон идет на спад, а паломников в местном храме почти не остается, монахи отправляются в уединение, чтобы заняться медитативными практиками. Эти медитации могут продолжаться дни, недели, месяцы, а в исключительных случаях – даже годы.

Ступа рядом с монастырем Табо

Настоятелем храма Табо является Сурконг Сенсхаб Ринпоче. Это совсем еще молодой юноша, которому едва исполнилось двадцать лет, и большую часть времени он проводит за обучением, поэтому встретить его в своей обители можно нечасто.

Маналийские храмы

Еще одно место интересных храмов – городок Манали в северном индийском штате Химачал-Прадеш. Через него проходит тропа путешественников в Малый Тибет. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, и не зря, ведь здесь есть на что посмотреть – как минимум три интересных храма, причем не только буддийских.

  • Недалеко от автовокзала расположилась буддистская святыня, окруженная чудесным садом и его ароматом. Чтобы добраться до нее, нужно всего лишь преодолеть пешком путь в гору, который займет пять минут. Фасад гомпы традиционно украшен яркими изображениями, искусной резьбой, а сзади можно заметить филигранную статую Будды из золота, перед которой выстроились в ряд лампады, зажженные посетителями.
  • На юге от центра города находится тибетский храм. Сюда в 1960-х годах стали стекаться беженцы из Тибета и в частности из Лхасы. На обширной монастырской территории туристы даже могут найти себе пристанище в специальной гостинице.
  • На горе, которая находится над центром города, раскинулась территория индуистского храма Хадимбы. Хадимба – это богиня, демоническое существо, убившее асура и собственного брата, который поступил плохо. За это ее взял в жены Бхима, а верующие стали почитать ее как ипостась Кали и Дурги. Индуистские храмы в Гималаях немного иные, нежели те, что находятся в Индии — здесь приняты жертвоприношения, а единственный зал очень низкий и тесный.

Храм Богини Хадимбы

Ладак (Ладакх)

Ладак — индийский Тибет

Ладакх (также Ладак) — округ в штате штате Джамму и Кашмир , находящийся в восточной части Кашмира на границе со штатом Химачал прадеш и Китайской границей. Территория Ладака относится к гималайской и трансгималайской Индии, иногда именуется также Индийским, Западным, или Малым Тибетом. Она включает, в свою очередь, ряд весьма четко очерченных районов, крупнейшим из которых является Ладакх – «страна нескольких перевалов» (la – перевал, dakh – несколько). Это расположенная на небольшой высоте (около 3300 м) котловина в долине р. Инд, ограниченная хр. Ладакх с северной стороны и хр. Занскар с южной. Ладак занимает второе место в мире после Тибета по количеству буддийских монастырей и ступ. В некоторых районах на одном квадратном километре можно встретить одновременно до 100 ступ. Буддизм стал широко распространяться в этом регионе приблизительно в 10-11 веках и некоторые монастыри , построенные в то время, сохранились в своем первозданном виде и поныне. Среди наиболее знаменитых монастырей можно выделить Алчи, построенный приблизительно 990 лет тому назад Ринчен Зангпо, Тиксе, Спитук, Хемис и др. Наиболее распространенными школами тибетского буддизма в Ладаке являются школы Гелуг и Дрикунг Кагью. Главным городом Ладака является — Лех (Ле)

Как добраться до Ладака

Эконом вариант: По прилёту в Дели, вы берёте такси в будочке, где написано «Prepaid taxi» и едете до местечка в Дели «Majnu Ka Tilla»(Тибетская деревня ) или «Main Bazar» (место сбора всех бэгпекеров), берёте билеты на автобус до Манали (500 — 1000 рупий). На следующий день или в этот же день отправляетесь вечерним рейсом. Утром следующего дня вы уже в Манали. На территории олд Манали вы можете найти дешёвые гестхаусы. Немного отдохнув, направляетесь в агентство для покупки билетов на автобус до Леха (1500 — 3000 рупий). Дорога Манали — Лех займёт 2 дня.

Средний вариант: Больше подходит для группы людей. Вы можете нанять машину на всё время вашей поездки в Ладак. В среднем цена за машину 100 долларов в день. В машине может поместиться 5 человек.

Комфортный вариант: Перелёт из Дели в Лех — 150 — 250 долларов за билет.

Лучшее время для посещения Ладакха — конец мая-сентябрь

Королевство Ладакх, или же Малый Тибет — затерянный в индийских Гималаях высокогорный край, зажатый между Китаем и Пакистаном. Именно здесь, в штате Джамму и Кашмир я наиболее чётко прочувствовал, что такое настоящий Тибет, культура, религия и традиции которого удивительным образом законсервированы в Ладакхе уже ни одно столетие. В отличие, кстати, от Тибета центрального, чей облик постепенно теряет свою аутентичность из-за культурной экспансии Китая. Тысячелетние буддийские монастыри, древние ритуалы, тибетские деревушки здесь мирно соседствуют с мусульманской культурой кашмирцев и индуистами из равнинной части страны.

Но даже те, кто вообще не интересуется историей и восточными религиями, приобретут в Ладакхе массу впечатлений. Космические пейзажи, верблюды и яки, высокогорные озёра, снежные вершины гималайских пиков позволяют в буквальном смысле запрыгнуть на небеса. Ведь средняя высота Ладакхского королевства — более 3000 метров над уровнем моря, а некоторые поселения и дороги находятся выше 5000 метров!

Главное — подготовиться морально и физически, чтобы от экстремальных высот и фантастических впечатлений не закружилась голова.

Долина Куллу, священная земля древности

Первые упоминания о долине Куллу встречаются в древних текстах Рамаяны, Махабхараты и древних пуран. Название Куллу (Kullu) происходит от слова Кулантхапитха («Kulant Peeth»), что означает «конец обитаемого мира». Согласно древним легендам, во времена Великого Потопа бог-хранитель Вишну, обратившийся в золотую рыбку Матсью, спас лишь отшельника Ману. Тот сохранил для будущих поколений нетлен­ные святые книги Веды и стал прародителем всего последующего челове­чества.

Ману, посетив долину, не смог преодолеть перевал Рохтанг («перевал Костей»). Последнее поселение на своём пути он назвал Кулантхапитха, которое затем трансформировалось в Куллу. Долина Куллу хорошо известна и под другим названием. Благодаря многочисленным местам паломничества для индуистов, буддистов и сикхов это священное место Индии стало известно как «Дев Бхуми» или «Долина Богов».

Трижды долину посещали герои «Махабхараты» братья Пандавы. Первое из этих посещений закончилось женитьбой силача Бхимы на сестре убитого им местного демона. Во время второго визита пандавский стратег Арджуна вступил в схватку с богом Шивой за магическое оружие пашу­патишастра, принадлежавшее богу неба и грома Индре. Совершая последнее паломничество уже вместе со своей коллективной женой Драупади, Пандавы один за другим освободились от плоти, а старший из них Юдхиштира «увидел свет правды и узнал, что есть тень, а что реальность и достиг сварги (небес)». Помимо этих форм духовной жизни они научились выращивать рис на необычайно большой высоте — в местечке Пандара-ка-Ропа (3658 метров над уровнем моря).

В долине с древних времен существовало самостоятельное княжество, известное как Кулута. Оно было основано в I веке нашей эры неким Бехангамани Палом. Предки его переселились из далекой Трипуры сначала в Аллахабад-Праяг, а затем выше по течению Ганга — в Майяпури около Харидвара.

В последующих, вполне исторических текстах Куллу упоминается регулярно: в VI веке Ратисена, один из царей династии Чола, посылает свою дочь к приятелю, царю Кулуты; в VII веке Кадамбари подтверждает, что Кулута была вполне независимым государством и т.д. Китайский путешественник VII века Сюань Цзянь описывает страну Киу-ло-то, как богатые и плодородные земли, окружённые неприступными горами. Здесь добывали золото, серебро, красную медь; делали хрустальные линзы и колокольчики.

В этой долине находилась и священная ступа, построенная императором Маурием Ашокой. По преданиям именно на месте постройки святыни сам Будда проповедовал местным жителям. Один из владык Великих Моголов увёз ступу, поместив её в Фероз Шах Котла Майдан. Когда-то это была могущественная крепость и пятый город-предшественник современного Дели, который был основан в 1354 году. Сегодня это, скорее, руины и остатки былого величия.

Благодаря своей удалённости и уединению эти области сохранили неповторимое очарование и самобытность. Лишь с обретением Индией независимости труднодоступные районы Куллу получили доступ к основным автомагистралям. В настоящее время строительство дороги через долину полностью завершено, что позволило соединить северные равнинные земли с городом Лех в Ладакхе.

Дорога в Ладакх

Высокогорный перевал между
Кайлонгом и Сарчу. Высота около 5000м

Палаточный лагерь Сарчу.
Высота около 4600м. Здесь группа ночует на пути между Кайлонгом и Лехом

Палаточный лагерь Сарчу.
Комфортабельные палатки с кроватями и теплыми одеялами оборудованы
электрическим светом.

Палаточный лагерь Сарчу.

Мое суровое лицо
руководителя экспедиции отражает мучительную борьбу с симптомами горной болезни.

Общий вид долины Сарчу. В
правом углу снимка белеют полатки.

Общий вид долины Сарчу. В
левом углу снимка белеют полатки.

Пейзаж между Сарчу и Лехом.

При подъезде к Леху
буддистские ступы встречаются все чаще

Небо в Гималаях – тема для
отдельной истории

Мифы и легенды долины Куллу

В километре от городка разместился медитационный центр йоги; в четырех километрах — храм Деви Джаганнатхи на высоте 1,5 тыс. метров, от которого открывается великолепная панорама города и Беаса с долиной. А в 4 км к северо-востоку от Кулу находится пещерное святилище Вайшно Деви.

В трех километрах от города находится еще один семейный храм князей. Он посвящен Неоли-рани, старшей жене одного из князей, оказавшейся бездетной. Убедившись в этом, раджа взял молодую жену из раджпутского клана Чауханов. Когда та забеременела, старшая княгиня предсказала, что родится девочка, которая умрет. Так и случилось. В следующий раз Неоли-рани напророчила рождение мальчика, которому тоже суждено умереть. И это пророчество исполнилось. После этого молодой княгине было нетрудно убедить мужа в том, что его первая жена — нату­ральная ведьма, от которой необходимо срочно избавиться.

Вместе со слугой и служанкой Неоли-рани отвезли в долину Рамгхар недалеко от Манди, куда по ночам приходил великан-людоед. Как только он появился, находчивая княгиня надрезала палец и окропила руку людоеда собственной кровью, побратавшись с ним таким образом. «Теперь я не могу тебя съесть, так как мы брат и сестра», — сказал великан и отбыл восвояси. Обнаружив наутро живую и невредимую жену с челядью, князь приказал закопать ее живьем. Но и это не смутило рани. Она ответила: «Если ты закопаешь меня на 12 лет, я все равно останусь жива». Поколебавшись, князь исполнил, однако, свою угрозу.

Прошло несколько лет, и к правителю Куллу явился сам бог Джахани-махадео. Он подтвердил, что если откопать покойницу через 12 лет, то она действительно выйдет из могилы живой. Тогда люди станут молиться Неоли-рани как богине и никто не будет поклоняться самому Джахани. Чтобы устранить конкурентку, бог предложил копать через десять, а не двенадцать лет. Так и поступили. Неоли-рани была мертва, но продолжала являться мужу во сне. Как только он подносил ко рту еду, она кишела муравьями; как только принимался пить — вода обращалась в кровь. Перепуганный князь возвел убиенную супругу в ранг богини и выстроил храм в ее честь. После этого она в последний раз явилась ему во сне и объяснила, что если князь ежеутренне будет являться в ее храм и причащаться освященной водой, то кошмары с питанием прекратятся.

Алтарная статуя Неоли-рани дополняется статуями ее слуги и служанки, установленными по обеим сторонам от входа в храм.

Периодически княгиня через своего гура (хранителя) «выражает пожелание» посетить свой старый дворец. Тогда статую на несколько дней переносят в княжескую гостиную.

Продолжение, долина Куллу, часть 2.

Ладакх туристический

Недаром Гималаи называют крышей мира. Здесь, в Малом Тибете, на высоте 5600 метров находится самый высокий транспортный перевал. Здесь же расположен второй по опасности аэропорт мира, поэтому неудивительно, что перелет в столицу Ладакха – Ле (или Лех) – достаточно дорогой, и для сохранения средств, а также для лучшей акклиматизации, уместнее добираться сюда по суше из крупных индийских городов Шринагар или Манали.


Ле, Ладакх

Ладакх максимально ориентирован на туристический бизнес. Это хитрое и коварное место, ведь ехать сюда надо как минимум на месяц, или же с четко определенной программой: это будет рафтинг, треккинг, йога, медитация, посещение буддийских святынь или этнографический трип. В Ле на каждом шагу предлагают множество вариантов отдыха по доступным ценам, гестхаузы, гостиницы, кафе и рестораны. Везде продается туристическое снаряжение, сдают в аренду машины, мотоциклы и велосипеды, есть возможность нанять водителя или такси.


Ладакх

Ле бурный, живой, людный и задымленный. Безумный азиатский трафик с постоянными гудками заставляет прятаться в узких улочках между магазинами и ларьками, в прохладных забегаловках с чаем и нереально вкусными тибетскими «варениками» момо. В конце концов хочется абсолютного покоя, и лучшим местом для отдыха души и сердца можно смело назвать долину Нубра.

Монастыри Ладакха: Дискит Гомпа, долина Нубра

Монастырь Дискит стоит на холме, чуть выше поймы Шайока, на его правом берегу на высоте 3144 метра над уровнем моря возле одноименной деревни Дискит. Река Нубра является притоком Шайока и течёт параллельно Инду по северной стороне Ладакхского кряжа.

От деревни к монастырю ведёт дорога, которая пересекает поток через мост, дорога пыльная и неровная. В деревню можно добраться из Леха через Кхардунгский перевал (Кхардунг-Ла).

Дискит Гомпа (Диску Гомала) является самым древним монастырем в Нубрской долине. Здесь проживает около 100 монахов, и организована школа для тибетских детей. Монастырь был создан еще в 14 веке, когда власть в Нубрской долине принадлежала местному правителю Ньигме Драспа. Это он задумал построить монастырь на высоком холме на правом берегу реки Шайок. За помощью царь обратился к монахам школы гелуг. Они помогали в строительстве монастыря и даже привезли в него статую Цонкхапы. Основателем Гомпы считается один из этих монахов, ученик Цонгкхапы Чхангзем, Цераб Зангпо. В 18 веке монастырь Дискит был передан в подчинение Тикси Гомпе царем Цхевангом Намгьялом. Монгольская легенда рассказывает, что в монастыре, под защитой Драхармапал, хранятся голова и руки злого демона.

Дискит Гомпа состоит из нескольких храмов. Главный молитвенный зал монастыря (Дукханг) плохо сохранился до наших дней. Старая часть монастыря тоже требует реставрации. Хорошо сохранилась только его верхняя часть. На куполе монастыря видны фрески. Они были привезены из крупнейшего тибетского монастыря Ташилунпо.

В молитвенном зале Дискита, к ступеням которого ведет тропинка, находится статуя Будды Майтреи и большой молитвенный барабан. В залах на втором этаже здания изображены суровые защитники буддизма и другие божества. Также в монастыре есть библиотека, в которой хранятся тибетские и монгольские тексты.

У подножья холма, на котором расположен монастырь, находится резиденция Верховного Ламы долины (пхотонга), а на самом холме, немного выше монастырских построек, стоит храм Лачхунг со статуей Чже Цонгхапы. Неподалеку расположился монастырь Хундур. Монастыри Дискит и Хундур окружены древними белыми буддийскими ступами.

Среди любителей живописных картин Ладакха Дискит Гомпа известен тем, что с его крыш открываются восхитительные виды на Нубрскую долину. Возле детской школы построен новый храм со статуей Буды Майтрейи — Будды Будущего, возвыщающейся-плывущей над долиной Нубра.

История

Монастырь Тиксе

Территориальная протяженность Ладакха во время правления короля Ньимагона около 975-1000 гг., Как описано в «Истории Западного Тибета » А.Х. Франке, 1907 г.

Наскальные изображения, найденные во многих местах Ладакха, указывают на то, что этот район был заселен еще в эпоху неолита .

Tibétanisé в X – м  веке, Ладакх был ранее населяли племена Dardes и Монс. В X – м  веке, в эпоху раздробленности , Nyimagön, потомок императоров Тибетской империи , переехал в Шей и , таким образом , образует первый тибетский династии Ладакх, в Lhachens. На рубеже XV – го и XVI – го  века, кузен филиал принял власть под именем Namgyal династии .

Королевство Марьюл , основанное Лхаченом Дпалгиимгоном около 930 года, находилось на этой территории до его аннексии Дограами в 1842 году.

В конце XVII – го  века, после срыва отношений с Тибетом, в царствование Гуши Хан , король монгольской хошуты Тибета и Лобсанг Гьяцо , 5 – й Далай – лама , духовный лидер, новое правительство пытается вторгнуться в королевство Гуге который находился под контролем Ладакха. Затем Кашмир помогает Ладакху в восстановлении его суверенитета, цена этой помощи регулируется Темисгамским договором 1684 года.

В начале XIX – го  века в соседнем Джамму Dogras и Пенджаба заинтересованы в Ладакх. После нескольких вторжений генералу Зоравару Сингху  (in) удается подчинить ладакхцев и продолжить завоевание Тибета, где он будет убит. Тибетско-Ladakhi мирный договор 1842 года был подписан в резиденции гулаб Сингх . Тибет и Ладакх подтверждают свои границы и подтверждают свою приверженность дружбе. Что касается конфликта 1681–1683 годов, эта война была больше экономической, чем религиозной или территориальной; действительно, цель состоит в том, чтобы контролировать торговлю шерстью. Тибетско-Ladakhi мирный договор 1842 года был утвержден в 1852 году нового торгового соглашения.

Карта Китайской империи 1836 года, составленная Адрианом-Хубертом Брюэ, внутри которой находится «  Малый Тибет  », включая «  Ладак  ».

Княжество Джамму и Кашмир в конечном итоге вторгнется в королевство  (в) , положит конец его независимости в 1842 году и повлечет, в долгосрочной перспективе , Его интеграцию в Британскую Индию .

Оригинальная территория королевства теперь разделена между Индией, Пакистаном и Аксайчинами , районом завоеванного Китаем после китайска-индийского конфликта в 1962 году .

Административный статус Ладакха долгое время занимал местные политические партии, осуждающие исламизацию региона и утрату культурной и религиозной самобытности Ладакха из-за статуса этого огромного региона, превышающего штат, в котором он находился.

В 5 августа 2019, индийское правительство отменяет статут автономии Джамму и Кашмира , а затем принимает парламентом закон, отделяющий Ладакх от Джамму и Кашмира, которые становятся территориями Союза на31 октября следующий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий