Ангкор-Ват. Одно из первых посещений.

Где находится Ангкор Ват?

Когда-то в юго-восточной Азии был огромный процветающий город. Руины сооружений хранят секреты исчезнувшей цивилизации.

Камбоджа находится на юге полуострова Индокитай. В джунглях, в 300 километрах от берега моря стоял город под названием Ангкор. В самом его центре расположен Ангкор-Ват. Он окружён рвом с водой и занимает территорию длиной 1,5 километра и шириной 1,3 м. Слово «ват» означает храм. Это индуиское святилище возвели в 12 веке. Гигантский архитектурный комплекс уже существовал в камбоджийских джунглях, когда в Европе, вступившей в высокое средневековье, только начиналось строительство Собора Парижской Богоматери и Пизанской башни.

Правила посещения

Ангкор Ват – не действующий храм в строгом понимании этого слова, однако на территории действуют правила, несоблюдение которых карается штрафом, аннуляцией входного билета или заключением.

  • В храме нельзя лазить на строения, скульптуры и закрытые лестницы.
  • Царапать, подписывать, забирать осколки песчаника или иным образом повреждать достопримечательность.
  • Курить на территории.
  • Селфиться на фоне монахов;
  • Женщинам запрещено подходить к буддистским монахам или прикасаться к ним;
  • Входить в храмы с открытыми коленями или плечами. Одежда должна быть с рукавами. Платок, накинутый на плечи, не даст права посещения.
  • Запрещается подавать милостыню.

История храма Ангкор Ват

Честь возведения храма принадлежит царю кхмеров Сурьяварману II, взошедшему на престол в 1113 году, а сам Ангкор Ват появился благодаря убийству, совершённому правителем. Четырнадцатилетний принц, позднее объединивший империю кхмеров, убил своего дядю и занял трон.

К тому времени Ангкор уже был столицей, изобилующей храмами королей-богов, правящих с 802 года. Причём каждый пытался перещеголять остальных в пышности и высоте постройки. Все религиозные сооружения были посвящены Шиве – одному из верховных богов индуизма, олицетворяющему мужское начало и космическое сознание.

Сурьяварман же воздвигает храм в честь Вишну, хранителя и создателя Вселенной, стража справедливости и порядка. Недаром башни города-храма напоминают цветки лотоса – непременного атрибут Вишну, символа чистоты и свободы. Ангкор Ват, который строился более 30 лет, становится самым величественным религиозным сооружением, однако его ждёт судьба всех остальных храмов Ангкора.

Бог Вишну
Статуя Вишну в Ангкор Ват

Счастливая звезда империи кхмеров быстро закатывается. История Ангкор Вата надолго покрывается мглой после двух разрушительных набегов тайцев. Захватчики разграбляли сокровищницы города и убивали жителей. Постепенно столица пустеет, и её поглощают джунгли.

Если бы не Анри Муо, французский путешественник, наткнувшийся на великолепные каменные постройки во время своего путешествия в 1860-м году, мир долго не узнал бы об Ангкоре. С тех пор храмы Камбоджи тщательно восстанавливаются, а гости страны могут за небольшую плату бродить среди чудесно сохранившихся барельефов и великолепных зданий кхмерской постройки.

Что двигало узурпатором, решившим создать зримое воплощение своего могущества в камне? Желание «оплатить» грех убийства, гордыня и осознание своей «богоданности» или же необходимость подкрепить свои притязания на трон самым великим храмом в Ангкоре, уже увенчанном великолепными постройками, увы, современникам узнать не дано. Но что бы ни лежало в основе грандиозного плана, воплощение до сих пор приводит в восхищение и недоумение историков, архитекторов, строителей и туристов со всего мира.

Сакральная нумерология Ангкора — совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) — срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года — земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени — Все возвращается на круги своя…

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) — Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей — созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион — наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор — это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

  • На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;
  • Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц — (216:3=72), (216:2=108). 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — это 216 разделенное на два;
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);
  • Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;
  • Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину — 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;
  •  Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно — 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и… улыбаются)))

Когда лучше посещать

Летом – в самый разгар отпусков – не рекомендуется отправляться на изучение древних построек в Ангкоре. При хорошей погоде там очень многолюдно. Кроме того, есть риск быстро обгореть на солнце или «поймать» солнечный (либо тепловой) удар.

Внутри храмов в жаркий сезон толпится немало народа, потому рассмотреть все детали декора, побыть в тишине, сделать хорошие фотографии едва ли получится.

Желая с комфортом провести время, действительно насладиться красотами места, лучше начинать путешествие в период с первых чисел ноября и до конца февраля. В указанный отрезок времени наступает «сухой сезон», потому погодные условия будут подходящими для длительных прогулок.

Находиться на территории храмового комплекса можно с пяти утра и до шести-семи вечера. Лучшее время для посещения – вторая половина дня, когда солнце не слепит, или раннее утро (в 05:00-06:00), чтобы насладиться завораживающим рассветом на фоне храмовых построек.

Дополнительная важная информация для путешественников:

  • Одевайте максимально удобную и легкую обувь, так как придется много ходить пешком; не забудьте головные уборы, если отправляетесь на экскурсию в ясный солнечный день;
  • Возьмите воду, что-либо перекусить, мелкие деньги и сладости; на территории храмового комплекса всегда много детей-попрошаек, от которых «откупиться» можно конфетами или монетками; однако внутрь святилищ следом за туристами они не заходят;
  • Если планируете самостоятельное изучение места, заранее продумайте, какой маршрут вам подойдет и какое примерное количество времени потребуется; при желании нанять экскурсовода из числа местного населения можно прямо возле храмов;
  • Цена билета на один день составляет примерно сорок долларов; около семидесяти долларов стоит билет, рассчитанный на три дня и действительный в течение недели; на семь суток входной билет обойдется в восемьдесят долларов, использовать его нужно за календарный месяц;
  • Самые тихие и спокойные места Ангкор-Вата – пруд перед самим храмом и задняя часть святилища;
  • Брошюры, сувениры, карты и напитки продаются у входов в архитектурные памятники;
  • Постарайтесь не ездить на автобусе в Камбодже с наступлением темноты, это опасно;
  • Фотографировать буддийских монахов (или с монахами) разрешается только с их согласия; девушки и женщины не должны к ним прикасаться.

Оставляйте комментарии, а также подпишитесь на обновления ресурса, чтобы не пропустить новые интересные публикации. Ярких вам впечатлений и незабываемых путешествий! До скорой встречи!

Когда ехать в Ангкор Ват (Камбоджа)

Как можно скорее, количество туристов, желающих увидеть Ангкор Ват в Камбодже, растет с каждым годом. Храмы конечно никуда не денутся, но атмосфера может потеряться. Кроме того, некоторые постройки древнего города периодически закрываются на реставрацию.

Если говорить о погоде в Камбодже, то межсезонье в этой части Камбоджи – с июня по октябрь, толпы людей поменьше, цены пониже. Осенью в конце периода дождей все зеленое и наименее жарко по отзывам. Лучшее время – ноябрь-декабрь, на это же время приходится пик туризма. Самый жаркий месяц – апрель. С мая по октябрь – период дождей. Популярное время посещения храмов Ангкора у наших туристов – зима. Мы были в феврале, в это время высокая влажность и небольшая облачность. Не самое лучшее время для фотографии, но зато нет сжигающего солнца.

Лучшее время для посещения Ангкор Ват в любое время года – раннее утро, когда храм открывается для посетителей и до обеда, во время завтра – около 9 часов утра и во время обеда – около полудня посетителей меньше, особенно организованных туристических групп. 

История храмового комплекса Ангкор Ват

История Ангкор Ват тесно связана с возвышением Кхмерского королевства в XII веке. Я прочитала несколько книг по истории и архитектуре кхмеров и сейчас кратко расскажу вам о самом главном – о строительстве блистательного храмового комплекса Ангкор Ват.

Бум строительства храмов Камбоджи произошел из-за соединения вскормленных на камбоджийской земле индийских традиций вперемешку с яванскими. Этот эффект сразу же выделил кхмеров среди соседей. Они начали строить храмы двух типов:

  1. Храм-гора в виде ступенчатой пирамиды, посвященные Шиве;
  2. Храм на уровне земли для почитания предков.

Оттачивая архитектурное мастерство и порой совмещая несовместимое или создавая нечто уникальное, жители Ангкорской империи пришли к тому, что храм-гора по форме и содержанию стал не актуальным, и они сосредоточились на создании храмов на уровне земли.

Кто построил Ангкор Ват – историческая справка

Статуя вишну в Ангкор Ват

Чтобы разобраться, кто построил Ангкор Ват, давайте сначала обратимся к истории. В начале XI века на политической арене кхмеров царили грандиозные перемены. Сурьяварман I был более склонен к буддизму – по личным ли предпочтениям или по политическим – но он стал вносить буддистские элементы в строительство храмов. Таким образом была уравновешена власть брахманов, которые к этому времени ощущали свою мощь так, что построили свой собственный храм – Бантей Срей.

Сурьяварман завоевал Дваравати, буддистское государство в центральном Таиланде, а его приемники, казалось, уже и не жили в Ангкоре, ведь долгое время никаких новых кхмерских храмов не появлялось. Зато был возведен Пхимай (на территории современного восточного Таиланда), будто временно центр власти сместился туда.

Так что когда на кхмерском троне воцарился Сурьяварман II, надо было принимать решительные меры и возвращать центр туда, где и было ему место, как было задумано на заре становления империи. Король воевал и строил. Империя кхмеров занимала огромные размеры, а Ангкор Ват стал обретать свои привычные очертания.

Особенности архитектуры Кхмерской империи

Все в истории Кхмерской империи говорит о поступательном развитии, о методе проб и ошибок. Может, именно этим она и отличается от многих других древних цивилизаций, где технология строительства появлялась сразу, а затем ухудшалась со временем, пока не терялась совсем. В Египте не было веков учения, не было курсов пирамидостроителей. В Перу и Боливии самые впечатляющие достижения – самые древние, такие как Саксайуаман или Ольянтайтамбо. После приходит эпоха подражателей. А вот в Камбодже ясно виден процесс последовательного развития и оттачивания архитектурного мастерства.

Ангкор Ват

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий