Личные отношения с индийцами

Гуроны

Гуроны — ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, — их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам — мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы — они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Сиу (дакота, тетон-лакота, накота)

Пожалуй, лучше всех жизнь и обычаи индейцев сиу (точнее – сиу-дакота) описала в своей трилогии «Сыновья Большой Медведицы» Лизелотта Вельскопф-Генрих – немецкая писательница и историк.

Из её произведений вполне можно почерпнуть все основные сведения об этом большом племени, насчитывавшем к началу XIX века около 35 тысяч человек: сиу были типичными кочевниками Великих Равнин, охотились на бизонов, вели войны с соседями (кроу, пауни, шошонами и т.д.), выбирали в каждом роду «мирных» и военных вождей, разграничивавших между собой соответствующие обязанности, и т.д.

Вообще, сиу – это семь родственных племён (оглала, брюле, хункпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие). На Великих Равнинах они были наиболее могущественными, а также и наиболее «организованными»: каждое лето племена сиу собирались все вместе на Совет Семи Костров, чтобы обновить родственные связи, обсудить общие проблемы, выбрать четырёх главных лидеров и т.д.

Ещё в начале XIX века сиу заключили с белыми договор об отношениях и разграничении земель, который, естественно, вскоре был неоднократно и беспардонно нарушен со стороны «колонизаторов».

Последней каплей терпения сиу стало начало строительства железной дороги через их земли без разрешения хозяев (вследствие чего бизоны ушли в другую часть Великих Равнин, и у индейцев возникли проблемы с пищей).

Начавшаяся в конце 1870-х гг. Великая Война Сиу (к которой присоединились многие соседние племена) стоила как индейцам, так и белым поселенцам и армии США немалых жертв и закончилась, как нетрудно догадаться, поражением сиу и переселением их в резервации.

Сегодня племя сиу насчитывает почти 120 тысяч человек.

Могикане

В голове сразу возникает название романа Дж. Фенимора Купера «Последний из могикан», не так ли? Да, писатель был почти прав: сегодня от былого достаточно крупного (более 35 тысяч человек) союза 5 племён под одним общим названием осталось максимум 150 потомков, живущих в Коннектикуте.

Эти соседи ирокезов, делаваров, гуронов и т.д. либо частично растворились среди них, либо приняли культуру и обычаи белых людей и ассимилировались среди европейцев.

Именно могикане одними из первых стали сотрудничать с пришельцами из-за океана: они заключали с ними торговые договоры, поставляли меха и продукты собственного земледелия и т.д., приняли христианство ещё в начале XVIII века.

В годы Войны за независимость могикане приняли сторону США, охотно помогая американцам в качестве скаутов, но всё-таки были изгнаны со своих земель новопоселенцами.

Апачи


Не меньше крови попортило европейским колонизаторам ещё одно индейское племя, кочевавшее на «спорных» землях между мексиканцами и американцами – воинственные апачи. Вообще-то, это общее название шести достаточно крупных племён, из которых ярче всех проявили себя в войнах с белыми чирикахуа-апачи и липан-апачи.

Они делали набеги не только на испанцев и французов (которые первыми заняли территории будущих Мексики, Техаса, Луизианы и т.д.), а позже – на мексиканцев и американцев, но и на соседние племена индейцев (причём были крайне жестоки с пленниками).

Больше всего апачи прославились своим талантом к «партизанской войне»: они умели напасть совершенно неожиданно и скрыться за считанные минуты.

Среди них было немало военных вождей, наводивших ужас даже на бывалых ветеранов противника: Колорадо, Кочис, Викторио, Юх, Найче. Но наиболее известным среди них стал Джеронимо, продолжавший вести войну с армией США ещё четверть века после того, как индейцев Великих Равнин загнали в резервации (до 1886 года).

Сегодня апачей насчитывается порядка 112 тысяч.

Ирокезы

И, наконец, ирокезы – Союз Пяти Наций (сенека, кайюга, онондага, онейда, мохок) под одним общим названием. Кто же не слышал о самых жестоких, бесстрашных и воинственных индейцах в районе будущей границы США и Канады (от реки Гудзон до озера Эри)?

Опять же, в первую очередь скажем за это спасибо Дж. Фенимору Куперу. Союз ирокезов был не просто формальной конфедерацией, – они имели даже официальный устав, «записанный» в виде вампума (ракушек, нанизанных на нитку в определённом порядке).

В этот Союз ирокезы, кстати, позже принимали и неродственные им племена, пожелавшие жить по их законам и традициям (за это, конечно, получая защиту и военную помощь).

Вообще-то, название «ироку», происходящее из языка соседних алгонкинских племён, означает «гадюки». Нда… Ирокезов они явно «недолюбливали», – и было за что: не отличавшиеся кротким нравом и постоянно совершавшие набеги на гуронов, могикан, делаваров, отава, эри и т.д., после прихода европейцев ирокезы принялись расширять владения за счёт территорий соседей с двойным энтузиазмом.

Чем активнее они торговали мехами бобров сначала с голландцами, затем с французами и англичанами, тем быстрее таяла популяция этих животных на их землях, – нужно было «обновлять ресурсы».

В итоге сила и влияние Союза Пяти Наций стала настолько велика, что европейцы (тоже боровшиеся между собой за североамериканские территории) старались почаще использовать её в качестве союзника.

Увы, это, в конце концов, и привело Союз к краху, – в постоянных войнах он истощил свои силы и стал уже не нужен новым хозяевам континента. Ирокезов рассеяли по разным резервациям США и Канады.

Сегодня их насчитывается около 125 тысяч человек.

Навахо


Навахо – одно из самых многочисленных на сегодняшний день племён индейцев Северной Америки (их более 280 тысяч человек). Живут они, главным образом, на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.

В отличие от многих соседей, навахо были оседлыми индейцами, занимались земледелием (выращиванием кукурузы), скотоводством и охотой, а также владели ремеслом: гончарным делом, плетением корзин, ткачеством и т.д. (позаимствовав эти умения у своих предшественников на этой территории – индейцев пуэбло).

После прихода белых земли навахо сначала принадлежали испанцам, экспансии которых племя долго сопротивлялось (но при этом заимствовало у них много полезного: например, коневодство, выращивание плодовых и деревьев хлопка, производство сыра и т.д.).

В 1860 г., после войны за территории нынешних штатов Техас, Нью-Мексико, Невада и т.д. между Мексикой и США, индейцы навахо оказались в американской резервации (которая сегодня имеет полуавтономный статус и даже собственных президента, суд и полицию).

В годы Второй мировой войны индейцы навахо, служившие в армии США, получили известность, как лучшие шифровальщики – «говорящие с ветром» (дело в языке навахо, – настолько редком и сложном, что его не понимал никто из противников).

Индейцы после второй мировой войны

Семейные отношения и семья у индейцев Соединенных Штатов после второй мировой войны претерпели существенные изменения, обусловленные всем ходом социально-политического развития страны и интеграцией коренного населения в американскую экономику. Это особенно проявилось с 60-х годов, когда начались бурный отток индейцев из сельского хозяйства в другие отрасли производства и связанное с ним быстрое увеличение доли городских жителей. Достаточно напомнить следующее: если к началу 60-х годов в сельском хозяйстве было занято свыше 33% коренных американцев, а в городах жило не более 26% их, то в 70-х годах соответственно — 2 и 50%

Наконец, важно подчеркнуть, что упомянутые обстоятельства привели к изменению социального состава индейского населения, которое из преимущественно мелких сельских хозяев превратилось в наемных работников. В 1980-х годах по найму работало более 80% коренных жителей США, тогда как двумя десятилетиями ранее — менее 35%.

Наиболее важной проблемой существования современной индейской семьи является устойчивость ее как особого социального института. Статистика показывает, что у коренных американцев в этом отношении ситуация достаточно стабильна: в 60-х годах семьи образовывали свыше 80% официально зарегистрированных индейских хаусхолдов, в 70-х — 82 и в 80-х — более 77%

Эти показатели, заметно превышающие общенациональные, в первую очередь связаны с весьма высоким уровнем брачности индейцев: в 80-х годах в браке состояли более 49% индеанок в возрасте старше 18 лет и почти 50% мужчин. Впрочем, средние данные по брачности варьируются в зависимости от возраста индивидов. В возрастной группе 18—25 лет число женщин, заключавших брак, в 1,5 раза больше, чем мужчин, что объясняется несколько более высоким в среднем возрастном вступлении в брак последних. В группах 26—35 и 36—45 лет показатели брачности у обоих полов почти одинаковы. После 45-летнего возраста доля женщин, состоящих в браке, начинает постепенно превышать аналогичную долю мужчин, причем в группе старше 65 лет довольно значительно — в 1,5 раза. Это объясняется более низкой средней продолжительностью жизни лиц сильного пола и как следствие — довольно большим числом (около 44 тыс.) овдовевших индианок, чья доля среди совершеннолетних женщин составляет почти 10%.

Падение престижа семьи и брака, затронувшее Соединенные Штаты Америки в истекших десятилетиях, коснулось, правда в меньшей степени, и коренных американцев. В начале 60-х годов доля лиц каждого пола среди индейцев, состоявших в браке, была выше, чем в начале 80-х — соответственно 55 и 61%.

Из факторов, подрывающих устойчивость семьи, следует выделить разводы, число которых постепенно увеличивается. В 1960 г. доля лиц среди коренного населения, состоявших в разводах, равнялась 4,7% у мужчин и 5,2% у женщин. К 1970 г. эти показатели увеличились до 6,3 и 9,3%, а к 1980 г. достигли 10,5 и 14,1%. Конечно, они более низкие; чем у остальных жителей Соединенных Штатов, однако тенденцию к росту количества распавшихся браков у индейского населения отрицать нельзя. Но более серьезная проблема здесь, на наш взгляд, заключается в резком увеличении числа юридически неоформленных разводов среди актов такого рода. Если в 60-х годах подобные случаи носили единичный характер, то в 80-х на их долю пришлась без малого 1/3 всех разводов, причем число женщин, брошенных своими мужьями, превышает аналогичный показатель для мужчин в 2,4 раза.

Апачи

Апачи — типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо. Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX — начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши», названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу — красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги — у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение — собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака, а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Жизненные правила

7

Важно слушать и слышать слова и желания других. Дайте человеку возможность говорить от души, никогда даже не старайтесь переделать кого-либо

Даже если вы с чем-то не согласны, можете поговорить об этом после того, как выслушаете.

Дайте человеку возможность говорить от души, никогда даже не старайтесь переделать кого-либо. Даже если вы с чем-то не согласны, можете поговорить об этом после того, как выслушаете.

8. Обсуждение человека за его спиной – табу

Пожалуй, не существует такой нации, которая не любит сплетничать, однако, индейцы уверены, что таким образом человек привлекает негативную энергию, которая обязательно вернется в двойном размере.

9. Научитесь прощать

Каждый из нас ошибается

Крайне важно уметь прощать, когда человек совершает наивный или глупый поступок.. 10

Отрицательные мысли наносят вред вашему здоровью

10. Отрицательные мысли наносят вред вашему здоровью

Индейцы уверены, что плохой настрой отрицательно сказывается на нашем психическом здоровье, духе и физическом теле

Очень важно поддерживать положительный настрой, а также находить хорошее даже в самые сложные времена.. 11

Природа – это наша неотъемлемая часть, но вовсе не наша собственность

11. Природа – это наша неотъемлемая часть, но вовсе не наша собственность

Природа – это матушка Земля, которая подарила каждому из нас жизнь, потому она является нашей частью. Это неотъемлемая часть нашей жизни, которая дарит нам пищу, воздух и все остальное. Никто не в праве считать природу своей собственностью.

12. Наши дети – это дорога в будущее, их необходимо уважать

Наши дети вырастают, чтобы быть невероятными умами будущего. Отношение к ним должно быть очень хорошим. Их нужно уважать также, как и взрослого.

Правила в жизни человека

13. Нельзя даже пытаться ранить чьи-либо чувства

Если вам доведется разбить сердце человека, то не сомневайтесь, ваше обязательно тоже будет болеть. Специально кого-то ранить – это ужасно, и в большинстве случаев такого рода поведение заканчивается весьма плачевно.

14. Откровенность и честность – наше все

Даже ради собственного спасения не нужно лгать. От правды пользы будет гораздо больше, хотя изначально она может и навредить.

15. Вы должны создать в своей жизни здоровый баланс на всех фронтах

Не стоит возлагать на кого-то слишком много ответственности за какой бы то ни было аспект вашей жизни. Относитесь с теплотой к своему духовному, ментальному, эмоциональному и физическому я. Однако, будьте внимательны, чтобы не переусердствовать в какой-то из областей.

16. Рассуждайте и мыслите здраво

Никогда не забывайте о том, что мысли материальны, и за все, что вы делаете, возьмите ответственность на себя.

17. С уважением относитесь к чужой собственности

Никогда не прикасайтесь без разрешения и не наносите ущерб тому, что принадлежит другим людям.

18. Не пытайтесь быть кем-то другим

Не разрешайте другим людям отводить вас от своего собственного «я». Если вы не можете быть верным самому себе, не ждите от себя верности кому-либо другому.

19. Не предавайте свои жизненные убеждения, при этом уважайте другие точки зрения

Разрешите людям жить так, как они выбрали, следовать выбранным идеалам. У вас нет права судить других, потому что это только их жизнь, с которой они могут делать все, что им захочется.

20. Делитесь с людьми своим благополучием и счастьем

Если вам повезло в чем-то, то обязательно подумайте о тех людях, которым повезло меньше, чем вам. Будьте добры к людям и милосердны, особенно к тем, что хуже вас устроен.

Правила, о которых мы вам сегодня рассказали, появились несколько сотен лет назад, однако, существует одна причина, по которой эти законы по-прежнему актуальны: природа человека не измениться никогда, и крайне важно осознавать последствия каждого своего действия.

Придерживайтесь этих правил, и вы не ошибетесь.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное — у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов — ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

  • Ирокезы не носили соответствующую прическу — она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

  • Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

  • Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США — британцы. Быть союзником ирокезов — плохая примета.

Индейцы в США в 80-е годы

Итак, семья коренных жителей США к 80-м годам нашего столетия стала двухпоколенной и небольшой по численности. Но по мере ее выделения из расширенного родственного коллектива малая семья попадала под воздействие разного рода негативных факторов социоэкономического порядка (безработица, высокая стоимость жизни, проблема жилья и т.п.). Не имея цементирующей основы, каковой ранее являлась совместная производственная деятельность ее членов, нуклеарная семья, в свою очередь, стала подвергаться разрушению, проявившемуся в постоянном, хотя и медленном по американским меркам росте числа разводов, как формальных, так и неформальных. Следствием этого явилось неуклонное увеличение числа и доли неполных семей, в основном матрифокальных, т.е. состоящих из матери и ее несовершеннолетних детей. Если в 60-х годах таких семей у индейцев было 9 тыс. и они насчитывали менее 14% от их общего числа, то в 70-х годах их стало уже 17,9 тыс. (18,3%). В 80-х годах количество неполных семей достигло 50,2 тыс., а доля — 25%, т.е. почти каждая четвертая индейская семья состояла из матери и детей, и таким образом без отца росло около 107 тыс. молодых коренных американцев. Кстати сказать, распространенность матрифокальных семей — также косвенное свидетельство отмирания исторических традиций индейских племен, обеспечивавших нормальное существование семьи, лишенной кормильца, например обычая левирата или обычая поселения брата совместно с семьей овдовевшей сестры и т.п.

Эволюция типа индейской семьи от большой к малой стала причиной изменения ролей ее членов, главным образом пожилого и преклонного возрастов. Представителям данных возрастных категорий, чье ведущее положение в системе взаимоотношений большой семьи ранее определялось ее бытовым укладом и закреплялось поведенческими нормами, в нуклеарной семье с иным социальным климатом в буквальном смысле не нашлось места (особенно в городах). Пожилые люди, подчеркивалось, в частности, в заявлении Индейского совета по делам пожилых в г. Лос-Анджелес, пребывают в состоянии тяжкого морального кризиса. С одной стороны, он порожден материальными причинами: превращение из кормильца семьи в иждивенца многими индейцами воспринимается крайне болезненно. С другой стороны, это обстоятельство усугубляется факторами социокультурного порядка. Оторвавшись от своих общин, в которых их уважаемое положение освящалось традицией и … подчеркивалось системой родства, утратив свою социальную функцию — передачу молодежи культурных ценностей своего племени, пожилые городские индейцы… лишились в глазах своих молодых родственников непререкаемого авторитета… что еще больше усилило бремя преклонного возраста», — отмечалось далее в упомянутом документе.

Минусы отношений с индийцем

Несмотря на массу положительных характеристик женихов-индусов, у них есть и отрицательные стороны, о которых лучше узнать заранее. Например, девушкам, начинающим встречаться с индийцами, стоит быть готовыми к:

  • излишней сентимениальности (в Индии не принято скрывать свои чувства, поэтому нашему человеку может быть тяжело с личностью, которая слишком чувствительна, например, парень вполне может себе позволить расплакаться);
  • языковому, культурному, религиозному барьеру, который часто выступает камнем преткновения во время коммуникации, усложняет процесс обмена мыслями и чувствами;
  • патриархальному образу мышления (в традиционной индийской семье муж является главой семьи, добытчиком и хозяином, а жена — его прислугой; и хотя молодые индийцы стараются быть прогрессивными и отходить от этих стереотипов, от женщины они часто подсознательно ждут обслуживания и боготворения);
  • навязчивости парня (влюблённый индус стремится 200% времени проводить с любимой, постоянно звонит и пишет, не дает передышки, что часто напрягает наших девушек);
  • гиперопеке (многие мужчины в Индии настолько входят в роль мужа еще до женитьбы, что не дают возлюбленной шагу без них ступить, постоянно диктуют что, когда и как делать, сильно ограничивают свободу);
  • страсти к подколкам (парни обожают смеяться над возлюбленными, подкалывать их, даже доводить до истерики своими шуточками – яркие эмоции считаются нормой в отношениях);
  • необязательности и непунктуальности (люди в Индии часто не держат свое слово, могут легко и часто менять планы, почти никогда не приходят к назначенной встрече вовремя);
  • отсутствию цветов (в Индии не принято дарить цветы на свидания, однако есть вероятность, что воспитанный на западных фильмах, мужчина вспомнит про эту традицию во время отношений с иностранкой).

К минусам романтических отношений с индусом стоит отнести и его чрезмерную зависимость от семьи. В Индии есть поговорка, что выходя за мужчину замуж, женщина выходит замуж за его семью. Это означает, что с требованиями и правилами семьи придется считаться, а в самых тяжёлых случаях семья может выступить против отношений с иностранкой и против такого брака. Если же брак будет заключён, то невестке стоит готовиться к совместному проживанию с родителями мужа и остальными родственниками, что далеко не всегда даётся нашим девушкам легко. Конечно, чаще всего, семьи, принимающие иностранку к себе, стараются относиться к ней лояльно и не требуют многого, ищут компромиссы. Но бывают и исключения, поэтому лучше заранее познакомиться с семьей парня-индийца – прежде, чем планировать свадьбу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий