Цели миграционной политики России

Содержание и основные направления реализации миграционной политики Российской Федерации

Содержание миграционной политики определяется теми целями и задачами, которые государство ставит перед собой в области управления миграционными потоками на соответствующем этапе исторического развития.

Впервые вопросы разработки и реализации миграционной политики были поставлены в России еще в девяностых годах, после распада Советского государства. В качестве основного акта нормативно-правового регулирования миграционных процессов на тот момент действовал указ главы государства, закрепляющий федеральную миграционную программу.

В качестве основных целей и задач программа называла:

  • упорядочение миграционных потоков;
  • ликвидацию отрицательных последствий стихийной миграции;
  • формирование нормальной среды для осуществления мигрантами своих прав и обеспечения гуманного отношения к ним.

В 2012 г. главой государства была утверждена концепция политической деятельности в области миграции до 2025 г. Концепция государственной миграционной политики в стране предусматривает в качестве основных целей реализации миграционной политики следующие:

  • соблюдение требований национальной безопасности, обеспечение защищенности и благосостояния населения страны;
  • стабилизация численности населения страны и увеличение ее;
  • обеспечение адекватных нужд экономики в рабочей силе.

Основные направления реализации миграционной политики в соответствии с концепцией остаются в целом прежними. На повестку дня ставятся вопросы:

  • привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, которые бы смогли обеспечить инновационное прогрессивное развитие экономики;
  • привлечение лиц с иностранным гражданством или без гражданства на территорию страны на постоянной основе для увеличения численности населения.

Реализация первого названного направления миграционной политики требует формирования на территории страны среды привлекательной с точки зрения инфраструктуры, финансов, поддержки государства для высококвалифицированных иностранных специалистов. Другими словами, Россия должна составлять конкуренцию другим странам в борьбе за наиболее ценные трудовые ресурсы.

При этом и на сегодняшний момент Россия остается малопривлекательной страной для высококвалифицированных трудовых ресурсов; в основном сюда прибывают лица из стран СНГ, при этом необходимо отметить, что молодое поколение эмигрантов в отличие от их предшественников не имеет необходимого уровня образования, плохо владеет русским языком, имеет недостаточные навыки и умения профессиональной подготовки.

Программа добровольного переселения в РФ

Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами. Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года. За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях. Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян. Если соискатель входит в одну из представленных групп, а также знает русский язык, уважает законы РФ и имеет положительную репутацию, его примут в России и предоставят ряд льгот и привилегий.

Чтобы стать участником программы, соискатель обязан обратиться в УФМС или российское дипломатическое представительство за рубежом и представить документы, удостоверяющие личность, и подтверждающие наличие оснований для участия. В течение двух-трех недель сотрудники организации проверят все данные и сведения, после чего предоставят соискателю свидетельство. Именно этот документ даст право претендовать на все льготы и бонусы. Стоит отметить, что государство предоставляет существенную финансовую поддержку переселенным соотечественникам, пособия, подъемные и т. д. Привилегии достанутся только при условии, что человек переселится в приоритетный регион. Список субъектов РФ, доступных для расселения, довольно большой, но не включает перенаселенные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Сущность миграционной политики государства

Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция. Замечание 1. Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется

Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.

Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:

  • Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
  • Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Миграционная политика государства 410 руб.
  • Реферат Миграционная политика государства 230 руб.
  • Контрольная работа Миграционная политика государства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах

Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги

Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.

Замечание 2

Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.

Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.

Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.

Государственная политика РФ в сфере миграционного права

В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России. План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2020 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).

Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:

  • решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
  • улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
  • гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
  • сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
  • достижение баланса на рынке труда в России.

Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ. Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов. Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.

Миграционная политика Европейского союза

В настоящий момент европейское объединение, состоящее из 28 стран, не имеет общей миграционной политики из-за разногласий стран-участниц. После того как в 2015 году основной приток иммигрантов, просящих о статусе беженцев, прибыл в Европу, ещё в течение пары лет количество подобных прошений хоть и уменьшилось, но не иссякло. В 2022 году ЕС продолжает бороться с теперь уже нежеланными, но все прибывающими на его территорию беженцами из североафриканских, южноазиатских и ближневосточных стран.

Итак, мнения по поводу принятия беженцев в ЕС диаметрально противоположны. Одни страны считают, что принятие беженцев – это гуманитарная необходимость, они готовы предоставлять специальные помещения для их проживания, организовывать социальную помощь и пособия, тратить средства на их интеграцию в европейское общество. К таким странам-альтруистам относятся Германия, Италия, Швеция, Голландия, Франция. Другие страны стали просто своеобразными проходными коридорами для мигрантов на пути к центру Европы, где предоставляют наиболее выгодные условия проживания. К „проходным“ государства относят Грецию, Турцию. Ряд стран ЕС вообще изначально отказался принимать беженцев: Польша, Венгрия, Словакия. Позже к ним присоединилась и Австрия, которая успела пожалеть о своем непродуманном решении принятия беженцев. Тот факт, что одни участницы ЕС принимают мигрантов, а другие нет, спровоцировал разлад между ними.

После сумасшедшего наплыва беженцев Европейский Союз предпринимает всевозможные меры приостановки процесса миграции. Некоторые страны просто возводят границы и стены, сдерживающие прибывающих иммигрантов. Как оказалось, „излишняя толерантность“ ЕС к проблемам других государств стала причиной европейского кризиса, продолжающегося до сих пор. Коренное население европейских стран проявляет недовольство и иммигрирует в более далёкие страны, которых не коснулась политика переселения беженцев. Например, в США, Канаду, Австралию, Китай. Часть мигрантов перемещается в более спокойную Венгрию.

Если говорить об особенностях внутренних миграционных процессов в ЕС, то жители менее благополучных стран союза стараются иммигрировать в более благополучные. Например, румыны, болгары, поляки, хорваты, венгры в больших количествах выезжают из родных государств и устремляются на поиски лучшей жизни. Конечной целью поисков становятся богатые европейские страны: Бельгия, Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция. Жители одной страны ЕС могут свободно приехать в другую страну ЕС для проживания и работы.

Основные проблемы современной миграционной политики

Согласно концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года, одной из наиболее животрепещущих проблем в стране является внутренняя миграция. Люди покидают менее развитые регионы и стремятся в крупные города с многомиллионным населением, которые и так страдают от переизбытка рабочей силы и нехватки рабочих мест. В силу таких обстоятельств возникает нарушение баланса, который частично удается восстанавливать благодаря государственной программе репатриации. Законодательство предусматривает, что в случае переезда в приоритетные для России регионы, репатрианты получат крупные денежные выплаты.

Также существенной проблемой является нелегальная миграция. Ежегодно сотни тысяч нелегалов незаконно прибывают в страну, отнимая рабочие места у российских граждан. Помимо этого, нелегалы работают не официально и не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами, оплаченными полноправными гражданами страны. Все это приносит огромные убытки РФ.

Законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно жесткие меры наказания для нарушителей. Например, даже незначительное нарушение срока пребывания в стране может стать основанием для депортации или административного выдворения, а согласно Законодательству, после таких мер пресечения нарушитель не имеет права приехать в Россию в течение 5 лет.

Также существует такая проблема как «утечка мозгов» — эмиграция высококвалифицированных специалистов. Данный вопрос был особо актуален после распада СССР, но история повторяется и сейчас требует особого внимания и эффективных методов решения. Отечественная промышленность не всегда может обеспечить всех специалистов рабочими местами, поэтому им не остается ничего другого, кроме как отправиться за рубеж. Концепция миграционной политики на период до 2025 года рассчитана и на решение этого вопроса, так что в течение скорого времени все может быть урегулировано.

Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.

Программы и механизмы внедрения законов

С учетом целей разрабатываются программы, которые стимулируют или сдерживают миграционную активность, создают условия для принятия решений, отвечающих интересам государства.

Существуют следующие инструменты миграционной политики:

  1. Требования к рабочим-иностранцам (сертификат об образовании, стаж, возраст, состояние здоровья).
  2. Введение квот на импорт рабочих.
  3. Временные ограничения.
  4. Законы, запрещающие иностранцам занимать некоторые должности.
  5. Перечень востребованных профессий.
  6. Географические приоритеты.
  7. Комплекс санкций по отношению к нелегальным трудящимся-мигрантам, поставщикам незаконной рабочей силы, работодателям, использующим нелегалов.
  8. Программы репатриации, стимулирующие отток мигрантов.

Основные проблемы

Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция. Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки. Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.

Второй глобальной проблемой миграционной сферы РФ являются нелегальные мигранты. Нелегалы есть в любой стране, и везде власти стараются искоренить данное явление. Люди из-за рубежа незаконно пересекают границу или въезжают легально, но решают не оформлять свой дальнейший статус в стране. Эти лица создают конкуренцию на рынке труда, т. к. готовы работать за минимальную оплату. Местные жители с высокой квалификацией остаются на улице из-за таких практически бесплатных работников. Нелегалы не платят налоги, но пользуются всеми социальными благами. Что отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране.

Чтобы сократить количество незаконных мигрантов, за нарушение миграционного законодательства их ждет крупное административное взыскание. Согласно административному кодексу РФ, сумма штрафа за нарушение миграционного порядка варьируется в зависимости от характера, степени и длительности совершения противоправных действий. Сумма санкций, обычно, составляет около 2000-5000 рублей. Если нарушение совершено повторно, то сумма увеличивается в два раза. При серьезных нарушениях или систематическом пренебрежении российскими законами иностранца ожидает выселение, депортация или выдворение, которое сопровождается ограничением на въезд. Таким лицам будет запрещено въезжать в Россию на протяжении трех, пяти или десяти лет.

Главные тенденции и проблемы миграционной политики

В законодательстве перечисляются основные направления миграционной политики РФ, затрагивающие сферы:

  1. Расширения возможностей для переселения на ПМЖ (упрощение процедуры получения РВП, ВНЖ и натурализации, соцзащита).
  2. Создания механизмов привлечения и использования трудящихся-мигрантов.
  3. Образовательной миграции.
  4. Пресечения незаконного движения.

Возникли и определенные проблемы миграционной политики России.

Некоторые мигранты переходят на нелегальное положение. Это влияет, в частности, на экономическую ситуацию в стране, ведь ежегодный ущерб от неуплаты налогов превышает 200 млрд рублей.

Управляющая система

Организованная трудовая миграция — один из факторов, влияющих на развитие страны.

Управление осуществляют следующие субъекты миграционной политики:

  • Главное управление по вопросам миграции (бывшая ФМС) при МВД;
  • Министерство иностранных дел;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Министерство юстиции;
  • Роструд и др.

Министерство внутренних дел, а также Минздравсоцразвития занимаются разработкой политики.

ГУВМ координирует миграционные процессы, среди которых:

  • принятие решений о выдаче/аннулировании разрешений на привлечение иностранных сотрудников;
  • лицензирование услуг по трудоустройству россиян за границей;
  • расследование административных правонарушений,
  • дактилоскопическая регистрация;
  • депортация/выдворение иностранцев.

Деятельность миграционного ведомства контролирует МВД.

Действия мирового сообщества

Хотя миграция приносит прибыль мировой экономике и повышает производительность труда принимающих стран, некоторые опасаются ее отрицательных последствий. В январе 2012 года появился Международный центр миграционной политики (MPC). Его цель — исследование вопросов глобальной миграции для управления этим процессом.

МРС разрабатывает и внедряет миграционную политику, оценивает влияние миграции на экономику и общество. Планируется создание специалистами в области демографии и права баз данных для организации эффективных систем наблюдения в разных регионах.

Цели, принципы и задачи миграционной политики США

США – страна, которая в течение долгого времени поддерживала многокультурную миграционную политику. США даже стали называть „страной иммигрантов“. Это действительно так – более 20 000 000 человек здесь проживают с официальным статусом, а ещё 13 000 000 считаются нелегалами.

Прийдя к власти, действующий американский президент Д. Трамп первым делом взялся за ужесточение миграционной политики и депортацию нелегалов из страны. В результате политика миграций в последние пару лет претерпела значительные изменения и приобрела новую направленность.

Трамп хочет сократить количество пребывающих в США иммигрантов, ставя во главе угла безопасность коренного населения. С одной стороны, позиция президента довольно понятна – возникшие в результате многокультурности этнические группировки спровоцировали формировку преступных групп, главным направлением деятельности которых является нелегальные перевоз и распространение наркотиков, организация террористических актов, вандализм и пр.

В связи с этим Трамп усиленно продвигает свои предложения по ужесточению политики миграции, но не все они были приняты Конгрессом. Большинство из них ещё находится на рассмотрении. Например, Д. Трамп предложил выделить кругленькую сумму из государственной казны на строительство защитной стены на границе с Мексикой. Поскольку стоимость установки конструкции оказалась высокой, а эффективность – сомнительной, то такой решительный шаг все ещё обсуждается в правительстве. На сегодняшний день возвели стену только на наиболее важных участках границы с Мексикой.

Еще одним шагом на пути избавления Америки от нелегалов становится пресечение программы DACA, принятой ещё Обамой. Её суть заключается в предоставлении возможности детям нелегалов проживать на территории США, причём она не даёт им права на получение гражданства, а просто является защитой от депортации. Документ, легализующий пребывание, представляет собой карту, которую необходимо периодически продлевать. Президент Трамп планирует отменить продление таких карт, в результате чего их обладатели потеряют защиту от депортации, и, соответственно, смогут быть изгнаны с территории страны.

Третьим шагом против нелегалов станет ликвидация так называемых городов-убежищ, в которых обитают этнические группы и нелегалы. Деятельность местных жителей не контролируется общепризнанным федеральным законом, а местными актами. Теперь правительство планирует перестать финансировать подобные города.

Вторым направлением деятельности новой миграционной политики США становится привлечение в страну инвесторов и других людей, которые привнесут значительный вклад в жизнь Америки. Теперь здесь с радостью будут принимать высококвалифицированных специалистов, богатых бизнесменов и инвесторов, людей с особыми достижениями в области науки, культуры, спорта и т.д. Кандидаты, не владеющие языком, не желающие слиться с национальной культурой, без высшего образования, навряд ли теперь смогут стать жителями Америки.

Чтобы избавиться от легальных, но „ненужных“ мигрантов, Трамп планирует предпринять несколько мер в области миграционной политики:

  • резко сократить число мест, предоставляемых беженцам;
  • пресечь возможность приглашения коренным жителями всевозможных родственников и оставить такую привилегию только для супругов и детей;
  • отменить всемирно известную лотерею Грин Карт, которая рандомно определяет счастливых обладателей ВНЖ уже более 30 лет;
  • нововведения в иммиграционных службах США – расширение штата работников и покупку специального оборудования для более эффективной проверки кандидатов.

До сих пор не известно, будут ли реализованы все пункты грандиозного плана Трампа, но миграционная политика США уже сейчас в ускоренно темпе начинает изменяться с плюралистической модели на ассимиляционную с элементами сегрегации.

Цели и модели миграционной политики современного государства

Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.

Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.

На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.

Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:

  1. Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
  2. Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
  3. Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
  4. Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.

Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.

К таким мерам следует отнести следующие:

  • выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
  • выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
  • лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.

Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).

Заключение

Каждая мировая держава тщательно разрабатывает стратегию миграционной политики, стараясь найти наиболее благополучных выход из сложившейся ситуации. Одни государства упрощают условия въезда и проживания иностранцев, другие, наоборот, делают все возможное, чтобы избежать мощных наплывов мигрантов. Общей проблемой для многих государств является бесконечный поток нелегалов, которые всячески пытаются обойти действующие миграционные законы. В этом направлении каждая страна также предпринимает меры, которые, по мнению правительства, являются наиболее эффективными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий