Основы Индуизма

Жертвоприношения

  1. В основе религии индуизма лежат традиции древней ведической цивилизации. Среди этих традиций есть практика жертвоприношений животных. Это очень сложное ритуальное действие, одним из результатов которого является возможность реинкарнации души жертвенного животного в тело человека в следующем воплощении. Всё дело в том, что со временем, этот сложный процесс, которым должны управлять квалифицированные священники («брахманы») превратился в формальность. Люди пристрастились к употреблению мяса животных без всякого на то основания и ритуалов.

Одним из главных принципов буддизма является – ненасилие («ахимса»). Буддизм от индуизма отличается тем, что в буддизме отвергается необходимость жертвоприношений животных. Это отличине буддизма от индуизма было необходимо для того, чтобы уменьшить бесконтрольное убийство животных, и употребление а пищу их мяса.

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Джайнисты разделились на два направленияодетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Брахманизм

Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст  Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.

Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.

Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.

Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.

Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.

Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.

Тогда же и возникло учение об инкарнации – перевоплощении души в различные тела. То есть душа – вечна и бессмертна, а мы, перевоплощаясь из тела в тело, стараемся достичь идеала, но его достичь крайне нелегко, потому что любого человека терзают страсти и неудовлетворенные желания.

Именно в брахманизме появилось учение – йога, – которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.

Но слишком суровое кастовое разделение в брахманизме породило новые направления в этой религии, которое было более демократичным и поэтому привлекало большее количество приверженцев.

Сканда – великий бог-победитель

Сканда взрослел очень быстро. На пятый день он стал посвящённым воином, получив от Агни огненное копьё Шакти. Криттики предсказали Сканде великое будущее, и их пророчество свершилось. Картикея одержал победу над тёмными демонами, противостоять которым не мог никто из богов.

Основой бога является искра, из которой он появился на свет. В “Рамаяне” Сканда описан могущественным воином, героем. Его сравнивают с пламенем и сиянием огня – он так же легко побеждает мрак и тени, как и пламя.

В “Махабхарате” Сканда воплощён в образе Махасена, предводителя войска богов. Он – мудрый полководец и отважный боец, он выступает за справедливое сражение и не терпит нарушения правил честного боя.

Нередко в сказаниях Сканду называют “отцом детей”, однако здесь не имеется в виду роль родителя. Индийцы верят, что в пору великой мифической битвы богов и асуров бог грома Индра ударил своей ваджрой (оружием), от которой в разные стороны разлетелись искры. Они превратились в юных помощников Сканды, и с тех пор появляются на поле боя рядом со своим предводителем.

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр, песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Кому подходит буддизм

Многие люди в современном обществе имеют определённые особенности своего сознания, которые заключаются в том, что человек не может представить себе, что существует НЕЧТО – более могущественное, чем он (человек).

О том, что ВСЁ в нашем мире подчиняется строгим законам, вам скажет любой астроном изучающий вселенную, учёный-биолог изучающий микромир, а также учёный-физик, изучающий законы этого мира. И жизнь человека, как кульминация самой жизни, тем более подчинена строгим законам, по которым каждому человеку придётся отвечать за свои поступки и действия, и даже мысли! Многие люди не могут просто ПОЗВОЛИТЬ себе поверить в то, что всё в этом мире подчиняется строгим законам. Человек, который сделал достаточно много плохих вещей в этом мире, просто не может поверить в то, что обязательно будет каким-то образом обязательно отвечать за это. Это слишком сильно ограничивает свободу выбора действий человека. Поэтому, если человек, по каким-то причинам не может допустить существование упорядоченных законов установленных Верховным Существом, то он вполне может позволить себе практиковать буддизм, как одно серьёзных  религиозно-философских учений. Буддизм религией сами буддисты – не называют, а считают это –  религиозно-философским учением, которое помогает человеку осознать себя, и истинное положение и ценность вещей в этом мире.

Кстати говоря, то что буддизм даёт возможность идти по пути этого религиозно-философского учения людям, которые не могут поверить в Верховного Бога (атеистам), является одной из причин и целей появления самого буддизма (наряду с ограничением убийства животных, и возможностью дать учение всем людям не взирая на касты, происхождение человека).

Вот предсказание из священного писания.

Шримад-Бхагаватам Песнь 1 Глава 3 Текст 24:

«Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны».

Здесь говорится о временах, когда не обладавшие должными качествами люди под видом ведических обрядов стали просто убивать животных, чтобы съесть их мясо. Будда же отверг ведические обряды и начал проповедь принцип ненасилия.

В стихе выше (выделенный шрифт) сказано, что Господь Будда, воплощение Всевышнего, явится в Гае, одном из городов центральной Индии (Гая). Историки могут возразить, что Будда, Сиддхартха Гаутама, родился на самом деле в Лумбини, в Непале, а его матерью была королева Махамайя. Значит, предсказание ошибочно? Но Сиддхартха стал Буддой, достигнув духовного просветления во время своей медитации под деревом Бо, именно в – Гае. Духовное просветление стало его вторым, и притом значительно более важным рождением. В ведическом обществе тех людей, которые приняли духовное посвящение называют «дваждырождёнными». Кроме того, мать Будды, Махамайя, умерла спустя несколько дней после рождения ребенка, оставив его на попечении бабушки, которую звали Анджаной. Это говорит о том, что предсказание и цель появления Будды – верно.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного себя, принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и радости, которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою жизнь. Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Мокша — это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, время, карма и пространство рассматриваются как особая сила и энергия, скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой любви к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  • Брахманы. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  • Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, детей, женщин, пожилых людей и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое владение оружием, сила и выносливость.
  • Вайшьи. Представители этой варны — земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением хозяйства.
  • Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:

  • эндогамия, возможность заключать брак только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора профессии.

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

География религий

В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:

  1. Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
  2. Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
  3. Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
  4. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.

Этимология слова индуизм

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.

Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI — XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев».

Виды медитации

  1. Буддизм отличается от индуизма особыми видами медитативных практик (способами медитаций).

В буддизме медитация состоит из практики самонаблюдения и самообладания (смрити), концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни), иначе называемую випассана.

В индуизме медитативные практики принципиально отличаются от видов медитации в буддизме. Основным видом медитаций в направлениях индуизма является концентрация внимания на одной из энергий Всевышнего (Абсолютной Истины – Источника всего сущего)

Например, концентрация внимание на всепроникающей Энергии Всевышнего («брахман», или «брахмаджьоти»). Либо, медитация на личностную форму Всевышнего

Причём, в индуизме медитация может происходить со звуком («мантра-медитация»). Здесь буддизм не отличается от индуизма. В практике буддизма также используются мантры. Но в индуизме есть мантры, которые состоят из имён Верховной личности Бога (Всевышнего). Например Маха-мантра («Великая мантра»):

Харе Кришна Харе Кришна             

Кришна Кришна Харе Харе             

Харе Рама Харе Рама                

Рама Рама Харе Харе

ССЫЛКА НА Харе Кришна Харе Рама.

По сравнению с мантрами в буддизме, которые направлены на концентрацию внимания, самонаблюдение, и т. д., мантры в индуизме, состоящие из имён Всевышнего, отличаются – гораздо более сильным воздействием на сознание человека (при соблюдении определённого состояния сознания и ума человека практикующего повторение мантры).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий