Особенности инклюзивного образования в немецких учебных заведениях

Мы И ОНИ

Размышления над ситуацией в Германии и России позволили мне сделать определенные выводы.

В нашем и немецком опыте построения инклюзии много общего. В отечественном законодательстве тоже обозначилось понятие инклюзивное образование. А в некоторых педагогических вузах появились специальные магистерские программы. Многие инклюзивные школы уже успели накопить успешный опыт. Создаются ресурсные центры для поддержки инклюзии.

Но есть и существенные различия. Первое, что бросается в глаза, – в инклюзивной школе Берлина учителей и других специалистов несравнимо больше, чем у нас. В России же те требования, которые предъявляются к школе, в лучшем случае никак не соотносятся с принципами инклюзии, а в худшем -прямо им противоречат.

Сюда входят: подушевое финансирование, приводящее к увеличению наполняемости классов, укрупнение школ, при котором разрушаются с таким трудом созданные команды профессионалов (а ведь инклюзия – это только командная работа), критерии, по которым определяется рейтинг успешности школы, зависимость образовательного учреждения и учителя от количества сдавших ЕГЭ и набранных ими баллов.

Важным аспектом построения инклюзии в Германии является то, что там на бытовом уровне распространено абсолютно принимающее отношение к инвалидам. В транспорте, на улице, в музее вы всегда встретите людей с ограниченными возможностями.

В последнее время с помощью СМИ в немецком обществе распространяется представление о том, что наличие в классе инвалида полезно для воспитания других детей, поэтому родители сами к этому стремятся.

У нас же, несмотря на формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам, многие мамы и папы против общения и обучения своего чада с особым ребенком, который, по их мнению, будет тянуть их сына или дочь назад.

Цели любого государства (как России, так и Германии) и родителей в вопросе обучения инвалидов разные. Страна заинтересована в том, чтобы эти люди были как можно более независимы в вопросах самообслуживания и соблюдали нормы жизни в социуме. Однако родители ставят более сложные задачи: они хотят максимально возможной самореализации своих детей, наличия у них работы, круга общения, а иногда и семьи.

В Германии даже находящиеся пока еще вне инклюзивного образования дети с ДЦП и аутистическими расстройствами все-таки получают высококвалифицированную психолого-педагогическую помощь. У нас же такие ребята фактически находятся дома. А дистанционные варианты и надомное обучение не могут удовлетворить родителей, так как при этом у детей нет будущего. Но поскольку каждого из таких родителей мучает вопрос «что с ним будет, когда меня не станет?», то можно полагать, что под давлением родительской общественности инклюзивное образование у нас будет так или иначе развиваться, и, быть может, даже быстрее, чем в Германии. 

Слайд 2 Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей

часть специалистов считает такой подход большой ошибкой, другая же полагает,

что при грамотном и поступательном внедрении он может принести существенные плоды.Немецкая школаВсе годы, которые подрастающее поколение проводит в получении и усвоении знаний, можно разделить на три основных этапа:начальная школа;средняя;высшая.Обязательными являются первые две ступени, которые гарантируют детям доступ к образованию как в государственных, так и в частных школьных учреждениях. Настоящая учеба для немецкого ребенка начинается в 6 лет.Длится начальная школа обычно 4 года, после можно выбрать один из четырех вариантов дальнейшего образования:основная школа;реальная;общая;гимназия.Обучение на этой ступени длится до 10 класса. Выпускники гимназии имеют возможность продолжать учебу в 11-13 классах, которые являются подготовительными для поступления в вуз. Выпускники получают Abitur (аттестат), на основании которого они могут быть зачислены в интересующий их вуз без экзаменов.

Работа в группе

Специальная поддержка, на которую могут рассчитывать инвалиды в рамках инклюзивного образования, предоставляется со стороны команды учителей из разных дисциплин. С детьми работают воспитатели, помощники, социальные работники, дефектологи, доктора, родители и заинтересованные в их судьбе представители социальных объединений. Суммарно, таким образом, реализована единая образовательная политика, позволяющая избавить ребенка от маргинальных сторон жизни и дать ему возможность на лучшее будущее. Каждый из взрослых, участвующий в процессе, несет ответственность за успех работы.

Идеология: от «невинности» через «загрязнение генофонда нации» к эре «деинституционализации»

Англия прошла все этапы отношения общества к людям с нарушениями развития: от «эры невинности» (до индустриальной революции 19 века к детям с аномальным  развитием относились как к «невинным»), через «эру иллюзий», характеризовавшейся созданием приютов, к «эре сегрегации», в период которой «умственно неполноценных» насильно отправляли в спецучреждения, считая их «источником загрязнения генофонда нации». Как и во многих других странах мира, в Англии разрабатывались программы обязательной стерилизации людей с патологиями развития. Но до этого не дошло. Окончание второй мировой спровоцировало в обществе стремление к гуманизации. 

В 1946 году в Великобритании начала развиваться «медицинская модель». В ее основе лежит концепция подхода к человеку с нарушениями развития как к больному, которому необходим уход и лечение, лучше в рамках специального стационарного учреждения. Общество уже не смотрело на обитателей этих учреждений как на воплощение угрозы всеобщей дегенерации. 1971 году правительство Великобритании выдвинуло свои предложения по улучшению системы поддержки людей с ограниченными возможностями, которые легли в основу программ, направленных на развитие услуг по месту жительства. Происходит отказ от «медицинской модели», немалую роль в этом сыграли научные исследования и достижения в области педагогической науки (работы Ж. Пиаже и Льва Выготского).

В настоящее время в стране развивается «социальная модель». Она предполагает, что человек не обязан быть «готовым» учиться в школе или работать

Акцент готовности смещается в сторону школы, общества. Большее внимание в «социальной модели» уделяется адаптации среды к особенностям человека, созданию системы социальных связей и развитию его способностей, которые могут быть востребованы там, где он живет, учится или работает

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Инклюзивность в обществе

Инклюзивная культура не ограничивается доступом к образованию и рабочим местам. Ведь так же, как и люди без ограничений здоровья, представители инклюзивных классов живут в обществе.

К примеру, активно развивается инклюзивный туризм — возможность пользоваться туристическими услугами всем путешественникам без исключения. Основной инструмент инклюзивного туризма — универсальный дизайн, который учитывает особые потребности путешественников, но при этом подходит всем категориям людей.

Инклюзивность также развивается в модной индустрии и кинематографе

В Голливуде все чаще уделяется внимание репрезентации, актеры с особенностями здоровья получают роли, популяризируется инклюзивный райдер

На 94-й церемонии «Оскар» в 2022 году награду за лучший фильм получила картина «CODA: ребенок глухих родителей», главная героиня фильма — слышащая девушка, которая живет с глухонемыми родителями и братом. Также актер Трой Коцур, сыгравший отца семейства был награжден статуэткой за лучшую мужскую роль второго плана, став первым слабослышащим актером, удостоенным «Оскара».

Открытая школа Вальдау (интегрированная общеобразовательная школа в Касселе)

Открытая школа Вальдау в городе Кассель представляет собой интеграционную общеобразовательную школу с 5-го по 10-й классы. Инклюзивный подход учебное заведение использует уже с момента приема нового ученика в коллектив. Из городского квартала Вальдау принимаются абсолютно все кандидаты. Сегодня в школу поступают заявки со всей территории города Кассель. В школе обучается почти 900 учеников, которые относятся к 24 национальностям. Каждый четвертый ученик имеет особые образовательные потребности. Успешная работа школы основывается на трех столпах ее педагогической концепции: обучение в группе в зависимости от года рождения, продленный день и самостоятельная работа.

Каждый класс имеет собственный кабинет, где помимо классной комнаты присутствуют зоны для общения, обмена опытом и других видов коммуникации. За отдельно взятый класс в течение всего времени обучения отвечает постоянная команда из коррекционных педагогов и других преподавателей. Для учителей предусмотрено отдельное помещение в пределах каждого учебного курса, где они могут проводить консультации и обмениваться опытом. При этом коррекционные педагоги работают в классе не просто в какие-то определенные часы, они могу выполнять функции классных руководителей. Совместное обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья и без них достаточно давно стало нормой для открытой школы Вальдау.

Продленный день гарантирует комплексное наблюдение за учениками. Школьный день начинается в 7:30. После двухчасовых занятий дети все вместе ходят на завтрак. Уроки для всех кончаются в 14:35, после чего предлагаются разнообразные кружки.

Под девизом «Получать знания — повышать квалификацию» в школе введено свободное обучение. Его цель — поощрять самостоятельную работу и использовать разные методы обучения. С 5 по 8 класс еженедельно выделяется от 2 до 6 часов, а в 9 и 10 классах — 3 часа для свободного обучения. В это время школьники работают самостоятельно по избранным темам.

Задача стандартных занятий — сгладить неоднородность учеников. Если с 5 по 7 класс ученики занимаются обычно в полном составе, то, начиная с 8 класса, немецкий язык, английский язык и математика преподаются в зависимости от уровня успеваемости. Начиная с 9 класса, этот же принцип соблюдается в отношении природоведения и второго или третьего иностранного языка. В любое время возможен переход между курсами по договоренности с администрацией школы.

Чтобы как можно лучше развивать детей, открытая школа Вальдау тесно сотрудничает с родителями. Уже во время поступления администрация школы и родители заключают договор о сотрудничестве. В процессе обучения они регулярно обмениваются самой разной информацией, которая касается как организации учебного процесса, так и внешкольных мероприятий. Классный руководитель в 5-м классе посещает дома каждого из своих учеников. Школьники, родители и педагоги раз в полугодие обсуждают прогресс обучения. Для каждого ребенка устанавливаются индивидуальные цели обучения. Некоторые ученики получают так называемые «педагогические отметки» для описания их школьных достижений.

Школа проверяет каждого пятиклассника на моторные навыки и способность к чтению. На основе этих результатов разрабатывается стратегия индивидуальной поддержки. Работа школьного социального работника сосредоточена на пятых классах, что позволяет достаточно рано взглянуть на индивидуальное развитие школьников и их роль в классе.

Школа работает успешно. Так, в учебном году 2011/2012 74% учеников открытой школы Вальдау после 10-го класса поступили в высшую ступень гимназии, профессиональную среднюю школу или колледж. Практически ни один ученик не покинул школу без выпускного свидетельства.

Все совершенствуется

Хотя развитие инклюзивного образования за рубежом началось около полувека тому назад, только в последнем десятилетии прошедшего столетия были опубликованы важные работы, посвященные этому вопросу

В них особенное внимание уделялось родительской самостоятельной организации, активности в обществе инвалидов совершеннолетней возрастной группы. Привлекли внимание противники узкого подхода к социализации, реабилитации, защите людей с особенными потребностями. Именно тогда впервые громко заговорили о защите прав людей, чьи возможности ограничены в силу особенностей физиологии и психики, а также о необходимости расширения их шансов во взрослой самостоятельной жизни

Именно эти публикации стали своего рода катализатором. Они привлекли внимание широкой общественности к проблеме образования инвалидов, на фоне чего разгорелись дискуссии о правах, возможностях, образовании, интеграции в общество

Именно тогда впервые громко заговорили о защите прав людей, чьи возможности ограничены в силу особенностей физиологии и психики, а также о необходимости расширения их шансов во взрослой самостоятельной жизни. Именно эти публикации стали своего рода катализатором

Они привлекли внимание широкой общественности к проблеме образования инвалидов, на фоне чего разгорелись дискуссии о правах, возможностях, образовании, интеграции в общество

История инклюзивного образования за рубежом включает немало исследований, направленных на оценку эффективности такой программы. Специалисты анализируют итоги успеваемости и финансовые вливания в разные системы обучения. Проведенные в течение практически десятилетия крупные статистические и аналитические исследования наглядно показали: интегрированная схема помогает на уровне адекватных затрат добиться больших достижений учеников, поэтому справедливо считается выгодной. Впрочем, за границей образовательные учреждения имеют право на специальную финансовую поддержку, направляемую именно для обеспечения возможностей инвалидов учиться. Чем больше таких школьников будет в учреждении, тем обильнее будет финансирование, что делает заинтересованными в привлечении особенных учеников и преподавателей, и административный состав.

Шаги школы по выявлению особых образовательных потребностей учащихся

Базовый уровень «Действия школы»

На этом уровне учитель или координатор по поддержке учащихся с ООП выявляет ребенка, нуждающегося в дополнительной помощи или помощи, отличающейся от той, которая предусмотрена обычной школьной программой. Например, у ребенка появляются проблемы с успеваемостью или поведением, и сотрудники школы расценивают это как возможное проявление особых образовательных потребностей. Информируются родители ребенка, и с ними проводятся консультации. Составляется индивидуальная программа обучения, в которой прописываются  стратегии, цели, помощь, которая должна быть оказана, а также критерии оценивания ее эффективности. Индивидуальный план должен пересматриваться, как минимум, два раза в год, но он – не совсем обязательный документ. Если поан не составляется, персонал школы обязан фиксировать свои действия по удовлетворению особых потребностей конкретного ребенка. Иногда это делается в рамках составления плана урока.

Уровень «Действия школы плюс»

Если бзовый уровень поддержки не дает полноценного эффекта, школа может начать рассмотрение вопроса о привлечении специалиста со стороны: дефектолога, логопеда. Классный руководитель и координатор  будут получать профессиональные советы и наставления от специалистов. Если наблюдения за успеваемостью и поведением ребенка показывают, что его потребности не удовлетворяются с помощью оказанных действий, школа может обратиться в местный орган образования с запросом на проведение стандартизированного обследования с последующим возможным составлением «Заключения об особых образовательных потребностях».

Уровень «Акт». «Заключения об особых образовательных потребностях»

Запрос на обследование может исходить и не от школы. Обратиться с просьбой о проведении обследования могут также родители, причем еще до поступления ребенка в школу. 

По результатам обследования может быть составлено Заключение об особых образовательных потребностях. Это достаточно большой документ, в котором дается характеристика ребенка с приложениями документов специалистов, описываются все области трудностей, которые испытывает ребенок. Далее дается подробная информация обо всех мерах по поддержке ребенка и о том, как будет осуществляться мониторинг процесса поддержки, рекомендуется тип школы, которая подходит ребенку, и предлагается та или иная конкретная школа.

Обычно Заключение составляется в отношении учащихся с тяжелыми или множественными нарушениями, хотя комиссия может отказаться составлять  его на основании того, что школа без и так уже осуществляет адекватные меры для ученика. Если же Заключение составлено, то выдавший его орган образования отвечает за выполнение всех предписанных мер. 

Большинство детей с Заключениями выбирают обучение в общеобразовательных государственных школах (61,2 процента по данным 2013 года) по сравнению со специальными школами (26,4 процента по данным того же года) , и эта тенденция продолжает прослеживаться.

Педагогическая концепция

Педагогическая работа преследует следующую цель: создать условия для индивидуального обучения всех учеников, поощрять их и стимулировать; все ребята должны вместе учиться и открывать для себя что-то новое каждый день.

Что касается таких вопросов, как разнородность и индивидуальность, то здесь руководством к действию должны служить следующие положения:

  • Как дополняют друг друга преимущества и чем компенсируются недостатки?
  • Какой вклад может внести в группу каждый ребенок?
  • Кто и как может стать друг другу взаимным помощником и партнёром?
  • Каковы потребности детей?

Благодаря индивидуальным учебным программам дети могут развивать свои собственные таланты и определять необходимые именно для них задачи и цели. При этом педагоги стремятся к следующему:

  • как можно активнее поддерживать детей в их работе над собой, но лишь в той мере, в какой это необходимо: дети не должны попасть в зависимость от взрослых;
  • бросать детям вызов, чтобы они опробовали свои собственные возможности для развития своих наиболее сильных сторон.

Качество преподавания в инклюзивной школе, как и раньше, является одной из самых сложных задач, так как почти все учебные материалы адресуются, как правило, либо обычным школьникам, либо детям с особыми образовательными возможностями. Поэтому нам приходится самим разрабатывать инклюзивные материалы для занятий, моделировать соответствующий учебный ландшафт, в котором дети могли бы пойти своим собственным путем в соответствии с индивидуальными возможностями. Базовая работа, учебные семинары и проектные недели для отдельных классов и всей школы превращаются при этом в важнейшие элементы рабочего процесса.

Чтобы в почасовом планировании выделить как можно больше места для практической междисциплинарной учебы, были созданы следующие открытые пространства:

1. Каждый день начинается с получасовой свободной работы или с недельного планирования.

2. Пятница в почасовом плане рассматривается в качестве проектного дня, который классы могут использовать самостоятельно или в сотрудничестве с другими, чтобы разрабатывать важные или интересные для них темы или проекты.

3. Занятия по интересам (в том числе и для открытия дарований), встроенные в почасовой план, предлагают детям трижды в неделю (по понедельникам, вторникам и четвергам) возможность выбрать один из кружков, которых сегодня насчитывается более 40. Тот, кто ничего не выбрал на этот час, занимается самостоятельно. Ребенок должен выбрать как минимум один кружок, но может выбрать для себя по одному кружку на каждый час из трех. Мы предлагаем следующее: игра на скрипке, саксофоне и синтезаторе, тренировки по кроссу, футбол, водные виды спорта, рыбалка, добровольная пожарная дружина, математический клуб, мастерская чистописания, театр, хор, творческая мастерская, керамика, верховая езда, йога, дзюдо, танцы, вязание спицами, крючком и много другое.

Немецкая специальная школа на рубеже Второй мировой войны

С установлением фашистской диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено министерству народного просвещения и пропаганды. В начальной школе были введены отдельные классы для успевающих и неуспевающих, а срок обучения в средней школе сокращен. Идеи фашизма и традиции немецкой национальной системы специального образования оказались несовместимы.

11 стр., 5339 слов

Адаптация детей к школе

… и на­личным уровнями адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей ор­ганизма. На втором этапе происходит мобилизация спе­цифических и неспецифических … уменьшении интенсивности катаболизма при максимальных нагрузках. Адаптация обеспечивает экономное расходование структурных ресурсов организма за счет повышения мощности – системы ресинтеза АТФ у адаптированных людей …

В период 1914-1939 гг. государство перестает заботиться о развитии специального образования.

В первые послевоенные годы в Германии число вспомогательных школ формально возросло, но это было связано не столько с заботой об умственно отсталых, сколько с решением государства вывести из общеобразовательных школ стойко неуспевающих, а также «психопатов и просто беспризорных». В результате специальная школа, задуманная и созданная как учреждение для обучения умственно отсталых и их социальной реабилитации, превратилась в своеобразную резервацию для социально неблагополучных детей.

Работа с аутистами

Взаимодействие специалистов вокруг ребенка с аутизмом выстроено по методике работы вальдорфской школы.

В Берлине есть два центра, занимающихся аутистами с ранних лет. Когда малыш поступает в школу, специалисты центра продолжают сопровождать его учебу, находятся в постоянном контакте с педагогами.

Так вот во время обучения одного из таких ребят в 10-м классе у него возникли школьные проблемы. Родители сообщили об этом руководству образовательного учреждения.

Тогда по инициативе директора в школу пригласили сотрудницу центра. Она провела три дня в учебном заведении, где наблюдала мальчика и его окружение, разговаривала со всеми взрослыми, с которыми он контактирует.

Потом запланировали совещание в центре, куда отправились ребенок, мать с отцом и все взаимодействующие с ним взрослые. Директор особо подчеркнул, что поедет и завхоз, потому что именно с ним у мальчика установились доверительные отношения.

Директор считает, что до 13-го класса мальчик в школе учиться не сможет. Поэтому руководитель школы сейчас занимается проблемой его трудоустройства, потому что на нем лежит ответственность и за его дальнейшую судьбу (равно как и любого другого выпускника). Он собирается помочь мальчику поступить на работу в фирму. Эту фирму, которая тестирует компьютерные программы, создал в 2011 году отец другого мальчика-аутиста. Данное учреждение не благотворительное, поскольку качества, необходимые для соответствующего специалиста, как раз являются сильной стороной аутистов. Там служат люди с данным заболеванием, которые не смогли найти работу, даже получив университетское образование. В перспективе здесь собираются организовать отделение для корректоров, так как и для хорошего выполнения этой работы требуются личностные свойства, характерные для человека с аутизмом.

Таким образом, получается, что школа сопровождает особого ребенка не только на протяжении периода обучения, но и во взрослой жизни.

А ведь всего лишь каких-то 10-15 лет назад в Берлине еще не было такой системы помощи людям с подобными нарушениями.

Говоря о проблеме аутизма в Германии, нельзя не упомянуть о том, что не так давно в немецкой столице открылась специальная школа для ребятишек с синдромом Аспергера.

Слияние разных школ

В Германии существуют и общие школы, где разные дети учатся вместе от начала и до конца без всякого разделения.

Первая из них появилась 14 лет назад в пригороде Берлина. Ее основатель и первый директор Хансёрг Берендт давно мечтал о подобном образовательном учреждении. Так в 1999 г. возникла школа Регины Хильдебрандт: объединились общая и специальная школа для слепых. Процесс слияния происходил постепенно. Детям, если они хотели, давали доучиться в специальном классе.

В 2005 г. это образовательное учреждение было признано школой года. Сейчас здесь 724 ученика, 12% с нарушениями. На 24 человека в классе приходятся по 4 особых ребенка; есть один ученик на коляске.

В данном образовательном учреждении 73 педагога, из них 13 коррекционных, 7 стажеров, 1 социальный работник, 6 помощников учителя, один физиотерапевт. В каждом классе имеются два равноправных руководителя. Методы все те же, что и у нас, – либо давать облегченное задание, либо предоставлять больше времени. Для параллельных классов планируются различные межпредметные проекты.

После уроков проходят обязательные курсы по налаживанию сотрудничества среди учителей

Это очень важно, поскольку команда педагогов сообща осуществляет руководство школой. А директор нужен только для взаимодействия с внешним миром

Оснащение инклюзивной школы

Вход в школу

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50 – 90 см),  длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов, дублированы шрифтом Брайля.

Классные кабинеты

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты целесообразно предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не может быть менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Кроме этого, рекомендуется оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях мог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению необходимо оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола

Особое внимание рекомендуется уделить освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с нарушенным зрением, а написанные на доске тексты нужно обязательно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка с ослабленным зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать

Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать

Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Территория школы

Принятие в Москве специального закона об образовании детей с особыми возможностями – большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды, лучшее подтверждение того, что инклюзивное образование в России больше не является экспериментом. Это официальная программа, в которой четко прописаны права и обязанности всех заинтересованных сторон.    Будем надеяться, что законодательно оформленный опыт столичных образовательных учреждений станет отправной точкой для принятия аналогичных правовых документов и в других регионах страны. Россия сделает еще один шаг на пути к признанию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными членами общества и созданию для них новых по качеству условий для получения образования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий