Политическая структура сикхов

[править] История

На протяжении тысячелетий господствующей религией в Индии был индуизм в различных формах, с незначительным меньшинством буддистов и джайнов. В начале 13 века Индия была завоевана мусульманами, которые принесли с собой свою религию — ислам. Распространение ислама привело к росту межрелигиозной вражды и нетерпимости. В этих условиях сикхизм зародился как попытка религиозного примирения. Основатель сикхизма Нанак взял с каждой из религий то, что казалось ему хорошим, и отверг все то, что на его взгляд было злым. Индуистское общество построено на основе варн, которые утверждали неравенство между людьми. Нанак провозгласил всех людей, включая женщин, равными, отбросив касты, осудив ритуал сати и практику ношения паранджи. Он взял от ислама монотеизм, а от индуизма теорию перерождения душ. Он отверг свойственные индуизму аскетизм и попрошайничество, проповедуя семейную жизнь, возразил необходимости ограничения в еде, как вегетарианство в индуизме, так и запрет есть мясо нечистых животных в исламе. Напротив, Нанак запретил употребление в пищу мяса животных, забитых ритуально. Разработанная Нанаком религия также осуждает внешние проявления религиозности — ритуалы, паломничества, храмы, существование отдельного слоя священников. Однако, Нанак поощрял благотворительность, что проявляется в бесплатном раздаче пищи в гурдварах и их открытость для людей любой веры.

Литература[ | код]

на русском языке
  • Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии: Сб. ст. — М.: Наука (ГРВЛ), 1972. — 200 с. — 1800 экз.
  • Козловский В. Д. // Религии и атеизм в Индии. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. — С. 56—85. — 208 с. — 10 000 экз.
  • Кочнев В. И. Гуру Говинд Сингх — реформатор сикхизма // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии / отв. ред.: Г. Г. Стратанович; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1973. — С. 70—88. — 224 с.
на других языках
  • Ahiuwalia M. M., Kukas, the freedom fighters of the Panjab, Bombay, 1965.
  • Cunningham J., A history of the Sikhs, Delhi, 1966.
  • Duggal, Kartar Singh (1988), Philosophy and Faith of Sikhism, Himalayan Institute Press, ISBN 978-0-89389-109-1
  • Kaur, Surjit, Amongst the Sikhs: Reaching for the Stars, New Delhi, Roli Books, 2003 ISBN 81-7436-267-3
  • Banga, Indu (2017), Knut A Jacobsen et al, ed., Brill’s Encyclopedia of Sikhism, Brill Academic, ISBN 978-90-04-29745-6
  • Khalsa, Shanti Kaur, The History of Sikh Dharma of the Western Hemisphere, Sikh Dharma, Espanola, NM, 1995 ISBN 0-9639847-4-8
  • Singh, Khushwant (2006), The Illustrated History of the Sikhs, Oxford University Press, India, ISBN 978-0-19-567747-8
  • Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its gurus sacred writings and authors, v. 1—6, Oxf.,1909.
  • . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  • Singh Gopal. Guru Nanak, New Delhi, 1967.
  • Singh, Patwant (1999), The Sikhs, Random House, India, ISBN 978-0-385-50206-1
  • Takhar, Opinderjit Kaur, Sikh Identity: An Exploration of Groups Among Sikhs, Ashgate Publishing Company, Burlington, VT, 2005 ISBN 0-7546-5202-5
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2008), Sikh Twareekh, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2008.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2012), Sikh History (in 10 volumes), publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2010–12.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (1997), The Sikh Reference Book, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 1997.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2005), Dictionary of Sikh Philosophy, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2005.

Направления сикхизма[ | код]

Музыканты — «намдхари».

Основным ортодоксальным направлением в сикхизме является «Хальса» («кешдхари»), то есть все те кто проходит посвящение в хальсу и помимо всего следуют правилам внешнего отличия сикха, установленным 10-м гуру Гобинд Сингхом (не стригут волосы, не бреются, носят кинжал и т. д.). Кешдхари составляют подавляющее большинство последователей сикхизма.

Другое, малочисленное направление — «сахаджхари» («нанакпантх»). Они не приемлют воинственности хальсы и нововведений Гобинд Сингха, следуя в большей мере порядку при первом гуру Нанаке, бреются и лояльно относятся к индуистскому влиянию. В свою очередь это направление делится на такие течения, как: «удаси» — признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари» с «ниранкари» — верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх. Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма.

Численность[ | код]

В XXI веке численность сикхов доходит до 25 миллионов, а в 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек. Большинство сикхов (83 %) проживает в Индии в штатах Пенджаб (14 млн человек, 76 % индийских сикхов и 64 % населения от населения штата), Харьяна (1 млн), Раджастхан (0,7 млн), Уттар-Прадеш (0,6 млн). Это девятая по числу последователей религия в мире.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии[источник не указан 646 дней].

После разгрома британцами сикхского государства в 1849 начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Великобритания (0,5 млн), Италия (60—70 тыс.), Канада (250 тыс.), США, Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Закон кармы

Общеизвестно, что кармические законы, которые так чтят в восточных религиях, превращают человека в заложники его прошлых деяний, и ему приходится вечно нести на себе бремя своей прошлой грешной жизни, не имея возможности хоть как-то освободиться от гнета предначертанной судьбы.

Религия сикхизма также учитывает эти законы, однако она и здесь более милосердна к людям. Согласно ее учению, Бог готов смягчать человеческую карму, и она вовсе не является чем-то неизбежно фатальным

Важно при этом вести духовную, праведную жизнь: и тогда можно рассчитывать на некоторые послабления ударов судьбы, так как человеческая личность, в этом случае, может возродиться заново, и грешник может превратиться в праведника и даже приобрести святость, достигнув просветления

[править] Учение

Сикхизм положил начало учению гуру Нанака и его последователей — десяти гуру. Сущность сикхистского учения в словах Нанака: «Осознание правды превыше всего остального. Но еще выше — вечной жизни». Сикхизм верит в равенство всех людей и отвергает дискриминацию по кастовыми, религиозными или гендерным признакам

Сикхизм не придает значению аскетизму, как пути к спасению, а подчеркивает важность семейной жизни

Сикхизм — монотеистическая религия. Бог сикхов, вахигуру не имеет формы, невидимый, находится вне времени. Священные тексты сикхов начинаются цифрой 1, что символизирует универсальность Бога. Бог вездесущий и безграничный (ик онкар). Сикхи верят, что до сотворения мира был только Бог и его воля (хуками). По воле Бога была создана вся Вселенная.

Хотя понимание Бога за пределами человеческих возможностей, Нанак утверждает, что Он не совсем скрыт от человека. Бог вездесущий во всех творениях, и для духовно пробужденного он виден в любом месте. Нанак утверждал, что Бога надо видеть внутренним зрением или сердцем: преданный Богу должен медитировать с целью добиться просветления. Медитация по мнению Нанака помогает общению между Богом и человеком. Бог сикхов не имеет пола, хотя при переводе может сложиться представление о мужском поле.

Нанак утверждал также, что Бог создал жизнь во многих мирах.

История сикхизма[ | код]

Сикхизм как религиозное течение возник в конце XV века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

  • в Бенгалию и Ассам;
  • в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
  • в Кашмир, Ладакх и Тибет;
  • в Багдад и Мекку.

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с до ), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с до ), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

Учение Нанака

Главным в учении Нанака было представление о том, что все равны перед Богом. Он отвергал кастовую систему Индии, разделяющую людей на группы властителей и подчиненных. Нанак объяснял свое учение путем аллегорических рассказов. Мораль этих рассказов в том, что люди должны честно жить сами, не используя труд других. Придя в одно селение, Нанак отказался пообедать с богатым купцом. Вместо этого он разделил трапезу с бедняком Лало.

Богач был в гневе. Чтобы объяснить свое поведение, гуру пришел к нему в дом и взял со стола кусок хлеба. Он сжал в кулаке хлеб. К изумлению и ужасу богача, из хлеба закапала кровь. Затем Нанак попросил хлеб у Лало и выжал его. На этот раз из хлеба закапало молоко. Все вокруг были удивлены. Нанак объяснил, что Лало жил честно, несмотря на бедность. Богатство же купца было нажито на несчастьях других.

Сикхское государство[править]

Основная статья: Сикхское государство

В —1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

История Пенджаба

В начале 11 века в Индию, где господствующей религией был индуизм, вторглись мусульманские народы моголов. Их основная часть прошла по плодородному сельскохозяйственному району — Пенджаб, и некоторые мусульмане осели там. Ко времени рождения гуру Нанака индуисты там жили бок о бок с мусульманами. Моголы захватили всю Северо-Западную Индию. Они удерживали власть над страной вплоть до 19 в., когда Индия перешла к Британии.

В 1947 г. Индия получила независимость. Чтобы удовлетворить требования мусульман, было образовано новое государство — Пакистан. Район Пенджаб был разделен между индуистской Индией и мусульманским Пакистаном. Сикхи и индуисты, оказавшиеся в Пакистане, были вынуждены эмигрировать. Многие из них отправились в Индию, но часть осела в США и Великобритании.

Основы веры[ | код]

Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов), но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без его приказа.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно.

Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена любви. Это не Бог одного народа — он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через имя, и таким образом появилась природа, в которой Бог растворён и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения.

Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в природе и возвращается к творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Сикхизм. Десять гуру

Редкая живопись в стиле Танджор конца XIX века. Изображены десять сикхских гуру

1. Нанах (1469-1539) – основатель сикхизма.

2. Ангад (1504-1552) – создатель алфавита гурмукхи для языка панджаби.

3. Амар Дас (1479 – 1574) боролся за всеобщее равенство.

4. Рам Дас (1534 – 1581) основал священный город Амритсаф.

5. Арджуна (1563 – 1606 ) построил Золотой Храм в Амритсафе. Он был первым сикхом, принявшим смерть за веру.

6. Хар Говинд (1595 – 1643) – первый гуру-воин, возглавивший боръьбу сикхов против власти моголов.

7. Хар Рай (16301661) распространил сикхизм в Пенджабе и по всей Индии.

8. Хар Кришан (1656 – 1664) – гуру-ребенок, сын Хар Рая, умер от оспы в возрасте восьми лет.

9. Тегх Вахадур (1621 – 1675) – принял мученическую смерть за попытку защитить индусов.

10. Говинд Сингх (1666 – 1708) основал общину сикхов — хальсу и назначил своим преемником книгу Ади Грантх.

Янус: двуликий бог

Подробнее

Синтоизм: традиционная японская религия

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес проповедь в честь праздника Вознесения Господня

Подробнее

Марс: бог войны

Подробнее

Мелеагр

Подробнее

6 мая православные верующие чтят память великого мученика Георгия Победоносца

Подробнее

3. Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)

Сикх на фоне Золотого храма

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других — наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет права об этом рассуждать, чтобы тебя к чему-либо принудить.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхизм: символы и знамя сикхов

На гурдварах обычно развевается знамя сикхов, которое называется Нишан Сахиб. Оно представляет собой оранжевое полотнище с символом кханда (иногда можно встретить написание ханда) в центре. Древко флага тоже обернуто оранжевой тканью. Ткань флага и ткань вокруг древка можно менять на третий день праздника Вайсакхи. Сикхи относятся к знамени Нишан Сахиб с большим уважением, потому что оно олицетворяет единство сторонников их религии во всем мире.

Флаги сикхов в руках детей

  • Символ сикхизма называется кханда. Он олицетворяет главные принципы вероучения.
  • Бесконечный круг называется кхакра и обозначает верность и единство сикхов.
  • Скрещенные кинжалы напоминают сикхам об их обязанности защищать свою веру.
  • Обоюдоострый меч, кханда, олицетворяет божественную правду. Он дал название всему символу.

Символ сикхизма

Интересно, что оранжевый цвет имеет важное значение ещё в одной религии, которая также зародилась в своё время на полуострове Индостан. Это буддизм, который стал затем и мировой религией

Оранжевое одеяние носят монахи-буддисты.

Сикхи, держащие мечи кханда

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий