Религия Сикхизм в Индии

История сикхизма

Религиозное течение, проповедующее равенство всех людей, возникло в начале 16 в. в Индии, стране, в которой и по сегодняшний день классовое деление не упразднено. Основателем данной религии, считающейся чем-то усредненным между иудаизмом и исламом, стал странствующий гуру Нанак.

Отец-основатель сикхизма путешествовал по Индии и близлежащим странам около 15 лет, призывая людей к равенству и служению на благо других людей. Гуру мечтал о том, что бы индийские жрецы (брахманы) и неприкасаемые могли сидеть за одним столом, как люди, имеющие одинаковые права.

Завершив свое путешествие, духовный учитель Нанак основал сикхскую общину в Пенджабе, назвав это место «обителью веры». Община сикхов была настолько хорошо организована и структурирована, что со временем переросла в отдельное государство в государстве, имеющее своих вождей, законы и идеологию.

Первое время должность гуру переходила по наследству, но в 17 в. 10-й по счету гуру упразднил эту традицию, передав власть коллективному органу – религиозной общине, называющейся хальса. Однако, уже в 18 в., сикхи вынуждены были разделить общину на 12 мисалей – объедиений воинов. Правда позже, после кровопролитных войн с моголами и афганцами, сикхи вновь добились объединения мисалей в конфедерацию. В 1820 году одному их сикхских князей удалось собрать под сенью своей власти все 12 объединений воинов. Но, к сожалению, сикхский союз потерпел поражение в войне против колонизаторов из Великобритании и распался окончательно.

Сикхизм сегодня

Сегодня насчитывается порядка 22 млн. последователей гуру Нанака. Больше всего сикхов проживает в индийском штате Пенджаб. Хотя, после завоевания Индии Англией, многие сикхи разъехались по другим британским колониям, так как их охотно нанимали в военные подразделения и платили неплохие деньги за работу. Так что за пределами Индии проживает порядка 15% от всей численности.

Сикхов легко узнать по длинной бороде, яркой чалме и ярким одеждам. Хотя из-за чалмы многие принимают последователей гуру Нанака за мусульман.

Сегодня роль Великого гуру выполняет священная книга «Ади Грантх», к которой каждый сикх относится как к человеку, выказывая ей уважение.

В штате Пенджаб любой желающий может познать, что такое сикхизм, посетив золотой храм Амритсар.

Амритсар – это и памятник архитектуры, и воплощение задумки отца-основателя религии равных, и главый символ сикхизма.

Этот храм – самая большая столовая в мире, которую может посетить любой человек, не зависимо от социального статуса, национальности или вероисповедания.

Идею такой столовой выносил и воплотил в жизни сам Великий гуру. И вот – уже 400 лет — Золотой храм ежедневно принимает в своих стенах порядка 100000 человек. И, как и мечтал учитель Нанак, за одним столом восседают, откинув всякие условности, люди разных социальных статусов, религий и национальностей.

В Амритсаре каждый день трудится около 2000 сикхов, не получающих за эту работу ни рупии (только те, кто уже проработал на кухне этой столовой некоторое время и способен обучать других, получает чисто символическую плату за свою работу). Так последователи гуру Нанака воплощают в жизнь свое предназначение – служение на благо людей.

Сикхизм

Сикхизм,
религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского
субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469–1539). Сикх, слово
санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». К 1990
сикхскийпантх(религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из
которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.

Нанак, по
происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65
км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив
религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение
божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу(обитель веры) в
Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.

Учение Нанака
строится вокруг концепции «нам» («божественного имени»), которое означает все,
что может быть постигнуто относительноАкал Пуракх (Бога). Акал Пуракх не имеет
формы, но его дивные дела видны всюду, как во внутреннем, так и во внешнем
мире, что свидетельствует о неизменности цели Акал Пуракха. Медитация на эту
тему обязательно входит в повседневную дисциплину сикхов –«нам симран»
(«напоминание божественного имени»), которая может заключаться в простом
повторении священных слов, таких как«сат нам» («истинный есть имя») или
«вахигуру» (популярное у сикхов современное наименование Бога), в распевании
стихов гуру или во внутренней медитации. Выбор метода зависит от силы и
темперамента индивида. В конечном счете должна быть достигнута высшая гармония
духа, освобождающая человека от цикла перерождений.

Нанак сделал
свою религию открытой для всех желающих, вне зависимости от кастовой
принадлежности, предшествующих деяний или пола. Превыше всего Нанак ставил
внутренний характер богопочитания, не нуждающегося во внешних проявлениях или
предметах культа. Корни учения Нанака можно найти в северо-индийском
движениисантов. Сантыкатегорически отрицали принятие Богом формы – Бог
былниргуна («не имеющий качества»). Во многом эту доктрину дополнили натхи,
последователи полумифического гуру 12 в. Горакнатха. Натхи настаивали на чисто
внутреннем характере веры. Кроме того, в северной Индии за 500 лет до Нанака
утвердился ислам, и некоторые суфийские школы истолковывали Коран в духе,
напоминавшем учение сантов. Поэта-санта Кабира (1450–1518) чтили и мусульмане,
и индуисты, ряд его гимнов впоследствии вошел в священное писание сикхов.

Учение Нанака
нельзя рассматривать ни как сочетание верований индуистов и мусульман, ни как
просто вариант индуистской традиции. Для Нанака вера и религиозная практика как
индуистов
, так и мусульман могли быть либо истинными, либо ложными: истинными,
если в них утверждалась память «нам» в душе человека, но ложными, если вера
предполагала обожествление храмов, мечетей, идолов, паломничеств, священных
текстов, т.е. внешних атрибутов. Считалось, что Нанак-пантх (община Нанака)
стоит вне традиционных религий Индии. Потребовалось почти четыре столетия,
чтобы среди сикхов сформировалось представлению о том, что они не мусульмане и
не индусы, а отдельная религиозная община.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий