Раскопки древнего города в Камбодже

Сакральная нумерология Ангкора — совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) — срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года — земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени — Все возвращается на круги своя…

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) — Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей — созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион — наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор — это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

  • На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;
  • Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц — (216:3=72), (216:2=108). 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — это 216 разделенное на два;
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);
  • Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;
  • Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину — 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;
  •  Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно — 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и… улыбаются)))

Советы, рекомендации, впечатления

Рекомендация: по возможности, посетите Ангкор Ват два раза – утром (на рассвете) и вечером (на закате). Это не значит, что нельзя приходить сюда днем, конечно можно, но в лучах восходящего и заходящего солнца храм выглядит более выгодно и интересно.

Чтобы увидеть рассвет, лучше быть на территории храма не позднее 6:30 утра, хороший свет и отражение в воде примерно до 7:00.

Несмотря на ранний час, туристов, охотящихся за красивыми кадрами очень и очень много. Все они кучкуются в одном месте – у водоема перед храмом, так как именно здесь можно заполучить снимки с отражением храма в воде.

Вечером, на мой взгляд, Ангкор Ват выглядит чуть менее загадочно и интересно в плане света, но тоже достойно. Возможно, если соизволят появиться облака, кадры будут более выгодными.

По поводу заката: главное, попасть на территорию Ангкор Вата до 17:00, потом можно там хоть до темноты находиться, выгонять не будут, а если и будут, то слышала, что можно договориться за небольшую плату.

Предостережение №1: не думайте, что Ангкор Ват можно посмотреть быстро, в полчаса точно не уложитесь. Он реально большой, а в галереях скрываются сотни метров барельефов. Мы никуда не спешили, так как на Ангкор у нас было 7 дней, поэтому провели в Ангкор Вате аж 5 часов, за это время практически ни разу не присели.

Предостережение №2: так как Ангкор не действующий храмовый комплекс, в нем можно ходить в любой одежде, никаких ограничений нет. Это действует на всей территории, но есть одно «НО». В главный храм Ангкор Вата в шортах/короткой юбке и майке вас не пустят. Необходимо, чтобы ноги и руки были закрыты. Меня не пустили из-за того, что я была в майке, накинутый на плечи шарф не прокатил. Так что наденьте брюки или длинную юбку (последнюю можно просто взять с собой и накинуть на месте) и прихватите рубашку.

Совет №1: остерегайтесь обезьян, будьте с милыми мартышками начеку. Почему? Да хотя бы потому, что эти, милые на первый взгляд, хулиганы могут доставить массу хлопот. Воруют все, что плохо лежит, особенно головные уборы, бутылки с водой и все, что торчит из кармашков рюкзака. Думаю, могут и телефон спокойно утащить или еще что-нибудь ценное. Еду вообще лучше у них на виду не доставать.

Там, где туристов много, обезьянки ведут себя спокойнее и порой охотно позируют перед камерами.

Но стоит отойти подальше, где людей меньше, а они чувствуют себя хозяевами, начинают вести себя нагло и порой весьма агрессивно.

Совет №2: берите побольше воды, Камбоджа не отличается прохладой и когда вокруг раскаленные камни, а тени порой не найти, вода может быть на вес золота.

Вопросом еды, кстати, тоже лучше озаботиться заранее, вряд ли вы захотите тратить драгоценное время на поиски места, где накормят, тем более, таковых на территории Ангкора не так уж много.

Совет №3: помните о мелочах! Уж чего-чего, а этого добра в Ангкоре много, главное, не забывать им любоваться, пытаясь успеть все, да побольше. Посещение Ангкора – это ваши впечатления, а не забег на скорость.

Совет №4: если есть возможность, то оставьте осмотр Ангкор Вата напоследок. Конечно, если у вас всего один день, выбора особо не будет. Если же есть хотя бы три дня, посмотрите сначала менее грандиозные храмы, а самые большие и значимые (в том числе и Ангкор Ват) оставьте на десерт, чтобы впечатления шли по нарастающей. Мы с Андрюсиксом в свое время именно так и сделали, и это было на 100% верным решением.

Впечатления: в целом Ангкор Ват понравился. Хотя, честно признаться, ожидала от него еще большего после всех прочитанных хвалебных отзывов и общего ажиотажа вокруг этого комплекса. Возможно, свою злую роль сыграли преувеличенные ожидания, возможно то, что это уже был четвертый день среди ангкорских камней.

То, что Ангкор Ват обязателен к посещению – даже не обсуждается, но я бы не советовала ждать от него чего-то внеземного. Думаю, если это будет первый храм, который вы отправитесь смотреть, он произведет более яркие впечатления, но потом остальные, особенно маленькие, на его фоне могут показаться совсем скучными. Думайте сами, решайте сами ))

Надеюсь, мои советы и рекомендации сделают посещение Ангкор Вата для вас еще более легким и приятным.

Другие археологические памятники кхмерского искусства

Несколько других городов, сопоставимых с городами Ангкора, были построены на других местах, в основном во времена Джаявармана VII , в том числе:

  • Бенг Меалеа , 70  км к северо-востоку
  • Бантей Чмар ( провинция Бантей Меан Чей )
  • Прасат Муанг Синг , в современном Таиланде .
  • Преах Хан (Компонг Свай)  (en) ( провинция Преах Вихеар ) крупнейший кхмерский город-монастырь (4,5  км 2 )
  • Та Пром в Тонле Бати , в 30  км к югу от Пномпеня ( провинция Такео )
  • Ват Банон ( провинция Баттамбанг )
  • Ват Нокор ( провинция Кампонгтям )

Эти места сочетают в себе большое защитное ограждение, гидравлические устройства ( bārāy ) и храм с множеством символических ограждений в стиле Преах-хана Ангкора.

Lidar Инициатива Камбоджийский Археологические , в течение двух Лидарные кампаний (2010-2015, 2015-2020 гг), в рамках координации французской школы Дальнего Востока с 2012 года, указаны сайты Махендрапарвата , Бэнгмеалеа , Preah Khan (Компонг Svay)  (en) и Бантей Чхмар .

Махендрапарвата

Махендрапарвата – древний затерянный город в Камбодже, который ежегодно привлекает массу туристов со всех уголков мира. И это не удивительно – в наше время людям всё чаще хочется прикоснуться к древнему миру, когда не было не только интернета, но даже автомобилей.

Название «Махендрапарвата» в переводе означает «Город великого Индры» и относится к священной горе, где когда-то был освящён первый король империи кхмеров. Произошло это в 802 году.

Чем же ещё город будет интересен для путешественника и каким образом его можно посетить?

Местоположение

Махендрапарвата находится в 40 километрах к северу от комплекса Ангкор-Ват на склонах плато Кулен.

Камбоджа – удивительное государство в Юго-Восточной Азии. Там проживает более 16 миллионов человек! Все они чтят свою культуру и традиции – более 80% жителей являются кхмерами. С 1993 года государство является конституционной монархией, там до сих пор правит король.

Культура Камбоджи подвержена сильному влиянию со стороны индийской культуры. Особенно это относится к языку, искусству, а также многому другому. Вот почему это отличное место для того, чтобы открыть для себя что-то новое и постичь дух жизни, которая существенно отличается от той, к которой мы привыкли.

Но Махендрапарвата – не обычный город неизвестной страны, в котором вы сможете без проблем пообщаться с местными жителями. Это древний город, который исчез с лица земли.

Обнаружили его только в 2013 году, когда археологическая экспедиция провела процедуру воздушного лазерного сканирования.

История

Считается, что город был основан в 802 году! В это время царствовал Джаявармана 2, который считается основателем империи кхмеров. Это государство существовало с 9 по 13 век и достигло своего расцвета в 12 веке. После этого империя ввязывается во многочисленные войны, теряет накопленное богатство и терпит набеги врагов, после чего к 14 веку полностью прекращает своё существование.

Правление царя было освящено на священной горе, которая теперь называется Пномкулен. Основанный город стал одной из трёх столиц империи наряду с Амарендрапурой и Харихаралайей.

Недалеко от города находится плато Кулен, исследованное в 30-х годах прошлого столетия. Здесь были обнаружены неизвестные ранее храмы и статуи Вишну – верховного божества из индуистской мифологии. Оно имеет отношение к распространённому до сих пор культу Кришны.

Это место считается первым настоящим горным храмом. Впоследствии царь, основавший этот город, переехал в другую столицу. Учёные предполагают, что это было связано с отдалённостью Махендрапарваты от остальной империи.

Как попасть в древний город

На данный момент Махендрапарвата – место туризма, куда приезжает множество путешественников. Проводятся специальные экспедиции, во время которых туристы приезжают на территорию города на несколько дней и постепенно исследуют самые интересные его части.

Попасть на такую экскурсию довольно просто – необходимо связаться с организаторами подобных экспедиций и уточнить всю нужную информацию. Во время поездки вы сможете посетить несколько десятков старинных заброшенных храмов.

Такое приключение подарит ощущения на всю жизнь! Кроме того, можно искупаться в водопаде, погулять по тропическому лесу и территории города, а также посетить соседний древний город Харшаварапура, который также был столицей древней империи.

Удобный тур вам поможет подобрать наш менеджер. Конечно же, с вами всегда будет гид, который не только расскажет об особенностях архитектуры города и покажет интересные маршруты, но и поможет сделать так, чтобы у вас остались исключительно положительные эмоции от поездки.

Махендрапарвата – древний город, который в своё время был развитым и густонаселённым. Он примечателен ещё и тем, что до 2013 года никто не знал о его существовании. А теперь вы можете отправиться прямо туда, чтобы своими глазами увидеть старинные постройки, полюбоваться красотой природы и узнать о древней империи, которая когда-то достигла расцвета, но потеряла всё и исчезла с лица земли, но не из памяти человечества.

История небесного дворца

В IX-XIII веках здесь процветала могущественная цивилизация – империя кхмеров, в состав которой входили Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Лаос. Утверждая свое могущество, кхмеры возводили грандиозные строения, среди которых Ангкор Ват – храм религиозного комплекса, который сохранился до наших дней. Храм – место паломничества туристов.

Кто создал Рай на Земле

Древняя столица Кхмерской империи – Ангкор площадью 200 га с населением 1000 000 человек стала местом возведения невиданного до того времени храма. Город-храм (так переводится Ангкор Ват) построен в 1150 году н.э. при царе Сурьявармане II. Царь занял трон в 14-летнем возрасте, лично убив своего дядю, действующего кхмерского правителя. Самозванец, не смущаясь, поведал подданным о своем божественном происхождении.

Чтобы уверить в этом народ, Сурьяварман приказал построить Рай на Земле – величественный храм Ангкор Ват. Храм выстроили в небывало короткий срок – 35 лет, но повелитель почил раньше окончания строительства.

Прах божественного посланца кремировали и поместили в каменный саркофаг посреди храма, ставшего царской усыпальницей. Кхмерские храмы не строились для собрания верующих, они возводились как место обитания богов, доступ в которые был открыт только для жрецов и монархов.

Обнаружение древнего сооружения

Известностью в мире храм Ангкор Ват обязан французскому путешественнику и натуралисту Анри Муо, который случайно обнаружил сооружение, путешествуя по Индокитаю.

Величие увиденного сооружения потрясло ученого, который записал: «Храм непостижим для ума. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании.

Гений создателя этого творения связал в единое целое различные части с таким искусством, что остается только удивляться. Исполнение этих грез под силу лишь одареннейшим».

Особенности строительства

Храм Ангкор Ват – образец индуистской архитектуры, посвящен богу Вишну. Ангкор Ват в Камбодже построен из 5 миллионов тонн песчаника. Каменные блоки нарезаны ровно и плотно прилегают друг к другу, так что между ними не входит лезвие ножа.

Камни, подогнанные друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Камни неправильной формы и вогнутости соединены между собой, словно пазлы. Современные технологии не способны повторить кладку.

Каменные блоки древние строители транспортировали по водным каналам из каменоломен, находящихся на плато Кулен в 40 км от места строительства. Внешние стены храма выполнены из литерита – камня, который легко обрабатывается, но затвердевает на воздухе, как гранит.

Почему город покинули люди

500 лет тому назад город-храм покинули люди, оставив на милость джунглей, и ушли осваивать новую столицу королевства Пномпень. То, что случилось, кажется странным. Ведь Ангкор Ват был процветающим городом. Плодородная земля давала 3 урожая риса в год, озеро изобиловало рыбой, а густые леса – дичью.

Каждый новый правитель устраивал город так, что центр старого города оказывался на окраине нового. Город-гигант рос, постепенно превращаясь в город храмов, пока в 1431 году его не захватили тайские войска. Город обезлюдел, влажный климат с буйной растительностью превратил столицу в руины, и джунгли постепенно поглотили ее.

Ангкор Ват внутри

Ангкор Ват – огромная трехступенчатая пирамида, состоящая из трех платформ, следующих одна за другой. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Террасы соединены друг с другом многочисленными лестницами. На верхней террасе – пять башен в форме лотоса.

Четыре башни – по углам, самая высокая – в центре высотой 42 метра, высота храма 65 метров. Башни соединены узорчатыми стенами, украшенными барельефами 1500 танцующих прекрасных богинь.

Все постройки Ангкор Вата, выполненные строго и четко, покрыты пышными украшениями. В храме сотни скульптур. Каждый камень украшен резьбой. Внутри храма нет места, где не коснулась бы рука резчика.

Многокилометровая резьба по всем ярусам храма, поражающая качеством проработки деталей, выполнялась на уже установленных блоках. Работа резчиков сложная: ошибку исправить трудно, испорченный блок в стене пришлось бы заменять.

Сотни барельефов на стенах храма с изображением мифологических сюжетов древнего индуизма и сцен из жизни богов и богинь. Оживляют барельефы образы воинов и слонов, змей, рыб и обезьян.

Тысячи фигур, изображенных на барельефах, отражают сцены из дворцовой и военной жизни в дни индуистского правления. На колонне храма изумленные ученые обнаружили изображение травоядного динозавра – снеготавра, который вымер десятки миллионов лет назад. Где кхмеры увидели его, остается только гадать.

Восточные и южные храмы

К востоку и югу от Прасат Том еще много сооружений. Просто выходите на главную дорогу и следуйте по ней, пока не сделаете круг, осматривая все храмы на пути. Но сначала посетите небольшой храм прямо напротив входа в Прасат Том.

Храм Срот

Вы увидите храм прямо через дорогу от входа в Прасат Том. Он состоит из двух групп длинных залов, каждый из которых образует прямоугольник, окружающий внутренний двор. Однако коридоры храма не соединены. Стилистически они напоминают кхлеангов в Ангкор-Томе.

Возможно, Храм Срот раньше был частью Прасат Тома. 

Святилища линги

Далее вы встретите ряд из пяти святилищ, в каждом из которых находится отверстие для линги. Эти сооружения были вырезаны из цельных скал, чтобы пропустить еще больше божественной энергии из этого места.

Интересно, что у всех святилищ в этом ряду отсутствует крыша.

Прасат Кракап

Первое, что вы заметите в Прасат Кракапе, — это необычный дизайн его дверного проема. Такие же треугольные фронтоны есть только в двух других храмах: Бантей Срей, близ Ангкора, и Преах Вихеар, в горном массиве Дан Грек. 

Но Прасат Кракап был освящен в 928 году, опередив два других на несколько десятилетий.

Прасат Пле Бенг

Этот храм отличается необычно большими воротами. В былые времена он был полон статуй различных индуистских божеств.

Сейчас от него остались руины.

Прасат Чрап

Еще один храм в этом районе, отличающийся простой планировкой тримурти, которая была популярна в те времена. Необычно, что прасаты обращены на запад, как и некоторые другие храмы в этой части города. 

Ученые предполагают, что они были построены так, чтобы смотреть на барай (искусственное водохранилище), хотя точная причина неизвестна.

Прасат Оп Он

Этот храм состоит из одного святилища. Предполагается, что он был построен после правления Джаявармана IV, но тоже в 10 веке. 

Несмотря на то, что Кох Кер функционировал как столица только 20 лет, это место не было заброшено, как только место власти переместилось обратно в Ангкор. Более поздние короли, вплоть до Джаявармана VII в конце 12-го века, продолжали добавлять в город новые сооружения.

Прасат Дамрей

“Дамрей” переводится как “слон”. И этот храм изобилует образами слонов. В первую очередь он был посвящен Шиве, чьим сыном был бог-слон Ганеша. 

Здесь же вы можете найти резьбу с изображением трехголового слона Индры Айраваты.

Прасат Кхар

Еще один загадочный храм на территории Кох Кер в Камбодже. Ученые считают, что на большом пьедестале храма когда-то располагалась массивная лингва, достигающая в высоту 3 метров. Однако, как и от линги с вершины пирамиды Прасат Том, от нее ничего не осталось.

Рядом с храмом находятся резные изображения животных и богов на камнях. Это очень напоминает резьбу на вершине горы Кулен в месте под названием Кбал Спин. Резьба по камню, подобная этой, довольно редка в древних кхмерских руинах.

Начало пути: три маленьких храма

Первые три сооружения, с которыми вы столкнетесь, прибыв в этот район, — одни из самых интересных в Кох Кер. Рекомендуем вам ненадолго остановиться и изучить все три храма. 

Прасат Прам

Прасат Прам — это хорошо сохранившийся храм, который соответствует стандартной планировке храмов 10-го века. В нем вы найдете три святилища прасата, выстроенные в ряд, с двумя строениями перед ними, которые известны как «библиотеки». До сих пор точно никто не знает, как использовались библиотеки. Есть две версии: там хранили рукописи и статуи божеств или помещения использовались для особых церемоний в честь бога огня Агни.

Прасат Прам постепенно сливается с джунглевыми зарослями, образуя картину, похожую на кадры из фильма “Лара Крофт: Расхитительница гробниц”.

Прасат Неанг Кхмау

Особенность Прасата Неанг Кхмау заключается в том, что он полностью почернел. Возможно, это результат лесного пожара, который произошел когда-то в прошлом. Но сейчас этот небольшой храм с одним святилищем выглядит очень необычно.

Но есть еще несколько уникальных аспектов этого одиночного прасата. Несмотря на то, что он посвящен богу Шиве, храм обращен на запад, в то время как все другие храмы Шивы, построенные кхмерами, обращены на восток. Кроме того, резьба на притолоке над дверью выполнена в виде редкого изображения божества Брахмы, хотя сейчас это едва ли можно разобрать из-за эрозии.

Прасат Чен

Этот храм имеет ту же планировку, что и Прасат Прам. Но Прасат Чен — единственный храм в городе, посвященный божеству Вишну. Сегодня от прасата остались практически руины, но когда-то именно в этом храме были впервые обнаружены некоторые из лучших шедевров кхмерского скульптурного искусства.

В восточной башне была скульптура сцены из эпоса Рамаяны о Валине, сражающемся с Сугривой. Нашли останки этой скульптуры в 1952 году. А в 2012 году в Прасат Чене было сделано еще одно открытие. Археологи обнаружили группу статуй, изображающих борьбу Дурьодханы с Бхимой, — главную сцену из эпоса Махабхараты.

Но это еще не все. В 2014 году исследователи обнаружили еще три пьедестала, на которых не осталось ничего, кроме ног статуй. Остальные части статуй были украдены в прошлые года. 

Одной из таких статуй оказалась знаменитая скульптура Ханумана, которая долгое время хранилась в Кливлендском музее искусств. Как только связь была установлена, статую немедленно передали  в Камбоджу. Считается, что в Денвере также хранится статуя Рамы, которая, вероятно, стояла рядом со скульптурой Ханумана. На момент написания статьи этот культурный объект до сих пор не был возвращен в Камбоджу.

Пруд Андун Пэн

Приближаясь к главному храму комплекса, вы увидите небольшой прямоугольный пруд. Этот искусственный водоем очень напоминает Королевский пруд рядом с бывшим дворцом в Ангкор-Томе.

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

  • Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
  • В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
  • В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
  • Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
  • В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
  • Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
  • Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
  • В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
  • Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
  • В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
  • Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
  • Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками «золотого сечения»

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Габриэль Аббе, «  Строительство мифа  », История ,апрель 2020, стр.  52-59 .
  2. ↑ и Ив Сен-Жур , «  Спасательная миссия  », L’Histoire ,апрель 2020, стр.  58 .
  3. Ален Форест ( реж. ) И др. , Современная Камбоджа , Ученые Индии,21 ноября 2008 г., 525  с. ( ISBN   ) , часть I, гл.  1 («Чтобы понять современную историю Камбоджи»), стр.  130-131
  4. (in) , Программа исследований Ангкора – структура , Сиднейский университет (по состоянию на 10 июля 2014 г. )
  5. (в) , Пресс – релиз на ,14 июня 2002 г.(по состоянию на 10 июля 2014 г. )
  6. (ru) «  В Пномпене сгорело посольство Таиланда  », Le nouvelle Obs ,30 января 2003 г.
  7. (ru) «  Скандал с сандалиями  », Cambodge Soir ,24 января 2008 г.

«Пирамида Смерти» Прасат Пранг

Собственно Кох Кер — это такая же кхмерская столица, как и намного более известные Ангкор Том или город вокруг Ангкор Вата, например. Столиц таких многочисленные кхмерские правители понастроили вагон, за что нынешние потомки им должны быть страшно благодарны.

Гвоздь программы Кох Кера, из-за которой все и тащатся сюда из Сием Рипа 3,5 часа в один конец — это знаменитая в узких кругах любителей Камбоджи и пришельцев пирамида. Главный храм пышной столицы действительно был выстроен в IX веке в виде правильной ступенчатой пирамиды, очень похожей на пирамиды инков. Пишут, что они находятся ровно в противоположных частях планеты. У кого есть глобус?

Ни до, ни после Кох Кера кхмеры таких пирамид не строили, продолжают все. На самом деле строили: в Ангкоре есть похожий храм Baksei Chamkrong, правда он не такой масштабный. Но пирамида и правда для кхмеров очень необычная. Вот такая:

Коли уж на то пошло, египтяне тоже сначала строили ступенчатые пирамиды, и в Междуречье, да и у нас в Москве прям на Красной Площади, кхм, что-то я отвлеклась.

Еще одно отличие пирамиды от остальных кхмерских храмов, и по мнению некоторых, свидетельство участия инопланетного разума — это качество отделки каменных блоков облицовки пирамиды. Блоки эти действительно отлично отшлифованы и до сих пор пригнаны очень плотно друг к другу. Вблизи это напоминает облицовку цокольного этажа московской сталинки =) Зеленые человечки? Мне кажется, просто веками проверенный проект. Внутри пирамида сложена из таких же грубых латеритовых блоков, как и многие другие храмы Ангкора.

Буквально пару лет назад штурмовать пирамиду предлагалось по разрушенной оригинальной лестнице на фасаде, но теперь, слава Шиве, построили новую.

Самая таинственная часть пирамиды — это шахта, уходящая куда-то вниз. Говорят, что король Кох Кера Джаяварман IV исповедовал культ Мары (это такой буддистский демон) и приносил ей человеческие жертвы посредством этой самой шахты. Правда, Джаяварман вроде был индуистом, но пес их там разберет.

По словам гидов, брошенный в шахту пирамиды кокос всплывает в речке в паре километров. А в интернетах есть мнение, что кокос попадает прямо в индуистский ад. На данный момент индуистский ад, похоже, переполнен, а шахта завалена камнем и присыпана сверху землицей. Закрыто на учет, новеньких не принимают.

Что точно известно про эту шахту, так это то, что рядом (или непосредственно в ней) был установлен гигантский лингам 4-метровой высоты. Джаяварман IV очень уважал Шиву, ну и вот. Найденные в Кох Кере записи поясняют, что то был самый большой и красивый шивалингам во всей империи. Вот бы хоть одним глазком взглянуть!

С пирамиды открывается живописнейший вид на окрестные минные поля.

И каменные остатки былого величия, скрывающиеся в кустах.

Еще пишут, что местные, мол, боятся пирамиды и считают ее проклятым местом. Не знаю, клянчить у ее подножия деньги и продавать втридорога воду с кокосами им это, как обычно, ничуть не мешает. А если местность нафаршировать противопехотными минами, так ее уже во втором поколении все начнут считать проклятой.

В общем, про пирамиду Кох Кера очень мало чего известно, а изучением ее особо никто и не занимался. Первыми из белых обнаружившие Кох Кер в XIX веке французы ограничились главным образом похищением всех сохранившихся в комплексе статуй и барельефов. Так что до сих пор большинство всплывающих на аукционах кхмерских артефактов ведет свое происхождение из Кох Кера.

Последний взгляд на пирамиду и идем смотреть дворец Джаявармана.

Королевский дворец Прасат Том

От главных сооружений Прасат Тома мало что осталось, потому что надо было строить пирамиды.

Вот как выглядел Ангкор до реставраторов:

Тут еще ничего. Есть надежда.

Французы стырили не все, кое-что осталось.

Дворец огибает заросший барай — резервуар с водой.

В нем плещутся местные парубки.

Все это хозяйство, как положено, обнесено стеной. Стена удалась, стоит до сих пор.

Помимо пирамиды и королевского дворца от бывшего Кох Кера осталось еще около двух сотен храмов и святилищ. Но о них пожалуй в следующий раз. А вот и следующий раз: Лингапура — Город Лингамов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий