Религиозные практики индуистов

Католицизм — это самая крупная христианская деноминация в Индии

Зачем нужна религия

Христианская вера в Индии представлена всеми деноминациями, при этом самой крупной из них является Католическая церковь.

Церковное предание говорит о том, что на территории Индии в середине первого века христианство проповедовал апостол Фома. Примерно тогда же здесь появились первые христианские общины.

В это время на литургию церкви в Индии оказывала сильное влияние Ассирийская церковь Востока. Её центр располагался на севере современного Ирака.

Именно поэтому в индийской церкви широкое распространение получил восточно-сирийский обряд.

Собор Святого Фомы, Ченнаи, Индия. Католичество — это третья по численности верующих религия в Индии. Фото: upload.wikimedia.org

Контакты Римско-Католической церкви и христиан Индии начались в XIII веке, когда в Индии стали прибывать первые католические миссионеры.

Прибывший в 1291 году в Коллам (по-латински он назывался как Quilon — Квилон) францисканский монах Джованни Монтекорвино обнаружил там христиан сирийской традиции. Они назвали себя христианами святого апостола Фомы.

17300000
именно столько граждан Индии считают себя католиками

В наше время Католицизм в Индии или Католическая церковь в Индии является частью всемирной Католической церкви.

На 2011 года в Индии около 17 миллионов 300 тысяч человек (2,4 % от общей численности населения) причисляло себя к католикам.

В стране присуствет три католической церкви: Римско-Католическая церковь, Сиро-малабарская католическая церковь и Сиро-маланкарская католическая церковь. Наиболее многочисленная Римско-Католическая церковь.

Количество её прихожан составляет 14 миллионов человек. Сиро-малабарской католической церкви — около 3 миллиона человек, Сиро-Маланкарской католической церкви — около 300 тысяч человек. Каждая из них имеет свой обряд и собственную структуру.

Его Высокопреосвященство кардинал Освальд Грасиас — председатель Конференция католических епископов Индии.  Фото: upload.wikimedia.org

Конференция является централизованным и объединяющим органом Католической церкви в Индии.

Централизованным и объединяющим органом Католической церкви в Индии является Конференция католических епископов Индии.

Всего в стране действуют около 7 тысяч приходов, 158 епископов, около 11 тысяч священников. Двадцати одному католическому храму Индии римским папой присвоен почётный титул базилики минор (по состоянию на конец 2012 года).

7000
столько католических приходов действовало в Индии по данным на 2012 год

Священные писания

Как гласит одно из определений, основа индуизма сравнивается со сокровищницей духовных законов, которые установлены разными людьми в разные периоды времени. В течение многих столетий индуистские священные писания передавались устно в форме стихов, которые быстро и легко запоминались. Позднее тексты начали записываться, а в последующем – совершенствоваться и расширяться при участии древнеиндийских мудрецов.

Основная часть священных текстов написана на санскрите и подразделяется на две категории.

  1. Шрути (буквальный перевод – “услышанное”). Многие индуисты считают, что Веды – это вечные богооткровенные писания, не сотворенные человеком, которые даны людям через святых мудрецов. Поскольку истины, изложенные в Ведах, вечны, их форма и трактовка изменяется и совершенствуется. Самая древняя и наиболее важная из Вед – Ригведа.

    Веды состоят из Самхитов, Брахманов, Араньяков и Упанишад. Самхиты включают в себя священные мантры и считается основной частью каждой из Вед. Остальные части – это сборники комментариев более позднего периода, составленные в прозаической форме. Веды посвящены ритуальным практикам, а Упанишады – духовному самоосознанию и философии. В них говорится о природе Брахмана и реинкарнации.

  2. Смрити (буквальный перевод – “запомненное”). Наиболее важными в этой группе являются эпические поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”. Широко известный и изучаемый священный текст индуизма – “Бхагавадгита”, посвященный философским наставлениям Кришны воину-принцу Арджуне накануне великой Битвы на Курукшетре.

    В категорию смрити также входят Пураны – тексты, повествующие об индуистских верованиях и философии в легкой, доступной форме. В них содержится множество историй.

    Существуют и отдельные писания, которых придерживаются конкретные индуистские направления (например, “Деви-махатмья”, Тантры, “Йога-сутры” и др.).

Индуизм — доминирующая религия в Индии

Можно уверенно заявить, что индийская вера — это индуизм, так как более 80% индусов исповедуют его. Под индуизмом понимается одна из индийских религий, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Исторически религия индусов носила название на санскрите сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы. Фото: upload.wikimedia.org

Индуизм впитал в себя древние практики ведийской, хараппской и дравидской цивилизации.

Индуизм зародился в Древней Индии, и уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации. Именно поэтому он считается древнейшей в мире религией.

Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.).

Индуизм отличается от авраамических религий тем, что у него нет своего основателя, а также тем, что здесь отсутствуют единая система верований и общая доктрина.

Более 80%
столько индусов исповедует индуизм

Индуизм — это семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Они основанны на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Единого священного писания в индуизме не существует, имеющиеся же делятся на две категории: Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.

Сражение с предводителем демонов Раваной, Рама (справа) сидит на плечах Ханумана, сюжет «Рамаяны». «Рамаяна» — это не только древнеиндийский эпос. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время приверженцами индуистами себя считает более миллиарда человек. Индуизм — третья мировая религия по числу последователей в мире после христианства.

Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала, что позволяет правильно ответить на вопрос: кому поклоняются индусы. Они поклоняются мурти, то есть статуи, изображающей индуистского бога, дэва или святого.

Необходимо отметить, что такие индуистские практики как обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности, подвергаются серьезной критике со стороны международных правозащитных движений.

Карма определяет ваше тело

Согласно фактам об индуизме, реинкарнация не случайна. Индусы верят в карму, и именно это определяет, как ваше тело вернется. Любые неудачи в вашей нынешней жизни являются результатом плохих действий в прошлой жизни.

Следовательно, индусы живут своей нынешней жизнью так, чтобы гарантировать им лучшую жизнь, как только их душа возродится.

Индусы верят, что их душа будет постоянно перевоплощаться, пока их цели не будут полностью реализованы. Свобода, которой они достигают, достигнув этой цели, называется мокшей.

Есть четыре различных пути, по которым индус может достичь этого, включая путь знания, путь медитации, путь преданности и путь добрых дел.

Характеристика, виды и направления индуизма

Индуизм не рассматривается как определенная категория, к которой строго относится то или иное вероучение. Это, скорее, семейство религий и традиций, в котором нет единой доктрины и единственного основателя. Но индуизм обладает уникальными признаками, позволившими ему стать одной из мировых религий.

Выделяют следующие виды индуизма:

  • народные верования – древнейшая форма первобытного индуизма, последователи которого поклонялись местным божествам и обожествленным формам;
  • ведийский индуизм – система верований, основанная на священных текстах индуизма, особенно, на ведийских писаниях, важнейшее и древнейшее из которых – “Ригведа”;
  • ведантический индуизм – учение, базирующееся на Упанишадах, представляющих собой религиозно-философские трактаты, подытоживающие учения отдельных глав четырех Вед;
  • дхармический индуизм – принцип, проявляющийся в ежедневном соблюдении определенных моральных устоев и не указывающий на принадлежность к конкретной философской школе или учению;
  • бхакти – путь, свидетельствующий о любви и преданности в служении Богу в одной из его форм (аватаров);
  • йога – направление, представленное в “Йога-сутрах” Патанджали.

Ученые в современном индуизме выделяют:

  • вайшнавизм (или вишнуизм) – монотеистическая традиция, последователи которой почитают Вишну и его главных аватаров: Кришну и Раму.
  • шиваизм (или шайвизм) – индуистское направление, сторонники которого почитают Шиву – верховное божество (наряду с Брахмой и Вишну), входящее в священную триаду тримурти.
  • шактизм – доктрина поклонения Шакти (Богине-матери, Деви).
  • смартизм – учение, сторонники которого верят в единство пяти божеств Шанмата, персонифицирующих Всевышнего.

Иные направления в индуизме (например, ганапатья, то есть культ Ганеши, и саура (поклонение богу Солнца Сурье)) не имеют множества последвателей и почти не распространены. А некоторые учения не относятся ни к одной из индуистских школ. Понятие “ересь” в индуизме не используется.

Животные – это святое для индуистов

Те, кто исповедует индуизм, относятся к животным с большим уважением. Но есть некоторые животные, к которым относятся с величайшим уважением и почтением.

К ним относятся корова, слон, змея и павлин. Вопреки распространенному мнению, индусам разрешено есть говядину.

Почти 80% населения Индии считают себя индуистами. Еще 30 миллионов индуистов живут за пределами Индии в соседних странах. Во всем мире насчитывается 950 миллионов индуистов, что составляет около 15% населения мира.

В то время как большинство религий, как правило, остаются в странах своего происхождения. Индуизм распространяется по всему миру. Многие люди в западных странах приняли терпимость религии к разнообразию и мирным обычаям.

Веды услышанное откровение

Но пора уже рассказать о документальных опорах, основаниях, на которых, как всякая большая религия, зиждется этот парадоксальный мир о знаменитых Ведах.

Их четыре: Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга песнопений), Яджурведа (Книга жертвенных формул) и Атхарваведа (тут речь идет о заклинаниях). Чужаки часто именуют эти тексты «священным писанием» индуизма. Но напрасно потому что на самом деле они представляют собой нечто писанию противоположное. Они суть шрути, у-слы-шан-но-е. И воспринятое на слух.

Первыми божественные откровения услышали древние риши, великие мудрецы-«посредники» глубокой древности. С тех незапамятных времен в изустной передаче их и принимают новые поколения. Так что индусов следует считать не «людьми Книги», подобными нам, а, скорее, «людьми Звука». Ясно, что для успешного поддержания подобной традиции столетиями разрабатывались весьма эффективные методики запоминания. Настолько эффективные, что когда весь свод ведийской литературы наконец был записан, оказалось: в 1 028 гимнах «Ригведы» сомнение вызывает разве что пара слогов.

Из этого могучего корня и произросла вся индийская цивилизация: и упанишады (беседы богов с людьми), и школы философии, и шастры (так сказать, тематические теории), трактаты по отраслям знания и ремеслам. Авторитет Вед незыблем по сей день во всяком случае, в 1995 году Верховный суд Индии, формулируя правовое определение индуизма, начал с их «признания единственным фундаментом индусской философии».

Однако Веды все же не канон, как это может показаться из последней цитаты. В индуизме нет и канона, а соответственно, нет и быть не может ересей. Культ этот никогда не знал организованной церкви и иерархии священнослужителей (даже самой условной, основанной на личном авторитете, как у мусульман). Просто любой рожденный брахманом имеет право исполнять абсолютно все обрядовые функции. Именно его, представителя высшей, недосягаемой в своей чистоте касты, приглашают для отправления церемоний от пышных храмовых до скромных семейных.

Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм – древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия – первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды – собрания священных гимнов и песен – складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее

Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.

Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии – большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Православие в Индии нуждается в поддержке

В Индии православие представлено Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом. Православие, как и католичество, появилось на индийской земле после легендарной проповеди здесь христианства.

К сожалению, по состоянию на 2004 год число православных в Индии составляло не более 5 000 человек или 0,0004 % населения страны.

Работало шестнадцать приходов, служило десять священников и два диакона под юрисдикцией Константинопольского патриархата. 4 декабря 2006 года русской общиной на территории российского посольства в Нью-Дели начато строительство храма в честь апостола Фомы.

С 2013 года вопрос об открытии православной миссии на территории Индии рассматривает Русская православная церковь заграницей.

Видео: Православная миссия в Индии. На 3 минуте 17 секунде автор рассказывает о том, как он принял решение отправиться с православной миссией в Индию.

Несмотря на то, что православие в Индии нуждается в поддержке, здесь вели и ведут свою работу православные миссионеры. Среди наиболее известных из них можно назвать следующих:

  1. Пантен (ум. между 200 и 202) — богослов, доходил до индийских земель, почитается коптами и католиками в качестве святого.
  2. Архимандрит Андроник (Елпидинский) (1894—1959) — провёл в Индии 18 лет.
  3. Монахиня Гавриилия Папаянни (1897—1992) — 5 лет посвятила лечению прокаженных и других больных в Индии.
  4. Епископ Игнатий (Сеннис) (р. 1951) — с 1991 по 2004 гг. был главой Православной Миссии в Западном Бенгале.
  5. Монахиня Нектария (Парадизи) — директор штаб-квартиры Филантропического общества Православной Церкви в Калькутте.

В индуистском Священном Писании 6 основных сочинений

Индийское Писание состоит из шести основных трудов.

В их число входят Веды, которые являются древнейшими религиозными текстами индуизма.

Упанишады – самые ранние тексты, в которых упоминается реинкарнация.

Смрути были написаны в 250 г. до н.э. и известны как Законы Ману.

Рамаяна фокусируется на браке через историю Рамы и его жены Ситы. Это стихотворение, которое служит руководством для женатых индуистских пар.

Махабхарата – это стихотворение, в котором рассказывается история войны в семье. И оно служит руководством к тому, как следует жить в семье.

Пураны – это сборник сказок, рассказывающих о разных воплощениях и жизнях святых. Вместе эти тексты дают индуизму его верования, обычаи и веру.

Протестантизм в Индии активно развивается

Протестантизм в Индии в последнее время активно развивается. По данным переписи на 2010 год в стране проживал 21 миллион традиционных протестантов и примерно 15 миллионов верующих местных независимых церквей протестантского толка.

Таким образом, протестантизм занимает второе место по численности среди христиански деноминаций после католицизма.

Памятник Бартоломею Цигенбальгу в Транкебаре. Бартоломей Цигенбальг — один из первых протестантских миссионеров, прибывших в Индию. Фото: upload.wikimedia.org

В Индию первые протестантские священники прибыли в 1612 году. Это были англиканские капелланы, которых послала Ост-индская компания для духовного окормления своих сотрудников.

Так как они ограничивали свою деятельность только поселениями европейцев, первыми протестантскими миссионерами считаются датчане Бартоломей Цигенбальг и Генрих Плютшау. Они прибыли в колонию Транкбар в 1706 году.

Их поддерживала Датская миссия галле. Лютеране оставались единственными миссионерами на протяжении большей части XVIII века.

Протестантских священников впервые в Индию отправила Ост-индская компания.

Баптисты на территории Индии появились в 1792 году в лице миссионера Баптистского миссионерского общества Уильяма Кэрри. Первый пятидесятнический миссионер Джордж Берг прибыл сюда в 1908 году.

В конце XX века в Индии началось мощное харизматическое пробуждение. Движение харизматического обновления утверждает, что затронуло уже половину всех индийских христиан.

Всего же здесь насчитывается 27 миллионов таких харизматиков.

Уильям Кэрри, миссионер Баптистского миссионерского общества. С его прибытием в Индию в 1792 году здесь появились баптисты. Фото: upload.wikimedia.org

В настоящее время в Индии существует более 1 тыс. самостоятельных протестантских союзов и деноминаций; в них входят около 240 тыс. поместных церквей и общин.

Протестанты объединены в Церковь Южной Индии (5,95 млн верующих) и Церковь Северной Индии (2,4 млн верующих). Лютеранские церкви объединяют 1,92 млн верующих.

По числу баптистов (5 млн) Индия стоит на третьем месте в мире, уступая лишь США и Нигерии. В штате Нагаленд баптисты образуют большинство населения. Большинство баптистских церквей страны входит во Всемирный баптистский альянс.

5 миллионов
столько в Индии баптистов, это третий регион по численности баптистов после США и Нигерии

Пятидесятническое движение в Индии переживает период бурного роста. В 2000 году пятидесятники и независимые харизматы объединяли в своих рядах 6,3 млн верующих.

Крупнейшим пятидесятническим союзом страны являются Ассамблеи Бога в Индии (1 млн в 2011 году.

У индуистов много богов в одном

Индусы верят только в одного бога, Брахмана. Он причина и основа всего сущего. Однако есть боги веры, которые представляют разные формы Брахмана. Среди самых популярных – Вишну (Хранитель), Шива (Разрушитель), Сарасвати (Богиня мудрости) и Лакшми (Богиня богатства).

Ежедневное поклонение – большая часть религии. Индусы поклоняются каждый день дома, как правило, перед святыней. Святилище может быть чем угодно. Например, особой комнатой или простым алтарем.

Даже картины и статуи могут служить святынями. Семьи часто поклоняются вместе и делают подношения. Есть мандиры, индуистские храмы, где люди собираются по выходным для поклонения.

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу.

Смрити – священные тексты, состоящие из Шастр (законов), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

В Индии случаются религиозные столкновения между представителями разных религий

В Индии кроме индуизма, ислама и христианства присутствуют еще представители буддизма, сикхизма, джайнизма и т.д. Связанно это как с бурной историей страны, так и с её пестрым этническим составом.

При этом государство стремиться обеспечить разным религиозным общинам равные права.

Митинг в защиту индийских христиан у здания посольства Индии в Нью-Йорке, 2010 год. Фото: upload.wikimedia.org

Международные правозащитные организации обвиняют власти Индии в том, что они не могут защитить христиан (протестантов) от преследований.

Несмотря на проводимую индийскими властями политику, направленную на мирное сосуществование разных религий, в стране периодически случаются столкновения на религиозной почве.

Чаще всего такие столкновения происходят между исламистами и индуистами. Кроме того, западные правозащитные организации обвиняют последних в преследовании христиан (протестантов).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий