Сикхская империя

Учителя сикхов[править]

Файл:Sikh Gurus with Bhai Bala and Bhai Mardana.jpg Редкая живопись в стиле Танджор, конца XIX века, изображающая десять сикхских гуру с en:Bhai Bala и en:Bhai Mardana.

С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

<timeline>
ImageSize = width:1100 height:200
PlotArea = left:105 bottom:65 top:0 right:55
Alignbars = justify
DateFormat = yyyy
Period = from:1469 till:1708
TimeAxis = orientation:horizontal format:yyyy

Colors =

 id:1    value:green      legend:1469-1539
 id:2    value:gray(0.40) legend:1504-1552
 id:3    value:orange     legend:1479-1574
 id:4    value:blue       legend:1534-1581
 id:5    value:purple     legend:1563-1606
 id:6    value:green      legend:1595-1644
 id:7    value:gray(0.40) legend:1630-1661
 id:8    value:orange     legend:1656-1664
 id:9    value:blue       legend:1621-1675
 id:10   value:purple     legend:1666-1708

Legend = orientation:horizontal position:bottom

ScaleMajor = increment:20 start:1469

BarData =

 bar:Nanak text:"Гуру Нанак"
 bar:Angad text:"Гуру Angad"
 bar:Amar  text:"Гуру Amar"
 bar:Ram   text:"Гуру Ram"
 bar:Arjan text:"Гуру Arjan"
 bar:Hargobind text:"Гуру Hargobind"
 bar:Har text:"Гуру Har Rai"
 bar:HarK text:"Гуру Har Krishan"  
 bar:Tegh text:"Гуру Tegh Bahadur"
 bar:Gobind text:"Гуру Гобинд Сингх"

PlotData=

 width:10 textcolor:black align:left anchor:from shift:(12,-6)
 bar:Nanak from:1469 till:1539 color:1
 bar:Angad from:1504 till:1552 color:2
 bar:Amar from:1479 till:1574 color:3
 bar:Ram from:1534 till:1581 color:4
 bar:Arjan from:1563 till:1606 color:5
 bar:Hargobind from:1595 till:1644 color:6
 bar:Har from:1630 till:1661 color:7
 bar:HarK from:1656 till:1664 color:8
 bar:Tegh from:1621 till:1675 color:9
 bar:Gobind from:1666 till:1708 color:10

</timeline>

дальнейшее чтение

  • «В поисках государственности сикхской диаспоры» Даршан Сингх Татла (1998) Вашингтонский университет. ISBN  0-295-97715-9
  • Дважды в сравнении с прямыми мигрантами: восточноафриканские сикхи, поселенцы в Великобритании, Парминдер Бхачу. Паб. Университетом Кларка (7 апреля 1990 г.).
  • Сикхи в целом: религия, культура и политика в глобальной перспективе, Верн А. Дузенбери (2008) Oxford University Press. ISBN  978-0-19-568598-5; ISBN  0-19-568598-9
  • Филантропия сикхской диаспоры в Пенджабе: глобальная благотворительность для местного блага Верн А. Дузенбери и Даршан С. Татла, ред. (2009) Oxford University Press. ISBN  978-0-19-806102-1; ISBN  0-19-806102-1
  • Сикхи в Латинской Америке: путешествия среди сикхской диаспоры Сварн Сингх Кахлон (2012) Издатели и дистрибьюторы Манохара, Нью-Дели, Индия. ISBN  978-81-7304-938-5

Востоковеды о тюрко-монгольских корнях Бабуридов и Моголов

Согласно ряду исследователей, термин могол восходит к персидскому, индийскому, а также арабскому названию монголов, и в нем подчеркивалось монгольское происхождение династии Тимуридов. В свою очередь В.В. Бартольд добавляет, что Тимур происходил из племени барлас.

Говоря о происхождении Бабура, ряд исследователей, как отмечает Е.И. Руденко, также подчеркивает его монгольские корни. Например, Дж.В. Лобо и С. Бхаттачарья однозначно считают его монголом. В 1918 году Э.Б. Хейвелл писал о том, что отец Бабура был тюрко-монголом, а мать — чистой монголкой. М. Хайдар указывает на то, что в официальных документах Моголов их династия именовалась одновременно «Монгольской» и «Тюркской».

Империя основана Бабуром, вынужденным вместе со своими соратниками откочевать из Средней Азии на территорию Индостана. В составе войска Бабура были представители разных народов и племён, входивших в состав государства Тимуридов того времени, такие, как, например, тюркские, могольские, монгольские и другие племена.

Это интересно: Империя инков: выкладываем во всех подробностях

период Даль Хальса

Джасса Сингх Ахлувалия

Конфедерация сикхов

Период с 1716 по 1799 год был очень неспокойным в политическом и военном отношении в регионе Пенджаб. Это было вызвано общим упадком империи Великих Моголов, который оставил вакуум власти в регионе, который в конечном итоге был заполнен сикхами Дал Хальса, что означает «армия Халсы » или « Халса партия “, в конце 18 века, после победы над несколькими вторжениями афганских правителей империи Дуррани и их союзников, остатков Моголов и их администраторов, союзные Моголам индуистские раджи холмов холмов Сивалик и враждебные местные мусульмане, выступающие на стороне других мусульманских сил. Сикхи Дал Хальса в конечном итоге сформировали свои собственные независимые сикхские административные районы, Мислс, производные от персидско-арабского термина, означающего «подобный», во главе с Мислдарсом. Эти миси были в значительной степени объединены Махараджей Ранджитом Сингхом.

Государства Цис-Сатледж

Государства Цис-Сатледж представляли собой группу сикхских штатов в регионе Пенджаб, лежащих между рекой Сатледж и на севере, Гималаи на востоке, река Ямуна и округ Дели на юге и округ Сирса на западе. Эти государства подпали под сюзеренитет Империи маратхов после 1785 г. перед Второй англо-маратской войной 1803–1805 гг., После которой маратхи потеряли контроль над территорией Британская Ост-Индская компания. В штат Сис-Сатледж входят Калсия, Кайтхал, Штат Патиала, Штат Набха, Штат Джинд, Танесар, Малер Котла, Лудхиана, Штат Капуртхала, Амбала, Ферозпур и Штат Фаридкот и другие. Хотя эти сикхские государства были основаны Дал Хальсой, они не стали частью Империи сикхов, и после Амритсарского договора 1809 года был введен взаимный запрет на ведение войны ( в котором империя утратила права на государства Сатледжа, и британцы не должны были вмешиваться к северу от Сатледжа или на существующую территорию империи к югу от Сатледжа) после попыток Ранджита Сингха вырвать контроль над этими государствами у Британцы между 1806 и 1809 гг. Переход сикхов через Сатледж после милитаризации британской границы с Пенджабом (с 2500 человек и шести орудий в 1838 г. до 17 612 человек и 66 орудий в 1844 г. и 40 523 человека и 94 орудия в 1845 г.) и планы использование недавно завоеванной территории Синд в качестве плацдарма для продвижения на удерживаемый сикхами регион Мултан в конечном итоге привело к конфликту с британцами.

Гуру Нанак: зарождение новой религии

Нанак родился в 1469 г. в селении Талванди близ города Лахора в Пенджабе. Его родители были индуистами, но рос он в смешанной среде индуистов и мусульман. Когда ему было 30 лет, Нанак вдруг пропал и не появлялся дома три дня. Все решили, что он утонул. Но Нанак вернулся и произнес:

«По какой дороге я пойду, если она не индуизм и не ислам? Я пойду по дороге Бога».

Этим он хотел сказать, что суть всех религий одинакова. Он верил, что внешние различия между религиями не важны для Бога. Гуру Нанак верил, что Бог поведал ему новое учение, не связанное с индуизмом или исламом. По преданию, он ходил с проповедями и по мусульманским, и по индуистским святым местам.

Гуру Нанак

Последние годы гуру провел в Картапуре в Пенджабе. Многие приходили к нему, чтобы получить новое знание. Так возникла община его последователей, или учеников, называемых сикхами. Одним из важных ритуалов общины была организация общей трапезы для бедных.

Нанак умер в 1539 г. По преданию, между его учениками возникли разногласия: индуисты — последователи гуру — хотели кремировать его тело по индуистскому обычаю, а мусульмане настаивали на его погребении. Когда настало время похорон, ученики обнаружили, что тело гуру исчезло, осталось только покрывало.

Нападения на Индию

В 1738 — 1739 годах северо-западная часть Индии подверглась нападению Надира, который вторгся в Пенджаб и захватил Дели. Сам Великий Могол и его фавориты сдались на милость Надира. Он присоединил к Ирану территории к западу от реки Инд, Ишавар, Кабул и Синт. В мае 1739 года покинул Индию.

После смерти Надир-шаха его империя распалась и на ее развалинах образовалось Дурранийское государство во главе с Ахмедшахом, это будущий Афганистан.

В 1758 году Ахмедшах вторгся в Пенджаб и разграбил Дели, оставив за Великим Моголом лишь номинальную власть. В том же 1758 году маратхи вторглись в Дели, завершив опустошение могольской столицы, и изгнали афганцев с территории Пенджаба. Однако, Ахмедшах не хотел мириться с потерей индийских территорий, которые давали ему большой доход, и в 1761 году в битве под Понипатом он разбил маратхов. Однако, афганцы оказались не в состоянии удержать индийские территории.

Англо-сикхские войны

Успехи, достигнутые в Бенгалии толкали ост-индскую компанию на новые захваты. У английской ост-индской компании было два серьезных противника, возникших на развалинах империи великого могола — это Махаратский союз и Синкхское государство, а также султанат Майсур на юге Индии. Последний был подчинен Англии в результате англо -мансурской войны 1766 — 1799 годов. Разгрому Синкхской империи способствовали междоусобные войны, начавшиеся после смерти ее основателя — Ранжита синкхов в 1839 году.

В результате второй англо-сикхской войны в 1849 году эти территории были присоединены к английской ост-индской компании. После поражения под Понипатом, о котором мы уже говорили, свалилась и империя Маратхов. Это облегчило английской и ост-индской компании присоединение этих территорий в ходе трех войн: 1775 — 1782, 1803 — 1806 и 1817 — 1818 годов.

Основы верования, идеи и положения религии сикхизма

Новая религия возникла в Индии от слияния ислама и индуизма. Это произошло в результате многих, порой, кровавых, исторических перипетий. Известно, что после вторжения в 14-м веке в страну Тамерлана и присутствия здесь с 16-го века Великих Моголов Индия попала под исламское влияние. Но известно также, что многие из сикхских гуру пытались противостоять исламизму и отстаивали свое особое вероучение, не щадя своей жизни.

Так, например, первым мучеником за свою сикхскую веру стал гуру Арджун (Арджан), которого мусульмане за отказ принять ислам долго пытали и потом сварили заживо. Четверо детей еще одного их сикхских гуру также предпочли смерть принятию ислама. Сын Арджуна, гуру Хар Гобинд, продолжил дело отца, заложив в сикхизме военные традиции, чтобы противостоять Моголам и насильственно внедряемой ими среди сикхов исламской вере.

Суть сикхизма, можно сказать, объединяет в себе общечеловеческие стремления, и это — вера, любовь и свобода выбора для каждого. Специфика этого вероучения довольно проста и прозрачна, и ее можно сформулировать в двух словах: будь человеком.

Ко всем людям сикхи относятся по-братски

и проповедуют любовь и уважение — вне зависимости от пола, касты или веры. Не случайно в основе этой религии заложены и элементы древней индийской дхармической религии джайнизм, возникшей еще до нашей эры и проповедующей непричинение вреда любому существу, живущему на земле. А также она провозглашает непрерывное совершенствование души и отрицание системы каст.

Сикхское государство[править]

Основная статья: Сикхское государство

В —1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Предыстория

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.

В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.

В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.

Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в 1398—1399 гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.

Приложения

Библиография

  • (en) Армия сикхов 1799-1849 , Osprey Publishing, 2005. ( ISBN  1-84176-777-8 ) .
  • (en) Сикхизм (религии мира) , Сева Сингх Калси, Chelsea House Publications, 2005 г. ( ISBN  978-0-7910-8098-6 )
  • (ru) История современной Индии, 1480-1950 , Клод Марковиц, Anthem Press, Лондон, 2004. ( ISBN  978-1-84331-152-2 )
  • (ru) Федерализм, национализм и развитие: Индия и экономика Пенджаба Притам Сингх, Routledge, 2008 г. ( ISBN  978-0-415-45666-1 )
  • (en) Сикхизм: очень краткое введение , Элеонора Несбитт, Oxford University Press, США, 2005 г. ( ISBN  978-0-19-280601-7 )
  • (ru) Хари Сингх Налва – Чемпион Халсаджи , Ванит Налва, Манохар, Нью-Дели, 2009 г. ( ISBN  978-81-7304-785-5 )

Внешние ссылки

История Индии

Древняя Индия
  • Цивилизация долины Инда и ведическая Индия  : вторжение ариев
  • Махаджанападас
  • Империя Маурьев  : Чанакья
  • Сатавахана Империя
  • Империя Гуптов  : Арьябхата
  • Рамаяна
  • Махабхарата
Средневековая Индия
  • Пратихара
  • Пала
  • Раштракута
  • Мусульманские завоевания  : ислам в Индии
  • Делийский султанат
  • Виджаянагара
  • Музыка
  • Гуру Нанак
  • Империя Великих Моголов  : Архитектура в Индии
  • Империя маратхи
Современная Индия
  • Ост-Индская компания  : Zamindar System
  • Уоррен Гастингс
  • Восстание 1857 г.
  • Британская индийская империя  : движение за независимость Индии
  • Махатма Ганди
  • Субхас Чандра Бос
  • Движение свадеши
  • Независимая Индия  : раздел Индии
  • Доминион
  • Джавахарлал Неру
  • Первая , Вторая , Третья индо-пакистанская война
  • Аварийное состояние

Зарождение и расцвет империи Великих Моголов

Империя Великих Моголов – это государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана и Южного Афганистана с 1526 до 1858 года. Эту империю возглавляли правители тюркского происхождения. Ее основатель – Бабур (рис. 1) из Могулистана, отсюда и название династии – Моголы. Они были потомками сразу двух великих азиатских завоевателей – Чингисхана (рис. 2) и Тамерлана (рис. 3). Великими Моголами династию назвали европейские путешественники XVII века.

Рис. 1. Основатель империи Великих Моголов – Бабур (Источник)

Рис. 2. Чингисхан (Источник)

Рис. 3. Тамерлан (Источник)

Падишах (титул восточных мусульманских государей) Акбар I (рис. 4) присоединил к империи независимые мусульманские земли, а также земли индусских раджей и, таким образом, расширил границы империи Великих Моголов. К концу XVII века в империи проживало более 100 миллионов человек и около 20 народностей. Более 3/4 населения исповедовали индуизм, а второй религией по численности последователей был ислам.

Рис. 4. Падишах Акбар I Великий (Источник)

В XVII – начале XVIII вв. основным экономическим процессом в империи Великих Моголов было превращение феодального и общинного землевладения в частную собственность. Однако крупные феодалы были против этого. Они стремились не только сохранить, но и расширить феодальное землевладение. Среди них был Великий Могол и его окружение, которые получали доходы от шахского домена, составляющего 1/8 всех обрабатываемых земель. К этому кругу также относилась феодальная верхушка (знать), ведавшая сбором налогов. Также сюда примыкала часть крупных землевладельцев (феодалов), которые получали от падишаха земельные наделы. Такие наделы назывались джагиры, а его владелец – джагирдар. Большая часть земельных наделов была собственностью индусских жрецов. Часть земель в отдаленных концах империи принадлежала наследственным раджам, которые находились в вассальной зависимости от Великого Могола.

Для того чтобы джагирдары не усиливали влияния на своих территориях, им давали земельные пожалования не единым земельным наделом, а чересполосно, в разных концах Индии. Также практиковалось изъятие прежнего джагира и выдача нового. Из-за этого джагирдары были не заинтересованы в хозяйственном развитии своей земли и стремились за короткий срок получить как можно больше доходов. Все это приводило к разорению крестьянства. Рост налога с крестьян за пользование землей был обусловлен постоянно растущими потребностями джагирдаров в деньгах. На эти деньги они нанимали армию для службы падишаху, покупали предметы роскоши и содержали многочисленных слуг.

Преподнося дорогие подарки, они покупали милость падишаха и его фаворитов, от которых зависело изъятие и получение джагира. С течением времени джагирдары уже не могли содержать такое количество войск, и происходит военный упадок империи Великих Моголов.

В это же время усилились сепаратистские тенденции джагирдаров (стремление к отделению), которые стремились превратить свои феодальные пожалования в наследственные земли. Однако рост налога вызывал постоянные восстания крестьян.

Ниханги — осколок Средневековья

«Во время страшной битвы воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был побеждён, храбрый воин сам упал замертво»

Фрески с подобными надписями можно встретить во многих сикхских храмах. Несмотря на то, что сикхи сами по себе являются чрезмерно воинственными, среди них есть те, кто считается по праву наиболее искушёнными в воинских делах. Речь идёт о нихангах — рыцарский орден внутри сикхской общины. Эти люди добросовестно берегут своё военное искусство, и ещё более ревностно защищают древние знание от иностранцев. Ниханги отличаются особенно огромными тюрбанами, в складках которых часто скрытое оружие, а сам головной убор украшают чакры — металлические кольца, которые используются как холодное метательное оружие. Им запрещено стричься и бриться, традиционными для них являются синие и жёлтые цвета.

Ежегодно эти воины проводят показательные ритуальные бои в день праздника Весны, на которых особенно ярко выглядят всадники-нихангы. Нихангы дают клятву умереть в бою, и большинство из них старается эту клятву выполнять. Этим воинам запрещено иметь семьи и частную собственность. В наше время большинство нихангов ведут бродячий способ жизни. Им не надо работать, а все нужное они чаще всего получают от сородичей бесплатно. Их уважают ровно настолько – насколько боятся.

Учителя и гуру сикхов

Как считают сикхи, человек не может быть гуру в полном смысле этого слова: себя самого и суть вещей знает и понимает только сам Бог. Поэтому, наверное, первый гуру Нанак был против любого поклонения.

Каждый из них, начиная с Нанака, внес свою лепту в развитие этой веры а также в формирование самосознания сикхов.

Мы не будем подробно рассказывать, что и как делал в течение своего отрезка времени тот или иной гуру: отметим лишь основные вехи их своеобразного правления.

Гуру Нанак — основатель религии сикхов. Далее был гуру Ангад. Третий учитель — гуру Амар Дас внес существенные изменения в традиционное отношение к женщинам и, по сути, пересмотрел понятия свободы и равенства в обществе. Гуру Рам Дас основал священный город Амритсар, где и по сей день возвышается основная святыня сикхов — Золотой храм.

Гуру Арджан (Арджун) — первый мученик за веру — один из наиболее влиятельных и известных людей, с чьим именем связано создание как Священного писания, так и самого Золотого храма. Гуру Хар Гобинд — сын Арджуна, продолживший дело отца и явившийся основоположником военных традиций сикхизма. В череде богоявленных гуру в человеческом воплощении стоит отметить еще гуру Тегх Бахадура, ставшим вторым святым мучеником, который также подвергся мучениям за веру.

И далее — десятый гуру Гобинд Сингх также продолжил традиции своих предшественников и создал халсу (хальсу): организацию воинов-синхов, готовых бороться с любыми притеснениями.

История сикхизма[ | код]

Сикхизм как религиозное течение возник в конце XV века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

  • в Бенгалию и Ассам;
  • в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
  • в Кашмир, Ладакх и Тибет;
  • в Багдад и Мекку.

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с до ), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с до ), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

Сикхизм: символы и знамя сикхов

На гурдварах обычно развевается знамя сикхов, которое называется Нишан Сахиб. Оно представляет собой оранжевое полотнище с символом кханда (иногда можно встретить написание ханда) в центре. Древко флага тоже обернуто оранжевой тканью. Ткань флага и ткань вокруг древка можно менять на третий день праздника Вайсакхи. Сикхи относятся к знамени Нишан Сахиб с большим уважением, потому что оно олицетворяет единство сторонников их религии во всем мире.

Флаги сикхов в руках детей

  • Символ сикхизма называется кханда. Он олицетворяет главные принципы вероучения.
  • Бесконечный круг называется кхакра и обозначает верность и единство сикхов.
  • Скрещенные кинжалы напоминают сикхам об их обязанности защищать свою веру.
  • Обоюдоострый меч, кханда, олицетворяет божественную правду. Он дал название всему символу.

Символ сикхизма

Интересно, что оранжевый цвет имеет важное значение ещё в одной религии, которая также зародилась в своё время на полуострове Индостан. Это буддизм, который стал затем и мировой религией

Оранжевое одеяние носят монахи-буддисты.

Сикхи, держащие мечи кханда

Морально-этические нормы сикхизма[ | код]

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен быть оптимистом, жить в радости и надежде.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма.

Осознание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Сикхизм. Появление общины

Во время мусульманского господства в Индии сикхи претерпели ряд гонений. Пятый и девятый гуру погибли за веру. Десятый гуру Говинд Сингх основал новое сообщество — хальсу, в которое вошли самые преданные сикхи, готовые бороться против притеснений и при необходимости мечом защищать свою веру.

В 1699 году последователи Говинда Сингха были созваны на праздник в Анандпур. Собравшись там, они увидели гуру, стоящего перед большим шатром с обнаженным мечом. Товинд Сингх спросил, кто хочет умереть за веру. Из толпы вышел один человек, и гуру увел его в шатер. Из шатра донесся звук тяжелого удара и затем вышел Говинд Сингх с окровавленным мечом.

Далее в рассказе повествуется о том, что еще четыре человека один за другим выступали из толпы и заходили в шатер. Вскоре гуру вышел из шатра и вывел всех пятерых целыми и невредимыми. Затем он дал каждому испить амрит (нектар из смеси воды с сахаром) и окропил им их головы.

Повелев им надеть желтые одежды, Говинд Сингх объявил их Пяндж Пьяре («Пятью Возлюбленными»). Эти добровольцы стали первыми членами нового сообщества сикхов — хальсы. Сам гуру, чтобы подтвердить всеобщее равенство, тоже вступил в хальсу.

Вдохновленные его примером люди также прошли помазание и присоединились к новой общине. Многие сикхи, как мужчины, так и женщины, вступают в хальсу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий