Преемники Нанака
Почувствовав приближение смерти, Нанак назначил своим преемником одного из учеников по имени Лехна и дал ему новое имя — Ангад, означающее «часть меня». Ангад разработал алфавит для языка панджаби, который назвали гурмукхи, что означает «из уст гуру». Почти 200 лет, поколение за поколением, один гуру сменял другого, и каждый из них просвещал и наставлял сикхов.
Гуру Нанак был потрясен жестокостью вторжения Бабура в Индию) и выступал против тирании могольского императора
Борьба против политической и социальной я несправедливости до сих пор занимает важное место в учении сикхов
Сикхизм
Учителя сикхов[править]
Файл:Sikh Gurus with Bhai Bala and Bhai Mardana.jpg Редкая живопись в стиле Танджор, конца XIX века, изображающая десять сикхских гуру с en:Bhai Bala и en:Bhai Mardana.
С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.
Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.
<timeline>
ImageSize = width:1100 height:200
PlotArea = left:105 bottom:65 top:0 right:55
Alignbars = justify
DateFormat = yyyy
Period = from:1469 till:1708
TimeAxis = orientation:horizontal format:yyyy
Colors =
id:1 value:green legend:1469-1539 id:2 value:gray(0.40) legend:1504-1552 id:3 value:orange legend:1479-1574 id:4 value:blue legend:1534-1581 id:5 value:purple legend:1563-1606 id:6 value:green legend:1595-1644 id:7 value:gray(0.40) legend:1630-1661 id:8 value:orange legend:1656-1664 id:9 value:blue legend:1621-1675 id:10 value:purple legend:1666-1708
Legend = orientation:horizontal position:bottom
ScaleMajor = increment:20 start:1469
BarData =
bar:Nanak text:"Гуру Нанак" bar:Angad text:"Гуру Angad" bar:Amar text:"Гуру Amar" bar:Ram text:"Гуру Ram" bar:Arjan text:"Гуру Arjan" bar:Hargobind text:"Гуру Hargobind" bar:Har text:"Гуру Har Rai" bar:HarK text:"Гуру Har Krishan" bar:Tegh text:"Гуру Tegh Bahadur" bar:Gobind text:"Гуру Гобинд Сингх"
PlotData=
width:10 textcolor:black align:left anchor:from shift:(12,-6)
bar:Nanak from:1469 till:1539 color:1 bar:Angad from:1504 till:1552 color:2 bar:Amar from:1479 till:1574 color:3 bar:Ram from:1534 till:1581 color:4 bar:Arjan from:1563 till:1606 color:5 bar:Hargobind from:1595 till:1644 color:6 bar:Har from:1630 till:1661 color:7 bar:HarK from:1656 till:1664 color:8 bar:Tegh from:1621 till:1675 color:9 bar:Gobind from:1666 till:1708 color:10
</timeline>
Основы верования, идеи и положения религии сикхизма
Новая религия возникла в Индии от слияния ислама и индуизма. Это произошло в результате многих, порой, кровавых, исторических перипетий. Известно, что после вторжения в 14-м веке в страну Тамерлана и присутствия здесь с 16-го века Великих Моголов Индия попала под исламское влияние. Но известно также, что многие из сикхских гуру пытались противостоять исламизму и отстаивали свое особое вероучение, не щадя своей жизни.
Так, например, первым мучеником за свою сикхскую веру стал гуру Арджун (Арджан), которого мусульмане за отказ принять ислам долго пытали и потом сварили заживо. Четверо детей еще одного их сикхских гуру также предпочли смерть принятию ислама. Сын Арджуна, гуру Хар Гобинд, продолжил дело отца, заложив в сикхизме военные традиции, чтобы противостоять Моголам и насильственно внедряемой ими среди сикхов исламской вере.
Суть сикхизма, можно сказать, объединяет в себе общечеловеческие стремления, и это — вера, любовь и свобода выбора для каждого. Специфика этого вероучения довольно проста и прозрачна, и ее можно сформулировать в двух словах: будь человеком.
Ко всем людям сикхи относятся по-братски
и проповедуют любовь и уважение — вне зависимости от пола, касты или веры. Не случайно в основе этой религии заложены и элементы древней индийской дхармической религии джайнизм, возникшей еще до нашей эры и проповедующей непричинение вреда любому существу, живущему на земле. А также она провозглашает непрерывное совершенствование души и отрицание системы каст.
Культурные общества сикхов
Существует распространенное заблуждение, что все сикхи принадлежат к Регион Пенджаб. Пенджаб, родину этой религии, называют «плавильным котлом Индии». и многие другие части Северная Индия из-за сильного влияния вторгшихся культур, таких как Могол и Персидский, который отражает слияние рек, от которых регион получил свое название (от Персидский, «panj» پنج означает «пять» и «-āb» آب означает воду, что означает землю пяти вод). Таким образом, сикхская культура в значительной степени является результатом объединения групп различных культур, которые образуют уникальную единицу.
Сикхизм создал уникальную форму архитектура который Бхатти описывает как “вдохновленный Гуру Нанак Творческий мистицизм “такой, что Сикхская архитектура «является немым предвестником целостного гуманизма, основанного на прагматической духовности». Лейтмотив сикхской архитектуры – Гурдвара который является олицетворением «плавильного котла» Индийские культуры, показывая как Могол, Арийский и Персидский влияний. Сикхская Империя был самым большим катализатором создания уникальной сикхской формы выражения, с Махараджей Ранджит Сингх покровительствует строительству фортов, дворцов, бунгало (жилых домов), колледжей и т. д., которые можно назвать Сикхский стиль. «Жемчужина в короне» Сикхский стиль это Хармандир Сахиб.
Сикхская культура и идентичность находятся под сильным влиянием милитаристских мотивов, с Khanda быть самым очевидным; поэтому неудивительно, что большинство сикхских артефактов, независимо от реликвий Гуру, есть военная тема. Этот мотив снова очевиден в сикхских фестивалях Hola Mohalla и Васахи которые характеризуются маршированием и практикой демонстрации доблести соответственно.
Искусство, культура, самобытность и общества Сикхи был объединен с разным населением и этнической принадлежностью разных сикхов в такие категории, как «Аграхарские сикхи ‘, ‘Дахни сикхи ‘ и ‘Ассамские сикхи ‘; однако возник нишевый культурный феномен, который можно охарактеризовать как «политический сикх». Искусство выдающихся диаспора сикхов такие как Амарджит Каур Нандхра, и Амрит и Рабиндра Каур Сингх (Близнецы Сингх ), частично зависит от их сикхской духовности и влияния.
История
Вид на Золотой Храм и его саровар (бассейн) в Амритсаре .
Гуру Нанак (1469-1539), основатель сикхизма, родился в деревне Талванди, ныне называемой Нанкана Сахиб, недалеко от Лахора , на территории современного Пакистана . Его родители – пенджабцы и принадлежат к касте торговцев : кхатри из Пенджаба. С детства Гуру Нанак был очарован духовностью и проявлял необычные склонности к обучению. Несомненно, именно в этот период он открыл для себя учение поэта Кабира (считавшегося здоровым и выросшего в мусульманской семье), одного из отцов литературы на хинди , почитаемого как индуистами, так и мусульманами . После духовного опыта «слияния» с сущностью всего, Гуру Нанак сочиняет « Джап Джи Сахиб» , мистическое стихотворение, которое резюмирует учение, которым он решает поделиться. Он путешествовал по Индии и многим соседним странам – Непалу, Тибету, Шри-Ланке, прежде чем отправиться в долгое путешествие в самое сердце мусульманского мира. Действительно, первый ученик и друг детства Гуру Нанака, Мардана, бард, связанный с семьей Гуру, исповедует мусульманскую веру. Гуру Нанак решает последовать за Марданой, которая совершает паломничество в Мекку. Это путешествие приведет их, в частности, к Аравийскому полуострову , Персии и Афганистану.
После нескольких лет путешествия Гуру Нанак собрал общину и основал деревню Картарпур – Город Создателя. Он неустанно преподает, и многие люди приходят учить его. Религии , он думает, это звено , чтобы объединить человек, но на практике он считает , что он идет против людей друг на друг и происхождение многих форм дискриминации: мужчин и женщин, каст, между религиями, между этническим происхождением, и т.п. Он особенно сожалеет об антагонизме между индуистами и мусульманами, когда видит общее богатство этих двух религий. Хорошо известная фраза Гуру Нанака: «Нет ни индуизма, ни мусульманина». Тем, кто затем спрашивает, кто они такие, поскольку они не индуисты и не мусульмане, он отвечает: «Вы ученики». Так распространяется сикхское слово («ученик»).
Takht Патна Сахиб из Патны (Индия), один из пять Takhts (основные храмы сикхов).
Гуру Нанак противостоит кастовой системе . Его преданные называют его гуру («учитель, учитель»). Перед смертью он назначает нового гуру своим преемником и руководителем сообщества. Десятый и последний гуру, Гуру Гобинд Сингх (1666–1708) ввел церемонию крещения сикхов в 1699 году, тем самым придав сикхам характерную идентичность. Пятерых новокрещенных сикхов называют Пандж Пьяре, Пять Возлюбленных , которые, в свою очередь, крестят гуру по его просьбе.
Перед смертью гуру завершает Ади Грантх работ своего предшественника, знаменитого гуру Сири Грант Сахиб , и приказывает, чтобы он впредь был окончательным духовным авторитетом и чтобы светская власть перешла к Хальса Пантх – Сообществу сикхов. Священная книга сикхов составлена и отредактирована пятым гуру, Гуру Арджуном в 1604 году. Это первые священные писания в мире, которые были составлены основателями веры при их жизни (священные писания Бахаи) я религии в XIX – го века также написаны самим или в его присутствии основателя). В основном они написаны на пенджаби , но также на хинди, персидском и т. Д.
Гуру Арджан также построил знаменитый Гурдвара Дарбар Сахиб в Амритсаре , который Махараджа Ранджит Сингх покроет золотом и который станет центром сикхизма.
В течение XVIII E века , сикхи были объект репрессий и различных гонений от имени властей, проталкивается общим фанатизм. Им пришлось пойти на огромные жертвы, чтобы защитить и сохранить свою веру и идентичность. Империя Великих Моголов находилась в процессе распада, афганцы под руководством Ахмеда Шаха Абдали начали вторжение в страну. Сикхи воспользовались этими обстоятельствами, чтобы основать свое собственное королевство, которое они завершили и составили под руководством Махараджи Ранджита Сингха (1780-1839). Империя сикхов просуществовала полвека и была аннексирована англичанами в 1849 году.
Во время войны за независимость Индии многие сикхи были повешены, столкнулись со всеми видами жестокости, сражались с оккупантами, выдержали длительные периоды тюремного заключения, чтобы освободить страну. Хотя сикхи составляют лишь 1,8% населения Индии, они, тем не менее, заработали прочную репутацию практически во всех областях, таких как армия, сельское хозяйство, спорт, промышленность, образование, медицина, инженерное дело и т. Д., Благодаря настойчивости и добросовестному труду. миссионерской преданности. Их вкус к приключениям и бизнесу привел их почти во все страны мира.
Ритуалы[править]
Файл:Sikh wedding.jpg
anand kāraj — церемония сикхского брака
Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды или идолопоклонство приносит мало пользы, и сикхам они не рекомендуются<ref></ref>. Однако в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.
Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую «Амрит». Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с частными медитациями во имя Бога. Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К):
- Кеш — нетронутые волосы, спрятанные под дастар или Keski
- Kangsha — деревянный гребень, поддерживающий волосы
- Kara — стальной браслет
- Kaccha — трусы до колен
- Кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.
Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, и всем девочкам дано отчество Каур<ref>{{#invoke:String|replace|source=Loehlin Clinton Herbert|pattern=^(%])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} The Sikhs and Their Scriptures. — Second edition. — Lucknow Publishing House, 1964. — P. 42.</ref>. Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда достигают определенного возраста (детский брак является табу), и без учёта касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам ни мужу, ни жене не разрешается развод.
Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.
Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.
Исторический экскурс
Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.
Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.
Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.
В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.
Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже отделился Бангладеш.
На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.
В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.
Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.
Индира Ганди (1917-1984)
Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.
Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх.
Культурные общества сикхов
Существует распространенное заблуждение, что все сикхи принадлежат к региону Пенджаб . Пенджаб, где зародилась эта религия, был назван «плавильным котлом Индии» и многие другие части Северной Индии из-за сильного влияния вторгшихся культур, таких как Великие Моголы и Персидская , которые отражают слияние рек, от которых этот регион получил свое название. (от персидского «panj» پنج означает «пять» и «-āb» آب, что означает вода, то есть земля пяти вод). Таким образом, сикхская культура в значительной степени является результатом объединения групп различных культур, которые образуют уникальную единицу.
Сикхизм создал уникальную форму архитектуры, которую Бхатти описывает как «вдохновленную творческим мистицизмом Гуру Нанака », так что сикхская архитектура «является безмолвным предвестником целостного гуманизма, основанного на прагматической духовности». Лейтмотивом сикхской архитектуры является Гурдвара, которая является олицетворением «плавильного котла» индийских культур , наполненного могольскими , арийскими и персидскими влияниями. Правление Империи сикхов было самым большим катализатором в создании уникальной сикхской формы выражения, когда Махараджа Ранджит Сингх покровительствовал строительству фортов, дворцов, бунгало (жилых домов), колледжей и т. Д., Которые можно назвать из сикхов стиля . «Жемчужина в короне» сикхского стиля – Хармандир Сахиб .
Сикхская культура и идентичность находятся под сильным влиянием милитаристских мотивов, из которых наиболее очевидна Ханда ; поэтому неудивительно, что большинство сикхских артефактов, независимо от реликвий гуру , имеют военную тематику. Этот мотив снова проявляется в сикхских фестивалях Хола-Мохалла и Васакхи, которые представляют собой демонстрацию храбрости и демонстрации храбрости, соответственно.
Искусство, культура, самобытность и общество сикхов были объединены с различными местностями и этническими группами разных сикхов в такие категории, как «сикхи Аграхари», «дахни сикхи» и «ассамские сикхи»; однако возник нишевый культурный феномен, который можно охарактеризовать как «политический сикх». Искусство выдающихся сикхов из диаспоры, таких как Амарджит Каур Нандхра и Амрит и Рабиндра Каур Сингх ( Близнецы Сингх ), частично зависит от их сикхской духовности и влияния.
Монотеизм
Эконкар (Бог един), одно из священных выражений сикхизма, которое открывает Гуру Грантх Сахиб .
Сикхская религия строго монотеистическая . Его последователи верят в единого верховного, абсолютного, бесконечного, вечного Бога-творца, Причину причин, без вражды, без ненависти, как имманентной, так и трансцендентной. Его называют: Верховный Гуру (или, в просторечии, «Какой Бог!»).
- «О душа моя, ты воплощение света,
- Знай свою Сущность,
- О душа моя, Господь всегда с тобой,
- Через слово Гуру наслаждайся Его Любовью,
- Зная свою Сущность, ты знаешь своего Господа,
- И ты знаешь тайну рождения и смерти »
- (Гуру Грант, стр. 441 )
Основная предпосылка сикхизма состоит в том, что нет первородного греха, но жизнь, исходящая из Чистого Источника, пребывает в нем Владыка Истины.
Итак, Гуру Нанак говорит:
- «О душа моя, ты искра Высшего Света,
- Знай свою сущность »
Из этого взгляда вытекает не только вся философия сикхов, но и вся история и характер сикхов. Боги и богини не считаются существами.
Сикхи сегодня
Межэтнические и межрелигиозные конфликты, являются суровой реальностью для Индии на протяжении многих веков. Сепаратистское движение сикхов в Пенджабе является одним из мощнейших в Индии. Фактически, с 1944 года сикхи ведут борьбу за создание независимого государства под названием Халистан с традиционным жёлтым флагом. Требования этого мизерного, на фоне огромного индийского населения, народа не воспринимались правящими верхами. Среди большого количества внутренних проблем и территориальных конфликтов молодых постколониальных государств, стремлениям этого небольшого народа просто не нашлось места. Настоящей трагедией стало то, что сикхи были разделены между двумя враждующими сторонами — Индией и Пакистаном, и оказались на острие братоубийственной войны.
К причинам, которые способствовали развитию сепаратизма, а в результате — терроризма, можно отнести экономические условия. Пенджаб ещё со времён английского господства был одним из самых индийских штатов, а в 80-х годах прошлого века уровень образования в штате был вдвое выше средних показателей в Индии. В результате этого возникло много молодых образованных людей с хорошим образованием. Они не хотели возвращаться к сельскохозяйственному труду, альтернативы, которой не было. Это обстоятельство в сочетании с идеями борьбы за независимость сикхов толкали многих молодых людей на путь терроризма.
Составляя всего 2% от всего населения Индии, сикхи составляют около 20% офицерского корпуса индийской армии. Во время беспорядков в 1984 году индийское правительство наложило запрет на службу сикхов в армии. После этого индийская армия осталась без лучших офицеров, поэтому такой запрет долго не просуществовал. Благодаря традиционной храбрости из них также, получаются замечательные пожарные и спасатели.
Краткая история возникновения сикхизма
Сикхизм — относительно молодое вероучение, возникшее в конце пятнадцатого века на Северо-Западе Индии. Впоследствии — это Северо-Восточная провинции Пакистана, которая образовалась позже как следствие деления Индии, долгое время находившейся под властью Британии, на 2 страны: Индию и Пакистан (1947 год).
Религия сикхизма берет свое начало от одного конкретного человека: это был Гуру и Учитель по имени Нанак. Его авторитет и провозглашенные когда-то им идеи оказались настолько сильны и популярны, что сегодня постулатам этой религии следует более 25-ти миллионов сторонников и почитателей. И это превращает ее в одну из основных религий, занимающей в мировой религиозной иерархии восьмое ( по некоторым данным девятое) место.
Нанак родился в небольшом городке Пенджаб
Родился он в 1469 г., в семье торговцев-индуистов из касты купцов. Будущий гуру с самого начала своего пути стал проявлять большой интерес к поиску знаний и смыслов. И этот свой путь он начал с изучения религиозных индуистских и исламских книг. Однако, сведения, полученные из этих книг, его не убедили — и юноша решил обрести подлинную истину. Повзрослев, Нанак оставил дом, раздал людям всё свое имущество и пустился в странствия, постепенно проповедуя посредством своих религиозных песнопений свое новое учение: сикхизм. Учение о том, как оставаться человеком и жить по-человечески в мире людей.
Кстати говоря, слово гуру несет в себе два противоположных значения: гу — означает тьма; ру — свет. Таким образом, — в символике сикхизма гуру как раз и является человеком, рассеивающим тьму, воплощением истинного Божественного света.
Khalsa
Гуру Гобинд Сингх верхом на лошади.
Халса (слово оригинального персидский означает «чистый»), это название первоначально дан Гуру Гобиндом Сингх , сикхи рыцарского орден , который он основал в 1699 году Расширение слова относится к каждому члену этого порядка, каждый сикх (мужчина или женщина), которая была крещена или инициирована получением Амрита .
Посвященные сикхи (сикхи Амритдари) должны демонстрировать пять элементов, известных как « пять К »: длинные волосы и борода (кеш); постоянно носить гребешок ( Кангха ) в волосах, удерживаемый тюрбаном ( Дастар ); ношение изогнутого кинжала ( Кирпан ) и железного браслета ( Кара ), символизирующего единство (бесконечное кольцо); носите специальные боксеры Kachera . Непосвященные сикхи не носят всех этих атрибутов.
Вегетарианство является культурной нормой в сикхизм : Гуру Грант Сахиб , который учит сострадание ко всем существам и отказ от содействия или участия в убийстве, сравнивает убийства животных в забвении Бога вездесущего . Вот как мы читаем: «Вы говорите, что Господь во всем один, так зачем вы убиваете цыплят? ” .