Сингапурская система обучения

Университеты Сингапура

Несмотря на то, что Сингапур – это государство-город, количество университетов здесь весьма внушительное. На небольшой территории действует четыре университета и пять институтов. Три университета страны являются государственными:

  • National University of Singapore (NUS)
  • Nanyang Technological University (NTU)
  • Singapore Management University (SMU)

Кроме них высшее образование можно получить в частных учебных заведениях и филиалах университетов других государств, расположенных на территории Сингапура. Специфика этих вузов заключается в том, что они не ведут исследовательскую работу и не имеют аспирантуры.

Сингапурские университеты неизменно входят в рейтинги лучших мировых высших учебных заведений. Так, по результатам исследований, проведенных британским журналом Times Higher Education в 2014 году University of Singapore (NUS) занимает почетное 25-е место в рейтинге World University Rankings, опередив несколько американских, канадских, австралийских и английских вузов. Также в топе-100, заняв 61-е место, оказался и Nanyang Technological University (NTU).

Дипломы, полученные в Сингапуре, признаются по всему миру, и обеспечивают возможность успешного трудоустройства по полученной специальности в любой стране.

Высшее

Система высшего образования в Сингапуре построена так, чтобы не только дать возможность молодому человеку получить желаемую профессию и фундаментальные знания, но и вызвать желание к постоянной учебе и совершенствованию, мотивировать студента к стремлению познавать новое.

Сингапурские вузы отличаются по типу, структуре и процессу обучения. Всего в стране четыре вида высших учебных заведений:

  • Политехнические институты – учеба имеет практическую направленность: студенты осваивают азы наук и навыки, которые понадобятся на первом этапе трудовой деятельности. Выпускникам выдаются дипломы нескольких степеней.
  • Технический вуз – он в Сингапуре один. Студенты постигают прикладные науки, нюансы бизнеса, дизайнерское творчество, СМИ, электротехнику и электронику, информационно-коммуникативные технологии, инженерное дело. Учиться можно на стационаре и заочно. Предусмотрены стажировки.
  • Независимые университеты предлагают по окончании специализированных курсов получить соответствующий диплом или ученую степень.
  • Национальные вузы. Приглашают получить диплом бакалавра и магистра по всем возможным областям знаний.

Обучение в университетах Сингапура ведется по международным стандартам:

  • первые 3-4 года дают выпускнику степень бакалавра;
  • следующие 1-3 года – магистра;
  • еще от 2 до 5 лет – звание доктора наук.

Образование в Сингапуре прагматично и основывается на смеси из восточных и западных культур. Преподавание носит характер дискуссий

Экзамены обязательны для определения уровня подготовки специалистов, поэтому им уделяется особое внимание

Основополагающий принцип системы образования Сингапура – меритократия (форма организации общества, при которой статус человека определяют его способности и личные заслуги, а не происхождение). Академическая успеваемость во всех учебных заведениях расценивается как главный фактор карьерных перспектив и будущего материального положения.

Многие предприятия заинтересованы в выпускниках сингапурских вузов, поэтому часто оплачивают обучение наиболее перспективных студентов. Существует и система бесплатного образования. Правительством разработаны специальные программы помощи малоимущим семьям и выпускникам школ, прошедшим предпрофессиональное обучение или окончившим школы с отличием. Абитуриенты этой категории вправе рассчитывать на бесплатное образование. Могут быть освобождены от платы за обучение и студенты, которые подпадают под действие программы FAS (системы финансовой помощи).

Образовательная система: общие сведения

Образовательные стандарты Сингапура значительно отличаются от Российских.

Характерные черты образовательной системы Сингапура:

    Двуязычие

    От учеников требуется полное изучение не только родного языка, но и английского.
    Деление на группы, дифференцирующиеся в зависимости от способностей учащихся;
    Акцент на таких дисциплинах: английский язык, науки о природе и математика.
    Техническое образование особо высокого уровня.
    Много частных школ.
    Основной упор в программах начальных школ концентрируется на развитии у учеников таких навыков: чтение, вычисление, творческий и независимый взгляд на мир.
    На всех уровнях образования большое внимание уделяется изучению этики, национальной истории и информатики.
    Образовательная система Сингапура хорошо финансируется. До 20% от всего бюджета страны тратится на развитие государственных школ и некоторых независимых учебных заведений, поддерживаемых правительством.
    За обучение в школах и колледжах нужно платить

    При этом, стоимость учебы для граждан Сингапура значительно ниже цены, которая устанавливается для иностранцев. Сингапурцы за обучение в начальных школах ежемесячно вносят символическую плату – 13 сингапурских долларов, то есть приблизительно 600 российских рублей. Это немного, если учитывать, что средняя з/п в Сингапуре – в переводе на российскую валюту составляет почти 200000 рублей в месяц. При этом, 1 кг картофеля здесь стоит 140 рублей, килограмм куриного филе обойдется вам в 550 рублей, а литр 95-го бензина – в 112 рублей.
    Благодаря отличной программе финансирования качество образования является стабильно высоким.
    Поддержка со стороны стипендиального фонда Edusave.
    Министерство образования планирует привлечь лучшие международные университеты для открытия филиалов на территории Сингапура.
    Информационный и экономический сегменты внутренней политики Сингапура делают упор на идею о том, что образование необходимо каждому жителю Сингапура на протяжении всей жизни.
    Сингапурская система образования позаимствовала лучшие качества от европейской, американской и английской систем.

Получение образования в Сингапуре состоит из таких этапов:

  1. Дошкольный уровень (ясли с 3-х до 4-х лет и детсад до 6-ти лет);
  2. Начальная школа (шесть классов, с 6-ти до 12-ти лет);
  3. Средняя школа (пять классов, с 12-ти до 17-ти лет);
  4. Получение специальности в высшем или среднем профессиональном учебном заведении (с 17-ти лет, максимального возрастного «потолка» нет).

Что такое «сингапурская методика»

Сингапурские образовательные технологии — это методика так называемого «корпоративного обучения». Она основана на командных формах работы, а ее цель — создать психологически комфортную среду в коллективе. В Сингапуре ее в обязательном порядке применяют в школах, отсюда она и получила свое название. В России пионером в этой образовательной технологии считается республика Татарстан, где по ней прошли обучение около 30 тысяч учителей.

Некоторые приемы сингапурской методики:

  1. «Хай файв» (High five — англ. «дай пять»)

Жест «открытая ладонь». Применяется как приветствие, похвала (при соприкосновении с ладонью учителя или другого ученика),  как сигнал «Готов ответить» (ученик) или «Жду тишины» (учитель).

  1. Работа в парах
  2. Работа в четверках

Для работы объединяют две парты. За них садятся четыре человека, каждому из которых присваивают номер от одного до четырех. В процессе «четверки» можно разбить на пары — дать задание обсудить что-то с партнером «по плечу» (с тем, кто сидит рядом) или «по лицу» (с тем, кто сидит напротив)  

  1. «Корнерс» (Corners — англ. «углы»)

Учитель предлагает несколько ответов или позиций по какому-то проблемному вопросу. За каждым ответом он закрепляет определенный угол класса, предварительно обозначив его цветом/плакатом или как-то иначе. 

Ученики расходятся по углам, в зависимости от мнения, которое им ближе, и вместе с одноклассниками, оказавшимися в этом углу, пытаются сформулировать аргументы в защиту своего ответа.

  1. Фокус-группы

Ученикам предлагают, например, несколько определений одного и того же понятия. Задача — присоединиться к единомышленникам и аргументировать свое решение. 

Дети могут переходить в другую группу, если в процессе обсуждения они изменили мнение.

  1. «Раунд тейбл»  (Round table — англ. «круглый стол»)

В этом формате очень удобно подводить итоги урока — как в малых группах,  так и посадив несколько групп за большой стол.

Детям предлагают по очереди обсудить, что им запомнилось из занятия, к каким выводам они пришли. Сделать это получится как в устной, так и письменной форме, когда каждый пишет свою идею и передает соседу, а кто-то собирает все идеи команды и обобщает их.

В реалиях российской школы урок по сингапурской технологии требует определенной подготовки — не только по содержанию, но и по расстановке парт, организации классного пространства. Но результат может превзойти все ожидания.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Обратная сторона медали

Родители же тайно признаются в том, что такая система образования делает из детей «обучаемых роботов», которые ориентируются только в системе координат «правильно-неправильно», убивает в них креативность и инициативу. Кроме того, бесконечная гонка за высокими результатами попросту лишает их детства: школа-домашнее задание-репетитор, — нет никакого баланса между игрой, отдыхом, общением с друзьями и семьей и школой.

Это, например, отличает сингапурскую систему от , которая подчеркивает важность игры и социальных навыков. Кроме того, в последнее время образование в Сингапуре выполняет роль «социального лифта» все реже: для достижения отличных результатов нужна хорошая школа и хорошие репетиторы, а «соревновательный» подход в обучении стал подчеркивать социальное неравенство

Да и не всегда победа в олимпиаде по математике означает высокий уровень IQ. В стране очень чувствуется нехватка креативных предпринимателей, успешных местных стартапов: лучшие из них основаны малайзийскими и китайскими бизнесменами.

Сингапур

Учебная программа, принятая в Сингапуре, охватывает широкий ряд предметов, таких, как английский язык, родной язык, математика, естественные, гуманитарные науки и нравственное воспитание. Изучение родного языка необходимо, чтобы научить школьников понимать культурное наследие своего народа. Обучение ведется на английском языке.

Каждый ребенок в Сингапуре учится, по крайней мере, 10 лет, получая общее образование. Сюда входят шесть лет начальной школы и четыре года средней школы. В системе образования Сингапура акцент делается на развитие умения читать, считать, владеть двумя языками, на физическом и нравственном воспитании, развитии творческого и независимого мышления.

Политика двуязычия требует, чтобы каждый ребенок изучал как английский, так и родной язык. Это позволяет детям в совершенстве овладеть как английским, так и родным языком. В школах также вводятся компьютерные программы. Образование широко субсидируется. Учащиеся платят низкую плату за обучение в начальной, средней школе и неполных колледжах, исключение составляют частные школы, которые устанавливают свою оплату.

После многочисленных реформ, образование в Сингапуре характеризуется следующими чертами: двуязычность; разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся; обучение на нескольких языках; упор на изучение английского языка, естественных наук и математики; сильная система технического образования; независимые школы, автономные школы и система кластеринга; децентрализация власти и делегирование ее директорам; эффективная система продвижения по службе и поощрение учителей; преподавание нравственных ценностей и истории Сингапура в рамках программы национального образования; широкое использование информационной технологии; обширная программа перестройки; программа образования для одаренных детей; преподавание навыков мышления; сильная программа финансирования, включающая фонд Edusave; множество стипендий; наличие Специального Плана Помощи и медресе, обусловленные тем обстоятельством, что Сингапур является многонациональным и многоязычным государством; стремление к совершенству; амбиционный план стать Бостоном Востока путем привлечения филиалов десяти больших международных университетов; эффективная интеграция образовательной политики и экономического развития; ставка на творчество, новаторство и предпринимательство; одинаковое отношение ко всем языкам, общинам и культурам; утилитарная философия образования; четкое видение результатов образования; осознание политической значимости образования; акцент на необходимость образования в течение всей жизни; разработка программы подготовки и переквалификации рабочих; проведение грани между знанием фактов и творческим мышлением; тщательное изучение и заимствование лучших черт прогрессивных систем образования; политическая воля, тщательное планирование и отличное руководство.

Отличительные особенности системы образования Сингапура:

  • двуязычность
  • разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся
  • обучение на нескольких языках
  • упор на изучение английского языка, естественных наук и математики
  • сильная система технического образования
  • наличие большого количества независимых школ
  • преподавание нравственных ценностей и истории Сингапура в рамках программы национального образования
  • сильная программа финансирования, включающая стипендиальный фонд Edusave
  • амбиционный план стать Бостоном Востока путем привлечения филиалов десяти больших международных университетов
  • акцент на необходимость образования в течение всей жизни
  • заимствование лучших черт прогрессивных систем образования различных стран

Высшее образование в Сингапуре

Высшее образование в Сингапуре появилось в Сингапуре лишь в 1905 году с основанием Медицинского Колледжа. В 1929 году был основан Рафлз Колледж, который имел гуманитарный факультет и факультет точных наук. Учрежденный в 1949 году Сингапурский университет включал в себя Медицинский Колледж и Раффлз Колледж. В Сингапуре сейчас есть три общенациональных государственных университета:

  • Национальный университет Сингапура
  • Наньянгский технологический университет
  • Сингапурский университет управления

Первый частный университет Сингапура – Сингапурский Университет Управления был основан в июле 2000 года. Специализируясь на бизнесе и финансах, университет принял первых студентов в середине 2000 года и выдал первые дипломы в 2005 году.

Большой популярностью пользуются филиалы Западных (в частности, Британских) университетов. Преимущества налицо – значительно более низкая стоимость обучения при равноценности присваиваемых степеней. 

Сущность «сингапурского чуда»

По мнению международной компании International Institute for Management Development система образования в Сингапуре соответствует глобальной экономике. А успех сингапурских школьников по математики и в естествознании отмечают мировые лидеры исследований PISA, PIRLS и TIMSS.

Скорее всего, авторитетные рейтинговые компании своими заявлениями привлекли внимание руководства Министерства образования Татарстана, которое в 2013 году подписало соглашение с «Educare Co-operative Limited (Educare)» – сингапурской компанией, правообладателем сингапурской методики обучения. После подписания соглашения учителя из Татарстана прошли обучение в Сингапуре, а затем началось внедрение сингапурской методики обучения в школах республики

Надо заметить, что в этом случае последовательность внедрения новых форм обучения в школах Татарстана была выстроена в обратном порядке: сначала – подписание соглашения, а затем – изучение и обучение, и, почти минуя апробацию – распространение сингапурской методики во всех школах республики

После подписания соглашения учителя из Татарстана прошли обучение в Сингапуре, а затем началось внедрение сингапурской методики обучения в школах республики. Надо заметить, что в этом случае последовательность внедрения новых форм обучения в школах Татарстана была выстроена в обратном порядке: сначала – подписание соглашения, а затем – изучение и обучение, и, почти минуя апробацию – распространение сингапурской методики во всех школах республики.

Чем же отличается сингапурская методика от российских форм обучения? Прежде всего, по мнению некоторых специалистов, имевших возможность подробно ознакомиться с методикой, упомянутая сингапурская система направлена на повышение мотивации школьников и увеличение их интереса к урокам.

Уроки в Сингапуре проводятся по неким заданным алгоритмам, к которым детей приучают с детского сада. Сингапурские школьники с ясельного возраста привыкают к коллективной работе над общими заданиями, обсуждают их выполнение, задают вопросы друг другу и учителю, спорят. Причем на каждом уроке учитель разбивает сформированные ранее группы, выполнявшие общее задание и создает новые.

Предлагаемые алгоритмы урока (их 250, из которых 13 – основных) позволяют в ходе урока опросить каждого ученика, при условии, что дети будут формулировать четкие, сжатые ответы. Учителя, попробовавшие работать по сингапурской методике, отмечают, что с готовым алгоритмом вести урок намного легче – не нужно задумываться над планом урока, потому что в каждом «модуле» учителю объясняется, что ему нужно делать. При этом методистам, работающим по этой системе, урок напоминает производственный конвейер. Подсказки учеников разрешены. Более того, преподаватель при оценке суммирует ответ каждой группы, из 4 учеников, которые, по команде учителя, регулярно сменяются. Одна из форм проверки – обмен тетрадями в группе.

Дети сидят за партами по 4 человека, для чего парты сдвигаются, чтобы группа работала совместно, и ученики каждой группы видели друг друга. Разумеется, при таком размещении парт, половина учеников сидит спиной к доске и не видит учителя. На партах учитель раскладывает бирки с номерами: это называется, согласно методике, Numbered Heads Together – «пронумерованные головы». Кстати, на уроке предлагается использование и других команд на английском языке.

Элементы применения сингапурской методики образования в «Фоксфорде»

Сингапурская методика частично используется и в онлайн-школе «Фоксфорд».

— В мини-классах учителя регулярно дают обратную связь родителям и классному руководителю по тому, как ребёнок проявляет себя на занятиях, общается с другими детьми и выполняет домашнее задание.

— На языковых курсах преподаватели акцентируют внимание на том, как применять знания в разговоре и в обычной жизни. Школьники часто работают в командах.  . — Учителя по математике просят детей присылать во время урока ответы в мессенджерах, их копируют и переносят на доску. 

— Учителя по математике просят детей присылать во время урока ответы в мессенджерах, их копируют и переносят на доску. 

— Преподаватели в «Фоксфорде» ориентируются на лучшие международные практики и постоянно вводят новые методы в обучение. 

Основные требования к иностранцам при поступлении в образовательные учреждения

Каждое учебное заведение имеет свой перечень вступительных испытаний, нередко в него включается и тестирование SAT. Обязательным условием при поступлении для иностранных абитуриентов является наличие аттестата или диплома об образовании (среднем, высшем), сертификата международного тестирования на знание английского — IELTS или TOEFL (минимальный проходной балл — 6,0 или 550 соответственно). При отсутствии этих сертификатов можно пройти обучение в одной из языковых школ Сингапура (обучение длится 2–10 месяцев), по окончании которых студенты проходят тестирование для поступления в вуз.

Если абитуриент имеет только аттестат о среднем образовании, для поступления в вуз необходимо 2 года обучаться в сингапурской школе (требование государственных учреждений), а затем пройти программу Foundation. Для поступления в магистратуру необходим диплом об окончании вуза по программе бакалавриата.

Стипендии и гранты для иностранных студентов

Каждый успешный и одарённый студент может претендовать на получение стипендии или гранта на образование. Финансирование программ обучения осуществляется государством, учебными заведениями и работодателями.

На государственном уровне поддержка осуществляется Министерством образования, причём финансирование предусматривается для различных этапов обучения. Список стипендиальных программ и грантов регулярно обновляется на сайте Министерства (https://www.moe.gov.sg/education/edusave). Претендовать на стипендию могут лишь студенты, зачисленные в учебное заведение. При одобрении заявки подписывается дополнительное соглашение, по которому студент обязан работать в Сингапуре по окончании обучения в течение нескольких лет. Гранты, выделяемые Министерством образования, представляют собой денежную сумму, которая лишь частично будет покрывать учебные расходы.

Практически все вузы Сингапура имеют свои стипендиальные программы. Информация доступна на сайтах конкретных университетов. Зачастую финансирование выделяется для студентов узкоспециализированных направлений.

Крупные предприятия и корпорации также заинтересованы в высококвалифицированных кадрах, поэтому готовы оплачивать обучение будущего сотрудника. Для этого студент подписывает соглашение с компанией, по которому ему необходимо отработать несколько лет по контракту в этой организации после учёбы.

Бакалавриат, магистратура, докторантура

Обучение в вузе в Сингапуре включает 3 ступени:

  1. Бакалавриат. Абитуриент сдаёт экзамен по английскому, тесты SAT 1 и SAT 2. Первая часть тестирования предполагает сдачу математики, правописания и чтения. Вторая часть теста зависит от выбранного учреждения.
  2. Магистратура. Если бакалавр решил получить дополнительные знания по выбранной специальности, он поступает в магистратуру. Экзамены зависят от конкретного университета. Организация имеет право ежегодно пересматривать перечень вступительных экзаменов.
  3. Докторантура. Единых требований для поступления в докторантуру не существует. В каждом учреждении свои правила.

Как выстроена система образования в Сингапуре

Как и в России, обучение в стране можно условно поделить на уровни: есть начальная, средняя и старшая школа. В начальных классах дети обучаются шесть лет: четыре года изучают английский, один из азиатских языков, литературу, математику, социальные науки и искусство, занимаются физкультурой. В последующих двух классах они выбирают дополнительные предметы, по которым одарены больше всего. Дети могут также посещать уроки программирования, гражданского образования, кибербезопасности и заботы о ментальном здоровье. 

По окончании шести классов ребёнок сдаёт экзамен и попадает в один из трёх потоков:

  1. экспресс-направление — обучение в ускоренном режиме;
  2. обычное направление, делится на две части: — академическую (акцент на гуманитарные предметы — английский, родной язык, математику, науки (в этот предмет входят физика, биология, география и история); — техническую (акцент на компьютерные науки, например программирование).

Вместе с основными предметами дети также могут выбрать подходящие им элективы. 

Обучение в старшей школе продолжается 1–3 года, она работает по британской системе образования, в которой для поступления в университет нужно сдать экзамены A-Level. Как и в России, в стране есть также колледжи и техникумы.

Среднее школьное образование в Сингапуре

В систему среднего образования входят школы, колледжи и техникумы. Ребёнок переходит на среднюю ступень в возрасте шести лет. Школьники проходят начальный, средний и предуниверситетский уровни.

Бесплатная начальная школа обязательна для всех сингапурцев. С 1 по 4 класс длится основной уровень. Затем 2 года длится ориентационная ступень. В программе начального этапа: основы гражданственности, английский, естественные дисциплины, музыка, математика, рисование, а также государственные языки. Дополнительно дети могут посещать занятия по эстетике и спортивный зал. По окончании начальной ступени выдаётся PSLE-свидетельство.

Обучение в средней школе начинается в возрасте 12 лет. По результатам экзаменов начальной ступени формируются учебные группы, для каждой из которых предусмотрен свой собственный курс:

  • академический;
  • технический;
  • экспресс;
  • специальный;
  • интегрированная программа.

Выпускники специальных и экспресс-курсов получают право поступать в неполные колледжи. Получать техническое образование можно в техникумах и политехникумах. Выбор направления возможен при наличии определённого сертификата А-, О- или N-уровня, который выдают после окончания средней ступени. Следующим этапом становится подготовка к вузу.

Проживание студентов

Сингапурские студенты проживают в общежитиях и в съёмных комнатах (квартирах). Не все учебные заведения могут предоставить студентам общежитие. Также возможно проживание в сингапурских семьях (информацию предоставляет вуз).

Некоторые сингапурские вузы предоставляют студентам общежитие

На стоимость жилья влияют инфраструктура, качество и новизна внутренней отделки и мебели, возраст дома, близость к центру. Цена аренды комнаты или квартиры в среднем варьируется от 200 до 1500$ в месяц. Также в перечень студенческих расходов входят:

  • коммунальные платежи (~ 80$),
  • питание (~400$),
  • оплата проезда на общественном транспорте (~100$),
  • телефон, интернет (~50$),
  • книги, канцелярия (~70$),
  • медицинское страхование (20–300$).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий