Как устроено дошкольное образование в Китае

4. Развивающая среда дошкольных учреждений

В настоящее время в организации воспитательной деятельности большое внимание уделяется созданию развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка и позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Директивная программа по дошкольному образованию указывает: в ДОУ должна быть создана среда «здоровой жизни и богатейшей деятельности детей», удовлетворяющая их потребности во всестороннем развитии

Под средой детского сада понимается совокупность материальных и нематериальных условий для физического и психического развития, поэтому среда должна иметь несколько направлений

Директивная программа по дошкольному образованию указывает: в ДОУ должна быть создана среда «здоровой жизни и богатейшей деятельности детей», удовлетворяющая их потребности во всестороннем развитии. Под средой детского сада понимается совокупность материальных и нематериальных условий для физического и психического развития, поэтому среда должна иметь несколько направлений.

1. Деятельность (целесообразное построение среды способствует формированию желательного поведения детей. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей полезные привычки.

2. Познание. Содержание или результаты развития демонстрируются с помощью рисунков, и среда, как учебник, дает и знание, и способ учения. Так, в уголке художественно-творческой деятельности показывается последовательность изготовления поделок, что способствует развитию самостоятельности детей.

3. Социализация. В процессе обсуждения варианта создания среды и ее воплощения дети общаются со взрослыми и с другими детьми. Этот процесс развивает коммуникативные способности, формирует стремление к сотрудничеству, коллективизм, помогает самостоятельно овладеть социальными нормами.

7 стр., 3042 слов

Образование в Древнем Китае

… возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок … воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания. На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая …

4. Здоровье. Предлагаемые пособия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, стимулировать развитие чувств, самостоятельной двигательной активности и обеспечивать комфорт каждому ребенку.

5. Зрение. Воспитатель должен создавать такую среду, чтобы ее цвет, образность и рациональность способствовали развитию эстетического вкуса.

6. Культура. Предметная среда должна отражать и национальные традиции, и особенности самого детского сада.

Принципы построения развивающей среды

1. Всесторонность. Развивающая среда ДОУ включает материальную и нематериальную части. Материальная часть состоит из участка,аудитории, коридора, лестницы, туалета и др.; нематериальная включает отношения детей с воспитателями, отношения между детьми, отношения ДОУ с родителями (она невидима, но дети могут ощущать и «переживать» ее).

2. Участие. Процесс построения среды является результатом сотрудничества детей и воспитателей — процесса, помогающего выявить активность и самостоятельность дошкольников, деятельностью которых руководит педагог.

3. Изменяемость. Построение среды является непрерывной деятельностью. Под изменяемостью среды понимается следующее: оборудование может изменить и само помещение, и его функциональное предназначение в соответствии с решаемыми задачами воспитания.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале.  Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
  • Докторантура (2-4 года).

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

Направленность ПТУ

Что можно сказать про это образование в Китае? Кратко отметим, что ПТУ в этой стране рассчитаны на подготовку специалистов сельского хозяйства, правовых наук, медицины. Кроме того, существуют и определенные учебные заведения технической направленности, занимающиеся подготовкой работников для сталелитейной, фармацевтической, топливной, текстильной промышленности. Среди престижных направлений, в Китае выделяют профессиональное сельскохозяйственное образование. Курс рассчитан всего на три года.

Для ребят, приехавших в Китай из других стран, предусматривается возможность получения образования в специальных школах-пансионатах частного вида. После завершения курса обучения, выпускник получает официальный диплом о среднем образовании.

Подобный документ чаще всего имеет двойной образец. Один на китайском языке, а второй на английском. Пансионаты принимают ребят с девятилетнего возраста. Подобные учебные заведения делают эту страну открытой для детей из любого государства, включая и Россию.

Единственную русскую школу в этой стране можно найти только в Инине. Она представляет собой начальный вариант образования, не располагает собственным общежитием. В связи с этим в ней могут обучаться только дети, которые проживают в Инине. Уроки в этом образовательном учреждении проводят на русском и китайском языках. В программе есть музыка, языковая грамота, физическая культура, математика.

Образование в Древнем Китае

Упоминания о школах, обучающих молодое поколение, датированы 3 тысячелетием до нашей эры. Были заведения гражданского типа, где старшие члены общин передавали молодым знания об охоте, ремесле, религии. Такие заведения носили название Сян.

Военные учреждения Сюй готовили кадры для государственной службы. Помимо тактики ведения боя, учащимся преподавали письмо, счет и основы философских учений.

Начало глобальных перемен в системе произошло при жизни Конфуция. Количество учебных заведений в Китае, в том числе и частных, многократно увеличилось. Но никакой общепринятой программы не было, но базовые предметы всегда оставались неизменными:

  • мораль;
  • история;
  • письмо;
  • музыка;
  • счет.

Школы в Китае были ориентированы на мальчиков, но это было необязательным правилом. Девочки из обеспеченных семей также могли их посещать.

Важнейшим предметом в то время было письмо: умение работать с иероглифической системой высоко ценилось. Это позволяло выпускникам претендовать на престижные позиции. Экзаменационный отбор для кандидатов в чиновники оценивала не только навык письма, но и умение аргументировать свою позицию и грамотно рассуждать.

Дошкольное образование

Отправная точка в китайском образовании представлена как коммерческими, так и государственными детскими садами. В коммерческих заведениях больший акцент идет на раскрытие внутреннего потенциала ребенка и его творческих способностей. Второй вариант позволяет лучше подготовиться к дальнейшей учебе. Помимо этого, детей учат основам сельского хозяйства, выполнять такие несложные бытовые задачи, как ремонт одежды или уборка дома.

https://youtube.com/watch?v=OazB6hS_hUc

Очень большое внимание уделяется дисциплине. Строгое следование нормам и правилам прививается китайцам с детства

В некоторых заведениях воспитатели устанавливают некоторое подобие казарменного положения. По мнению министерства, такие методы воспитания позволяют детям приносить, в дальнейшем, наибольшую пользу обществу.

Школьное образование в Китае

Китайская система ставит своей целью создание будущего представителя рабочего класса, либо человека готового поступать в университет. Базовое обучение в Китае делится на 3 стадии и продолжается, суммарно, 12 лет:

  • 6 лет начальной школы;
  • 3 года — средней;
  • и столько же — старшей.

Для зачисления на учебу кандидаты сдают тесты и вступительные экзамены. Содержание и принцип испытаний заранее неизвестен. На основании результатов происходит выбор уровня школы и класса.

Китайские ученики очень серьезно подходят к учёбе. Строжайшее соблюдение дисциплины и большой объем домашних работ начинаются с первых лет.

Начальная школа

В первых 6 классах школьники обучаются китайскому языку, а также основным понятиям о естественных науках. Особое место уделяется физическому воспитанию — уроки физкультуры проходят ежедневно. С 3 года обучения к основным предметам добавляется иностранный язык.

Последние 2 года в начальной школе отличаются тем, что дети начинают работать под началом у мастеров на фермах или мастерских. Каждую неделю они направляются на какие-нибудь общественно-полезные работы. Это помогает ученикам стать самостоятельнее и ответственнее.

«Изучение китайского языка осложнено наличием множества его разновидностей. В большинстве школ изучается пекинский диалект в качестве универсального языка общения внутри страны, а также местные разновидности»

Неполная средняя школа

В средних классах школьники углубленно осваивают естественные и точные науки, начинают изучение информатики. В программу все в большей степени входят «политические» предметы об истории партии и государственном устройстве КНР. На этом этапе обучения появляется элемент соревнования, когда ученики стремятся получить звание лучшего в классе. Школьная программа очень насыщенная — ежедневно проводится 8-9 уроков. После ученики посещают факультативные занятия и секции.

Полное среднее образование

После 9 лет школы китайские дети принимают решение о дальнейшей судьбе, ведь обязательное бесплатное образование заканчивается на этой ступени. Либо ученик остается еще на 3 года на платной основе в старших классах, либо делает выбор в пользу обучения по профессии средних специальностей.

Помимо материальной составляющей, для продолжения учёбы нужно продемонстрировать высокий балл на экзамене. Выбор технической или академической специальности позволяет сделать выборку доступных учебных заведений для школьника.

Учителя будущего

Седьмая задача идейно перекликается с российским нацпроектом «Учитель будущего». Ее суть – в создании команды высококвалифицированных, профессиональных и инновационных учителей. Эта задача подразумевает рассмотрение мотивации учителя как основного критерия оценки качества. Упор будет делаться на межрегиональное распределение учителей для эффективного решения проблемы со структурной, поэтапной и региональной нехваткой специалистов, на улучшение системы повышения квалификации учителей, на укрепление системы профессионального развития преподавателей. Немало внимания уделят улучшению социального статуса учителей (включая стабильные и высокие зарплаты специалистов начальных и средних школ), условиям получения ими медпомощи.

Влияние конфуцианства

На отношения к детям, начиная с периода 6-5 столетий до нашей эры, когда жил Конфуций, оказали влияние его идеи. Он придерживался традиционного воспитания и считал, что заниматься им нужно не только в детские годы, но и в более старшем возрасте, до конца жизни. Родители должны не только вырастить, но и воспитать хорошего человека для страны.

Конфуций объединил воспитательные и образовательные аспекты в собственной школе. Главными ее методами считалась связь обучающихся со своим наставником, исследование вещей путем сравнительной характеристики, следование идеалам и образцам.

Портрет Конфуция

Ученый считал основой хорошего воспитания так называемый «жень», согласно которому воспитанный человек должен быть:

  • гуманным
  • благородным;
  • честным;
  • искренним;
  • верным;
  • почтительным к окружающим;
  • трудолюбивым.

Чтобы ребенок вырос хорошим и полезным обществу, ему прививали трудолюбие, учили трудиться и правильно обращаться с деньгами, растили в строгости, не баловали. Даже в богатых семьях не принято было выделять большие суммы на будущее молодого человека, и уж тем более он не мог пользоваться родительским положением в обществе – всего он должен был добиться самостоятельно.

Считалось, что то, каким вырастет малыш, во многом зависит от окружающей его обстановки. Поэтому его любили и уважали в семье – среди родственников, соседей, а также в большой семье, которой считалось государство в целом. Этот принцип работал и в обратную сторону – человек с самого детства долженпочтительно относиться к старшим, окружающим и государству в целом.

Конфуций называл одним из главных принципов воспитания «сяо» – почтительность сыновей. Она выражается в уважении к взрослому поколению, семейным ценностям. Интересы семьи должны стоять выше личных интересов.

Принципы воспитания сегодня

Китайские родители, пожалуй, одни из самых строгих, даже авторитарных в мире

У них не принято уделять личности, психической уязвимости детей большое внимание. В стремлении научить младшее поколение дисциплине современные китайцы нечасто прибегают к похвале, а даже за малейшие проступки могут наказывать своих чад

Воспитание призвано в первую очередь взрастить в ребенке важные качества:

  • трудолюбие;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • покорность;
  • уважение к близким;
  • всестороннее развитие;
  • лидерство.

Последний пункт считается китайской национальной особенностью

Ребенок должен быть не просто хорошим, он должен быть лучшим, причем важно, чтобы он преуспел не только в одном направлении, а во всех сразу. Даже за «пять с минусом» школьника могут строго отчитать, требуя объяснений, за что был получен этот «минус»

Дошкольное образование в Китае или восточное детство | Обзор, стоимость обучения за рубежом

Китай является самой влиятельной социалистической страной в мире на сегодняшний день. Идеи Карла Маркса там переплелись с уникальной восточной культурой. А как же там растят детей?

До Второй Мировой Войны, а конкретнее, до становления Китая социалистическим, детских садом по факту в стране не было. Имелись некие частные заведения, доступные исключительно для детей, принадлежащих богатых семьям, но кроме них образованием маленьких детей, не считая частного и домашнего, никто не занимался.

В 1949 годы, при содействии Советского Союза было создано несколько экспериментальных учебных заведений, в которых начали работать с обычными детьми из самых разных слоев населения. После подобного опыта количество дошкольных учреждений в стране начало расти с геометрической прогрессией. В это время все подобные учреждения создавались по образу и подобию тех, которые были на территории СССР, однако в 1966 году, после репрессий интеллигенции и неугодных для идеологии людей, уровень преподавателей резко упал, а способ воспитания резко развернулся в сторону аскетично-патриотического. И хотя с 1980-хх годов начали появляться перемены в сторону классического западного дошкольного образования, здесь до сих пор прослеживается влияние режима, что определенным образом сказывается на воспитании детей.

Подход к воспитательному процессу

Все детские сады в Китае достаточно большие и в среднем способны вместить до 270 детей, что прекрасно отвечает требованию государства, в связи с сильным перенаселением. При этом в одном детском саду может соблюдаться разный график для каждого ребенка в отдельности. Так часть из них посещает детский сад лишь днем, с 8:00 утра до 18:00 вечера, а некоторые и вовсе попадают домой только на выходные. Это, как правило, связано с графиком работы родителей и не очень распространено среди населения, так как таким образом посещают детские сады лишь около 5%.

Сам день в детском саду четко распланирован, начина я завтраков, которые начинаются в 8:30, и заканчивая организованными групповыми играми и прослушиванием патриотических рассказов и песен. По понедельникам каждого ребенка ждет обязательная проверка здоровья.

Идеология и традиции

Из-за того, что на данный момент Китай страдает от перенаселения, здесь проводится очень строгая жесткая политика в области регулирования рождаемости. В семье разрешается иметь не более одного ребенка. Подобный запрет местами выливается в страшное детоубийство, так как традиционно в китайской культуре считается что опора для родителей — это сын, когда дочери лишь «вскармливаются» для другой семьи. Итогом этого стало преобладание мужского населения над женским, что в дальнейшем может вылиться в проблему для демографического положения страны.

Оттого, что в каждой семье имеется лишь по одному ребенку, это стало причиной особенно сильной любви к нему родителей. Детей постоянно балуют и стараются дать им все самое лучшее, начиная с игрушек и заканчивая образованием. Именно поэтому детские сады стали своеобразной прививкой от эгоизма, где маленьких детей уже с первых лет учат быть строгими по отношению к себе, контролировать собственные желания и быть частью коллектива. Все какие-либо индивидуальные черты детей не считаются врожденными и поэтому не поощряются.

В группе ни в коем случае не допускаются какие-либо конфликты между детьми. Драки, избалованное поведение, непослушание и плохое поведение на корню пресекаются. При этом какие-либо наказания, в нашем понимании, полностью отсутствуют. Воспитатель просто дает ребенку понять, что его плохое поведение замечено и с укором называет ребенка по имени.

Детей активно сравнивают друг с другом, а тех кто поступает правильно — поощряют. При этом здесь нет культа индивидуальности, и воспитатели делают все возможное, чтобы ребенок не решил, что его принимают таким, какой он есть. Это вполне логично, так как согласно учению Конфуцианства, человек не рождается с определенными особенностями, а воспитывает их в себе в течение всей своей жизни.

От воспитателей требуется серьезность, спокойствие и невозмутимость. Считается, что только так они смогут дать понять детям, что делать можно, что делать нельзя и что от них требуется. Главная задача — это загрузить детей, чтобы не было возможности возникновения каких-либо неблагоприятных ситуаций.

Заключение

Китайское воспитание складывалось еще с древних времен, и его основы мало поменялись за многие столетия. Детей все также растят в строгости, но при этом в атмосфере любви, стараясь прививать трудолюбие, честность, смирение, послушание.

Именно поэтому китайцы – не каждый сам за себя, а только вместе. Для них семья – не только их родные, но и вся страна.

Кажущаяся иногда чрезмерной строгость китайцев по отношению к младшему поколению на самом деле является проявлением заботы. Маленькие китайцы, находясь в условиях постоянной конкурентной борьбы, понимают, что должны учиться, чтобы преуспеть и найти свое место во взрослой жизни. Китайская модель воспитания показывает свою эффективность, и, возможно, жителям Запада можно позаимствовать некоторые ее методы.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий