Состав СНГ: список стран участников

В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили

Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран – России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ.

На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах – в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. С остальными были проблемы:

  • Литва, Латвия и Эстония изначально не вступали в СНГ. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз – Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас;
  • Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ. Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. Формально Грузия оставалась в составе СНГ еще год – этого требовал Устав СНГ;
  • Украина, будучи государством-учредителем СНГ, формально изначально не была его членом (так как ее представители не подписали Устав СНГ). После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В прошлом году МВФ исключил Украину из группы стран СНГ, тем не менее, с точки зрения содружества статус Украины остается спорным;
  • Туркменистан в декабре 1991 года ратифицировал Соглашение о создании СНГ и протокол к нему, однако парламент этой республики не ратифицировал Устав СНГ. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства.

В настоящее время в СНГ полноценно участвуют 9 государств – Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

Цели организации

Среди целей Содружества стоит выделить следующие:

  • взаимодействие в таких областях, как политическая, экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная и прочие;
  • всецелое развитие стран-участниц в пределах общего экономического пространства, плодотворного взаимодействия между государствами и интеграционного процесса;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • кооперация в поддержании мира и безопасности на международном уровне, достижении повсеместного разоружения всеми игроками международных отношений;
  • взаимопомощь в правовой области;
  • мирное урегулирование спорных и конфликтных ситуаций между странами-участниками организации.

(Содружество Независимых Государств)

Содружество Независимых Государств – региональная международная организация для сохранения и укрепления всесторонних связей между странами, возникшими после распада СССР. Образована в 1991 году. Только три из пятнадцати советских республик отказались от участия в СНГ – Литва, Латвия и Эстония. Грузия официально покинула СНГ в 2009 году. Туркмения и Украина участвуют в организации, но юридически не являются ее членами, так как не ратифицировали устав (все остальные страны-участницы сделали это в 1993-94 гг).

Современная совокупная площадь отмеченных стран 20 997 125 км2 (15%),население 236 150 144 человек (3%).

Список отмеченных стран (9 из 197):Россия, Белоруссия, Молдавия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Киргизия, Арменияпри наведении курсора на название – страна подсвечивается на карте

Бывшие страны

Какие территории входили в состав Британской империи? Какие страны входили в состав ОАР? Какие страны входили в состав Югославии? Какие страны входили в состав СССР? Какие страны входили в состав Чехословакии?

Союзы и организации

Организация Объединенных Наций (ООН)Африканский Союз (АС)Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)БРИКСВсемирная торговая организация (ВТО)Большая Двадцатка (Г20)Большая Семерка (Г7)Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)Евразийский экономический союз (ЕАЭС)Европейский Союз (ЕС)Общий рынок стран Карибского бассейна (КАРИКОМ)Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)Лига арабских государств (ЛАГ)Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)Союз арабского Магриба (Магриб)МеркосурСевероатлантический Альянс (НАТО)Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)Организация американских государств (ОАГ)Организация Варшавского Договора (ОВД)Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)Организация исламского сотрудничества (ОИС)Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК)Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)Ассоциация стран Южной Азии (СААРК)Общий рынок стран Южной Африки (САДК)Совет Безопасности ООН (СБ ООН)Содружество Независимых Государств (СНГ)Содружество наций (Содружество)Транстихоокеанское партнерство (ТТП)Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС)Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЕАК)

Политические соглашения

В каких странах размещены военные базы США? Какие страны ввели санкции против России в 2014-2015 гг.? Какие страны официально признают Косово? Какие страны официально признают Палестину? Какие страны официально признают Западную Сахару? Какие страны официально признают Тайвань? Какие страны входят в Шенген?

Спортивные достижения

Какие страны принимали Зимние Олимпийские игры? Какие страны принимали Летние Олимпийские игры? Какие страны выигрывали чемпионат мира по футболу?

Языки и народы

В каких странах официально говорят на английском языке? В каких странах официально говорят на арабском языке? В каких странах официально говорят на испанском языке? Какие страны включены в понятие Латинской Америки? В каких странах официально говорят на португальском языке? В каких странах официально говорят на русском языке? В каких странах официально говорят на французском языке?

Прочее

Какие страны не имеют выхода к морю? С какими странами граничит Россия? Какие страны владеют космодромами? В каких странах левостороннее движение? В каких странах регистрировалась смерть людей от Эболы? В каких странах монархия? В каких странах разрешено огнестрельное оружие? Какие страны признают однополые браки? В каких странах самая высокая продолжительность жизни? У каких стран площадь территории превышает 1 млн. кв. км? В каких странах численность населения свыше 100 млн. человек? В каких странах уровень грамотности ниже 50%? Какие страны пересекает экватор? Какие страны обладают ядерным оружием?

Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • межгосударственная ассоциация свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.

Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ.

Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).

Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.

В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза Членами Совета являются члены правительств государств Союза Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.

Штаб-квартира Совета находится в Москве.

В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.

показать содержание

Организация встречи и соглашения

8 декабря состоялась встреча Б. Ельцина (президент России), Л. Кравчука (президент Украины) и С. Шушкевича (председатель Верховного Совета Республики Беларусь) в Беловежской пуще, где было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, (документы, подписанные там, называются иначе Беловежские соглашения).

В Соглашении констатировалось, что СССР прекращал свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. Учитывая же историческую общность народов, стремления к демократии и правовому государству, а также желание развивать отношения на базе признания друг друга, Россия, Украина и Белоруссия договорились об учреждении Содружества Независимых Государств.

Каждая из сторон гарантировала:

  • равноправие и свободы для всех граждан;
  • предоставление гражданско-политических, социально-экономических и культурных прав и свобод гражданам всех сторон;
  • защищать национальные меньшинства и уникальные регионы;
  • признание целостности территорий стран друг друга и его уважение.

Стороны брали на себя обязательства:

  • сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности;
  • развивать выгодное всем сторонам и равноправное сотрудничество в сферах общественной жизни, способствовать активному информационному и культурному обмену.

Кроме того, договорились о необходимости:

  • сохранять и поддерживать общность военно-стратегического пространства;
  • гарантировать друг другу необходимые условия размещения, хранения, функционирования вооруженных сил;
  • проводить политику по вопросам комфортной жизни военных, а также согласовывать ее с партнерами.

Вскоре, 10 декабря Соглашение о создании СНГ было утверждено Верховными Советами Украины и Белоруссии, а 12 декабря – России. Занимательно, что Верховный Совет России утвердил документ при 188 голосах «за», 6 голосах «против» и 7 «воздержались», тем самым нарушив ст. 104 Конституции РСФСР, ибо для ратификации соглашения по закону надо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР (высший орган власти), так как соглашение касалось государственного устройства всей республики, которая была частью СССР, что должно было повлечь за собой и внесение изменений в Конституцию. Позже, СНД трижды отказывался ратифицировать Беловежские соглашения, а потом был разогнан (октябрь 1993 г.).

13 декабря 1991 г. президенты Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии встретились в Ашхабаде, после чего заявили о согласии войти в СНГ на условиях признания за ними равных прав участия и признания всех государств СНГ в роли учредителей.

Позже по инициативе казахстанвского президента Н. Назарбаева в Алма-Ате состоялась встреча глав России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Молдавии, Армении, Азербайджана. 21 декабря 1991 г. они подписали Алма-Атинскую декларацию, где закреплялись цели и принципы СНГ. В частности, в ней устанавливалось равноправие участников через работу институтов на паритетной основе, объединенное управление военно-стратегическими силами, сотрудничество в формировании единого экономического пространства.

Алма-Атинская декларация стала значимым этапом в истории постсоветского пространства, так как завершила процесс трансформации бывших союзных республик в независимые государства. Молдавия стала последним государством, которое ратифицировало соглашение о создании СНГ (8 апреля 1994 г.). С 1993 г. в число действительных членов СНГ вошла и Грузия.

Поначалу деятельность Содружества была посвящена организационным вопросам. 30 декабря 1991 г. состоялась первая официальная встреча глав стран СНГ. На ней было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», согласно которому формировался Совет глав государств. В этом Совете каждое государство имеет по одному голосу, решения же принимаются при достижении взаимного согласия. Вместе с этим было принято «Соглашение Совета Глав Государств — участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», которое подтверждало право стран -участников на создание собственных армий.

22 января 1991 г. в Минске был принят Устав СНГ, который, будучи основополагающим документом СНГ, завершил организационный этап в истории СНГ.

Официально это было зафиксировано 26 декабря 1991 г. после решения Верховного Совета Республик Верховного Совета СССР.

Список стран

  • Литва – по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2 ). Столица – город Вильнюс. По типу правления – парламентская республика. Население — около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с Литвой. Площадь государства – около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения – чуть меньше 2 млн человек. Столица – город Рига.
  • Эстония – самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь – более 45 тыс. км 2 ). Столица – город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения – около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и Украиной. Площадь государства – почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения – страна Закавказья. Столица – г. Ереван. Площадь – около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения – около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей – почти 32 млн человек.
  • Туркменистан – страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица – город Ашхабад. Площадь государства – около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица – Душанбе.
  • Кыргызстан – страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица – город Бишкек. Численность населения – около 6 млн человек, площадь – чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Место и участие Российской Федерации в СНГ

Российская Федерация, обладая наиболее емким рынком в рамках СНГ занимает лидирующее положение в реформировании экономики и оказывает наиболее значимое влияние на развитие ситуации в Содружестве.

В 1990-х годах Российская Федерация нередко предопределяла тип политического развития других государств СНГ. При этом политические институты, конституционные параметры и общая направленность движения во многих постсоветских странах формировались не без идейного российского влияния.

Экономические стратегии взаимодействия Российской Федерации со странами Содружества развивались неравномерно. Наименьшие показатели в сфере внешней торговли наблюдались с Грузией и Арменией в то время как наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Белоруссией и Украиной.

Неоднократно Российская Федерация заключала двусторонние соглашения о свободной торговле с другими странами СНГ. Подобного рода отношения, как правило, характеризовались доминированием вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым витком развития этих отношений стало подписание соглашения о зоне свободной торговле (1994 год), ознаменовавшее переход к многостороннему сотрудничеству.

Не менее важную роль в развитии отношений между Российской Федерацией и СНГ сыграло подписание соглашения о тройственном Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном (1995 год). Позже к нему присоединились еще две страны – Таджикистан и Киргизия.

В 1998 году между Россией и Белоруссией была подписана Декларация о дальнейшем единении двух стран. Определяющую роль в развитии интеграционного процесса впоследствии сыграло Соглашение о глубоком экономическом и политическом интегрировании Сообщества России и Белоруссии. В 2000 году между странами был подписан ряд новых документов о дальнейшем углублении сотрудничества.

Новым витком развития многостороннего межрегионального сотрудничества стало создание участниками СНГ, среди которых была и Российская Федерация, в 2000 году новой международной организации – Евразийского экономического сообщества, созданного с целью обеспечения эффективности продвижения процессов формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В целом оценка деятельности Российской Федерации в составе СНГ и ее вклада в сохранение общих культурно-исторических традиций наряду с развитием экономических связей между новыми суверенными государствами может быть произведена практически по всем направлениям, включая:

  • политическое;
  • экономическое;
  • нормативно-правовое;
  • гуманитарное;
  • научное;
  • культурное;
  • коллективную безопасность и пр.

По всем выше названным направлениям уже достигнуты определённые результаты, однако, признать их оптимальными, причем как для Российской Федерации, так и для иных государств-участников СНГ, не представляется возможным. В последние годы сделаны важные шаги в экономической сфере. При этом в сфере культуры и науки уровень взаимодействия для сторон по-прежнему остается недостаточно продуктивным.

Говоря о роли РФ в СНГ, отдельного внимания заслуживает миротворческая миссия России в части улаживания вооруженных конфликтов на пространстве СНГ. Некоторые авторы рассматривают эту миссию Российской Федерации исключительно в ракурсе реализации ей собственных национальных интересов. Однако, ее реальный вклад в стабилизацию ситуации в ряде регионов Содружества не подлежит сомнению и заслуживает высокой оценки.

В процессе урегулирования множественных конфликтов на постсоветском пространстве свое отражение нашла борьба двух подходов российской власти к проведению миротворческих операций:

дипломатический подход, основанный на привлечении миротворческих сил для закрепления отдельных результатов переговорного процесса;
чисто силовой метод, предполагающий абсолютизацию военного разрешения конфликта посредством введения миротворческих сил и их действия, исходя их соображений здравого смысла, включая установленные договорным мандатом рамки.

В целом странами СНГ осознана вся пагубность конфликтов, вне зависимости от их природы (гражданские войны, религиозные или межэтнические конфликты и пр.). Все они дестабилизируют ситуацию в регионе и разрушают стабильность СНГ.

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только

Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.

Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).

Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.

Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:

  • товаров;
  • услуг;
  • капитала;
  • рабочей силы.

В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.

Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:

Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.

Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).

Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий