Факторы, повлиявшие на создание судебной системы
Многие ученые считают, что история судебной системы Германии началась еще в Древней Греции. Именно в этом государстве впервые назрела потребность разделения власти на несколько независимых, но связанных между собой ветвей. Стоит учитывать, что данный процесс начался не по воле управляющей верхушки, а был инициирован народом. Именно эллины начали формировать основы правовых норм, которые в дальнейшем переняли и усовершенствовали римляне.
Они, в свою очередь, ввели массу понятий. К примеру, благодаря им возникли понятия «частного и публичного права», появились третейские суды и правовая база для них. С течением времени большинство европейских государств переняли для себя именно вариант римского права, который стал прототипом гражданских кодексов. Именно таким образом формировались основы судебной системы Германии.
Специалисты считают, что все факторы, повлиявшие на дальнейшее развитие этой системы можно разделить на позитивные и иррациональные. Совокупность первых позволяла провести анализ имеющейся судебной системы Германии, опираясь на практический опыт. Таким образом происходило переосмысление и качественный скачок, сопровождающийся существенными изменениями в государственных институтах власти. Во многом они учитывали потребности большей части населения и были продиктованы их стремлением к изменениям.
Иррациональные факторы, в свою очередь, приводили к спаду судебной системы. В Германии, к примеру, на это влияли тоталитарные режимы и периоды революций. В этот временной интервал на институты власти оказывали серьезное давление непрогрессивные представления и сложившиеся обстоятельства. Можно сказать, что суды становились рычагом, с помощью которого власть управляла народом и навязывала свою волю.
Историки утверждают, что во время подобных спадов происходил даже отказ от уже принятых ранее принципов судоустройства и признанных достижений в области гражданского и уголовного права.
Интересно, что если провести анализ лексики судебных систем России и Германии, то можно выяснить, что обе эти структуры формировались приблизительно по одним правилам. Единственной разницей между системами можно назвать периоды спада и подъема, а также тот факт, что в России суды зачастую являлись тем фактором, который сдерживал рост демократических свобод.
Практика вынесения приговоров
Если обвиняемый признан виновным, суд обычно зачисляет срок предварительного заключения как часть приговора. Срок заключения может варьироваться от одного месяца до пожизненного и обычно не превышает 15 лет. Подсудимые приговорены к жизнь в тюрьме Обычно может подать заявление об условно-досрочном освобождении через 15 лет, а если заявление отклонено, ответчик может подать заявление повторно по истечении установленного периода не более двух лет. Если суд определит, что существует «серьезность вины», условно-досрочное освобождение может быть отложено на неопределенный срок свыше 15 лет.
В дополнение к сокращению срока наказания правонарушителю в исправительной системе Германии предусмотрена форма наказания, называемая условным приговором. В зависимости от преступления в некоторых приговорах может быть отменено тюремное заключение или тюремное заключение и заменено условным сроком. Если человек признан виновным в совершении преступления, он может быть приговорен к испытательному сроку без возможности попасть в тюрьму, если «осужденный должен продемонстрировать, что вынесение приговора само по себе было достаточным предупреждением о том, что он не будет совершать никаких дальнейших преступлений». . Несмотря на то, что ему приходится находиться под «надзором инспектора службы пробации», этот человек может избежать негативных аспектов тюрьмы, таких как «отрыв от своей предыдущей жизни, работы и социальных контрактов». Приговоры на срок до шести месяцев или менее автоматически приостанавливаются судом, а также приговоры на срок от шести месяцев до года, если только это «не является необходимым для лица отбывать наказание для сохранения правопорядка». По истечении двух третей срока тюремного заключения заключенного может быть приостановлено исполнение приговора. Процедура отсрочки приговора после отбытия срока такая же, как и подача заявления об условно-досрочном освобождении. Правонарушители, отбывающие пожизненное заключение, могут получить условный приговор после отбытия не менее пятнадцати лет. Как и любой другой испытательный срок, если кто-либо прервет испытательный срок или совершит другое преступление, его могут лишить свободы и отправить обратно в тюрьму.
Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение.Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые проводятся открыто и гласно.Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального Правительства зависит от доверия парламента.
Согласно Основному закону федеральное Правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность.Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии.Главой государства является федеральный Президент, обладающий ограниченными полномочиями.
Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом – Федеральным собранием сроком на пять лет.
Правовая система Германии
Современную правовую систему Германии можно представить в качестве двухуровневой правовой системы, которая включает в себя федеральную правовую систему, так называемую «компетенцию компетенций», подразумевающую верховенство федерального права и право федерации посредством различного рода актов изменять собственные полномочия, а также региональные правовые системы, которые представлены правовыми системами субъектов федерации – землями.
Среди наиболее важных составляющих правовой системы Германии на сегодняшний день можно выделить следующие:
- непосредственно право, под которым понимают комплекс правовых предписаний,
- представленных в различных источниках;
- организационно-ресурсные и кадровые элементы системы современного права;
- правосознание общества;
- сложившаяся судебная практика.
Одной из наиболее отличительных черт немецкой правовой системы можно назвать базирующуюся на достаточно высокой юридической технике разработку новых законодательных актов, которые направлены на регулирования различных сфер общественных отношений в стране.
Стоит отметить, что право в Германии можно назвать результатом достаточно продолжительного исторического развития всех немецких земель (государств).
База современной системы ФРГ были заложены после объединения государств в 1867 году в Северогерманский Союз, который через несколько лет трансформировался в Германскую империю. И на протяжении достаточно продолжительного периода, а именно до издания общегерманских законов на территории империи действовали законодательные акты и правовые обычаи вошедших в ее состав различных княжеств и даже городов.
Стоит отметить, что на территории, которые были оккупированы французским завоевателем Наполеоном, продолжали действовать французские законодательные и правовые акты.
На сегодняшний день основой немецкого права можно называть кодексы, которые имеют достаточно длительную историю существования, однако на постоянной основе изменялись. Например, существенная часть изменений был связана с так называемым периодом Веймарской республики, которые принимались не посредством изменений кодексов, а с помощью специальных законодательных актов, которые регламентировали различные области общественной жизни.
Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную власть и в абсолютной степени запрещает практику так называемых декретов-законов. Правительственные и прочие подзаконные акты в Германии могут издаваться исключительно в рамках исполнения законов, однако, на практике можно все же найти некоторые исключения из этого правила.
Стоит отметить, что на современном этапе развития Германия не признаёт консолидированных кодексов «нового типа».
Если говорить о немецкой судебной системе, то можно говорить о ее лаконичности и строгости, при этом для нее характерна одна отличительная особенность – отсутствие высшего судебного органа, который был бы способен охватить все отрасли правоотношения. При этом судебная система характеризуется единством судебной практик, которая направлена на обеспечение функционирования совместного сената судов основных направлений правосудия.
Система правосудия характеризуются пятью направлениями, среди которых: общее, трудовое, социальное, административное и финансовое право. Каждое перечисленное направление имеет свою собственную систему судов, а также суд высшего уровня.
Особое место в судебной системе Германии сегодня занимает Федеральный конституционный суд, которые занимается разрешением споров, связанных с нарушением конституции и конституционных прав граждан, а также рассматривает поступающие жалобы на те или иные антиконституционные действия.
Стоит отметить, что решения Федерального конституционного суда выступают в качестве одного из источников права, который существует наряду с различными законодательными актами, т.е. их применение носит обязательных характер для всех органов, в том числе и для судебных органов более низкого уровня. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он имеет право на некоторое время приостановить судебное разбирательства, обратиться с запросом в Конституционный суд, после чего решает дело в соответствии с заключением Конституционного суда.
Кроме федеральных судов основных пяти направлений в германской правовой системы предусмотрены соответствующие суды земельного и местного уровня.
Рекомендации
- Каспер, Герхард; Цейсель, Ганс (Январь 1972 г.). «Народные заседатели в немецких уголовных судах». Журнал юридических исследований. 1 (1). JSTOR .
- Вулф, Нэнси Трэвис (декабрь 1994). «Народные заседатели в немецких уголовных судах: изменение института». Proc. Являюсь. Филос. Soc. 138 (4). JSTOR .
- Кан-Фройнд, Отто (Январь 1974 г.). «Об использовании и злоупотреблениях сравнительного правоведения». Обзор современного права. 37 (1). JSTOR .
- Вольф, Ганс Юлиус (Июнь 1944 г.). «Уголовное правосудие в Германии». Обзор закона штата Мичиган. 42 (6). JSTOR .
- Der Hitler-Prozeß vor dem Volksgericht в Мюнхене [Суд над Гитлером в Народном суде Мюнхена]. 1924.
Система права в США
В отличие от России в США большую роль отдают прецеденту, то есть судьи пользуются уже ранее принятыми решениями своих высокопоставленных коллег. В процессе судебного разбирательства каждая из сторон подбирает наиболее подходящий судебный прецедент, стараясь склонить на свою сторону суд.
Судьи в США имеют больше свободы в принятии решения — особенно это заметно на низших уровнях. Даже если деяние является противоправным и судья знает об этом, он может дать человеку второй шанс, если тот сможет убедить суд, что исправится. Но это действует и в обратную сторону: если ты уже не раз привлекался к ответственности, оправдаться тебе будет очень трудно, даже если ты не виновен.
Немалую роль играют и суды присяжных. Они могут участвовать в делах, стоимость иска которых превышает несколько долларов, то есть практически во всех. У юристов существует целая наука, которая позволяет выбирать наиболее подходящих присяжных. Так, например, молодая мама будет относиться снисходительно к подростку, а взрослый мужчина — нет. Интересной особенностью в правовой системе Штатов является отношение юристов к правонарушениям. Из-за существующей возможности возмещения убытков в больших размерах юристы сами стараются найти или создать случаи нарушения гражданских прав.
Известен случай Стеллы Либек, которая остудила у «Макдоналдса» несколько сотен тысяч долларов за то, что её кофе был слишком горячим. Находясь на автомобильной парковке, она зажала стаканчик между ног и случайно пролила кофе на себя. На коже остались многочисленные ожоги, и Стелла подала в суд с требованием о компенсации вреда. Конечно, юристы не упустили такое дело и смогли доказать вину «Макдоналдса», хоть те и собирали доказательства, что кофе должен быть определенной температуры, для того чтобы считаться вкусным. И подобный случай не единственный. Недаром адвокаты имеют целые отделения, где разыгрывают судебный процесс, заранее определяя, как поведет себя другая сторона.
Судебная система Германии
Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.
Судьи и их состав.
В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи. Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.
Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.
Германская судебная система подразделяется на следующие типы:
- конституционные суды
- общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
- административные суды
- трудовые суды.
- социальные суды
- финансовые суды
Конституционный суд.
Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.
В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.
Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.
Общие суды.
Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу). Это самые распространенные суды в Германии. Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).
Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.
Административные суды.
В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.
Трудовые суды.
Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.
Социальные суды.
В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.
Финансовые суды.
Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.
Социальный суд
Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них .
Досудебное урегулирование социальных споров
Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.
Современная структура судебной системы РФ
На территории Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов:
- Конституционный суд. Его полномочия заключаются в решении вопросов о признании соответствующим или не соответствующим Конституции РФ конкретного закона, отдельной нормы, статьи, положения и т.д., а также рассмотрение жалоб по вопросам конституционности вынесенного в отношении заявителя постановления, определения.
- Верховный суд, решениями которого осуществляется надзор за нижестоящими судами, в том числе и за арбитражем. При рассмотрении жалобы в Верховный суд РФ могут быть отменены все предыдущие решения по делу и принято новое.Верховный суд РФ – высший судебный орган, правомочный давать официальные разъяснения по применению на практике тех или иных законов.
- апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Принцип организации и полномочия указанных судов в целом с 1 октября 2019 года поменялись. Созданы и уже действуют 5 апелляционных судов, которые рассматривают жалобы на не вступившие в законную силу судебные акты областного, краевого уровня. Девять созданных кассационных судов рассматривают кассационные жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения.
- верховные суды республик, областные и краевые, а также суды городов федерального значения (например, Мосгорсуд) – эти органы судебной власти находятся на одном уровне с друг другом и являются вышестоящими по отношению к районным звеньям. В областных судах функционируют судебные коллегии по гражданским, административным, уголовным делам, которые рассматривают апелляционные жалобы на приговоры, решения и постановления районных судей.
- районные суды общей юрисдикции. Эти суды рассматривают практически все гражданские и уголовные дела, за исключением компетенции мирового судьи и некоторых отдельных дел, подсудных областному уровню (к примеру, по уголовным делам об убийстве нескольких лиц или по гражданским делам с гостайной разбирательство будет проходить в областном суде). Районный суд может выступать и апелляционной инстанцией по отношению к постановлениям мирового судьи, например, именно в районном суде обжалуются постановления об административном правонарушении.
- мировые судьи (суды субьектов) – их компетенция заключается в рассмотрении определенной категории гражданских и уголовных дел, вынесении судебных приказов, постановлений об административных правонарушениях. Это самая первая ступень в судебной иерархии, все остальные суды являются федеральными и вышестоящими по отношению к мировому звену.
Так, в каждом регионе действует арбитражный суд округа, где рассматриваюся все дела по спорам между предпринимателями или юридическими лицами, и решение, вынесенное таким судом, обжалуется в один из апелляционных арбитражных судов (всего их 21). Высшей инстанцией для пересмотра арбитражных решений считается судебная коллегия по экономическим спорам при Верховном суде РФ.
В России отдельно создана и действует военная судебная система, первой ступенью которой является военный гарнизонный суд, рассматривающий и уголовные, и гражданские дела в отношении военнослужащих. Вышестоящими инстанциями для гарнизонных решений является военный окружной суд, далее – действующий с 1 октября 2019 года военный кассационный суд и судебная коллегия Верховного суда РФ по делам военнослужащих.
списка кандидатов
Итак, к судебной системе субъектов (то есть регионов) России относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.
Вне зависимости от вида суда, в каждом из них действует общий регламент поведения и правила, которые необходимо соблюдать каждому из присутствующих – свидетелю, ответчику, потерпевшему (читайте как вести себя в суде). У судьи есть полномочия инициировать наложение штрафа на того, кто нарушает порядок в здании суда или во время заседания. В свою очередь, у граждан как у участников процесса имеются права бороться с чрезмерно длительными сроками рассмотрения их заявлений, и в целом с судебным произволом путем подачи жалобы на действия судьи. При наличии веских оснований считать судью заинтересованным в исходе дела полезным будет знать порядок заявления отвода председательствующему судье.
Основным законом, устанавливающим принципы построения и деятельности судов в РФ, является Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Полномочия же каждого из судебных органов определяются множествами федеральных законов, кодексов, иными нормативными актами, а также разъяснениями Верховного суда РФ. Рассмотрим основные функции судов тех уровней, в которые обращаются наиболее часто.
Судья (Richter)
Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.
Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.
Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.
Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии. Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.
Оплата адвоката
Позволю себе небольшое отступление. Так называемая сумма спора или сумма иска (в этом случае Gebührenstreitwert) имеет значение для исчисления судебных сборов и размера оплаты адвокатских услуг в рамках судебного процесса. Сама сумма спора никоим образом не является той величиной, которую истец или ответчик должен заплатить в качестве гонорара или судебного сбора. Гонорар адвоката в рамках судебного процесса определяется, как правило, при помощи таблицы, которая служит приложением к закону об оплате услуг адвоката (Rechtsanwaltsvergütungsgesetz). Например, при сумме спора в размере 3.000 евро гонорар адвоката составит 621,77 евро включая налог с оборота. При этом деятельность адвоката подразумевает процессуальное ведение дела и участие в судебном заседании.
Современные подходы к типологии правовых систем и роль судов в системе органов государственной власти
Историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования, теория систем, роль суда в системе органов государственной власти1 – являются важнейшими методологическими основами современной юридической науки, позволяющими выявить общие и особенные закономерности развития и функционирования судебной системы в целом. В отечественной науке это одно из актуальных направлений, получившее развитие только в конце XX века в связи с отказом от идеологических догм. Так, первый российский учебник по сравнительному правоведению вышел только в 1996 году. Как правило, академические работы в этой области посвящены либо сопоставлению основных правовых систем современности в общетеоретическом плане3, либо сравнительному исследованию на уровне отдельных отраслей4. Комплексное исследование отдельных национальных правовых систем, включающих судебные, остается большой редкостью1. Рассмотрение же отдельно именно судебной системы в научной литературе большая редкость2, имеется в основном справочный материал3, требующий постоянного обновления. Практически не изучен вопрос о методологии изучения и систематизации судебных систем европейских стран. Как представляется автору, и с научной, и с практической точек зрения имеется потребность систематизировано изучить судебные системы европейских государств.
Для этого необходимо, прежде всего, определить некоторые теоретические понятия и методологию изучения. Система вообще есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (целое, составленное из частей)4. Для изучения зарубежных правовых систем имеется методологическая трудность. Дело в том, что труды российских ученых в области теории государства и права посвящены российскому правосудию и судебной власти5. Для европейских государств такой основой является римское право, что находит свое отражение в академических учебных курсах, в вводной части которых умещается вся «теория»: «общество, государство, право; интерпретация юридических норм; право в субъективном смысле» . При этом собственно судам достаточного внимания не уделяется, в то время как это высшая ступень реализации (применения) права. Отсутствует общая теория по поводу роли судов в различных правовых системах, по словам А.Ф. Черданцева, в «одних случаях суды создают право (в странах общего права), в других только применяют, в третьих, могут занимать промежуточное положение»2.
Право в онтологическом смысле представляет собой сложный феномен, состоящий из взаимосвязанных элементов, т.е. представляет собой целостность, систему. Системный подход как средство создания интегральной теории права предложил, в частности, немецкий ученый В. Кравитц. Правда, он неоправданно отождествляет право и правовую систему.3
Необходимо различать понятие «правовая система» от понятия «система права». Трактовка этих понятий носит дискуссионный характер.4 По-разному трактуется и само понятие «правовая система».
Система права понимается как строение права, разделение его на отрасли и институты. Правовая система – более широкое понятие, охватывающее не только право, его источники, но и правосознание, юридическую науку и практику, систематизацию права, правоприменение, толкования, т.е. все правовые явления (в том числе судоустройство и судопроизводство).5 Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, таких как нормы, институты, отрасли права (институциональный аспект); правовые учреждения (необходимо добавить – и судебные) (организационно-структурный аспект)