Таинственный и противоречивый Шива — один из основных индийских богов

Значение Адийоги — Первого Йогина

На другом уровне, когда мы говорим «Шива», мы имеем в виду определенного йогина, Адийоги или первого йогина, а также Ади Гуру, первого Гуру, который является основой того, что мы знаем как йогическую науку сегодня. Йога не означает стоять на голове или задерживать дыхание. Йога — это наука и технология, позволяющая узнать сущность того, как создается эта жизнь, и как ее можно развить до ее наивысшей возможности.

Первая передача йогических наук произошла на берегу Кантисаровара, ледникового озера в нескольких километрах от Кедарнатха в Гималаях, где Адийоги начал систематическое изложение этой внутренней технологии своим первым 7 ученикам, которых сегодня называют Сапта Риши. Это произошло еще до возникновения каких-либо религий. Прежде чем люди придумали способы расколоть человечество до такой степени, что исправить ситуацию кажется почти невозможным, были реализованы и распространены очень мощные инструменты, необходимые для повышения уровня человеческого сознания.

Атрибуты

Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.

У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.

Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.

Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).

Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).

Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.

Брак Шивы и Парвати

Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.

Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.

Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.

Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.

Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.

После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.

В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.

Атрибуты

У Шивы много различных атрибутов. Странствуя по Индии, можно заметить совершенно разные статуи одних и тех же богов. Разобраться во всех нюансах помогает знание символики этой страны. Часто в руках Шивы оказываются оружейные атрибуты в виде Аджагавы (особенного лука), Бхиндипалы (дротика), Гады (жезла), Кхадги (меча), Кхатванги (дубины с черепом), Кхетаки (щита) и разных других. Еще одна значимая вещь – трезубец Тришула (символ эволюционирования, гун, трех ликов времени и прочих понятий).

К числу ритуальных атрибутов относят:

  • курительную трубку Чиллум;
  • ракушку Шанкху;
  • мудры (положение рук в специальных позах);
  • кувшин с нектаром бессмертия Каумуди;
  • чашу в форме черепа Капала;
  • небольшой барабан Дамару (символ Вселенной, от которой родилось все вокруг);
  • особые четки Акшамала.

Для Шивы характерны несколько энергий: огненная (Агни), небесной реки (он смог усмирить Гангу) и мощь Шакти.

Образ божества тесно связан с животными: змеей Нагой, слоном и тигром (шкурами этих зверей и слоновьим стрекалом), белым быком (Нандином) и ланью (Кришнамригой).

Шива обладает особыми знаниями, способными приподнять человека над этим миром и приблизить его к Высшему.

Семья

Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.

Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.

В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.

Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.

Исторические данные

Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.

Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.

С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.

Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».

В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.

Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.

Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.

В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».

Кто такой Шива

Таково имя одного из главных индийских божеств, одновременно оно означает и космическое начало, и некую божественную энергию, и высшее сознание, и символ мужчины. Шива созидает мир, Вселенную — но он же может и разрушить ее, поэтому его еще называют Великим Разрушителем. Мир когда-то придет к своему завершению, к погибели, и Шива именно тот, кто доведет Вселенную до логического конца. Это его предназначение, его суть.

Знаете ли вы? Выше глаз Шивы, расположены 3 черточки — напоминание о том, что каждому предстоит разрушить три порока: эгоизм, карму и иллюзию.

Шива — всемогущий разрушитель, своей силой и энергией он превосходит таких великих божеств, как Вишну и Брахма. В некоторых индийских легендах и традициях Шива является абсолютным божеством.

Формы Шивы

В древние времена люди знали о возвышенной природе Шивы и определили три её состояния:

Арупа — вне формы.Рупа-Арупа — бесформенная форма.Сарупа — обладающий формой.

Арупа — это состояние, в котором нет формы, образа или цвета, оно выходит за пределы пространства и времени, нет ничего на что можно было бы опереться в попытке описать состояние арупы. Это проявление возможно только когда Вселенная ещё не создана.

Состояние арупа Шивы — это то, что находится за пределами проявленного.

Шесть искажений не действуют в этом состоянии:Адхи — Антха (начало и конец).Санкоча — Вистара (сокращение и расширение).Прасарана — Абхисарана (распространение и сосредоточение)Эти характеристики применимы только для проявленного Творения.

Состояние арупа выражает Шиву как Чайтанья или чистое сознание, которое существует, но не проявлено и находится в покое. Это состояние является источником всего Творения, и все божества обязаны своим происхождением этому состоянию. Отсюда и имя Махадева — источник всех божеств, Бог богов.

Рупа-арупа — это бесформенное проявление в форме или форма, возникающая из другой формы. Переходное состояние от сукшма (тонкого) к стхула (грубому).

Сарупа — это то состояние, в котором Шива проявляется в разнообразных формах. Са означает «с» или «в сопровождении». Таким образом, сарупа означает «с формой» или в проявленном состоянии.

Как менялся облик Нанди

Любители индийского фольклора и ценители мифологии привыкли представлять Нанди быком. Это действительно так, однако далеко не все знают, что изначально помощник Шивы мало чем походил на рогатого зверя.

Одно из первых упоминаний о Нанди встречается в «Махабхарате». Там ясно указывается, что обликом он схож со своим богом, то есть напоминает человека. Вместе с Шивой они готовы выйти в бой против любого из асуров (тёмных сил и демонических сущностей).

Белокожий Нанди в зооантропоморфной форме, около 1820 годаМестонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

Нанди стоит рядом с богом, опираясь на своё копьё. Согласитесь, представить быка в подобной позе крайне сложно. Конечно, на тот момент ничего бычьего в облике друга Шивы не было.

Подтверждение этому встречается и в «Рамаяне». Этот индийский эпос и вовсе необычно описывает Нанди, сравнивая его внешность с обезьяньей. Он низкого роста, лысый, с коротким руками и коричневой кожей. Более того, в описании эпизода, где Шива едет на свадьбу верхом на быке, Нанди шествует рядом, сопровождая покровителя.

В древних текстах «Виш̣н̣удхармоттары» есть следующее описание верного спутника Шивы:

Как видите, здесь он и вовсе напоминает некое мифическое создание.

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

Семья

Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.

Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.

В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.

Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.

Атрибуты

У Шивы много различных атрибутов. Странствуя по Индии, можно заметить совершенно разные статуи одних и тех же богов. Разобраться во всех нюансах помогает знание символики этой страны. Часто в руках Шивы оказываются оружейные атрибуты в виде Аджагавы (особенного лука), Бхиндипалы (дротика), Гады (жезла), Кхадги (меча), Кхатванги (дубины с черепом), Кхетаки (щита) и разных других. Еще одна значимая вещь – трезубец Тришула (символ эволюционирования, гун, трех ликов времени и прочих понятий).

К числу ритуальных атрибутов относят:

  • курительную трубку Чиллум;
  • ракушку Шанкху;
  • мудры (положение рук в специальных позах);
  • кувшин с нектаром бессмертия Каумуди;
  • чашу в форме черепа Капала;
  • небольшой барабан Дамару (символ Вселенной, от которой родилось все вокруг);
  • особые четки Акшамала.

Для Шивы характерны несколько энергий: огненная (Агни), небесной реки (он смог усмирить Гангу) и мощь Шакти.

Образ божества тесно связан с животными: змеей Нагой, слоном и тигром (шкурами этих зверей и слоновьим стрекалом), белым быком (Нандином) и ланью (Кришнамригой).

Шива обладает особыми знаниями, способными приподнять человека над этим миром и приблизить его к Высшему.

Особенности

Бог Шива – это все о контрастах: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милосердие. Его образ сочетает в себе множество аспектов, что неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а у Абсолюта есть все. Он – Махайог, “великий йог”, а также Натарадж, “царь танца”, но и Мритьюнджай, “покоритель смерти”, восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, они стремятся туда подняться, но и людьми, изучающими энергию земли, ее влияние на человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлаш действительно не похож ни на что, что они видели или испытывали раньше. Это непередаваемый опыт, после которого даже великие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения. К лингамам также относятся сваямбху – природные образования, напоминающие по форме мужской половой орган – выступы и фрагменты скал, формы деревьев и т.д. С каждым таким образом, созданным самой природой, связано множество легенд и историй.

Модели тримурти в ветвях индуизма

Тримурти

, рисунок из индуистского храма в

Андхра-Прадеше

, 1850—1900 гг.

Предтечей «тримурти» является ведийская ассоциация трёх богов Агни, Ваю (или Индра) и Сурья, как различных форм одного солнечного, светлого божества (смотри Тривикрама). Следующей ступенью является система трёх великих богов Брахмы, Шивы и Вишну, из которых каждый в своё время и на своём месте прославляется, как верховное божество.

Идея тройственности в единстве, однако, ещё чужда этой системе; каждый член её является отдельным самостоятельным мифологическим лицом. Дальнейшим шагом к образованию троицы тримурти являются частичные попытки отождествления каждого из трёх божеств друг с другом, встречающиеся уже в индийском эпосе, в позднейших его составных частях.

огонь, молния и солнце. Ещё яснее высказывается идея тримурти в одном месте эпической поэмы Гариванша, служащей как бы дополнением к «Махабхарате» и несомненно значительно позднейшей: «Он, который есть Вишну, есть также и Шива, и он, который есть Шива, есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».

В достаточно поздних индуистских текстах не исключается косвенное влияние на концепцию триединства буддизма, (ветвь махаяны) с его учением о трёх телах Будды (трикайя). В индуистском тексте «Майтри-упанишада» Брахма, Рудра (Шива) и Вишну представлены как три «образа владычества» Брахмана — абсолютного начала всего сущего.

АвстрийскийвостоковедМорис Винтерниц (Moriz Winternitz, 1863—1937 гг.) отмечает, что имеется очень мало упоминаний о тримурти в индийской литературе. Соединению Вишну, Шивы, и Брахмы воедино придаётся важное значение лишь в «Курма-пуране», где Брахману поклоняются как Тримурти.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Как отмечает В. К. Шохин, в современную эпоху представить Тримурти неким аналогом христианского учения о Троице пытаются неоиндуисты, однако, по мнению Шохина, с точки зрения индологии указанные сравнения при научном подходе выявляют лишь фундаментальные отличия этих двух концепций.

Святилище в центре

Бангкока

, построенное в 1989 году, в центре статуя

Тримурти

В двух важнейших ветвях индуизма — шиваизме и вишнуизме, — представления о тримурти как о «нейтральности Абсолюта» в трёх равных божествах не получили признания. Шива или Вишну является, соответственно, по представлениям их последователей, единственным верховным божеством. При этом и те и другие учитывают философское учение санкхьи о трёх гунах, однако акцент в их интерпретациях различен.

Шиваизм

Модель тримурти была развита в шиваизме, при этом главнейшим божеством считается Шива. Согласно «Линга-пуране» (I.18.12) «вечный Шива» (Садашива) и есть Абсолют, а Брахма (созидатель мира), Вишну (хранитель мира) и Шива (Бхава; разрушитель мира) — соответствуют трём его эманациям.

Вишнуизм

Эти писания ведут к «освобождению». Раджас, «гуна деяний», проходит через произведения, посвященные Брахме («Брахма-пурана», «Брахманда-пурана», «Брахмавайварта-пурана», «Маркандея-пурана», «Бхавишья-пурана», «Вамана-пурана»). Эти писания могут обеспечить только небо. Тамас, «гуна недеяния», охватывает шиваитские творения («Агни-пурана», «Матсья-пурана», «Курма-пурана», «Линга-пурана», «Вайю-пурана», «Сканда-пурана»).

Тримурти изображается как три бога, стоящие рядом (памятники Эллоры) или как три бога со сросшимися телами (шиваистские храмы Южной Индии). С идеей христианской Троицы индийская тримурти очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет ничего общего.

За изображения Тримурти европейскими учёными раньше ошибочно принималось трёхликое божество Шива-Махешвара (чьи скульптуры имеются, например, на острове Элефанта, недалеко от Бомбея). Образ Шивы в данных изображениях отражал свои собственные формы. Неверное представление о трёхликом Тримурти, в частности, вошло в некоторые авторитетные русские издания, такие как «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» и «Большую советскую энциклопедию».

В иконографии позднего шиваизма модель о главенстве бога Шивы получила своё графическое отображение: в шиваитских изображениях над тремя скульптурными ликами богов тримурти возносится четвёртая голова «вечного Шивы». К числу наиболее известных скульптур такого рода относится изображение VIII века из шиваитского храма Кайласантхи из южноиндийского культового комплекса Эллора.

Символом тримурти является мистическое санскритское слово Ом, в котором (в силу происхождения санскритского «о» из сочетания «а» «у»): «а» изображает Брахму, «у» — Вишну, «м» — Шиву.

Атрибуты

Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.

У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.

Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.

Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).

Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).

Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.

Танец Шивы

Танец Шивы Натараджи означает движение Вселенной, поза равновесия в танце, гениально выраженная древним мастером, символизирует вечность и незыблемость этого космического процесса. Развевающиеся по обе стороны головы Шивы пряди волос указывают на излучение божественной энергии.

Ногой Шива попирает распростертого карлика — демона Алас-мару (некоторые исследователи видят в карлике врага Шивы Мийилаку), который олицетворяет силы зла и неведения, навлекаемые иллюзией, в то время как Шива считается еще и «царем знаний».

С вдохновенным мастерством древний индийский скульптор придал изящество, красоту и жизненную силу Шиве Натараджи — ному наиболее символическому и строго канонизированному изображению верховного индийского божества.

…Но из реставрационной мастерской статуя Шивы не верну-мась: в тяжелом ящике ее увезли на джипе, а на ее место была моложена кукла-копия. Хоть и прекрасно сделанная, но копия…

А настоящий Шива Натараджи сейчас находится в музее Жине в Париже.

Храм


Город Байджнатх в Индии известен во всем мире храмом бога Шивы. Его построили в тринадцатом веке и назвали одним из имен божества – Вайдьянатх, что в переводе означает «покровительство над лекарями».

Когда-то в этом месте располагалось святилище Шивы. Богатые люди города пожелали увековечить себя в памяти народа и создали новое грандиозное по размаху здание на святом месте. Этих купцов звали Ахук и Маньюк. В наши дни к храму совершают паломничество толпы прихожан и туристов.

Снаружи здание окольцовано стеной, в которой сделано два входа. Шиву изобразили внутри сооружения в виде многорукого божества (лингама). Интересно отметить, что местные жители считают этот образ сваямбху (самовозникшим). Стены храма украшены барельефами богов из индуистского пантеона.

Вход в здание открывается статуей Нанди (белый бык). Согласно легенде, Шива часто передвигался именно на быке. Статуя является символом чистой дхармы, искренности, преданности и мужества.

Легенда о рождении бога Шивы

Единого описания рождения Шивы нет. Существует несколько легенд. Они не похожи одна на другую. Но каждая интересна по-своему.

Легенда первая. Брахма был сыном Вишну. У него уже было несколько детей. Но они не желали иметь своих. Тогда Брахму очень рассердился на них. От гнева из его межбровья произошел мальчик, у которого была синяя кожа. Отец дал ему несколько имен и несколько воплощений. Воплощения должны были находиться в пяти разных органах в теле. Этот мальчик стал одним из самых главных богов. Он вошел в священную Тримурти.

Легенда вторая. Когда Брахма родился из пупка Вишну, ему стали угрожать демоны. Они хотели убить Брахму. Вишну разгневался и из его бровей возник Шива. В его руках был трезубец. Им он защитил Брахму.

Легенда третья. Брахма очень хотел сына, который будет похож на него. В медитации он визуализировал его появление. И родился мальчик с синей кожей. Малыш плакал и просил дать ему имя. Брахма называл его разными именами до тех пор, пока малыш не перестал плакать. Так и получил сын Брахмы одиннадцать имен. Одно из них – Шива, Рудру.

Легенда четвертая. Брахма очень рассердился. Гнев был настолько силен, что из бровей появился мальчик с голубой кожей. Малыш унаследовал силу и негативную энергию своего отца.

Согласно этим легендам, многорукое божество Шива не имеет матери. В легендах не говорится о женщине, родившей Бога. Он рожден из тела отца от разрушающей энергии гнева.

Кем Шива не является!

К сожалению, сегодня большинство людей знают Шиву только по картинкам с индийских настенных календарей. Художники сделали его мужчиной синего цвета с пухлыми щеками, потому что у художника в голове только один образ. Если вы попросите нарисовать Кришну, он вложит ему в руку флейту. Попросите нарисовать Раму — он даст ему лук. Если вы попросите нарисовать Шиву, он поместит ему на голову полумесяц, вот и все!


Скачать

Каждый раз, когда я вижу эти календари, я все глубже утверждаюсь в решении никогда не садиться перед художником. Фотографии — это другое. Они запечатлевают вас, какими бы вы ни были. Если вы похожи на дьявола, вы получитесь похожим на дьявола. Но откуда у йогина вроде Шивы такие пухлые щеки? Если бы его изобразили худым, это было бы нормально, но пухлощекий Шива — как такое возможно?

В йогической культуре Шива не рассматривается как Бог. Он был существом, которое ходило по этой земле и жило в Гималайском регионе. Он стоит у самых истоков традиции Йоги, и вклад, который он внес в формирование человеческого сознания, слишком велик, чтобы его игнорировать. Все возможные способы, с помощью которых можно было бы приблизиться к человеческому механизму и преобразовать его в предельную возможность, были исследованы им тысячи лет назад. Подобный уровень развития потрясает. Вопрос о том, возможно ли, чтобы люди были настолько развитыми в то время, не имеет никакого значения, потому что это получилось не в результате прогресса или мыслительного процесса. Это пришло из внутренней осознанности. Это не имело ничего общего с тем, что происходило вокруг. Это было просто излияние самого себя. Шива очень подробно объяснил смысл и возможности того, что вы можете сделать с каждым элементом человеческого механизма. Даже сегодня в этом ничего нельзя изменить, потому что он объяснил всё, что можно, и он сделал это разумно и безукоризненно. Вы можете потратить всю жизнь, пытаясь это расшифровать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий