Танец — это про мир
«Solo» снимался на протяжении 4 лет в 6 странах: России, Беларуси, Польше, Германии, Италии и Франции. Вместе с танцовщиками зритель окунается в динамичный мир творчества и бесконечных соревнований, главное в которых — нет, не победы, а эмоции и возможность эти эмоции подарить другим. Об этом не устают повторять герои проекта.
Съёмки фильма проходили в Большом Театре, в галерее «Здесь на Таганке» перформера Андрея Бартенева, в заброшенном особняке в Покровском-Стрешневе, на балконе Президент-Отеля, в галерее «Интерьеры Махарадже», в театре Наций и школе танцев ProTancy. Все эти декорации стильно интегрированы в повествование и органично используются как фон для танцев.
Проблемы фильма «Solo»
Работа Ольги Панкратовой может вдохновить, если вы начинающий танцор. Она может немного расширить представление о танцевальных жанрах, если вы ничего в этом не смыслите. В ней проговариваются боли, знакомые каждому танцору: от непонимания в семье до банального отсутствия заработка на любимом занятии.
Это всё замечательно, но! Совершенно не ясно, в чём основная цель «Solo» и для кого он снят.
Если документалка рассчитана на действующих танцоров, то они не узнают ничего нового, лишь одобрительно покивают головой на нескольких высказываемых мыслях. Тут нет никаких откровений, за которые можно было бы зацепиться.
Если проект направлен на тех, кто хочет получше познакомиться с действующими лицами, то фильм копает недостаточно глубоко и толком не раскрывает своих героев. Автор проходит буквально по верхам: этот парень — перфекционист, у этой девушки — проблемы с отцом. Подобные ярлыки для документальной работы — не слишком хороший показатель, мягко говоря.
Если «Solo» создавали для простых обывателей, то он банально не слишком цепляет. Особенно в затянутом прологе, где практически ничего не происходит. А самых эффектных моментов (vogue-бала, чемпионата по крампу, соло в Большом) нетерпеливые зрители могут и не дождаться.
Нейтральная маска и другие идеи Лекока
Через Жана Дасте Жак Лекок познакомился с еще одной важной находкой Жака Копо. Однажды во время репетиции Копо попытался помочь актрисе, которая в самый драматический момент застывала, запиналась и не могла пошевелиться
Он накрыл ее лицо платком и заметил, что, спрятавшись за маской, тело освобождается. В школе «Старой голубятни» работа с «благородной маской» (masque noble) в основном была связана с идеей анонимности. Название отсылает к привычке французских аристократов XVIII века выходить на улицу в гладкой белой маске в том случае, если они желали быть неузнанными.
Опираясь на опыт комедии дель арте, Лекок вместе с Сартори придумали нейтральную маску, которая, наоборот, не скрывает, а раскрывает истинные намерения. Характерные маски гораздо проще в работе, их легче «оживить». Нейтральная маска обнуляет любую подражательность — развивает осознанность движений. Двухлетний курс в своей школе Жак Лекок называл путешествием. Так вот, нейтральная маска — это начало путешествия.
Универсальность жеста исследуется не только на эмоциональном, но и на лингвистическом уровне. Понятно, что сильные чувства — гнев, страх, смущение и т. п. — люди разных культур выражают более или менее одинаково. Однако на мастер-классах по системе Лекока (в том числе и на том, который в декабре 2012 года проводили в Москве четверо выпускников школы из англо-французского Clout Theatre) можно увидеть вот такое упражнение. Cтудентов из разных стран (а в международной школе их, как правило, даже можно поделить на языковые группы) просят одним жестом показать одно и то же слово на разных языках. Французское beurre всегда получается более мягким и круглым, чем английское butter.
В школе Лекока очень важен анализ движений. Поскольку большая часть упражнений построена на импровизации, нужно, чтобы кто-то мог компетентно прокомментировать результат. При жизни Лекока все ученики школы обязательно работали с ним самим. Наверное, понимать его систему — значит уметь анализировать импровизацию, интерпретировать движения, несводимые к кодифицированному языку.
Анализ движения начинается с положения себя в пространстве. Пользуясь только подвижностью собственного тела, нужно ногами прочувствовать пустоту или тесноту сцены, динамическое равновесие, пространственные ограничения (здесь может понадобиться, например, выгородка из четырех скамеек). В Италии Лекок изучал движения хоров в греческой трагедии. Его увлекало множество людей, способных двигаться как единый организм.
Обращение к любой старинной театральной форме — не имитация, но открытие заново (rediscovery). Ключевым понятием для Лекока становится неподражательность. Одна из глав его книги называется «От мимикрии к миму». И здесь его любимый персонаж — клоун. Точнее, два клоуна — клоун цирка и клоун театра, разницу между которыми он пытается объяснить. Клоун цирка смешит публику. Он акробат, он выполняет трюки, как собачка, прыгающая по команде через палку. Он раб ситуации. Клоун театра владеет драматической ситуацией. В середине ХХ века с появлением драматургии абсурда клоун заменил трагического героя, пишет Лекок. Самая маленькая маска, изучаемая в его школе, — это нос.
Площадной театр, фарс, буффонаду Лекок также выводит за пределы комического. Несмотря на забавные толщинки, буффону в школе Лекока доверяют важные слова (классических и современных драматургов). Лекок помнил, что буффонада имеет мистериальные корни: в мистерии буффон связывал небо и землю. Клоун одинок, а буффоны действуют сообща. Над клоуном смеются, а буффон сам высмеивает своего зрителя. Буффон социален, он пародирует иерархию. Главный буффон ХХ века — это, в сущности, король Убю.
Изучение площадного фарса и карнавальной маски логично подводит Лекока и его учеников к рефлексии над повседневностью. Для этого в расписании есть время для самостоятельного исследования, называемого auto-cours. Опрашивая знакомых и незнакомых людей за пределами школы, наблюдая их бытовые привычки, нужно найти сюжет для небольшого спектакля.
Ученики Лекока
В 2012 году МакБерни был приглашенным директором Авиньонского фестиваля. Выяснилось, что почти все участники основной программы — Кристоф Марталер, Уильям Кентридж, Рольф и Хайди Абдерхальден из испанского Mapa Teatro — учились в школе Лекока. Кроме них можно еще вспомнить Ариану Мнушкину, Люка Бонди, актеров Филиппа Аврона и Пьера Ришара, хореографов Жоэль Бувье и Режиса Обадиа, драматурга Ясмину Реза и еще несколько сотен актеров, режиссеров, сценографов. Приведенные ниже высказывания никогда не звучали в одном месте и в одно время. Они собраны из третьей части книги Лекока «Театр движения и жеста» (1987), в которой Жан Перре интервьюирует учеников школы, а также из разных частей фильма «Жак Лекок. Два путешествия» (1999), показанного в Авиньоне в этом году. Получилась воображаемая встреча трех великих режиссеров, которой никогда не было (ну, или она никогда не была записана). Но она могла бы случиться, потому что все они действительно говорили эти слова.
Ариана Мнушкина
Мне не нравится слово «мим». Я видела слишком много актеров, деформированных пантомимой. Они словно в тюрьме. Исключение составляли лишь те, кто прошел обучение у Лекока.
Саймон МакБерни
Первое, к чему учат прислушиваться в этой школе, — это природа. Не изобретать сразу стиль, эстетику, текст. Но присмотреться к жизни. Не к жизни на улице, но к жизни в глубине, у истоков. Для меня такой подход убедителен, потому что мой отец был археологом. (…) С самого детства меня волновал вопрос зарождения жизни.
Ариана Мнушкина
Есть универсальные законы театра, но немногие способны нам их напомнить. Они всегда существовали — он (Лекок) их не изобретал. Он их нам показал, сказал, вот они существуют. Или вы им подчиняетесь, и тогда, может быть, у вас получится театр. Или вы их игнорируете, и тогда у вас получится литература в костюме.
Люк Бонди
Была еще одна вещь, очень интересная мне как режиссеру. Однажды он мне сказал, что для него театр — это крутящаяся на пальце тарелка. Нужно так организовать пространство, чтобы она не упала. Все время балансировать. Меня это так захватило! Это была какая-то алхимия, древнее тайное знание, глубинное знание поэтических законов театра.
Саймон МакБерни
Жак подводит нас к идее нейтральной маски. Но поскольку на самом деле нельзя быть нейтральным, мы видим за ней себя. Свои особенности. То, что принадлежит нам. То, что внутри нас. Стараясь быть нейтральными, мы понимаем, чего хотим и что у нас есть. Оканчивая школу, мы можем это четче выразить.
Ариана Мнушкина
Все, что происходило в школе, не было игрой интеллекта, это было просто игрой в самом чистом, детском смысле этого слова.
Люк Бонди
Вкус к театральной форме пришел ко мне во время работы у Лекока. Я понял, что каждое мгновение имеет форму.
Ариана Мнушкина
Уже когда я училась в школе Жака Лекока, у нее была огромная репутация среди молодых людей, которые хотели заниматься театром. Мы понимали, что там нас ждет не только слово, не только театр черных значков на белой бумаге, но что там будут маски, комедия дель арте — что-то веселое.
Мобильность, доступность, независимость
Работа в маленьких группах определяет стремление к камерности и независимости. У студентов школы Лекока нет ощущения «мы курс» или «мы труппа». Каждый из них самостоятельный художник. Одиночество мима — излюбленная тема поэтических спекуляций. И, в общем, она небезосновательна. Другое дело, что любое физическое действие предполагает способность чувствовать партнера. Многие хотят после выпуска остаться вместе, для чего создают небольшую труппу и поначалу сами ведут все ее дела.
Если посмотреть список театров, которые основали по всему миру ученики Лекока, в нем, конечно, найдутся и громоздкие стационарные коллективы (theatres), но в подавляющем большинстве это компактные бродячие труппы (companies). Лекок и сам всегда легко создавал разного размера компании с интересными и близкими ему в конкретный момент людьми. Они делали вместе несколько спектаклей, путешествовали, потом обстоятельства менялись, и каждый шел своей дорогой. Большое счастье, когда театр становится семьей, которую удается сохранить много лет, но если взаимный интерес длится хотя бы какое-то время и за это время что-то рождается, это уже неплохо.
Мобильность, доступность, независимость — все это подводит нас к идее theatre populaire, народного и популярного театра, витавшей в воздухе во времена молодости Лекока. Недаром его всегда интересовали популярные жанры низовой культуры — от мелодрамы до комикса. Конечно, частную школу в центре Парижа, обучение в которой могут позволить себе очень немногие, сложно назвать демократичной, тем не менее то, чему здесь учат, отдает утопической левизной, определившей интеллектуальную жизнь Франции последних десятилетий. Трудно себе представить, как мальчики и девочки из хороших семей, овладевшие изысканным театральным мастерством, присоединяются к повозке какого-нибудь бродячего театра и живут свободно и счастливо где-то между Эдинбургом и Авиньоном. Но так оно и происходит.
Танец — это про людей
Главными действующими лицами проекта стали:
- Михаил Крючков — представитель балета, солист Большого театра;
- Алексей Торгунаков — представитель contemporary dance («современный танец»), солист Театра Танца и движения Розбарк (Польша);
- Дмитрий Политов — звезда pole dance, участник «Новых танцев на ТНТ», бывший представитель Cirque du Soleil;
- Алёна Двойченкова — представительница vogue, на момент съёмок участница известной танцевальной команды House of Bonchinche;
- Диляра Шакирьянова — чемпионка мира по крампу в составе команды Whiphead, участница танцевальных шоу на ТНТ;
- Кристина Касьяненко — одна из родоначальниц экспериментального хип-хопа в России и СНГ.
Согласно концепции фильма «Solo», каждый из героев готовится к важнейшему выступлению в карьере. Для кого-то это участие в мировом первенстве по крампу, как для Диляры, для других — долгожданные сольные номера в театральных премьерах, для третьих — собственные постановки. На пути к этим перфомансам танцоры преодолевают себя и обстоятельства, лучше узнают свои тела и их возможности, расширяют грани творчества.
Тек Ток Дансе
Tek Tok Dance еще одно интересное и зрелищное шоу, которое можно посмотреть на Бали. Tek Tok Dance – новое современное шоу, опирающееся на национальные традиции и танцы острова Бали и соседнего с ним Ломбока. Это театрализовано — танцевальное представление проходит в городе Убуд в сердце острова. Шоу создано на основе народного эпоса и национального танца. Большое количество актеров задействованных в представлении выступают в ярких национальных костюмах. В представление включены танец с огнем, элементы народного танца и музыки. Это красочное и великолепное шоу вдохновленное харизматичными танцорами с хорошей энергетикой и долей юмора не оставляет никого равнодушным. Представление проходи на территории древнего храма в вечернее время. Продолжительность выступления около часа. Шоу проходит четыре раза в неделю: понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Начало в 18-00. Стоимость: взрослый 190 000 Рупий (около 16 долларов), детский 140 000 Рупий (около 12 долларов).
Мы рассказали об основных представлениях и шоу, которые стоит посмотреть на Бали, чтобы познакомиться с культурой и историей острова и получить эстетическое удовольствие. В следующих статья мы расскажем о самых популярных танцах на острове и островной музыке.
Стихи про танцы для детей
Заиграла музыка,
Танцевать зовет.
Лебедем по комнате
Девушка плывет.
Грациозно двигаться
Училась с ранних лет,
Без ошибок выполнит каждый пируэт.
Танец — дело тонкое,
Здесь нужна душа.
Чтобы тело звонкое
Парило не спеша.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
В танце, как в жизни, идет бег по кругу:
И сила, и слабость бегут друг за другом.
В танце: плие, прыжок и вращение.
И в жизни для взлета нужно падение.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Заводные мы девчонки.
Не хотим стоять в сторонке.
Всех решили удивить —
Парней на танец пригласить.
Юбочки расправим,
Бантики поправим,
Да притопнем каблучком
И завертимся волчком.
Танцевать нам нравится.
Разве не красавицы?
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Дайте вырасти мне только
Балериной буду я.
А теперь на танец польку
Приглашаю вас друзья.
А сейчас прошу всех встать,
Будем вместе танцевать.
Дружный танец всех зовёт
В наш весёлый хоровод.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Взявшись за руки, бегом
В круговую в пляс пойдем
Замелькает хоровод,
Из под ног земля уйдет.
Девять раз кругом, кругом
Обежим и круг замкнем.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Да здравствуют танцы разные —
Балетные и эстрадные,
Народные и классические,
Спортивные и величественные!
Быстрые и медленные,
Временем проверенные,
Старинные, современные —
Искусство танца волшебное!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Танец – это музыка живая,
И недаром люди говорят:
Танцовщица – воплощенье рая,
В танце мир с гармонией царят.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Кто хоть раз не танцевал?
Я такого не видал!
Танго или же чарльстон,
Рок-н-ролл иль вальс-бостон.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Как прекрасна, грациозна!
В танце кружится она.
Полюбуйтесь, поглядите —
Это доченька моя!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Наши танцы — это спорт
А спорт — здоровый дух и тело
Танцуем все и без хлопот
Идём по жизни смело.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Марина Блинникова — В школе танцев
В школе танцев нас учили правильным движениям.
Мы, стараясь, повторили все перемещения…
Только что-то не сложилось, упустили знания,
станцевать не получилось приложив старания.
Лишь прыжки, да пируэты получились здорово…
Не заняться ли балетом?
Станцевать по-новому.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Виктор Гвоздев — Весёлый танец
Заиграл журавль на дудке
И пустился с цаплей в пляс.
Колокольчик с незабудкой
Не спускали с пары глаз.
А потом развеселились,
Оторвались от земли
И обнявшись, в пляс пустились
И плясали, как могли.
Пляска в небе продолжалась.
Веселилось все вокруг.
Только вот какая жалость!
Теплый дождик брызнул вдруг.
Дождик летом не помеха ;
От него быстрей растем!
И купаясь в море смеха
Все плясало под дождем.
В небе радуга повисла.
И волшебных семь цветов
Льются, прямо с коромысла,
На поляны из цветов.
Там мой друг, ушастый заяц,
В это время пробегал.
И про тот веселый танец
Мне при встрече рассказал.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Хип-хоп, брейк-данс, еще и вальс старинный —
Все это музыка твоей души,
Конечно, список будет очень длинным,
Все танцы чем-то очень хороши!
В День танца пожелать тебе хочу я,
Чтобы все «Па» ты делала на «Пять!»,
Чтоб каждый день, от радости ликуя,
Могла ты, словно фея, танцевать!
Чтобы жюри всех конкурсов на свете,
От твоих танцев были без ума,
Чтоб в магии волшебного балета,
Нам открывалась сердца глубина!
Программа тренинга
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ | ||
ВРЕМЯ | ЧТО ДЕЛАЕМ | КТО ВЕДЁТ |
8:00-8:50 | Телесная практика на берегу моря. Дышим, разминаемся, слушаем свой организм, слушаем море, знакомимся. | Профессиональный инструктор |
9:00-9:50 | ЗАВТРАК | |
10:00 -13:00 | Первое занятие. Знакомство. Упражнения на взаимодействие, раскрепощение – снятие телесных и эмоциональных зажимов. Основы импровизации. Основы актёрского мастерства. Постановка индивидуальных личных целей на проект «Что я хочу получить от участия в данном проекте» | Режиссёр, коуч, основатель театра импровизации «На весу» Михаил Пайкин |
13:00-14:50 | ОБЕД и ОТДЫХ | |
15:00-18:00 | Актёрское мастерство, основы импровизации. Задания на расширение границ в поведении:«Я могу делать с тобой все что угодно». «Почему ты меня так сильно любишь».«Ты делаешь мне очень приятно, когда ты меня…»Расширение эмоционального диапазона, раскачка, понятие «эмоционального интеллекта». | Режиссёр, коуч, основатель театра импровизации «На весу» Михаил Пайкин |
18:00 – 19:00 | УЖИН | |
19:00 – 21:00 | Подведение итогов первого дня. Спектакль-импровизация в театре «На Весу» (участие по желанию). Участники получают билеты разного цвета от «Театра на Весу» для раздачи (конкурс на все дни, итоги которого подводятся в финале тренинга c вручением призов) | Профессиональные актёры-импровизаторы (участники тренинга по желанию) |
ДЕНЬ ВТОРОЙ | ||
ВРЕМЯ | ЧТО ДЕЛАЕМ | КТО ВЕДЁТ |
8:00-8:50 | Телесная практика на берегу моря. Кундалини-йога для мужчин и женщин. Высвобождение энергии тела. | Профессиональный инструктор |
9:00-9:50 | ЗАВТРАК | |
10:00 -13:00 | Эмоциональный сторителлинг. Кто мой персонаж? Создаём эмоциональную дугу истории. Часть вторая: Основы работы в кадре и за кадром (снимаем себя и других на телефон). Правильно выстраиваем композицию кадра. Понимаем, что такое свет, форма, фактура, экспозиция. Учимся правильно снимать монологи и диалоги. | Михаил Пайкин (сторителлинг) |
13:00-14:50 | ОБЕД и ОТДЫХ | |
15:00-18:00 | Выполняем творческие задания от режиссёра. Место действия: парк, тротуар, набережная, площадь, улица. Учимся сразу применять полученные навыки на практике. Режиссёр поддерживает, направляет. Упражнения: «Стать звездой здесь и сейчас», «Вдохновить незнакомую девушку (мужчину) на объятия», «Стать мечтой всей его (ее) жизни». Учимся действовать здесь и сейчас. Проживать новые возникающие эмоции. Учимся жить в кадре: снимаем друг друга на телефон (импровизация в кадре по желанию). | Михаил Пайкин |
18:00 – 19:00 | УЖИН | |
19:00 – 21:00 | Подведение итогов второго дня. Музыкальный спектакль-импровизация в театре «На Весу» (привлечение всех желающих участников) | Все участники тренинга, преподаватели, актёры-импровизаторы |
ДЕНЬ ТРЕТИЙ | ||
ВРЕМЯ | ЧТО ДЕЛАЕМ | КТО ВЕДЁТ |
8:00-8:50 | Телесная практика на берегу моря. Учимся поднимать и развивать энергию при помощи несложных упражнений. Эмоционально и физически готовимся к тренинг-дню. | Профессиональный инструктор |
9:00-9:50 | ЗАВТРАК | |
10:00 -13:00 | Продолжаем изучать основы драматургии и сторителлинга. Понятие «нарратив» и варианты эмоциональных сюжетных схем. Продолжаем проработку историй своего героя (героев) и создаём новые нестандартные подходы, которые отрабатываем друг на друге. Работа в парах. Импров-диалоги. Упражнения: «Новое слово в истории», «Закончить историю за партнёра», «Я вижу твоё Эмоциональное состояние» «Кто мы?, Где мы?, Что мы?». | Михаил Пайкин (импровизация) |
13:00-14:50 | ОБЕД и ОТДЫХ | |
15:00-18:00 | «Признание в любви в стихах» (импровизация), «Пение серенады». Снимаем истории друг друга на телефон. | Михаил Пайкин (импров-режиссура) |
18:00 – 19:00 | УЖИН | |
19:00 – 20:00 | Награждение самой яркой и необычной истории, герои которой максимально выполнили задание и максимально применили все полученные навыки. | Все участники тренинга, преподаватели |
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ | ||
ВРЕМЯ | ЧТО ДЕЛАЕМ | КТО ВЕДЁТ |
8:00-8:50 | Практика энергетика тела. Упражнения «выход за грань возможного». | Профессиональный инструктор |
9:00-9:50 | ЗАВТРАК | |
10:00 -13:00 | Тренинг задания: «Самое яркое ощущение в твоей жизни». | Режиссёр, коуч, основатель театра импровизации «На весу» Михаил Пайкин |
13:00-14:50 | ОБЕД и ОТДЫХ | |
15:00-18:00 | Выполнение задания самостоятельно. Разбиваемся на группы и работаем в группах на результат. Режиссёр курирует процесс, но уже больше со стороны, не вмешиваясь в процесс. | Курируют процесс Михаил Пайкин |
18:00 – 19:00 | УЖИН | |
19:00 – 21:00 | Подведение итогов четвёртого дня. Спектакль-импровизация в театре «На Весу» с выходом за грань возможного. | Все участники тренинга |
Этьен Декру: чистый мим
Главным реформатором пантомимы в ХХ веке был Этьен Декру. Он кодифицировал движения, обосновал переход от подражательной пантомимы ХIХ века к пантомиме как технике движения, средству театральной выразительности. В школе «Старой голубятни» он изучал гимнастику, работу с маской и импровизацию
В работе «Слово о миме» он пишет, что в 1920-е пантомима вошла в моду, но большинство ее приверженцев уделяли внимание лицу и рукам, но не корпусу. «В театре я хочу, чтобы актер использовал свое тело как инструмент, делал все, что он делает, как художник, а не как выразитель собственной индивидуальности» ((Н
Никитин, Пластикодрама. Гл. 4. Пантомима.)). Систему Декру называют школой «чистого мима»(mime pur) или «телесного мима» (mime corporeal).
Лекок собирался пойти к нему в ученики. Он сидел в первом ряду на мастер-классе Декру и ловил каждое его движение. Но почему-то в тот момент Лекока поразила механистичность движений Декру, его тяжелое дыхание. Он решил, что не может стать частью этого стиля и должен разработать собственный: «Я всегда думал о Декру как о художнике или скульпторе, и уж точно не как о миме театра, каким я его себе представляю» ((Theatre of movement and gesture, p. 97.)).
Декру (1898–1981) был на 23 года старше Лекока (1921–1999) и на 16 лет раньше открыл в Париже свою школу. Самыми звездными его учениками были Жан-Луи Барро, Морис Бежар и Марсель Марсо, который придумал клоуна Бипа и таким образом вернул пантомиму из области эстетских изысканий туда, где она родилась, — в популярный театр.
Не надеть ли паранджу?
Так вот почему восточные женщины закрываются паранджой! — осенило меня как-то утром перед зеркалом. То, что я увидела там, протирая глаза навстречу очередному рабочему дню, мягко говоря, не воодушевляло.
Пара лишних килограммов нахально бросалась в глаза, огонь во взгляде давно потух, а выражение лица было настолько кислым, что являло собой серьезную угрозу для молочных продуктов.
— Не паникуй, у тебя просто депрессия! — авторитетно заявила подруга, призванная реанимировать мою душевную гармонию.
— Какая депрессия? У меня все в порядке! — захлебнулась я от возмущения. — Муж, ребенок, работа — все замечательно! Вот только… — Я замолчала, пытаясь подобрать подходящее слово.
Что-то не так. Иначе бы я не вздрагивала, глядя на себя в зеркало. Не чувствовала бы все чаще этих приступов беспричинного раздражения и недовольства всем на свете, и прежде всего самой собой.— Тебе нужно что-то для души. Я не имею в виду поход в театр или на каток. Что-то, что заставит тебя «летать».Летать я никогда особенно не любила, даже во сне. Разве что в отпуск, к морю…