Термин “индуизм”

Индуизм — доминирующая религия в Индии

Можно уверенно заявить, что индийская вера — это индуизм, так как более 80% индусов исповедуют его. Под индуизмом понимается одна из индийских религий, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Исторически религия индусов носила название на санскрите сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы. Фото: upload.wikimedia.org

Индуизм впитал в себя древние практики ведийской, хараппской и дравидской цивилизации.

Индуизм зародился в Древней Индии, и уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации. Именно поэтому он считается древнейшей в мире религией.

Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.).

Индуизм отличается от авраамических религий тем, что у него нет своего основателя, а также тем, что здесь отсутствуют единая система верований и общая доктрина.

Более 80%
столько индусов исповедует индуизм

Индуизм — это семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Они основанны на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Единого священного писания в индуизме не существует, имеющиеся же делятся на две категории: Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.

Сражение с предводителем демонов Раваной, Рама (справа) сидит на плечах Ханумана, сюжет «Рамаяны». «Рамаяна» — это не только древнеиндийский эпос. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время приверженцами индуистами себя считает более миллиарда человек. Индуизм — третья мировая религия по числу последователей в мире после христианства.

Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала, что позволяет правильно ответить на вопрос: кому поклоняются индусы. Они поклоняются мурти, то есть статуи, изображающей индуистского бога, дэва или святого.

Необходимо отметить, что такие индуистские практики как обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности, подвергаются серьезной критике со стороны международных правозащитных движений.

Индуизм и другие верования

Индуисты считают, что разные философские системы не противоречат, а дополняют друг друга. Цель каждого индуиста – пережить самому божественный опыт.
Индуисты верят, что ни один человек, верование или система не являются единственным путем к переживанию Бога, освобождению или спасению. Индуист верит, что какая-то система подходит ему, и он доверяет ей, а другая система может подойти другому, и он свободен следовать методам и пути своего выбора.
Индуизм – это древняя философия толерантности. Каждый свободен выбирать, экспериментировать, понимать и развиваться. Но индуизм имеет строгие правила практики.
Индуизм развивает свои философские направления свыше 5 тысяч лет. Индию или Бхарат это духовная лаборатория мира, где каждый был и остается свободным экспериментировать с разными методами, достигать божественного или становиться им. 
Бхарат или Индия один из нескольких регионов, где различные системы поклонения, методы преобразования духовной энергии сохранились в чистом виде, в непрерывной древней традиции, насчитывающей пять с лишним тысячелетий. 
Массаж Мытищи

Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.

Регистрация  |  Забыли пароль?

Происхождение[править | править код]

Индуизм восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших в начале II тысячелетия до н. э. Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в Ведах, прежде всего — в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться.
Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных.
Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвящённых другим богам. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были кочевым народом, народом воинов.
Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод.
Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Обращаются к нему в гимнах как к собственно огню. Вот отрывок одного из таких гимнов: «Тебя, Агни, нашли древние мудрецы Агнирасы, спрятанного, находящегося в каждом дереве

Ты рождаешься, добываемый трением, как великая сила…»
Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением.
Некоторые исследователи называют Индру верховным божеством древнеарийского пантеона. Другие выделяют триаду верховных божеств: Индра, Варуна и Агни

Третьи полагают, что для ария в каждый данный момент главным был тот бог, к которому он в этот самый момент обращался. Существует также близкая к современным неоиндуистским сектам и интегралистским и националистическим течениям точка зрения, гласящая, что ведийские арии поклонялись Единому Богу, выступающему в различных воплощениях и под разными именами. Придерживающиеся последних двух точек зрения ссылаются на то, что практически каждое божество вед в посвященных ему гимнах называется «вседержителем», «царём всей вселенной» и т. д. Помимо представлений о богах и ритуальных формул веды содержат представления древних индийцев о пространстве: кроме вполне обычных для большинства религий понятий неба и земли, верха и низа, в ведах присутствуют такие понятия, как «беспредельность», «мировая иллюзия», «материя», «энергия» и т. д.
Cуществует точка зрения, согласно которой индуизм восходит к религии существовавшей в долине р. Инд Хараппской цивилизации, или цивилизации Мохенджо-Даро, Холма Мёртвых, памятники которой датируются археологами примерно XXIV веком до н. э. Однако скорее всего её следует считать ошибочной, так как хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав воздействия ни на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру дравидов, ни на пришедшую еще позже культуру ариев.

Локапалы, индуизм
Агни | Варуна | Ваю | Индра | Кубера | Сома | Сурья | Яма

Брахма

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Индуизм – это религия практики, а не убеждений

В отличие от большинства других основных религий, индуизм больше занимается практикой, чем конкретной системой убеждений. Он больше фокусируется на действиях людей.

Индусы действительно верят в универсального Бога по имени Брахман, но Брахман принимает множество форм, которым могут поклоняться индуисты. Также считается, что Брахман есть в каждом.

Индусы верят в реинкарнацию, когда душа вечна и живет несколько жизней, входя в новое тело после того, как предыдущее тело прошло. Душа может переродиться в человеческом теле, теле животного или даже в растении. Поэтому индусы верят, что у каждого живого существа есть душа.

Почему стоит поговорить об Индуизме?

Множество современных духовных практик, как принято считать, исходят с территории Индии и Непала. Следовательно этит духовные практики тем или иным образом связаны или напрямую происходят от Индуизма. . Индуизм не является таким целостным учением или религией, как, например, мусульманство

Это скорее совокупность древних духовных текстов и практик, которые шли к нам 3000 – 5000 лет, а может и более.
Для глубокого понимания таких духовных практик, как, например, йога, важно понимать социальные ценности и культуру Ведического общества, которое сохраняло и развивало эти практики.
Это делает изучение Индуизма, а значит и ведических традиций, важным для понимания и углубления в духовные практики с Индуизмом связанные.
По большому счету в Индуизме существует большое количество философских систем и духовных практик, которые развивались на протяжении тысячелетий. Потому он обладает прочным базисом, который облегчает духовному искателю получение ответов на духовные запросы без потери времени, усилий и денег на непроверенные техники.
Большинство духовных практик Индуизма выдержали испытание временем, а потому им стоить доверять

Сканда – великий бог-победитель

Сканда взрослел очень быстро. На пятый день он стал посвящённым воином, получив от Агни огненное копьё Шакти. Криттики предсказали Сканде великое будущее, и их пророчество свершилось. Картикея одержал победу над тёмными демонами, противостоять которым не мог никто из богов.

Основой бога является искра, из которой он появился на свет. В “Рамаяне” Сканда описан могущественным воином, героем. Его сравнивают с пламенем и сиянием огня – он так же легко побеждает мрак и тени, как и пламя.

В “Махабхарате” Сканда воплощён в образе Махасена, предводителя войска богов. Он – мудрый полководец и отважный боец, он выступает за справедливое сражение и не терпит нарушения правил честного боя.

Нередко в сказаниях Сканду называют “отцом детей”, однако здесь не имеется в виду роль родителя. Индийцы верят, что в пору великой мифической битвы богов и асуров бог грома Индра ударил своей ваджрой (оружием), от которой в разные стороны разлетелись искры. Они превратились в юных помощников Сканды, и с тех пор появляются на поле боя рядом со своим предводителем.

Карма определяет ваше тело

Согласно фактам об индуизме, реинкарнация не случайна. Индусы верят в карму, и именно это определяет, как ваше тело вернется. Любые неудачи в вашей нынешней жизни являются результатом плохих действий в прошлой жизни.

Следовательно, индусы живут своей нынешней жизнью так, чтобы гарантировать им лучшую жизнь, как только их душа возродится.

Индусы верят, что их душа будет постоянно перевоплощаться, пока их цели не будут полностью реализованы. Свобода, которой они достигают, достигнув этой цели, называется мокшей.

Есть четыре различных пути, по которым индус может достичь этого, включая путь знания, путь медитации, путь преданности и путь добрых дел.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

  • Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
  • Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
  • Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» — часть «Вед», в которых находятся размышления о медитации и природе Бога.
  • Религиозно-философская школа йоги. Оно представлено в «Йога-сутрах» — базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие йоги и многих индийский ритуалов во всем мире.
  • Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма — совокупность норм и правил.
  • Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  • Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, йога, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  • Шиваизм. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и йоге.
  • Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  • Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию — жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

Принято считать, что Шрути — это откровения бога, переданные через святых мудрецов, дословно переводится как «услышанное». Шрути называют четыре самых главных «Веды»:

  • «Ригведа» — самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:

  • «Самхиты» — мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой
  • «Веды»;
  • «Брахманы»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Смрити

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата»

Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу

В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития

Для начала рассмотрим, как развивался индуизм в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:

  1. Период древней цивилизации доли́ны Инда. Одна из трёх ранних цивилизаций Старого Света, наряду с Древним Египтом и Месопотамией, которая существовала ещё в Бронзовом веке с 3300 по 1300 г. до н. э. Отдельные элементы этой неоднородной культуры были позднее интегрированы в индуизм.
  1. Ведийский период. Его принято разделять на два периода. Сначала был сам Ведийский период (VII тысячелетие до н. э.). Он ознаменовался приходом ариев в Индию и созданием Священных Писаний – Вед. На их основе также был сформирован культ жертвоприношения. Далее последовал период брахманизма – с VI в. до н. э. до X в. н. э. В это время у индусов появилась литература нового качества – Упанишады. Это философские тексты, написанные на санскрите. На их базе формируется новая метафизика.
  1. Пуранический период – в это время были созданы такие эпосы как Махабхарата и Рамаяна, и множество других преданий и текстов. Также в это время (ок. 500 гг. до н. э. – 500 гг. н.э.) началось становление культов поклонения великим Богам: Вишну, Шиве и Деви. Можно сказать, что это индуизм в классическом его понимании, что сохранился до наших времён.
  1. Период средневековья – в это время (ок. 500 гг. – 1500 гг.) активно развивается движение Бхакти и происходит становление тантризма. Появляются первые секты и аскетичные ордены. На местных языках пишется новая священная литература.
  1. Период современности (с 1500 гг. до нашего времени) – начинает развиваться реформаторское движение. Индуизм как религия превращается во влиятельную политическую силу на родине среди индусов, а затем закрепляется на третьем месте как крупнейшая мировая религия.

Шива

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет: Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости». Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета . Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

Кто основал Индуизм?

У Индуизма нет основателя, так как нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как Церковь). Индуизм имеет определенное количество верований, общих для всех философских систем. Цель Индуизма – получить опыт божественного, стать божественным. Разные пути, многочисленные учителя и божества – все они ведут к одной конечной лежащей в основе всего универсальной истине.

Первоисточники Индуизма и Ведической культуры
Согласно легендам, древние мудрецы, основатели духовной системы, называются риши.  Риши дали людям первоначальные знания, имеющие силу освобождать (от цикла рождения и смерти).Кто самый главный в Индуизме?
В Индуизме нет единого духовного главы как Патриарх в православии или Шахи-имам в исламе. В индуизме большое число разных духовных лидеров, самые выдающиеся среди которых – Шанкарачарьи и Махамандалешвары.
В разных традициях существуют свои непререкаемые авторитеты – духовные лидеры, например, Нимбаркачарья в Нимбарка-сампрадае, Рамануджачарья в Рамануджа-сампрадае, и другие ачарьи, возглавляющие свои сампрадаи, духовные школы или движения.
В Индуизме Бог – это исследование истины, называемой разными именами в разных философских системах:

  • Пуруша в Санкхье, 
  • Кайвалья в Йога-сутрах, 
  • Брахман в Адвайте,
  • Атман в Бхавгавад-Гите и Адвайте,
  • Парамшива в Кашмирском шиваизме,
  • Сатчидананда в Упанишадах,
  • Шунья в Вигйана-Бхайрава-тантре,
  • Шакти в философии шакта и так далее.

Индуисты верят, что истина одна, но называется она по-разному. Бог в Индуизме трансцендентен и имманентен, непроявлен и проявлен.
Лучше всего понимать Бога в Индуизме как дух в каждом из нас, который на самом деле один, но кажется различным. Как Параматман, постоянное, все пронизывающее духовное Я, и как дживатман, то есть духовное я в каждом существе.
Сказать, что Индуизме бесчисленное количество божеств или сказать, что их почти 330 миллионов – будет по сути одним и тем же. Божеств много, а Бог один и един. То есть все известные и неизвестные божества будут являться только лишь малой частью Бога, проявлением его божественной энергии. 

 

Животные – это святое для индуистов

Те, кто исповедует индуизм, относятся к животным с большим уважением. Но есть некоторые животные, к которым относятся с величайшим уважением и почтением.

К ним относятся корова, слон, змея и павлин. Вопреки распространенному мнению, индусам разрешено есть говядину.

Почти 80% населения Индии считают себя индуистами. Еще 30 миллионов индуистов живут за пределами Индии в соседних странах. Во всем мире насчитывается 950 миллионов индуистов, что составляет около 15% населения мира.

В то время как большинство религий, как правило, остаются в странах своего происхождения. Индуизм распространяется по всему миру. Многие люди в западных странах приняли терпимость религии к разнообразию и мирным обычаям.

Четыре направления индуизма

Религия включает в себя четыре основные направления:

Вишнуизм

Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.

Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.

Шиваизм

Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).

Шиваиты почитают Шиву – бесполое существо, символизирующее бесконечное Высшее Божественное сознание. Стоит понимать, что Шива – это сознание бога, а Шакти – его сила. Можно процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобно покойнику». Основная духовная практика – аскеза.

Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:

  1. Пепел – это может быть пепел от Яджны (жертвоприношения путём сжигания на костре) либо любого другого огненного ритуала. Самым «сильным» считался пепел, собранный после кремации шамана. Нанося пепел на тело, индуист оповещает о своей отрешённости от всего мирского. Читайте подробнее про обряд самосожжения вдов сати.
  1. Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.
  1. Лингам (шивалингам) – символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.

Шактизм

Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.

Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.

Смартизм

Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.

Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.

Принципы индуизма

ActionTeaser.ru – тизерная реклама
теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально

И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).

И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.

В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.

Философия индуизма

То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.

Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме. Которое считается немного более поверхностным.

Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога.

В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.

Вывод

Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа

Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.

Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например о сути Буддизма, как мудрого религиозного учения сильно повлиявшего на Индуизм

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр, песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Веды услышанное откровение

Но пора уже рассказать о документальных опорах, основаниях, на которых, как всякая большая религия, зиждется этот парадоксальный мир о знаменитых Ведах.

Их четыре: Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга песнопений), Яджурведа (Книга жертвенных формул) и Атхарваведа (тут речь идет о заклинаниях). Чужаки часто именуют эти тексты «священным писанием» индуизма. Но напрасно потому что на самом деле они представляют собой нечто писанию противоположное. Они суть шрути, у-слы-шан-но-е. И воспринятое на слух.

Первыми божественные откровения услышали древние риши, великие мудрецы-«посредники» глубокой древности. С тех незапамятных времен в изустной передаче их и принимают новые поколения. Так что индусов следует считать не «людьми Книги», подобными нам, а, скорее, «людьми Звука». Ясно, что для успешного поддержания подобной традиции столетиями разрабатывались весьма эффективные методики запоминания. Настолько эффективные, что когда весь свод ведийской литературы наконец был записан, оказалось: в 1 028 гимнах «Ригведы» сомнение вызывает разве что пара слогов.

Из этого могучего корня и произросла вся индийская цивилизация: и упанишады (беседы богов с людьми), и школы философии, и шастры (так сказать, тематические теории), трактаты по отраслям знания и ремеслам. Авторитет Вед незыблем по сей день во всяком случае, в 1995 году Верховный суд Индии, формулируя правовое определение индуизма, начал с их «признания единственным фундаментом индусской философии».

Однако Веды все же не канон, как это может показаться из последней цитаты. В индуизме нет и канона, а соответственно, нет и быть не может ересей. Культ этот никогда не знал организованной церкви и иерархии священнослужителей (даже самой условной, основанной на личном авторитете, как у мусульман). Просто любой рожденный брахманом имеет право исполнять абсолютно все обрядовые функции. Именно его, представителя высшей, недосягаемой в своей чистоте касты, приглашают для отправления церемоний от пышных храмовых до скромных семейных.

Пусть каждый занимается своим делом

Конечно, каждый на наших широтах знаком с индуизмом в первую очередь не по тем признакам, о которых мы до сих пор говорили, а, так сказать, по красочной, обрядовой стороне культа. Индуистская экосистема, развиваясь, плотно заселила мир разнообразнейшими богами, полубогами, демонами, духами многорукими и многоликими, зверомордыми, слоноголовыми и птицеклювыми, обворожительными и отвратительными, простодушными божками и грозными громовержцами К такому пантеону примыкают и собственно животные пресловутая священная корова, многочисленные транспортные средства небожителей: Гаруда мифическая птица Вишну, бык Нанди, на котором передвигается Шива, тигр (этот «возит» яростную Дургу, воплощающую стихийное женское начало), змеи, обезьяны Весь священный зоопарк не поместится и на нескольких страницах.

Соответственно многообразны и формы почитания этой пестрой компании и красочные шествия с пением и плясками, и суровые посты с обетами, и оргиастические ритуалы, и долгие паломничества к святым местам, которых в Индии великое множество Но какая-то иерархия, конечно, нужна. Есть она и тут: особое и главенствующее положение в индусском мире занимает триада-тримурти верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.

Брахма хоть и созидатель мира, и перечисление тримурти обязательно начинается с него, не имеет особого культового значения. Его имя сопровождается уймой высокопарных эпитетов, а храм ему поклонники удосужились посвятить всего один, в Аджмере. Фигурами же первого плана в повседневной культовой жизни, безусловно, являются Вишну охранитель Вселенной, и Шива ее разрушитель. Причем из этих двух значительно активнее действует второй: в соответствии с функцией это естественно. Вишну, вообще, «мало двигается». Точнее говоря, он попросту спит в Мировом океане на тысячеголовом змее Шеше. А когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в котором появляется Брахма и вместе с ним новый мир. Ну и еще, как охранитель, этот бог время от времени отправляется на землю в облике разных земных существ, дабы спасти ее от конкретной опасности. Первым его воплощением была рыба она выручила людей при Потопе. Потом он нисходил в мир в виде черепахи, вепря, а затем и людей любимых героев Индии, Рамы и Кришны. Всего ему предстоит воплотиться десять раз последней аватарой будет Калки, судия и спаситель, который наведет итоговый порядок на свете.

Гораздо менее величавый образ жизни ведет Шива. Впрочем, его облику присуща как раз парадоксальная двойственность. Он ненасытный любовник, и он суровый аскет, восседающий в Гималаях в йогической позе. Он разоритель, и он покровитель плодородия, которому поклоняются в виде лингама. Всего у него шестьдесят четыре ипостаси, что свидетельствует и о древности образа, и о том, что он объединил в себе множество ранних божественных фигур. Вдобавок, подобно тому, как Вишну на время передает свою власть аватарам, Шива делегирует ее своей шакти, энергии, которая является в женских обличьях. Опять-таки во многих это может быть и преданная Сати, и прекрасная Парвати, но чаще страшная Дурга или Кали, воительница в ожерелье из черепов, с жертвенным ножом в руках и с высунутым языком, окрашенным кровью жертв!.. Ипостаси трех верховных богов образуют женскую триаду. Это супруга Брахмы богиня наук и искусства Сарасвати, супруга Вишну Лакшми, богиня богатства и красоты, и супруга Шивы неистовая Дурга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий