В поисках шедевров ремесла

Дымковская игрушка

Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать.


С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади

Пик развития промысла пришелся на начало 19 века. Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей.

Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ – даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки.

О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

Виды народных промыслов в России

К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.

Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.

Народные промыслы с использованием древесины

Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:

  • Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
  • Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
  • Хохломская посуда.
  • Волховская роспись по дереву.
  • Богородская игрушка.
  • Капокорешковый промысел

Художественные промыслы: роспись

Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:

  • Мезенская роспись.
  • Федоскинская миниатюра.
  • Палехская миниатюра.
  • Городецкая роспись.
  • Борецкая роспись.

Русские народные игрушки из глины

Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:

  • Старооскольская глиняная игрушка.
  • Абашевская игрушка.
  • Дымковская игрушка.
  • Филимоновская игрушка.
  • Каргопольская игрушка.
  • Романовская игрушка.

Промыслы с использованием ткани

Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:

  • Вологодское кружево.
  • Елецкое кружево.
  • Оренбургский пуховый платок.
  • Павлопосадский платок.
  • Древнерусское лицевое шитье.
  • Крестецкая вышивка.

Промыслы с использованием металла

Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:

  • Каслинское литье.
  • Тагильский поднос.
  • Жостовский поднос.
  • Великоустюжское чернение по серебру.
  • Мороз по жести.

22.

Венера Милосская или Афродита с острова Милос
«Венера Милосская» появилась на свет приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры и является одной из самых знаменитых древнегреческих скульптур. Мраморная статуя была обнаружена в 1820 году на острове Милос (Milo), входящем в состав архипелага Киклады (Cyclades Archipelago) в Эгейском море. Личность героини до сих пор точно не установлена, но исследователи предполагают, что автор шедевра высек из камня именно Афродиту, греческую богиню любви и красоты, которую часто изображали именно полуобнаженной. Хотя существует версия, что статуя слеплена по образу морской богини Амфитриты (Amphitrite), которую особенно почитали на острове, где был найден артефакт.

Шкатулка из пластиковой канвы

Любительницы рукоделия могут порадовать себя и своих близких изготовлением шкатулки из пластиковой канвы:

  • Для этого в магазине для рукоделия необходимо купить пластиковую канву нужной вам перфорации.
  • Выбрать размер шкатулки и вырезать для нее детали. Не забудьте, что крышка должна быть чуть меньшего размера чем дно.
  • Для прочности конструкции вырезать еще один комплект деталей, но на 0,5 см. больше предыдущего.
  • Соединить аналогичные детали между собой нитками, шнурами или тесьмой используя узор или композицию.
  • Собрать всю шкатулку из полученных деталей.
  • Оформить украшениями: вышивкой, бисером, пайетками.

Такая шкатулка не только украсит ваше помещение, но и прослужит долгие годы. Пластиковая текстура позволит удобно ухаживать за ней.

Цветочное оформление

Флорист — такая модная сегодня профессия, о которой еще пятьдесят лет назад мало кто слышал. Тем не менее, это занятие имеет глубокие корни. Впервые ремесло украшения цветами появилось еще в Древнем Египте. Люди, создававшие праздничное настроение с помощью растений, пользовались уважением и популярностью.

Сегодня эта профессия снова в моде и даже обзавелась специальным термином. Если вам нравится возится с растением, составлять красивые букеты, создавать в помещении уют с помощью цветов, то стоит опробовать себя в новом амплуа. Но учтите, что на этом поприще вам придется столкнутся с конкуренцией, ведь флористов много (существуют даже целые компании с филиалами по всему миру). С чего начать? Предложите свои услуги в организации свадьбы друга или дня рождения соседки. Можно даже сделать это бесплатно — вам нужны примеры работ для создания портфолио. А дальше пусть ваши труды говорят сами за себя.

Названа валюта, которая станет главным конкурентом доллара в 2022 году

Как чувствовать себя увереннее с людьми, которые выше статусом, и быть наравне

Медленный шопинг: умный способ ограничить свои потребительские привычки

Аргументы из литературы

Н. С. Лесков в рассказе «Левша» описывает образ истинного мастера своего дела. То, что делает Левша, можно было бы назвать ремеслом, но это не так. Герой вносит часть своей души и делает, что ему нравится. То, что изготовил Левша и остальные мастера, было необыкновенным и особенным. Они смогли проявить свой талант, что не может остаться без внимания.

Работа виртуозов показывает, что русские могут создавать не хуже англичан. После этого их творчество выходит на международный уровень. Всё это даёт возможность сказать, что творчество тульских мастеров выделяется своим особенным и идеологическим содержанием.

А также в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер, который не был членом МАССОЛИТ, действительно создавал шедевры. У него были идеи, цели и замыслы, которые он отразил в романе о Понтии Пилате. Его работа была оригинальной и инновационной. В то время как члены МАССОЛИТа не создали великих произведений.

А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»

  • Разницу между искусством и ремеслом подсказал нам А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.
  • Я считаю, что прав бы публицист Ромен Роллан, когда сказал, что «Творить — значит убивать смерть». Пример, подтверждающий эту мысль, можно найти в произведении А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.

Архангельская вышивка

Вышивка — один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён.

Вышивка – один из древнейших промыслов Архангельского края.

Архангельские мастерицы используют швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Чаще всего применяется старинный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков. Они создают на белом холсте тонкий графический узор-контур, который потом заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Вышивальщицы используют также счётную гладь, косую стёжку, набор. Особая роль в работах архангельских мастериц отводится тамбурному шву. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор.

Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственны:

• строгая симметрия мотивов в узоре;

• вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора.

Архангельские мастерицы вышивают на льняном полотне белого или сурового цвета. Типичные сюжеты: геометрические, растительные мотивы, птицы, звери, всадники.


Елецкие кружева

Елецкие кружева являются «визитной карточкой» Ельца.

На Руси кружева известны с XIII века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Изначально русские кружева выплетались из золотых и серебряных нитей и украшались жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале ХУI века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в XVI веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.

Елецкое кружево — вид русского кружева, плетенного на коклюшках. Оно отличается мягким контрастом мелкого изящного узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Елецкие кружева известны в России с конца XVHI века.

Именно тогда в Ельце возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 верст, уже в начале прошлого столетия далеко непростое ремесло кружевоплетения освоили сотни человек. Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале, Осаке.. В конце ХIХ века елецкое кружевное производство по своему объему занимало в России первое место

Его расцвет относится к 1870-1880-м годам. По числу занятых в промысле мастериц (30300 человек) и объему продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 году.

В конце ХIХ века елецкое кружевное производство по своему объему занимало в России первое место. Его расцвет относится к 1870-1880-м годам. По числу занятых в промысле мастериц (30300 человек) и объему продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 году.

В 1921 году был создан Союз елецких кружевниц. К 1930 году насчитывалось 50 артелей, в которых работало более 30 тыс. человек.

В Ельце существовала школа по подготовке мастеров кружевного дела.

Великая Отечественная Война на несколько лет прервала деятельность промысла.

В 1960 году промысловый Союз был преобразован в Елецкий комбинат художественных промыслов, с 1974 — в производственно-­художественное объединение “Елецкие кружева”, в настоящее время это фирма «Елецкие кружева».

Елецкие кружева экспонировались более чем на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали. Они традиционно реализуются как в России, странах СНГ, так и в дальнем зарубежье.

Современная фирма “Елецкие кружева” — это около тысячи работающих опытных кружевниц как в цехах, так и на дому, это новые декоративные решения и технологические приемы, не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения. Лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих музеев народного искусства, так и в частных собраниях. Нынешний ассортимент продукции “Елецких кружев” — более 200 наименований.

Продукция фирмы “Елецкие кружева” отмечена очередной наградой — Золотой медалью Саввы Мамонтова, которой предприятие удостоено на столичной выставке “Лучшие товары рынка России”. Представленная здесь коллекция елецких кружевных изделий получила высшую оценку за сохранение народных традиций.

В соответствии с принятым недавно распоряжением правительства РФ, “Елецкие кружева” включены в число предприятий народных художественных промыслов, поддерживаемых федеральными властями.

Паустовский в поиске шедевра — эссе

Что такое шедевр? Каким он должен быть и где его искать? Именно над этими вопросами задумывается К. Г. Паустовский. Размышляя над проблемой, автор делится с нами своими воспоминаниями об осенней прогулке на лодке по реке Оке.

Писателя заворожило пение летевших на юг журавлей:

Засмотревшись на них, он вспомнил, что его просили написать о том, что такое шедевр.

К. Г. Паустовский пытается показать читателям, что шедевры окружают нас повсюду, что сама природа создает шедевры, стоит лишь поискать их вокруг:

Эти рассуждения приводят автора к мыслям о том, что же именно стоит понимать под словом шедевр.

Он рассказывает нам, что один из верных признаков шедевра заключается в том, что они остаются жить с нами надолго, почти навсегда. Мы являемся их неотъемлемой частью и только дополняем их своими мыслями, наполняем своим смыслом.

И действительно, автор любого шедевра старается вложить всё самое лучшее в свое произведение, но не может рассказать и передать нам все то, что сам хотел в него вложить. Часто бывает, что люди способны найти даже большее, чем хотел сам автор.

В этом и суть шедевров, каждый видит в них то, что хочет увидеть, дополняет их своими мыслями и наполняет своим смыслом. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, приоткрывают нам занавес в мир, как оказывается, густо наполненный шедеврами и дают их правильное понимание и восприятие.

Трудно не согласиться с автором. Действительно, стоит лишь выйти на улицу в любое время года и оглядеться.

Осенью нас окружат тысячи падающих с деревьев золотых и бронзовых шедевров, покрывающих землю, словно одеяло. Зимой – чудесные природные рисунки на окнах или неповторимость каждой снежинки. Летом и весной – расцвет природы, закаты и рассветы, пение птиц и шелест утреннего ветерка.

Всё это шедевры, являющиеся неотъемлемой частью нашей жизни

В заключение стоит отметить то, как важно понимать и находить шедевры во многих окружающих вещах. Шедевр не обязательно должен быть сложным и непонятным, может даже наоборот, он будет простым и повседневным, главное понять это и наслаждаться всеми радостными мелочами жизни

А Абашевская игрушка

В России известно около 14-ти основных знаменитых художественных промыслов. У всех на слуху дымковская, филимоновская, городецкая игрушка…

Разрешите вам представить – игрушка АБАШЕВСКАЯ.

Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. Уже в 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка.

Абашевская игрушка – это свистулька в виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами (лапами или копытами, что дает ощущение устойчивости, монументальности.

Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.

Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь.


Оренбургский платок

Прославленный в песне, далеко не забытый промысел появился более чем два с половиной столетия назад в Оренбургском крае. Заслуга его появления не только у рукодельниц-пуховниц, но и у серьезных ученых. Так, Петр Рычков опубликовал исследование о козьей шерсти и выступил инициатором развития пуховязального промысла в крае.

В 1851 году на Лондонской международной выставке оренбургский платок получил широчайшее признание. И уже в последние годы существования Российской империи платки достигли пика своей востребованности: даже англичане стали делать похожие изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Букеты из бумаги

Букет из бумаги, сделанный своими руками послужит прекрасным украшением комнаты и простоит намного дольше, чем живые цветы.

Для работы понадобятся:

  1. Цветная бумага
  2. Клей-карандаш или ПВА
  3. Ножницы
  4. Простой карандаш

Перед началом работы выберите бумагу, из которой вы будите делать цветы:

  • Из гофрированной бумаги можно сделать красивые, многослойные цветы. Она очень хорошо ложится и красиво смотрится. Широкий цветовой спектр позволит сделать букет как настоящий. Хорошо закручивается, легко подается растяжке и сжатию, что помогает сделать цветы как натуральные. Для создания цветка необходимо вырезать форму лепестков. Для роз, пионов, гибискусов верхнюю часть лепестка немного растянуть и закрутить с помощью стержня или спицы. Для хризантем и гвоздик вырезаются полоски и сверху вниз надрезаются по всей длине полоски. Для придания бутону пышности, верхнюю часть полоски можно закрутить с помощью карандаша или ручки. Соедините все лепестки с помощью клея на деревянной шпажке, обмотанной зеленой бумагой. Сделайте листочки на стебле. Можно в середину цветка завернуть конфеты, и сладкий подарок порадует ваших друзей.
  • Из простой двусторонней цветной бумаги можно сделать простые и объемные цветы для букета.

Для простых цветов вырежьте шаблон цветка в виде ромашки и наклейте на него серединку. Прикрепите все на шпажку, обмотанную зеленой бумагой или покрашенную в зеленый цвет.

Для объемных цветов типа роз, лилий и пионов, вырежьте лепестки и соедините их на стебле с помощью клея.

Объемные бутоны можно также сделать в технике оригами.

Панно из пуговиц

Панно – хорошее решение придать индивидуальность комнате. Оно красиво и гармонично впишется в оформление любой стены. Перебрав все остатки пуговиц и определившись с цветовой гаммой можно создать интересную композицию.

Для работы понадобятся:

  1. Клей-пистолет или «Момент»
  2. Рамка
  3. Пуговицы

Этапы работы:

  • Выберите или сделайте рамку для панно. Это может быть ткань на пяльцах, рамка для фотографий, холст или ткань, натянутые на специальную рамку, которая может быть любой формы и любого размера.
  • Выберите рисунок композиции
  • Нанесите рисунок на рамку
  • Приклейте пуговицы на рисунок учитывая его цветовую гамму.

Если вы не можете придумать какое панно будет украшать стену, то как вариант можно сделать радугу, закат, восход, водную поверхность. Яркая и позитивная работа обеспечит хорошее настроение и положительные эмоции. Оригинальные поделки в виде панно всегда можно подарить знакомым.

Ключница из картона

Необходимым аксессуаром любой квартиры является ключница. Согласитесь, что очень удобно, придя домой повесить ключи на место и потом спокойно их взять, не бегая по квартире в поисках ключей, особенно когда вы опаздываете.

Необходимые материалы:

  1. Картон
  2. Крючки
  3. Плотные салфетки
  4. Ножницы
  5. Клей ПВА

Необходимый размер ключницы вырежьте из плотного картона (желательно от коробки) или фанеры:

  • Из картона вырезаются прямоугольники, которые будут имитировать кирпичи.
  • На верх и низ ключницы приклейте картонки-кирпичи, оставляя пробелы между ними.
  • В верхней части расположите красивую картинку, а в центре надпись с именами, цитатами.
  • Прикрепите крючки к основе и обклейте всю оставшуюся площадь картонками-кирпичиками.
  • Для придания эффекта кладки между кирпичиками положите смятые салфетки, пропитанные клеем ПВА. Плотно прижмете салфетки к основе.
  • Покрасьте все изделие акриловой краской под цвет кирпича. После полного высыхания для прочности и долговечности покройте ключницу лаком.

Часы из виниловой пластинки

Перебирая шкаф, вы нашли старые виниловые пластинки? Не спешите их выбрасывать. Из них получатся крутые часы. Сделать такие часы из пластинки можно тремя разными способами:

  • Диск пластинки покрывают грунтовкой, и после высыхания обклеивают ее бумажной салфеткой в технике декупажа. Для этого берется трехслойная бумажная салфетка с подходящим узором. Верхний слой салфетки отделяется и его кладут на диск. Клей ПВА с помощью кисточки аккуратно наносится поверх салфетки. После высыхания на диск помещаются цифры, и в центр крепятся стрелки часового механизма.
  • Виниловые пластинки достаточно легко меняют форму при нагревании, поэтому можно нагреть пластинку над огнем и придать диску нужную форму: цветка, машинки. Оформить циферблат и присоединить часовой механизм.
  • С помощью лобзика и трафарета можно вырезать любые фигуры. Это могут быть предметы: чайник, стул, цветок, кувшин или портреты известных людей: Высоцкого, Цоя, Мерлин Монро и других. Такая работа является по истине ювелирной и требует усидчивости и мастерства, но создав такой шедевр ваше творчество не оставит равнодушным никого. В центр диска помещается часовой механизм. В таких часах циферблат смотрится не уместно, поэтому цифры либо не обозначают на диске, либо оформляют их штрихами.
  • Можно просто расписать пластинку акриловыми красками, создав на ней подходящий рисунок.

В любом случае, часы, сделанные своими руками, будут единственным экземпляром и придадут индивидуальность помещению.

Мы познакомили вас с незначительным вариантом использования подручных материалом для создания красивых поделок своими руками.

Творчество и фантазия человека не знает границ, поэтому любая идея, увиденной вами поделки может видоизменяться и варьироваться в зависимости от ваших желаний и возможностей.

Главное творить и вдохновляться идеями. Такие поделки будут не только украшать любое помещение, но их можно смело дарить родным и друзьям.

Настоящее искусство

Искусство — картина реальности в художественных произведениях, образное ее понимание, часть внутренней культуры, источник знаний о мире и процесс демонстрации внутреннего мира человека в картине. Это учебник жизни, влечение человека к совершенству. Оно охватывает множество областей:

  • музыка;
  • литература;
  • танцы;
  • скульптура;
  • кино;
  • театр;
  • живопись.

Если прочесть воспоминания творческих людей о том, как создавались их лучшие работы, можно увидеть любопытную картину: творцам казалось, что большая часть их шедевров была продиктована превосходящими силами. Эти произведения, как правило, сейчас являются классикой. Из литературы по направлению «Искусство и ремесло» аргументов можно найти невероятное количество.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий