Великое космическое творение санкхья в индуизме

Время

Время бесконечно с циклической вселенной, где текущая вселенная предшествовала, а за ней последует бесконечное количество вселенных. Различные состояния материи управляются вечной кала (временем), которая повторяет общие события, начиная от момента и заканчивая продолжительностью жизни Вселенной, которая циклически создается и разрушается.

Самые ранние упоминания космических циклов в санскритской литературе встречаются в Юга-пуране ( ок. I века до н. Э.), Махабхарате ( ок. III в. До н. Э. – IV в. Н. Э.) И Манусмрити ( ок. II – III вв. Н. Э.). В Махабхарате есть несогласованные названия, применяемые к циклу творения и разрушения, имя, которое теоретически все еще формулируется, где используются юга (как правило, эпоха времени) и кальпа (день Брахмы ) или день Брахмы. Брахман или Брахма , создатель бог, или просто называют процесс создания и разрушения, с кальпами и днем Брахма становится все более заметной в более поздних работах.

Пракрити (первичная материя) остается смешанной в течение маха-калпы (жизни Брахмы ) в 311,04 триллиона лет, после чего следует маха-пралайя (великое растворение) такой же продолжительности. Вселенная (материя) остается проявленной в течение кальпы (дня Брахмы ) в 4,32 миллиарда лет, когда вселенная создается в начале и разрушается в конце, чтобы воссоздать ее только в начале следующей кальпы . После кальпы следует пралайя (частичное растворение, также известное как ночь Брахмы) равной продолжительности, когда Брахма и вселенная находятся в непроявленном состоянии. В каждой кальпе есть 15 манвантара-сандхй (стыков великого наводнения) и 14 манвантар (эпоха Ману , прародителя человечества), причем каждая манвантара длится 306,72 миллиона лет. Каждая калпа имеет 1000, а каждая манвантара имеет 71 чатур-югу (эпоху, также известную как маха-юга ), причем каждая чатур-юга длится 4,32 миллиона лет и разделена на четыре юги ( эпохи): Сатья-юга (1728000 лет), Трета-юга. (1 296 000 лет), Двапара-юга (864 000 лет) и Кали-юга (432 000 лет), из которых мы в настоящее время находимся в Кали-юге .

Жизнь

Индивидуальная духовная джива-атма (воплощенная душа) – это жизненная сила или сознание живого существа. В дживо не создается, и резко отличается от созданного бессознательного вещества. В гуны в их проявленное состояние материи, покрывают джив различными способами на основе каждой дживы кармы и впечатлений. Этот материальный покров материи позволяет дживам взаимодействовать с материальными объектами чувств, составляющими материальную вселенную, такими как их временные материальные тела, другие сознательные тела и бессознательные объекты.

Материальное творение называется майей («то, чего нет») из-за его непостоянной (не вечной), временной природы, иногда проявляющейся, а иногда – нет. Его сравнивают со сном или виртуальной реальностью , где зритель ( джива ) имеет реальный опыт с объектами, которые в конечном итоге станут нереальными.

Благодаря этим взаимодействиям джива начинает идентифицировать временное материальное тело как истинное «я» и, таким образом, постоянно находится под влиянием майи в сознательном состоянии незнания (невежество, неосознавание, забывчивость). Это сознательное состояние незнания ведет к сансаре (циклу реинкарнации), который заканчивается для дживы, когда мокша (освобождение) достигается через самореализацию или памятование своего истинного духовного «я» / природы.

Различные философские школы различаются в понимании начального события, которое привело к тому, что дживы вошли в материальное творение и достигли окончательного состояния мокши .

Вайшешика

Система Вайшешика сходна с Ньяей, поэтому впоследствии образовалась синкретическая школа — Ньяя-Вайшешика. Эта система выделяет особенное, отличное в рассматриваемом мире. Основатель Риши Канада, основной текст Вайшешика-сутры.

Система подробно рассматривает атомарное строение мира и, подобно школе Ньяя, выводит существование внеположного телу Атмана. И Ньяя и Вайшешека — обширные системы, рассматривающие мир посредством логики и выведения особенного. Эти исследования применяются во многих системах не связанных с этими школами. И мы будем в той или иной степени встречаться с ними при изучении Санкхьи и Йога Сутр.

Этимология

Санскритский язык строит разные слова на основе корня KHYĀ- (ख्या), khyāti – это глагол, означающий «он назван» в пассивном смысле «быть вызванным», как и в причинном смысле «делать известным», khyāti также означает существительное женского рода, переводимое как «имя, слава».

Использование префикса SAM- (с, вместе) позволяет составить глагол saṃkhyāti , который переводится на английский язык как «он считает, он вычисляет» или «он оценивает», «он суммирует», а существительное saṃkhyā – женский род. , «арифметическое число» или «грамматическое число» или слово saṃkhya , средний род, что означает «бой, битва».

Голосовое удлинение приставки SAM- в SĀM- позволяет построить очень конкретное нейтральное имя санкхья, поскольку оно применимо только к «философской доктрине, основанной на различении и приписываемой Капиле  »; в мужском роде это слово обозначает «последователя этой доктрины».

Веданта

Буквальный перевод — завершение Вед. В противоположность Мимансе, Веданта сосредоточена прежде всего на Мокше (освобождении). Изначально Ведантой называли Араньяки и Упанишады, как тексты завершающие Веды. Эти тексты в отличии от Самхит Вед, говорят именно о самосознание и освобождении. Веданту иногда называют Уттара-миманса или высшее исследование, в отличии от Пурва-мимансы или первого исследования.

Большинство направлений Веданты признают тройственный канон текстов. Это Упанишады, Веданта Сутры и Бхагавадгита.

Веданта имеет 3 основных направления:

  • Адвайта Веданта. Основное и наиболее авторитетное направление. Именно это направление говорит о единстве индивидуального и высшего Атмана. Эта система наиболее логично структурирует учение Упанишад. Основателем учения считается Гаудапада. Наиболее полно учение разработано Шанкарачарьей. Основная идея — Брахман реален, мир не реален (иллюзорен). Каждая душа тождественна Брахману, но находится в неведение об этом. Основная мантра этой системы — Ахам-Брахма-Асми. Я — есть Брахман. Метод реализации Джняна-Йога (Йога знания).
  • Двайта Веданта. Дуалистическая разновидность Веданты. Основоположник Мадхава. Эта система не признаёт тождественности души и Брахмана. Мадхава делит всё существующее на независимую реальность — Брахман (Вишну). И зависимую — все существа. Метод реализации Бхакти-Йога (Йога преданности).
  • Вишишта-Адвайта Веданта. Система так сказать не двойственного дуализма. Наиболее полно разработана Рамануджей. Эта система, признавая тождественность души и Брахмана, постулирует не иллюзорность мира. Мир не иллюзия, а творческая энергия Брахмана. Метод реализации Джняна-Йога и Бхакти-Йога.

Существуют ещё различные направления Веданты, но эти три можно считать основными.

Санкхья и ведизм

Древний ведизм основан на устной традиции благословений ( сукта ), выкристаллизовавшейся в писаниях между -1400 и -1200 до н.э., чтобы сформировать первый известный сборник ( самхита ) стихов ( rk, rig ), Агведа-самхита .

В Агведе мы находим несколько гимнов, ставящих под сомнение реальность. Некоторые также проявляют тенденцию анализировать его, оперируя перечислениями, что является первым шагом к категориям и напоминает этимологию слова санкхья. Некоторые из них более точно космологические и устанавливают микромакрокосмические соответствия. Среди них наиболее интересным является Гимн пуруши (RV X, 90), первые строки которого таковы: «Человек (пуруша) имеет тысячу голов. У него тысяча глаз, тысяча футов. Покрывая землю насквозь, он выступает на десять пальцев дальше. Человек есть не что иное, как эта вселенная, прошлое и грядущее. И он хозяин бессмертных владений, потому что он не ограничивается пищей. Такова его сила, и еще сильнее человек. Все люди являются его частью; бессмертный на небесах, три (другие) четверти. С тремя четвертями человек поднялся туда, четвертая снова родилась здесь, внизу. Оттуда он распространился во всех направлениях к вещам, которые едят и что не едят (одушевленным и неодушевленным). От него родилась энергия (творческий virāj , женское начало), от энергии (творческий) родился человек… »

Атхарваведа , принятый еще в четвертом веды, уже содержит теорию гуны  : «Лотос с девятью дверями (тело) облачается с тремя качествами».

Первое появление слова санкхья встречается в « Шветашватара-упанишад» VI, 13: «Этот освобожден от всех оков, которые он признал (Шива, поскольку эта Упанишад является теистической и шиваитской) как (действенную) причину, которую нужно постичь. с помощью санкхьи и йоги. “

Санкхья

Санкхья одна из древнейших философских школ Индии. Буквальный перевод — «счёт», «исчисление». Система выводит основные элементы мироздания. Основатель легендарный Риши Капила один из рождённых умом сыновей Брахмы.

Древняя Санкхья отражена в Упанишадах, Махабхарате и Бхагавадгите, а также Пуранах. В то время Санкхья имела много школ, по-разному интерпретирующих систему. В целом, древняя Санкхья не была дуальной, в отличии от классической Санкхьи. Это ясно видно из Махабхараты и Бхагавадгиты. Но систематических трудов тех времён не сохранилось.

Классическая Санкхья опирается на текст Санкхья-карика написанный Ишваракришной в 4-5 веках н.э.

Этот текст постулирует Санкхью, как дуальную систему. В которой с одной стороны Пракрити (Природа) и все её проявления, с другой Пуруша (Дух) погрузившийся в Пракрити посредством сознания и тела и не осознающий свою истинную природу. Оба начала — Пракрити и Пуруша не зависимы и вечны. Индивидуальных пуруш бесконечное множество, и они имеют возможность освободиться, осознав свою независимость от Пракрити.

Согласно древней Санкхье, Пракрити и Пуруша имеют своё начало в Парабрахмане или Абсолюте. Пуруша полностью освобождается только осознав себя Парабрахманом.

Разберём классическую Санкхью основанную на работе Ишваракришны.

Одиннадцать индрий

Одиннадцать индрий составляют Манас, пять джняна индрий (органов восприятия) и пять карма индрий (органов действия).

5. Манас

Манас относится и к индриям восприятия, и к индриям действия. Он получает информацию от джняна-индрий и руководит карма-индриями. Манас — рефлекторный ум. Когда существо размышляет перед принятие решения, это работа Буддхи. Действие спонтанное — работа Манаса.

Манас необходимо тренировать, подобно рукам и ногам. Когда кто-то владеет своим Манасом, он не совершает необдуманных, эмоциональных действий. Манас — автомат, который необходимо правильно запрограммировать. Автоматический ум необходим в ситуациях, когда тратить время на обдумывание смертельно опасно. Поэтому в боевых искусствах уделяется много времени на автоматизм в ударах и блоках. Следовательно, автомат — это не плохо, главное правильно его настроить.

К примеру, при выполнении асан необходимо уделять внимание правильному положению тела — это работа Буддхи. Но со временем это должно быть автоматизировано — Манас

При стойке на руках именно Манас, анализируя информацию от  органов чувств, правильным образом выстраивает органы действий. Но вначале освоения позы Буддхи задаёт направление Манасу.

Круг перерождений и закон кармы

Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом. Корни этого растения разрастаются на десятки метров, пускают побеги, и, таким образом, из одного корневища вырастает целая роща. То же можно сказать об индуизме: все его многочисленные течения и ответвления, несмотря на различия, имеют общую основу.

Учение о карме и сансаре — стержень индуизма. «Карма» означает «действие», и каждое действие влечет за собой те или иные последствия. Любой, даже самый незначительный поступок человека отразится на его судьбе — если не в этой жизни, то в последующих.

Сансару индуисты представляют как вечно движущееся колесо перерождений. Они считают, что, когда тело умирает, бессмертная душа переселяется в новое. То, в каких обстоятельствах родился человек, какие он имеет внешность, здоровье, материальное состояние и положение в обществе, полностью зависит от его кармы. Что же можно сделать, чтобы создать благоприятную карму и обеспечить будущее рождение в наилучших условиях? Только одно: следовать по пути духовного развития.

Но главная цель индуиста — вовсе не улучшение жизненных обстоятельств. Так как колесо сансары — это круговорот страданий, то душа стремится из него вырваться и достичь мокши, или нирваны. Главная характеристика этого состояния — блаженство от соединения с абсолютом (Брахманом) и осознание того, что весь материальный мир — это майя (иллюзия). Чтобы оказаться в нирване, душа должна пройти разные стадии развития, от низших форм жизни к высшим. Ее путь может начаться с растения или животного и завершиться в теле просветленного человека.

Описание

Санкхья стремится рационально анализировать реальность. Из этого понимания происходит освобождение от цикла перерождений ( самсара ), который является страданием ( духкха ).

Этот анализ реальности (то есть не только материального мира, но и его становления) устанавливает, что из встречи, союза между непроявленным, уникальным, прадхана или мулапракрити , изначальной природой или изначальной материей и одним из сознательных монады, пуруша (буквально: «мужчина, мужчина, личность») раскрывает феноменальный мир, пракрити , в 23 других принципах ( таттва ), начиная с интеллекта ( буддхи , буквально: «пробуждение», также называемое махат , великий, потому что он имеет «космическое» измерение), из которого исходит принцип индивидуации или эго ( ahaṃkāra , буквально: создатель меня), из которого происходит двойное творение: мысль ( манас ) , пять способностей пробуждения (буддхиндрия или джнанендрия ), то есть пять чувств и пять способностей действия ( кармендрия ), то есть слово, руки, ступни, анус и гениталии; с другой стороны, пять тонких элементов ( танматра ), которые не являются специфическими, то есть воспринимаемыми как объекты чувств, за исключением богов и йогов. Пять тонких элементов, наконец, создают пять грубых элементов ( махабхута ) , которые специфичны, то есть воспринимаются как объекты чувств.

Среди этих принципов просветление ( буддхи ), «создатель меня» ( аханкара ) – принцип индивидуации и претензий – и мысль ( манас ) составляют «внутренний орган» антанкарана , который можно описать как психический аппарат. Принципы, варьирующиеся от пробуждения до тонких элементов, образуют тонкую сущность, которая переселяется из смерти в рождение, своего рода душу, которая, однако, отличается от сознательной монады, от истинного субъекта, который никогда не может быть объектом. Эта сущность называется «тонкое тело» ( sūkūmaśarīra ) или «фаллос» (liṅga) – словом, которым мы логически обозначаем характерный знак, из которого мы выводим носителя знака, «означаемого» (таким образом, дым является знаком наличие огня). Пробуждение также называют «великим» (махат), потому что некоторые школы санкхьи считают его общим для пуруши . Если это не так, то это, по крайней мере, предшествует принципу индивидуации, «создатель меня» (ahakāra) , и именно в этом космосе он определяет «идеальное творение» (pratyayasarga) , которое помещает его в творение (см. ниже в «Этике санкхьи»). В том, чтобы представить творение психологически и космологически, одновременно сила и слабость санкхьи. В конечном счете, это вопрос объяснения того, как мир, как внутренний, так и внешний, происходит с сознанием, и как устроена карма (закон возмездия за действия во время перерождения), позволяющая переживать (наслаждение, бхога), а также избавление.

Еще одна особенность санкхьи заключается в том, что пракрити состоит из трех гун , трех волокон или качеств, называемых саттва , раджас и тамас , из которых соткан мир. Это не просто черный ( тамас ) или белый ( саттва ), он также красный, движущийся ( раджас ). Это не только приятно ( саттва ) или неприятно ( раджас ) , но также угнетающее ( тамас ) , хорошее ( саттва ) , плохое ( тамас ) или страстное ( раджас ) .

В отличие от других пяти даршан, классическая санкхья основана не на сутре , а на карике, санкхьякарике . Как и сутры, карики – очень лаконичные тексты (любое повторение, каждое ненужное слово считается ошибкой) и мнемонические, почти непонятные без сопроводительных комментариев. Однако стихотворения kārikās более литературны и менее загадочны. В XV – го  века Sāṃkhyasūtra было написано «védantiser» Санкхья védantisation , что уже началось в X – го  века с комментарием: Sāṃkhyatattvakaumudī из Вакаспати Мисра .

Классическая систематическая и канонизированная санкхья, конечно же, не появилась внезапно. Он был сформирован из разрозненных идей, образа мышления и поиска истины, которые сначала привели его на теистические пути, описанные ниже, чтобы развить философию с эпистемологией и твердой логикой, прежде чем снова быть ассимилированным различными религиями и философией, тем самым потеряв свою автономию. .

Учение Санкхьи

Капила, основатель школы Санкхья

Развиваясь в течение двух тысяч лет, индуизм разделился на шесть основных школ, каждая из которых по-своему объясняет устройство мира и предлагает свой способ достижения нирваны. Самая древняя из школ называется Санкхья. По преданию, она была основана ведийским мудрецом Капилой.

В соответствии с учением Санкхьи, во Вселенной существуют два начала, взаимодействие которых рождает весь материальный мир. Первое начало, пуруша — это дух, сознание в чистом виде. Его невозможно увидеть или почувствовать. Второе начало, пракрити — материя. Сама по себе она мертва, но от соприкосновения с пурушей оживает и проявляет свой потенциал. Таким образом появляются все материальные объекты и бесчисленное количество душ, которые вселяются в подходящие им тела.

У пракрити есть три качества, или гуны: саттва — гуна разума и чистоты; раджас — гуна активности и страдания; тамас — гуна пассивности и инертности. Все в материальном мире состоит из этих трех гун, и от того, какая гуна преобладает, зависит то, что происходит в жизни человека и общества. Последователи школы санкхья стремятся сделать так, чтобы в их жизни преобладали качества саттвы, так как именно эта гуна приближает их к состоянию нирваны. Они едят «чистую» пищу, читают духовные, «разумные» тексты и совершают поступки, увеличивающие в их карме качества саттвы.

Поделиться ссылкой

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Эти и последующие переводы могут быть только приблизительными, потому что у нас нет французских эквивалентов этих технических терминов, которые обычно не переводятся.
  2. То же . Другие переводы: «дух» (А.Е. Эснул), «душа» (Готье в его переводе «Очерков Колбрука по философии индусов»), «чистая совесть» (Ларсон)
  3. Переводы: «здравый смысл» (A: E: Esnoul), «чувство» (Готье), ум (Ларсон)
  4. Это случай, согласно Юктидипика ад SK 40, учеников Варнаганьи: «Школа Варнаганьи (считает)« великое »обычным явлением, потому что оно имеет природу пракрити. »Садхарано хи махан пракрититвад ити варнагатанам пакшах)
  5. Санкхьякарика 37: «Подобно тому, как Разум (буддхи) предоставляет все для удовольствия ума (пуруша) , он определяет тонкое различие между Предустановленным ( пракрити ) и умом. »Трад. AE Esnoul, op. соч. п.  49
  6. Если исключить отчество Ши Атри, упомянутое в Анукрамани (Указатель к Ригведе) Саунаки

Рекомендации

  1. Словарь санскрит наследие от Жерара Huet
  2. санкхйа форма представляет собой вариант транслитерации Санскритской термина санкхьи в соответствии с санскритским словарем Heritage по Gérard Huet
  3. AE Esnoul, Strophes of Samkhya . Эд. Les Belles Lettres, 1964, вводные страницы XIII и XVII.
  4. Там же , страница XVII.
  5. Stchoupak & Nitti & Louis Renou, Санскритско-французский словарь , стр. 221.
  6. Жан Варенн, Грамматика санскрита , страница 47, §65.
  7. ↑ и Stchoupak & Nitti & Louis Renou, opus citatum , страница 765.
  8. Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, стр.  1128
  9. Stchoupak, Nitti, Louis Renou, op. соч. , стр.827.
  10. Словарь санскритского наследия Жерара Юэ
  11. Санкхьякарика 12-13: «Атрибуты (гуна) имеют своей сущностью: приятное, неприятное и уныние. Их функция – освещать, приводить в движение и ограничивать. Они доминируют, поддерживают, порождают, объединяют и движутся взаимно. Саттва считается светлой и светящейся, а раджас – возбуждающей и подвижной; тамас – это только тяжесть и тьма. Как лампа, их действие направлено на единую цель. »Перевод AE Esnoul, Les Strophes de Samkhya , p.  20-22
  12. «История и литература санкхьи», в Энциклопедии индийской философии . Полет. IV: Санкхья: дуалистическая традиция в индийской философии , изд. Дж. Дж. Ларсон и Р. С. Бхаттачарья, Дели, 1987 г., стр.  35-41 .
  13. «История и литература санкхьи», в Энциклопедии индийской философии . Полет. IV: Санкхья: дуалистическая традиция в индийской философии , изд. Дж. Дж. Ларсон и Р. С. Бхаттачарья, Дели, 1987 г., стр.  29-32 .
  14. су-укта буквально означает «хорошо сказано», Александр Ланглуа переводит сукту как «гимн».
  15. Дэвид М. Книп, профессор кафедры исследований Южной Азии Университета Висконсина, статья Ригведа в «Постоянном словаре мировых религий» (первоначально «Словарь Абингдона») , стр. 623.
  16. Некоторое количество из них собрано в сборнике: Louis Renou: Hymnes speculatifs du Véda. Перевод с санскрита и аннотированный Луи Рену. Галлимар, 1956 г.
  17. Перевод AE Esnoul, op. соч. , страница XV.
  18. Перевод AE Esnoul op. соч., стр. XVII.
  19. Махабхарата (Критическое издание) XII. 239; XII 267,28. См. Larson, op. соч. , страницы с 6 по 8
  20. Махабхарата XII.267.30
  21. Махабхарата XII. 306
  22. Махабхарата XII. 298
  23. Бхагавад-Гита 13, 34
  24. Санкхьякарика 72: «В этих семидесяти повторяются темы всей Шанитантры, за исключением притч и аргументов из других доктрин. ”
  25. Эти тексты представляют собой четыре из восьми комментариев древних времен. Остальные четыре – это Бхашья Гаунапады (500-600), Санкхьявритти (500-600), Санкхьясааптативритти (500-600) и Матхаравритти (800). Только последние три из упомянутых не переведены на западные языки.
  26. Согласно комментарию Гаудапады
  27. то же самое
  28. «Даже в самых ортодоксальных сферах бывает, что почитание Вед – это просто« верхушка шляпы », передаваемая идолу по дороге, которой не собираются обременять впоследствии. »: Луи Рену, Védiques et paninéennes Studies . Том VI: Судьба Вед в Индии (Париж, 1960), стр.  2
  29. Универсальная философская энциклопедия , том 2 – Философские понятия , страницы 2873 и 2904.
  30. Санкхья-Карика 44-45 дхармена gamanam ūrdvhaṃ gamanam adhastād бхаватй adharmeṇa / джнанена cā’pavargo viparyayād iṣyate bandhaḥ // vairāgyāt prakṛtilayaḥ saṃsāro бхавати rājasād Ragat / aiśvaryād avighāto viparyayāt tadviparyāsaḥ //
  31. По мнению большинства современных индийских ученых, состав Йогасутры колеблется от -200 до более чем 500 г. н.э.
  32. Мирча Элиаде, Техники йоги , Париж, 1948.
  33. Ян Гонда, op. соч. , стр. 398.

Библиография

  • Бодевиц, Хенк (2019). «Индуистская доктрина трансмиграции: ее происхождение и предыстория». В Хейлиджерсе, Дори; Хубен, Ян; ван Коой, Карел (ред.). Ведическая космология и этика: избранные исследования . Гонда Индологические исследования. 19 . Лейден и Бостон : Brill Publishers . С. 3–20. DOI : . ISBN 978-90-04-39864-1. JSTOR   . S2CID   .
  • Хауг, Мартин (1863). Айтарейя Брахманам из Ригведы, содержащий самые ранние размышления брахманов о значении жертвенных молитв . ISBN  0-404-57848-9 .
  • Джозеф, Джордж Г. (2000). Герб Павлина: неевропейские корни математики , 2-е издание. Книги Пингвинов, Лондон. ISBN  0-691-00659-8 .
  • Как, Субхаш К. (2000). «Рождение и раннее развитие индийской астрономии». В Селине, Хелайне (2000). Астрономия между культурами: история незападной астрономии (303–340). Бостон: Клувер. ISBN  0-7923-6363-9 .
  • Терези, Дик (2002). Утраченные открытия: древние корни современной науки – от вавилонян до майя . Нью-Йорк: ISBN Simon & Schuster Inc.  0-684-83718-8.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий