Советы и рекомендации
- Храм Анджелины Джоли лучше всего посещать с самого утра (с 6.00 до 10.00) и после 15.30. Только в эти часы есть возможность избежать огромного количества желающих увидеть тот самый храм из фильма. Чрезвычайная популярность Та Прома одновременно и привлекает, и отталкивает.
- У храма два входа — западный и восточный. Поэтому если вы поехали в Ангкор на тук-туке, то попросите водителя встретить вас у противоположного входа, чтобы не ходить туда-сюда. Лучше всего заходить через западный вход, потому что выйдя затем из восточного выхода можно сразу попасть ко входу на территорию следующего храма – Бантей Кдей.
- Не ленитесь гулять по многочисленным галереям. Эпоха Джаявармана характерна украшательством, поэтому можно встретить множество любопытных деталей.
Какие храмы Ангкора еще посмотреть?
- Миниатюрный храм из розового песчаника Бантей Срей
- Бенг Мелиа – храм, опутанный корнями деревьев
- Кох Кер – кхмерская ступенчатая пирамида смерти
- Чудо кхмерской архитектуры – Ангкор Ват
- Ангкор Том – древний город кхмеров и храмы Байон и Бапуон, террасы слонов и прокаженного короля
- Дальние храмы Ангкора – Преа Вихеа, Бантей Чма, Преа Кхан, Самбор Прей Кук
- Храмы Ангкора XII века – Бантей Самре, Бенг Мелиа, Пхимай, Ват Пху, Пном Рунг, Чау Сай Тевода
Что еще важно знать о Та Проме и других храмах Ангкора
- Подробнее об эпохе строительства храмов-монастырей – Та Пром, Преа Кхан, Бантей Кдей и другие
- Вся информация о том, как осматривать храмы Ангкора
- Все маршруты по храмам Ангкора
- Осмотр малого круга храмов Ангкора в Камбодже
- Поездка по большому кругу храмов Ангкора
- Путеводитель по городу Сием Рип – как добраться, где остановиться, что привезти из Камбоджи
- Самостоятельно в Камбоджу – пошаговое руководство
- Обзор Королевства Камбоджа
- Лучшие достопримечательности Камбоджи
- Вся информация о деньгах в Камбодже
- Вся информация о городе Пномпень
Как посмотреть Та Пром
Чтобы увидеть Та Пром, нужно приехать или прилететь в город Сием Рип в Камбодже. Удобнее и быстрее всего можно добираться в аэропорт Ангкора на самолете, совершив перелет с пересадкой в одном из азиатских мегаполисов. Из Москвы удобнее всего лететь в Сием Рип с пересадкой в Бангкоке. Трансфер из аэропорта до отеля здесь обычно предоставляется бесплатно. Посмотреть цены на авиабилеты в Ангкор вы можете на сайте →
КАК ДОБРАТЬСЯ К ШОАНИНСКОМУ ХРАМУ
Шоанинский храм находится возле аула им. Коста Хетагурова – известного осетинского поэта.
Ближайшие населенные пункты:
- Карачаевск – 7 км
- Черкесск – 55 км
- Домбай – 75 км.
В ауле имени Коста Хетагурова возле главной трассы стоит указатель «Шоанинский храм». В этом месте следует свернуть с главной трассы на проселочную дорогу, координаты: 43.809891, 41.899959.
Чтобы рассмотреть руины древних построек и сам величественный собор, необходимо выбирать светлое время суток. От трассы до храма всего 2 км пути, но сюда ведет не очень комфортная грунтовая дорога.
Проехать в Шоанинский храм можно на своем авто, или приобрести экскурсию в эти места в Теберде или Домбае. Плюс такого вида путешествий в том, что инструктор расскажет массу интересных сведений о памятнике зодчества и месте, где он возведен. Кроме того, в ходе такого путешествия, можно посмотреть еще и древний Сентинский собор, который находится неподалеку.
Старинные церкви Кавказа всегда демонстрируют туристам ту самую колыбель, вскормившую христианство, и прививают трепетное отношение к истории родного края.
Домбай. Шоанинский храм на карте
Координаты: 43.804349, 41.889837
Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:
Треккинг в Домбае. Комфорт-тур с гостини…
МЕГАтур Архыз и Домбай. 10 дней треккинг…
Где найти подношения для Камня памяти
Отметим, что ни один из квестовых предметов не будет отмечен на карте, поэтому вам придется искать их самостоятельно. Кроме того, вам предстоит довольно часто взбираться на горы и много бегать, поэтому рекомендуем вам запастись едой на выносливость, а также взять парочку Анемо персонажей, чтобы ускорить свой бег.
На карте выше показано примерное расположение всех подношений. Искать их можно в любом порядке.
Копье соратника
С этим предметом все довольно просто. Вам нужно будет переместиться к юго-восточному телепорту поверхности Разлома, а затем пойти на запад и подняться на гору в Ущелье Тяньгун. Можете также переместиться к статуе семи архонтов на западе, а затем спланировать в сторону утеса на юго-востоке. Вы найдете оружие на краю обрыва.
Парящее перо
Переместитесь к телепорту в Ущелье Тяньгун. Затем сверните вправо и используйте трамплин, чтобы подняться на верхний выступ. Вам предстоит часто использовать эти платформы для прыжков, чтобы взобраться на нужный утес. Наверху воспользуйтесь следующим трамплином.
Далее сверните вправо и заберитесь на каменный выступ по деревянному помосту. Впереди вы увидите огромный утес, на который вам и нужно будет взобраться. Для этого поверните направо и начните лезть по скалам и деревянным конструкциям наверх.
Взобравшись наверх, бегите к краю утеса, на котором установлен столб. Дойдя до нужно места, вы увидите пару цветков и гнездо. Исследуйте гнездышко, чтобы отыскать Парящее перо.
Шлем защиты
Он находится в локации Вход в Разлом. Переместитесь к телепорту и спланируйте вниз. В нужном месте вы обнаружите деревянную лачугу. Через главную дверь войти в постройку нельзя, поэтому приземлитесь на крыше и войдите внутрь через окно (смотрите скриншот ниже).
Войдя внутрь, сразу же сверните влево и спрыгните в щель на полу. Оказавшись внизу, пройдите в помещение с жаровней и несколькими снопами сена. Вам нужно будет поджечь сено, лежащее на полу. Для этого лучше всего использовать огненного лучника, однако подойдет любой Пиро персонаж.
Как только сено сгорит, появится проход в тайник. Спуститесь в ямку и исследуйте ее, чтобы забрать шлем защиты. После этого вы сможете открыть дверь. За ней вас будет ждать главарь похитителей сокровищ Малой из Цинцэ. Разберитесь с ним и направляйтесь на поиски следующего подношения.
Общий кубок
Для его получения вам нужно будет начать и выполнить миссию «Проникновение в стан врага». В конце этого квеста появится драгоценный сундук, внутри которого вы и обнаружите нужную вещицу.
Цветок созерцания
Вы сможете собрать его на вершине Киноварного утеса неподалеку от Тан Учоу, с которым связано задание «Прошлое героя с вершины». После того как вы сорвете цветок вам придется сразиться с данным персонажем, а потом передать ему яйцо. Только после этого нужный предмет появится в вашем инвентаре.
Солнечные часы эпох
Они находятся в Ущелье Фуао неподалеку от телепортационной точки. Переместитесь к последней, а затем начните взбираться на ближайшую гору. На вершине вы обнаружите стол, возле которого будет сидеть похититель сокровищ. Разберитесь с ним, а затем осмотрите содержимое сосуда, чтобы отыскать часики.
Храм Аннапурна Бхавани
В число других важнейших храмов Варанаси входит Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple) — из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам богини Анапурны, этот считается главным.
Храм Аннапурна Бхавани посвящен Шакти, божественной женской энергии. Воплощенная во многих формах, в том числе в образах ужасных Кали и Дурги с оружием и гирляндами черепов, здесь она представлена подающей пропитание и несет всего лишь горшок с едой. Во вспомогательном святилище, открытом только три дня в году, находится статуя Аннапурны из цельного куска золота.
Неподалеку стоит поразительное отделанное серебром изображение Шани, или Сатурна, расположенное на черном фоне. Все, на кого падет его тень, будет подвержен невезению — этой судьбы тщательно стараются избежать прихожане, которые приходят сюда молиться по субботам.
Круглый Алтарь
Еще южнее расположен Круглый Алтарь (圆丘坛 Юаньцютань), окруженный внешней квадратной стеной. Думаю, вы уже запомнили, что круг символизирует Небо, а квадрат — Землю. В день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения. Последний раз церемонию здесь провел в 1914 году генерал Юань Шикай, объявивший себя императором.
Круглый Алтарь и территория храмового комплексаКруглый Алтарь
С востока к Круглому Алтарю примыкает Священная Кухня (神厨 Шэньчу) — обязательный атрибут китайских храмов. Здесь расположена печь для жертвоприношений.
Печь для жертвоприношений
В парке вокруг храмового комплекса растут древние кипарисы.
Ствол кипариса в парке
Гхаты — визитная карточка Варанаси
Гхаты – это набережная, ступенчатые спуски к реке. Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку.
Главное предназначение Гхат – это место ритуального омовения усопших и последующая кремация. По индуистской традиции, обряд кремации должен быть произведён обязательно на берегах Ганга с обязательным использованием натуральных дров, весьма дорогих в Индии. После сжигания останки сбрасываются в реку. Бедных, не имеющих средств на кремацию, но пришедших в Варанаси умирать, а также некоторые категории людей — незамужних девушек, беременных, детей — не сжигают, а привязывают трупы к каменной плите и сбрасывают в реку.
Надо сказать, что индусы очень спокойно относятся к смерти, причем в хорошем смысле слова. Сожжение мертвых у них дело будничное и не особо эмоциональное. Присутствуют на нем в основном мужчины, главную роль в церемонии исполняет старший сын умершего. Женщины молятся в храме неподалеку, их к кострам не допускают. Это связано с тем, что раньше был обычай «Сати» (Сожжение вдов). Сожжение вдов запретили в 1929 году. Женщины как правило плачут, были случаи, что сами бросались в костер к мужу и поэтому женщин от греха подальше держат в сторонке.
Поскольку все участвующие в этой церемонии мужчины верят в перерождения, то никто не плачет и не рыдает, все спокойны и молитвенно сосредоточены.
Один из самых известных гхатов Варанаси— Маникарника. Это главный крематорий Варанаси под открытым небом на берегу Ганги. Череда ступеней и площадок Маникарники служит для того, чтобы ежедневно принимать до полутысячи умерших для кремации на костре с использованием натуральных дров.
Сюда приезжают со всех концов Индии, чтобы проводить в последний путь умершего близкого человека, кремировать его и развеять пепел в священных водах Ганга. Погребальные костры гхата Маникарника горят круглосуточно уже несколько веков, огонь здесь не гаснет ни на минуту.
Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых — десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: «Рам нам сагагэ». Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то «ужастика». Реальность уходит из-под ног.
Стоит заметить, что посторонним пялиться на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов — особенно с фотоаппаратами — здесь смотрят довольно косо. Хотя за последние годы к ним уже попривыкли и даже научились делать бизнес. За относительно небольшую плату разрешают вести фото и видеосъемку.
Что стало с деревом
После смерти Будды в период создания Империи Маурьев и правления царя Ашоки священное древо попытались уничтожить. По одному из преданий, император, хоть и интересовался буддизмом, усомнился в реальной его значимости, а потому приказал спалить его.
Но растение продолжало сиять в пламени жертвенного костра и так и не упало. После этого Ашока приказал омыть его молоком. На следующее утро дерево Бодхи полностью восстановило свою форму.
Правда, до наших дней «та самая» пиппала все же не дожила. Но её семена были разосланы по всем уголкам Индии и далеко за ее пределами. Так что на том же самом месте в Бодх-Гая сейчас произрастает «прапраправнук» священного фикуса.
Это дерево у западной стены местного монастыря имеет возраст более 120 лет и высоту 80 метров. Это один из главных буддийских символов, являющийся объектом ежегодного паломничества и поклонения.
Еще одно дерево Бодхи произрастает на Шри-Ланке – в городе Анурадхапура, и является прямым потомком пиппалы из Бодх-Гая, росток (а по некоторым данным – семена) которого был привезен на остров дочерью императора Ашоки.
Позже, после гибели дерева Махабодхи от старости, росток именно этой цейлонской пиппалы был перевезен на первоначальное место. Там древовидный фикус рос более 800 лет, пока не был срублен в один из периодов гонений на буддизм – во время царствования бенгальского императора Шашанги.
И опять из Анурадхапура был привезен росток, из которого выросло новое дерево Бодхи, просуществовавшее еще несколько столетий – до 1876 года, когда было повалено бурей. Некоторое время спустя был посажен новый росток «материнского растения» со Шри-Ланки, который произрастает и по сегодняшний день.
Хронология процесса кремации
Индуистская философия рассматривает человеческое существо как сочетание пяти элементов: огня (агни), воды (джала), воздуха (вайу), земли (притхви), эфира (акаша). Когда человек умирает, то огонь уходит из его тела, и чтобы восполнить недостающий элемент и помочь душе перейти в мир иной, производится кремация.
Индусы кремируют своих умерших уже не одну тысячу лет, так сложилось в их обществе, и так это общество существует до сих пор. Согласно индуистским духовным текстам, каждый человек за свою жизнь проходит около 16 ритуалов, символизирующих вступление в определенный период жизни: самый первый — когда ребенку дают имя, один из важнейших — вступление в брак, а самый последний ритуал — кремация, когда душа-Атман покидает тело и соединяется с верховным духом (Богом) Параматмой.
Когда человек умирает, его семья становится нечистой. Если человек умер в Варанаси, его положено кремировать в этот же день. Перед кремацией покойного омывают в Ганге, натирают различными благовониями, смесью из меда и различных масел и читают мантры. Вся семья также совершает омовение. Один из мужчин семейства бреется наголо и облачается в белые одежды. Если умер отец — это делает старший сын, если мать — младший сын, если жена — муж.
Тело покойного заворачивают в саван из белого шелка, сверху накрывают нарядным покрывалом и кладут на носилки из семи бамбуковых поперечин — также по количеству чакр.
Члены семьи несут тело к Гангу на место кремации и поют мантру: «Рам нам сагагэ» — призыв к тому, чтобы в следующей жизни этого человека все было хорошо. Носилки окунают в Ганг. Затем покойному открывают лицо, и родственники руками по пять раз поливают его водой.
Затем покойного отвязывают от носилок и кладут тело на костер, нарядное покрывало снимают и стирают в Ганге. Тело на костер кладут головой к югу, после чего тело обкладывают толстыми дровами, щепками и соломой. Затем старший сын, либо старший из братьев поджигает дрова огнем, принесенным из храма Шивы, и при этом обходит погребальный костер пять раз по часовой стрелке. Потому тело уходит в пять стихий: воду, землю, огонь, воздух, небеса.
Процедура кремации длится около трех часов, при этом расходуется примерно 360 кг дров. Самые дорогие дрова из сандалового дерева. Полностью провести кремацию на костре из сандалового дерева могут позволить себе только очень обеспеченные люди. Большинство довольствуется добавлением лишь нескольких веточек в общий костер.
Тело сжигают не до конца. Мужчину кремируют до кости на груди (ребро), женщину — до кости на бедре. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина затем опускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли. Когда лопается череп считается, что душа покойного покинула тело. Если этого не произошло, то старший сын должен разбить череп умершего специальной палкой и тем самым помочь душе освободиться. Весь пепел после кремации смывают в реку.
Священное дерево
Баньян — это символ Индии, обозначающий вечную жизнь, гармонию и порядок. Это растение представляет собственную экосистему, здесь находят пропитание и убежище птицы, животные и насекомые. Людям под баньяном уютно, прохладно. По индийской легенде, именно под этим фикусом Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой. Поэтому совсем не удивительно, что это растение является одним из главных символов Индии. Могучее раскидистое дерево с большим количество стволов и обширной кроной стало объектом поклонения с давних времен. По сей день люди устраивают настоящие священные алтари под этим деревом. Довольно часто индуизм сравнивают с баньяном за ее многогранность и спутанность. Кроме того, дерево символизирует бессмертие, вечную жизнь и несгибаемость. Вдобавок ко всему, его считают символом плодородия. В древнем писании оно значится как Мировое дерево, космическое растение – символ и образ человеческого сознания.
Анджелина Джоли и Камбоджа
Знаменитый храм Та Пром не просто так называется храмом Анжелины Джоли. Нужно понимать, что он был построен древними кхмерами в XIII веке, а не современными камбоджийцами в качестве благодарности всемирно известной актрисе, которая всем сердцем приняла проблемы Камбоджи. И все же мы (и современные кхмеры тоже) называем Та Пром храмом Джоли в честь фильма и игры о Ларе Крофт, которую она сыграла в кино. Однако за этим храмом стоит гораздо больше, чем просто локация для съемки фильма, ведь Та Пром – такой дикий, неповторимый и атмосферный храм со своей историей.
Не только храм из фильма о расхитительнице гробниц связывает Анджелину Джоли с Камбоджей (да и в целом с Юго-Восточной Азией). В своей книге “Мои путевые записи” она подробно рассказывает о знакомстве со страной, как потрясла ее трагичная история Камбоджи под режимом Пол Пота и Красных Кхмеров и какие эмоции она испытала, посетив музей геноцида Туол Сленг в Пномпене. Всем известно, что актриса не один раз бывала в Азии. Она даже добилась усыновления одного из камбоджийских мальчиков и теперь воспитывает его в своей семье.
Интересный факт. В феврале 2017 года состоялась премьера фильма “Сначала они убили моего отца”, снятый Анжелиной Джоли о Камбодже. Вдохновением послужила книга Лоунг Унг, которая описала историю своей семьи и камбоджийских людей в время геноцида Пол Пота. В создании фильма принимала участие Лоунг Унг, а также два сына актрисы – Мэддокс и Пакс, усыновленные ею из Камбоджи и Вьетнама.
Джоли продолжает поддерживать не только детские приюты, откуда она взяла детей, но взяла под свой патронаж также и лагерь беженцев Бан Май Най Сой, расположенный на границе Таиланда и Бирмы в провинции Маэ Хон Сонг. Когда мы сами жили в Северном Таиланде, то съездили в деревню каренов (племя длинношеих, проживающих в лагере) с визитом. Мы убедились, что это не обычный туристический аттракцион, а действительно настоящая деревня для людей-беженцев, которые вынуждены жить в строго отведенной для них территории, ведь они спаслись бегством из своей страны – Бирмы, но пока не имеют никаких прав в Таиланде. Анджелина тоже приезжает в эту деревню, когда бывает в Таиланде. Любопытно, что когда мы побывали там, то даже не знали, что она находится под патронажем Джоли. Мы тогда просто искали деревню каренов, которая послужила прообразом для тайского мультфильма “Эко-планета”, а нашли место, к которому проявляет интерес Анджелина Джоли.
Но давайте вернемся в Камбоджу и в таинственный храм Та Пром.
Баба в Арамболе
Баба в Арамболе и баньян
Словом Баба (ударение на последний слог) индийцы обозначают старейшину, уважаемого человека, отца и т.д. Осмелюсь предположить, что тот баба, который сидит под деревом в Арамболе, вероятно полностью соответствует этому ёмкому индийскому слову.
Пройдя сквозь джунгли по верной дороге, вы рано или поздно должны услышать шум барабанов, людские голоса и стойкий запах гашиша — всё вы на месте. Попадая сюда впервые не понимаешь как себя вести и что делать, но на самом деле все просто, ведите себя естественно не забыв снять перед входом обувь.
Если вам повезет и в момент вашего прихода не будет очередной туристической группы, то вы сможете понаблюдать за естественными эмоциями главного персонажа и его окружения, во время наплыва туристов они ведут себя более сдержанно и более цивилизовано.
Возлюбленная – это камень?
Над статуей скульптор трудился очень долго. Не покладая рук, он оттачивал каждую линию камня, чтобы в итоге творение стало вершиной его мастерства. Весь свой гений, все чувства Пигмалион отдавал той, что из куска мрамора превращалась в прекрасный образ под его руками.
С каждым днём творение выглядело всё более совершенным, его красота не знала границ. По иронии судьбы произошло так, что Пигмалион, сам того не заметив, влюбился без памяти в статую, созданную им же.
Каждый, кто смотрел на женщину, созданную скульптором, думал, что она живая. Казалось, что на прикосновение отзовётся не камень, а тёплая кожа, а лицо вот-вот озарит улыбка.
В своём шедевре Пигмалион не просто достиг вершины – он превзошёл способности любого смертного человека, создав уникальное творение, которое полюбил всем сердцем. Увы, это чувство приносило скульптору лишь страдания и печаль.
Наверное, не было на всей земле мужчины, что мучился бы так, как Пигмалион. Он мог каждый день видеть свою возлюбленную. обнимать её. Но скульптор прекрасно осознавал, что она – лишь его статуя.
Он знал, что она никогда не ответит на прикосновение, не взглянет на него с нежностью, не коснётся руками. Стараясь успокоить душевную боль, он надевал на скульптуру прекрасные дорогие наряды, напоминая игру детей со своими куклами.
Пигмалион одаривал каменную возлюбленную украшениями и ценностями, но они не были нужны ей – она была лишь статуей. Он приносил ей цветы, мысленно представляя, как она могла бы радоваться подарку. Когда наступала ночь, Пигмалион уносил статую в дом, укладывал на постель и накрывал одеялом. Он хотел, чтобы ей было тепло и уютно.
ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: ИСТОРИЯ В КАМНЕ
Что собой представляет Шоанинский храм? Фото сооружения можно подробно рассмотреть в статье, но лучше полюбоваться им вблизи – незабываемые впечатления путнику гарантированы. Храм выполнен в виде креста. В длину, как и в высоту, здание составляет почти 13 м. Фасад церкви довольно скромен, но в целом, сооружение величественно и массивно. Возвышается Шоанинский на скальном отроге и видно его издали.
Внутри здание значительно обветшало, фрески, росписи и орнаменты слабо видны на облупленных стенах, переживших 10 веков кряду, но при этом купол с арочными окнами и внушительными перегородками выглядит поистине величественно.Храм посвящен великому Георгию Победоносцу, или по-местному Уастырджи, и является ярким напоминанием о древних аланах, их повседневной жизни, культуре и верованиях. Один из немногих дней, когда здесь проводятся религиозные обряды, является 6 мая – день всенародно любимого святого Уастырджи. К этой дате на заросшие зеленью скалы съезжаются паломники из многих регионов России.
Женоненавистник Пигмалион
Наиболее известный пересказ предания дошёл до наших дней в изложении Овидия, и именно поэтому имена божеств используются в римском варианте. Древнеримский поэт начинает историю знакомством с её главным героем.
Пигмалион был гениальным скульптором, проживавшим на Кипре. Он отличался красотой, а в мастерстве ему не было равным, однако у Пигмалиона был один существенный недостаток. Несмотря на свои молодость и привлекательность, мужчина являлся ярым женоненавистником.
Женщин он считал примитивными низменными созданиями, наделёнными массой “пороков”
Он посвятил свою жизнь искусству, считая, что оно прекрасно заменит ему любовь и внимание спутницы жизни. . Пигмалион решил никогда не жениться, а отомстить всем женщинам за их несовершенство решил очень своеобразно
Скульптор занимался созданием великолепного изваяния. Как ни странно, это был женский образ. Я думаю, Пигмалион желал показать мужчинам идеальную красоту, обратив их внимание на недостатки реальных женщин
Пигмалион решил никогда не жениться, а отомстить всем женщинам за их несовершенство решил очень своеобразно. Скульптор занимался созданием великолепного изваяния. Как ни странно, это был женский образ
Я думаю, Пигмалион желал показать мужчинам идеальную красоту, обратив их внимание на недостатки реальных женщин
Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея
Как добраться до пещер Аджанты
Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.
Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад – Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.
Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.
Как появляется это растение?
Свое жизненное развитие баньяны начинают невероятно интересно. Большое количество семян разносят птицы. Если зёрна попали в землю и проросли, значит, вырастет фикус в виде дерева. А если семя попало в трещину здания, например, или застряло в кроне другого дерева, тогда из него вырастет уже баньян. Таким способом оно запускает свой жизненный цикл как эпифит.
От опоры баньян не берет абсолютно никаких питательных веществ, развивается и живет благодаря атмосферной влаге и фотосинтезу. Когда вырастает до больших размеров, дает воздушные корни, которые добираются до земли и прорастают, тем самым формируя для баньяна первый ствол. Дальше на нем появляются новые ветки, которые в свою очередь выкидывают корни, и так происходит бесконечно. Второстепенных стволов на протяжении всей жизни дерева может быть огромное количество. Сам баньян растёт, скорее, в ширину, чем в высоту, а вот родитель этого дерева быстро погибает (буквально через пару лет), сдавливается фикусом. То же самое происходит и с человеческими постройками – корни и стволы баньянов разрушают различные перекрытия.
Баньяны относятся к роду фикусов и на земле существуют два вида этих растений:
- Бенгальский баньян – эпифит. В начале своего развития прикрепляется к другому растению. Семена разносят на дерево-носитель птицы. Росток выпускает огромное количество воздушных корней, но некоторые просто засыхают, не успевая дорасти до земли. Ну а те, кто смог добраться до грунта, создает новые стволы.
- Второй вид называется религиозный фикус. Он не является эпифитом и также отращивает воздушные корни, они в свою очередь упираются в землю и образуют большую крону. Обычно этот баньян выращивают для использования в садоводстве. Из него получается превосходный бонсай.
Дорога к баньяну в Арамболе
Арамболь
Пляж Арамболь (Клиф Сайд)
Дорога к баньяну начинается с пляжа Арамболь, по крайней мере, самая короткая и простая дорога. Выходите к кромке воды и босиком идете в сторону арамбольской горы, дойдя до горы идите сквозь череду кафешек и туристических лавок в сторону Клиф Сайд.
Дорога сквозь туристические лавки
Дорога легкая, но очень утомительная, ведь каждый продавец попытается затащить вас к себе в лавку и хоть что-нибудь продать. Наверняка, вам повстречаются люди, которые будут предлагать всевозможные препараты для расширения сознания, но сосредоточьтесь на своем походе. Впрочем, некоторые вещи стоит все же приобрести. Не желательно приходить в гости без подарка, так что купите что-нибудь в местных лавках для бабы и людей, которые обитают возле баньяна. Запаситесь большой бутылкой воды для себя. В джунглях, сквозь которые вам предстоит пройти, нет ветра и очень высокая влажность, так что пить вам захочется.
Клиф Сайд в Арамболе
Как только магазинчики и кафе на Клиф Сайд закончатся, вы выйдите на маленький, живописный пляж Калача. Пляж Калача знаменит Сладким Озером (Sweet Lake) и парапланеристами, которые за 1500 рупи катают всех желающих.
Пляж Калача
Sweet Lake (сладкое озеро)
Озеро Sweet Lake
Почему озеро зовут сладким мне неизвестно, но я знаю что часто море его подтапливает и вода в нем скорей соленая чем сладкая. В Sweet Lake впадает несколько ручьев и от этого вода в нем может быть прохладной и мутной. Sweet Lake очень любят индийцы и часто можно видеть как толпа местных туристов отмокает в мутных водах Sweet Lake, но у меня не было никакого желания в нем искупаться, хотя сам пляж перед озером обалденно живописный.
Пройдите сквозь пляж озера Sweet Lake и перед вами утоптанная тысячами туристов дорога в джунгли. Если тропинку обнаружить не удалось (что само по себе удивительно), то спросите у окружающих и они вас направят.
Дорога в джунгли, сквозь пляж у озера Sweet Lake
Тропа сквозь джунгли
Дорога в джунглях к баньяну
Обычная прогулка по джунглям может вымотать сильнее чем день походов по магазинам, так что постарайтесь быть готовыми к тому, что джунгли — это враждебная для человека среда.
Хотя джунгли по дороге к баньяну представляют лайт версию настоящих, тут вы можете прочувствовать в полном объеме, что такое высокая влажность и полное безветрие. Отсутствие ветра может оказаться весьма негативно, организм сильно потеет, но привычного морского бриза, который остужает вас нет и организм потеет еще сильнее, а охлаждения все равно нет и т.д. Пейте больше воды.
Иногда на тропинке к баньяну можно встретить местную фауну, она очень пуглива и быстро разбегается в разные стороны, так что никакой опасности для вас не представляет. Я видел несколько раз маленьких змей, который с космической скоростью скрылись из виду и большое семейство диких обезьян.
Но самым сложным может оказаться сама тропа, которая в нескольких местах расходится в разные стороны. Это вовсе не проблема, так как к бабе и от бабы ходят толпы народу и заблудиться тут сложно.
От основной тропы, во все стороны отходят маленькие дорожки, некоторые из них ведут к ручью. Местные гиды водят своих клиентов к чудодейственному ручью, там всем предлагается изваляться в чудодейственной глине и вмиг омолодиться. Так что ни шарахайтесь от встречных людей, которые больше похожи на папуасов из племени людоедов, они всего лишь жертвы маркетинга.
29 пещер Аджанта
Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.
Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.
Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.
Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.
До сих пор непонятно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из версий, они направляли внутрь пещеры отражённые полированным листом металла солнечные лучи. Для их дальнейшего распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Другой загадкой Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая свою яркость много веков. Она способна воспринимать свет, накапливать его, а затем излучать в темноте.
Описание Баньяна
Великий баньян, или Бенгальский фикус, просто поражает своими размерами, а вернее размерами своей кроны – при последних измерениях длина окружности кроны составляла около 420 м, а само дерево занимало площадь в 15 000 м². И оно продолжает разрастаться.
Не сомневайтесь, то, что вы видите на фотографии – это одно дерево. А многочисленные стволы – это укоренившиеся и одревесневшие за 200-250 лет воздушные корни.
Лес из одного дерева
Растёт этот исполин в Индийском ботаническом саду. Пока он считается самым крупным из всех. То есть, баньян – это не название одного конкретного дерева, а название жизненной формы Бенгальского фикуса, имеющего способность развивать дополнительные стволы.
Известно, что в 1864 и 1867 гг. в результате сильных ураганов исполин был серьёзно поврежден – было сломано несколько крупных стволов. А в 1925 г пришлось удалить основной ствол диаметром более 4 метров, который был разрушен ударом молнии.
История просветления
Согласно преданиям и дошедшим до нас древним буддийским текстам, принц Гаутама с самого рождения чувствовал в себе присутствие сверхъестественной силы и энергии, но долгое время не мог понять сути своего предназначения.
В своих скитаниях по стране однажды он достиг состояния Дхьяны, вспомнив, что в детстве уже погружался в подобный транс, а затем, изможденный, остался под фикусом и погрузился в медитацию, поклявшись, что не покинет это место, пока не прозреет и не поймет Истину.
Гаутаме потребовалось 49 дней, чтобы достичь просветления. Все это время он непрерывно медитировал, стараясь не поддаться чарам демона-искусителя Мары, который стремился нарушить сосредоточение принца.
В ночь полнолуния, когда ему исполнилось ровно 35 лет, Гаутама стал Буддой. После чего еще несколько дней пребывал в нирване, сидя под деревом, чтобы решить, стоит ли ему обучать своему учению людей, или они не достойны этого знания. Убедил его в этом один из богов – Брахма-Сахампати, который также незаметно для Гаутамы способствовал его пробуждению.