пирамида Phrasat Phrang
Город Кох Кер (Koh Ker) располагается в 130 километрах на севере от Ангкора. Возведен этот город в период с 921 по 941 года, во времена правления Джаявармана IV (по возрасту примерно такой же как Ангкор Ват). В древние времена Кох Ке носил название Чок Гарджиар и являлся столицей Кхмерской империи. Площадь города составляла 35 квадратных километров.
Немного истории
История города наполнена мистикой. По свидетельствам историков король Джаяварман IV был одержим жутким культом демона Мары, и возвел себя в ранг бога-короля. Сам Джаяварман не имел наследственных прав на кхмерский престол, но уничтожил всех претендентов на трон и смог взять власть в руки. По обрывистым источникам, удалось ему сделать подобное с помощью секретного оружия, позволяющего палить врагов дотла. Джаяварман IV начал один из самых амбициозных и масштабных архитектурных проектов в кхмерской культуре. Отметим, что достоверных данных о смерти короля и месте его захоронения не обнаружено.
Одним из самых загадочных и амбициозных строений Кох Кер является пирамида Phrasat Phrang. Располагается семиярусная пирамида на территории храма Prasat Thomа, возвышаясь над землей на 35 метров. На вершине пирамиды располагается мистическая шахта, с которой связана одна из самых страшных местных легенд. В центре пирамиды, согласно легенде, находится проход в ад. В прошлом через это отверстия приносились жертвы богу Маре. Экзотерики утверждают, что колодец является переходом между миром людей и демонов.
Пирамида по своей форме отдаленно напоминает древние пирамиды ацтеков. Стороны пирамиды равны 60 метрам и располагаются в строгом соответствии со сторонами света.
В сорока километрах от основной храмовой группы Ангкора располагается храм Beng Mealea. По одной из версий строительство храма началось в 11 веке, а само строение изначально было посвящено богу Вишне. Однако вскоре храм был изменен на индуистский, поэтому тут встречаются многочисленные барельефы с изображением разнообразных буддистских сцен. Легенда гласит, что именно архитектуру этого храма копировали все последующие кхмерские короли, которые возводили различные храмовые комплексы.
Как, почем и на чем добраться в Кох Кер и Бенг Мелиа
Кох Кер находится в 120 км к северу-востоку от Сием-Рипа в довольно пустынной местности, недавно объявленной заповедником. Из-за своей безлюдности и безкоровности местность эта остается густо заминированной до сих пор, и самые крупные храмы расчистили и открыли для посещения только в 2011 году. Менее крупные не расчистили и не открыли, соответственно.
Добраться в Кох Кер можно только на своем транспорте, и это один из самых дорогих ангкорских маршрутов. Мы всей толпой в этот раз ездили на микроавтобусе, и если за Большой Круг, например, наш драйвер хотел $35, то за Кох Кер нам пришлось заплатить уже $100.
Ангкорские билеты в Кох Кере не действуют, надо покупать дополнительный билет за $10. И в Бенг Мелиа еще $5.
Главный храм комплекса Прасат Том и семиярусная пирамида Кох Кер
Прасат Том был государственным храмом для Джаявармана IV, как Ангкор-Ват или Байон — для более поздних кхмерских королей. Хотя изюминка храма — это массивная автономная пирамида, называемая «Пранг», к востоку от нее также есть, на что посмотреть.
Первое, что вы увидите — это сооружение крестообразной формы, состоящее из длинных залов. Пройдя на запад, вы увидите большое кирпичное святилище, которое сохранилось до наших дней в очень хорошем состоянии. Дамба, окруженная рвом с обеих сторон, — одна из самых интересных частей Прасат-Тома. Когда-то здесь также были длинные сооружения, поддерживаемые колоннами, но большинство из них разрушено. Многие здания комплекса были сделаны из дерева, давно сгнившего, как и ворота Преа Вихеара.
В районе храма (перед самой Пирамидой смерти) вы найдете множество других сооружений: святилища, галереи, библиотеки и ворота. Некоторые из них все еще стоят, но многие превратились в руины. Хаотичный вид храма только усиливает драматический эффект, когда огромные пирамиды Кох Кер, или Пранг, наконец, появляется в поле зрения.
Если до этого вы уже были в комплексе Ангкор Ват, то сразу поймете, что пирамида не похожа ни на одно строение оттуда. Кхмеры любили строить пирамиды. Но другие сооружения, например, Баконг и Бакенг, были построены иначе: их украшали всевозможными статуями и святилищами на каждом уровне.
Пранг же — настоящая пирамида без каких-либо скульптур, сооружений или резьбы, за исключением самой вершины. Ученые считают, что на самом высоком ярусе пирамиды когда-то находилась большая шива-линга и сооружение без крыши, но ничего от них не осталось. Уникальность этой пирамиды, которая больше напоминает мезоамериканскую архитектуру, чем архитектуру Юго-Восточной Азии, породила множество таинственных легенд относительно Пранга и Кох Кера в целом.
Может ли перенос столицы империи в такое отдаленное место, как Кох Кер, иметь какое-то отношение к конкретной точке, на которой возведена Пранг? Мог ли император кхмеров знать о какой-то энергии, которую он хотел направить с помощью странно построенной пирамиды?
Сейчас эти загадки могут звучать наивно, но кхмеры были очень религиозны. Для них храмы были сложными механизмами, функции которых заключались в установлении связей между божественным и земным царствами. И для их построения использовались определенные математические пропорции: почти как компьютерный код, который работает за программным обеспечением, которое вы используете. Без правильно написанного кода ни одна программа не запустится. Кхмеры относились к храмам так же. Поэтому не стали бы выбирать место постройки пирамиды наугад.
В центре пирамиды Кох Кер была проложена каменная лестница, по которой в древности поднимались император и жрецы. Сейчас она почти разрушена. Туристы могут пройти к верхушке по специальным деревянным подмосткам. Поднимаясь, вы увидите всю панораму храмового комплекса и сможете сделать очень красивые фотографии.
В святилище на самом верху есть отверстие, откуда когда-то, по преданиям кхмеров, выходила линга. В древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма этим словом называли символ божественной производящей силы. Предполагается, что отверстие спускалось до самой земли, как в главных храмах Ангкор-Вата и Байона. Так кхмеры хотели соединить не только небу и землю, но и подземный мир.
На верхушке пирамиды Кох Кер есть единственное украшение — голова льва атланта, который держит какой-то объект. Возможно, там кхмеры символизировали небо или лингу.
Спустившись, вы увидите несколько тропинок: по ним можно обойти пирамиду вокруг и рассмотреть под любым углом. На одной из таких тропинок есть небольшое святилище белого слона.
Пирамиды Кох Кер внутри украшены десятками разных статуй и очень красивой резьбой, которым насчитывалось более тысячи лет. Сейчас почти все скульптуры перемещены в музей Пномпеня из-за предшествующих грабежей. Но интерьеры Пранга все равно впечатляют.
Бенг Мелеа (Beng Mealea)
Архитектура храма представляет собой безупречное математическое строение, которое возводилось по замочной технологии. Использование технологии замочного строительства позволило сохранить храм в отличном состоянии. Лишь отдельные стены разрушились и поросли травой и деревьями. Сам храм представляет собой фантастическое зрелище.
Цена экскурсии в Бенг Мелеа
Такси | Персональное такси или персональный минивен 75$ без гида, только ваша группа |
Можно отдельно пригласить русскоговорящего или русского гида: 40-120$
Стоимость входного билета в Бенг Мелеа (взрослые 5$/чел., дети до 12 лет – бесплатно)
Взять с собой:
– Очки / Головной убор
– Солнцезащитный крем
– Фотоаппарат / камеру
Следующая экскурсия в храм Preah Vihear
Прасат Линга (он же Прасат Тхноенг)
Прасат Линга – каменное строение, возведенное вокруг огромной линги и йони, которые вырезаны из монолитного куска камня. Эту конструкцию, словно Атланты, поддерживали древние стражи – гаруды (полу-гриф, полу-человек) или львы. Сейчас уже трудно сказать, так как уцелели лишь фрагменты строения.
В древнем святилище проводили обряды: брахман (священник) во время ритуала лил воду на лингу, затем вода попадала в йони (желоб) и, вытекая из неё, становилась святой.
Особенность Прасат Линга в том, что йони проходила сквозь северную стену святилища, позволяя жидкости стекать по желобу за пределы здания. Снаружи оставались стоять простые люди – ритуал был скрыт от их глаз, и, должно быть, повергал их в священный трепет.
Начало пути: три маленьких храма
Первые три сооружения, с которыми вы столкнетесь, прибыв в этот район, — одни из самых интересных в Кох Кер. Рекомендуем вам ненадолго остановиться и изучить все три храма.
Прасат Прам
Прасат Прам — это хорошо сохранившийся храм, который соответствует стандартной планировке храмов 10-го века. В нем вы найдете три святилища прасата, выстроенные в ряд, с двумя строениями перед ними, которые известны как «библиотеки». До сих пор точно никто не знает, как использовались библиотеки. Есть две версии: там хранили рукописи и статуи божеств или помещения использовались для особых церемоний в честь бога огня Агни.
Прасат Прам постепенно сливается с джунглевыми зарослями, образуя картину, похожую на кадры из фильма “Лара Крофт: Расхитительница гробниц”.
Прасат Неанг Кхмау
Особенность Прасата Неанг Кхмау заключается в том, что он полностью почернел. Возможно, это результат лесного пожара, который произошел когда-то в прошлом. Но сейчас этот небольшой храм с одним святилищем выглядит очень необычно.
Но есть еще несколько уникальных аспектов этого одиночного прасата. Несмотря на то, что он посвящен богу Шиве, храм обращен на запад, в то время как все другие храмы Шивы, построенные кхмерами, обращены на восток. Кроме того, резьба на притолоке над дверью выполнена в виде редкого изображения божества Брахмы, хотя сейчас это едва ли можно разобрать из-за эрозии.
Прасат Чен
Этот храм имеет ту же планировку, что и Прасат Прам. Но Прасат Чен — единственный храм в городе, посвященный божеству Вишну. Сегодня от прасата остались практически руины, но когда-то именно в этом храме были впервые обнаружены некоторые из лучших шедевров кхмерского скульптурного искусства.
В восточной башне была скульптура сцены из эпоса Рамаяны о Валине, сражающемся с Сугривой. Нашли останки этой скульптуры в 1952 году. А в 2012 году в Прасат Чене было сделано еще одно открытие. Археологи обнаружили группу статуй, изображающих борьбу Дурьодханы с Бхимой, — главную сцену из эпоса Махабхараты.
Но это еще не все. В 2014 году исследователи обнаружили еще три пьедестала, на которых не осталось ничего, кроме ног статуй. Остальные части статуй были украдены в прошлые года.
Одной из таких статуй оказалась знаменитая скульптура Ханумана, которая долгое время хранилась в Кливлендском музее искусств. Как только связь была установлена, статую немедленно передали в Камбоджу. Считается, что в Денвере также хранится статуя Рамы, которая, вероятно, стояла рядом со скульптурой Ханумана. На момент написания статьи этот культурный объект до сих пор не был возвращен в Камбоджу.
Пруд Андун Пэн
Приближаясь к главному храму комплекса, вы увидите небольшой прямоугольный пруд. Этот искусственный водоем очень напоминает Королевский пруд рядом с бывшим дворцом в Ангкор-Томе.
Прасат Прам
Последний на нашем пути Прасат Прам в общем-то является первым, если вы едете со стороны Сием Рипа. Прасат Прам в переводе с древнего кхмерского языка означает “пять башен”.
Как ни странно, все башни довольно хорошо сохранились, а корни деревьев, проросшие сквозь древнюю кирпичную кладку, придают этому месту невероятный уют и очарование. Уходить совершенно не хотелось, хотя силы под конец дня были уже на исходе.
На этом наше волнующее путешествие по храмовому комплексу Кох Кер было завершено. Это был интересный и запоминающийся день, и мы непременно сюда вернемся, чтобы залезть на пирамиду Прасат Тхома, чтобы еще раз прикоснуться к древней истории и легендам Камбоджи.
«Пирамида Смерти» Прасат Пранг
Собственно Кох Кер — это такая же кхмерская столица, как и намного более известные Ангкор Том или город вокруг Ангкор Вата, например. Столиц таких многочисленные кхмерские правители понастроили вагон, за что нынешние потомки им должны быть страшно благодарны.
Гвоздь программы Кох Кера, из-за которой все и тащатся сюда из Сием Рипа 3,5 часа в один конец — это знаменитая в узких кругах любителей Камбоджи и пришельцев пирамида. Главный храм пышной столицы действительно был выстроен в IX веке в виде правильной ступенчатой пирамиды, очень похожей на пирамиды инков. Пишут, что они находятся ровно в противоположных частях планеты. У кого есть глобус?
Ни до, ни после Кох Кера кхмеры таких пирамид не строили, продолжают все. На самом деле строили: в Ангкоре есть похожий храм Baksei Chamkrong, правда он не такой масштабный. Но пирамида и правда для кхмеров очень необычная. Вот такая:
Коли уж на то пошло, египтяне тоже сначала строили ступенчатые пирамиды, и в Междуречье, да и у нас в Москве прям на Красной Площади, кхм, что-то я отвлеклась.
Еще одно отличие пирамиды от остальных кхмерских храмов, и по мнению некоторых, свидетельство участия инопланетного разума — это качество отделки каменных блоков облицовки пирамиды. Блоки эти действительно отлично отшлифованы и до сих пор пригнаны очень плотно друг к другу. Вблизи это напоминает облицовку цокольного этажа московской сталинки =) Зеленые человечки? Мне кажется, просто веками проверенный проект. Внутри пирамида сложена из таких же грубых латеритовых блоков, как и многие другие храмы Ангкора.
Буквально пару лет назад штурмовать пирамиду предлагалось по разрушенной оригинальной лестнице на фасаде, но теперь, слава Шиве, построили новую.
Самая таинственная часть пирамиды — это шахта, уходящая куда-то вниз. Говорят, что король Кох Кера Джаяварман IV исповедовал культ Мары (это такой буддистский демон) и приносил ей человеческие жертвы посредством этой самой шахты. Правда, Джаяварман вроде был индуистом, но пес их там разберет.
По словам гидов, брошенный в шахту пирамиды кокос всплывает в речке в паре километров. А в интернетах есть мнение, что кокос попадает прямо в индуистский ад. На данный момент индуистский ад, похоже, переполнен, а шахта завалена камнем и присыпана сверху землицей. Закрыто на учет, новеньких не принимают.
Что точно известно про эту шахту, так это то, что рядом (или непосредственно в ней) был установлен гигантский лингам 4-метровой высоты. Джаяварман IV очень уважал Шиву, ну и вот. Найденные в Кох Кере записи поясняют, что то был самый большой и красивый шивалингам во всей империи. Вот бы хоть одним глазком взглянуть!
С пирамиды открывается живописнейший вид на окрестные минные поля.
И каменные остатки былого величия, скрывающиеся в кустах.
Еще пишут, что местные, мол, боятся пирамиды и считают ее проклятым местом. Не знаю, клянчить у ее подножия деньги и продавать втридорога воду с кокосами им это, как обычно, ничуть не мешает. А если местность нафаршировать противопехотными минами, так ее уже во втором поколении все начнут считать проклятой.
В общем, про пирамиду Кох Кера очень мало чего известно, а изучением ее особо никто и не занимался. Первыми из белых обнаружившие Кох Кер в XIX веке французы ограничились главным образом похищением всех сохранившихся в комплексе статуй и барельефов. Так что до сих пор большинство всплывающих на аукционах кхмерских артефактов ведет свое происхождение из Кох Кера.
Последний взгляд на пирамиду и идем смотреть дворец Джаявармана.
Королевский дворец Прасат Том
От главных сооружений Прасат Тома мало что осталось, потому что надо было строить пирамиды.
Вот как выглядел Ангкор до реставраторов:
Тут еще ничего. Есть надежда.
Французы стырили не все, кое-что осталось.
Дворец огибает заросший барай — резервуар с водой.
В нем плещутся местные парубки.
Все это хозяйство, как положено, обнесено стеной. Стена удалась, стоит до сих пор.
Помимо пирамиды и королевского дворца от бывшего Кох Кера осталось еще около двух сотен храмов и святилищ. Но о них пожалуй в следующий раз. А вот и следующий раз: Лингапура — Город Лингамов.
Прасат Тхом и Пранг
Мистическая дымка окружает Прасат Тхом – дворец короля, в центре которого стоит Пранг – пирамида. До наших дней дошли многочисленные рассказы и легенды о временах правления Джаявармана IV: его борьба за власть над Кхмерской Империей сопровождалась беспощадными кровавыми расправами и коварными предательствами. Древние кхмеры верили, что Джаяварман IV связан с темными силами.
Поверья гласят, что король заключил сделку с врагом Будды – Марой, у которого были ключи от врат в преисподнюю, и именно благодаря дьявольскому вмешательству Джаяварман IV взошел на престол. Легенда гласит, что Мара потребовал за свою услугу плату, которая состояла вовсе не в предметах роскоши: он потребовал человеческие жизни. Историки также заявляют, что именно в Пранге (пирамиде) проводились кровавые ритуальные церемонии жертвоприношений.
Если присмотреться, то Пранг невероятно напоминает знаменитые пирамиды ацтеков, которые находятся в Мексике. Высота пирамиды составляет 35 метров, она построена из блоков камней, размеры которых настолько точно подходят друг другу, что между ними невозможно просунуть даже денежную купюру. Еще одна необъяснимая загадка Кох Кера.
Наверх ведет каменная лестница, поверх которой построили еще одну – деревянную. Правда, за ее состоянием никто не следит, хотя вход в храм стоит 10$, что явно позволяет положить пару лишних досок. Но, возможно, дело тут не в природной кхмерской лени, а в том, что согласно их легендам это проклятое место. Местные сами отказываются подниматься на вершину пирамиды, так как именно там находится вход в шахту, куда, согласно легенде, сбрасывал своих невинных жертв король Джаяварман IV. Шахта являлась чем-то вроде связующего звена между нашим реальным миром и подземным царством Мары.
Многие туристы игнорируют этот знак, который повесили вместо того, чтобы восстанавливать лестницу. Мы бы присоединились к их числу, тем более что после таких рассказов хотелось увидеть вход в шахту своими глазами. Но строгие взгляды родителей и экскурсовода заставили отказаться от этой идеи.
Нравится статья? Узнавайте первым о выходе новых интересных историй! Подпишитесь на нас по эл. почте или в группе ВКонтакте
Помимо этого, легенды гласят, что изначально на вершине пирамиды стояла 5-метровая золотая статуя. Когда в 1930 году французская экспедиция обнаружила Прасат Тхом, никаких следов статуи замечено не было. Для того, чтобы спустить ее на землю потребовались бы современные краны, поэтому первое предположение было такое, что статуя упала в шахту.
Возможно, по этой причине в шахту неоднократно пытались проникнуть археологи и просто интересующиеся люди. В 1997 году местный крестьянин забрался внутрь и нашел слитки золота. Однако, он не стал оставлять их себе, и продав все найденное, принес в жертву богам. Вскоре он потерял рассудок.
В 1998 году любитель истории (нынче экскурсовод) пытался забраться внутрь, но на глубине 15 метров у него неожиданно перестал работать фонарик. Вспомнив все те дурные слухи, он решил не рисковать, и выбрался наружу. На следующий день в окрестностях Прасат Тхома он встретил тигра. Сочтя это своего рода предупреждением от богов, попытки забраться внутрь он прекратил.
Однако, есть и те, кому повезло меньше – согласно информации, двое европейцев так и не выбрались из шахты. У них порвались все страховочные веревки и достать их тела не удалось. Также, если верить слухам, то последний раз в 2010 году туда опустились российские диггеры, которые обнаружили, что шахта недавно засыпана
Может, власти Камбоджи обратили свое внимание на таинственные исчезновения, а ,может, опять постарались потусторонние силы – кто знает. Но вход в шахту заколотили
И хотя кхмеры, живущие неподалеку, утверждают, что живности тут не водится (проклятое же место), нам все-таки удалось увидеть одно из них. Пойманная водяная змея, заботливо завернутая в пакет, висела прямо на дереве. Деликатес, однако
Когда будете гулять вокруг пирамиды, обратите внимание на восточную часть. Согласно легенде, здесь находится могила белого слона – священного в буддизме животного, олицетворяющего королевскую власть
Согласно преданиям, у Белого Слона была красавица-дочь, которую похитил король Камбоджи и провозгласил своей королевой. Несчастный отец Белый Слон отчаянно пытался найти свою дочь, но умер от бессильных попыток. В честь него был построен мавзолей, который в настоящее время скрыт от людских глаз ограждением и табличкой с надписью “не входить”.
Кстати, белый слон (он же слон-альбинос) – вполне реальное животное. Правда, кожа у них вовсе не белая, а светло-розовая.