Завоеватели Индии

Древнее время

В 327-325 гг до н. э. Александр Македонский совершил завоевательный поход в Северо-Западную Индию и присоединил часть территорий к своей разрастающейся империи. На волне борьбы с греческими захватчиками в 317 до н.э. Чандрагупта из рода Маурьев возглавил освободительное восстание племен Пенджаба и изгнал остатки греко-македонских войск из их индийских сатрапий.

В 321 до н.э. Чандрагупта основал первую в истории Индии империю Маурья, в которую вошли земли долин Инда и Ганга, а позже захваченные территории государствах Камбоджа, Гандхара и часть земель в Восточном Иране. При императоре Ашоке, захватившем в 268 г до н. э. власть и наследников Чандрагупты, государство Маурьев достигло вершины своего могущества, став одним из крупнейших в Азии. Ашока проводил уникальную политику религиозной терпимости. Особым его покровительством пользовалась буддистская община, что вызвало недовольство его ближайшего окружения и отстранение его от власти.

Приемникам Ашоки не удалось удержать империю от распада, и в 180 г. до н. э. последний из Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим новую династию Шунгов.

Индия фото – войны Кушан (реконструкция)Индия фото – искусство Гуптов

В середине II в. до н. э. начинается период вторжения в Северную Индию войск из Греко-бактрийского царства (территория современного Афганистана), ранее отколовшегося от эллинистического государства Селевкидов. После похода 180 г. до н. э. правитель греко-бактрийцев Деметрий смог вырвать значительную часть территорий из слабеющих рук Шунгов и основать там Индо-греческое царство. Официальный религией Индо-греческого царства стал буддизм. В I веке до н. э. в результате вторжения в Северную Индию различных кочевых племен там поочередно возникли Индо-скифское и Индо-парфянское царсва.

Начиная со II в. до н. э., в соседней с Индией Бактрии к власти приходят кушанские племена, правители которых начинают постепенное завоевание индийских земель. В 68 г. н.э. царь Куджула Кадфиз основывает Кушанскую империю, которая вскоре захватывает значительные территории в Северной и Восточной Индии. Зенита своего могущества Кушанская империя достигла при царе Канишке, расширившем ее границы до земель Центральной Индии. При Канишке Кушанское государство встало в один ряд с крупнейшими империями древнего мира – Римской, Китайской и Парфянской. В III веке империя Кушанов распалась под воздействием внутренних противоречий и внешним натиском войск персидского царства Сасанидов.

Последней могучей державой в древней истории Индии стала империя Гуптов, основанная царем Шри-Гуптой в 240 г. н.э.. При царе Чандрагупте II Викрамадитье, который начал править в 320 г. н. э., государство Гуптов достигает своего наивысшего могущества. Это время, названное «золотым веком Гуптов», стало периодом невиданного расцвета индийской культуры и науки. В IV веке империя Гуптов была сокрушена вторжением кочевников из племени гуннов-эфталнтов, которые создали на ее обломков несколько мелких княжеств.

Рам Рой

У истоков индийского Возрождения стоит Рам Мохан Рой, выдающийся общественный деятель, реформатор и просветитель первой половины XIX в. Соотечественники называют его «отцом современной Индии».

Индийское искусство: «Два продавца со своими изделиями — рыбой и сладостями». Шива Даял Лал — один из известных индийских художников середины XIX в.

Рам Рой родился в семье брахмана. Он мог бы вести размеренную жизнь ученейшего из ученых вдали от политических бурь и житейских забот. Но он, говоря словами Рабиндраната Тагора, принял решение спуститься на землю к простому народу, чтобы «сеять семена знаний и распространять аромат чувств».

Несколько лет Рам Рой вел жизнь странствующего аскета. Путешествовал по Индии и Тибету. Затем стал чиновником налогового ведомства. Уйдя в отставку, посвятил себя литературной и общественной деятельности. Он выступал против реакционных обрядов и обычаев индусской религии, против кастовых предрассудков, идолопоклонничества, варварского обычая самосожжения вдов (сати) и умерщвления новорожденных девочек. Под влиянием его выступления за отмену сати английское правительство запретило этот обряд.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX – нач. XX в., 1998.

Харапская история (III тыс. — XVII в. до н. э.)

Первой индийской культурой считают Хараппскую или Индскую, возникшую около 2500 года до нашей эры. Название дано по имени города Хараппа, находящегося в северном Белуджистане, условно. Подробностей об этой культуре известно мало, ее письменность и по сей день расшифровать не смогли. Считается, что основной территорией, на которой жили дравиды, был Раджастан.

Известно лишь, что дравиды, народ той эпохи, занимались строительством, плавили бронзу, торговали с Месопотамией, Шумером и Аравией, и заложили основы индуизма.

К 14 веку до нашей эры Индская цивилизация закончила свое существование. Почему это произошло, археологи так и не определились, кто-то говорит об ухудшении природных условий, кто-то считает виновными в этом миграционные процессы.

Народное восстание в Индии против английских колонизаторов в 1857-1859 гг.

В 1857 г. неподалеку от древней столицы Индии Дели началось восстание сипаев (слово «сипай» означает «солдат», «боец»). Сипаями назывались войска, в которых солдаты были из местного населения, а офицеры – англичане. Эти войска имели пушки, новые ружья. Восстало сразу 60 тысяч сипаев. К ним присоединились крестьяне, ремесленники. Восстание захватило почти всю Северную Индию и часть центральных областей. Положение англичан стало опасным: местных войск было почти в десять раз больше, чем английских. Некоторые из индийских князьков, незадолго перед тем лишенные англичанами своих земель и тронов, примкнули к восстанию.

При осаде англичанами города Джанси на стенах его героически сражались Лакшми-Бай и с ней многие другие женщины. С саблей в руках отважная Лакшми-Бай появлялась в самых опасных местах. Когда англичане ворвались в город Джанси, Лакшми-Бай опустилась ночью с одной из городских башен по веревочной лестнице и на лошади спаслась от погони. Продолжая вести партизанскую борьбу против колонизаторов, Лакшми-Бай погибла в одной из рукопашных схваток.

Только после двухлетней борьбы англичанам удалось подавить восстание. Во время осады главного центра восстания – Дели – городская беднота и ремесленники упорно защищали каждую баррикаду, каждую улицу, каждый дом. Но сильная артиллерия, переброшенная к Дели англичанами на слонах, решила исход борьбы. Англичане использовали отсутствие единства среди повстанцев. Феодалы и князья не хотели руководить народной борьбой против иноземных поработителей, предали народ и стали еще ревностнее служить английским колонизаторам.

Подавляя восстание, англичане привязывали индусов к дулам пушек и выстрелами разрывали их на части.

Опасаясь нового восстания, англичане объявили, что в дальнейшем не будут отнимать владений у феодалов и князей. Отныне и та небольшая часть индийских князей, которая была против англичан, стала служить им «верой и правдой». Что же касается крестьян, то их по-прежнему эксплуатировали князья, помещики и чужеземные поработители-англичане.

При господстве англичан в Индии миллионы крестьян продолжали вымирать. Развитие угнетенной и ограбленной Индии сильно задерживалось английским игом.

Великий русский революционный демократ Добролюбов посвятил народному восстанию в Индии замечательную статью, в которой выразил горячую симпатию к индийскому народу, обличал английских поработителей и указывал, что народ в Индии начал борьбу за полное освобождение от ига английской буржуазии.

Народное восстание в Индии было одним из звеньев освободительной борьбы народов Азии против колонизаторов. Эта борьба создавала угрозу и для господства феодалов, на которых опирались англичане. Народное восстание 1857-1859 гг. было подавлено, но оно имело большое значение для дальнейшей освободительной борьбы народов Индии и других стран Азии,

Феодальная Индия, страна высокой культуры, была в течение ста лет, с середины XVIII до середины XIX в., захвачена и разграблена Англией.

В 1857-1859 гг. в Индии происходило мощное народное восстание. Главной силой восстания были бойцы-сипаи, крестьяне, ремесленники. Восстание потерпело поражение, так как руководители его–феодалы предали индийский народ.

После поражения народного восстания в Индии продолжались массовые голодовки; чума, холера, тиф косили ее население.

  • < РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ В США
  • -> ФЕОДАЛЬНЫЙ КИТАЙ (ЦИНСКАЯ МОНАРХИЯ в XVII-XIX вв. ) . ВТОРЖЕНИЕ КАПИТАЛИСТОВ >

“Царственные” раджпуты

Слово “раджпут” имеет древнее происхождение. В старинных источниках используется его аналог “раджанья”, именно так называли представителей царской династии. Конечно, целый народ раджпутов не мог принадлежать к одному или нескольким родам правителей, однако само их название указывает на происхождение из высших каст.

В период возникновения этноса раджпуты приравнивались к кшатриям – сословию воинов и государственных деятелей. Как мне кажется, такое высокое звание раджпутские завоеватели получили от местных жителей Северной Индии, куда пришли воинственные племена. Несмотря на свой суровый нрав, раджпуты не стремились поработить коренное население, а скорее, стали во главе него как наставники и покровители.

Когда же произошло это завоевание? Историки не могут назвать точную дату, а время прихода раджпутов приходится на I-VI века. Большая их часть была переселенцами из Средней Азии, хотя индийские историки утверждают, что среди раджпутов были и жители Северной Индии, принадлежавшие к касте воителей.

Завоеватели показались индийцам могущественными, красивыми и справедливыми людьми. Как я сказала, они не пытались навязывать свою веру и обычаи, а напротив – поступили мудро, успешно вливаясь в новое общество.

Жизнь раджпутских царей / Narendra Soni / narensoni.artstation.com

Жизнь, смерть и любовь в культуре раджпутов

Раджпуты в индии – это люди, которые имеют репутацию живущих на границе жизни и смерти. И действительно – сражения являются как некий священный долг или служба богам. Мальчиков начинают готовить к возможным битвам с самого раннего детства.

Юные воины проходят многопрофильную подготовку для развития стратегического и тактического мышления, а также физической выносливости, что всегда пригодиться во время войны. Она включает в себя конную езду, стрельбу из лука, фехтование, шахматы и чтение классической литературы.

По достижении семилетнего возраста мальчики обязаны провести жертвоприношение. Во время обряда ребёнок должен отсечь голову животному саблей. В некоторых регионах страны эта традиция жива и в наши дни.

Традиции, что зародились ещё в древние времена, чтятся и по сей день. Особенно строго в государстве раджпутов соблюдаются семейные традиции. Перечислим наиболее важные из них:

За устройство браков детей отвечают родители. Невеста может быть совсем юной, а жених обязательно должен относиться к той же касте, что и её семья.

Брак священен – и в него вступают один раз и на всю жизнь. Женщина не имеет права на развод и повторный брак, а если она стала вдовой и пережила мужа – это является нарушением священного супружеского долга. Поэтому вдовы обривают свои головы налысо и носят траурное одеяние до самой смерти, осознанно воздерживаясь от всех мирских наслаждений.

  • В основе брака лежит гармония и взаимоуважение – несмотря на то, что женщины живут в строгости, они не чувствуют себя угнетёнными или ущемлёнными. Супруги относятся друг к другу на равных, что позволяет строить длительные и здоровые отношения.
  • Дозволено многожёнство – мужчина может жениться на нескольких женщинах и это не запрещено законом и моральными правилами. Жёны часто имеют отдельную спальню на втором этаже дома. Это помещение с особыми небольшими окошками, через которые видно всё происходящее во дворе, но внутрь посторонним с улицы заглянуть нельзя.
  • Хотите узнать к какому роду принадлежит мужчина – взгляните на его тюрбан. Это головной убор, который носят на большие национальные и личные праздники. К примеру – на свадьбу. Его могут отличать материал, цвет и убранство в виде камней, бисера, рисунков или вышивки. Внешний вид головного убора рассказывает об обладателе всё: от его рода и социального статуса до черт характера.

Колониальный период истории Индии

Начиная с XVI века, в Индии начинают активно действовать торговые представители Португалии, Нидерландов, Франции и Великобритании, заинтересованных в установлении контроля над торговлей с Европой. Это соперничество в итоге выигрывает Британская империя, создавшая в 1600 г. могущественную Ост-Индскую компанию. Компания надежно закрепилась в Бенгалии и вскоре вытеснила конкурентов с территории Индии.

С середины XVIII в. в империи Великих Моголов начинаются процессы распада. Наследники Великих Моголов ведут опустошительные междоусобные войны, а наместники провинций начинают отделять от единого государства крупные области. К этим обстоятельствам добавилась военная агрессия со стороны соседней Персии и южноиндийского государства Маратхов.

Англичане умело воспользовались внутренними противоречиями индийских государств. К 1856 году они низложили последнего Великого Могола Бахадур-шаха и установили практически полный контроль Британской Ост-Индской компании над Индостаном.

Индия фото – казнь восставших сипаевИндия фото – Мохатма Ганди

В 1857-59 гг. по стране прокатилось восстание сипаев (наемных солдат, набранных из индусов) – первая попытка народно-освободительной войны жителей Индии против английских колонизаторов. Восстание было жестоко подавлено, но послужило причиной ликвидации Ост-Индской компании и введения прямого королевского правления в Индии.

Первая половина ХХ в. стала временем начала национально-освободительного движения в Индии. Деятельность партии Индийский национальный конгресс и Махатмы Ганди привела к тому, что Индия смогла получить независимость от Великобритании ненасильственным путем 15 августа 1947 года. Уходя, коварные англичане разделили «жемчужину Британской империи» на 2 государства – Индию и Пакистан, населенные преимущественно индусами и мусульманами. Это сразу же привело к кровавым столкновениям на религиозно-этнической почве, которые продолжались весь остаток ХХ в..

Ведический период истории Индии

Падение Хараппской цивилизации ускорило вторжение в регион кочевых племен ариев, которые находились ниже по уровню материальной культуры, но были весьма воинственны и без труда покорили Северную Индию. С вторжением ариев в истории Индии начался ведический период, названный так по системе священных гимнов – Вед, составлявших основу духовной культуры захватчиков и заложивших основу современного индуизма. Язык ариев (родственный языку иранцев и древних славян) со временем дал жизнь санскриту – языку классической индийской культуры, из которого появился современный государственный язык Индии – хинди.

К VI веку до н. э. арийские кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни, образовав на покоренных территориях 16 мелких царств – Махаджанападов, наиболее могущественным из которых стала Магадха. В этот же период с разницей в 36 лет появились на свет Сиддхартха Гаутама (Будда) и Вардхамана (Махавир), ставшие основателями 2-х крупнейших религиозных учений Востока – буддизма и джайнизма. К концу VI в. до н. э. часть земель на Северо-Западе Индии вошла в состав империи иранских царей из империи Ахеменидов.

Феодальный строй в Индии.

К началу нового времени Индия, одна из крупнейших стран мира  – с населением 100 миллионов человек, была феодальной страной. Она имела древнюю культуру и была густо населена. В феодальной Индии были сельские общины, в которых каждый крестьянин владел земельным участком, а пастбища были общие; крестьяне совместно выполняли работы, нужные для поддержания орошения, и несли государственные повинности. Эти повинности составляли обычно от 1/2 до 2/3 урожая. Кроме того, 1/10 урожая уходила на содержание общинной верхушки — старшины, писаря, а также ремесленников общины, работавших на нее, – кузнеца, плотника и др.

В Индии имелись мануфактуры, велась значительная торговля, в городах развивалось ремесло. Индийские ткани – муслин, коленкор, тафта – вывозились и в Европу. В XVI в. Дели был самым большим и цветущим из всех существовавших в то время в мире городов.

В Индии были сословия – касты, например жрецов, воинов, крестьян. Но часть населения не входила в касты, составляя самый низший, бесправный слой его, – это «неприкасаемые». Считалось, что самое прикосновение к ним или даже к их тени оскверняло жрецов. «Неприкасаемые» были рабами, принадлежавшими всей общине.

В XVI в. значительную часть Индии объединили завоеватели- «Великие Моголы» (династия кочевников-тюрков).

В середине XVIII в. в результате феодальных усобиц и крестьянских восстаний империя Моголов распалась на отдельные владения. Раздробленная, ослабленная междоусобицами, Индия стала добычей европейских завоевателей.

Индия — английская колония

В ответ на колонизацию Индии грянуло мощное народное восстание 1857—1859 гг., которое было потоплено в крови цивилизованными англичанами. После этого борьба за независимость продолжалась мирными средствами вплоть до успешного завершения в 1947 г. В этом одна из наиболее примечательных особенностей истории Индии нового и новейшего времени.

Ранджит Сингх — великий правитель (махараджа) сикхов. В 1799—1839 гг. объединил под своей властью Пенджаб, создал огромное государство сикхов. После смерти махараджи Сингха его государство начало распадаться и стало легкой добычей англичан

Англичане сравнительно легко завоевали Индию, без особых потерь и руками самих индийцев. Английские вооруженные силы, состоявшие из местных солдат — сипаев, покоряли индийские княжества одно за другим. Последним в Индии свою свободу и независимость потерял Пенджаб, присоединенный к территории Ост-Индской компании в 1849 г. Около ста лет понадобилось англичанам, чтобы поставить под свой полный контроль эту огромную страну. Впервые в своей истории Индия была лишена государственной самостоятельности.

Страна и раньше подвергалась завоеваниям. Но чужеземцы, оседавшие в пределах ее рубежей, старались приспособиться к условиям индийской социальной и экономической жизни. Подобно норманнам в Англии или маньчжурам в Китае, завоеватели всегда становились неотъемлемой частью существования индийского государства.

Новые завоеватели были совершенно иными. Их родиной была другая и далекая страна. Между ними и индийцами лежала огромная пропасть — различие в традициях, образе жизни, привычках, системе ценностей. Англичане с презрением относились к «туземцам», чуждались и сторонились их, живя в собственном «высшем» мире. Даже рабочие и фермеры, приезжавшие в Индию, неизбежно причислялись здесь к правящему классу. Между англичанами и индийцами первоначально не было ничего общего, кроме взаимной ненависти. Англичане представляли иной — капиталистический тип цивилизации, которая не могла существовать без эксплуатации других народов.

Англичане в Индии. Европейцы чувствовали себя хозяевами страны

На части индийской территории англичане осуществляли власть непосредственно через свою администрацию. Другая часть Индии была оставлена в руках феодальных князей. Англичане сохранили примерно 600 самостоятельных княжеств. Мельчайшие из них насчитывали сотни жителей. Князья находились под контролем колониальных властей. Так легче было управлять Индией.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий