Буддизм и монахи Камбоджи

Привычка №5. Слушать внимательно и без осуждения.

Как правило, люди склонны осуждать других. Когда мы с кем-то разговариваем, то слушаем собеседника с целью ответить ему, а не ради того, что понять, о чем он говорит, или чтобы чему-то у него научиться. Осуждая кого-то, мы тем самым создаем искаженное представление о человеке, что плохо как для него, так и для нас самих.

Буддисты считают, что главная цель и польза от общения приходят в форме внимательности к собеседнику и отсутствия осуждения, что помогает понять услышанное и пополнить свой запас знаний. Они верят в возможность понять других людей посредством осознанной внимательности, а не через оценивание и критику.

Первые впечатления и трудности перевода

Во время многочасового перелета с пересадкой у меня в голове крутился только один вопрос: «Что я делаю со своей жизнью?», приправленный большим количеством нецензурной лексики. От переживаний у меня даже поседела бровь. Меня встречали два поляка, один из которых должен был говорить по-русски, но после первой же фразы стало понятно, что русским он не владеет вообще.

Первое впечатление было, что я попал в мир, построенный из кубиков лего. Корейцы — абсолютно невизуальная нация, и Сеул произвел на меня угнетающее впечатление. После Санкт-Петербурга и Москвы, после каналов и набережных, высоток и Кремля, я оказался в мире новостроек, одинаковых улиц и отсутствия ориентиров. И это один из самых больших мегаполисов мира — в агломерации Сеул-Инчхон проживает около 24 млн человек, здесь огромное метро, поездка в котором по одной ветке может занимать несколько часов!

Меня поселили в небольшом буддийском храме в южной части города Чангьëнса.

Корейцы в храме, естественно, не знали никаких иностранных языков. С моим старшим братом-поляком мы общались на английском, он был настоящий полиглот и постоянно меня этим фрустрировал. С другим поляком, которому было за 50, говорили на польском. Он решил, что если я русский, то должен понимать польский. Я пребывал словно на другой планете, плохо осознавал, что происходит вокруг, мог заблудиться в коридоре на этаже.

Сначала я дико тосковал по родному языку: это непередаваемое чувство, когда ты не можешь объяснить даже элементарные вещи и вынужден как глухонемой мычать и тыкать пальцем. Дзен — это передача от сердца к сердцу без опоры на сутры, что меня больше всего как дисграфика и дислексика подкупало. В жизни же всё оказалось совершенно не так, как в теории.

Не я один сталкивался с такими проблемами. Однажды у русского монаха из моего храма, который знал корейский еще хуже, чем я, возникла нужда поменять заграничный паспорт.

Первые мероприятия хитрого царя

Сронгцен Гампо пригласил проповедников из Индии и Непала, и взял в жены непальскую принцессу Бхрикути, дочь царя Амшувармана. Она привезла с собой несколько статуй, священные книги, с ней приехали монахи. Другой династический брак Сронгцен Гампо заключает с Китаем, посватавшись к принцессе династии Тан Вэнь Чен. Это сватовство, занявшее в общей сложности несколько лет, окружено массой фольклорных сказаний — об испытании хитрости посла, о любви между ним и Вэнь Чен, об их ребенке, умершем по дороге в Тибет.

Сонгцен Гамбо и его жены — непальская и китайская принцессы

Танская принцесса прибыла в Тибет в 641 году. Главное сокровище, которое она привезла в Тибет, — огромная статуя Будды, называемая тибетцами Джово.

Статуя Джово в Рамоче

Для этой статуи (существующей и поныне) в 653 году, спустя четыре года после смерти Сронцена Гампо, царица Бхрикути выстроила в Лхасе знаменитый храм Джокханг; для его возведения были привлечены непальские мастера.

Джоканг

Вэнь Чен приказала возвести в Лхасе храм Рамоче, ставший обителью китайских монахов, последователей учения Чань (или китаского буддизма — Чань-буддизма).

Джово

Обе супруги Сронгцен Гампо были не просто ревностными почитательницами буддизма – они сделали чрезвычайно много для распространения буддизма в Стране Снегов, хотя в своей миссионерской деятельности были неизбежно ограничены кругом придворных. Неудивительно, что позже тибетцы признали их воплощением Белой и Зеленой Тары, а Сронгцена Гампо — инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары.

Приход буддизма в Тибет

Гуру Ринпоче

Согласно буддийским хроникам, Будда Шакьямуни еще при жизни предсказал расцвет Учения “в далекой северной стране”, населенной в ту пору только демонами. Авалокитешвара, бывший в то время учеником Будды, решил заселить эту страну людьми. Для этого он принял облик царя обезьян Багрин-по, пришел в Тибет и стал здесь супругом горной ведьмы Багрин-мо.

Ченерзиг — Авалокитешвара

Часть их потомков унаследовала характер отца (они добры и благочестивы), часть – характер матери (они жестоки и не желают следовать Дхарме). Этим несходством характеров супругов-прародителей объясняли буддийские историки многочисленные гражданские войны тибетцев.

Ю Н Рерих так писал в своей работе «Тибетский буддизм»:

Воины превращаются в монахов

Автор — Зорикто Дорджиев.

Буддизм приходил в Монголию несколько раз, но закрепился окончательно в XVI веке, после того как один из ханов подружился с Далай-ламой IV и навязал всем своим подданным тибетскую версию буддизма. Эта религия, с ее веротерпимостью, идеально вобрала в себя древние шаманские верования монголов и культ Великого Синего Неба. Даже без насилия буддизм очень быстро охватил все племена.

По стране, как грибы после дождя, росли монастыри, и тысячи молодых монголов, вместо того, чтобы скакать на коне и стрелять по мягкотелым оседлым рохлям-соседям из лука, шли искать покоя в общении с внутренними гармониями мира. Неизвестно, что сказал бы по такому поводу дедушка Чингисхан, но гроза мира уже несколько веков как лежал глубоко в степной земле, и времена его и его кровожадных друзей и потомков прошли давно.

Буддистские монастыри, которых к началу XX века в Монголии насчитывалось почти 750, стали культурными и экономическими центрами страны, где и городов-то было немного. Почти треть населения страны (120 тыс. из 650 тыс.) составляли монахи и священники. Главным авторитетом выступал подобный тибетскому Далай-ламе Богдо-гэгэн – своего рода мирской святой, по версии верующих – сущность, перерождающаяся в разных людей.

Китайцы только приветствовали такое положение дел: мирное учение буддизма, как они полагали, предотвратит восстания и бунты. Долгое время все так и было.

Солоретрит и карантин

Как правило, шесть месяцев в году я провожу в ретритах. Я провел около 15 групповых и солоретритов. Обычный трехмесячный групповой ретрит называется кёлче. В прошлом году я решил уйти в более длительный солоретрит в храме Намгук Сонвон — понял, что готов к этому.

Солоретрит в корейской традиции называется Мумунгван («застава без ворот», или «ворота без ворот»).

Я пытался понять, чего больше всего хочется, когда выходишь из солоретрита, но на самом деле ничего не хочется, мне и так классно. В этом плане сравнение с тюрьмой строгого режима не работает: я не страдал, мне было потрясающе интересно. 8 месяцев я был абсолютно лишен связи с миром, не получал никаких новостей и осознал огромное количество вещей, которые кардинально поменяли мое мироощущение. Сложно передать, что происходило со мной во время длительной медитации, попробую сформулировать кратко.

В основе буддизма лежит возможность преодолеть собственное несовершенство и избавиться от человеческого страдания, причина которого — несоответствие нашего животного существа окружающей его действительности.

Буддизм означает свободу от этого состояния и возможность действовать творчески, когда поступки и мысли не продиктованы привычкой, а являются результатом сострадания и любви к окружающему миру.

Изначально я планировал находиться в солоретрите 5 месяцев, но дело пошло хорошо, и я решил задержаться подольше. Получилось 8 месяцев, и я бы еще продолжил, если бы не начал плохо себя чувствовать. Стало заметным, что у меня увеличились лимфоузлы на шее, когда я сбрил бороду, отросшую за эти месяцы (в Южной Корее по этикету нужно быть гладко выбритым), поэтому по выходе из ретрита меня отправили в больницу. Так из тишины и молчания я попал в пекло пандемии — в госпитале ходили люди в скафандрах и респираторах.

Медитация в буддизме

Медитация в переводе с латыни – размышление.

Зачем она нужна? Что же делает медитирующий человек? Ведь не просто же он сидит? Нет, не просто.

Медитация – это особое состояние человека. Чтобы войти в такое состояние, в буддизме существует много методик. И в то время, когда человек находится в медитативном состоянии, у него происходит некая работа с его же сознанием.

Далеко не все в жизни зависит от нас. От этого рождаются тревоги, неудовлетворенность, ненависть, заблуждения. Буддизм учит противостоять этому с помощью медитативных практик, то есть с помощью особых техник достигать спокойствия, устранять страх, депрессию, агрессивность, получать прилив сил и позитивный настрой.

Достижение гармонии, спокойствия и улучшение эмоционального состояния человека – все это дает буддисту медитация. В Бирме умение медитации ценится как нигде высоко, никакие жизненные достижения, никакие деньги несравнимы с ним. Считается неправильным терять самообладание или показать много эмоций на публике.

Степная демократия

Улан-Батор.

К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».

Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.

Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.

Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.

После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.

Улан-Батор.

И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.

Основные правила монахов

Всякий, кто вступает в общину, обязан отказаться от всех земных удовольствий, оставить семью и все принадлежащие ему богатства. Главными правилами для него с этих пор являются: не убей, не укради, не пей спиртное, не ври, не прелюбодействуй, не пой и не танцуй, не отдыхай на мягкой постели, не будь корыстолюбивым, не принимай пищу в неположенный час, не пользуйся вещами, которые имеют сильный аромат.

На протяжении жизни буддийские монахи имеют право 3 раза вернуться домой, чтобы решить важные дела или оказать родным помощь. Всякий раз после этого в назначенный срок они обязаны занять своё место в монастыре. Если человек примет обет, а затем передумает и откажется от него, он будет осуждён обществом.

Праздники в Камбодже

Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.

Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января – начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.

Гонки на быкахБольшая королевская регата

Наиболее красочными праздниками в стране являются Чнам-Тмай (камбоджийский Новый Год) – в это время по всей стране люди сооружают песчаные холмы, ставшие символом ступ – буддийских религиозных строений. Считается, что каждая песчинка в таком холме способствует искуплению грехов.

Следом за Чнам-Тмай, в мае начинается Чат-Пре-Нангкал – королевская пахотная церемония, проходящая в мае около Королевского дворца в Пномпене.

Также большой у местных жителей в Камбодже пользуется праздник Прочум-Бен (Пчам-Бен) – праздник поминовения умерших отмечаемый в сентябре. По легенде, в период убывающей луны, когда небо затянуто облаками, а ночи становятся все темнее, Яма — король мертвых — отпускает души умерших, и они на время живут среди людей. В первую очередь души усопших идут в пагоды, и если не находят в них традиционных подношений, то проклинают родных.

Как стать женщиной-монахом

Стать монахиней – это достойный способ провести свою жизнь на благо других.

Чтобы стать женщиной-монахом, которую называют монахиней, вы должны выполнить следующие шаги, аналогичные тем, что и для монаха.

Шаг 1. Познать буддийское учение

Прежде чем принять решение о посвящении, прочтите основы учений Будды, таких как Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и Этапы Пути к Просветлению (ламрим).

По сути, поищите, где изучать учения будды под руководством квалифицированного учителя.

Традиционно, прежде чем подавать прошение о рукоположении, вы должны пройти несколько лет обучения и практики под руководством учителя.

Шаг 2: Найдите духовного наставника

Ваш учитель учит основам жизни в монастыре. Он также расшифрует, когда вы будете готовы принять обеты рукоположения. Следовательно, он подписывает разрешение на ваше рукоположение.

Шаг 3: вступите на буддийский путь

Здесь вы изучаете медитацию и все другие буддийские практики. Вы также принимаете обеты мирян, поскольку многие становятся безбрачными.

Шаг 4: Посвящение

Клятвы даются на всю жизнь, поэтому важно потратить время и обдумать решение. Стать буддийским монахом означает присоединиться к сообществу – Сангхе

Стать буддийским монахом означает присоединиться к сообществу – Сангхе.

Традиционно человек остается в монашеской общине не менее 5 лет после рукоположения. Тем не менее, это не всегда так.

Шаг 5: Поддержите себя

Обычно эти монахи обеспечиваются четырьмя основными предметами первой необходимости: пищей, одеждой, жильем и лекарствами. Однако многие монахи и монахини служат своим местным общинам дхармы в обмен на удовлетворение своих основных потребностей. Итак, обсудите со своей сангхой, чтобы обеспечить стабильность после посвящения.

Самосожжение буддийского монаха

На протяжении всей истории своего существования буддизм неоднократно подвергался притеснениям. Одним из самых ярых его защитников стал Тхить Куанг Дык — вьетнамский монах, совершивший акт самосожжения в знак протеста против преследования религии президентом страны Нго Динь Зьемом. 10 июня 1963 г. в центре Сайгона (старое название Хошимина) появилась огромная толпа монахов, несущих в руках транспаранты с призывами прекратить притеснения буддистов. Во главе процессии ехал голубой автомобиль, которым управлял Тхить Куанг Дык. Недалеко от президентского дворца, на многолюдной улице машина остановилась. Вместе с Тхить Куанг Дыком из неё вышли 2 монаха. Один из них постелил на асфальте мягкую подушку, а второй достал из автомобиля канистру с бензином.

Тхить сел на подготовленное для него на земле место в позу лотоса, после чего один из участников акции облил его горючим. Читая молитву, монах зажёг спичку и подпалил себя. Он вспыхнул, словно факел, однако до последнего оставался сидеть с прямой спиной в позе лотоса. Через 10 минут его тело оказалось полностью уничтожено огнём. Журналистам удалось запечатлеть на фотоплёнку самосожжение буддийского монаха. Снимки с пылающим Тхить Куанг Дыком облетели весь мир и громогласно заявили о наличии серьёзных религиозных проблем в стране.

Правило № 4. Следуйте мудрости пожилых людей

Буддийские монахи воспринимают старших людей как великих и очень мудрых учителей. Они полагают, что мудрость приходит с приобретённым опытом и знаниями. Монахи в своём духовном путешествии всегда стараются найти умудрённого опытом наставника, который поможет им в поисках Истины.

Дело в том, что каждая встреча на нашем жизненном пути имеет свой смысл. Каждый человек знает что-то, чего мы не знаем. Никогда не забывайте об этом. Даже если вы не понимаете сказанного новым знакомым – за его словами может быть скрыта великая мудрость. Никогда не упускайте возможности пообщаться с мудрым человеком.

Буддизм в Камбодже

Буддийская философия признана официальной религиозной мыслью Камбоджи. Это неудивительно – 90% всего населения считают себя буддистами тхеравадинского толка. Также в стране присутствуют приверженцы махаяны, дзен, христианства, ислама, но они в меньшинстве.

Учение неизбежно проникает во все сферы жизни камбоджийцев. Они с большим почтением относятся к монахом и подают им пищу, продукты питания, одежду, предметы обихода, а в последнее время – деньги.

На рубеже эпох на территории современной Камбоджи существовало могущественное королевство Бапном, оно же Кампучия. Поначалу там преобладала индуистская вера, но к 4 веку широко распространились идеи буддизма, преимущественно махаяны, хотя на определенных территориях была популярна тхеравада.

Удивительным образом в Бапноме, а после его падения – в новом Ангкорском государстве религия была представлена сочетанием индуистских и буддистских догматов. Статуи будд и бодхисаттв соседствовали с изображениями божеств пантеона индуизма и древнеиндийскими священными текстами. Подобная тенденция сохранилась до 13 столетия, пока тхеравада не заняла передовые позиции.

Даже во время сиамской и французской зависимости дхарме удалось сохранить главенство. К середине прошлого века в государстве было около 3 тысяч храмов и 75 тысяч представителей монашества.

Переломный момент настал во времена кровожадного политика по имени Пол Пот, правившего в 1960-70 годы. Он презирал буддистов, а их духовных лидеров и вовсе подвергал уничтожению, так же, как сравнивал с землей их святыни.

К счастью, к началу 1979 годаКамбоджа вырвалась из оков тирана, и учение Будды вновь стало процветать. Сегодня строятся все новые храмы, выпускается духовная литература, открыто множество буддистских университетов при монастырях, а философия вновь переживает лучшие времена.

Привычка №7. Жить в настоящем.

Некоторым людям очень сложно жить настоящим, наслаждаясь красотой каждого мгновения. Мы часто размышляем о событиях прошлого и переживаем о будущем. Но с помощью практики осознанности можно перенаправить фокус своего внимания и мысли обратно к чувствам и тому, чем мы сейчас занимаемся.

Вы живете здесь и сейчас. Нет никакой пользы от того, что мы будем зацикливаться на прошлом, ведь зачастую оно не приносит нам ничего, кроме сожалений, или на будущем, которое мучает нас своей неопределенностью.

Чтобы понять истинный смысл своего существования и наполнить жизнь счастьем и миром, очень важно научиться жить и ценить каждый миг настоящего. Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер

Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер

В тени Китая

Итак, под конец XIV века китайцы выгнали бывших властителей мира на территорию современной Монголии. На протяжении трех веков в осколке империи (формально ханы Монголии продолжали именовать себя императорами) творилось полное безобразие: страна то распадалась на части из-за междоусобиц, то какой-нибудь хан похитрее и посильнее остальных снова объединял ее.

Карта Китая времен династии Юань.

Периодически монголы грозили китайской династии Мин, что вернут себе владычество и с переменным успехом воевали с Китаем – но дальше схваток за пограничные северные районы дело не доходило.

Закончилось все плохо и для монголов, и для династии Мин: в северо-восточной Азии возникла третья сила: Маньчжурское государство, которое завоевало Китай (как показывает история, это было вообще легко – правда, все завоеватели неминуемо превращались в китайцев).

Маньчжуры основали в Китае династию Цин, последний императорский дом Китая, которому удалось окончательно прижать монголов к ногтю. Их последнее на тот момент целостное государственное образование – Джунгарское ханство – пало в 1691 г., и вся Монголия стала китайской провинцией. Карма в действии!

Буддийские монахи в монгольской степи.

Китайцы, точнее, маньчжуры династии Цин, правили в Монголии вплоть до 1911 г., успешно подавляя дух и материальную базу непокорных монголов. Страну разделили на Внешнюю и Внутреннюю Монголию (Внешняя – страна в современных границах, Внутренняя – регион современного Китая на границе с Монголией), китайские купцы успешно наживались, скупая у кочевников скот по дешевке и продавая его втридорога во внутреннем Китае.

Местные князья находились в строгой зависимости от императорских властей, администраторы жестко изолировали Монголию от всяких внешних сношений (к примеру, очень неохотно пускали в страну русских торговцев). Отдельную важную роль в «приручении» Монголии сыграл буддизм.

Немного интересных фактов

  • В силу интересной истории, тесно связанной с индуистскими обрядами, в ритуалах современных буддистов можно увидеть их отголоски.
  • Бикху современности – люди, идущие в ногу с прогрессом. У многих из них есть смартфоны, планшеты и плееры, они любят фотографироваться, а некоторые даже общаются в «Фейсбуке» и различных мессенджерах.
  • Они дружелюбны и открыты для иностранцев. Кроме того, часть из них неплохо владеет английским языком и всегда не прочь попрактиковаться в общении. А представители более старшего поколения знают французский.
  • Почти в любом монастыре можно остановиться на ночь. Хозяева не оставят без крова никого, даже представителей других религий. Они обязательно найдут для гостей хотя бы циновку, которую расстелют в одной из комнат. Более того, буддисты толерантны к приверженцам других конфессий и не пытаются никого «перетянуть» на свою сторону.
  • Жителям храмов не чужды обычные мирские радости: в стенах своего дома они любят играть в шахматы, могут заниматься творчеством вроде рисования или современного искусства, на занятиях – участвовать в диспутах.
  • В праздничные дни бикху из разных поселков стекаются в крупные храмы.
  • Становление монахом для камбоджийца не обязательно на всю жизнь. Он может принять монашество всего на несколько месяцев или лет, но это стараются сделать абсолютно все мальчики в своей жизни. Обычно к монастырской жизни приходят, чтобы доказать собственную зрелость, серьезность намерений, для уважения в обществе или после смерти кого-то из близких.

Количество монахов в Тибете

В ранний период распространения буддизма число монахов было очень небольшим. Первым буддийским монастырем был Самье, который начал строиться в 787 году и был освящен в 799 году. Церемонией освящения руководили Гуру Падмасамбхава и ачарья Шантаракшита, который приехал в Тибет вторично. Этот великий монастырь был построен по образцу знаменитой вихары Одантапури в Бихаре.

Главный храм монастыря был трехэтажным: первый этаж был построен в индийском стиле, второй – в тибетском и третий – в стиле Хотана. Это свидетельствовало о смешанном характере тибетского буддизма, символизируя три основные источника восприятия Учения. В течение долгого времени этот монастырь был одним из основных хранилищ древних санскритских манускриптов в Тибете.

Буддийские вихары этого периода были не такими, как большие монастырские школы позднейшего времени, в которых учились тысячи монахов; они были скорее жилищами отшельников. Вихара состояла из нескольких жилищ и храма при них. Обитателями таких скитов были как монахи, так и миряне, пришедшие ради религиозной практики.

6 храмов, которые нельзя пропустить

Количество храмов Бирмы, которыми может полюбоваться турист, зависит только от того количества времени, которым он располагает. Они – наиболее популярная достопримечательность страны.

Шведагон, величественная пагода, возвышающаяся в Янгоне. Место исключительной святости, одна из главных святынь и идеальное место, чтобы узнать о вере и культуре страны.

Ананда, пожалуй, самый известный и наиболее уцелевший храм Багана. Он назван в честь ученика Будды. У него изящные очертания, напоминающие индийский архитектурный стиль. Внутри находится 4 огромных зала, в двух из которых установлены оригинальные статуи Пробудившегося

Храм Ананда был серьезно поврежден во время землетрясения в 1975 году, но был восстановлен в прежней славе с предельным вниманием к деталям.

Храм Махамуни в Мандалае. Здесь находится огромное бронзовое изображение Будды, для которого, согласно легенде, он позировал лично, а затем вдохнул в него жизнь и сказал, что наполненная его существом, она проживет пять тысяч лет, так же, как и созданная им религия

Сюда едут паломники со всего мира.

Пагода Швезигон в Багане. Ее великолепная золотая ступа в форме колокола – самая фотографируемая достопримечательность. Она поражает не только своими размерами и красотой, но и тем, что внутри храма находится бесценная реликвия: копия зуба Будды.

Шиттаун или “Храм Победы” в Мраук-У. Этот храм был построен в 16 веке, чтобы отпраздновать триумф короля Мин Бин в Бенгалии. Он имеет форму колокола, ступа окружена рядом ступ меньшего размера. Главный зал заполненный статуями. Безжалостное время вместе с муссонами на протяжении многих лет разрушали его, но были предприняты радикальные меры, чтоб сохранить его.

Храм Дамаянги – тоже  Баган. Мистический пейзаж Багана и на его фоне огромная, впечатляющая архитектура храма Дамаянги выглядит снаружи почти египетской и готической внутри. От его масштабов захватывает дух. Он известен своей нестандартной архитектурой и кирпичной кладкой такой плотности, что между кирпичами не просунешь даже бумажный лист. В нем есть некоторые из самых ценных и почитаемых буддийских изображений в мире.

Особенности питания

Монахи, исповедующие буддизм, обитают в монастырях. Каждый их день проходит по жёсткому расписанию, отклонение от которого считается большим грехом. Буддийские монахи просыпаются в 6 часов утра и начинают свой день с молитвы. После её окончания они приступают к завтраку, состоящему из продуктов, принесённых в храм местными жителями. Сами себе еду отшельники не добывают и не готовят, по предписаниям религии они должны питаться только тем, что им достаётся от верующих в виде подаяний. В некоторых странах после молитвы монахи отправляются по улицам города просить милостыню. Еда, которую им дадут горожане, станет их завтраком. По традиции они должны съесть всё, что находится у них на тарелке, даже если продукты уже испортились.

Правила буддийских монахов позволяют им кушать дважды в сутки: рано утром и в полдень. После обеда им разрешено только пить воду и настои трав. Обитатели монастыря питаются исключительно скромными продуктами, пища для них является не удовольствием, а источником получения жизненных сил. Рацион буддийских монахов состоит преимущественно из растительной пищи, однако и здесь есть свои ограничения. Отшельники очень редко едят чеснок и лук, так как считается, что эти пряности усиливают половое влечение, а это для них недопустимо. Монахи не являются вегетарианцами, но мясо они могут употреблять только в том случае, если уверены, что животное было убито не ради получения пищи. А вот алкоголь, табак и наркотики у них категорически запрещены.

Запрет на приём пищи после полудня существует не просто так. В это время буддийские монахи занимаются самосовершенствованием, медитацией и чтением религиозной литературы (трипитаки), а наполненный едой желудок будет мешать им концентрировать свои мысли в нужном направлении. Также после обеда они принимают верующих, которые приходят в храм оказать материальную помощь, помолиться или получить благословление.

Кому молятся буддисты

Люди молятся. А о чем? Чего они просят? И у кого просят? Что представляют собой буддийские молитвы?

Это очень сильно зависит во-первых от буддийской традиции, во-вторых от самих людей.

Традиции буддийские не просто разные, а очень разные. В другом направлении этой религии – махаяне, например, действительно молятся и просят будд о разных благах, а в Тхераваде это скорее не молитвы, а славословия в честь Трёх Драгоценностей, коими являются Будда, Дхамма (его учение) и Сангха (община святых или в некоторых случаях община монахов).

Во время службы читают традиционные тексты на пали, древнем языке. Вот несколько предложений: “Свежие, ароматные и отборные, все эти цветы, я подношу Благородному Мудрецу, к его святым лотосовым стопам… Я подношу Тебе, Будда, эти цветы, пусть эта заслуга поможет мне освободиться, точно так же, как неизбежно увянут эти цветы, так и наши тела подвержены разрушению.”

Но и в Тхераваде простые люди, которые верят на уровне ритуала, могут молиться и просить Будду о чём-либо. Хотя доктринально это неправильно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий