Понятие, причины и порядок административного выдворения

Как происходить исполнение

Исполнение санкции в виде выдворения происходит после вступления судебного акта в силу. Этот момент связан с истечением срока на обжалование, либо с рассмотрением жалобы в вышестоящих инстанциях. Кроме того, правонарушитель вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения наказания – такие вопросы решаются в судебном заседании.

Принимая решение о выдворении, суд может использовать обеспечительную меру – помещение правонарушителя в спецучреждение МВД. Правила размещения и содержания в данных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. Продолжительность ожидания может существенно отличаться – это зависит от согласования с властями иностранного государства, организации транспорта и доставки до границы, и т.д.

Принудительное выдворение происходит следующим образом:

  • контроль за надлежащим и своевременным исполнением судебного акта исполняются миграционные службы МВД (при необходимости, по отдельному поручению могут привлекаться судебные приставы);
  • выдворение происходит путем передачи правонарушителя уполномоченному представителю иностранного государства;
  • если между РФ и другой страной заключен соответствующий международный договор – одновременно с переходом нарушителя через пограничный контроль направляется официальное уведомление представителям иностранного государства;
  • для подтверждения факта выдворения составляется процессуальный акт – допускается двустороннее или одностороннее оформление этого документа.

По итогам принудительного перемещения правонарушителя через границу и оформления акта, происходит прекращение исполнительного производства. Об этом в адрес судебного учреждения направляется официальное уведомление.

Если гражданин добился предоставления отсрочки, он будет находиться в спецучреждении МВД, либо по месту проживания (под надзором миграционной службы и приставов). Незамедлительно после прекращения отсрочки процедура выдворения возобновляется и проходит по общим правилам.

Для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства допускается добровольное исполнение санкции – контролируемый самостоятельный выезд. На практике, такая процедура сопровождает выезд работников дипломатических служб, иных представительств иностранных государственных органов, высококвалифицированных специалистов и т.д.

О возможности обеспечения самостоятельного выезда правонарушитель может ходатайствовать перед судом – для этого нужно подтвердить источники возмещения затрат на проезд и иные обязательные формальности. В ст. 3.10 КоАП РФ перечислены такие источники, за счет которых возможен самостоятельный выезд:

  • собственные средства иностранца или лица без гражданства;
  • финансовые ресурсы российской организации, пригласившей правонарушителя на территорию страны;
  • денежные средства дипломатических и консульских учреждений и представительств зарубежных стран;
  • активы международной организации, частных лиц или компаний.

На момент исполнения санкции источник для оплаты расходов по выезду должен быть подтвержден документально.

По факту возврата правонарушителя на территорию смежного государства или за пределы пограничной зоны РФ составляет процессуальный акт.

Принудительное контролируемое выдворение будет происходить за счет средств федерального бюджета РФ. Попытка скрыться или уклониться от перемещения через государственную границу рассматривается как самостоятельное административное правонарушение. При выявлении таких фактов составляется процессуальный протокол, а кроме продолжения процедуры выдворения, нарушителю грозит новый штраф.

Дополнительные сложности могут возникать, если у правонарушителя имеются несовершеннолетние дети, чье право на пребывание в РФ не отменено или не оспорено. Хотя у ребенка в России не остается другого законного представителя, формальных оснований для принудительного выдворения не возникает. В КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие однозначный порядок решения таких вопросов. Поэтому в каждом конкретном случае допускается обращение в адрес суда для разъяснения порядка исполнения санкции.

Основные способы оспаривания решения

Оспорить решение об административном выдворении можно, подав апелляционную жалобу. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента извещения мигранта. Если апелляция не была удовлетворена, иностранец может направить жалобу в надзорную инстанцию. Срок ее подачи составляет 1 год с момента рассмотрения апелляции.

Как составить жалобу

  1. Ф. И. О. мигранта и место его фактического нахождения.
  2. Дата вынесения судебного решения.
  3. Апелляционное требование.
  4. Причина несогласия с решением о выдворении.

В конце жалобы необходимо указать дату ее составления. Она должна быть подписана мигрантом.

Какие документы при этом понадобятся

Для обжалования необходимо подать:

  • апелляционная жалоба;
  • копия судебного решения.

Также можно приложить документы, подтверждающие позицию мигранта. В таком случае вся документация должны быть заверена у нотариуса.

Как происходит оспаривание

Жалоба направляется в суд, принявший решение о выдворении. Оттуда она будет передана в вышестоящую уполномоченную инстанцию. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 1 суток с момента поступления. Если апелляционное требование будет удовлетворено, производство в отношении иностранца будет прекращено.

Кого нельзя выдворить?

Административное выдворение не может быть назначено гражданину РФ. Его невозможно лишить гражданства или передать другому государству. Кроме россиян нельзя выдворить несколько категорий иностранцев.

Если иностранец имеет близкого родственника в России, то по закону его нельзя выдворить за пределы страны. К близким родственникам относятся:

  • дети;
  • супруги;
  • родители.

Важно: родственник должен постоянно проживать на территории РФ и являться гражданином нашей страны

Иностранца, приехавшего в Россию в качестве политического беженца

Иностранцы, признанные беженцами, не могут быть выдворены из России. Сюда же относятся граждане государств, на территории которых проходят военные операции.

Важно: до присвоения соответствующего статуса иностранного гражданина могут обязать покинуть пределы РФ

Военнослужащего иностранца

Не могут выдворить из России и иностранных военных, которые:

  • проходят службу в ВС РФ;
  • являются представителями стран ОДКБ, которые участвуют в совместных военных операциях в России.

Читать так же: Лицо без гражданства

Указанные категории военнослужащих нельзя обязать покинуть страну согласно положениям ст. 3.10 ч. 3 КоАП России.

Сотрудника дипломатического учреждения

Иностранцы, состоящие на службе в дипломатических представительствах и консульствах, могут быть выдворены только по специальному решению высших надзорных органов. Эта категория граждан находится в России на индивидуальных условиях и обычный гражданский суд не может вменить им такое наказание.

Установленный порядок для несовершеннолетних граждан

Выдворение детей усложняется тем, что возраст, с которого к лицам можно применять административные наказания, начинается в 16 лет. До этого времени государство не может выслать их из России.

Также следует учитывать положения статей 8 и 9 Международной Конвенции о защите прав ребенка, которые влияют на порядок выдворения иностранных граждан из РФ. Суть заключается в том, что детей можно разлучать с родителями только в крайних случаях. Это означает, что когда на территории России находится вся семья, выдворять ребенка (с 16 лет) можно только при условии, что это является единственным возможным наказанием для него.

Можно ли отменить выдворение?

Любое судебное решение можно обжаловать. Существуют следующие ситуации, когда иностранцу могут отменить такую меру наказания:

  • вступление в узы брака с гражданином РФ. Если субъект является единственным кормильцем семьи и на его иждивении находится несовершеннолетний или тяжело больной супруг, то постановление о выдворении чаще всего отменяют;
  • человек находится на очном обучении в ВУЗе РФ или другом образовательном учреждении;
  • иностранцу необходимо срочно провести лечебные процедуры в клинике РФ;
  • присутствие на территории страны близких родственников, с которыми человек поддерживает тесные взаимоотношения;
  • при вынесении постановления были нарушены права человека и нормы закона (не предоставление адвоката).

Основные причины выдворения

Административное выдворение ожидает иностранцев, совершивших нарушения, регламентируемые ст. 18.1-18.19 КоАП России. Справка: выдворение считается дополнительной мерой воздействия на нарушителей. Основным наказанием за совершенные проступки является штраф. Несмотря на это административное выдворение — частое явление.

Читать так же: ​​Виза в Польшу для россиян

Дела об административных нарушениях, совершенных иностранными гражданами, могут рассматриваться в максимально короткие сроки. При этом нарушителю не предоставляют переводчика и не сообщают о происшествии родственникам мигранта из России

Также не принимаются во внимание трудовые договора и иные документы

Статьи 18.1-18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушение режима Государственной границы РФ

Согласно нормам действующего законодательства мигрант имеет право беспрепятственно находиться на территории РФ не более 90 дней. Существуют исключения из указанных правил. К ним относятся следующие ситуации:

  • период пребывания на территории РФ можно продлить согласно положениям № 114-ФЗ и № 115-ФЗ;
  • срок нахождения в России может быть увеличен на основании иных НПА.

Если по истечении указанного времени иностранец, не попадающий под исключение, останется в России, по отношению к нему будет принято решение об административном выдворении. Помимо этого ему запретят въезд на территорию государства в течение 3 лет с момента пересечения границы.

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ

При въезде на территорию России и пересечении пограничного КПП граждане обязаны соблюдать требования не только внутригосударственного законодательства, но и правила, оговоренные международными соглашениями. Для каждого типа границ (пассажирские, морские, одно- двусторонние и прочее) установлены свои правила. Основная задача принятых нормативов — контролирование потока мигрантов, въезжающих в Россию, надзорными органами.

При нарушении установленных правил лицо, имеющее гражданство любого государства (особенно при наличии договора между ним и РФ), может обойтись только предупреждением или штрафом, размер которого начинается от 1000 рублей. Апатрид будет выдворен сразу.

Справка: апатрид — лицо, не имеющее гражданства ни одной страны.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в России

К этой категории относятся узкие правонарушения, такие как:

  1. Несоблюдение транзитного режима.
  2. Отсутствие разрешения на нахождение и/или проживание на территории РФ.
  3. Несвоевременная постановка на миграционный учет.
  4. Подделка документов.
  5. Отсутствие документального подтверждения цели посещения России.

Все обозначенные проступки относятся к административным нарушениям и влекут за собой взыскание от 2000 до 5000 рублей. Выдворение в приведенных ситуациях применяется крайне редко.

Выдворение из страны — мера наказания для лиц, осуществляющих неофициальную трудовую деятельность на территории РФ. Помимо отсутствия трудового договора причиной для административного выдворения может стать несоблюдение иных требований российского трудового законодательства.


Прибывающие в Россию на работу

Нарушение иммиграционных правил

Несоблюдение условий, при которых разрешено въехать в РФ, также грозит иностранцу выдворением. К существующим требованиям относят:

  • отсутствие вирусных заболеваний;
  • соблюдение условий и сроков въезда и выезда из РФ;
  • отсутствие действующих судимостей на родине иностранца.

Понятие административного выдворения — как реализуется процедура.

Понятие административного выдворения предполагает обязательное рассмотрение нарушения иностранца в судебном порядке (в отличие от депортации). При этом реализовываться выдворение (если суд все-таки назначит его) может как добровольно при самостоятельном выезде, так и принудительно. Второе актуально в разных случаях: когда изначально по суду вынесено решение о таком выдворении (из-за наличия рецидивов по нарушениям закона, из-за отсутствия места жительства иностранца в России, и пр.), либо иностранец сопротивляется исполнению решения о самостоятельном выезде.

Судебное постановление должно для начала вступить в силу. Конкретно понятие административного выдворения за пределы РФ подразумевает, что такой срок составит всего 10 дней. Потом есть еще 5 дней на исполнение. То есть в сумме 15 дней. И это сильно разниться со сроками, которые действуют при депортации. Там они гораздо длительнее. Здесь же нужно действовать более оперативно, если есть намерение обжаловать данное решение. Для обжалования придется обращаться сразу в суд. Отмена выдворения в административном режиме невозможна (как это предлагается сделать при депортации). Решения, вынесенные судебной системой, должны оспариваться в ее же рамках.

Понятие административного самостоятельного выдворения.

Для начала нужно разобраться в понятии административного выдворения, реализуемого в самостоятельном добровольном формате. В данном случае фактически подразумевается покупка билета и отъезд из России в отпущенные для этого сроки. То есть в пятидневный срок после вступления постановления про выдворение в законную силу. Если у человека нет финансов, поиск таковых по разным каналам становится его частной проблемой.

Информация про фактически свершившийся выезд фиксируется на границе. После отъезда из России судебное решение считается исполненным. Если же этого не происходит, в отношении иностранца запускается процедура принудительного выдворения с помещением в центр для таких выдворяемых или депортируемых мигрантов. В любом случае иностранца выпроводят из страны. И на этом понятие административного выдворения не заканчивается. После отъезда всегда начинает действовать запрет въезда. Его также называют и сроком выдворения.

Понятие административного принудительного выдворения.

Понятие административного выдворения в принудительном порядке сильно отличается от предыдущего. Итак, принудительное выпроваживание может быть изначально назначено судом, если личность иностранца не внушает доверия, у него низкий уровень законопослушности, и т.д. А может реализовываться, если иностранец отказался выполнять решение о добровольном выезде в рамках выдворения.

В любом случае понятие административного выдворения в принудительном формате подразумевает помещение иностранца в центр временного содержания до фактической отправки на родину. Здесь иностранец может связываться с разными лицами и организациями для защиты своих прав или поиска финансов для отправки домой. Может инициировать обжалование, если не прошли сроки для этой процедуры.

В итоге иностранца сопровождают из центра до границы под конвоем, сажают в транспорт. По этому факту составляется акт. После этого начинает действовать запрет въезда. Такая информация об ограничении имеется на границе, и при попытке въезда иностранца не пропустят в страну.

«Выдворение«

«Административное выдворение«

+7 967 157 18 71 WatsApp

+7 968 355 08 94 WatsApp

Административное выдворение и депортация

Административное выдворение является мерой административного наказания и назначается виновному лицу судом вместе с административным штрафом, а депортация, является мерой административного пресечения, которая применяется вследствие утраты или прекращения законных оснований для пребывания или проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ.

Основания для депортации:

  • В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, и данный иностранный гражданин не выехал из РФ в течение 3 дней.
  • В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, и данный иностранный гражданин не выехал из РФ в течение 15 дней.
  • Если в отношении иностранного гражданина, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ или в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ;
  • Если между РФ и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии, а иностранный гражданин, принятый РФ от иностранного государства в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, не имеет законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.

Основания административного выдворения:

  • Незаконный оборот наркотических средств;
  • Потребление наркотических средств без назначения врача;
  • Нарушение режима Государственной границы РФ;
  • Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ;
  • Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ;
  • Нарушение иммиграционных правил;
  • Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства, установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
  • Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии;
  • Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;
  • Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ.

Решение об административном выдворении принимает суд. Решение об административном выдворении может быть реализовано в порядке принудительного выдворения за пределы РФ или в порядке контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Решение о депортации принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его решение носит внесудебный характер и применяется безотносительно к тому, совершал или не совершал иностранный гражданин или лицо без гражданства административное правонарушение.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выездаиз РФ, обязаны выехать из РФ в течение 5 дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении ФМС.

Выдворение чрез суд: как это происходит.

Выдворение суд

В целом решение суда о выдворении может приниматься и пограничными органами. В таких случаях все претензии передаются руководству пограничной службы. На границе выдворение ему может быть назначено при несоблюдении правил пересечения границы и провоза вещей. Но зачастую дела разбираются именно в суде при нахождении какой-то промежуток времени иностранца на территории России. То есть у него был срок для совершения различных правонарушений, из-за чего и было инициировано дело про выдворение судом.

Процесс рассмотрения дела и принятия решения.

Для отмены решения дается 10 дней после того, как приезжему выдали вынесенное постановление суда о выдворении. Затем мигрант вынуждается покинуть пределы страны в течение всего 5 дней. Избежать этого можно только в случае обжалования вынесенного решения про выдворение судом в тот самый десятидневный срок. То есть на период обжалования исполнение решения суда о выдворении откладывается. Если отменить его не удалось, придется все-таки уехать. Причем после пересечения границы (в направлении из России) начинает течь срок запрета въезда.

Впоследствии можно уточнять информацию по запрету въезда при помощи электронных сервисов или письменных обращений. Это происходит после реализации постановления суда о выдворении и выезда иностранца, если он не может самостоятельно определить срок течения запрета. Фактически законодательство предполагает устранение запрета при исчерпании причин его вынесения. Но в данном случае причиной является постановление суда о выдворении. В этом плане ситуация усложняется.

Варианты исполнения.

Решение суда о выдворении может подразумевать разные варианты его исполнения. Выбор того или иного из них зависит от разных факторов.

Выдворение суд. Варианты исполнения решения:

  • добровольное подконтрольное выдворение судом — назначается в адрес иностранца, который не препятствует словесно решению про выезд и согласен покинуть страну (но при условии, что его нарушение не самое тяжкое и он не является злостным нарушителем закона);
  • принудительное подконтрольное выдворение судом — назначается в противоположных обстоятельствах, например, когда иностранец совершил правонарушение второй раз за один год.

Также и изначально добровольный выезд может впоследствии стать недобровольным, если человек не исполняет вынесенное в его адрес решение суда о выдворении.

При этом для реализации вынесенного постановления суда о выдворении иностранец может помещаться в специализированный центр. Обычно это касается принудительно выдворяемых иностранцев. Размещение здесь препятствует его скрытию от государственной системы на территории России. Это является гарантом исполнения вынесенного решения про выдворение судом.

За чей счет происходит выдворение.

В первую очередь финансовые обязанности по реализации решения суда о выдворении ложатся на плечи самого иностранца. При отсутствии у него нужного объема средств можно привлекать финансы от лиц и организаций, которые заинтересованы в удовлетворении интересов выдворяемого. Это его консульство, различные фонды, юрлица и даже частные лица. И только в последнюю очередь при невозможности получить финансы из таких источников оплату выезда по постановлению суда о выдворении на себя берет российское государство.

Порядок выдворения за пределы РФ и сроки

До момента вынесения решения суда, требовать покинуть страну иностранца нельзя. Только после того, как судом будет вынесено решение, у иностранного лица будет 10 дней для исполнения решения суда.  Но еще до суда у иностранного лица есть возможность защитить свои права и отсрочить выдворение из страны. Для этого можно:

  • Обжаловать обвинения в течение 10 дней;
  • Продлить срок, получив больничный и справку от врача.

И самостоятельный и принудительный процесс выдворения состоит из определенных этапов:

  • Составляется протокол по административному правонарушению либо полицией, либо миграционной службой;
  • Заводится дело, готовится доказательства;
  • Выносится решение суда о выдворении;
  • Человека помещают в специальной центр в случае несоблюдения установленного для самостоятельного выдворения срока;
  • Выдворение происходит под конвоем в принудительном порядке.

Теперь рассмотрим, кто оплачивает выдворение иностранца из России, ведь на это требуются определенные средства. Так как нарушителем является сам иностранец, то и по логике вещей он и должен оплачивать такие расходы сам. Но это не всегда возможно, если, к примеру, средствами иностранец не располагает. При административном выдворении оплата может производиться за счет иных источников:

  • Посольства той страны, из которой прибыл иностранец;
  • Приглашающей стороны;
  • Работодателя, если иностранца пригласил он;
  • За счет бюджетных средств РФ.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 30. – Ст. 3032.
  3. Приказ Федеральной миграционной службы от 02 июня 2015 г. № 286 «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2015. — № 43.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2013. — № 4.
  5. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 5-АД14-19 // Текст постановления официально опубликован не был. – Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  6. Постановление Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 56-АД17-15 // Текст постановления официально опубликован не был. – Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  7. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ». — № 5, май, 2018 (начало); № 6, июнь, 2018 (окончание).
  8. Решение Московского городского суда от 7 августа 2017 г. № 321-4/17 // Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  9. Князева И. Н., Устинова М. А. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы правоприменения // Правопорядок: история, теория, практика. – 2016. — № 3 (10). – С. 20-26.
  10. Панкова О. В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: вопросы правоприменения // Судья. – 2015. — № 11. – С. 44-49.
  11. Понежин М. Ю., Понежина Л. Ю. Некоторые вопросы удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан // Юрист-Правовед. – 2017. — № 4 (83). – С. 120-127.
  12. Шурухнова Д. Н. Виды и правовые основания применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. — № 6. – С. 140-146.

Кого выслать не могут?

Согласно КоАП РФ выдворение за пределы страны не назначается следующим категориям иностранцев:

  • военнослужащие;
  • лица, ожидающие получения статуса политического беженца, или уже имеющие его;
  • консулы;
  • сотрудники дипломатических представительств;
  • субъекты, утратившие статус беженца, но не способные возвратиться домой по независящим от них причинам (война, серьезная эпидемия, голод, политические преследования).

Иностранцы, которым на момент совершения правонарушения, не исполнилось 16 лет, не несут ответственности за содеянное. Поэтому судья не может назначить им такое наказание. Если судебное предписание о выдворении получает один или оба родителя, то согласно п. 4 ст. 9 Конвенции о правах ребенка несовершеннолетнего могут разлучить с ними, особенно если это необходимо в его интересах. При этом органы власти обязательно учитывают факт наличия в семье ребенка, возраст которого не достиг 18 лет, и назначают этот вид ответственности родителям в особых случаях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий