Дели – столица современной Индии

Культура Дели

Посетив Национальный музей Дели, можно существенно расширить свой багаж знаний об Индии, ее истории и культуре. Среди экспонатов музея есть коллекции индийской классической скульптуры, керамики, национальной одежды ручной работы и тому подобного. Познакомиться с более современной Индией туристу предоставляется возможность в Национальной галерее современного искусства, в выставочных залах которой собраны лучшие образцы индийской живописи, с начала XX века. Во внутреннем дворике музея также можно полюбоваться на творения современных индийских скульпторов.

Еще стоит посетить Международный музей кукол имени Шанкара. В ней собрана огромнейшая коллекция разнообразных кукол со всех стран планеты – всего около 6500 экземпляров.

Транспорт

Метро — один из самых удобных, быстрых и дешевых способов перемещения по Дели, в городе уже построено 6 веток, добраться можно практически куда угодно. При покупке билета нужно иметь в виду, что он действителен только для той станции, на которой совершается посадка — если купить сразу два, вернуться по второму возможности не будет.

Можно купить туристическую карточку, позволяющую ездить на метро сколько угодно.

До любой части города можно доехать и на автобусе. Билеты на них дешевле, чем на метро, однако и комфорта меньше — в часы пик по всему городу жуткие пробки, в каждый автобус набиваются толпы людей.

В Дели два вида автобусов — частные и государственные. Последние — красного и зеленого цветов. Летом разница между ними просто огромна, так как в красных установлены кондиционеры.

На остановках нет ни расписаний, ни даже табличек с номерами прибывающих туда автобусов, так что любую информацию можно получить, только спросив у людей. Впрочем, редко когда нужного автобуса приходится ждать дольше 15-20 минут.

Несмотря на пробки, удобнее всего передвигаться по городу на такси. Поездка обходится в 300 INR, оставлять водителю чаевые не принято. Местная альтернатива — моторикша, чуть медленнее, зато с ветерком. Кроме того, в Дели очень популярен двухколесный транспорт: велосипеды и мотобайки. Для велосипедистов условия весьма экстремальные — дорожки есть только в старой части города, к тому же по ним часто ездят автомобили. Но при желании покататься можно, станций аренды достаточно, часто они есть при отелях.

Мотобайки постоянно снуют по городу, поэтому соблазн взять такой транспорт в аренду очень велик. Для тех, кто водит уверенно, байк станет отличным, удобным и маневренным средством передвижения

Но важно учитывать, что движение в городе интенсивное и хаотичное.

Для вождения мопеда нужны права категории А, хотя многие путешественники пренебрегают этим правилом. Не стоит нарушать закон, потому что в случае проверки документов или аварии последствия могут быть серьезными.

ДЕЛИЙСКИЕ МИГРАЦИИ

В 1912 г. население города насчитывало всего 230 тыс. жителей. На 1941 г. эта цифра утроилась. Последующие десятилетия принесли ещё более стремительный рост населения. После обретения Индией независимости (1947 г.), создания исламского государства Пакистан и ухода британских колонизаторов Дели покинула значительная часть городской элиты мусульманского вероисповедания. Эмиграция из Дели мусульман не прекращалась и в последующие годы — люди бежали в Пакистан от репрессий со стороны индуистских фанатиков. На их место стали прибывать индусы и сикхи, жившие в долине р. Инд.

В конце 1947 г. население Дели перевалило за миллион. В 1950-х гг. рост населения продолжался — в столицу молодого независимого государства перебирались чиновники, учителя и инженерно-технический персонал из других городов Индии. В конце 1950-х гг. численность населения Дели превысила 2 млн человек. Следующая большая фаза миграции, связанная с наплывом безземельных крестьян с просторов огромной Индо-Гангской равнины, началась под конец 1950-х гг. и продолжается до настоящего времени. Переселенцы находят работу в динамически развивающихся отраслях — промышленности и торговле.

Согласно прогнозам, каждые 10 лет население города будет увеличиваться на 50%. Характер делийских миграций привёл к изменениям в структуре городского общества. В Дели отмечается больший, чем в иных крупных мегаполисах Индии, процент людей с высшим образованием, среди которых преобладают сикхи, занимающие, как правило, средние и высшие посты в городской администрации, армии, а также доминирующие в бизнесе. В индийской столице не так рельефно выражены кастовые границы, а одним из главных приоритетов городских властей является борьба с бедностью.

Окрестности

В близлежащих окрестностях Дели, отдельного внимания заслуживают такие города, как Агра, Джайпур, Фатехпур-Сикри, Кхаджурахо, Варанаси. Они воплощают в себе историю и культуру Индии, располагая внушительным количеством архитектурных достопримечательностей и представляя огромный интерес своим неподражаемым национальным колоритом. Добраться до них можно самостоятельно на поезде, а также воспользовавшись услугами турагентств.

Дели по праву входит в число самых ярких и зрелищных городов мира, одаривая своих гостей множеством впечатлений и позволяя окунуться в неповторимый, неизведанный мир индийской культуры.

Дели в древнее время

Индийская столица – один из самых древних городов мира. Согласно популярной теории, разработанной индийскими учеными, история Дели включает в себя историю около 8 различных городов, существовавших здесь в разное время.

Древнейшие упоминания о Дели относятся к легендарным событиям, описанным в знаменитом эпосе Махабхарата. Именно здесь, на берегах реки Ямуны стояла Индрапрастха – крепость пяти братьев из царского рода Пандавов.

Дели фото – Легендарный город Индрапрастха

Первое историческое упоминание о Дели относится к I-II в. н.э., когда князь раджпутов Дехлу (от англизированной версии имени которого происходит современное имя Дели) основал здесь поселение, на территории которого для защиты от набегов мусульман позже был построен Лалкотский форт. При легендарном князе Притхвираджа (Раи Питхор) форт Лалкот разросся до размеров полноценного города.

Будни

Еще затемно жителей начинают будить птицы. Каждое дерево, каждый кустик звенит от их щебета и свиста и будто колышется, кипит движением: в густой кроне порхает несметное количество самых различных птах. С первым лучом солнца они взмывают ввысь и разлетаются на дороги, улицу, но больше всего за город, туда, где раскинулись крестьянские поля.

Первыми снимаются с деревьев и покидают столицу зеленые стаи попугаев — крикливые, стремительные в полете. Улетают драчливые «черные воробьи», бурая пестрая птица, чуть похожая на очень крупного скворца. Вперемежку с малознакомыми в России тропическими птицами носятся в воздухе вездесущие воробьи и вороны. А в самой выси, словно подвешенные к потолку-небу, замерли коршуны и орлы. Они вместе с дремлющими на деревьях медлительными грифами главные «санитары» здесь, уничтожающие падаль сбитых ночью автомобилем птиц, выброшенных крестьянами за околицу животных, сдохших от старости или истощения.

К городу в то же время по земле течет иной поток — людской. Идут крестьяне-поденщики, в одиночку, семьями, чуть ли не целыми деревнями. Впереди в потрепанных, запыленных дхоти, обернутом вокруг бедер куске полотна, и курта, длинной навыпуск рубахе, шагают мужчины. Женщины следуют сзади, чуть поодаль от мужчин. Одеты они наряднее: когда-то в ярких, а теперь выцветших, но все-таки броских рабочих сари, четырех-пяти метровом полотне, которым они, вместо платья, изящно драпируют себя.

Идут группы женщин и в ярких широких юбках и кофтах. Это в отличие от жителей окрестностей выходцы из вечно терзаемого засухой штата Раджастан. Женщины несут на головах кастрюли, кувшины, узелки с приготовленной загодя едой: рисовой или джоваровой (просяной) кашей, серыми, пресными лепешками—чапати и острой жирной подливкой — кари. На бедрах у женщин младенцы, а рядом, уцепившись за подол или чуть приотстав, семенят дети постарше. Людской поток из опустошенных засухой или паводком деревень или в межсезонье течет и течет в город, затем расплывается ручейками по переулкам и оседает на ремонтируемых дорогах и стройках: бурно преображаемая столица расширяет улицы, улучшает асфальтовый покров, повсюду можно видеть строительные леса (ими даже на многоэтажных домах служат связанные веревками бамбуковые жерди).

Вечерняя заря повторяет в обратном порядке утреннюю: птицы, поработав на полях и в джунглях, возвращаются на ночлег в город, а крестьяне, закончив трудовой день, торопятся на отдых — домой, в деревню, если она близко, или к раскинутым на окраине столицы шалашам.

Утром за поденщиками появляются на улицах спортсмены или совершающие ранние прогулки пожилые люди. Здесь, особенно летом, вся спортивная жизнь — в основном на утренней заре, когда земля еще не превратилась в душную баню. Солнце бросило на город первые лучи, а на площадях столицы взрослые и дети уже гоняют по немнущемуся газону мяч (травяной хоккей — самая популярная игра здесь), сражаются в крикет, отдаленно напоминающий нашу лапту, играют в футбол, бадминтон, теннис и реже в волейбол.

Тех, кто еще не встретил восход солнца на ногах, разбудят уличные торговцы. На скутерах, велосипедах или попросту с корзинами в руках они бродят под окнами, а в кварталах богачей — по «черному» проулку, какие существуют здесь повсюду, проложены они позади жилых домов и размещают пристроенные к особнякам комнаты для персонала, гаражи. Громовыми и визгливыми, звонкими и хриплыми голосами они выкрикивают каждый свое:

— Сабджи-бхаджи вала! (Я торговец овощами). Продаю еду!

— Бомбейские бананы! Нагпурские апельсины! Кашмирские яблоки! Лучшего качества, и все дешево!

— Вот лепешки из грама (одна из местных бобовых культур). Ешьте мои горячие лепешки, и холода зимы вам будут не страшны!

Час «пик»

Столица проснулась. Школьники сели за парты или, свернув ноги калачиком, устроились прямо на полу, циновках, траве с грифельными досками в руках. Школы не одинаковые. Одни в благоустроенных современных зданиях, другие — на улице, под кронами раскидистых деревьев.

Позже всех на улицах появляются работающие в конторах, банках, магазинах, хотя проснулись они почти все с зарей, переделали кучу дел дома, некоторые позанимались спортом. Учреждения и магазины открываются только в десять утра. Так что времени у них было предостаточно на все. Но только с выходом их на улицу столица по-настоящему оживает, начинается час «пик». Дели — город чиновников, торговцев, самого разного обслуживающего персонала. Ремесленников и рабочих в самом городе немного.

Час «пик» — время велосипедистов и скутеров. Автомобилю иногда трудно пробиться через их движущиеся стены. По два, по три, а то и по шесть в ряд едут велосипедисты и скутеристы и не обращают никакого внимания на рев гудков подпирающих их автомобилей. Бывает, наездники двухколесных агрегатов на ходу о чем-то оживленно разговаривают, жестикулируют, делают крутые виражи перед автомобилями. Пренебрежение к более тяжелому транспорту обходится им недешево: ежегодно более полутора тысяч велосипедистов и скутеристов попадают в аварии, и очень часто с роковым исходом.

Велосипед и скутер — транспорт трудящихся. Каждый пятый житель столицы ежедневно ездит на них по улице. Не лишенные чувства юмора служащие дорожной полиции сообщили после проведенного ими обследования, что путь, проделываемый ежедневно всеми велосипедистами города, равен тринадцати маршрутам от Земли до Луны в оба конца.

Обилие велосипедистов объясняется еще и тем, что городской транспорт столицы развит слабо. Спасает метрополитен. Редкие автобусы, которые ходят далеко не везде по чрезвычайно разросшемуся вширь городу, не всегда помогают. А такси или чуть дешевле его моторикша — мотоцикл с водруженной на него кибиткой — доступны далеко не всем. Большую пользу приносит метро.

Кухня и рестораны Дели

Столица всегда была не только центром притяжения жителей других регионов страны, но и точкой пересечения торговых путей, поэтому на ее кухню повлияли и культура разных народов Индии, и иностранные привычки.

Поесть в Дели можно везде: на каждом шагу стоят тележки с уличной едой, домашние кафе и дорогие рестораны. Разбег цен тоже невероятный: от нескольких рупий в закусочной до пары тысяч — в фешенебельном месте. Ужин в ресторане на человека обойдется в 500 INR.

Основа местной кухни — рис, овощи, бобовые, фрукты и молоко. И, конечно, специи. Многие индусы вегетарианцы, но это не значит, что в Дели не едят мяса. Здесь часто встречаются баранина, птица и козлятина. Свинину подают очень редко, а говядину вообще не готовят, так как корова — священное животное индуистов, а свинину не употребляют в пищу мусульмане.

Стоит попробовать плов «бирияни», не слишком острый, приготовленный на топленом масле гхи. Это блюдо готовят с птицей и подают с «райту» — мелко порезанными овощами. Пресный сыр «панир» добавляют практически в каждое блюдо, это своеобразный заменитель мяса. Часто в меню есть густой суп «тукпа», непальское блюдо, которое прочно обосновалось в кафе Дели.

Недорогой и очень популярный перекус — белые лепешки «нан», их готовят в особой печи, а потом наполняют различными начинками. Более диетический вариант «чапати» делают из муки грубого помола.

Где вкусно и безопасно поесть в Дели

Гиды рекомендуют

Дипендра Кумар, лицензированный гид по Индии, своим гостям в Дели рекомендует два ресторана. Первый — это Lazeez Affaire, ресторан индийской кухни, который адаптирован под вкус европейца. Здесь вы можете не опасаться, что блюда будут слишком острыми.

Второе заведение — Gulati Restaurant, где вы сможете насладиться настоящей индийской кухней. Меню включает самые вкусные рецепты со всех регионов страны.

Достопримечательности Дели

Место паломничества туристов – «Золотой треугольник», находящийся к югу от Дели. Здесь можно посетить Фатихпур-Сикри (город-призрак), Раджастхана Джайпур (экзотический розовый город) и известный во всем мире Тадж Махал.

Блестящие дворцы Моголов просто пропитаны тайнами прошлого, здесь тесно переплелись любовь и трагедии золотого века.

Штат Мадхья-Прадеш, расположенный к юго-востоку от Дели известен храмами Кхаджурахо, в которых запечатлено «искусство любви» со всей изящностью и интригующей откровенностью.

Штат Раджастхан – край отважного и независимого воинственного народа. Несмотря на пейзажи, пестрящие израненными крепостями, гордые, но гостеприимные местные жители оказывают теплый прием, посещающим их туристам

А, остановившись на берегу прекрасного озера Удайпура в сказочном замке можно почувствовать себя по-настоящему царственной особой. Здесь есть необыкновенный желтый город Джайсалмер, в котором все дома солнечного цвета. И мечта покататься на верблюде и желание увидеть вдали крадущегося тигра, исполнится здесь. Вам представится возможность наяву побывать в самой настоящей восточной сказке, если Вы посетите штат Раджастхан.

Дели – столица Великих Моголов

Окончательно Делийский султанат пал под ударами новой волны мусульманских завоевателей с северо-запада, вооруженных новой тактикой и активно применявших в бою огнестрельное оружие. В 1526 году один из потомков Тамерлана – хан Бабур наголову разбил войска султана Ибрахима Лоди и взял Дели.

Бабур сделал захваченный город одним из главных центров созданного им государства – империи Великих Моголов. Отсюда он продолжил свои завоевания, расширив к концу правления свою новую империю от Западного Афганистана до берегов Ганга.

Дели фото – Битва Бабура и Ибрахима ЛодиДели фото – Бабур и Хамаюн

Сын Бабура Хамаюн перенес столицу Великих Моголов из Агры в Дели. Однако, императору не удалось удержать новую королевскую резиденцию, и в 1536 г восставший афганский правитель Бихара Шершах захватил Дели и значительную часть земель, принадлежавших Моголам. Новый правитель приказал разрушить постройки своего предшественника и начать историю Дели с нового листа, заложив на их месте город Шергарх (остатки этого города известны сегодня как Старая Крепость – Purana Qila).

Хамаюну все же удалось вернуть себе Дели после 25 лет правления чужеземцев. Сегодня столицу Индии украшает его величественная гробница, которая считается одной из главных достопримечательностей Дели. Но его сын Акбар, при котором империя Великих Моголов достигла зенита своего могущества, перенес столицу в новый город Фатехпур-Сикри, руины которого до сих пор украшают окрестности Агры.

Вновь получить столичный статус Дели смог при великом строителе Тадж-Махала Шахе Джахане. Великий Могол заложил в окрестностях Дели свою новую резиденцию – город Шахджаханабад, который был построен через 10 лет. Шахджаханабад (ныне называемый Старый Дели) включил в себя такие всемирно известные достопримечательности Дели, как Красный Форт и мечеть Джама Масджид.

Погода в Дели

  • Сегодня
  • Завтра
  • 23 сентября, пятница

    Пасмурно, дождь

    26 °С днем24 °С ночью

  • 24 сентября, суббота

    Пасмурно, дождь

    26 °С днем23 °С ночью

  • 25 сентября, воскресенье

    Пасмурно, сильный дождь

    28 °С днем23 °С ночью

Cреднемесячная температура, °C днеми ночью

  • январь

    +20
    +8

  • февраль

    +22
    +11

  • март

    +28
    +16

  • апрель

    +35
    +22

  • май
    +38
    +26
  • июнь

    +38
    +28

  • июль

    +33
    +27

  • август

    +32
    +26

  • сентябрь

    +33
    +25

  • октябрь

    +32
    +20

  • ноябрь

    +27
    +13

  • декабрь

    +21
    +9

В Дели ярко выраженный континентальный климат с жарким, почти 6-месячным летом, короткой теплой зимой и сезонами муссонов между ними. Дожди обильно льют с июля по сентябрь, в остальное время года их почти нет, а к зиме они полностью прекращаются. Заморозков и снега не бывает никогда, но в новогодний период могут потребоваться теплая кофта и куртка. Лучше всего приезжать в столицу в марте, апреле и октябре, когда стоит приятная, солнечная, сухая, но не душная погода.

Кухня Дели

Кухню Дели можно смело назвать одной из ее главных достопримечательностей. Даже в других уголках Индии нет настолько хорошей настоящей индийской кухни. Но нужно отметить, что не только рестораны, но и многочисленные палатки прямо на улице предлагают всем желающим свои потрясающие блюда. Однако завсегдатаи советуют внимательнее относиться к условиям продажи и приготовления блюд, прежде чем соблазняться аппетитными ароматами.

Интересно, что в Дели существуют специальные группы гурманов, в число которых часто входят и туристы. Эти группы путешествуют по разным ресторанам в поисках необычных блюд и приятного времяпрепровождения.

Побывав в Дели, следует обязательно попробовать чаат – традиционное блюдо, продающиеся прямо с уличных лотков. По сути чаат – это пирожки, приготовленные из слоеного теста с чечевицей или картошкой, обжаренные во фритюре. Особый вкус этим пирожкам придает подлива из йогурта со специями. Гурманы советуют приобретать чаат у рынка Bengali, который находится в центре города, где небольшие ресторанчики просто соревнуются в приготовлении этого блюда. По мнению многих туристов, лучше всего чаат готовят в заведении Nathu.

Храм Лотоса

Огромным количеством старинных храмов славится Индия. Нью-Дели не является исключением. Храмы столицы построены в разных стилях, принадлежат разным религиям. Однако по мнению специалистов и местных жителей, самым красивым и запоминающимся является Храм Лотоса.

Идея создания такого храма появилась в 1921 году, когда община нового на тот момент религиозного течения бахаи обратилась к Абдул-Баха с просьбой разрешить строительство в Мумбаи. Эту идею реализовать удалось лишь в конце XX века, правда, в Нью-Дели, а не в Мумбаи.

Сегодня во всем мире есть лишь семь храмов бахаи, расположенных на разных континентах, однако Лотос, расположенный в Нью-Дели самый красивый из них. Он построен на пожертвования бахаистов со всего мира. Они собрали более 100 миллионов индийских рупий.

Проектировал сооружение архитектор из Канады Фариборз Сахба. Проект создавался не традиционным способом (на бумаге), а с помощью компьютера и новых архитектурных программ. Несмотря на это работа над ним заняла 2,5 года. Но результат превзошел даже самые смелые ожидания – 27 мраморных белоснежных лепестков нераскрывшегося цветка лотоса взметнулись на высоту 40 метров. Они отражаются в водной глади девяти бассейнов. От каждого такого водоема можно пройти внутрь храма, который вмещает 1300 человек.

Интересно, что внутри храм не имеет украшений, но красота и размеры постройки поражают не меньше, чем золотые Будды или чудотворные иконы.

Особенности

Дели, как правило, вызывает у путешественников массу эмоций, от невероятного восторга до тихого ужаса, но никого не оставляет равнодушным. Город буквально насквозь пронизан традиционным восточным антуражем, располагая множеством буддистских и индуистских храмов, а также обилием шумных рынков, где продаются товары со всего мира. Гламурные небоскрёбы и широкие проспекты New Delhi (Нового района), в тёмное время суток освещаемые тысячами искусственных огней, соседствуют здесь с узкими улочками и не слишком приглядными трущобами Old Delhi (Старый город), где живут тысячи бедных людей, лишённых каких либо привычных удобств и возможностей подняться по социальной лестнице, такие места образуют целые кварталы. Население мегаполиса на редкость многонационально и представлено выходцами практически со всех континентов. В Дели находятся офисы крупных финансовых корпораций, присутствуют авторитетные образовательные и административные учреждения. Весьма насыщенной представляется и экскурсионная программа по городу, позволяющая увидеть столицу Индии во всём её многообразии.

Гурудвара Бангла Сахиб

Город Нью-Дели обладает множеством храмов различных религиозных направлений. Это главный сикхский храм в Нью-Дели. Уникальное сооружение было построено по заказу Сардара Сингха в 1783 году. Это произошло после раздела родины сикхизма Пенджабы между Пакистаном и Индией. В это время многочисленная диаспора сикхов поселилась в Дели.

В 1664 году на месте, где сейчас построен храм, находилось бунгало, в котором некоторое время жил XVIII сикхский гуру Хар Кришнану. Он получил в наследство титул своего отца. Он умер от оспы в возрасте восьми лет. Несмотря на это Хар Кришнану является один из наиболее почитаемых сикхских гуру.

Во время его нахождения в Дели город охватила страшная эпидемия оспы и холеры. Гуру поил людей чистой водой из своего колодца, препятствуя заражению здоровых людей. В наши дни воду из этого колодца считают чудодейственной, ее может испить каждый желающий. В храм может войти и совершить омовение верующий любой религии.

Мечеть Джама-Масджид

Главный храм мусульман Нью-Дели. Шах Джахан заложил ее в 1644 году. Огромный двор этого храма вмещает до 25 тысяч верующих, которые поклоняются нескольким реликвиям, которые хранятся в мечети. Это Коран, который написан на коже оленя, волос и одна сандалия Мухамеда и отпечаток его стопы.

Строили мечеть пять тысяч человек. Им потребовалось пять лет, чтобы построить это грандиозное сооружение.

Поднявшись на 40-метровую высоту, на один из минаретов мечети, можно оказаться на смотровой площадке. Но перед этим необходимо совершить омовение в фонтане, который расположен в центре площади, а потом босиком пройти через весь двор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий