Индуизм – невероятная религия

Кто основал Индуизм?

У Индуизма нет основателя, так как нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как Церковь). Индуизм имеет определенное количество верований, общих для всех философских систем. Цель Индуизма – получить опыт божественного, стать божественным. Разные пути, многочисленные учителя и божества – все они ведут к одной конечной лежащей в основе всего универсальной истине.

Первоисточники Индуизма и Ведической культуры
Согласно легендам, древние мудрецы, основатели духовной системы, называются риши.  Риши дали людям первоначальные знания, имеющие силу освобождать (от цикла рождения и смерти).Кто самый главный в Индуизме?
В Индуизме нет единого духовного главы как Патриарх в православии или Шахи-имам в исламе. В индуизме большое число разных духовных лидеров, самые выдающиеся среди которых – Шанкарачарьи и Махамандалешвары.
В разных традициях существуют свои непререкаемые авторитеты – духовные лидеры, например, Нимбаркачарья в Нимбарка-сампрадае, Рамануджачарья в Рамануджа-сампрадае, и другие ачарьи, возглавляющие свои сампрадаи, духовные школы или движения.
В Индуизме Бог – это исследование истины, называемой разными именами в разных философских системах:

  • Пуруша в Санкхье, 
  • Кайвалья в Йога-сутрах, 
  • Брахман в Адвайте,
  • Атман в Бхавгавад-Гите и Адвайте,
  • Парамшива в Кашмирском шиваизме,
  • Сатчидананда в Упанишадах,
  • Шунья в Вигйана-Бхайрава-тантре,
  • Шакти в философии шакта и так далее.

Индуисты верят, что истина одна, но называется она по-разному. Бог в Индуизме трансцендентен и имманентен, непроявлен и проявлен.
Лучше всего понимать Бога в Индуизме как дух в каждом из нас, который на самом деле один, но кажется различным. Как Параматман, постоянное, все пронизывающее духовное Я, и как дживатман, то есть духовное я в каждом существе.
Сказать, что Индуизме бесчисленное количество божеств или сказать, что их почти 330 миллионов – будет по сути одним и тем же. Божеств много, а Бог один и един. То есть все известные и неизвестные божества будут являться только лишь малой частью Бога, проявлением его божественной энергии. 

 

Пантеон

Ответить на вопрос кто же бог в Индуизме не так уж просто. Согласно преданию, пантеон этого религиозного течения насчитывает 3 333 333 богов, полубогов, духов, демонов, призраков и семейных покровителей. Однако верховными считаются три божества – Вишну, Брахма и Шива.

Вишну изображают в виде человека с четырьмя руками и кожей темно-синего цвета. Вишну поддерживает жизнь во Вселенной, он выступает творцом и разрушителем мироздания. Основными атрибутами Вишну считаются могущество, богатство, знание, мужество, сила и великолепие. Вишну имеет три ипостаси, каждая из которых играет особую роль в поддержании гармони во Вселенной.

Брахма – бог, не имеющий матери. Согласно преданию, он был рожден из цветка лотоса. Брахма имеет четыре головы и четыре руки, он облачен в одеяние красного цвета. Четыре руки можно считать олицетворением сторон света (север, запад, юг, восток). Брахма является создателем одиннадцати Праджапати – прародителей человечества.

Шива – символ трансформации и разрушительного начала вселенной. Кожа этого божества имеет белый оттенок, чаще всего его изображают сидящим в позе лотоса. Шиву считают победителем демонов и защитником праведности, а также управителем всего сущего и подателем всех благ. Сыновьями Шивы называют бога войны Сканда и бога мудрости Ганеша.

Взаимодействие с западной культурой

Индуизм и буддизм наиболее заметно взаимодействуют с западной культурой. К ним сформировано позитивное культурное отношение (особенно в странах, где исповедается преимущественно христианство) — это философски привлекательные мировоззренческие системы.

К примеру, индуизм, в результате реформации общества «Миссия Рамакришны», перерождается в неоиндуизм — популярное религиозно-философское течение. Его активно воспринимают прогрессивные круга разных стран.

Буддизм первую волну популярности на западе переживает (в форме дзэн-буддизма) среди интеллигенции в первой половине ХХ века, благодаря японскому ученому Дайсецу Судзуки. Влияние дзэн можно обнаружить в творениях писателей:

  • Г. Гессе;
  • Дж. Сэлинджера;
  • Дж. Керуака;
  • А. Гинзберга;
  • А. Уотса;
  • Г. Снайдера.

Вторая волна популярности совпадает с движением хиппи (конец 60-х – начало 70-х годов ХХ века). Интерес был обусловлен послевоенными настроениями и поисками средств развития сознания, особенно после разочарования в развития сознания с использованием наркотических веществ. После оккупации Тибета КНР в 1959 многие буддисты бегут на Запад, что влияло на распространение идей на Западе. В 70-х появляются первые западные учителя буддизма (Лама Оле Нидал).

Особенности западного буддизма:

  1. Отсутствие сильного тяготения к монастырскому способу жизни. Большинство буддистов-западников имеют семьи, роботу, получают образование.
  2. Акцент на выполнении медитации, а не на достижение этического идеала, выполнении ритуалов, поклонении.

Рождение Дурги и битва

В индуистской мифологии рассказывается интересная история об ожесточенной битве Дурги с Махишасурой, демоном, который заслужил благосклонность Господа Шивы после долгого и тяжелого покаяния. Господь Шива, довольный преданностью демона, благословил его даром, что ни один человек или божество не сможет его убить. Наделенный этим даром, Махишасура начал свое господство террора над Вселенной, и люди были безжалостно убиты. Он даже напал на обитель богов. Война между богами и демонами длилась сто лет, в которой Махишасура был вождем асуров или демонов, а Индра был главой богов. В этом состязании армия богов была побеждена более могущественными демонами. Когда Махишасура победил богов, он стал их лидером.

Полностью побежденные боги укрылись у Господа Брахмы, который взял их к Господу Шиве и Господу Вишну. Услышав о злодеяниях демонов, чистая энергия вспыхнула от Брахмы, Вишну и Шивы – троицы, образующей чистую энергию Божественности. Когда боги стали свидетелями этого огненного гребня энергии, пронизывающего все стороны и пылающего, как горная вершина, пылающая солнцем, эта несравненная энергия, исходившая из тел всех богов, ее свет освещал три мира, была сосредоточена в одном месте. и принял форму Богини. Ее лицо было от света Шивы. Ее десять рук были от Господа Вишну. Ее стопы были от Господа Брахмы. Кудри были сформированы из света Ямы (бога смерти), а две груди – из света Соманатха (Бога Луны), талия – из света Индры (царя богов), ноги и бедра – из света Варуна (бога ветра). Таким образом, из энергии этих богов, а также из многих других богов, образовалась богиня Дурга.

Затем боги подарили богине свое оружие и другие божественные предметы, чтобы помочь ей в битве с демоном Махишасура. Господь Шива дал ей трезубец, а Господь Вишну – диск. Варуна дал ей раковину и петлю, а Агни дал ей копье. От Ваю она получила стрелы. Индра подарил ей молнию, а подарком своего белокожего слона Айраваты стал колокольчик. От Ямы она получила меч и щит, а от Вишвакармы (бога архитектуры) – топор и доспехи. Бог гор Химават подарил ей драгоценности и льва, на котором можно было скакать. Дурга также получила множество других драгоценных и волшебных даров, новую одежду и гирлянду из бессмертных лотосов для ее головы и груди.

Прекрасная Дурга, украшенная драгоценностями и золотыми доспехами и вооруженная грозным оружием богов, была готова вступить в битву с жестоким и беспощадным Махишасурой. Громовой рык ее льва потряс три мира. Океаны закипели, и прибой разлился по суше. Континенты были разорваны на их гранитных основаниях по мере того, как поднимались новые цепи гор, в то время как старые хребты рушились, трескались и уступали место пыли в тысячах оползней

Махишасура и его союзники-демоны обнаружили, что их внимание было обращено с небес на Землю, когда сила Дурги продвигалась к небу. Хотя демоны были уверены в своей силе и власти на небесах, они не могли сдержать благоговения

Когда армии Махишасуры были легко разбиты Дургой, ему стало очевидно, что он не так безопасен на небесах, как он думал. Никакой демон не мог сразиться с ней и победить. Ее дыхание пополнит ее армии – вернет к жизни всех павших солдат. Колокольчик, подаренный Айраватой, раздал сбивающий с толку шум. Демоны были в хаосе, их легко было победить и схватить. Земля была усеяна сломанными конечностями и частями тела побежденной армии демонов.

Махишасура был потрясен и разгневан катастрофическими событиями на поле боя. Он принял облик демонического буйвола и атаковал божественных солдат Дурги, забивая и убивая многих, а также хлестнув своим хлыстоподобным хвостом. Лев Дурги набросился на демона-буйвола и вступил с ним в битву. Пока он был занят таким образом, Дурга накинула петлю ему на шею.

Затем Махишасура принял форму льва, и когда Дурга обезглавил льва, Махишасура сбежал в форме человека, который сразу же оказался лицом к лицу с залпом стрел из Дурги. Демон сбежал еще раз, а затем, приняв форму огромного слона, ударил льва Дурги клыком. Своим мечом Дурга разрубила бивень на куски.

Демон снова вернулся в форму дикого буйвола. Он спрятался в горах, откуда он швырял валуны в Дургу своими рогами. Дурга выпила божественный нектар, дар Кубера. Затем она набросилась на Махишасуру, толкнув его на землю левой ногой. Она схватила его за голову одной рукой, проткнула его своим острым трезубцем, зажатым в другой, и еще одной из своих десяти рук она взяла свой яркий меч, обезглавив его. Наконец, он упал замертво, и разбросанные уцелевшие остатки его некогда непобедимой армии в ужасе бежали.

Боги поклонились богине и осыпали ее хвалой после ее победы:

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире

На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Читайте далее:

Лакшми – богиня процветания в Индии

Религия Сикхизм в Индии

Джайнизм в Индии

Загадки истории Древней Индии

Индийцы, или индусы или индейцы? Как появилось название Индия?

Термин “индуизм”

Культура Индии: вера и религия

Культура древней и современной Индии складывалась из различных исторических времен, традиций и наследия местного населения, иммигрантов, а также завоевателей. Сегодня, индийская культура выходит далеко за границы страны, а ее религии и философские учения не перестают набирать популярность и в отдаленных от Индии частях света.

Это интересно! В Индии говорят на более, чем 400 языках и диалектах. В стране проживает более 400 этнических групп.

Культурно и религиозное многообразие настолько велико, что практически каждый индийский штат успел выстроить свою культурную нишу. Невзирая на это уникальное множество культур, Индия сохраняет свою национальную особенность, как единой цивилизации. Религиозные течения, зародившиеся в Индии это индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, стали известны именно как индийские религии и до сих пор оказывают большое воздействие на весь мир.

1.1 Статистика древних и современных религии в Индии – таблица

Главная религия Индии – Индуизм.

Большинство жителей Индии исповедует Индуизм – 80% населения. Другие религии, распространенные в Индии это: ислам 13% населения, христианство 2,3%. В Индии появились и существуют буддизм (0,7%), джайнизм (0,4%) и сикхизм (1,8%). Все перечисленные выше религии, кроме христианства и ислама, возникли в самой Индии. Проживают и тысячи приверженцев иудаизма и зороастризма.

1.1.1 Сравнительная таблица религий Индии – характеристика религиозных групп

  • Индуизм – 80,5 %;
  • Ислам – 13,5 %;
  • Христианство – 2,3 %;
  • Сикхизм – 1,8 %;
  • Буддизм – 0,7 %;
  • Джайнизм – 0,4 %;
  • Другие – 0,65 %;
  • Вне религии – 0,07 %.

1.2 Религия и политика в Индии

Государственная религия в Индии отсутствует. Конституцией Индии, как светского государства, признается любое вероисповедание, а также разделение религии и политики. Ущемление прав по признаку веры запрещено законом.

Это интересно! До вторжения Великобритании в XVII веке Индия являлась одной из самых богатых стран мира.

На практике же, в политической жизни Индии есть религиозный фактор, влияющий на решения политических партий (по большей части представителей индуизма и ислама). Другое проявление – местные конфликты между людьми различных вероисповеданий, исламский и индуистский терроризм. Господствующее положение одной из религии – индуизма, государство, старается комбинировать с привлечением в политику и других религиозных конфессий.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:

  1. Народный – берёт свои корни еще во времена, когда существовали племена и идолопоклонничество. Древнейшая форма религии, при которой люди поклоняются божествам, или формам, наделённым божественной силой.
  2. Ведийский – уже из названия можно понять, что в основе этого направления лежат Веды – Священные Писания.
  3. Ведантический – приверженцы этого направления признают трактаты «Упанишады». Это та часть Вед, в которой рассматривается происхождение самого Бога и медитативные практики.
  4. Религиозно-философская школа йоги. Упоминается в «Йога-сутрах». Оказало сильное влияние на принятие йоги во всём мире. Подробнее про философию йоги.
  1. Дхармический – совокупностью всех норм и правил этого направления является Дхарма. Не относится ни к одной философской школе – имеет собственные моральные ценности.
  2. Бхакти – это монотеизм. Иногда это направление относят к вишнуизму, при котором характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.

Особенности и колорит

Индия — страна контрастов, буйства красок и необыкновенной архитектуры. Но, чтобы окунуться в атмосферу волшебной восточной страны, не обязательно собираться в дальний путь. Именно индийский орнамент отражает то оригинальное великолепие, которым можно украсить, без преувеличения, свою жизнь.


Традиционный индийский орнамент

Где можно увидеть индийский орнамент? Это может быть расписная посуда, ткани, стильная одежда. Наиболее часто такие оригинальные узоры используются в традиционном индийском искусстве мехенди – татуировок хной.

Индийские этнические узоры имеют свои особенности:

  • яркие, как все в Индии;
  • все мотивы обязательно наделены особым смыслом;
  • состоят из множества отдельных элементов, филигранно сплетенных между собой.

Как и любой национальный орнамент, индийский несет в себе сакральный смысл Индийский орнамент — это созвучие красок, эстетики, традиций и религии

Выбирая те или иные узоры, важно знать о тех тайнах, которые они хранят! Всемирно известны следующие виды: «огурец», растительные и геометрические узоры


Помимо осмысленности каждого элемента, индийский орнамент примечателен и своей красотой

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – Веды, которые состоят из четырех канонических  частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и  именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  • Брахмачарья — самый первый этап жизни человека, который длится от рождения до 24 лет. Его еще называют «жизнь ученика», поскольку он подразумевает период обучения под контролем гуру в качестве монаха, практикуя самопознание, воздержание, медитацию и жизнь по принципам дхармы.
  • Грихастха — период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, родить детей, заботиться о родителях и заниматься служением святым личностям. Он длится с 25–49 лет. За этот период человек должен достичь таких целей, как артха и кама.
  • Ванапрастха — это отрезок жизни от 50–74 лет, когда человек уходит от дел и готовится отойти от материального мира. Человек уделяет больше внимания духовным практикам и посещению святых мест.
  • Санньяса — ашрама в возрасте от 75 до 100 лет. Время, когда человек уходит от мирских дел и посвящает свою жизнь самопознанию и духовным практикам, в это время он занимается подготовкой к отходу в иной мир и освобождению души от материального тела, достижению мокши.

Природа богов

Основой каждой страны является вера и религиозные обычаи. Через них мы можем понять историю и культуру народа. В Индии основная религия — индуизм.

Немного истории

  • Индуизм берёт своё начала от Вед, которые были привнесены в культуру Индии в 1 — 2 в. до н. э. древними ариями. Именно в этих священных писаниях запечатлены основные постулаты Индуизма. Перевод слова означает «вечный путь».
  • В многоликой Индии вместе с индуизмом существуют и другие религии: христианство, ислам, сикхизм, буддизм, бахаи. Но именно индуизм остаётся знаковой религией и включает основной пантеон верховных Богов. К этой вере принадлежит более 80% населения.

Основная классификация

  1. Основой всего мироздания считаются 3 верховных бога — Тримурти. Они основополагающие, и от них идёт далее иерархическая лестница.
  2. Затем боги разделяются на стороны света, они нуждаются в опорах и защите, называются Локолапы.
  3. От второй ступени отходит ветвь общеиндийских божеств.
  4. Основой религии остаются боги ведические.
  5. Нельзя не указать на отдельную группу ликов (аватаров) верховного бога Вишну.

В одной статье рассмотреть весь пантеон не представляется возможным. Остановимся на самых известных верховных божествах Индии.

Религиозные и социальные праздники

Праздничные богослужения играют важную часть жизни индуиста, их много, и большинство проводятся в честь божеств: бога воинской храбрости Картикейи, бога мудрости Ганеши, богини знаний Сарасвати, богини изобилия Лакшми и множества других. Ряд праздников посвящен ритуалам жизненного цикла, ремеслам, религиозным и астрономическим событиям.

Самые значительные из них:

  • Лори. Отмечается в середине января в честь бога огня Агни. Во дворах жгут костры и совершают вокруг них особые ритуальные действия ― «парикрама», веселятся и подносят друг другу подарки.
  • Дивали. Праздник, связанный со сбором урожая, который отмечают в октябре-ноябре. В этот день в домах и на улицах зажигаются фонарики.
  • Дасера. Дата осеннего равноденствия (начало октября). По поверьям, в это время боги пробуждаются от сна и возобновляют свою вечную борьбу с демонами.
  • Макара-санкранти (14 января). Праздник, посвященный Богу Солнца. На Макара-санкранти принято совершать ритуальные омовения в Ганге.
  • Холи. Один из праздников индуистов, который упоминается в древних письменах (санскритах). Отмечается в честь прихода весны в полнолуние месяца пхальгун. На Холи сжигают украшенное ленточками соломенное или деревянное чучело зимы.

  • Кришна-джанмаштами ― день явления Бога Кришны (отмечается в конце августа).
  • Виджая-дашами — праздник победы добра над злом. Отмечается в начале или середине октября, по индуистскому календарю на десятый день прибывающей луны месяца ашвин.

Свастика

Свастика – еще один широко распространенный символ, который часто изображают в индуистских храмах и перед алтарями. Он является эмблемой солнца с его лучами и символизирует священный огонь истины, который человек должен зажечь внутри себя. Помимо этого, свастику рассматривали и как символ плодородия в индуизме. Слово «свастика» в переводе означает «творить благое». Свастика бывает двух видов – движущаяся по часовой стрелке, что указывает на сотворение, и против часовой стрелки, что указывает на разрушение. Этот символ индуизма символизирует собой колесо мира, который все время меняется, вращаясь вокруг незыблемого центра – бога. Знаки свастики, изображенные на стенах и дверях домов, призваны защищать их как от злых духов, так и от разрушительных сил природы.

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу
, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом , который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам
(от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы
(жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии
(воины и правители), из бедер — вайшьи
(земледельцы, торговцы), из ступней — шудры
(слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми.
Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными».
Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма)
. В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина.
В брахманизме формируется понятие о Брахмане
— безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане –
индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре,
о перерождениях — инкарнациях
индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме –
законе, определяющем следующее рождение, о мокше –
идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал , а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий