Касты в Индии: особенности общества

Торговцы и ремесленники — вайшьи

Третья группа «дважды рожденных» каст (двиджа — термин, которым индийцы называют людей трех высших варн, прошедшие обряд упанаяна. Упанаяна является символом второго рождения и позволяет брать участие в ритуалах) — это вайшьи.

Сюда относились люди, которые тесно имеют дело с деньгами: ремесленники, фермеры и ростовщики. Их склад ума значительно отличался от брамана: предпринимательская жилка находилась в крови, и уже в детстве вайшьи могли заработать себе на жизнь.

Это не означает, что этот человек постоянно находился в богатстве, являясь торговцем. Вайшью всегда изучал достойное ремесло, которое могло поддерживать необходимый уровень жизни. Причем вайшью принадлежал желтый цвет, он являлся простолюдином и не имел какого-то веса в высшем обществе, но, в отличие от шудры, не был гоним.

Третья категория «дваждырожденных»

Третья категория «дваждырожденных» каст включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения.

Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр.

Вступление

Долгое время доминирующим являлось представление, что по крайней мере в ведическую эпоху индийское общество делилось на четыре сословия, именуемые варнами, принадлежность к каждой из которых была связана с профессиональной деятельностью. Вне варнового деления находились так называемые неприкасаемые. В последующем внутри варн образовались более мелкие иерархические сообщества — касты, которые включали также этническую и территориальную характеристику, принадлежность к определенному клану.

Варны

Понятие «варна» впервые встречается в Ригведе. Ригведа, или «Веда гимнов», — это один из четырех главных и древнейших религиозных индийских текстов. Она составлена на ведическом санскрите и относится примерно ко II тысячелетию до нашей эры. В десятой мандале Ригведы (10.90) содержится гимн о жертвоприношении первочеловека Пуруши.

Согласно гимну, Пуруша-сукте, боги бросают Пурушу на жертвенный костер, поливают маслом и расчленяют, каждая часть его тела становится своеобразной метафорой для определенного социального общественного класса — определенной варной. Рот Пуруши стал брахманами, то есть жрецами, руки — кшатриями, то есть воинами, бедра — вайшьями (земледельцами и ремесленниками), а ноги — шудрами, то есть слугами. О неприкасаемых в Пуруша-сукте не упоминается, и, таким образом, они стоят вне варнового деления.

На основе этого гимна европейские ученые, изучавшие санскритские тексты в конце XVIII — начале XIX века, пришли к выводу о том, что таким образом структурировано индийское общество. Оставался вопрос: почему оно структурировано именно так? На санскрите слово varṇa означает «цвет», и ученые-ориенталисты решили, что под «цветом» имеется в виду цвет кожи, экстраполировав на индийское общество современные им социальные реалии колониализма. Так, брахманы, стоящие во главе этой социальной пирамиды, должны иметь самую светлую кожу, а остальные сословия, соответственно, быть темнее.

Как отличить людей разных варн

Брахманы

Это высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Брахманам запрещается:

  • заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
  • брать в жены представительниц других сословий;
  • трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

Кшатрии

В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей. К современным кшатриям можно также отнести касту джатов, куда входят знаменитые сикхи – эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

Вайшьи

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Это также основной пласт населения, который трудится в офисах.

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу – для этого у них есть шудры. К тому же они очень привередливо относятся к вопросам кулинарии и приготовления блюд.

Шудры

Другими словами, это люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле, иногда выполняя функцию почти что рабов.

Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Они не могли молиться и уж тем более становиться «дваждырожденными», то есть «двиджа», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Зато шудры могут взять в жены даже девушку в разводе.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

При этом число неприкасаемых достигает 15-17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.

К счастью, в современной Индии все меняется – на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, может быть только родиться парией – еще одной подгруппой людей, которые насовсем вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов, но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Какие касты в Индии есть в наше время

Основной догмат индуизма – закон кармы, «действий и воздаяний». Он фактически узаконивает кастовое деление общества. Каждому человеку Вселенная дает ровно то, что он заслужил. Человек должен свою участь принимать со смирением, не пытаясь изменить кармический путь.

Кастовые основы индийского общества были письменно закреплены в эпоху Ману (2 в. до н. э.), пережили мусульманское нашествие, царствие Моголов, британскую колонизацию. В рамках варн формировались джати. Строгая эндогамия позволила многим кастам сохраняться на протяжении 70 поколений.

На территории современной Индии мало каст, распространенных повсеместно. В каждом регионе существует свой обособленный, иерархичный ряд каст, аналога которым нет в соседних областях.

Брахманы занимают уникальное место в кастовой индийской системе, они селятся повсеместно. Ранжирование каст определяется по взаимоотношениям с брахманом. Нижний ряд – от представителей этих каст брахман не примет никогда и ничего. Следующие могут предложить брахману пищу, приготовленную на воде. Следующий ранг – «чистые касты». Они могут предложить брахману воду в металлическом сосуде. «Самые чистые» стоят на вершине пирамиды. Могут дать брахману воду в глиняной посуде.

Среди каст в Индии в наше время есть совершенно немногочисленные, региональные. А есть такие, чья численность достигает нескольких миллионов человек.

Вайшьи и шудры

Главная задача вайшьи – это работа, связанная с разведением скота, возделыванием земли и уборкой урожая. Это любое уважаемое в обществе занятие. За эту работу вайшьи получает прибыль или зарплату. Цвет их – желтый. Это основное население страны. В современной Индии – это клерки, простые наемные работники, которые получают за свой труд деньги и остаются этим довольны.

Представители низшей касты в Индии – это шудры. Они испокон веков занимались самой тяжелой и грязной работой. Их цвет – черный. В Древней Индии это были рабы и слуги. Предназначение шудр – прислуживать трем высшим кастам. Они не имели своего имущества и не могли молиться богам. Даже в наше время – это самый бедный слой населения, который часто живет за гранью нищеты.

Неприкасаемые

К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, – это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.

Самый худший человек – это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения – парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.

Философия и жизнь брахмана

Дхарма брахмана включала беспрерывную духовную работу и аскетичный образ жизни. Этому он обучается в период брахмачари и практикует всю жизнь.

Духовные представления и предназначение

Согласно Ведам, у брахманов была возможность освободиться из круга перерождений и смертей. Основно предназначение жрецов как проводников божественной мудрости – направлять своих последователей, оказывать им духовную поддержку на пути исполнения долга.

Главные обязанности

Главными социальными задачами и обязанностями брахманов были:

  • изучение Вед и передача духовных знаний всем дваждырожденным;
  • формирование сознания благородной и справедливой правящей элиты общества;
  • посредничество между людьми и богом с помощью религиозных практик;
  • просвещение и образование, наука и судебная деятельность;
  • передача священных текстов и традиций (сначала устно, а начиная с раннего Средневековья – письменно).

Привилегии

Представители высшей варны имели следующие привилегии:

  • последователи обеспечивали их всем необходимым, потому что сами они не имели права зарабатывать;
  • исключительное право осуществлять религиозные ритуалы в храмах;
  • возможность быть наставником аристократии и правителей;
  • вхождение в орган судебной власти – брахманский суд;
  • неприкосновенность имущества;
  • максимальная мера наказания – изгнание из родных мест, даже за тяжкое преступление казнить жреца не могли.

Запреты для браминов

Несмотря на высокий статус и привилегии, на браминов, как и на другие касты, накладывались строгие ограничения. Нарушения этих запретов грозили им как земными наказаниями, так и духовными: перерождениями в низших существ в следующей жизни.

Браминам запрещалось:

  • работать (для мужчин недопустим любой ручной или наемный труд, женщинам разрешалось только вести хозяйство);
  • проживать на одной территории и вступать в брак с представителями низших каст;
  • принимать у них средства для жертвоприношений: согласно Законам Ману, преступивший это правило брамин возродится чандалой – членом низшей касты неприкасаемых;
  • общаться с шудрами и далитами;
  • употреблять мясо и любую еду, приготовленную простолюдином: для брахмана лучшим исходом считается благородная смерть от голода, чем принятие пищи от шудры.

Брак

Высшие сословия особенно трепетно относились к эндогамии

Старшей варне было важно сохранять исключительность своего статуса богов среди людей. Возможность «социального лифта» посредством неравного брака была исключена

Для верующего индуиста перерождение в теле брамина с последующей перспективой освободиться и покинуть сансару – вершина стремлений, мощная мотивация следовать своей дхарме.

С древних времен брачные союзы носят договорной характер. Иногда пара выбирали из брахманских каст, проживающих в соседнем поселении. Это делали, чтобы избежать кровосмешения, риск которого был велик при формировании семьи внутри небольшой общины.

В 1942 г. громкий скандал сопутствовал замужеству дочери первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру, Индиры, с парсом и зороастрийцем Ферозом Ганди. Семья Неру относилась к варне брахманов, и межкастовый и межрелигиозный брак считался преступлением против дхармы. Союз по любви, с точки зрения традиционалистов, не имеет смысла и аморален, т. к. легализует половое влечение.

Сейчас договорные браки превалируют, но не являются обязательными: количество неравных союзов растет по мере того, как общество становится более светским. Отношение к ним зависит от прогрессивности взглядов семей жениха и невесты. Касту в разных регионах присваивают либо низшую из двух, либо по отцу.

Разводы в высших варнах не допускались, это была прерогатива шудр и далитов.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

Касты в древней Индии

Впервые понятие «варна» упоминается в Ригведе. Ригведа – Веда гимнов – одна из четырех частей самого древнего и священного текста индуизма. Гимны написанные, ведическом санскрите, датируются приблизительно 1700 г. до н. э.

Гимн Пуруша-Сукта рассказывает о жертвоприношении первочеловека. Боги бросили Пурушу на жертвенный костер и расчленили. Каждая отделенная часть его тела стала олицетворением части социально-экономической культуры древнего общества. Рот превратился в варну брахманов – жрецов, руки стали кшатриями – воинами, из бедер вышли вайшьи – земледельцы, ремесленники. Ноги стали шудрами, слугами. Слово «шудра» пришло не из санскрита. Некоторые исследователи считают, что так называлось одно из коренных племен, завоеванных ариями в долине Инда (во II тысячелетии до н. э.).

Пуруша-Сукта не упоминает о неприкасаемых. Они стоят вне варновой принадлежности, в самом низу иерархической лестницы.

На санскрите слово «варна» обозначает цвет. Долгое время ученые придерживались мнения, то священные тексты имеют в виду цвет кожи. 

Сейчас считается, что варна взаимосвязана с цветом одежды. Брахманы носили белые облачения, которые призваны были символизировать недосягаемость, чистоту. Цвет кшатриев – самый энергичный, красный. Цвет земли – желтый, это цвет варны вайшьей. Грязные ступни дали черный цвет шудрам.

Каждая варна на протяжении истории имела свои специфические черты.

  1. Брахманы – высшее сословие. Поскольку были сотворены из уст Пуруши (Брахмы), то цель их земной жизни – изучать древние священные тексты, познавать сакральные тайны, держать ответ перед высшими силами, учить людей. До изобретения письменности тексты передавались устно. Мальчики из варны брахманов рано начинали свой религиозный путь, они покидали родную семью и поселялись в доме Учителя. Долгие годы нужны были для постижения божественной мудрости. Главная обязанность – знать заклинания и уметь правильно проводить жертвенные ритуалы. Самое страшное преступление по меркам индуизма – лишить жизни брахмана.
  2. Второе по значимости сословие – кшатрии. К этой варне принадлежали династии правителей и воинов. Из рук божества они были созданы, следовательно, власть на земле принадлежит им. С детства обучались владению разными видами оружия. Должны были мастерски управлять колесницей, держаться на коне.
  3. Вайшьи – весьма уважаемые в обществе люди. Исторически варна состояла из ремесленников, торговцев, земледельцев (первоначально поселенцев). Фактически кормили все остальные варны, имели почет и достаток.
  4. Шудры – самый социально ущемленный слой общества. Занимались обслуживанием высших каст.

Обряд «упаяна», проводимый над членами трех высших сословий, позволял им родиться уже как членам своей варны. Мальчик получал из рук жреца «священный шнур упавиты», который теперь был обязан носить постоянно. Упавита накладывалась на левое плечо и продевалась под правой подмышкой. В процессе ритуала они рождались духовно, становились «дважды рожденными».

Кастовые ограничения

Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.

Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.

История происхождения кастовой системы

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите — по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн — касты, происходящий уже от латинского слова.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы — священнослужители;
  • кшатрии — воины;
  • вайшья — рабочие люди;
  • шудры — разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе, преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Мохенджо-Даро и Хараппа

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа – два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме – юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты – жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу – круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

Особенности понятия

Латиноамериканское понятие «каста» (расовая классификация) довольно часто ошибочно применяют к индийским варнам. На самом деле существуют определенные различия:

  • Между кастами формально разрешалось смешение, чего категорично не допускают варны;
  • Касты изначально основывались на внешних различиях (цвет кожи), а варны – на правовом положении.

Индийские касты называются джати и являются результатом разделения варн на подгруппы. Варны – это индийские сословия, состав, права и обязанности которых официально определены. Чаще всего джати связаны с видом деятельности, а варны определяют статус касты в религиозно-ритуальной системе. Джати в Индии большое количество (касты могут состоять из подкаст), а варн всего четыре.

Существует миф о разделении индийцев на варны. Для благополучия мира бог Брахма создал четыре сословия из частей своего тела, установив для них четкий круг занятий. Из уст получился брахман, из рук – кшатрия, из бедер – вайшья, из ступней – шудра.

Рис. 1. Изображение бога Брахмы.

Яна → Яти → Каста

Для обозначения категорий населения в самой Индии использовались термины “джати” (jati). “Джати” происходит от слова “джана” (jana), которое обозначает “рождение”. Таким образом, слово “джати” связано с рождением.

В настоящее время для обозначения социальных групп прижился термин “каста”.

Понятие “каста” происходит от португальского слова “casta”, что означает “раса”, “происхождение” или “порода”. Португальцы использовали слово “каста” в современном понимании, употребляя его по отношению к наследственным индийским социальным группам, называемым в Индии «джати». 

Согласно Андерсону и Паркеру, “каста – это крайняя форма организации социального класса, в которой положение индивидов в статусной иерархии определяется происхождением и рождением”.

Неприкасаемость в современной Индии

В современной Индии неприкасаемость в большей степени практикуется в деревнях, где, как уже говорилось, ее в полной мере соблюдает примерно треть населения. Еще в начале XX века такая практика была сильно укоренена. Например, в одной из деревень Андхра-Прадеш неприкасаемые должны были пересекать улицы, привязывая к поясу пальмовые листья, чтобы заметать свои следы. Представители высших каст не могли наступать на следы неприкасаемых.

В 1930-е годы англичане изменили политику невмешательства и начали процесс позитивной дискриминации. Они установили процент той части населения, которая принадлежит к социально-отсталым слоям общества, и ввели резервированные места в создаваемых в Индии представительных органах, в частности, для далитов (досл. «угнетенных» — этим заимствованным из маратхи термином принято политкорректно называть неприкасаемых сегодня).

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Касты

Таким образом, более сбалансированным представляется мнение Сюзан Бэйли, которая доказывает, что, хотя варно-кастовая структура общества в нынешнем виде и является в значительной степени продуктом британского колониального наследия, сами касты как единицы социальной иерархии в Индии не взялись просто так «из воздуха». Представление середины ХХ века о тотальной иерархичности индийского общества и о касте как основном структурообразующем его элементе, что лучше всего описано в работе «Homo Hierarchicus» Луи Дюмона, также считается несбалансированным.

Важно заметить, что существует разница между понятиями «варна» и «каста» (слово, заимствованное из португальского), или «джати». «Джати» означает более мелкую иерархическую общность, которая предполагает не только профессиональную, но и этническую и территориальную характеристики, а также принадлежность к определенному клану

Если вы брахман из Махараштры, это не значит, что вы будете придерживаться таких же ритуалов, как и брахман из Кашмира. Есть некие общенациональные ритуалы, например подвязывание брахманского шнура, однако в большей степени ритуалы каст (принятие пищи, брак) определяются на уровне маленькой общности.

Современность

Некоторым представителям западного мира может казаться, что кастовая система в Индии осталась в прошлом, но это далеко от правды. Количество каст все возрастает, и это является краеугольным камнем среди представителей власти и обычного народа.

Многие склоняются к тому, что касты – это зло, потому что они дискриминируют целые группы людей, ущемляют их права. В предвыборной кампании многие политики пользуются этой хитростью – заявляют борьбу с кастовым неравенством как главное направление своей деятельности.

Конечно, разделение на касты постепенно теряет свое значение для людей в качестве граждан государства, но до сих пор играет значительную роль в межличностных и религиозных отношениях, например, в вопросах брака или сотрудничества в бизнесе.

Правительство Индии многое делает для равноправия всех каст: юридически они равны, а избирательным правом наделены абсолютно все граждане. Сейчас карьера индийца, особенно в крупных городах, может зависеть не только от его происхождения, но и от личных заслуг, знаний, опыта.

Даже у далитов есть возможность построить блестящую карьеру, в том числе в государственном аппарате. Прекрасным примером того может служить Президент Кочерил Раман Нараянан из рода неприкасаемых, избранный в 1997 году. Еще одно тому подтверждение – неприкасаемый Бхим Рао Амбедкар, который получил в Англии диплом юриста, а впоследствии создал Конституцию 1950 года.

Она содержит особую Таблицу каст, и каждый гражданин по желанию может получить сертификат с указанием своей касты в соответствии с этой таблицей. Конституция предписывает, что государственные учреждения не имеют права интересоваться, к какой касте человек принадлежит, если он сам не желает об этом говорить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий