Что такое диаспора и национальные меньшинства

Диаспора: понятие и другая общая информация

По оценкам ООН, каждый 35-й житель планеты является мигрантом, а в развитых странах это уже каждый 10-й. Скачек миграции наблюдается с параллельной консолидацией этнических групп. Переехав в новую страну переселенцы объединяются по национальному признаку. Такое поведение позволяет им не только выжить, но и сохранить свою национальную идентичность, культуру и обычаи в зачастую агрессивно враждебной среде.

Уже обустроившие свой быт мигранты помогают с эмиграцией соотечественникам. В результате этого процесса численность мигрантов и иностранных диаспор непрерывно растет.

Таким образом, диаспора – это национальное объединение, этническое сообщество выходцев из одного государства, проживающих за пределами страны происхождения и сохраняющих внутри группы национальную идентичность, сплоченность и общность.

Диаспоры и национальные меньшинства поддерживают отношения со странами исхода, для которых это является отдельным направлением внешней политики. В некоторых странах диаспоры также являются важным источником экономической и политической поддержки исторической родины.

Главная цель и значение диаспоры – это сохранение национальных обычаев и культуры, повышение их привлекательности и известности за рубежом.

Изначально диаспоры и их сущность связывали исключительно с еврейским этносом, добровольно проживающим или насильно изгнанным с Земли Израиля. С конца ХХ века термин используется в современном понимании, хотя такой подход продолжает вызывать споры. На сегодня до сих пор нет однозначного определения этому явлению, учеными разных стран и научных дисциплин понятие диаспоры трактуется по-разному.

Диаспоризация мира приняла столь значительные масштабы, что сегодня трудно найти страну без проживающих в ней этнических групп с признаками диаспоры. Многие из таких сообществ оказывают влияние на государства проживания, меняя их демографическую структуру, конфессиональный и этнический состав, не говоря уже о политическом и социальном взаимодействии.

Многочисленные этнические диаспоры, обладающие значительными финансовыми ресурсами, активно лоббируют интересы исторической родины, с которой остались глубокие экономические и иные связи. В условиях глобализации и создания единого экономического пространства они продолжают наращивать влияние, поэтому диаспора в традиционном понимании требует нового осмысления.

Определения

Социологический

Луи Вирт определила группу меньшинств как «группу людей, которые по своим физическим или культурным характеристикам выделяются среди других в общество в котором они живут ради дифференцированного и неравного обращения и поэтому считают себя объектами коллективной дискриминации “. Определение включает как объективные, так и субъективные критерии: принадлежность к группе меньшинства объективно приписанный обществом на основе физических или поведенческих характеристик человека; он также субъективно применяется ее членами, которые могут использовать свой статус как основу групповой идентичности или солидарность. Таким образом, статус группы меньшинства носит категориальный характер: человеку, который демонстрирует физические или поведенческие характеристики данной группы меньшинства, предоставляется статус этой группы и с ним обращаются так же, как и с другими членами этой группы.

Джо Фейгин, утверждает, что группа меньшинства имеет пять характеристик: (1) страдание от дискриминации и подчинения, (2) физические и / или культурные черты, которые их отличают, и которые не одобряются доминирующей группой, (3) общее чувство коллективной идентичности и общее бремя, (4) общественно разделяемые правила о том, кто принадлежит, а кто не определяет статус меньшинства, и (5) тенденция вступать в брак внутри группы.

Критика

Есть разногласия по поводу использования слова «меньшинство», поскольку оно имеет общее и академическое значение. Распространенное использование термина указывает на статистическое меньшинство; однако ученые говорят о различиях в силе между группами, а не о различиях в численности населения между группами.

Вышеупомянутая критика основана на идее, что группа может считаться меньшинством, даже если она включает в себя такое большое количество людей, что численно не является меньшинством в обществе.

Некоторые социологи критиковали концепцию «меньшинство / большинство», утверждая, что этот язык исключает или игнорирует изменяющиеся или нестабильные культурные идентичности, а также культурную принадлежность вне национальных границ. Таким образом, термин «исторически исключенные группы» (HEG) часто аналогичным образом используется, чтобы подчеркнуть роль исторического угнетения и доминирования и то, как это приводит к недостаточной представленности определенных групп в различных сферах социальной жизни.

Политическая

Термин национальное меньшинство часто используется для обсуждения групп меньшинств в международной и национальной политике. Во всех странах существует определенная степень расового, этнического или языкового разнообразия. Кроме того, меньшинствами могут быть иммигранты, коренные или безземельные кочевые общины. Это часто приводит к различиям в языке, культуре, верованиях, обычаях, которые отделяют некоторые группы от доминирующей. Поскольку эти различия обычно воспринимаются негативно, это приводит к потере социальной и политической власти для членов групп меньшинств.

В международном праве нет юридического определения национальных меньшинств, хотя защита групп меньшинств предусмотрена Организацией Объединенных Наций. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Международное уголовное право может защищать права расовых или этнических меньшинств разными способами. Право на самоопределение это ключевой вопрос. Совет Европы регулирует права меньшинств в Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств и Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.

В некоторых местах подчиненный этнические группы могут составлять численное большинство, например, черные в Южная Африка при апартеиде. в Соединенные Штаты, например, неиспаноязычные белые составляют большинство (63,4%), а все другие расовые и этнические группы (Мексиканский, афро-американцы, Американцы азиатского происхождения, Американский индеец, и Коренные гавайцы ) классифицируются как «меньшинства». Если белое неиспаноязычное население упадет ниже 50%, группа будет только множество, а не большинство.

Американцы (317 млн)

Вот яркий пример, когда можно точно определить народ, при практически несуществующем понятии «американская нация». В узком понимании, это группа различных народностей, составляющих население США, и имеющие американское гражданство.

За 200-летнюю историю сложилась единая культура, менталитет, общий язык, используемый при общении, что позволяет объединить население территории США в одни народ.

На сегодня американцы США составляют 317 миллионов. Для коренного населения Америки — индейцев, может быть употреблено наименование американцы, но по этнической идентификации это совершенно другой этнос.

3

Диаспоры

Определение 1

Диаспоры – это пребывание значительной части народа вне страны его происхождения.

Способностью к созданию диаспоры обладает не каждый этнос, а лишь тот, который устойчив к ассимиляции. Диаспоры, частично или полностью проживающие изолированно от господствующей культуры, стремятся к сохранению своей самобытности. Главным средством сохранения этой самобытности выступает родной язык, привезенный с исторической родины. Он выполняет множество функций, ключевыми из которых считаются коммуникативная и солидаризирующая. Ученые уже доказали, что в наиболее полной мере язык реализуется в компактной среде обитания, а в условиях дисперсного проживания и вовсе может утратить свою коммуникативную роль.

Как показывает практика, в большинстве случаев диаспоры могут образовываться посредством:

  • добровольного переселения (миграции);
  • принудительного (насильственного) выселения;
  • угрозы геноцида или других социальных факторов.

Организационными формами поддержания диаспоры выступают специально формируемые социальные институты, такие как группы лоббирования интересов в международных организациях и политические представительства, неформальные сети общения и клубы знакомств, политические, национального-культурные и общественные центры и движения, землячества, а также предприятия этнической экономики. В общем виде территориальный треугольник диаспоры представлен на рисунке 1.

 Рисунок 1. Территориальный треугольник диаспоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несмотря на то, что некоторые диаспоры образовывались добровольно, большая и часть (по крайней мере, наиболее известные) все же правильно будет относить к насильственной миграции. История показывает, что наиболее стремительными темпами число диаспор в мире росло именно в период войн, погромов, преследований и чисток. Таким образом, диаспоры формировались преимущественно за счет вынужденных мигрантов.

Сами по себе диаспоры условно подразделяются на два вида. Так выделяют диаспоры дисперсного и компактного проживания. В первом случае представители диаспоры разбросаны по всей территории страны, а во втором, напротив, сконцентрированы в одном месте.

В современной системе международных отношений диаспоры выполняют различные функции. Основными из них считаются:

  • поддержка, развитие и укрепление духовной культуры народа;
  • поддержание культурных связей со своей исторической родиной;
  • культивирование национальных обычаев и традиций;
  • распространение и поддержание родного языка;
  • пропаганда национального искусства и литературы.

Практика показывает, что около 60-70% всех диаспор в мире сконцентрированы на решении выше указанных проблем.

Диаспора считается началом формирования национального меньшинства.

Соединённые Штаты Америки

В этой стране нашли пристанище свыше 3 000 000 россиян – именно так, ведь в этой стране русскими считают всех, кто владеет русским языком, будь он татарин, еврей, молдаванин, украинец или белорус.

Диаспора в этой стране – все жители СНГ и Балтии. Наибольшая их концентрация на восточном побережье (Нью-Йорк, Джерси, Новая Англия и другие старые колонии вплоть до Флориды) и в Калифорнии, небольшое количество обретается в Луизиане, Аризоне, Неваде и Теннеси.

Специалистами выделяются три основные волны миграции русских в эту страну:

  1. Перед первой мировой войной – в основном речь идёт о жертвах еврейских погромов и голода в западных и центральных губерниях
  2. После великой Октябрьской социалистической революции
  3. После крушения Советского Союза

Эти люди успешно американизировались, адаптировали даже имена и фамилии, которые теперь невозможно отличить от автохтонных. Взять Сигала (в «девичестве» Сигалович) или Хелен Миррен (Мирович или Миронова). Некоторые районы Нью-Йорка и Сан-Франциско по-прежнему национально окрашены и увешаны вывесками и плакатами на русском языке.

Русская или русскоговорящая диаспора

Считается одной из самых крупных в мире. Ее численность составляет примерно 25 миллионов человек, которые проживают по всему свету, за пределами России. Первая волна ее формирования началась в середине 19 века, часть дворян создали русскую общину в центре Парижа.

Значительное расширение диаспора получила после падения Российской империи, в период гражданской войны и в первые годы становления советской власти.

Второй мощный рост пришелся на период 90-х годов, когда СССР развалился.

Но до сих пор сложным является вопрос о том, кого именно относить к русской диаспоре – этнических русских, граждан РФ, потомков из Российской империи, переселенцев из бывших стран СССР или всех русскоговорящих.

  • Русская диаспора в Австралии и Новой Зеландии. В 1820 году на территории континента проживало около 4 семей. Массовый поток мигрантов пришелся на конец 19 века. Сегодня в Австралии проживают около 30 тысяч человек и около 60 тысяч считают себя потомками русских переселенцев. Выпускается 3 русскоязычные газеты и выходят в эфир 2 телепрограммы.
  • Русская диаспора в Китае. Первые упоминания о русских относятся к 14 веку. Сегодня в стране проживают около 20 тысяч человек. Есть телеканал, несколько газет, открываются школы. Любимые области русских — Шанхай, Далянь, Харбин.
  • Русские в странах Южной Америки. Наибольшее количество наших соотечественников — на территории Аргентины, Боливии, Бразилии, Уругвая. В настоящее время на территории Южной Америки проживают 320 тысяч человек, причем в Аргентине – около 300 тысяч.
  • Русская диаспора во Франции. В стране проживают около 500 тысяч русских. Основная часть переселенцев сосредоточена в Париже и крупных городах. Для эмигрантов организованы школы, кружки, выпускаются русские газеты.
  • Самая крупная по численности русская диаспора — в США, в стране проживают около 3,5 миллионов этнических русских. Иммиграция продолжается и в настоящее время. Самые крупные русские этнические общины находятся в Нью-Йорке, Майами, Чикаго.

Расовый состав США

Американская нация – молодое и полиэтническое общество, состоящее из людей, представляющих все три основные расы человечества – европеоидную, негроидную и монголоидную. Между ними на протяжении веков происходили множественные процессы смешения и ассимиляции, что породило большое количество различных этнических групп.

По данным Бюро переписи населения США в стране сложился следующий расовый состав:

  • Белые – 73,0%,
  • Чернокожие – 12,65%,
  • Индейцы, эскимосы и алеуты – 0,82%,
  • Азиаты – 5,35%,
  • Гавайцы и другие жители Океании – 0,18%,
  • Другие расы и национальности – 4,8%,
  • Две и более расы – 3,1%.

Испанские или латиноамериканские корни имеют 17,6% населения разных рас.

Когда первые европейские колонисты высадились на территории современных Соединенных Штатов Америки, их населяло более 400 индейских племен, общей численностью 3 миллиона человек. Сегодня коренные жители США (гавайцы, индейцы, эскимосы, алеуты) и их потомки насчитывают около 5,5 миллионов человек, что составляет всего лишь 1,6% от общей численности населения.

Расовый состав Америки с годами сильно меняется. В середине прошлого века, белые люди составляли подавляющее большинство. По прогнозам, к 2050 году эта группа будет составлять не более 48% от общей численности населения. При этом число жителей латиноамериканского происхождения составит не менее 30%. Численность чернокожего населения вырастет максимум на 2%, а представителей азиатских народов – на 3-5%.

Признаки и характерные черты «диаспоры»

Главный признак диаспоры – это пребывание этнической группы людей за пределами территории (страны) их происхождения. Отрыв народа или его части от своей исторической Родины – это отличительный признак этого явления.

Диаспора – это не только часть народа, которая живет среди другого народа, это этническая общность, которая обладает чертами национальной самобытности своего народа (культура, литература, искусство, язык, сознание) – поддерживает их, сохраняет и развивает.

Трудно назвать диаспорой, часть народа, которая вступила на путь ассимиляции и полного исчезновения этнической самобытности (потеря языка, культуры, быта и обычаев).

Характерной чертой диаспоры является наличие определенных организационных форм, начиная от землячеств и заканчивая политическими и национально-культурными движениями.

Отличительной чертой этнической группы является также осуществление социальной защиты людей (своих членов).

Если народы не нуждаются в отдельном этническом развитии, то они и не образуют диаспор в иностранных государствах. Например, немцы и британцы в США, они представлены во всех сферах общественной и культурной жизни.

Особой чертой диаспоры является религиозный признак. Религия во многих случаях становится цементирующим фактором, она объединяет единоверцев. Например, греко-католическая церковь сплотила украинцев в Латинской Америке и Канаде.

Важную роль сыграла религия в жизни армянской общины. Армянская церковь в 5 веке нашей эры сделала монофизитский выбор. Это еретическое направление как для католиков, так и для православных, и именно монофизитство выделило армян в этнос. Связь этноса и религии очень сильная, и это привело к устойчивости этноса и его повышенной сопротивляемости ассимиляции.

Азербайджан (≈115 тыс.)

Одна из крупнейших этнических групп, занимающая по численности 3-е место после собственно азербайджанцев и лезгин. На территории Азербайджана проживает примерно 115 тысяч русских.

Больше всего сосредоточенно в Баку, а также в Сумгаитском и Исмаиллинский районах. Первые поселенцы появились здесь в XIX столетии, и на всём протяжении играют важную роль в развитии закавказского государства.

В Азербайджане активно действует русская община. В столице государства с 1920 года работает Азербайджанский государственный русский драматический театр. Он носит имя поэта и драматурга Самеда Вургуна.

16

Темнокожие в Абхазии

Есть три версии появления чернокожих на территории нынешней Абхазии.

  1. Первая гласит, что в царские времена «афроамериканцы» были привезены на Кавказ в качестве рабов местной княжеской семьей. Точный период вынужденного переселения установить не удается: считается, что произошло этот либо в XVII, либо в XIX веке. Купленных рабов планировали использовать для сбора цитрусовых на плантациях, однако затея не увенчалась успехом, а бывшие рабы обрели свободу и начали жить на юге страны, полностью ассимилировавшись.
  2. Вторая версия говорит о добровольном переселении темнокожих в места современной Абхазии. Это могли быть потомки эфиопских евреев или египетских коптов. Однако эта теория не объясняет, как они оказались в районе Черного моря…
  3. Третье предположение имеет более сказочный и поэтичный характер, больше похожий на сюжет «Робинзона Крузо». Согласно этой версии, по Черному морю плыл османский корабль с рабами, который потерпел крушение, и выжившие темнокожие нашли свое спасение на берегах Кавказа.

Все они быстро ассимилировались и интегрировались в местную культуру, каждый из них свободно владеет абхазским языком.

Местные жители — народ дружелюбный, они были совсем не против такого соседства, поэтому адаптация протекла быстро и без каких-либо расовых конфликтов.

Уже позже «новые абхазы» стали расселяться и по остальной части России, однако их численность до сих пор мала.

Русские в Новой Зеландии и Австралии

Впервые подданный России появился на территории Австралии в начале 19 века. Он был арестован в Великобритании и отправлен на принудительные работы. После их окончания, он принял решение остаться в Австралии. Принято считать, что он стал первым представителем русской диаспоры. Однако по данным властей, на момент 1820 года в Австралии уже проживало 4 русских семьи. Поэтому сказать точно, кто был первым, достаточно сложно.

Сегодня на территории Австралии проживает большое число выходцев из СССР и потомков русскоязычных переселенцев. Суммарно на данный момент их более 90 тысяч. При этом в стране выходит 3 русскоязычных газеты и 2 программы на телевидении.

В Новой Зеландии при этом также существует крупная русская община. Она состоит из 20 тысяч человек. Большая часть представителей диаспоры проживает в Веллингтоне и Окленде. В Крайстчерче можно увидеть русский культурный центр.

От «угнетаемого меньшинства» до «послов Индии в мире»

Правительство Индии во главе с Дж. Неру первоначально предполагало, что успешное встраивание диаспоры в институты стран пребывания обеспечит большую степень безопасности для индийского меньшинства, чем прямая поддержка со стороны индийского правительства. Однако уже вскоре в 1972 году репрессии президента Уганды Иди Амина по отношению к индийскому меньшинству показали, что прогнозы руководства ИНК были крайне оптимистичны.

Коренные перемены по отношению к диаспоре произошли в 1998 году с приходом к власти БДП во главе с А.Б. Ваджпаи, что отразилось в создании в 2000 году Комитета по вопросам диаспоры при правительстве Индии, подготовившего 600-страничный доклад по проблемам диаспоры. Но настоящие перемены пришлись на приход к власти БДП во главе Нарендрой Моди, который подчинил Министерство по делам индийцы за рубежом Министерству иностранных дел, тем самым подчеркнув значение индийской диаспоры для внешней политики Индии. Нарендра Моди призывает индийцев быть «послами Индии» в странах их пребывания, не забывать о своей родине и вкладывать деньги во все программы, которые проводит правительство страны.

Стоит признать, что после обретения независимости в 1947 году Индия действительно использовала набор средств, который можно классифицировать как инструменты, присущие концепции «мягкой силы», но по-настоящему эффективным средством «мягкой силы» Индии могла бы стать индийская диаспора в целом, и в США в частности, которая через особенности ее секторальной занятости и «истории успеха» отдельных ее представителей могла бы продвигать позитивный образ Индии на мировой арене, получать политическое влияние и способствовать проведению благожелательного внешнеполитического курса по отношению к Индии.

Русское население в Европе

Европейский образ жизни очень привлекателен для переселенцев из России, потому здесь большая диаспора, которая активно функционирует:

  • среди европейских государств наиболее привлекательным для эмиграции считается Германия. В государстве большое количество библиотек, школ, садиков, а также православных церквей;
  • русские корни имеют около 30000 граждан, живущих в Великобритании. Для переезда люди чаще всего выбирают столицу. В стране существует много организаций, где каждый житель с русскими корнями может узнать все о своей культуре;
  • крупная группа эмигрантов находится в Латвии. Согласно статистике, до 40% жителей страны разговаривают на русском языке. Численность русскоязычного населения в государстве больше, чем в любой другой стране мира. В столице находится 43 школы, где дети получают образование на родном русском языке.

Национальные меньшинства в России

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. их было 146). Русские составляют 82% всего населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом: народы (их иногда именуют «титульные»), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы, др.), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы — всего 9).

Коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15% всего населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендует на подобный статус;

этнические группы имеющие государственность за пределами России (болгары — 33 тыс., греки — 92 тыс., корейцы — 100 тыс., немцы — 842 тыс., поляки — 92 тыс., финны — 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхетинцы — до 30 тыс., цыгане — 153 тыс., вепсы — 12 тыс., шорцы — 16 тыс. и др.).

В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства».

Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
  2. достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);
  3. быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
  4. не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
  5. иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
  6. стремиться к сохранению своей самобытности.

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации.

К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены вышеназванные коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.

Национальные меньшинства испытывают определенное давление со стороны доминирующего общества. Как правило, они обладают меньшими возможностями для самовыражения, отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой солидарности, отмечал Г. Еллинек, несет опасность для цивилизации. Именно поэтому правовое государство, каковым стремится быть Россия, оказывая поддержку национальным меньшинствам, во-первых, защищает их от дискриминации; во-вторых, заботится о сохранении и развитии ими своей самобытности и возможности быть конкурентоспособными в сравнении с остальными этническими общностями государства проживания.

Русские диаспоры в бывших республиках СССР

Дальше – самая мякотка, самый сок.

Наибольшая по численности диаспора находится на Украине, правда, точное число не поддаётся учёту – власти незалежной скрывают эти цифры, опасаясь дальнейшей дестабилизации своего провалившегося государства.

По данным переписи, за вычетом Крымской автономии и самопровозглашённых бантустанов на востоке и юго-востоке, численность населения не превышает 37 миллионов, и не менее 20% из них — этнические русские. Говорят на языке чуть меньше половины от общего населения, и это лишь те, кто украинским пользуется реже русского.

За вычетом Украины, наибольшей в мире диаспорой следует полагать казахскую: тут 18% жителей страны этнически одна с нами кровь, а это 3,5 миллиона. Чуть меньше – около 1 000 000 — живут в узбекской столице Ташкенте и в Самарканде.

Другие среднеазиатские республики обладают менее внушительными группами русского населения, хотя и относятся к нам более чем уважительно: в Таджикистане язык Пушкина и Гагарина имеет официальный статус, в соседней Киргизии – языка межнационального общения.

А в процентном отношении больше всего нас в Латвии – 30%, и соседней Эстонии – 25%, что составляет 560 и 325 тысяч человек соответственно.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

на Дзен канал

Нарендра Моди и «плавильный котёл»

Но при всём этом  определяющим фактором успеха или неуспеха представителей индийской диаспоры в США является степень интегрированности индийцев в американское общество и принятие американских ценностей и жизненных установок, а для достижения успеха в политической сфере любому американцу индийского происхождения следует быть в большей степени американцем, чем индийцем, что заставляет политиков отстраняться от  диаспоры.

Примером может служить упоминаемый ранее Бобби Джиндал. Имя «Бобби» американский политик взял намеренно и в сознательном возрасте, отказавшись от имени Пиюш и крестившись по католическому обряду.  В 2016 году политик решил принять участие в президентской гонке и заявлял, что он «был рождён американцем, а не американцем индийского происхождения», а после смерти бабушки и дедушки даже его родители перестали посещать Индию. На политические убеждения Джиндала повлияли особенности его избирательного округа в Луизиане, где среди населения преобладают убежденные католики и избиратели ультраправого толка, что подтолкнуло политика к переоценке своего отношения к прошлому своей семьи и своим историческим корням.

Никки (Нимрата Рандхава) Хейли так же была воспитана в американских традициях, отказалась от своей родной религии, сикхизма, в пользу христианства, но при этом никогда не стеснялась своего индийского происхождения и заявляла, что не собирается от него отказываться.При этом Никки Хейли на посту Постоянного Представителя США при Совете Безопасности ООН ни разу не была замечена в проявлении особо доброжелательной позиции по отношению к Индии. Она отвечает только перед правительством Соединенных Штатов, что делает невозможным какие-либо уступки по отношению к Индии.

Это объясняется  «двойной лояльностью» индийской диаспоры, что означает одновременную лояльность стране пребывания и своей родине, и что в условиях американского общества заставляет индийцев хранить лишь свою культурную идентичность, политическая же деятельность предназначена для тех американцев, которые готовы опираться на американские ценности, что и доказывает пример Бобби Джиндала и Никки Хейли.

В результате все все чаяния правительства Индии в отношении диаспоры в США как эффективного политического инструмента влияния упираются в необходимость «американизации» любого индийца, проживающего в США. Новоиспеченные граждане США помнят о своём происхождении и действительно продвигают позитивный образ Индии за рубежом, но не способны на такое встраивание в политическую систему США, которое позволило бы им влиять на внешнеполитический курс сверхдержавы. Сколько бы не говорили о том, что «плавильный котёл» давно превратился в «салатницу», даже представителям такой великой цивилизации, как Индия, приходится отказываться от своего наследия, как только они вступают в американскую политику.

Привалова А.Ю. Роль индийской диаспоры в американо-индийских отношениях // Управленческое консультирование. №2 (86). 2016. С. 39 – 44.

Sahay A. Indian Diaspora in the United States: brain drain or gain? Plymouth: Lexington Books, 2009. — pp. 157-195

Sharma A., Indian Lobbying and its Influence in US Decision-Making: Post-Cold War, SAGE Publications India Pvt Ltd, New Delhi, 2017, pp. 95-130

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий