Мировозрение индийцев

Любимые игры индейцев

Игра в мяч – это и футбол, и игра, похожая на волейбол, где мяч отбивают ладонями, локтями, бедрами;

Запуск воздушных змеев – у индейцев есть даже праздник воздушных Змеев, он проходит одновременно с Днем всех святых (Хеллоуином), это Радостный праздник (!) памяти умерших детей. Индейцы очень позитивно относятся к смерти, дети в неё даже играют, разыгрывая сцены ухода из жизни. Воздушные змеи в этот праздник имеют свои особенности – они круглые, в диаметре достигают до 6,5 метра и парят в воздухе до двух часов.

Чанки – ранее игра с диском и копьем. В небо запускался каменный диск и игроки должны были попасть к него копьем. Теперь это игра колец и шеста: нужно поймать на шест как можно больше колец, брошенных вверх.

Пулук – настольная игра с фишками на очки.

Сегодня в Америке индейцем быть модно. Открываются индейские школы, множество сообществ по сохранению культуры и традиций этого «грустного народа», радио, газеты, телевидение на нескольких наречиях. Те, кто уезжает жить в большие города, имеют неразрывную связь с резервациями, возвращаются туда и пытаются изменить сложную ситуацию. Первая задача – это возможность дать образование индейским детям. Все «белые» учителя, работающие в индейских школах, отмечают их сообразительность и особое расположение к точным наукам.

Религия ацтеков

 

Ацтеки были одной из индейских народностей, проживающей на территории современной Мексики. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, а количество жителей этой империи составляло почти полтора миллиона человек. Общество ацтеков было классовым, в нем выделялись сословие элиты и правителей, сословие торговцев, сословие ремесленников и тех, кто занимается сельским хозяйством и сословие рабов. Рабы в ацтеков, в отличии от рабов в других народов, могли купить или отстоять в суде свою свободу, а также иметь собственных рабов. Рабство было исключительно личным, и каждый человек рождался свободным, поэтому дети рабов не были рабами и господин их родителей не имел на них никаких прав. 
 
Религия ацтеков считается одной из самых жестоких религий не только Американского континента, но и всего мира. Такая оценка верования ацтеков является вполне заслуженной, так как жрецы регулярно приносили божествам человеческие жертвы. Верховными божествами, заслуживающими, по мнению ацтеков, наибольшее количество жертв, были бог Солнца Тонатиу, бог войны Уицилопочтли и бог огня Уэуэтеотль – этим богам жрецы ацтеков приносили жертвы ежедневно, причем наиболее жестоким способом убивали тех, кто был уготован в дар богу войны – им вырывали сердце на алтаре. 
 

Пантеон богов ацтеков включал в себя несколько десятков богов, каждый из которых отождествлял явление природы, животное или аспект жизни человека. Почитаемыми каждым ацтеком божествами, помимо богов солнца, войны и огня, были:

  1. Тоци – богиня земли и целительства
  2. Уиштосиуатль – богиня плодородия
  3. Уэуэкойотль – бог веселья и секса
  4. Тонакатекутли – бог творец земли и неба
  5. Тлалок – бог дождя, грома, сельскохозяйственных культур
  6. Тескатлипока – бог звезд и стихий, покровитель жрецов
  7. Сиуакоатль – богиня земли, деторождения и войны, покровительница рожениц
  8. Миктлантекутли – бог загробного мира, владыка и судья душ умерших людей
  9. Кецалькоатль – бог-создатель человека и культуры, покровитель стихий
  10. Акуэкукиотисиуати – богиня океана, озер и рек, покровительница работающих женщин
  11. Науаль – ангелы хранители людей 

 
Согласно кровавой религии, каждое их этих божеств требовало человеческих жертв, поэтому в каждом храме ацтеков жрецы ежедневно проводили от нескольких до нескольких сотен ритуальных жертвоприношений. Однако следует отдать должное ацтекам – они практически не приносили в жертву богам представителей своего народа, а для этой цели захватывали пленных либо покупали рабов у других народов.  
 

О работе, деньгах и собственности

Только когда последнее дерево сгорит, последняя река отравится, последняя рыба будет поймана, вы обнаружите, что деньги нельзя есть. — индейцы Кри

Сильная Левая Рука с семьёй. Резервация северных Шайенов, 1906, фотограф Julia Tuell

Индеец сидел на реке и ловил рыбу. Пришел белый человек и сказал ему: почему ты не идешь на работу? Вы можете зарабатывать деньги, купить дом, создать семью, водить большую машину. Вы могли бы действительно жить хорошей американской жизнью. Затем вы отправляетесь в отпуск, например, к реке на рыбалку. Индеец ответил: «Да, белый человек, ты прав. Я могу сделать это. Но я уже сижу на реке и ловлю рыбу.» — индийская мудрость

Танцор племени Кроу, начало 1900-х. Фотограф Ричард Троссел

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров

Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков — это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда – картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

Почему заяц коричневый?

У индейских народов немало забавных историй о появлении отличительных особенностей разных животных, характерных черт, что являлись ориентирами для охотников. Наверняка вы знаете, что летом зайцы приобретают буро-коричневую окраску.

Но если сегодня мы понимаем, что это связано с сезонной сменой шерстяного покрова, то в древности всё объяснялось совершенно иначе. В одной из легенд индейцев айова рассказывается, что молодой заяц однажды увидел следы на дорожке у своего дома.

Он спросил бабушку, кто мог оставить их так рано утром. “Вероятно, тот, кто встал раньше тебя”, – улыбнулась она в ответ. Но зайца это не успокоило.Вечером он установил силки, а на следующее утро увидел, что в них кто-то попал. Спросив, кем является его пленник, заяц понял, что поймал солнце.

Неразрывная связь индейцев с природой породила их легенды. 1923 год / Эдвард Кёртис

Вот только светило ему заявило, что людям вряд ли понравятся выходки ушастого зверя, схватившего солнце в сеть. Тогда заяц принялся спешно выпутывать пленника из силков. Раскалённое и яркое, оно жгло его лапки и ослепляло глаза.

Конечно, солнце получило свободу, однако от его жара заяц так загорел, что его шерстка стала коричневой. Так и происходит: чем больше солнца появляется по весне, тем больше темнеет шерсть зайцев.

Ведение войн индейцами

До прихода белых война для индейцев заканчивалась в день решающего сражения и возвращения в свою деревню. Индейские племена никогда не вели между собой войну за то, чтобы территория племени, вышедшего победителем, была расширена за счет территории потерпевших поражение. И уничтожение как можно большего числа воинов враждебного племени тоже не было единственной целью военного похода индейцев.

Тем не менее в руки победителей попадало большое число военнопленных. Какой была их дальнейшая участь? Племя победителей или принимало их полноправными членами, или убивало. Решение принимал совет. Чаще всего пленных спасала необходимость заменить вдовам погибших в только что закончившемся походе мужей.

Однако мужчину, который не оправдал ожиданий вдовы, позднее убивали. Один из французских иезуитов рассказывает, что какой-то индейский вождь приговорил к смерти сорок недостаточно крепких в сексуальном отношении мужчин-пленных, которых он одного за другим предлагал в качестве мужей жене своего брата, погибшего на войне.

Откуда взялся огонь?

Жизнь индейских народов нельзя было представить без огня, который они чтили, словно высшее божество. У племени ковичан сохранилась легенда о появлении пламени. Как рассказывается в ней, в далёком прошлом предки индейцев обходились без огня, поскольку в их краях всегда было жарко.

Мясо убитых животных они поедали сырым или высушивали под палящими лучами солнца. Однако климат менялся, а с наступлением прохладных дней люди вынуждены были строить жилища.

Во время строительства к индейцам прилетела птица горихвостка. “Скоро будет ещё холоднее, – пропищала она. – Вам нужен огонь”. Конечно, люди в то время не знали, что такое огонь, а потому попросили птицу объяснить.

“На конце моего хвоста находится пламя, – ответила горихвостка. – На нём можно готовить пищу, а главное – оно способно согреть даже в самые лютые морозы. Завтра я прилечу снова, а вы должны приготовить смолистых веток. Я полечу прочь, а вы помчитесь следом. Огонь же достанется лишь самому выносливому и сильному из вас, тому, кто никогда не лгал другим”.

С появлением огня жизнь индейцев изменилась / sfw.so

На следующее утро всё произошло так, как и говорила горихвостка. Она позвала людей, и вслед за птицей побежали все представители племени. Дети и старики, мужчины и женщины пытались догнать птицу, но это было очень непросто. Многие останавливались, не в силах продолжать погоню и считая, что нет нужды в приобретении огня.

Другие выбивались из сил, а третьи думали, что горихвостка и вовсе обманывает людей, потешаясь над ними. В итоге за птицей бежал лишь один человек. Молодой мужчина тешил себя надеждой, что он станет обладателем пламени, а значит, его будут почитать не меньше, чем вождя.

Однако и его силы были на исходе. “Постой! – крикнул он птице. – Разве ты не видишь, что я оказался самым выносливым? я никогда не совершал зла, не обманывал других. Отдай мне огонь”.

Горихвостка обернулась и рассмеялась: “Это действительно так, но пламени ты не получишь, поскольку думаешь только о себе”. Тогда птица молнией полетела в сторону индейской стоянки. Она оказалась в вигваме, где сидела молодая женщина, не участвовавшая в погоне за огнём.

Птица спросила её, почему та не присоединилась к своим соплеменникам. “Мой отец болен, – объяснила женщина. – Я не могу оставить его даже на недолгое время”. Горихвостка поняла, что именно этому человеку можно доверить огонь, который тоже нуждается в постоянном присмотре. Возвратившиеся люди с изумлением смотрели на костёр, что горел у одного из вигвамов – он стал даром птицы горихвостки.

Легендарная птица горихвостка / Аскар Исабеков / birds.kz

Появление людей и земли

Одним из самых могущественных племён индейцев в прежние времена считались гуроны, занимавшие обширные территории североамериканских земель. Они оставили немало интересных сказаний и историй, связанных с традиционными верованиями и взглядами на мир.

Распространённая легенда гурнов рассказывает нам о происхождении земли и людей, что, конечно, связано с почитанием природных сил. Как гласит она, когда-то давным-давно не было в мире ничего, кроме воды. Животные обитали лишь в ней, поскольку суши не существовало.

Индейские племена жили в гармонии с природой, отсюда их культура и мудрость

А потом вдруг с небес упала женщина. Её заметили две гагары, что подхватили женщину и понесли на своих крыльях. Вот только для птиц эта ноша была слишком тяжела, а гагары боялись, что спасённый ими дар небес утонет в воде.

Тогда они позвали на помощь всех зверей, обитавших в глубинах моря. И тогда из толпы собравшихся животных раздался голос Великой Морской Черепахи. “Поместите женщину на мою спину, – сказала она. – Там ей ничто не грозит”.

Однако Великая Черепаха заявила, что для жизни женщине потребуется земля. Каждый из морских обитателей стал нырять, но никто из них не смог достичь дна. И тогда очередь дошла до жабы. Она сделала прыжок и скрылась в воде. Через некоторое время жаба появилась с маленькой горсточкой земли.

Поднося её раз за разом женщине, жаба помогла создать сушу на спине Великой Черепахи. В дальнейшем островок земли покрыли деревья и цветы, превратившись в край людей.

И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи / fishki.net

Ритуал скальпирование

С представлением о том, что касанием у вражеского воина отнимается магическая жизненная сила, непосредственно связан и самый известный и самый осуждаемый индейский обычай — «скальпирование». Скальп был для индейца доказательством отваги, военным трофеем. Индейские воины скальпы заботливо сохраняли. Они консервировали их и размещали на своих жилищах или перед ними, а часть их даже прикрепляли к одежде. К слову, живучести этого военного обычая способствовали больше всего сами белые — торговцы и европейские фабрики.

Они создали для индейцев стальные ножи для скальпирования. В период, когда в Северной Америке воевали англичане с французами, обе стороны предлагали индейцам высокие вознаграждения за скальпы вражеских солдат. Британцы платили за один французский скальп двенадцать фунтов.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное — у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов — ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

  • Ирокезы не носили соответствующую прическу — она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

  • Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

  • Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США — британцы. Быть союзником ирокезов — плохая примета.

Язык жестов индейцев

В период совместных выступлений многих племен против белых возрастала роль особого средства общения языка жестов. Он помогал договориться индейцам, говорящим на разных языках. Для передачи сообщений на большое расстояние подходил больше всего «уолс хэнд дайлект»— сообщения, передаваемые посредством движения всей руки; для личного общения —«фангер дайлект», «язык-пальцев».

Язык жестов не был бедным. Словари, которые были составлены, содержат несколько тысяч слов. Язык жестов легко воспринимался, и индейцы очень быстро научились передавать на нем и сложные мысли.

Хотя бы два слова в качестве примера: тесно сведенные пальцы правой и левой руки означали оборону.

Два сжатых кулака, двигающиеся, как вражеские войска, один навстречу другому,— войну. На языке жестов звучали и местные названия, и собственные имена, которые обычно носили совершенно конкретный смысл. Так, например, имя известного вождя Бешеного коня индеец изображал сначала знаком для выражения бешенства, а потом — знаком, обозначающим мустанга.

Соприкосновение с чужой душой

Антрополог Клод Леви-Стросс в труде «Раса и история» пересказывает историю, якобы произошедшую на Больших Антильских островах. Прибывшие туда испанцы устраивали религиозные диспуты о том, есть ли у индейцев душа. Туземцы же бросали белых узников в воду, чтобы проверить, подвергнутся ли их тела гниению. Так они выясняли, есть ли у белых людей тело. Эта притча объясняет разницу между представлениями европейцев и индейцев о бытии. У европейцев есть объективно существующая природа и множество культур, населяющих ее. У индейцев есть единое пространство мифа и множество форм, в которых миф находит выражение. Мифы насыщены метаморфозами, каждая сущность может трансформироваться в любую другую: ребенок может стать термитником, лягушка — женщиной, палка — змеей. А если так, то ни одна вещь не может быть собой, то есть иметь четкую идентичность — то, что европейцы называют «я», «личность», «индивид».

Такое мифологическое мировоззрение обусловило веру в существование множественных душ. Одна из них (owe) после смерти отправляется в небесную обитель при помощи ритуального костра, в который бросают сломанные кости. Тот же костер защищает земную душу от злых духов леса.

Для индейцев Южной Америки любой познавательный процесс состоял в том, что встать на другую точку зрения.

Подобные процессы происходили не только на словах, но и на практике, через поедание человеческой плоти. Цель каннибализма — не утоление голода или физическое уничтожение. Каннибализм — это попытка определить себя через конкретный акт соединения с другим человеком посредством включения его телесности в свою. Подобные включения были довольно символическими, поскольку жертву не съедали целиком, лишь небольшие куски.

Единое пространство мифа «уравнивало в правах» человека и животного — ведь душа общая для всех. Французские антропологи Пьер Кластр и Люсьен Себаг изучали народ гуаяки, проживавший в лесах Восточного Парагвая. В статье «Каннибализм и смерть среди гуаяки» ученые рассказывают: убитый член племени для гуаяки воспринимался так же, как и добыча на охоте. Части тела обжаривали на одном гриле, на их поедание действовали общие запреты: под страхом болезни нельзя есть после наступления темноты, в положении лежа или смеясь в процессе.

Человеческое мясо так же ели все члены группы, включая детей и стариков. Исключались из пира только отец, мать, супруга и убийца — в том случае, если он принадлежал к гуаяки. Детей же запреты не касались. Кластр и Себаг записали разные свидетельства: кто-то ел родителей, кто-то нет, дело вкуса. Так же действовали охотники. Они не могли питаться тем, что добыли сами, и кормить дичью родителей: мясо предназначалось для жен, детей и племени.

Апачи

Апачи — типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо. Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX — начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши», названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу — красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги — у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение — собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака, а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Правила в жизни человека

13. Нельзя даже пытаться ранить чьи-либо чувства

Если вам доведется разбить сердце человека, то не сомневайтесь, ваше обязательно тоже будет болеть. Специально кого-то ранить – это ужасно, и в большинстве случаев такого рода поведение заканчивается весьма плачевно.

14. Откровенность и честность – наше все

Даже ради собственного спасения не нужно лгать. От правды пользы будет гораздо больше, хотя изначально она может и навредить.

15. Вы должны создать в своей жизни здоровый баланс на всех фронтах

Не стоит возлагать на кого-то слишком много ответственности за какой бы то ни было аспект вашей жизни. Относитесь с теплотой к своему духовному, ментальному, эмоциональному и физическому я. Однако, будьте внимательны, чтобы не переусердствовать в какой-то из областей.

16. Рассуждайте и мыслите здраво

Никогда не забывайте о том, что мысли материальны, и за все, что вы делаете, возьмите ответственность на себя.

17. С уважением относитесь к чужой собственности

Никогда не прикасайтесь без разрешения и не наносите ущерб тому, что принадлежит другим людям.

18. Не пытайтесь быть кем-то другим

Не разрешайте другим людям отводить вас от своего собственного «я». Если вы не можете быть верным самому себе, не ждите от себя верности кому-либо другому.

19. Не предавайте свои жизненные убеждения, при этом уважайте другие точки зрения

Разрешите людям жить так, как они выбрали, следовать выбранным идеалам. У вас нет права судить других, потому что это только их жизнь, с которой они могут делать все, что им захочется.

20. Делитесь с людьми своим благополучием и счастьем

Если вам повезло в чем-то, то обязательно подумайте о тех людях, которым повезло меньше, чем вам. Будьте добры к людям и милосердны, особенно к тем, что хуже вас устроен.

Правила, о которых мы вам сегодня рассказали, появились несколько сотен лет назад, однако, существует одна причина, по которой эти законы по-прежнему актуальны: природа человека не измениться никогда, и крайне важно осознавать последствия каждого своего действия.

Придерживайтесь этих правил, и вы не ошибетесь.

Индейцы вожди

У некоторых североамериканских индейских племен мы встречаемся с двумя группами вождей. Одни руководили как мы бы сегодня сказали —«своим ведомством» в период мира, другие — в период войны. Командные обязанности и права «вождей на период войны» заканчивались в день возвращения из военного похода.

Многие из славных вождей, о героических делах которых мы рассказывали, как раз и были именно такими индейскими «офицерами», которые в период мира не имели прав на какие-либо особые привилегии.

Таким образом, еще до того, как индеиские воины вступили на военную тропу, совет племени должен был выбрать из их рядов командующего. Таким военным вождем мог быть избран только тот индейский воин, к которому — если так можно выразиться — «были благосклонны индейские боги». А это значит, что его сила, отвага, героизм, тактические и стратегические способности были не его личным дарованием, а дарованы богами, которые помогали ему и охраняли его.

Эту магическую охрану и помощь сверхъестественных сил военный вождь принимал или сам, или при помощи посредника. Специальная литература называет обычно этих посредников кэта-бэрер.

Так что теперь мы знаем вождя и его помощника. Ну а воины? На военную тропу, если совет племени не решил по-другому, вступили все взрослые мужчины, умеющие обращаться с оружием. Жены-индианки могли сопровождать своих мужей, но непосредственно в боях не участвовали. У некоторых же племен воины перед вступлением на тропу войны не имели права встречаться с женами.

Религия майя

 

Майя жили на территории Мезоамерики (современные Мексика, Гондурас, Гватемала) в период с начала второго тысячелетия до нашей эры и до начала десятого столетия нашей эры. Эта древняя цивилизация у большинства из нас ассоциируется, прежде всего, из календарем майя, согласно которому многие астрологи и псевдо-предсказатели пророчили конец света в 2012 году. Однако религия майя не ограничивалась только календарем предсказаний, а представляла собой сложную политеистическую систему, в которой ведущую роль играли ритуалы и предсказания. Верование этого древнего народа Америки было неразрывно с социальной жизнью, так как представители каждой социальной группы чтили своих божеств и проводили, помимо общих, собственные специфические ритуалы поклонения.
 
Майя верили во множество богов и считали, что каждый элемент жизни и природы олицетворяет отдельный бог. Верховными богами простых людей были бог Солнца Ах Кин, бог дождя Чаак, богиня Луны Ишчель, боги западного, восточного, северного и южного ветров, бог леса Ах Мун, богиня Земли (она же – богиня смерти), и др. Элита этого народа поклонялась, в первую очередь, богу-творцу Ицамны, богу дождя Чикчану, богу неба Лахун Чана, тринадцати богам небесной сферы Ошлахун-ти-ку и девяти богам подземного мира Болон-ти-ку. Жрецов майя можно считать одними с родоначальников нумерологии, так как в религии майя каждое божество выступало не только олицетворением какого-либо природного или социального явления, но и покровителем определенного числа. 
 

Благодаря жрецам майя на Американском континенте зародились нумерология и космология, которые изначально были неразрывно связаны с разными божествами, а знания о цифрах и космосе использовались служителями культа для предсказаний и составления ритуалов поклонения богам. Для поклонения каждому богу и для каждого социального явления и события у майя были отдельные ритуалы, так как представители этого народа считали способом общения с богами именно обряд, а не молитву. Основными ритуалами майя являлись:

  • ритуалы, связанные с поклонением и задабриванием духов предков (праотцов и праматерей);
  • жертвоприношения богам (жертвы приносились каждому чтимому божеству отдельно, причем майя практиковали как жертвоприношения животных, так и человеческие жертвоприношения)
  • ритуалы царствования – ритуалы, проводимые правителями майя и призванные укрепить власть и получить у богов благословение на дальнейшее правление;
  • ритуалы по освящению новых территорий – когда майя занимали новые территории, они проводили обряды, целью которых было показать богам, на какой земле требуется их помощь;
  • целительные ритуалы – ритуалы, проводившиеся либо самим больным, либо его родственниками и жрецами с целью попросить у богов, предков или параллельных сущностей исцеления;
  • ритуалы, связанные с жизненным циклом человека – ритуалы, проводящиеся для каждого человека отдельно и знаменующие начало в его жизни нового витка развития (к примеру, одним из таких ритуалов был ритуал взросления, после которого человек переставал считаться ребенком и получал право создавать семью)
  • ритуалы войны – обряды, призванные дать воинам силы для победы над врагом
  • ритуалы, связанные с сельским хозяйством и ремеслами.   

 
Помимо множества божеств, майя также чтили священных животных и культовые растения, причем для элиты общества священным растением было какао, а для простого народа – маис. В веровании майя отводится весомое место героям, духам предков, различным сверхъестественным сущностям (призракам и демонам). В отличии от многих и древних, и современных религий, майя считали, что в каждого человека есть не одна, а несколько душ, а также у него могут быть так называемые “параллельные сущности” – сущности из других миров, помогающие ему. Потеря человеком одной из душ приводила к болезни, а потеря всех – к смерти; после смерти человек, согласно религии майя, отправлялся в один из загробных миров, причем преступники попадали во что-то на подобии христианского ада, а законопослушные люди и самоубийцы могли рассчитывать на хорошее посмертие.      
 

Религия инков

 

Империя инков Тауантин-суйуа была образована в первой половине II тысячелетия нашей эры на территории современных Перу, Эквадора, Боливии, Чили и Аргентины. Инки расширяли территорию своей империи, захватывая другие народы, и такая захватническая политика сказалась не только на административно-территориальном устройстве империи, но и на культуре и религии инков. Дело в том, что инки не насаждали на захваченных землях свою веру, а включали божества захваченных народов в свой пантеон.
 
Религия инков, как и религия древних народов Америки, была политеистической – инки считали богов всесильными сущностями, сотворившими землю, космос и все живое на земле. Как и майя, много внимания в своей религии инки уделяли астрологии и космологии, изучая космос и пытаясь предсказать по звездам и положениям планет будущее. Верховным божеством инков являлся Инти – бог солнца, и жили инки по солнечному календарю (иногда его также называют гороскопом инков). Помимо бога солнца, пантеон богов этого народа включал в себя сотни божеств, среди которых наиболее известными и почитаемыми были:

  1. Алу – покровитель гор, защитник человеческих поселений
  2. Кон – бог ветра и дождя
  3. Пача Какак – бог-советник, дающий мудрость другим богам
  4. Супай – бог смерти и владыка демонических сущностей
  5. Уркачильай – бог-покровитель всех животных
  6. Екеко – бог домашнего очага и достатка
  7. Часка  – богиня рассвета и заката
  8. Кука Мама – богиня счастья и здоровья
  9. Мама Альпа – богиня создательница земли и мать других богов
  10. Мама Сара – богиня сельскохозяйственных культур и плодородия
  11. Мама Кача – богиня рек и озер, покровительница рыбаков.

 
В представлении инков, весь мир состоит из трех уровней. Высшим считается уровень неба, где обитают все боги и высшие сущности, и для того, чтобы “достучаться до этого мира”, жрецы инков проводили ритуалы и приносили человеческие жертвоприношения, призванные задобрить богов и получить их покровительство. Вторым уровнем является подземное царство – место, куда после смерти отправлялись души людей; духи предков, находящиеся в загробном царстве, по мнению инков, могли приглядывать за своими потомками и влиять на их жизнь. И наконец, третьим уровнем мира была земля, где жили простые люди. 
 
Мифология и религия инков по праву считается одной из самых красочных и уникальных на всем Американском континенте, и причина этому в том, что инки не отрицали верования захваченных народов, а включали их в свою религию. Поэтому легенды и мифы инков красочны и разнообразны, а количество чтимых этим народов богов и героев составляло более 10000 тысяч. Помимо божеств и сущностей высшего мира и духов предков, инки чтили уака – священные скалы, горы и природные объекты, а также с великим почтением относились к мумиям бывших правителей империи, так как считали их потомками бога солнца Инти. 
 

Индейцы воины

Индейский воин — этот факт необходимо особо подчеркнуть — ступал на тропу войны не только для того, чтобы защищать интересы и честь своего рода, но также и для того, чтобы поднять свой собственный престиж. У ряда племен, живущих в прериях, существовал даже точный перечень поступков, которые общественное мнение племени считало особенно героическими. Этот комплекс заслуг в специальной литературе называют «коуп систем».

«Коуп» в этом случае означает «касание». Считалось, что индейский воин тогда проявил храбрость в бою, когда он коснулся тела вражеского воина. Оценка личных заслуг каждого воина проводилась по возвращении в деревню и имела свой строгий, традиционно сохраняемый порядок, определяла до следующего похода место и звание каждого мужчины в племени. Американский этнограф Бернард Мишкин, например, насчитал у одного из племен более двадцати различных титулов среди мужчин.

Наказание для бизона

Многие североамериканские индейцы были известны как славные охотники на бизонов. Именно поэтому у них существовало немало поверий и сказаний, связанных с этими могучими животными.

У племени оджибве есть история о том, почему бизоны держат наклонённой свою голову. Как рассказывается в ней, давным-давно царём всех животных считался бизон. Этот зверь не имел тогда своего горба, а его голова всегда была гордо поднята вверх.

Нанабозо, сын небесного духа, бывает и гневным, и милосердным / Olga Tolstaya / tolya.artstation.com

Властитель прерий больше всего любил носиться по просторам, не обращая внимания ни на что вокруг. Однажды во время такого досуга бизон раздавил копытом маленькую птичку, что не успела спастись.

И тогда Нанабозо, сын небесного духа, явился к зверю. “Как ты посмел губить созданий, созданных мною? – воскликнул Нанабозо. – За свой проступок ты будешь наказан. Отныне у всех бизонов вырастет горб, а свою голову они будут держать опущённой, стыдясь самоуверенности своего предка”.

Американский бизон – объект охоты индейцев / Jack Dykinga / wall.alphacoders.com

Многие индейские предания напоминают волшебные сказки, но в них кроется загадочный мир души эти народов. Индейцы Северной Америки даже в наше время стараются не потерять древние верования и единство с природой, которыми так гордились их предки. Любовь ко всему миру заметна в каждой из их легенд.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий