Мумтаз – муза знаменитого дворца

Сад Тадж Махал

Сад Тадж Махал

Сложно сказать, сад является украшением белоснежной гробницы или наоборот, вместе они смотрятся шикарно и невозможно представить одно без другого. Сад моложе чем мавзолей, он был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены лишь спустя пять лет.

С запада и востока сад Тадж Тахал окружен массивными зубчатыми стенами с фигурными арками и бойницами. Именно таким неприступным, недосягаемым и прекрасным должен быть рай, ведь сад символизирует именно это место.

Сад Тадж Махал разбит на идеальном квадрате со сторонами в 300 метров. Вся площадь комплекса это прямоугольник со сторонами 580 на 300 метров, так что сад занимает его большую часть.

Приподнятый мраморный бассейн в центре это Аль Каусар олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четверти.

Каналы что проложены перпендикулярно движению основному людскому потоку, стоят без воды и вид у них вовсе не праздничный. Голубой цвет воды обеспечивает обычная краска, которой покрашен основной канал.

Изначально сад был наполнен растительностью, изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев произрастали на его территории. Во времена присутствия в Индии Британской империи озеленение сада было видоизменено, он стал более скучным.

Сегодня, деревья в саду либо семейства кипарисовых, означающие смерть, либо фруктовые, символизирующие жизнь. Все растения высажены в симметричном порядке.

Тут же расположены самые важные для туриста вещи, туалет и камера хранения для обуви. Для иностранных туристов посещения туалетов включено в стоимость входного билета, индийцы же платят по пять рупи чтобы сходить по большому и три рупи если нужно по маленькому. Как и все что построено в Тадже, туалеты тоже расположены симметрично в противоположных углах парка, но почему-то народ настойчиво толпился в те, что находятся на юго-востоке. Очередь была похожа на ту, что я преодолел на входе в Тадж Махал, особенно грустно было женщинам. Изучив юго-западный угол, я обнаружил там, абсолютно пустынные туалеты, чему был несказанно рад.

Вот так выглядит камера хранения для обуви. Большинство иностранных туристов пользуются одноразовыми бахилами и обувь никуда не сдают, но есть и те, кто идет в усыпальницу босиком.

Практически из каждого уголка сада можно видеть красивое белое сооружение усыпальницы.

Строительства Тадж-Махала.

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.

Пустые гробницы и прочие особенности

Тадж-Махал по праву считается одной из самых известных достопримечательностей Индии, которую ежегодно посещают до 4 миллионов туристов. Однако не все знают об этих любопытнейших особенностях этого потрясающего сооружения:

  • Шах Джахан построил «Корону дворцов». Так в переводе звучит наименование Тадж-Махала.
  • Мавзолей был оборудован гробницами для падишаха и его жены, но в реальности их похоронили в подземелье, куда закрыт доступ для туристов.
  • Центральная часть Тадж-Махала оборудована Аль Каусаром – приподнятым мраморным бассейном, олицетворением райского источника по Корану.
  • Тадж-Махал обладает удивительной особенностью. Погода и время суток влияют на смену его цвета. На рассвете здание розовое, на закате – золотое, а во время дождя – полупрозрачное.
  • На стенах мавзолея можно увидеть 22 цитаты из священной мусульманской книги Коран. Главный вход оформлен фразой «Войди в мой рай».
  • Туристы должны разуться перед входом в мавзолей или надеть одноразовые бахилы.
  • Ранее во время экскурсий люди поднимались на минареты, откуда открываются красивые виды. Когда же участились случаи самоубийств из-за несчастной любви, проход туда был закрыт.
  • На возведение Тадж-Махала империя потратила более 30 млн. рупий. Это самая большая и затратная стройка в мировой истории.
  • Дворец пережил много землетрясений, но не разрушился и сохранился без каких-либо повреждений.

Строительство и архитектура Тадж-Махала

Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.

Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.

При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит

Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый

Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.

Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.

На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.

Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.

Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.

Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.

Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.

Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.

В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».

В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.

На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Ак­ба­ра­ба­ди и Фа­тех­пу­ри.

Жемчужина мусульманского искусства в Индии

Мавзолей представляет собой пятикупольное сооружение с четырьмя минаретами по углам. Минареты немного наклонены в стороны, чтобы в случае разрушения не повредить усыпальницы. Сама мечеть — только основное здание комплекса из садов, бассейнов и фонтанов. Внутри Тадж-Махала расположены две гробницы над теми местами, где захоронены шах и его любимая жена.

Комплекс имеет осевую симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал: слева и справа от усыпальницы расположены мечеть из красного песчаника и ее точная копия. Нарушает строгий план лишь гробница Шах-Джахана, построенная позже. Стены мавзолея украшены краской, резьбой и каменными инкрустациями. Не обошлось и без цитат из Корана. На воротах Тадж-Махала нанесены знаменитые строки: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Снаружи дворец выложен из мрамора с инкрустацией из сердолика, агата, малахита и бирюзы. Интересно, что при обычном освещении Тадж-Махал кажется белым, на заре стены окрашиваются в розовые тона, а ночью кажутся серебристыми. Знаменитый белый мраморный купол высотой в 35 метров часто называют «луковым куполом» из-за его необычной формы. Для сравнения, весь дворец возвышается на 240 метров. На верхушке находится венец в исламском стиле. Изначально он был изготовлен из золота, но в XIX веке полумесяц заменили бронзовым.

Строительство Тадж-Махала

Землю, на которой появилась усыпальница, император приобрел у одного из подданных. Грандиозная стройка началась в 1632 году. Возводили мечеть Тадж-Махал более 20 тысяч человек, которые приехали из разных уголков страны. Чтобы дворец был безопасным, рабочим пришлось трудится не покладая рук. Сначала они подготовили почву – огромную территорию тщательно перекопали, а грунт на ней решено было заменить, чтобы здание получилось крепким.

Мрамор для мавзолея доставляли на слонах из удаленной местности. Для его быстрой транспортировки даже изобрели специальные повозки и подъемные пандусы. Строить из этого мрамора другие сооружения запретили. Если любоваться постройкой в разное время суток, то можно увидеть, что ее цвет меняется. Днем он кажется белым, во время заката становится слегка розоватым, а по ночам кажется серебристым.

Цвет дворца меняется в разное время суток

Напряженная работа кипела и днем, и ночью. Чтобы прокормить трудившихся над возведением Тадж-Махала, приходилось использовать зерно, предназначенное для жителей провинции. В стране начались финансовые проблемы и страшный голод. Мавзолей был возведен к 1643 году, а все сопутствующие работы удалось завершить только через 10 лет.

Споры о том, сколько правитель строил мечеть, длятся до сих пор. Также историки не пришли к единому мнению в вопросе, что случилось после окончания работ со строителями. Популярны три версии:

  1. Их казнили, чтобы никто не выдал секреты величественной усыпальницы.
  2. Всем, кто возводил мавзолей, выкололи глаза и отрубили руки, чтобы позже они не смогли принять участие в создании подобного шедевра.
  3. Некоторые историки убеждены, что единственное, что ждало рабочих после завершения строительства – письменное заверение, что они не будут участвовать в строительстве похожей усыпальницы.

Усыпальница с высоты птичьего полета

Фаррухру Парса: вскормившая своих убийц

Одна из первых женщин-врачей Ирана, первая и последняя женщина-министр в стране, Парса была расстреляна после Исламской революции. Иронично, но лидеры революции получили своё образование в университетах, открытых в Иране именно Парса, и учились за счёт её ведомства. Понимали они это или нет, но благодарности в их действиях не прослеживается ни на грош.

Мать Фаррухру, Фахре-Афаг, была редактором первого женского журнала в Иране и боролась за право женщин на образование. За активность была наказана: сослана вместе с мужем, Фаррухдином Парсой, в город Кум под домашний арест. Там, в ссылке, и родилась будущая министр. Её назвали в честь отца.

После смены премьер-министра семье Парса разрешили вернуться в Тегеран, и Фаррухру смогла получить нормальное образование. Она выучилась на врача, но работала учительницей биологии в школе имени Жанны д’Арк (для девочек, конечно). Фаррухру активно продолжала дело матери и стала известной в Иране персоной. В неполные сорок лет её избрали в парламент.

Будучи членом парламента, она добилась права голоса для женщин, а вскоре, став министром образования, получила возможность застраивать страну школами и университетами, дав возможность учиться девочкам и мальчикам из бедных семей. Духовные школы министерство Парса тоже субсидировало.

Благодаря активности Парса и других феминисток, в стране действовал закон «О защите семьи», регулировавший процедуру развода и поднявший брачный возраст до восемнадати лет. Вслед за Фаррухру многие женщины решились на карьеру чиновника. После революции брачный возраст упал обратно до тринадцати лет, а возраст уголовной ответственности для девочек — до девяти (для мальчиком он наступает в четырнадцать).

Перед казнью низложенная министр написала детям письмо со словами: «»Я — врач, поэтому смерти я не боюсь. Смерть — всего лишь мгновение и не более того. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не преклоню колена перед теми, кто ожидает, что я почувствую раскаяние в полувеке моей борьбы за равенство мужчин и женщин»

Ещё одна грустная история женщины Востока:

Фотографии иранской принцессы, жены шаха Насера Каджара, продолжают будоражить впечатлительных и наивных пользователей интернета. Ей посвящены сотни, если не тысячи статей, в которых обсуждаются вкусы и предпочтения шаха, жившего почти двести лет назад.

Скромное оформление могил

Два символических мраморных надгробия установлены в центральном зале мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.

В соответствии с мусульманскими традициями, могилы не могут быть богато украшенными, поскольку это может рассматриваться как неуместное выражение тщеславия. По этой причине единственная часть мавзолея, в которой были захоронены Мумтаз-Махал и сам император Шах-Джахан (1592-1658 гг.) имеет весьма скромный вид, тем более что действительное захоронение находится глубоко под землей, а на поверхности только два мраморных надгробия символизирующих их могилы. До недавнего времени в подземелье пускали туристов, но сейчас вход закрыт. 

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие». Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.

Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре. Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Символы, скрытые в планировке мавзолея

Тадж-Махал имеет множество символов. Так, например, в парке, обрамляющем архитектурный ансамбль, растут кипарисы — олицетворение печали в исламе, а на входных воротах высечены аяты (откровения) из Корана, обращённые к верующим и заканчивающиеся словами «Войди в Мой рай!». Таким образом, можно понять замысел Шах-Джахана — он построил рай, где будет жить его возлюбленная. Современные же исследователи утверждают, что обезумев от горя, император задумал приблизиться к божественному знанию, сотворив рай на Земле. Порой Шах-Джахан говорил, что строит трон самому Аллаху.

Фрагмент фасада Тадж-Махала

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). Добраться до г. Агра можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) — 57 км, Дели (Delhi) — 204 км, Джайпур (Jaipur) — 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) — 400 км, Лакхнау (Lucknow) — 369 км

Полезные советы

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

Гробница шаха и его супруги

Внутри усыпальница разделена на две части. Одна из них посвящена земному пути, а вторая – загробной жизни. К первой относятся базарные улицы и дворы, ко второй – мавзолей и сад. Между ними находится особая арка и пруд, которые символизируют переходное состояние.

Шах Джахан решил пойти на хитрость, чтобы прах любимой жены был надежно защищен. Поэтому под главным куполом разместили пустую гробницу, а тело супруги императора спрятали в секретном зале. Останки правителя после его смерти были погребены рядом с возлюбленной.Туристы посещают место, где выполнены копии с надгробий. Ложные гробницы размещены за резной ширмой из мрамора. В зале всего одна небольшая лампа, но естественного освещения достаточно, чтобы разглядеть все убранство помещения.

Ширма из мрамора

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три  (таково мнение Эфора  ). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи  . Согласно Мимнерму, дочери Урана и Геи. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре.

Согласно Марку Туллию Цицерону, отцом старших муз (первое поколение муз) являлся Юпитер второй — сын Неба и отец Минервы. Второе поколение из девяти муз произошло, по Цицерону, от Юпитера третьего и Мнемозины, а третье (пиериды или пиерии) — тоже девять муз с теми же именами — родились от Пиерона и Антиопы.

Согласно же Варрону и Авсонию  , жители Киферона наняли трёх мастеров и поручили каждому сделать медные статуи трёх муз, чтобы потом выбрать из них лучшие три и поместить в храм Аполлона. Однако все статуи оказались настолько прекрасны, что жители не смогли выбрать лучшие. В итоге были куплены и освящены в храме все девять, а поэт Гесиод позже дал им новые имена.

Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады. У Аполлодора нет старших муз.

  • Аэда («Песнь»). Одна из старших муз;
  • Мелета («Опытность»). Старшая муза;
  • Мнема («Память»). Старшая муза  , упомянута у Орфея.

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф  , три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

Гипата ( англ. ) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).

  • Меса ( англ. ) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • Нета, или Нэта ( англ. ) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида.

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа , Аэда , Арха , Мелета.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий