Национальная музыка Индии

Музыка Болливуда

Без музыки в Индии не обходится ни один художественный фильм. В каждой ленте Болливуда используется с десяток песен. В основном это, конечно же, песни эстрадного жанра, хотя классику и религиозную музыку индийские кинематографисты также не обходят стороной.

5 самых известных танцевальных песен Болливуда

https://www.youtube.com/watch?v=TBAj4nbdLEU

Многие исполнители становятся популярными в Индии только лишь потому, что их песни прозвучали в том или ином фильме. Взаимосвязь кино и музыки привела к тому, что все знаменитые индийские студии звукозаписи расположены поблизости от центров кинопроизводства.

Периодизация

Древнеиндийские языки

Древнейший период развития индоарийских языков представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях .

Отдельные индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с XV века до н. э. в т. н. митаннийском арийском несколькими десятками глосс в хурритских документах из Северного Двуречья (царство Митанни).

Среднеиндийские языки

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

Классификация

До сих пор не существует общепринятой классификации новоиндийских языков. Первые попытки были предприняты в 1880-х гг. немецким лингвистом А. Ф. Р. Хёрнле. Наиболее известными были классификация англо-ирландского лингвиста Дж. А. Грирсона и индийского лингвиста С. К. Чаттерджи (1926).

В основе первой классификации Грирсона (1920-е годы), впоследствии отвергнутой большинством учёных, лежит различение «внешних» (периферийных) языков и «внутренних» (которые должны были соответствать ранней и поздней волнам миграции ариев в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делились на северо-западные (лахнда, синдхи), южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгальский, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членились на 2 подгруппы: центральную (западный хинди, панджаби, гуджарати, бхили, кхандеши, раджастхани) и пахари (непальский, центральный пахари, западный пахари). В состав промежуточной подгруппы (Mediate) входит вост. хинди. В издании 1931 года был представлен значительно переработанный вариант этой классификации, в основном за счёт переноса всех языков, кроме западного хинди, из центральной в промежуточную группу. При этом в

Позднее свои варианты классификации были предложены Тёрнером (1960), Катре (1965), Нигамом (1972), Кардоной (1974).

Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви. Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.

Островная (сингальская) подветвь

  • сингальский язык
  • мальдивский язык

Материковая подветвь Центральная группа минимальный состав

  • западный хинди
  • урду

В разных классификациях может также включать вост.панджаби, вост. хинди,фиджийский хинди,бихари, всю западную и северную группы. Восточная группа

  • Ассамо-бенгальская подгруппа
    • ассамский язык
    • бенгальский язык
    • раджбанси
    • бишнуприя (бишнуприя-манипури)
  • Ория
  • Бихарский язык (бихари): майтхили, магахи, бходжпури, садри, ангика
  • Тхару
  • Халби (халеби)
  • Восточный хинди — промежуточный между восточной и центральной группами

Северо-западная группа

  • «Панджабская зона»
    • восточный панджаби (пенджаби) — близок хинди
    • лахнда (западный панджаби, ленди): сирайки, хиндко, кхетрани
    • гуджури (годжри)
    • догри
    • западный пахари
    • думаки

Синдхи

Западная группа

  • гуджарати
  • бхили
  • кхандеши
  • ахирани
  • паври
  • савраштра
  • раджастхани — близок хинди
  • ламбади

Юго-западная группа

  • маратхи
  • конкани

Северная группа (пахари) Западный пахари относится к северо-западной группе

  • центральный пахари: кумауни и гархвали
  • непальский язык (восточный пахари)
  • европейско-цыганский
  • ломаврен (язык армянских цыган боша)
  • домари

Парья — в Гиссарской долине Таджикистана

В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди».

Распределение

  • Андхра-Прадеш: Мадига Даппу, Мала Джамидика
  • Ассам: Bihugeet, Tokarigeet, Камрупи Локгит, Goalparia Lokogeet, Borgeet
  • Чхаттисгарх: Пандавани
  • Гуджарат: Гарба, Доха
  • Джаркханд: Jhumair, Домкач
  • Карнатака: Bhavageete
  • Махараштра: Бхавагите, Лавани, Powada, Бхаджан, Pravachan, Bhakteegeete, Натя Сангит, Bharud, Gondhal, Лалита, Абханг и Тумбади
  • Одиша: Самбалпури и Лалита
  • Пенджаб: Махия
  • Северо-Западная Индия: Суфийский фолк-рок
  • Северная Индия: https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Birha_(folk_song)&redirect=no
  • Тамил Наду: Нааттупура Падалгал
  • Телангана: Джанападха Гейалу
  • Западная Бенгалия: Таманг Село, Бахула, бхатияли, Киртан

Народная и киномузыка

Кроме основных древних течений в результате эволюции появились такие направления, как народная музыка в индийском стиле и киномузыка. Народное творчество складывалось веками, но существует и в сегодняшнем дне. В песнях отображается быт, стремления, желания простых индусов.

Mohabbat Dil Ka Sakoon — Dil Hai Tumhaara

Основными характеристиками такого индийского фольклора являются искренность и легкость восприятия. Как правило, во время народных гуляний, свадеб и других торжественных событий, в селениях звучит именно такая индийская музыка в сопровождении простых инструментов. Это могут быть глиняные горшки, бамбук и даже кокосовая скорлупа. Народные мелодии и песни в Индии всегда сопровождаются весельем и танцами.

Сборник лучших свадебных песен из Болливуда

К одной из наиболее популярных современных форм относится индийская музыка из кинофильмов. Главной темой, как правило, является любовь. Киноискусство звучания сочетает в себе множество направлений: классику, народный фольклор, традиционные индийские мотивы и новые экспериментальные веяния, рождая романтичную лирику или заводные индийские ритмы.

Музыка индийских фильмов

Восхитительный мир, который дарит индийская музыка, не поддается сравнениям. Даже непосвященный в индийскую философию, заслышав мелодичные и самобытные звуки, способен достичь полной внутренней гармонии. Музыка таинственной Индии настолько необычна и наделена глубоким смыслом, что познавать ее можно на протяжении всей своей жизни.

Уттаракханди музыка

Народная музыка Уттаракханди уходит своими корнями в лоно природы. Чистая и благословенная музыка дает ощущение и прикосновение к природе и предметам, связанным с природой. Народная музыка в первую очередь связана с праздниками, религиозными традициями, народными сказками и простой жизнью людей. Уттаракханд. Таким образом, песни Уттаракханд являются истинным отражением культурного наследия и образа жизни людей в Гималаях. Музыкальные инструменты, используемые в музыке Уттаракханда, включают дхол, дамун, турри, рансингха, дхолки, даур, Thali, бханкора и масак баджа. Табла и фисгармония также используются, но в меньшей степени. Основные языки Кумаони и Гархвали.

Пример традиционной песни, которую исполняют девушки Кумаони в Уттаракхане.

Особенности и принципы музыки

Как и в любой культуре, музыку в Индии можно разделить на классическое, народное и современное направление. Сангиты, или санхиты, являются фундаментальной основой для каждого из течений.

Sanhita Nandi

Индийское звучание можно охарактеризовать, как экспериментальное. В Древней Индии издавна считалось, что каждое проявление природы — это непросто дар. Исполнители на народных инструментах воспроизводили звуки дождя, шелест ветра, шум океана и многое другое, что наполняло мелодию магическим смыслом. Именно поэтому главная особенность, которой обладает индийская музыка, — тесное переплетение неординарности, таинственности и оригинальности.

Индийская музыка

Основные принципы звучания следующие:

В священных Ведах говорится, что музыка — это созидание и разрушение, инструмент, помогающий достичь состояния нирваны и слиться воедино с природой.

Индийская музыка — это древнейшее самобытное искусство народов Индии

Традиционное искусство Индии важным и принципиальным признает не только мелодию, ритм и смысл текста. Важна также расстановка инструментов, органичность и созвучие голосов, а также еще множество отдельных нюансов.

Сложное построение музыкальной композиции многокомпонентно. Его можно сравнить с индийским сари, где каждый элемент декора, кайма, вышивка или орнамент имеет решающее значение.

Индийская музыка, по мнению индусов, имеет чудодейственную силу и божественное происхождение

Эстетика — это главное условие, без которого индийская музыка не может существовать. Красота восприятия формируется общей гармонией неординарного ритма, различных музыкальных приемов и голоса певца, усиливающего впечатление от мелодичной композиции.

Индийская музыка для релакса

Хиндустани

В результате особенностей восприятия окружающего мира, природы и самого себя, индийская музыка разделилась на два основных направления. Хиндустани — это древнейшее направление северо-индийской музыки, которое своими корнями уходит вглубь веков. Активное развитие направления несколько видоизменило хиндустани, впитывая традиции мелодичности и песнопения. В ее основе лежит синтез традиций скандирования, ведические священные традиции, а также традиции Персии и других народностей региона.

Indian Classical Hindustani

https://youtube.com/watch?v=iymq8hn4tnA

Сегодня направление хиндустани насчитывает несколько особых направлений:

Дхрупад — это музыка в чистом вокальном исполнении одним или несколькими исполнителями в унисон, в минорном и вдумчивом темпе. Во времена правления Великого Акбара Дхрупад исполнялся исключительно мужчинами. В современный Дхрупад мелодичность и нежность в исполнение вносят и женские голоса.

Дхрупад

  • Хаял — традиционная музыка хиндустани в жанре импровизаций, исполняется в плавном и постепенно нарастающем темпе.
  • Тарана — ритмичная музыка хиндустани в бодром темпе, которая призвана подарить слушателям чувство радости и беззаботности.

Тарана

https://youtube.com/watch?v=fVgiZje6hNE

Среди недавно возникших течений в направлении хиндустани можно выделить тхумри — романтическое направление, и каввали — религиозное суфийское песнопение под аккомпанемент.

Тхмури

Каввали

https://youtube.com/watch?v=Hgln8m6DFzA

Музыка народов

Народная музыка Индии включает в себя не один десяток видов. У каждого региона имеется свой неповторимый музыкальный стиль. Различия прослеживаются во всем: в ритме, в инструментальном оформлении, в звучании. Естественно, что песням придает самобытность и само исполнение, ведь каждый народ поет на своем неповторимом языке. Можно легко понять, насколько различна народная музыка в Индии, прослушав песни народов гималайского региона и сравнив их с остальными.

Видео танца бхангра

Народная музыка звучит на всех праздниках современной Индии. Особенно популярно музыкальное направление бхангра, берущее свое начало в Пенджабе. Сейчас танцевальные мелодии бхангра исполняются повсеместно в будние и праздничные дни – на свадьбах, на дискотеках, просто на улицах. Сейчас не только Индия, но и весь продвинутый мир с удовольствием выплясывает под зажигательные ритмы бхангра.

Принципы звучания

Многие европейские композиторы пытались разгадать секрет феноменальности, который заключает в себе индийская музыка. На вопрос, в чем кроется тайна, индусы отвечают, что без работы над собой, познания самого себя невозможно творить и познавать музыку. Только после достижения полного согласия с самим собой, природой и окружающим миром можно познать космос индийской музыки.

Музыка в Индии считается одним из способов достижения цели человеческого существования

Система построения композиции, на которую с древних времен и по сегодняшний день, включает два понятия: рага и таал (тал).

Индийская рага

В музыкальном искусстве рага — это форма мелодии, а тал — ритмическая составляющая. Структура раги схожа с привычной комбинацией из семи нот, но это только на первый взгляд. На деле же, рага имеет более концептуальное значение. Это закон, на основе которого зарождается индийское искусство звучания. Рага буквально переводится как «окраска» и не исчерпывается на воспроизведении звукового ряда. Она призвана передать эмоции, настроение, характер, страсть и общее состояние души.

Таал 

Тал (таал) — это система построение определенного ритма. Она включает в себя множество характеристик: тали — ритмический рисунок, болы — удары, лэй — темп, вибхар — музыкальный метр и многое другое.

Pandit Nayan Ghosh и его сын Ishaan Ghosh

Остальные инструменты

Список, перечисленный выше, охватывает далеко не все индийское музыкальное искусство. Кратко расскажем еще о некоторых любопытных экземплярах.

Вина (с ударением ни И) – напоминает лютни, имеет четыре главные и три вспомогательные струны, предназначенные для аккордов. Корпус, так же, как и гриф, производится из цельного ствола мореного дерева. Вина считается трудным для обучения и требует многолетней упорной практики.

Мзыкальный инструмент вина

Вина ассоциируется с прекрасной Сарасвати – богиней познания и искусства. Существует несколько видов этого инструмента: рудра-вина, сарасвати-вина, мукха-вина, вичитра-вина.

Канджира – похожий на бубен, он изготавливается из джекфрута. В диаметре он редко превышает 20 сантиметров, а в ширине – 10 сантиметров. На корпус из дерева натягивается кожа ящерицы, а на специальную раму помещаются небольшие диски из металла.

Канджира

Долак (или дхолак) – похожий на бочонок барабан, с двух сторон различного диаметра. Чаще всего игрой сопровождают танцы, ритуалы. Музыкант сидит, сложив инструмент между коленями, или стоит, поддерживая его с помощью ремешка, и играет руками или особой палкой.

Барабан дхолак

Пунги – духовой инструмент, напоминающий кларнет. Его конструкция имеет много трубочек: мундштук, затем воздушную камеру из тыквы и еще две трубочки. Пунги – главный атрибут заклинателей змей.

Игра на пунги

Комбу – это три-четыре соединенных части рога. Он является специфичным «участником» ритуалов в храмах штата Керала.

Комбу

История и основные направления

Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.

Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.

Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях».

Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.

Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:

  • Карнатака – распространено в южной части страны, использует по большей части такие инструменты, как вена, вина, мриданга, скрипка, канджира.
  • Хиндустани – музыка северной Индии, складывается из звуков ситары, бансури, саранга, сарода, таблы.

С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.

Карнатик

Второй основной школой, в которой представлено классическое звучание Индии, является южноиндийская школа Карнатик. Благодаря интересной истории становления жанра, а также мелодичности и оригинальности звучания, течение Карнатик сегодня относят к жемчужинам мировой классики.

Южноиндийская музыка Карнатик

Основателем направления Карнатик считается Пурандара Даса — автор, композитор и исполнитель, который в своих произведениях порицал порочность общества, несправедливость кастовой системы, был известным философом и деятелем.

Классическая музыка Карнатик

https://youtube.com/watch?v=wY64gIIm0Ys

Главная суть направления Карнатик — импровизация. Жанры, которыми представлены  мелодии и песни Древней Индии, следующие:

  • Варнам — направление, характеризующееся короткими песнопениями. Даже сегодня именно такой музыкой открываются все концерты индийской музыки, поскольку он легкий и настраивает слушателя на нужный лад.
  • Крити. Такие произведения наиболее популярны, они исполняются хором: солист начинает песню, а хор повторяет строки. Прародителем стиля считается древний песенный жанр, который выражал в музыке культовые религиозные традиции народа.
  • Рагам — высшее искусство импровизации в направлении карнатик, которое доступно только выдающимся и одаренным музыкантам.

Несмотря на глубокую философию, индийская музыка в направлении карнатик более легкая и романтичная.

Бхаваге

Bhavageethe (буквально «поэзия эмоций») – это форма экспрессионистской поэзии и легкой музыки. Когда эмоциональное стихотворение с превосходными поэтическими компонентами становится песней, оно называется «Бхавагит». Большая часть поэзии, исполняемой в этом жанре, относится к таким темам, как любовь, природа и философия, и сам жанр не сильно отличается от газелей, хотя газели привязаны к особому метру. Этот жанр довольно популярен во многих частях Индии, особенно в Карнатака и Махараштра. Бхаваги на других языках можно называть разными именами.

Каннада Бхаваге черпает из поэзии модерна, в том числе Kuvempu, D.R. Бендре, Гопалакришна Адига, К.С. Нарасимхасвами, Г.С. Шиварудраппа, К. С. Ниссар Ахмед, и Н. С. Лакшминараяна Бхатта. Известные исполнители бхаваги: П. Калинга Рао, Майсур Анантасвами, К. Асват, Шимога Суббанна, Арчана Удупа, и Раджу Анантасвами.

Хира Деви Вайба – Пионер непальских народных песен в Индии.

К. Н. Джоши – один из выдающихся певцов Бхавагит в Маратхи. Гаджанан Ватаве известен тем, что способствует процветанию традиции Бхавагит в домах Махараштры.

Бхавагиете в маратхи опирается на произведения Шанты Шелке, Винда Карандикар, Джагдиш Хебудкар, Га Ди Мадгулкар, Раджа Бадхе и Мангеш Падгаонкар. Композиторы Бхавгите включают Судхир Пхадке, Шринивас Хале и Яшвант Део. Певцы включают Суреш Вадкар, Арун Дата, Суман Калянпур, Лата Мангешкар, Аша Бхосле и Бхимсен Джоши. Доступно множество книг, содержащих сборники Бхавагите на маратхи.

Музыкальные инструменты Индии

Бансури

Когда-то на этой удивительной флейте бансури играли незамысловатые мелодии только лишь индийские пастухи, сейчас же ситар обрел поклонников по всему свету, ее часто «берут на вооружение» ведущие западные оркестры. Эта флейта отличается от остальных тем, что состоит из двух трубок, у каждой из которых свое предназначение. Первая трубка «наигрывает» основную мелодию, вторая «ответственна» за звуковой фон.

Индийская флейта бансури

Джалтаранг

Игра на джалтаранге

Есть в Индии и свои ударные инструменты. К примеру, джалтаранг. Многие его сравнивают с ксилофоном. Действительно, формой они похожи, только в классическом джалтаранге применяются шары из глины, в которых находится жидкость, в ксилофоне же используются пластины. Звуки, издаваемые джалтарангом, просто чаруют, они звонкие и необычные.

Раванхата

Инструмент раванхата

Это скрипка, у которой всего лишь две струны. Но какой красивый звук она воспроизводит!  Волнующие мелодии, исполняемые на этой скрипке, вызывают целую гамму эмоций своими нежными и плавными переливами.

Музыка древней Индии связывалась с появлением мира, именно поэтому индусы с таким благоговением к ней относились. Древние люди возвеличивали музыкантов, называли их пророками. Такое почтительное отношение не удивительно, ведь в древней Индии считалось, что музыка может вывести душу слушателя за пределы земной, обыденной жизни.

Классический стиль – вокал и ситар

Более пяти тысяч лет назад музыка, которой дано название «этнической», не отличалась сложностью. Она была проста как по содержанию, так и по форме. В ее основе лежало подражание крикам животного и звукам природы.

Через пару тысячелетий на смену этнической пришла так называемая религиозная музыка, ее созидательные или разрушительные силы в те далекие времена не подвергались никакому сомнению. Музыка считалась всеобщим языком – языком людей и животных, то есть, – языком всего существующего на Земле.

Становление истории

Индийская музыка не имеет конкретной даты рождения. Индусы во времена считали, что такое искусство даровано высшими силами и родилось в колыбели цивилизации, как дар каждому человеку, живущему на земле.

Сарасвати — индийская богиня знаний, музыки и искусства

Первое упоминание о музыке есть еще в Ведах — древней священной книге Древней Индии

Такому божественному искусству поклонялись, складывали легенды и сказания, что доказывает неоценимую важность такого культурного направления и величайшую ценность

Основа музыки в Индии — это сангит. Он заключается в искусном и гармоничном созвучии вокала, инструментальной мелодии и танца.

В древние времена такие формы музыкального проявления существовали по отдельности, а после слились в единое искусство. Одна из древних священных книг «Самаведа» содержит сборник песнопений, которые обязательно сопровождаются музыкой. Многие исторические факты свидетельствуют о том, что звучание в индийском стиле формировалось под влиянием сложного и противоречивого взаимодействия разных народностей с особенностями культуры, традиций и верований. Но и ныне неизменно одно: музыка в индийском стиле создается по особым канонам глубокого самопознания и священной гармонии.

Самаведа — часть 1

https://youtube.com/watch?v=SgR9sdy6y8A

Самаведа — часть 2

https://youtube.com/watch?v=lrGL2hasGX8

Индийское влияние на западную музыку

Джорджу Харрисону – участнику великолепной «четверки» «Битлз» нравилось играть на ситаре – индийском инструменте. На десятках концертах он исполнял на нем гитарные партии. Через музыку Харрисон проникся уважением к индийской культуре. Также интересен материал про нидра-йогу.

Многие западные группы последовали примеру «Битлз» – индийские мотивы и инструменты зазвучали в песнях таких великих музыкальных команд как: The Rolling Stones, Grateful Dead и др. Что касается России, то тут нужно вспомнить Виктора Цоя. В припеве одной из его ранних песен повторяются странно звучащие для русского человека слова: «ситар играл».

Индийский след легко прослеживается и в музыкальных балладах группы  «The Doors», и в хитросплетенных композициях великого Джимми Хендрикса. Удачно использовал в своих сольных  партиях элементы и мотивы индийской музыки и Kim Thayil – гитарист американской рок-группы Soundgarden.

Санскрит – топ-20 интересных малоизвестных фактов

Индийский танец

Праздники в Индии Холи и Дивали

Таинственный символ “Аум”, который узнала вся планета

Рабиндранат Тагор – биография, цитаты и стихи

Менди на руках женщин Индии

Bihugeet

Биху это самый знаменитый фестиваль в ассамской культуре. Эти фестивали отмечают трижды в год по-разному. Среди трех наиболее знаменитым является Ронгали или Бохаг Биху, за которым следует Бхогали или Магх Биху. Конгали или Кати Биху отмечают плохо. Бохаг биху приносит ветер, полный звука дхол-пепа с мелодичными песнями, в каждый уголок Ассама. Эти песни представляют радость красочного общества этого места и называются Бихугит. Bihugeet выполняется через Биху танец на фестивале Биху. В песнях есть темы романтики, любви, природы и происшествий. Танец отмечают в группе юные девушки и юноши. У Bihugeets обычно есть широкий диапазон текстов: от красоты природы до выражения любовника, от общественной осведомленности до юмористических историй. Биху – самая популярная народная песня Ассама, широко известная по всей Индии

Это неотъемлемая часть самого важного фестиваля региона. Он символизирует красочную и богатую культуру народа Ассама

Заключение

Итак, сегодня мы с вами познакомились с главными музыкальными инструментами Индии. Неудивительно, что их так много, ведь музыка пронизывает всю жизнь индийцев. Одни инструменты используются самостоятельно, другие – в аккомпанементе, третьи применяются при театральных и танцевальных постановках, четвертые и вовсе имеют ритуальный смысл. Но все они даже в наши дни изготавливаются вручную из натуральных материалов: дерева, глины и даже тыквы.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Мы рады искать истину вместе с вами. Подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые материалы

До скорых встреч в нашем блоге!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий