Как получить образование в Японии: этапы, особенности, стоимость

Инвалидность

Государственное вмешательство

В соответствии с Основным законом об образовании (2007 г.) Япония подписала соглашение о предоставлении равных возможностей в образовании, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Наряду с Основным законом об образовании в 2007 году была принята Конвенция о правах инвалидов (КПИ), которая была ратифицирована в 2014 году в рамках социального обеспечения. Эти два закона обещали, что национальное и местное правительство предоставит образовательную программу для лиц с особыми потребностями с адекватным размещением в соответствии с их уровнем инвалидности. Цель обучения для лиц с особыми потребностями – помочь людям развить свой потенциал в соответствии с их способностями, чтобы обрести независимость и получить профессиональную подготовку в специальных областях. Некоторые школы принимают учащихся с ограниченными возможностями в традиционных школьных условиях, но в некоторых случаях учащихся помещают в независимые школы, специализирующиеся на программах обучения для лиц с особыми потребностями. Эта программа поддерживает студентов с нарушениями зрения, слуха, физическими недостатками, эмоциональными расстройствами поведения, нарушениями обучаемости, нарушениями речи и речи (коммуникативными расстройствами), нарушениями здоровья и задержками развития.

Реформы

Дети с ограниченными возможностями, как и их родители, не имели права голоса до тех пор, пока в 1990-х годах образование для лиц с особыми потребностями не стало привлекать внимание общественности. Раньше детей с ограниченными возможностями признавали «медленно обучающимися» или «труднопроходимыми». Департамент образования японского правительства постепенно начал сосредотачиваться на предоставлении равных прав детям с ограниченными возможностями, и первая крупная реформа началась с введения «Системы учебных комнат», которая служила дополнительной программой для учащихся с ограниченными возможностями

традиционные школьные условия. Далее, в 2006 году была проведена более масштабная образовательная реформа, направленная на продвижение концепции «инклюзивного образования». Программа инклюзивного образования вступила в силу благодаря влиянию трех политических факторов: международного движения за инклюзивность школ, реформы образования. социальное обеспечение людей с ограниченными возможностями и общая реформа системы образования в Японии. Цель этого закона заключалась в том, чтобы избежать изоляции учащихся с ограниченными возможностями от остальной части общества и интегрировать образование для лиц с особыми потребностями в традиционную систему образования путем предоставления им более универсальные и разнообразные учебные классы. В последние годы правительство Японии продолжает придерживаться равных права детей с ограниченными возможностями в рамках образования с особыми потребностями и инклюзивного образования в качестве общественного блага

Департамент образования японского правительства постепенно начал сосредотачиваться на предоставлении равных прав детям с ограниченными возможностями, и первая крупная реформа началась с введения «Системы учебных комнат», которая служила дополнительной программой для учащихся с ограниченными возможностями. традиционные школьные условия. Далее, в 2006 году была проведена более масштабная образовательная реформа, направленная на продвижение концепции «инклюзивного образования». Программа инклюзивного образования вступила в силу благодаря влиянию трех политических факторов: международного движения за инклюзивность школ, реформы образования. социальное обеспечение людей с ограниченными возможностями и общая реформа системы образования в Японии. Цель этого закона заключалась в том, чтобы избежать изоляции учащихся с ограниченными возможностями от остальной части общества и интегрировать образование для лиц с особыми потребностями в традиционную систему образования путем предоставления им более универсальные и разнообразные учебные классы. В последние годы правительство Японии продолжает придерживаться равных права детей с ограниченными возможностями в рамках образования с особыми потребностями и инклюзивного образования в качестве общественного блага.

Школа

Школа длится 12 лет и содержит три ступени. По сравнению со сплошной нумерацией в русских школах – с 1-го по 11-й класс – здесь каждая ступень нумеруется заново:

  • начальная (школьникам 6-12 лет) – сё-гакко, длится 6 лет;
  • средняя (13-15 лет) – тю-гакко, длится 3 года;
  • старшая (16-18 лет) – ко-то-гакко, длится 3 года.

Каждый год поделен на семестры:

1. 1 апреля – вторая половина июля.

2. 1 сентября – конец декабря.

3. 7 января – конец марта.

В перерывах между семестрами у школьников заслуженное каникулярное время. Начало учебного года приурочено к самому живописному событию года – к цветению сакуры в апреле.

Особенности школьного обучения:

  • у каждого класса есть классная комната, куда учителя приходят сами;
  • урок длится 45-50 минут;
  • классы отличаются большим количеством учащихся – порядка 40;
  • до конца последней школьной ступени доучиваются 94 % всех школьников, хотя она считается необязательной и платной;
  • школьники учатся 5, а в некоторых школах – 6 дней в неделю;
  • классы в параллели отличаются буквами на латинице – 3A, 3B, 3C и т. д.;
  • система оценок схожа со стандартами Европы;
  • школы имеют не номера, а собственные названия – в зависимости от населенного пункта, в котором они находятся
  • в некоторых заведениях обучение мальчиков и девочек проходит раздельно.

«Пожалуйста, будьте настойчивы в своих стараниях!»

Часто в детском саду можно услышать слова «Гамбате кудасай!», что означает «Пожалуйста, будьте настойчивы в своих стараниях!». Выполняя задания педагогов, дети усваивают очень важный принцип – мастерство достигается усилием. Именно усердие высоко ценится в японской культуре. При этом взрослые подчеркивают опять же групповую принадлежность ребенка, что проявляется, например, в следующем правиле: если ребенок закончил выполнение задания, то перед тем, как сообщить об этом воспитателю, он должен убедиться, что и его сосед также справился с ним. Подобная ориентация на коллектив проявляется и в не связанных с обучением моментах – например, в Токио, начиная с первых дней школьного обучения, дети добираются до школы в группах, которые возглавляет один взрослый.

Всю практику воспитания в дошкольном учреждении можно разделить на три части: мероприятия, связанные с выполнением установленных норм, свободная игра и деятельность, организуемая педагогом.

Японские языковые школы

Как уже отмечалось, подать заявление в вуз можно, только после обучения на подготовительных курсах (не менее двух семестров). Для этого некоторые абитуриенты пользуются дистанционными программами, но все же в большинстве случаев будущие студенты учатся в самой Японии. В этом случае при оформлении визы гарантом, выдающим приглашение, становится администратор языковой школы. Подобные образовательные учреждения есть во всех крупных городах Японии:

  • Токио;
  • Фукуока;
  • Коби;
  • Саппоро;
  • Йокогама.

Данные школы дают возможность познакомиться с такими же иностранцами, стремящимися изучить японский язык, и заручиться поддержкой преподавателей (почти все педагоги изъясняются на английском). Стоимость обучения составляет от 2 000 $ за семестр.

Общая характеристика системы образования Японии

Система образования в Японии считается одной из самых старых и уходит корнями в VI век. Именно тогда из более развитого Китая японцы переняли систему обучения и педагогические традиции, которые во многом сохраняются и сейчас.

Если говорить кратко, система образования в Японии включает в себя следующие основные этапы:

  • дошкольное образование (продолжительность до 6 лет);
  • школьное образование (продолжительность до 12 лет);
  • высшее образование (продолжительность от 4 лет).

Несмотря на внешнее сходство с российской, образовательные традиции Японии очень сильно отличаются от наших.

Только дошкольное и начальное школьное образование в Японии условно бесплатны. Начиная со средней школы родители оплачивают учёбу. Традиционно более низкие цены за обучение можно найти в государственных учреждениях, но их очень мало.

В Японии очень развиты традиции частного образования. Существует множество дошкольных, школьных и высших учебных заведений, стоимость обучения в которых значительно превосходит государственные учреждения.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Когда начинается учёба в Японии?

Есть и ещё одно важное отличие от российской и европейской системы образования — это деление учебного года на три семестра:

  • первый начинается 6 апреля и длится до 20 июля;
  • второй — с 1 сентября по 26 декабря;
  • третий — с 7 января по 25 марта.

Начало учебного года в апреле связано с окончанием периода цветения сакуры, который начинается в конце марта. Во время цветения традиционно никто не работает, а наслаждается красотой природы.


Гора Фудзияма и сакура

Система экзаменов

Ещё одно отличие японской системы образования от всех остальных — это постоянные экзамены. Здесь их сдают всегда:

  • после детского сада, чтобы поступить в начальную школу;
  • после начальной, чтобы поступить в среднюю, а потом в старшую школу;
  • в средней и высшей школе после каждого семестра и в середине первых двух семестров;
  • общий Централизованный экзамен после школы (условно наш ЕГЭ);
  • вступительные в университет;
  • университетские экзамены.

Причём стоит отметить, что только баллы не ниже 90 дают ученику право на поступление в престижные учебные заведения.

Экзамены в университет называются по-японски 入学戦争, что переводится, как «война за поступление». Это очень точно передаёт напряжение, которое приходится испытывать в этот период каждому школьнику.

Программы обмена

Краткосрочный обмен студентами в первую очередь относится к студенту, поступившему в университет в его или ее собственной стране и выезжающему за границу для краткосрочного обучения в соответствии с соглашением об обмене студентами между университетами. В таких случаях студент остается зарегистрированным в первоначальном университете и обычно проводит менее одного года обучения в университете или другом институте в другой стране. Цель не обязательно состоит в том, чтобы получить степень, и включает в себя такие цели, как изучение языка или получение опыта в иностранной культуре. Студент по краткосрочному обмену учится в иностранном университете в течение одного семестра или более и зарабатывает кредиты или получает научное руководство. Занятия проводятся либо на родном языке ученика, либо на иностранном языке.

Почему бы не перенять опыт

Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Однако почему бы и в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку

Не помешали бы нашим детям и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе. 

Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии. 

Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания, изучения и может в некоторых вопросах служить примером при подготовке реформ российского школьного образования.

Специальное образование в Японии

Система специального образования в Японии практически аналогична отечественным и западным моделям. Отметим, что получить профессиональное образование достаточно сложно, поскольку квалифицированные рабочие ценятся очень высоко.

Особняком стоят Дзюку — так называемые «школы мастерства» или, выражаясь корректно, репетиторские школы. Реклама таких школ проводится с 7 класса, причем каждый ученик записывается на те курсы, которые подходят ему. Занятия проходят два-три раза в неделю, в вечернее время. Учителя в этих школах подробно изучают школьный материал и изучают дополнительный для успешной сдачи экзаменов в школе.

В Дзюку обучаются практически все школьники, при этом все курсы платные. Общее количество средств, которые приносят Дзюку, превышает триллион йен — сумма, сопоставимая с военным бюджетом страны. Отметим, что подобной системы нет нигде в мире.

Стоимость образования в Японии

Стоимость образования в Японии – одно из самых серьезных препятствий на пути к его получению. Государственные вузы, которые занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов (например, врачей), берут со студентов порядка 31 200 $ за шесть лет обучения. А вот учеба в частном вузе будет стоить едва ли не в 20 раз дороже – около 268 100 $. Поэтому местные студенты редко «заваливают» экзамены. Обучение обычно оплачивают родители, и дети не могут позволить себе нанести такой урон семейному бюджету.

Однако то, сколько стоит учеба в Японии, – не основная преграда. Не стоит забывать о косвенных расходах, которые не удастся покрыть, даже выиграв стипендию или грант. Иностранному студенту, в частности, придется раскошелиться на:

  • комнату в общежитии (до 40 $ в месяц);
  • на аренду квартиры (до 1 300 $ в месяц) – при отсутствии мест в общежитии;
  • продукты, предметы гигиены (до 715 $ в месяц);
  • проездные билеты;
  • учебники, тетради и прочие материалы для учебы и работы.

Гранты и стипендии иностранцам

Успешные студенты из числа приезжих из стран СНГ могут получать стипендии и гранты на обучение в Японии. Правда, воспользоваться подобными программами удается лишь 20% будущих бакалавров – они получают до 360 $ в месяц. Аспиранты могут выручить больше – до 800 $ в месяц, но даже эта сумма не покроет и половины расходов на обучение, в том числе косвенных.

Правда, приятные бонусы для успешных студентов не всегда выражаются в денежном эквиваленте. Многие колледжи и вузы предлагают гарантированное трудоустройство выпускников в Японии. Учитывая то, что в государстве принято устраиваться на работу раз и навсегда, заключив пожизненный контракт, это очень ценный бонус.

Пройдите социологический опрос!

Высшее образование

Всего в Японии насчитывается порядка 730 учреждений, выдающих дипломы о высшем образовании. Этот этап подразумевает 3 ступени:

  • бакалавриат;
  • магистратуру;
  • аспирантуру.

Первые 2 года в вузе студенты осваивают специальные предметы и углубляют знания по общим дисциплинам. Следующие 2 года посвящают профессиональной подготовке.

Чтобы получить степень бакалавра, нужно набрать примерно 124-150 баллов. Магистрам понадобится 30 баллов, дипломная работа и успешное прохождение экзаменов. Докторам – 50 баллов, диссертация, экзамены.

К числу высших учебных заведений в Японии также относятся частные двухгодичные колледжи, в которых можно получить диплом в области гуманитарных наук.

Остановимся подробнее на требованиях, которые предъявляются россиянам при поступлении в учебные заведения Японии.

В зависимости от учебного заведения и срока обучения условия поступления различны.

Во-первых, российское полное среднее образование составляет 11 лет (полная средняя школа), а для того чтобы поступить в ВУЗ Японии или в школу японского языка сразу на долгосрочный курс обучения необходимо иметь 12 лет полного общего школьного образования. Поэтому сразу после окончания 11 летней средней школы поступить напрямую в японское учебное заведение сложно. Поэтому выпускникам российской основной школы необходимо:

1) выбрать японский ВУЗ или школу японского языка со специальным подготовительным отделением для иностранных студентов – бекка, такие учебные заведения имеют лицензию на обучение студентов с 11 летнем основным образованием. В таких учебных заведениях студенты учат японский язык и готовятся к поступлению в ВУЗ. После 1 -2-х летнего обучения на подготовительном курсе, студенты поступают в университет или колледж.

2) студенты российских ВУЗов могут поступить на долгосрочный курс (от 6 мес до 2х лет) в школу японского языка, колледж или университет, если у них общее образование составляет более 12 лет. То есть можно поступить сразу после 1го курса. Многие выбирают этот вариант, то есть поступают в школу японского языка на долгосрочную программу (от 1 года), после этого поступают в университет или колледж Японии и продолжают получение образования по специальности.

3) Для поступления в колледж или университет Японии напрямую из России (без подготовительного курса в школе японского языка, находящейся на территории Японии) необходимо иметь более 12 лет общего образования и как минимум 2 уровень квалификационного экзамена по японскому языку “Нихонго Норёку Сикен” (Japanese Language Proficiency Test). Многие ВУЗы требуют 1 уровень (самый высший) JLPT. Такой уровень знания японского языка достигается за 4-5 лет обучения в российском университете на отделении японского языка. Поэтому если молодые люди из России и других стран планируют поступить в японский ВУЗ, они должны очень усердно учить японский язык. Такой же уровень знаний японского языка достигается при обучении на долгосрочных курсах в школах японского языка. Тем, кто начал учить язык с нуля, необходимо учиться около 2х лет, тем, кто поступил со знанием японского не ниже среднего, достаточно 1 года.

Многие студенты, уже окончившие ВУЗ в России, поступают сразу в аспирантуру в университеты Японии (для аспирантуры общий период обучения должен составлять не менее 16 лет). Некоторые поступают в те ВУЗы, которые требуют знания японского языка не ниже 2 уровня JLРT, некоторые выбирают ВУЗы, в которых можно учиться на английском языке и параллельно изучают японский.

Получение высшего образования

Поскольку 94% учащихся планируют поступление в вуз, складывается впечатление, что в Японии существует обязательное высшее образование. На самом деле это не так, но очень близко к истине. В стране насчитывается огромное количество вузов – 728, при этом конкурс в наиболее престижных из них запредельный – от 20 до 200 человек на место.

Образование в Японии для иностранцев доступно на конкурсной основе. Кроме того, потенциальный студент обязательно должен пройти подготовительные курсы, чтобы получить квалификационный диплом о знании японского языка. Документ должен быть заверен Всеяпонской Ассоциацией педагогов и утвержден Министерством просвещения.

Однако поехать за рубеж на курсы стоит не только для того, чтобы «подтянуть» язык, но и узнать особенности обучения в университетах Японии. Дело в том, что здесь нет обязательных для посещения лекций или семинаров – студент лишь должен набрать 125-150 так называемых зачетных единиц, причем сдача одного зачета или экзамена приравнивается к 1-2 единицам. Таким образом, за 4-6 лет обучения студент должен выбрать интересующие его предметы и освоить их. Списывать на экзаменах строжайше запрещено – за это студент лишается всех зачетных единиц и исключается из вуза, причем затраченные средства не возмещаются.

Образование для мигрантов из СНГ

В большинстве вузов преподавание ведется на японском языке. Так что если вас интересует, к примеру, обучение для казахстанцев, не стоит рассчитывать, что за рубежом вы сможете изъясняться на родном языке. Япония – крайне закрытая страна, и выходцев из СНГ там очень мало (не более 40 000 человек на всю страну).

Учеба для украинцев в Японии предполагает такой алгоритм: сначала вы совершенствуете язык, оканчиваете подготовительные курсы и только потом подаете документы в вуз. Эти правила актуальны как для будущих бакалавров, так и для аспирантов.

Защита диплома/диссертации на каком-либо европейском языке допускается в исключительных случаях.

Впрочем, в некоторых случаях все же можно получить образование в Японии на английском языке. В основном это происходит в филиалах вузов США, разместившихся на территории Японии (например, Sophia University). Кроме того, в некоторых вузах на английском можно пройти вступительное собеседование, однако обучение будет проходить на японском.

Дошкольное

Для дошкольного воспитания в стране открыты хоикуэны – центры по уходу за малышами. Сюда приводят деток с 3 месяцев, но попасть удается не всем желающим. Городские власти выбирают малышей из неблагополучных, малообеспеченных семей. Обязательным условием для родителей является занятость более 4 часов в день. В Центре детей ничему не обучают, обеспечивается лишь 12-часовой присмотр

Японские детские сады – ётиэны посещают детки, начиная с трехлетнего возраста. С этого момента воспитанники познают азы науки. Педагоги обучают письму, чтению, арифметике. Развитие коммуникативных способностей начинается с детского сада. С этим связан перевод ребенка через 6 месяцев в другую группу, он должен уметь адаптироваться к новому коллективу и воспитателю. Работают садики в Японии до 14 часов.

На двух дошколят приходится один воспитатель. Дети чувствуют себя, как дома: их баюкают, обнимают, берут на руки

Уделяется внимание и питанию, для аллергиков разрабатывается специальное меню

Дошкольное образование в Японии – платное. По форме собственности делят на частные и государственные садики. Разницы между ними почти нет, только в ежемесячной стоимости. Уровень подготовки воспитателей, оснащение и условия высокие повсеместно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий