Система обучения в Латвии

Какие программы обучения действуют в Латвии?

Образовательные стандарты определяют основные цели, принципы и содержание процесса обучения. Латвийская система включает дошкольное, основное, среднее и высшее образование. Исключительно основное обучение в Латвии является обязательным — с 1 по 9 класс. Высшее образование по содержанию может быть общим (академическим) или профессиональным.

Дошкольное образование в Латвии

В соответствии с разделом 20 латвийского закона «Об общем образовании», дети до 7 лет проходят обучение в дошкольных образовательных учреждениях или группах. Воспитание ребенка происходит через вовлечение в игровые процессы, то есть свободную деятельность. Целью дошкольного образования является содействие всестороннему и гармоничному развитию ребенка с учетом потребностей и закономерностей формирования его знаний, навыков и подхода к жизни в обществе.

Основное образование в Латвии

Ребенок обычно начинает получение образования по достижении 6 лет. В некоторых случаях обучение начинается годом позже. Программа основного образования длится до 15–16 лет и является обязательной и бесплатной. На этом этапе ученики приобретают фундаментальные знания и навыки и готовятся к продолжению получения среднего образования еще в течение 3 лет или к профессиональной деятельности.

Среднее образование в Латвии

Средние специальные учебные заведения — техникумы, колледжи, училища — есть только в определенных районах. В Айзкраукльском, Лудзенском, Огрском, Тукумском, Баускском, Талсинском и Валкском краях, а также Екабпилсском, Лиепайском и Резекненском районах находится по одному образовательному учреждению, в Рижском, Цесисском, Даугавпилсском — по два. В Латвии предусмотрены 4 направления общеобразовательных программ, в каждом из которых учебные заведения разрабатывают собственные версии. Обычно обучение длится от 4 до 5 лет.

Направления средних общеобразовательных программ:

общее образование;

гуманитарные и социальные дисциплины;

математика, наука и техника;

профессиональное образование (например, в искусстве, музыке, спорте).

Высшее образование в Латвии

Закон «О высших учебных заведениях» 1995 года предусматривает получение академического высшего образования в латвийских ВУзах с присвоением степени бакалавра и магистра, а также профессионального — с выдачей соответствующей квалификации. Такое разделение подчеркивает направленность на дальнейшую научную или квалифицированную работу. Однако существуют профессиональные программы, прохождение которых требует широкой базы академических знаний и в которых исследования неразрывно связаны с практической деятельностью. Это, например, учебные программы по медицине, юриспруденции, машиностроению.

Академические программы

Направлены на повышение навыков анализа, проведения умозрительных экспериментов, обеспечивая теоретическую основу для построения карьеры. Курс построен на фундаментальной и/или прикладной науке и как правило требует защиты научно-исследовательской работы для присвоения степени бакалавра или магистра.

Профессиональные программы

Ориентированы на предоставление глубоких знаний для подготовки студентов в области информационных систем и технологий, а также по творческим, исследовательским и педагогическим специальностям. Выпускники имеют возможность поступить на магистратуру напрямую, без дополнительного обучения.

Образовательный процесс в латвийских ВУЗах проходит в рамках Болонского процесса и предусматривает 3 уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Программы бакалавриата и докторантуры могут быть окончены спустя 3–4 года обучения, магистратуры — за 1–2 года.

Бакалавриат

Степень бакалавра присуждается в группе смежных наук — в области педагогики, медицины, инженерии, а также гуманитарных, социальных, естественных и сельскохозяйственных наук. Программа бакалавриата рассчитана на 3–4 года.

Магистратура

Перед тем, как претендовать на степень магистра, следует завершить бакалавриат. Продолжительность обучения составляет 1 или 2 года, но в случае 3 лет получения образования на бакалавриате может длиться 3 года.

Докторантура

Получить степень доктора наук могут исключительно студенты, имеющие диплом магистра. Латвийское законодательство не предусматривает прямого поступления в докторантуру со степенью бакалавра. Докторские программы обеспечивают освоение исследовательских навыков и умений, необходимых для работы ученого.

Система высшего образования

Диплом о высшем образовании в Латвии выдают колледжи или университеты. Колледж (koledza) дает прикладное профессиональное образование. Ни сама учеба, ни работа после её окончания никак не связаны с научно-исследовательской деятельностью.

Образование в латвийских колледжах направлено на получение реальных умений, навыков и знаний в той или иной области, например, банковское дело, IT-технологии, инженерно-техническая сфера, юриспруденция, предпринимательство. Чтобы получить степень бакалавра, нужно проучиться 2 года, для степени магистра понадобятся 3 года.

https://youtube.com/watch?v=R0X6aONsJdM

Университет, или высшая школа (augstskola), предоставляет академическое образование. Обучение в таком типе вузов ориентировано на научную и исследовательскую работу. Университеты Латвии предлагают стандартные уровни высшего образования: степень бакалавра (3-4 года обучения), степень магистра (2 года), степень доктора (3-4 года).

Благодаря использованию общеевропейской системы переводных зачетных единиц – ECTS, студентам-иностранцам будет легко продолжить учебу в Латвии, а после – и в другом европейском государстве.

33 вуза Латвии ведут обучение на латышском языке. Однако все программы на первых курсах параллельно преподаются на английском или русском языках специально для иностранных студентов.

В университетах и колледжах принята практика постепенного перехода на государственный язык. Первые 2-4 семестра студент изучает дисциплины по своей специальности на английском (или русском), одновременно обучаясь на бесплатных курсах латышского при университете.

Так, по окончании вуза выпускник сможет изъясняться на нескольких языках. Также ряд вузов предлагает полные программы на английском и русском без перехода на латышский язык. В любом случае, почти все преподаватели свободно владеют несколькими языками, поэтому проблем с общением и пониманием предметов у иностранного студента не возникает.

Латвия – член Евросоюза, НАТО и Шенгенского соглашения. Поэтому дипломы, полученные в латвийских вузах, имеют одинаковую юридическую силу далеко за пределами Латвийской республики. Иностранцы едут в Латвию за образованием преимущественно в сферах туризма, предпринимательства, логистики и банковского дела.

Кроме того, латвийские вузы известны своими бизнес-инкубаторами: так, студент под присмотром опытных профессионалов и преподавателей еще в процессе учебы создает фундамент для своего будущего дела.

Еще один плюс учебы в Латвии – возможность работать. Учащиеся из других стран имеют право на подработку не более 20 часов в неделю. Чтобы получить разрешение на работу, нужна виза или вид на жительство и трудовой договор с работодателем.

Вместе с заявлением эти документы подаются в Управление по делам гражданства и иммиграции, и после получения официального разрешения у иностранного студента появляется шанс улучшить свое финансовое состояние и самостоятельно покрывать расходы на учебу.

К университетам у государства есть особые требования

  • 65% преподавательского состава должны иметь докторскую степень;
  • университеты должны издавать различную научно-образовательную литературу;
  • вести активную научную деятельность;
  • обеспечивать трехступенчатую модель образования (бакалавриат, магистратура, докторантура).

Стипендии на обучение в Латвии

Самые популярные стипендии для обучения в Латвии выделяются правительством Латвии. Эти государственные стипендии обеспечивают финансовую помощь студентам: 500 евро в месяц для студентов бакалавриата и магистратуры и 670 евро в месяц для аспирантов. Это финансовое обеспечение может быть использовано для оплаты обучения или проживания и проживания.

Кто имеет право на Стипендия правительства Латвии? Все граждане из Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Китая, Хорватии, Кипра, Финляндии, Франции, Грузии, Израиля, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Мексики, Молдовы, Монголии, Перу, Южной Кореи, Испании, Таджикистана, Турции, Туркменистана, Украины и Узбекистан.

Преимущества образования в Латвии

Страна поддерживает тесное сотрудничество в сфере науки со многими европейскими государствами. Обучающимся здесь открываются хорошие перспективы. Высшее образование в Латвии позволяет получить высокую квалификацию, а также расширить систему своих знаний по программам обмена.

Несомненным плюсом является доступность обучения, которым отличаются прибалтийские страны. Организация образовательного процесса для иностранцев происходит на высоком уровне. Любые частные и государственные университеты открыты для иностранных граждан. Учиться можно и на русском языке. Если же в ваших планах трудоустройство за рубежом, то предпочтение стоит отдать обучению на международной английском языке.

Основные плюсы:

  1. Преподавание на английском в рамках разных программ.
  2. Стажировка в европейских странах. По системе международного обмена Латвия отправляет своих студентов в другие государства ЕС, им помогают продлить обучение или трудоустроиться.
  3. Доступные цены на учебу. По стоимости латвийское образование одно из наиболее дешевых в странах Еврозоны. Всего 2000 евро за один год – это очень привлекательная цена за достойное образование.
  4. Студенты получают гранты и стипендии. Вузы составляют рейтинги успеваемости. Наиболее успешные и активные молодые люди претендуют на гранты и хорошие стипендии. Учащиеся очного отделения иногда частично избавляются от платы за обучение.
  5. Учебу можно совмещать с работой. Допустимое совокупное время работы для студента – не более 20 часов. Для этого необходимо иметь специальное разрешение.
  6. Проживание при университете. Иностранцам предлагается комфортная жизнь в кампусах (общежитиях). Средняя стоимость – примерно 100 евро в месяц.
  7. Лояльное отношение к иностранцам. Многие латыши владеют русским языком.

Реформа школ-2018 в Латвии

Фокус в том, что в Латвии сейчас внедряются сразу три реформы образования:

✓ Полный перевод школ на латышский язык преподавания

✓ Оптимизация школьной сети в Латвии

✓ Введение нового содержания образования в учебных заведениях

Реформа содержания образования стартовала в этом учебном году (2017/2018 гг.). К примеру, в 100 школах Латвии начали внедрять новые программы (подробнее об этом можно почитать комментарии Иветы Ратиники во время дискуссии на Мanabalss.lv). Об оптимизации сети школ – смотрите ниже.

Что касается полного перехода всех школ на латышский язык преподавания – это должно произойти уже к 2020 году. То есть к 2020-му в средней школе (с 9 по 12 классы) обучение должно будет идти только на государственном языке, с 7 по 9 классы – в пропорции 80/20 (то есть на латышском должны идти не менее 80% учебных часов), в начальной – 50 на 50.

Итак, поправки к Закону об образовании, вступившие в силу 2 апреля 2018 года предполагают:

– С сентября 2018 года вводится новая программа в детских садах. Детей с 5 лет будут учить латышскому языку, чтобы после садика они смогли начать учебу в латышской школе.

– с 1 по 6 классы обучение осуществляется по трем моделям (модели – разные, но обязательное условие – не меньше 50% всех учебных часов должны идти только на латышском языке).

– в 7 классе надо обеспечить 80% обучения на госязыке в 2019/2020 учебном году, в 7 и 8 классах – в 2020/2021, в 9-ых классах – в 2021/2022 гг. Предполагается, что на латышском будут все предметы, кроме русского языка и литературы. Получается, что на русский и английский (или другой иностранный язык) – на всех вместе будет всего 20% (!)

– учащиеся средней школы – в 10-11 классах – должны полностью учиться на госязыке уже в 2020/2021 учебном году, через год на латышский переходят и 12 классы. На родном языке останутся только язык и литература (какое количество часов может быть здесь – если в средней школе переход на латышский 100%-ый?)

– с 2019/2020 гг. централизованные государственные проверки в 9 классе будут только на латышском. Напомним, в 12 классе централизованные государственные экзамены только на госязыке, начиная уже с весны 2018 года.

– с 2019/2020 гг. – экзамен для перехода в основную школу для латышских и русских школ – станет одинаковым.

Итак, на русском должны остаться только сам русский язык и литература, а также – как пишут многие СМИ – загадочные “предметы, связанные с культурой и историей”. Впрочем, дословный перевод этой части поправок говорят о предметах, “связанных с родным языком, национальной идентичностью и интеграцией в латвийское общество”. Ключевое слово – “интеграция в латвийское общество”, русская история и культура в эти рамки вряд ли впишутся. Так что как ни крути, скорее всего, из предметов на негосударственном останутся только русский язык и литература.

Вероятнее всего полная латышизация школ начнется быстрее, чем это предусмотрено реформой. Большинство директоров школ, “взяв под козырек” усердно и быстро начнут внедрять все подзаконные акты, инструкции, указания и т.д. от Министерства образования. Мнение родителей и детей вряд ли будут услышаны – ведь будет масса новых документов и распоряжений (реформы сразу три! разобраться будет сложно).

Эксперты прогнозируют, что на латышском языке хорошо учиться будут только те дети, чьи родители смогут оплатить дополнительные занятия у репетиторов. У остальных при смене методик преподавания и перевода обучения на неродной язык – качество освоения предметов очевидно ухудшится. То есть свои задачи Министерство образования просто перекладывает на школы. А школа, вряд ли сумев решить в одночасье вопросы кадров и методологии – переложит весь груз на родителей…

А что будет с детьми, которые не смогут “тянуть” предметы на латышском, а их родители не “потянут” дополнительные занятия? Скорее всего, очень быстро у таких детей пропадет желание учиться и они просто перестанут ходить в школу. Количество детей не то что без среднего, и без основного школьного образования будет расти…

Посмотреть обсуждение реформы образования – Программа Точкu над I. Трудности перевода: русским школам не быть?

Подробный анализ, что будет, если все поправки к Закону об образовании начнут действовать и как школы справятся с полным переходом на латышский язык – об этом можно почитать комментарии Константина Чекушина и Дмитрия Бочарова в конце материала.

Стоимость обучения в Латвии

Плата за обучение в латвийских высших учебных заведениях во многом зависит от программы, университета и степени, на которую претендует иностранный студент. В среднем расценки начинаются от 1500 евро в год и более. Например, стоимость некоторых медицинских направлений достигает 15000 евро.

Другие специальности, в том числе технические, обычно не превышают сумму в 4000 евро. Для студентов из некоторых стран доступны стипендии и гранты для покрытия расходов на учебу в Латвии. К сожалению, Россия и Украина в перечне таких стран отсутствуют.

В сравнении с другими государствами ЕС, в Латвии сравнительно низкий уровень жизни, что позволяет иностранным студентам в какой-то степени сэкономить средства на проживание и питание. Допустим, комната в общежитии обойдется максимум 120 евро в месяц, аренда квартиры до 250—300 евро. Питание и другие ежедневные расходы составят до 300—400 евро ежемесячно. По многочисленным опросам и оценкам, для учебы в Латвии студенту вполне достаточно 700—800 евро в месяц.

Лучшие университеты Латвии

Латвийский университет (University of Latvia)

Один из крупнейших вузов не только Латвии, но и стран Балтии в целом, существует практически столетие. Дата основания 1919 год. Как и в начале прошлого века, сегодня Латвийский университет — это главный интеллектуальный и научный центр страны. В настоящее время в стенах вуза проходят обучение свыше 14 тысяч студентов, из которых более 600 иностранцев, и работает около 1,5 тысяч преподавателей.

В структуру университета входят 13 факультетов и более 20 научно-исследовательских институтов. Подписаны свыше 500 соглашений о сотрудничестве с 326 учебными заведениями из 31 европейской страны. В распоряжении студентов более 130 учебных программ, включая направления медицины, права, менеджмента, философии, экономики, гуманитарные и социальные науки.

Рижский технический университет (Riga Technical University)

Первый университет по подготовке квалифицированных технических специалистов в Прибалтике. Официальная дата основания вуза — 1862 год. В процессе обучения используются самые современные технологии и инновационный подход, что позволяет выпускать настоящих профессионалов, готовых заполнить пробелы местного рынка труда и работать на благо латвийской экономики.

В состав Рижского технического университета входят 8 факультетов, приоритетными направлениями обучения считаются архитектура, гражданское строительство, информационные технологии, транспорт, машиностроение, электроника и некоторые другие области. Вуз сотрудничает с более 300 учебными заведениями Европы. В распоряжении иностранцев есть программы на английском языке.

Латвийский сельскохозяйственный университет (Latvia University of Agriculture)

История вуза начинается с 1863 года. Считается самым престижным учебным заведением Латвии по подготовке будущих работников сельского хозяйства. В состав вуза включены 8 факультетов, в том числе инженерный, лесной, информационных технологий, ветеринарной медицины, пищевых технологий, экономики и социального развития, охраны окружающей среды и гражданского строительства, сельского хозяйства.

Широкий перечень программ представлены на английском языке. Например, степень бакалавра можно получить в области экономики, информационных технологий, государственного управления, вычислительной техники. В структуру вуза входят передовые научно-исследовательские институты и лаборатории.

Ехать или нет?

Многих из тех, кто не прочь поучиться в Латвии, останавливает стереотип «там не любят русских». Десять лет назад там и правда не очень тепло к нам относились, поскольку свежи еще были воспоминания о советских временах. Сегодня никто из-за русской речи не откажется вас обслужить, не бросит камнем и не побьет. Конечно, существуют радикалы, чей молодой задор не находит лучшего применения, чем борьба. Однако таких личностей довольно много и на наших улицах.

Понятно, что туристические маршруты самых разных стран Европы проходят по узким чистым улочкам, мимо соборов, церквей и замков. Но нигде в мире больше нет места, настолько близкого нам по духу. В Латвии чувствуешь себя почти как дома – именно за этим «почти» и начинается самое интересное.

Автор статьи: Ольга Звягинцева

Структура образования

Дошкольное

Система детских садов ничем не отличается от советской:

  • Не обязательная ступень.
  • Принимаются дети с полуторагодовалого возраста.
  • Относительно языка есть варианты учреждений:
  1. латышские;
  2. русские;
  3. двуязычные.
  • В муниципальные сады очередь, ее порядок устанавливается на уровне первичной ячейки самоуправления.
  • Способы подачи заявления на место в бюджетном дошкольном учреждении:
  1. Портал электронных услуг: eriga.lv, где удобно отслеживать продвижение.
  2. Местный ЗАГС сразу после оформления метрики на рожденного ребенка. До полутора лет можно надеяться, что место будет.
  3. В Риге это делают в Департаменте образования либо в Рижской думе – в центре приема посетителей.

Среднее

Общая информация:

  • Носит обязательный характер.
  • Девять лет обучения.
  • На текущий момент преподавание осуществляется на двух языках, с постепенным переходом на латышский в выпускных классах. По новому законодательству до 2023 года новая система будет окончательной, однако с правом изучения родной культуры, языка и литературы в параллельном режиме.

Система оценок

После отделения от СССР, Латвия приняла десятибалльную систему по примеру скандинавских стран, хотя в большинстве европейских государств бытует двенадцатибалльной.

Уровень знаний градируется по шкале:

  • Плохо: 1–3;
  • Удовлетворительно: 4–6;
  • Хорошо: 7–8;
  • Отлично: 9–10.

Высшее

Koledza

В отличие от большинства стран, в Латвии система среднего профессионального образования принадлежит к высшему:

  • Колледж – это первая ступень, соответствующая средне-техническому уровню, принятому в других государствах, в том числе в РФ.
  • Срок обучения 2 или 3 года.
  • При выпуске студент получает квалификацию пятого уровня.
  • Получают первичные профессиональные навыки, в том числе младшего служащего, что подходит для офисной работы низкого звена.
  • Дает право на поступление в вуз.

Для россиян эта ступень доступна в двух случаях:

  • Родители прилучили ВНЖ.
  • По программе обмена. Информацию о них ищут на портале колледжа или на официальном сайте МОН (Министерство образования и науки Латвии): izm.gov.lv.

Augstkola

Единая система высших учебных заведений, функционирующая по Болонской системе:

СтупеньВремя обучения (лет)
Бакалавриат4
Магистратура5–6
Докторантура3–4
  • Окончив бакалавриат, студент имеет право идти в магистратуру другого учебного заведения.
  • Есть бюджетные места и коммерческие. Первые ограничены и, практически не доступны для иностранных студентов.
  • У российских студентов есть вариант получить персональный грант в случае аргументов в пользу своих неординарных способностей.
  • В стране действует европейская система ECTS (перевод и накопление баллов, так называемых кредитов). Это позволяет с существующим багажом переходить из одного европейского вуза в другой. Подробнее о ней здесь: inpro.msu.ru.

Языковой вопрос в школьном образовании Латвии

До текущего года в школах национальных меньшинств, где обучались в преобладающем большинстве русские дети, использовался билингвальный принцип обучения, то есть производилось оно на двух языках: русском и латышском. Однако в 2019 году Латвийский Конституционный суд признал законным постепенный перевод публичных школ на государственный язык обучения. Произойти это должно до 2022 года.

С 1-го сентября текущего учебного года для учащихся с 1-ых по 9-ые классы количество предметов, которые преподаются на обоих языка, значительно сократится. Постепенно латышский язык вытеснит русский из сферы образования, и уже к 2021-2022 учебному году вся средняя школа, включая 12-ые классы, перейдет полностью на государственный язык обучения.

Как добиться справедливых, равноценных и корректных оценок? Несмотря на единую десятибалльную систему, в каждой школе отметки выставляются совершенно по-разному — на это указывают специалисты в области образования, пишет rus.lsm.lv.

Продолжение текста после рекламы

Система оценок в Латвии вроде бы одна, но каждая школа выставляет их по-разному

На эту проблему уже довольно долгое время пытаются обратить внимание и школьники, и их родители. Особенно она заметна при переходе из одной школы в другую

По его словам, отличия могут быть даже в одной школе при переходе из класса в класс. Скажем, до 4 класса ребенок учится у одного учителя, приносит девятки и десятки, а в пятом классе по тем же предметам у него появляются пятерки-шестерки.

Он отмечает, что оценка не имеет ценности сама по себе, ценность имеют знания ученика. Но, чтобы иметь возможности адекватно описать эти его знания, чтобы предоставить помощь, если она вдруг нужна, крайне желательно, чтобы принципы, по которым выставляются оценки, были одни и те же.

Сегодня эту проблему будут сегодня на специальном форуме, организованном Государственным центром содержания образования (ГЦСО, VISC).

В сегодняшнем форуме участие примет американский лектор Томас Геске — международно признанный авторитет, автор книг, посвященных системе выставления оценок. Пройдут также дискуссии с местными учителями, директорами, практиками о том, возможно ли перенять передовые принципы в латвийских условиях.

Она также сообщила, что планируется усовершенствовать нынешнюю десятибалльную систему — изменения готовятся и весной будут представлены общественности.

Foto: DELFI

Ровно 30 лет назад, в 1991 году, Латвия перешла от “советской” пятибалльной системы оценивания учеников к десятибалльной. Однако сегодня подход к отметкам снова меняется: в латвийских школах параллельно работают две системы. Учителя действуют в меру своего понимания, родители не скрывают недоумения и тревог, меньше всех беспокоятся дети. Вместе с чиновниками Центра содержания образования (VISC) и директором одной из рижских школ портал Delfi разбирался, от какой системы оценивания Латвия ушла и к чему намерена в итоге прийти.

Из разговора учителя спорта с учеником в бассейне школы им Наталии Драудзини: “С оценками все просто! Дошел до бассейна — уже “4”, принес плавки и шапочку — это “5”, зашел в воду — вот и “шестерка” получается, не утонул — можно на “семерочку” рассчитывать…” — “А если бомбочкой?!” — деловито уточняет школьник.

Все это выглядело бы анекдотом, если бы в реальной жизни каждому учителю, ученику и родителю можно было так просто объяснить, за что и какую оценку сегодня ставят. А главное — во имя чего все это? Ведь не секрет, что советские отличники пятибалльной системы в капиталистическом будущем редко достигали успеха, куда чаще фортуну ловили за хвост более гибкие “хорошисты” и менее зацикленные на формальностях “троечники”.

Разбираемся, как поменялась система школьных оценок Латвии:

  • Зачем “пятерки” поменяли на “десятки”?
  • О чем говорят слова и цифры в аттестате?
  • Кто такой “робот” и можно ли с ним спорить?
  • Как улучшить оценку?
  • Чем заменяют оценки в начальной школе?
  • Как оценят углубленные курсы?
  • Куда исчезла отметка по поведению?
  • Рейтинги — это хорошо или плохо?
  • Можно ли сравнивать оценки гимназий и “простых школ”?

Реформа образования-2018. Комментарии специалистов

Константин Чекушин, председатель общества Intellect:

К сожалению, не все представляют масштаб трагедии. Я попробую показать в упрощённом варианте.

Во-первых, в средней школе (10-12 классы) предметов на русском языке больше не будет. От слова вообще. Поскольку, педагогов новых всё равно не будет, то школы начнут преподавать по-латышски на бумаге. Инспектора в каждый класс не посадишь. Поэтому педагоги как преподавали по-русски, так и продолжат. Всё это будет тянуться долго с вкраплениями скандалов, когда появится какой-нибудь недовольный родитель, строчащий жалобы в IKVD и прочие службы, из-за конфликтов с учителями по поводу чего угодно. Школы будет трясти и вместо развития образовательных программ, громадные усилия школ будут направлены на то, чтобы прикрыть свои задницы всеми возможными и невозможными способами. Приобретать всё это будет самые уродливые формы.

Во-вторых. В основной школе русского языка в предметах тоже не будет практически, так как пропорция 80 на 20 включает изучение родного и иностранного. Поэтому, если вы учите русский язык и английский, то вы уже не укладываетесь в пропорции. Но, вам милостиво разрешат доучивать русский и литературу на дополнительных занятиях. Всё для ваших детей. За дополнительные деньги, скорее всего, которые или частью оплатят муниципалитеты, либо сами родители. Собственно, уже сейчас при многих школах есть родительские общества, оплачивающие доп. программы образования.

В-третьих. В начальной школе тоже вводятся пропорции 50 на 50. Что это по факту означает? Если вы вышли из русского детского сада, то будьте готовы к тому, что ваш ребёнок фактически не будет учиться на тех предметах, которые школа переведёт на латышский. Если у ребёнка не будет получаться – вам придётся просто после школы или на выходных нанимать репетитора. Ходить в воскресные или вечерние школы. Искать единомышленников и строить параллельно школе свои школы. Т.е. на бумаге поступать в какие-то школы, переходить на домашнее обучение и ходить в частные школы без лицензий, которые будут реально учить и в которых дети будут получать нормальное начальное образование, приходя в настоящую школу только для того, чтобы сдать экзамены. Это если у вас есть деньги и желание этим заниматься. Многие же дети просто начнут деградировать и отставать по предметам, если родителям пофиг.

В-четвёртых – всё это касается и частных школ. Запреты влияют и на них. В частную школу вам уйти не дадут. На них эти изменения в законе тоже теперь распространяются.

В-пятых. Если вы надеетесь отдать/перевести детей в массовом порядке в среднюю латышскую школу (раз уж всё равно на латышском, пусть учатся на хорошем латышском) – вряд ли вам дадут. Как только будет наплыв русских родителей, то сразу введут вступительные экзамены в среднюю школу и знание латышского – это будет одно из условий поступления.

Всё вышеизложенное актуально для тех, кто всё же хочет в детях и во внуках видеть своё отражение. Отражение своих ценностей, а не ценностей Шадурскиса и Райвиса Дзинтарса. Кто отдавал детей не в латышские школы, а в школы с русским языком обучения. Фактически, из школ делают недошколы. Пройдёт ещё 4 года и перед следующими выборами вам скажут, что эти недошколы – недошколы и одно их существование – это фактор дискриминации детей, поэтому всё должно с детского сада быть на латышском…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий