Разнообразие философских школ Древней Индии

Сапкхья

Санкхья (санскр. — число, перечисление, расчет) — одна из наиболее древних философских школ; ее основоположник — мудрен Капила, который жил в VII в. до н.э.

Согласно данному учению, в основании реальности два начала: идеальное — пуруша, и материальное — пракрити. Оба начала не- сотворимы и неуничтожимы. Пракрити состоит из трех гунн (саттва, раджас, тамас), которые человек не воспринимает, но подвергается их воздействию через объективный материальный мир. Веру в Бога сапкхья отрицает, в силу недоказуемости его существования и возможности объяснения возникновения мира, не прибегая к понятию Бога.

Одна из главных проблем учения — осмысление причинно- следственной зависимости; разделяющие идеи санкхьи убеждены в том, что следствие содержится в причине еще до того, как оно возникает.

Человек в силу своего невежества связывает свою душу, свое «я» с телом; страдания тела он ошибочно воспринимает как свои собственные. Поэтому человек должен стремиться к освобождению через постижение истины.

Йога (санскр. — участие, единение, сосредоточение, порядок, глубокое размышление), прежде всего, известна глубоко разработанной системой упражнений, с помощью которых человек достигает особого состояния, когда он освобождается от материального мира, его душа способна слиться с пурушей, «я» человека — с высшим «Я».

Эта система упражнений использовалась многими другими индийскими учениями, составляя элемент их систем.

По философским взглядам йога в значительной мере повторяет санкхью, но, в отличие от последней утверждает существование Бога как высшего «Я». Йога исходит из того, что микрокосм — человеческая душа во многом повторяет космическое тело Вселенной. Осознанное стремление человека к совершенствованию себя может найти некое соответствие среди космических процессов; нужно стремиться овладеть способностью изменения самого себя.

Основные понятия и действия йоги: подчинение тела — яма (управление дыханием, температурой, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание определенною реального или мыслимого объекта — охавана; состояние транса (резкое изменение ментального и эмоционального состояния) — дхьяна; особое сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает необратимость психических процессов — самадхи.

Ортодоксальные школы

Санкхья (перечисление, рассмотрение).

Одна из самых древних школ, основателем ее считается легендарный мудрец Капйла (VII в до н. э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысячелетия нашей эры Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал — материального (пракрита) и идеального (пуруши). Пракрита (прасозцательни ца) — источник различных качеств и производящих сил мира Пуруша (человек, мужчина) — бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с атманом.

Задача познания и самосовершенствования — понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения — мокши. Вариант теистической санкхьи предегавлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-поэтическом произведении — Бхагавадгйте.

Йога

Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджали (II в до н. э. или II в. н. э.) — автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин, разделяюший, посредством активных усилий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценностью и именующемуся Ишварой — Господом, Владыкой Для этого разработан «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований, особенно ахимсы — непричинения вреда живым существам, контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания,— таким образом последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных Пракрити. И наконец, достигается состояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение.

Ортодоксальное и неортодоксальное направления

Древнеиндийские мировоззренческие установки подразделяются на астику, считающую Веды правдивым источником знаний, и настику, оспаривающую Веды из-за их сомнительности и многословия.

Астика включает в себя следующие традиции:

  • миманса,
  • веданта,
  • санкхья,
  • йога,
  • ньяя,
  • вайшешика.

В состав настики входят:

  • джайнизм;
  • буддизм;
  • чарвака-локаята.

Отношение к бедности и болезням

Древняя Индия была спорным по укладу государством. Поскольку общество разделялось на слои, отельные касты могли всегда существовать в условиях богатства. Иные были обречены на существование в бедности. Философия древнего общества отражалась в таком разделении. Считалось что каждая каста отражает конкретное разделение рангов тонкого мира. Родившийся в определенном качестве человек прислан в мир отбывать свои духовные терзания среди людей. Краткий свод таких воззрений описан в Саньяхья. Это течение противопоставляет телесное духовному. Что дает возможность каждому возвеличиться в мире нематериальном. Преследовать амбициозные планы в попытках изменить текущее положение возводилось в ранг материального невежества. Родившийся в определенной касте должен был безропотно принять свою судьбу и пройдя все сложности возвысится в ином мире.

Буддизм

Учение основано Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.), которого назвали Будда, что означает «постигший истину», «просветленный».

Гаутама был принцем из рода Шакьев, сыном раджи (монарха, царя) Шуддходхана из Капилавасту (город на севере Древней Индии), вырос счастливым человеком, женился по любви, у него родился сын. Но однажды, встретив за пределами дворца больного, старика, похоронную процессию, он столкнулся, тем самым, с болезнями, старостью, смертью и осознал несовершенство мира, полного страданий. После этого, встретив отшельника, он решил также стать отшельником, чтобы изменить свою судьбу, найти путь к преодолению страданий.

После семилетних скитаний Гаутама (став Бодхисаттвой — «предназначенным к просветлению») понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий, но после долгих размышлений «прозрел», постиг истину и стал Буддой (считается, что это произошло в 527 г. до н.э.). После этого он много странствовал, проповедуя свое учение; у него появилось много учеников и продолжателей его дела, которые после смерти Будды обсудили и систематизировали наследие учителя.

Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий» для чего ему необходимо достичь нирваны — состояния высшего блаженства.

Будда в ходе размышлений сформулировал четыре благородные истины:

  • жизнь полна страданий;
  • причины страдания — жажда славы, удовольствия, наживы и самой жизни;
  • от страданий можно избавиться;
  • освобождение наступает при отказе от земных желаний, приходит просветление, нирвана.

К просветлению ведет «средний путь» — жизнь, исключающая крайности: «путь удовольствия» — развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения и «путь аскетизма» — умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения. «Средний путь» предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, созерцание, мудрость и, наконец, просветление.

Для этого необходимо соблюдать пять заповедей — не убий: не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; а также восемь принципов (восьмеричный путь):

правильное видение — понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;

правильные намерения — твердая решимость изменить свою жизнь;

правильная речь — избегать лжи, грубых и пошлых слов (слова влияют на душу);

правильное действие — непричинение никому зла, согласие с собой и другими;

правильный образ жизни — честность во всем, соблюдение буддистских заповедей;

правильное умение — усердие и трудолюбие;

правильное внимание — контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь;

правильное сосредоточение — медитации, в ходе которых осуществляется связь с космосом.

Представляется важной онтологическая идея дхарм. Дхармы — это группы элементов порождающих: 1) телесные формы, 2) ощущения, 3) понятия, 4) отпечатки кармы, 5) сознание

Они не существуют отдельно друг от друга, но в различном сочетании друг с другом составляют все представление человека о себе и окружающем его мире. Вся жизнь человека — это не что иное, как непрерывный поток дхарм. Постоянное изменение их соотношений формирует постоянно изменяющиеся ощущения, впечатления и мысли человека. Каждая вещь возникает в результате функционирования или взаимодействия других вещей, а возникнув, сама оказывает на них влияние, участвует в появлении новых вещей; т.е. речь идет о принципиальной изменчивости бытия (нет ничего постоянного и устойчивого), о всеобщей относительности, а также о том, что материальный мир — всего лишь иллюзия.

В I в. до и.э. буддизм раскололся на два течения — хинаяна («узкий путь спасения», «малая колесница» — предполагает личное спасение, монашеский образ жизни) и махаяну («широкий путь спасения», «большая колесница» — доступная многим людям). Позже в буддизме появилось несколько других направлений. Учение получило распространение в Индии и особенно (после III в. н.э.) в Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах.

Общая характеристика

Зарождение индийской философии произошло в середине первого тысячелетия до н. э. Учитывая различные исторические источники, древнеиндийские мысли о философствовании разделяются на 3 основных этапа, относящихся к ортодоксальным и неортодоксальным учениям:

  1. Ведический, предпосылки для которого появились в XV — VI столетии до н. э.
  2. Эпический — время создания известнейших эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». В учениях изучались глобальные философские проблемы. В этот период состоялся выход на арену буддизма и джайнизма, датирующийся VI — II веком до н. э.
  3. Эпоха сутр — время от II столетия по VII в. н. э. Этот период стал предпосылкой для формирования кратких трактатов, описывающих отдельные проблемы.

3.5 –

-, V-III . .. ( – ) (). , – . , (, , , ), , – , . .

, (). , . , .. . . (), . , , , , , , – , , , – , .

. – ( ), . any, . , .

– . , . , . . , . , , . – , – , , . , , . , , .. , .

, , – ” “, . . , . “, “, ” p “, , – , . – , , . , -.

, . (veda – , , ), XV . . . .

: 1. , 2. , 3. , 4. .

– : – , : ( ), ( ) ( ) – .

– : . , – , . .

, , . , .

, . , , , , , – , – .

, , p , -, , .

1. … .- . 1.- ., 1993.

2. : , , , : / . . .- .: : : , 1996.

3. .- 4 .- . I.- M., 1957.

4. . . – –: , 2001.

5. / . . // .- 2007 .- 9 .- . 170-173.

6. .. .- ., 1997.

7. . .- , 1980.

8. : : : / . . . . . – . 2-, . . – .: , 1999.

9. . . .- ., 1954.

10. .. .- ., 1988.

… . . 1. ., 1993.- . 161.

. . –: ., 2001 – . 13-21.

: , , , : / . ..- ; : : , 1996. . 55-60.

: : : / . . . . . – . 2-, . . – .: , 1999. .28-35.

. : . . – ., 1997.- . 13.

. : . . – , 1980.- . 301.

. . . ., 1954.- . 128.

/ . . // .- 2007 .- . 9 .- . 170-173.

.: . 4 . . I. M., 1957.- . 51.

Индийская философия – основные идеи различных течений, сходства и различия

Индийский взгляд на мир, человека был принят за основу для многих школ, некоторые из которых на сегодняшний день являются крупнейшими в мире.

Ключевые направления:

  • Миманса. Ортодоксальная школа, созданная Джаймини. Главное понятие – невозможность объяснения окончательного освобождения человеческих душ, пребывающих в состоянии воплощения. Соблюдение религиозных догм, общественных принципов дхармы – обязательное условие для всех людей. Вселенная имеет материальное и духовное начало;
  • Йога. Практическое направление, позволяющее получить урок от познания собственного тела и души, окружающих людей. Человек должен обрести гармонию, чтобы контролировать свое тело. Только так он сможет достигнуть взаимопонимания с собой и миром;
  • Индуизм. Крупнейшее религиозно-философское течение, основанное на поклонение Ведам. Теория базируется на понятии кармы, переселения человеческой души, согласно поступкам, совершенным в период жизни. Человек попадает в касту, законам которой должен строго следовать. Это позволяет ему в новой жизни стать высшим по статусу. В направлении отсутствует церковь, обряды, догматика;
  • Джайнизм. Теория, созданная в четвертом-пятом веках до нашей эры Махавиром. Она противоречит Ведам, отрицая их значимость. Сформировалась на фоне аскетических взглядов. Присутствует запрет на убийство всего живого. Как в индуизме, сохранено понятие переселения души. Остается карма, избежать которой может исключительно сам индивид;
  • Вайшешика. Школа Древней Индии, основанная на авторитете Вед в Канаде. Она признает атомистические рассуждения, согласно которым каждый физический объект включает в себя четыре типа атомов. Их нельзя создать. Миниатюрные частицы живут вечно, из них создан мир. Движет атомами карма;
  • Буддизм. Мировое философское, религиозное течение, возникшее в четвертом-пятом веке до нашей эры. Основатель – Будда, признанный просветленным человеком. Он создает понятие нирвана, говорит о равенстве людей, карме. Чтобы войти в состояние нирваны, необходимо полностью искоренить страдания;
  • Брахманизм. Философия господствует в индийских школах, называется индуизмом. В ее основе – поклонение Ведам, понятия пантеизма, атеизма, монотеизма. 

Закон мировой справедливости

Одним из постулатов древнеиндийской философии является закон кармы. Карма- это причинно- следственная связь прошлых и будущих перерождений земного состояния каждого человека. Чтобы достичь нирваны – гармоничного слияния души человека и Космоса, нужно пройти цепь земных перевоплощений, каждый раз поднимаясь на более высокую ступень развития духа и морали. Но именно карма отвечает за каждое последующее земное воплощение и насколько оно соответствует поведению человека в прошлой жизни.

Философские индийские школы делятся на две крупные группы: ортодоксальные (развивающиеся только на основе учения Вед)  и неортодоксальные.

Ньия – первая из ортодоксальных школ считала, что мир материален и познаваем человеком при помощи его органов чувств. Но то, что невозможно познать чувственным путем – не существует, то есть во многом мир иллюзорен.

Есть только четыре источника познания мира: умозаключение,  слово Бога, сравнительный анализ и восприятие.

Вайшешика— другая ортодоксальная школа считала, что есть два реальных мира: чувственный и сверх чувственный. Весь мир состоит из микроскопических частиц – атомов, а пространство между ними заполнено эфиром.  Жизненную силу всему миру дает великан Брахман, явившийся в этот мир по велению Богов для того, чтобы сотворить и мир, и всех живущих в нем.

Эта философская школа проповедует вечный круговорот жизни (сансара — колеса вечного перевоплощения), который состоит из цепи превращений и перехода из одной земной оболочки в другую. Душа под воздействием реинкарнации вечно движется и вечно ищет гармонии в попытках достичь идеала.

Наверное, поэтому в индийской философии нет страха смерти, как прекращения физического состояния, ведь жизнь вечна только в различных ее воплощениях.

Учение Йога – это практическая философия познания мира и утверждение себя в этом мире, как гармоничную личность, способную управлять своим физическим телом с помощью силы духа. Йога признавала власть Абсолюта и рассматривала прогресс как вечное движение к заданной цели. Основой учения являлось умение подчинить тело мозгу.

Поскольку йога, прежде всего, практическая философия, она строится на физических тренировках, помогающих найти идеальное соотношение души и тела, к таким упражнениям относятся:

Дыхательные тренировки,
Обладание полной концентрацией духа,
Изоляция чувств от всяческих внешних воздействий,
Умение концентрироваться на самом важном,
Уничтожение вредных эмоций, отвлекающих от главного,
Сосредоточение мысли и достижение гармонии тела и духа.

В основе  учений неортодоксальных школ лежит материализм. Они рассматривают  физическое тело как основу существования и признают только одно чувство – чувства тела, отвергая эфемерную душу.

Джайнизм учит тому, что весь материальный мир составляют атомы, вечно движущиеся неделимые частицы разного веса. Причем и тела человека, и животных, и насекомых, и даже все вещи состоят из одинаковых атомов, потому нет высшей и низшей формы жизни, все равны перед лицом природы и Вселенной. Главной догмой джайнизма было не причиняй вреда ничему живому.

Достичь апогея в учении джайнизм было чрезвычайно трудно: для этого нужно было отказывать от любой телесной пищи и научиться питаться солнечной энергией, уметь противостоять злу ненасилием и стараться не причинить никакого , даже малейшего вреда, ничему живому.

Но главной целью существования для всех философских школ Индостана было достижение нирваны – состояния гармоничного слияния со Вселенной, отсутствие ощущения собственного «Я» как отдельной личности, растворение в Абсолюте, потеря всех ощущений.

Кроме вечного путешествия из тела в тело, стараясь достичь морально-нравственного совершенства, достичь нирваны помогает медитация —  полная концентрация  на собственном внутреннем «Я»,  полное отстранение, как от всех внешних побуждений, так и от внутренних потребностей. При этом у медитирующего остается ясное осознание существующего мира и полнейшая невозмутимость.

Если человек достиг нирваны, он достигает желанной гармонии с Космосом, разрывает все физические связи с миром и прекращает цепь перерождений. Он достигает Абсолюта – вечного нетелесного существования.

Индия сегодня открыта для туристов и людей, интересующихся ее уникальной духовной культурой, но, не смотря на все ее дружелюбие и приветливость, внутренний духовный мир этой страны остается непостижим и непознаваем для людей иной веры, закрытой для других культур, хотя и толерантной ко всем верованиям, существующим на нашей планете.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды», т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть — Самхиты, что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни.
  4. Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед». В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны, или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Вайшешика

Система Вайшешика сходна с Ньяей, поэтому впоследствии образовалась синкретическая школа — Ньяя-Вайшешика. Эта система выделяет особенное, отличное в рассматриваемом мире. Основатель Риши Канада, основной текст Вайшешика-сутры.

Система подробно рассматривает атомарное строение мира и, подобно школе Ньяя, выводит существование внеположного телу Атмана. И Ньяя и Вайшешека — обширные системы, рассматривающие мир посредством логики и выведения особенного. Эти исследования применяются во многих системах не связанных с этими школами. И мы будем в той или иной степени встречаться с ними при изучении Санкхьи и Йога Сутр.

Отказ принца от праздности и неги ради поиска истины

Будда родился в семье царя и должен был унаследовать престол. Его отец мечтал о том, что Будда будет править страной и потому делал его быт совершенно беззаботным, чтобы у сына не появилось желание что-либо изменить.

Но волей случая Будде довелось увидеть четыре картины из повседневной жизни, тщательно скрывавшиеся от него отцом. Это были

  • старик;
  • пораженный недугом человек;
  • покойник;
  • аскетствующий монах.

Их вид заставил юного принца разочароваться в плотских утехах, после чего он покинул жену, отказался от роскошного образа жизни и переоделся в простое платье бродяги.

В дальнейшем аскет, которому предстояло стать Буддой, пытался найти путь избавления от страданий. Однако ни один мудрец, к которому он обращался, не смог дать ему высшей истины. В процессе поисков Сиддхартха вступил в группу живших в лесу отшельников.

Отдав должное их желанию усмирить сиюминутные страсти, он принял решение тоже пойти по этому пути и через шесть лет превзошел отшельников в своем добровольном отречении от мирских радостей.

После этих слов принц Сиддхартха пришел к выводу о том, что жизнь – это тоже река, поэтому для уверенной прокладки жизненного курса нужно уравновешивать свои стремления, достигая золотой середины, и никогда не впадать в крайности. Так аскетствующий монах встал на верный путь. Именно тогда принц стал Буддой, то есть просветленным.

Отличительные черты индийской культуры

Культура Индии формировалась в уникальных условиях. Не знавшая резких переходов от стужи к жаре страна располагалась на богатых территориях. Исследователи древней истории страны считают, что это место породило несколько великих цивилизаций. Впитав в себя всю глубину воззрений философии прошлого, это государство смогло дать свою трактовку новым течениям. Кратко изложенные положения различных течений дают представление об уникальности этой культуры. Она оказала влияние на формирование многих философских школ Азии.

Брахманизм

Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями, разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их — брахманы. Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати — Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое — мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий, таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

Системы Древней Индии

В древнеиндийские времена философские школы делились на 2 группы. Джайнизм и буддизм относились к неортодоксальным системам, не признававшим Веды единственным авторитетным источником познаний. Ведическими же ортодоксальными школами считались такие как йога, санкхъя, вайшешика, ньяя, веданта, миманса. Некоторые из них были дружественными.

Неортодоксальные школы

Появление неортодоксальных философских систем связано с поклонением материализму. Основанием для развития учений стало человеческое тело и чувства без участия эфемерной души. Целью школ являлось достижение нирваны — гармоничного состояния и взаимодействия человека со Вселенной, потери всевозможных земных желаний, ощущений, растворения в космическом пространстве.

Джайнизм учил тому, что все живое, которое населяет планету, состоит из одинаковых атомных частиц, что приравнивает существ перед Вселенной. Причинение любого вреда живому созданию равноценно было смертному греху. Достичь просветления при изучении джайнизма могли только избранные. Для этого простую еду приверженцам такой философии необходимо было заменять энергией солнца.

Им нельзя было отвечать насильственными действиями на зло, так как причинение время всему живому запрещалось учениями. Учение можно сравнить с отшельничеством.

Буддизм — философское учение, согласно которому каждый человек должен жить ради отречения от всех земных блаженств, ведущих к неизбежным страданиям. Приверженцы буддистских школ должны придерживаться единого правила личностного поведения — невозможность причинить вред окружающим.

Ортодоксальные учения

Первой ортодоксальной школой стала ньяя. Согласно ее учениям, познать мир человек может, воспользовавшись собственными органами чувств. Основой формирования системы стали метафизические проблемы, исследующиеся логически. Основной человеческой целью в этой жизни считалось освобождение.

Далее начали появляться другие ортодоксальные школы:

  1. Вайшешика — учение, проповедовавшее вечность жизненного круговорота, состоящего из взаимосвязанных преображений и изменений телесных оболочек. Это понятие получило название «колесо Сансары» с вечными перевоплощениями. Простыми словами — душа человека способна перерождаться в новом теле, находясь в постоянном поиске гармоничности и идеала.
  2. Йога — философия, основанная на практике, направляющейся на изучение окружающего мира и собственного места в нем. Из положений системы становится понятно, что личность, достигшая гармонии, способна руководить своим телом духовно. Цель изучения йоги заключается в полноценном подчинении тела разуму.
  3. Веданта — влиятельнейшая древнеиндийская школа философии, учения которой основывались на толковании Упанишад. Основывалась система на единстве и бесконечности всего Брахмана (безличное начало). Для получения свободы необходимо было воспользоваться Атманом человека (высшим «я», абсолютом).
  4. Миманса — система, занимавшаяся объяснением ведических ритуалов. Основой учений являлась идеология долга, представлявшая собой жертвоприношение.
  5. Санкхъя — философия дуализма, которая была основана Капилой. Согласно этому учению, мир состоит из двух начал — материи и духовности. Согласно системе, пракрити всегда считалась главенствующей составляющей. Цель философских суждений заключалась в отвлечении духа от материи, основанного на человеческом опыте и размышлении.

Подробно философия Древней Индии рассматривается в книгах, написанных специально для европейцев на понятном языке. Оттуда можно почерпнуть немало идей для написания реферата. К таким трудам стоит отнести книгу профессора Калькуттского Университета, написанную в 2003 году «От санкхъи до веданты».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий