Особенности работы метро в Стамбуле

Связка метро со скоростным трамваем

Само по себе метро в Стамбуле не имело бы особого значения, если бы не было связано станциями пересадки с другими видами транспорта. Дело в том, что, например, из аэропорта Ататюрка до центра города только на одном метро добраться нельзя. Это можно сделать, только пересев на скоростной трамвай. Однако не пугайтесь – это не вызывает проблем, потому что на этом направлении метро и трамвай очень гармонично связаны. На самом деле, не все даже сразу понимают, что едут уже на другом виде транспорта.

Фактически линии скоростного трамвая — это продолжение метрополитена. Пересадка между метро и трамваем бывает двух видов.

Короткая пересадка – самая удобная. Вы доезжаете до нужной станции, выходите из электрички метро, по указателям следуете на линию трамвая, проходите турникет, оплачивая проход транспортной картой. И всё! Вы уже на линии трамвая. Всё организовано так, будто вы переходите с одной линии метро на другую, только при этом производите оплату за пересадку. (Кстати, оплата при пересадке происходит со скидкой!). Таким образом, например, организована пересадка на станции Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта станция пересадки полезна нам потому, что через неё мы поедем из аэропорта Ататюрка к отелю до района Султанахмет (исторический центр города).

Указатель к станции метро в Базарном квартале Стамбула.

Длинная пересадка – не очень удобная, но в целом тоже несложная. Суть её заключается в том, что вы полностью выходите со станции метрополитена и оказываетесь на улице города. Теперь вам надо пройти по улице на станцию скоростного трамвая. На перрон скоростного трамвая заходите через турникет, приложив карту. Проход также будет засчитан со скидкой. Эта пересадка называется длинной, потому что по улице порой предстоит пройти достаточно далеко. Например, расстояние между станцией метро Аксарай (Aksaray) и станцией скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa) около 350 метров. Эта пересадочная связка интересна нам, если мы едем с главного автовокзала Стамбула (Otogar) к отелю до района Султанахмет (исторический центр города). Надо понимать, что на такую пересадку необходимо закладывать больше времени, когда планируете маршрут, потому что нужно не только дойти до места, но ещё и разобраться, куда именно идти.

Кстати! Метро в Стамбуле имеет связку не только со скоростным трамваем, но и с метробусом. Это что-то вроде скоростного автобуса, который движется по специальной выделенной полосе, минуя городские пробки. Однако этот вид транспорта для туристов по большому счету бесполезен, он важен для жителей города, которые добираются из спальных районов. Чаще всего вы будете пользоваться скоростным трамваем, метро и паромами.

На станции метро.

Метро в Стамбуле

В прошлой статье мы довольно таки уверенно разобрали транспорт в Стамбуле по всем пунктам и взяли хороший старт.

Вот и сегодня мы не дадим ни одного шанса закрасться каверзному вопросу касательного местного метрополитена.

На 2022-й год метро Стамбула насчитывает 7 веток и еще 6 находятся в процессе строительства. Каждые пару месяцев старые карты метро становятся не актуальными, так как вводятся новые станции.

Дело пошло на лад, но так было не всегда — стамбульский метрополитен довольно молод.

Хоть Стамбул и гордиться древним фуникулером Tünel образца 1875 года, но сегодняшняя развитая инфраструктура была заложена лишь в 90-х годах.

Да и то, строительство велось ни шатко ни валко из-за постоянных археологических находок и сейсмической опасности.

Зато метро в Стамбуле с уверенностью можно назвать комфортным и современным: минимум рекламы, лифты и эскалаторы, в вагонах есть кондиционеры.

Разметка на полу и указатели не дадут вам заблудиться.

Время работы и стоимость проезда

Метро открыто с 6:00 утра до 00:00 вечера. Интервал движения в среднем 5 минут. Оплата проезда сегодня только при помощи Истанбулкард.

Стоимость проезда 7.67 tl на 2022-й год. Характерная особенность, что в метро оплачиваются все пересадки с ветки на ветку, но со скидками в зависимости от количества пересадок.

Подробнее о тарифах здесь.

Схема метро

На карте 2022 год цветным указаны все действующие ветки метро и набросаны ветки, которые только строятся.

Также здесь есть Метробас и ветка поезда Мармарай.

За обновлениями по станциям метро лучше следить на официальном сайте. Там же можно скачать карту метро в хорошем качестве.

В метро очень легко ориентироваться в отличие от европейских собратьев:

  • также как в Киеве и Москве составы проходят по разные стороны 1 перрона. Можно легко пересесть и вернуться назад просто перебежав с одной стороны на другу.
  • везде есть стрелки и указатели остановок, так что заблудиться не реально.
  • двери в метро закрываются и открываются сами. Поэтому, если вы опоздали и дверь закрылась перед носом, нет смысла жать на кнопку — дверь уже не откроется.

Действующие ветки М1-М7

  1. М1А и М1B — легкое метро с большинством наземных станций, похожая на трамвай Т1. с 9 апреля 2019 года потеряла свой исторический смысл после закрытия аэропорта Ататюрка. Теперь может быть интересна только на перегоне паромные причалы Yenikapi и автовокзал Otogar. На станции Otogar ветка расходится на 2 направления.
  2. М2 — соединяет паромные причалы Yenikapi (пересадка с М1) и современный район Hacıosman. Интересна как способ попасть на пешеходную улицу Истикляль (Şışhane) и к торговым центрам (Şişli).
  3. М3 — совершенно нетуристическая и не интересная нам ветка пригорода Стамбула
  4. М4 — соединяющая паромный причал Kadiköy с азиатскими районами Стамбула. Со временем должна добраться до аэропорта Сабиха Гекчен. На сегодня самая длинная ветка метро Стамбула
  5. М5 — еще одна ветка метро на азиатской части города от причала Üsküdar. Интересна разве что, чтобы попасть на холм Çamlıca (Kısıklı) с шикарным видом.
  6. М6 — так называемый people moover, короткая ветка всего на 4 станции между районом Levent и университетом Boğazici.
  7. M7 — новая ветка на выселках от ст. Mecidiekoy (ветка М2 и Метробас) до Mahmutbey.

Строящиеся ветки метро

Градоначальники Стамбула не стоят на месте и по методу «пятилетку за 2 года» вводят в эксплуатацию новые ветки метро и новые станции.

На сегодня нам интересны 2 ветки:

  • М11, которая с пересадкой на зеленой ветке М2 привезет нас в Новый Аэропорт Стамбула
  • окончание строительства ветки М4 в аэропорт Сабиха Гекчен

Оба проекта готовят на конец 2022 года, так что ждать осталось немного.

В остальном другие ветки строятся в основном, чтобы связать периферии города (который теперь раскинулся не только на 2 берега, но и на 2 моря) с центром.

Оплата проезда в метро Стамбула

Для оплаты проезда туристам придется обзавестись транспортной картой Istanbulkart или же приобрести электронный одноразовый билет. Тем, кто регулярно пользуется общественным транспортом предпочтительнее выбрать первый вариант. С помощью данной карты также можно оплачивать поездки в автобусах, метробусах, фуникулерах, на канатных дорогах.

Стоимость одноразовых билетов разнится от 7 до 40 турецких лир. Итоговая цена зависит от количества поездок, можно выбрать от 1 до 10.

Разовая поездка по неименной транспортной карте обойдется в 3.50 лир.Важный факт: дети до 6 лет имеют право на бесплатный проезд. Поэтому туристам с детьми выгодно пользоваться общественным транспортом.

Также следует учитывать, что в турецком метро все пересадки платные. Если путешественнику потребовалось сменить ветку, ему придется заново оплатить проезд. Если пересадка произойдет в течение первых двух часов с начала первой поездки, то туристу придется заплатить всего 2.50 лир. За вторую пересадку платят 1.90 лир. За третью 1.20 лир.

Стоимость каждой последующей пересадки снижается. Можно доехать до нужной станции, выйти прогуляться и не позднее, чем через два часа снова спуститься в метро. За проезд нужно будет заплатить как за пересадку. Это удобный вариант для тех, кто хочет посмотреть как можно больше интересных достопримечательностей.

При пересадке на наземный поезд Мармарай цена за проезд одинакова – от 3.50 лир. Итоговая стоимость поездки зависит от количества станций, которые нужно проехать туристу. Если путешественник решит воспользоваться транспортной картой, то он может оплатить ей проезд для любого количества пассажиров.

Но скидку за пересадку получит только один из них.Тем, кто регулярно пользуется стамбульским общественным транспортом, стоит позаботиться о наличии индивидуальной карты для каждого человека.Для удобства туристов также существует специальная Istanbul Welcome Card. Ею любят пользоваться туристы, которые прибыли в город для осмотра достопримечательностей. Карта активна в течение 5-7 дней (точный срок следует узнавать во время приобретения).

Карта включает в себя от 10 до 20 поездок на любом общественном транспорте (включая и водные виды). Это крайне удобно для тех, кто регулярно ходит на экскурсии и ни дня не сидит на месте. Стоимость карты зависит от выбранного тарифа, придется отдать от 55 до 85 долларов. Когда на карте исчерпается лимит поездок ее снова можно пополнить.

Трамваи Стамбула

С 1872 по 1912 год трамваи в городе функционировали на лошадиной тяге. В 1912 они обзавелись электрическими двигателями и стали основным средством передвижения вплоть до 1966 года.

Трамваи исчезли из Стамбула на долгие 25 лет. Причинами ухода трамваем со сцены стали:

  • увеличившийся автомобильный поток
  • отсутствие выделенных специально полос движения, что приводило к пробкам

Интересный факт! Трамваи в Стамбуле получили свое второе рождения только в 1990 году, когда по улице Истикляль был запущен туристический маршрут.  Народ воспринял проект «на ура» и дальнейшая судьба возрождения трамвайной системы встала на колеса.

Какой-то время трамваи заменялись более тихоходными троллейбусами, но и от этой идеи в последствие пришлось отказаться. Также как и в Буэнос Айрес и Тунисе власти были вынуждены вернуть трамваи на сцену.

Основной развозкой пассажиров занимаются 3 маршрута магистральных трамваев Т1, Т4 и Т5.

Оплата проезда, как и в метро 7.67 лиры и дети до 6 лет бесплатно. Ходят с интервалом 4-5 минут с 6.00 до 00:00.

Кроме конечных и некоторых станций (Эминеню, Беязит) перрон находится посредине. Если вы вдруг сели не в ту сторону, то не беда. Выходите на следующей и переходите в противоположный трамвай. Такая пересадка бесплатная.

На каждом перроне есть охранник. Но не донимайте его вопросами, он просто следит за безопасностью.

Трамвай Т1

Т1 – самый популярный маршрут общественного транспорта для туристов. Провозит вас через весь центр города и практически все нужные вам достопримечательности.

Проехать все 32 остановки занимает чуть больше часа. На его пути вас ждет и встреча с музеями, дворцами, паромными переправами и фуникулерами к башне Галата и улице Истикляль.

Учтите, что в час пик трамвай может идти только до Эминёню, а не до конечной Кабаташ. Если вам дальше, то просто выйдите и подождите следующий трамвай.

Укажу лишь некоторые популярные остановки:

  • Topkapı — музей-панорама взятия Константинополя в 1453 году
  • Laleli — район-рынок, популярный у русских туристов
  • Beyazit — знаменитый Гранд Базар
  • Sultanahmet — Айя София и Голубая мечеть
  • Sirkeci — вокзал Восточного Экспресса и пересадка на Мармарай
  • Eminönü — паромный причал и Галатский мост
  • Karaköy — паромный причал и пересадка на фуникулер к башне Галата
  • Kabataş — паромный причал и фуникулер на площадь Таксим и дворец Долмбахче

Трамвай Т4

Трамвай Т4 менее популярен у туристов, но жизненно необходим жителям северных районов европейской части города. Только так без пробок буквально за полчаса они могут добраться в центральные районы города.

Двигается он по отдельному участку дороги и соответственно пробки над ним не властны.

Маршрут обрел жизнь лишь в 2007 году. Его называют и легким метро за то, что 11 из 22 его станций – подземные.

Пересекается с линией трамвая Т1 на остановке Topkapi, которая для него конечная.

Трамвай Т5

В начале 2021 года была открыта еще одна ветка трамвайного маршрута Т5. В идеале она должна связать район Eminonu с автовокзалом Alibekoy вдоль залива Золотой Рог.

Маршрут проходит через интересные районы Фенер и Балат, а также доставит вас к фуникулеры, взмывающему к видовому холму Пьерра Лоти.

Но на данный момент трамвай следует только до остановки Cibali, что пока что делает его не таким удобным как планировалось.

Между остановками Cibali и Eminonu курсирует бесплатный автобус EC1 (но приложить Истанбулкард все же нужно). Рейсы отправляются каждые 15 минут.

Проезд стандартный тариф Istanbulkart, а время работы 06:00 — 22:00. Интервал движения 6-15 минут.

Исторические трамваи Т2 и Т3

Исторический трамвай Т2 по улице Истикляль известный больше как Nostalgic Tram, впервые был поставлен на рельсы в 1883 году и приводился в движение лошадьми. А после долгих перипетий судьбы в качестве эксперимента в 1990 году его вернули на рейсы.

Идея так понравилась жителям и гостям города, что функционирует до сих пор.

Маршрут насчитывает лишь 5 станций и на линии трамвай курсирует с 7.00 до 20.00. Интервал движения 30 минут.

Тобишь это скорее про покататься, чем куда-то добраться. К тому же он вечно забит туристами.

Цена проезда как и везде.

Помимо развлекательной нагрузки трамвай служит хорошим подспорьем для тех, кто желает закольцевать маршрут при помощи 2-х фуникулеров. Его конечные станции Taksim и Tunel являются также конечными и для фуникулеров F1 и F2, о которых ниже.

Движение трамвая Т3 проложено в азиатской части города и выполнено в форме кольца. Маршрут с 10 станциями курсирует вокруг популярного торгового района Мода в части города Кадикёй.

График движения каждые 10 минут с 07.00 до 21.00. Оплата стандартная.

Можете выйти на любой остановке и окунуться в гущу толпы шумного района.

Билеты и проездные в Стамбуле

Самым современным и основным способом оплаты проезда в Стамбуле является Istanbulkart. Жетоны не принимаются, к примеру, в автобусах, ровно как и стоимость проезда по ним гораздо выше, чем по Istanbulkart. Выгода карты очевидна: проезд по жетону стоит 5 TL, а по карте — 3.50 TL. Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то цена за проезд снижается: первая пересадка — 2.50 TL, вторая пересадка — 1.90 TL, все последующие — 1.20 TL. Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда при наличии документа, подтверждающего возраст.

— неперсональная пополняемая карта, которую можно передавать третьим лицам. Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте.

istanbulkart.istanbul

Стоимость карты составляет 10 TL. Далее карту необходимо пополнить. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов, киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Пополнить карту самостоятельно можно в специальных автоматах Dolum Noktasi, зарегистрировавшись на  или через мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android (на английском языке).

Пользоваться картой довольно просто: для оплаты проезда необходимо приложить ее к считывателю. По одной карте имеют право ездить несколько человек, что очень удобно, когда вы путешествуете с семьей. Другие виды Istanbulkart доступны на официальном сайте.

Также можно приобрести  — электронную карту на определенное число поездок. Стоимость карты в 2021 году:

  • BİRgeç (на 1 поездку) — 7 TL;
  • İKİgeç (на 2 поездки) — 11 TL;
  • ÜÇgeç (на 3 поездки) — 15 TL;
  • BEŞgeç (на 5 поездок) — 23 TL.

Билет на метро, автобус и трамвай обойдется в одну цену. Стоимость проезда на Metrobus немного отличается и зависит от количества остановок:

  • от 1 до 3 — 2.50-3.50 TL;
  • от 4 до 9 — 4 TL;
  • от 10 до 15 — 4.40 TL;
  • от 16 до 21 — 4.60 TL;
  • от 22 до 27 — 4.75 TL;
  • от 28 до 33 — 4.85 TL;
  • свыше 34 — 5.20 TL.

Со всеми тарифами на проезд в общественном транспорте можно ознакомиться на официальном сайте муниципальной транспортной компании IETT.

Стоимость проезда по ветке Мармарай в 2021 году также будет зависеть от количества остановок:

  • от 1 до 7 — 3.50 TL;
  • от 8 до 14 — 4.50 TL;
  • от 15 до 21 — 5.20 TL;
  • от 22 до 28 — 6 TL;
  • от 29 до 35 — 7 TL;
  • от 36 до 43 — 7.75 TL.

Суммируя вышесказанное, вы приобретаете Istanbulkart за 6 лир, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, при поездках с карты списываются деньги в зависимости от вида используемого транспорта. Если к моменту вылета на балансе карты остались деньги, то вернуть их нельзя. Возврату подлежит только стоимость самой карты — 6 лир, поэтому не стоит пополнять Istanbulkart на крупную сумму.

Некоторые туристы предпочитают покупать Istanbul Welcome Card, которая действительна 7 дней и включает в себя 5 поездок на общественном транспорте Стамбула (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, круиз по Босфору и посещение ряда достопримечательностей со скидкой. После окончания 5 поездок, карту можно пополнять. Насколько данная карта будет выгодна стоит решать индивидуально, так как это напрямую зависит от количества желаемых к посещению достопримечательностей. Стоимость карты напрямую зависит от пакета услуг (от 223 до 758.42 TL).

Стоимость проезда в общественном транспорте Стамбула

В Стамбуле действует интегрированная система оплаты проезда на общественном транспорте. Это означает, что один вид носителя можно использоваться для оплаты на всех видах городского транспорта.

Для оплаты проезда можно пользоваться карточками для ограниченного количества поездок: на 1, 2, 3, 5 или 10 проходов через турникет. Стоимость таких карточек составляет 7, 11, 15, 23 и 40 турецких лир соответственно.

Istanbulkart

Но чаще всего для оплаты проезда на общественном транспорте Стамбула  используется единая электронная карта — Istanbulkart. Эта бесконтактная смарт-карта действительна для проезда на метро, автобусах, трамваях, пригородных поездах, фуникулёрах и паромах.

Главным преимуществом Istanbulkart является то, что стоимость проезда при оплате такой картой ниже, чем по разовому билету.

Оплата проезда в метро, трамваях, автобусах, фуникулерах и паромах

Стоимость одной поездки по Istanbulkart на метро, трамвае, обычном автобусе, фуникулере и государственном пароме составляет 3,5 лиры. Оплата производится не только при смене транспорта, но и при пересадке с одной линии метро или другого вида транспорта на другую линию.

При пяти и менее пересадках с одного вида транспорта на другой в течение двух часов стоимость каждой последующей поездки снижается. Вторая поездка обойдется в 2,5 лиры, третья – в 1,9 лиры, следующие – 1,2 лиры.

Для оплаты проезда Istanbulkart следует поднести к специальному считывающему устройству во время посадки в транспортное средство, или на турникетах станций.

Оплата проезда в метробусах

Проезд в метробусах также оплачивается при помощи разовых карт или Istanbulkart. Стоимость проезда на метробусе зависит от количества остановок, при этом пересадки с одного маршрута на другой не оплачиваются.

Стоимость проезда на метробусе начинается от 2,50 турецких лир за одну остановку и заканчиваются 5,20 лир за 34 и более остановки.

В начале поездки, при прикладывании карты к турникету, списывается максимальная сумма проезда. По окончания поездки, после повторного прикладывания карты к специальному считывающему устройству, часть списанной суммы возвращается обратно.

В ночные часы – с 01-00 до 06-00 — стоимость проезда в метробусе максимальная, и не зависит от количества остановок.

При пересадке на метробус с другого общественного транспорта скидка на проезд не предоставляется, но она предоставляется при последущей пересадке с метробуса на другой транспорт.

Оплата проезда на электричке Мармарай

Стоимость проезда на электричке Мармарай, также, как и при проезде на метробусах, зависит от количества станций, и составляет от 3,5 до 7,75 турецких лир. В минимальную стоимость проезда включен проезд от 1 до 7 станций, в максимальный – 36 и более станций.

Оплата проезда с помощью Istanbulkart также проходит в 2 этапа: при первом проходе через турникет блокируется сумма, равная максимальному тарифу, а затем, на выходе, при повторном прикладывании Istanbulkart к валидатору, будет произведен перерасчет.

Оплата наличными в метро, автобусах, трамваях, пригородных поездах, фуникулёрах и паромах невозможна. Наличные деньги принимают только в долмушах, в автобусах Havabus, которые курсируют в аэропорт Сабиха, а также на паромах частных компаний.

Дети до 6 лет пользуются преимуществом бесплатного проезда в общественном транспорте Стамбула.

Где купить и пополнить Istanbulkart

Istanbulkart можно приобрести в офисах, в специальных киосках и в терминалах, расположенных в аэропортах Стамбула, на станциях метро и электрички Мармарай, остановках автобусов, трамваев, метробусов, фуникулеров и на паромных причалах.

Стоимость самой карты, которая считается невозвратной, составляет 10 турецких лир. Istanbulkart также можно приобрести за 6 лир в специальных автоматах, расположенных у входов в метро.

При покупке карты внесенная сумма, за вычетом депозита, будет зачислена на карту. После этого карта может пополняться на сумму до 300 лир.

Информацию о транспортной карте Istanbulkart можно уточнить на официальном сайте.

Как привязать Istanbulkart к HES code

В 2021-м году я на своем опыте убедился, что Большой Брат есть и он следит за вами не только в Москве, но и Стамбуле.

Помню как в московском метрополитене я пытался использовать карту «Тройку«, не зарегистрированную через СМС-сервис для перемещений во время карантина. Только, что штаны менять не пришлось, когда ко мне ринулись охранники в метрополитене.

Факт. С 2022 года иностранцам приходится привинчивать свой HES code к проездной карте. Сделать это можно 2-мя способами:

Ничего сверхъестественного. Паспорт, е-мейл, номер карты и и ваш HES code — разберетесь.

Но учтите, что у меня вариант прошел только с 4-го раза. То какая-то ошибка, то введенный Security Code неправильный.

В общем, наберитесь терпения и действуйте!

На 1 HES code можно привязать несколько карт и раздать их членам семьи. Это не возбраняется.

Описание стамбульского метро

Вход на станцию метро Аксарай.

Станция метро в аэропорту Ататюрка. Как вы уже успели догадаться, метро в Стамбуле проложено до самого аэропорта Ататюрка. Это очень удобно. Попасть на станцию метро можно как из самого здания аэропорта (двигайтесь из зоны прилёта по указателям), так и войти с улицы.

Важно! Метро до второго аэропорта Стамбула Сабиха Гёкчен пока не проложено. Добираться неудобно. Ехать надо на общественном транспорте либо заказывать трансфер

Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. Авиабилеты в Стамбул). Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00. Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания. Полную схему метро Стамбула можно скачать здесь. Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи

Ехать надо на общественном транспорте либо заказывать трансфер. Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. Авиабилеты в Стамбул). Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00. Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания. Полную схему метро Стамбула можно скачать здесь. Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи.

Схема стамбульского метро с привязкой к скоростному трамваю, фуникулеру и ж/д туннелю Мармарай.

  • Линии метро различаются по цветам и имеют обозначения: М1, М2, М3 и т.д. Некоторые линии метро в Стамбуле имеют развилки, то есть раздваиваются, и тогда обозначаются так: М1А, М1B.
  • Оплату лучше всего производить транспортной картой (Istanbul Card) – так значительно экономнее. Стоимость и подробности читайте здесь: Транспорная карта. Карта покупается и пополняется в терминалах на станциях метро. Оплата происходит при прохождении через турникет, когда вы прикладываете карту к считывающему устройству. Можно также проходить по разовому билету, который тоже продается в терминале, но проезд будет в 1,5 раза дороже, нежели по карте. Это очень невыгодно.
  • Остановки метро (станции) разные: есть неглубокие подземные, есть наземные, отдаленно напоминающие платформы для скоростного трамвая.
  • В целом метро в Стамбуле опрятное, на некоторых станциях можно увидеть музыкантов. Чаще всего они были замечены мной на станциях, ближе к историческому центру города.

В электричке стамбульского метро.

  • Схема метро есть на каждой станции и внутри электричек. На каждой электричке в метро на световом табло написано, до какой станции она следует. В электричке диктор объявляет станции на турецком языке. Иногда то, что он говорит, непонятно, поэтому следите за тем, где вы едете, по вывескам на станциях.
  • Имейте ввиду! Некоторые ветки метро, как я уже говорил, раздваиваются, то есть имеют развилки. Обозначаются они тогда дополнительной буквой: М1А или М1B. Пользоваться такими линиями надо так: посмотрите, какая конечная остановка у нужной вам ветки, и садитесь на электричку, на которой написана эта станция. Электричка пойдет в нужном направлении. Ещё можно действовать так: доехать до развилки, выйти там и дождаться электрички в нужном направлении.
  • Метро Тюнель (Tünel). Иногда к метро в Стамбуле причисляют старинную ветку (1875 год открытия), которая называется «тюнель». На самом деле, это одна из веток фуникулёра. Особого практического значения для туристов она не имеет, так как расположена в отдалении от основных туристических маршрутов. Подробнее см. Фуникулёр в Стамбуле.

Станция линии Мармарай.Схема линии метро Мармарай с привязкой к скоростному трамваю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий