Шахматы и Индия

Первые чемпионы мира и позиционная игра

Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.

Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.

Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.

Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC

Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.

В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.

Наверное, самым ярким образцом гипермодернизма является защита Алехина, названная по имени ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты заключается в том, чтобы спровоцировать белых на движение вперед центральных пешек, а потом атаковать неустойчивый пешечный центр. Сегодня Алехина помнят не как гипермодерниста, а как первого шахматиста динамичного стиля — он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позиционно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он уступил в матче Максу Эйве. Алехин победил Эйве в матч-реванше в 1937 году и оставался чемпионом до своей смерти в 1946 году. Он является единственным чемпионом мира, ушедшим из жизни непобежденным.

Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.

Это интересно: Шацкии озера и отдых на них.

Как шахматы распространялись по миру

Шахматы в Персии и арабских странах

Из Индии древний прообраз шахмат перекочевал в Персию, когда индийский народ подарил эту игру персидскому царю в VI веке. Позже, когда Персию завоевали арабы, они переняли и чатурангу. Только называли ее теперь «шатрандж» — так было проще произносить. Это еще один вариант того, как раньше назывались шахматы.

Фигуры в новых шахматах арабов стали более абстрактными. Это было связано с тем, что мусульманство запрещало реалистичные образы животных, т. к. считало это идолопоклонничеством. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а когда достигала последней горизонтали, могла превратиться только в ферзя.

Интересный факт о шахматах ♟️
Прообразом пешек была пехота. А пешие воины всегда сражались с щитами в руках. Чтобы попасть по врагу, пехотинец должен был целиться наискосок — в щель между стеной щитов. Отсюда и появилось правило, по которому пешка съедает фигуры по диагонали.

Шахматы в Азии

В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.

В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.

Шахматы в Европе

После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.

К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.

Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.

Интересный факт о шахматах ♟️
Первую складную доску для шахмат изобрел священник в 1125 году. Тогда церковь запрещала священнослужителям играть в азартные игры. Но играть хотелось, поэтому он пошел на хитрость: придумал доску, которая выглядела бы как корешки книг на полке. Так он и прятал свой шахматный набор.

Шахматы в России

В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении — в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, т. к. их писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы отразили и в «Домострое» протопопа Сильвестра, и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, население запрет игнорировало: о том, как распространена была эта игра, писали многие иностранные путешественники XVI века.

Сколько стоит диплом

Стоимость зависит от качества бланков и срочности выполнения. Наши расценки вполне доступны, в чем предлагаем убедиться покупателям самостоятельно. Средняя стоимость образовательных бумаг, изготовленных на бланках ГОЗНАК, находится в диапазоне 17-20 тысяч рублей. На сумму влияет, нужен клиенту красный диплом или обычный, выбрал он документ об окончании ПТУ или доктора наук.

Если провести несложный сравнительный анализ между ценой купленного документа и величиной тех затрат, которые несет студент очной формы обучения в Вузе, можно заметить – разница составляет десятки раз. За шесть лет учебы приходится заплатить сотни тысяч рублей, а еще нужно все это время питаться и одеваться, нести транспортные расходы и покупать канцтовары. Покупка готового диплома обходится дешевле, ведь его цена его равна одной заработной плате за месяц, а изготовление занимает пару дней.

Также в большинстве учебных заведений используются устаревшие программы обучения, и студентам на первых курсах дают много теоретических знаний, напрямую не связанных с выбранной профессией. Учеба растягивается на несколько лет вместо того, чтобы дать нужную информацию и за кратчайшие сроки подготовить молодого специалиста. Так для чего впустую расходовать столько денег, сил и времени, если можно купить диплом?

Диплом специалиста с 2011 по 2013 годы Типографскийбланк
14 000 ₽ НастоящийГОЗНАК
19 000 ₽ Заказать
Диплом магистра с 2009 по 2010 годы Типографскийбланк
13 000 ₽ НастоящийГОЗНАК
18 000 ₽ Заказать
Диплом техникума – колледжа с 2014 по 2022 годы Типографскийбланк
14 000 ₽ НастоящийГОЗНАК
19 000 ₽ Заказать
Диплом бакалавра с 2014 по 2022 годы Типографскийбланк
15 000 ₽ НастоящийГОЗНАК
20 000 ₽ Заказать

Шахматы — международная игра

В XVI-XVIII веках шахматы покидают стены дворцов и становятся более массовой игрой. Ей увлекаются интеллектуалы Франции и Англии, восхваляют знаменитые деятели эпохи Просвящения. Тогда-то фигуры получают свои современные названия, а правила уже не отличаются от современной игры.

Во многих городах Европы возникают кафе, где желающие могут прийти и сыграть “партию”. Самым известным было “Олд Слотерс”, основанное в 1691 году в Лондоне. Начали появляться учебники по игре в шахматы.

Оноре Домье «Шахматисты»

В начале XIX века лидерами в шахматах считались французы, но англичане считали, что они им ничем не уступают. Так возникла идея международных соревнований.

Несколько побед над англичанами одержал Александр Дешапель, а затем его соотечественник Луи Лабурдонне. В 1851 году в Лондоне прошел первый международный шахматный турнир. В конце XIX века появилось еще одно нововведение: контроль времени.

Луиджи Муссини «Шахматный турнир при дворе короля Испании»

В начале XX века шахматы окончательно стали международным спортом, где чемпионом мира становился тот, кто побеждал действующего чемпиона. Вторая половина XX века — это период доминирования в мире советской шахматной школы. Фамилии Ботвинник, Каспаров, Карпов и другие навсегда вошли в историю шахмат. Но это уже другая история…

Стратегия

В игре чатуранга вы находитесь в свободной для всех позиции против 3-х противников. Каждый игрок должен бросить кубик, чтобы определить, какую фигуру он переместит.

  • 1 или 5 означает, что вы ходите пешкой или королем.
  • 2 означает, что вы перемещаете корабль.
  • 3 означает, что вы двигаете коня.
  • 4 или 6 означает, что вы перемещаете слона.

Игроки могут ловить кости в воздухе, что позволяет им контролировать результат броска. Иногда в игру играют без кубиков, и игроки просто передвигают нужные фишки.

Это настоящая жестокая игра с четырьмя противоборствующими племенами на одной маленькой доске

Есть одно важное отличие между этим вариантом и западными шахматами. Вместо двух армий, которые встречаются лицом к лицу и пытаются прорвать пешечные заграждения, у вас есть четыре армии и открытый доступ к флангу врага

По мере продвижения армий, они становятся уязвимы для атак с тыла. Это действительно вызывает восторг!

Лучшие игроки

Список 10 лучших игроков по состоянию на январь 2021 года. В 100 лучших игроков мира входят 4 индийских игрока, в том числе Вишванатан Ананд на 16-м ранге. В 100 лучших женщин-игроков мира входят 7 индийских игроков, в том числе Конеру Хампи на Ранг 3.

  • Лучшие игроки
    ИмяРейтингЗаголовокСостояниеРождение
    1Вишванатан Ананд2755GMТамил Наду 11 декабря 1969 г.
    2Видит Гуджрати2732GMМахараштра 24 октября 1994 г.
    3Пентала Харикришна2726GMАндхра-Прадеш 10 мая 1983 г.
    4Адхибан Баскаран2659GMТамил Наду 15 августа 1992 г.
    5Кришнан Сашикиран2647GMТамил Наду 7 января 1981 г.
    6ИП Сетураман2644GMТамил Наду 25 февраля 1993 г.
    7Читхамбарам Аравинд2641GMТамил Наду 11 сен 1999
    8Паримарджан Неги2639GMДели 9 февраля 1993 г.
    9Сурья Шекхар Гангулы2635GMЗападная Бенгалия 24 февраля 1983 г.
    10Нихал Сарин2620GMКерала 13 июля 2004 г.
    В среднем 2670 4- е место из 158 стран
  • Лучшие игроки-женщины
    ИмяРейтингЗаголовокСостояниеРождение
    1Конеру Хампи2586GM, WGMАндхра-Прадеш 31 марта 1987 г.
    2Харика Дронавалли2515GM, WGMАндхра-Прадеш 12 января 1991 г.
    3Вайшали Рамешбабу2393WGMТамил Наду 21 июня 2001 г.
    4Таня Сачдев2392IM, WGMДели 20 августа 1986 г.
    5Бхакти Кулкарни2391IM, WGMГоа 19 мая 1992 г.
    6Padmini Rout2370IM, WGMОрисса 5 янв.1994 г.
    7П. В. Нандхидха2365WGMТамил Наду 10 апреля 1996 г.
    8Мэри Энн Гомес2354WGMЗападная Бенгалия 19 сен 1989
    9Сумья Сваминатан2351IM, WGMМахараштра 21 марта 1989 г.
    10Суббараман Виджаялакшми2332IM, WGMТамил Наду 25 марта 1979 г.
    В среднем 2405 3- е место из 156 стран

Лучшие юниоры

Список 10 лучших юниоров (младше 20 лет на 1 января того же года) по состоянию на январь 2021 года. В 100 лучших юниоров мира входят 16 индийских игроков, в том числе Нихал Сарин на 6-м ранге. В 100 юниорок мира входят 13 индийских игроков, в том числе Вайшали Рамешбабу с 8-м рангом.

  • Лучшие юниоры
    ИмяРейтингЗаголовокСостояниеРождение
    1Нихал Сарин2620GMКерала 13 июля 2004 г.
    2Рамешбабу Праггнанандаа2608GMТамил Наду 10 августа 2005 г.
    3Ариан Чопра2585GMДели 10 декабря 2001 г.
    4Гукеш Д.2563GMТамил Наду 29 мая 2006 г.
    5Арджун Эригаиси2559GMТелангана 3 сен 2003
    6Раунак Садхвани2545GMМахараштра 22 декабря 2005 г.
    7Леон Люк Мендонка2538GMГоа 13 марта 2006 г.
    8П. Иниян2506GMТамил Наду 13 сен 2002
    9Сакшам Раутела2480ЯУтраханд 29 января 2004 г.
    10Арджун Калян2477GMТамил Наду 17 июня 2002 г.
  • Лучшие юниоры
    ИмяРейтингЗаголовокСостояниеРождение
    1Вайшали Рамешбабу2393WGMТамил Наду 21 июня 2001 г.
    2Дивья Дешмук2305WIMМахараштра 9 декабря 2005 г.
    3Вантика Агравал2286WIMДели 28 сен 2002
    4Нутакки Приянка2263WIMАндхра-Прадеш 1 июня 2002 г.
    5Савита Шри Б2261WFMТамил Наду 2007 г.
    6Мрудул Деханкар2256WIMМахараштра 2004 г.
    7Приянка К.2218WIMТамил Наду 3 августа 2001 г.
    8Арпита Мукерджи2206WIMЗападная Бенгалия 31 мая 2001 г.
    9Саина Салоника2206WFMОрисса2003 г.
    10Ракшитта Рави2190WIMТамил Наду 24 апреля 2005 г.

Древние игры на досках

Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

  • 5 на 5;
  • 7 на 7;
  • 9 на 9.

Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

Родина шахмат или Где изобрели шахматы

Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат – Индия. Однозначно!
Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад – в страны Арабского халифата, и на Восток – в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же – главной фигуре противника объявлялся мат.

Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно – никакого конкретного автора у этой игры нет.
“Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов” – в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

Некоторые китайские историки не считают, что индийские корни шахматной игры полностью доказаны. Они допускают, что и индийские, и китайские шахматы, возможно, произошли от общего, пока еще не найденного, предшественника.
Тем не менее, они не отрицают тот факт, что первые упоминания этой игры в китайской литературе относятся лишь к 8 веку н.э. Так что первенство Индии не вызывает сомнений даже у китайских историков.

Искусственный интеллект и шахматы

Первая онлайн-площадка для игры в шахматы, Internet Chess Club, появилась ещё в 1992 году. А в 2007-м был создан сайт chess.com, где пользователи могли играть онлайн, выбирать соперника вне зависимости от географического положения, сохранять сыгранные партии, а также делиться друг с другом шахматными историями.

Это и сегодня самый популярный сайт для игры в шахматы. Он предоставляет широкий спектр возможностей. Например, помимо вышеперечисленного, игроки могут анализировать свои партии с помощью шахматного движка Stockfish, одного из сильнейших на данный момент.

С 2008 года Stockfish активно развивается. А поскольку у него открытый исходный код, его периодически используют в интересных экспериментах. Так, в 2021 году исследователь искусственного интеллекта из Массачусетского технологического института Лекс Фридман создал бесконечный матч между двумя Stockfish на постоянно растущей доске. Нейросети разыгрывают комбинации великих шахматистов — Карлсена, Фишера, Каспарова, Спасского, Таля, Карпова.

Бумажная машина и компьютерные шахматы

Параллельно с часовыми механизмами развивались шахматные программы и компьютеры. В конце 1940-х — начале 1950-х к работе над программированием шахматного компьютера подключились Клод Шеннон и Алан Тьюринг.

В 1948 году Тьюринг написал первый алгоритм, по которому человек, не умеющий играть в шахматы, мог обыграть профессионала. Алгоритм назвали «Бумажной машиной», потому что, по сути, он являлся прародителем кода, но был записан на обычном листе бумаги и воспроизводился человеком.

В 1952 году появилась первая компьютерная шахматная машина — MANIAC I, которая с помощью алгоритма MiniMax позволила выбирать наилучший из всех возможных ходов. MANIAC I разработал Николас Метрополис, американский математик и физик, до этого работавший в команде Оппенгеймера над созданием ядерного оружия.

MANIAC расшифровывается как Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer — математический анализатор, числовой интегратор и компьютер. Но в лаборатории машину шутя называли Metropolis and Neumann invented awful contraption — «Метрополис и Нейман изобрели ужасную штуковину». Николас Метрополис в своей работе использовал архитектуру Джона фон Неймана — венгеро-американского физика и математика, создателя одной из первых ЭВМ.


Пол Стейн и Ник Метрополис играют в шахматы на компьютере MANIACФото: Музей науки Брэдбери

Первый турнир между машинами прошёл через 18 лет после создания MANIAC, в 1970-м. Победу одержал компьютер производителя Control Data Corporation.

Следующей технологической новинкой стал Deep Thought — первый компьютер, в 1988 году победивший гроссмейстера в очном поединке. Его преемник Deep Blue, шахматный компьютер компании IBM, выиграл у действующего на тот момент чемпиона мира Гарри Каспарова (объявлен в России иностранным агентом).

Правила игры

Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.

Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.

Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.

Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.

Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).

Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.

Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.

Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.

В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые

Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.

В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.

В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.

Карпов, Каспаров, компьютеры и Карлсен

Анатолий Карпов стал 12-м чемпионом мира в 1975 году. Он играл в солидном позиционном стиле, обладая высочайшей техникой и профилактическим мышлением. Вишванатан Ананд говорил, что «Карпов интересуется не столько своим собственным планом, сколько тем, чтобы сорвать план своего противниика». Карпов был чемпионом мира десять лет и активно выступал в турнирах до конца 90-х годов, позже сосредоточившись на общественной и политической деятельности.

Анатолий Карпов, 12-й чемпион мира. Фотография: Роб Крос/Dutch National Archive, CC

Карпов доминировал в шахматах 1970-х и 1980-х, пока его не сменил на троне другой легендарный шахматист, Гарри Каспаров. Исторические противники сыграли 144 партии в пяти матчах на первенство мира с 1984 по 1990 годы: 104 партии завершились вничью, 21 выиграл Каспаров и 19 выиграл Карпов. За исключением первого матча, отмененного без выявления победителя, и несмотря на почти равные результаты, Каспаров неизменно оказывался сильнее.

Каспаров сохранял титул чемпиона мира на протяжении 15 лет, в период бурного роста и развития шахмат, и уступил свой титул только Владимиру Крамнику в 2000 году. Каспаров оставался шахматистом с самым высоким в мире рейтингом до 2005 года. Также он стал первым шахматистом, чей рейтинг превысил отметку 2800 баллов Эло.

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира. Фотография Оуэна Уильямса/The Kasparov Agency, CC

Каспаров был первым шахматистом, систематически использовавшим компьютеры для подготовки. Он не раз побеждал сильнейшие шахматные программы в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Наконец, в 1997 году он уступил в матче суперкомпьютеру Deep Blue. Завершив спортивную карьеру, Каспаров написал несколько книг о шахматах (включая многотомник «Мои великие предшественники»), а также много занимался политикой. Приводим интервью Каспарова нашему сайту, сделанное в 2017 году:

Действующий чемпион мира Магнус Карлсен на турнире на острове Мэн (2017). Фотография Марии Емельяновой/Chess.com

Люди также становятся сильнее, используя компьютеры для исследований, анализов и изучения дебютной теории. Сегодня профессиональная подготовка к шахматным соревнованиям невозможна без помощи компьютеров.

Действующий чемпион мира Магнус Карлсен победил Вишванатана Ананда в 2013 году. Он до сих пор остается сильнейшим в мире шахматистом, только в 2019 году занявшим несколько первых мест на турнирах сильнейших. В 2014 году он достиг рекордного для людей рейтинга в классику — 2876 баллов Эло. Многие считают Карлсена сильнейшим шахматистом всех времен.

Игра на время: как в шахматах появились часы

Сложно представить, но до XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени, а одна партия могла затянуться на сутки. В 1851 году на международном турнире в Лондоне партию Вильямса — Маклоу пришлось остановить, так как противники заснули.

Всё изменилось в 1883 году, когда шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон сконструировал первые часы для ограничения времени партии. Это был механизм с парой циферблатов, установленных на разных концах балансира. На часах Брайта ещё не было кнопок и флажков — флажок, сигнализирующий о скором окончании времени, появится только в 1899 году.


Часы, изобретённые Томасом Брайтом, производства Fattorini & Sons, 1902–1914 гг. Фото: Luke Honey

А в 1988 году Бобби Фишер запатентовал часы, которыми шахматисты пользуются до сих пор. Механизм добавляет определённое количество секунд за каждый сделанный ход, и если игрок укладывается в этот лимит, то флажок на часах не падает.

Часы Фишера получили поддержку в Международной шахматной организации, ФИДЕ, и были впервые применены на матче между Фишером и Спасским в 1992 году. Электронные часы DGT FIDE появились в 1994 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий