Услуги гидов
Если вы будете покупать экскурсию в агентстве, то с вами поедет англоязычный гид. Не будем обманывать, гиды говорят по-английски не очень хорошо. Это логично, в Китае очень ценится знание европейских языков, и те, кому удалось хорошо выучить хотя бы английский, работают в сфере международный торговли, где высокие зарплаты и серьезный дефицит кадров. Кто выучил плохо, добро пожаловать в гиды.
Не стоит на это сильно обижаться, наши языки очень разные, и для китайцев сложно учить языки европейской группы. Для европейца выучить китайский язык еще сложнее, и многие туристы это чувствуют, когда пытаются как-то общаться в Китае.
Легенды
Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.
Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.
Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.
Интересные факты
- Китайская стена не является единым строением;
- Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
- В документах времен русско-китайской войны начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.
Почему Китайская стена построена бойницами на Китай?
Существует легенда, связанная с обращенными на юг (внутрь страны) бойницами. Согласно ей, император согнал на возведение стены почти всех мужчин, способных вести строительные работы.
В этой легенде все является преувеличением. На строительство стены действительно направили большие людские ресурсы, но уж точно не все мужское население.
После смерти императора разразилась гражданская война, но страну покидало не так уж и много людей. Из-за этого никто в здравом уме не станет устраивать внутренние бойницы.
Разгадка подобной планировки проста. Дело в том, что стена неоднократно перестраивалась. В том числе в 12-м веке, когда Поднебесная страдала от феодальных распрей. На севере династия Цзинь противостояла южному соседу – династии Сун.
Династия Цзинь внесла коррективы в оборонные характеристики стены, создав бойницы, направленные на южную сторону. Эти участки сооружения хорошо сохранились до наших дней и их активно посещают туристы.
Путешественники замечают странное расположение бойниц и не понимают, почему они направлены в сторону современного Китая.
История
Считается, что создание стены началось в III веке до нашей эры в период Сражающихся царств. Тогда Китай не был единым — мелкие государства воевали между собой. Северные государства начали строить первые участки, чтобы защититься от нападения кочевых племен. Их привлекали богатевшие китайские города, и они их грабили.
При императоре Цинь Шихуанди произошло объединение китайских земель. Он приказал начать строительство единой стены вдоль гор Иншань, расположенных на севере современной КНР. Более ранние постройки включили в нее и укрепили.
Строительство длилось около 10 лет. Стену строили прямо вдоль гор — и возвышений, и ущелий. Это было очень сложно — в местности не было ни дорог, ни воды, ни еды для рабочих. В строительстве задействовали до 2 миллионов человек только при династии Цинь. Ужасные условия труда и эпидемии приводили к гибели многочисленных рабочих.
Составной частью стены стали башни, которые строили на расстоянии до 200 метров друг от друга — на такое расстояние могли долетать стрелы. В пределах 10 километров друг от друга находились сигнальные вышки, где дежурили часовые. В стене было несколько ворот для проезда.
Следующие династии укрепляли, перестраивали и удлиняли стену. До нашего времени в основном дошли участки, которые создавались при династии Мин в XIV—XVII веках. Это самые поздние строения. Строительство окончилось в середине XVII века.
Прогулка по стене
В долине располагается деревушка Мутяньюй, которая рассматривается китайским правительством как образцовая деревня, обеспечивающая себя за счет туризма и производства стеклянных изделий. Здесь расположены парковка и кассы. На рынке, который расположился по дороге к Стене, торгуют всякой всячиной.
Стоянка машин в Мутяньюй
Неподалеку находится Музей камней 中华梦石城, посещение которого включено в стоимость билетов на Стену. Внутри — классический китайский сад с озером, водопадом, рукотворной скалой и камнями причудливой формы.
Музей камней в Мутяньюй
На стену можно подняться разными способами: пешком и на фуникулере. Фуникулеров два. Первый идет до башни №14. Второй — до башни №6. От нее вниз можно скатиться по желобу длиной 1580 метров.
Но если вы хотите почувствовать себя настоящим 好汉 хаохань (молодец, мужчина, герой) — то на Стену нужно подняться пешком. Как говорил Мао Цзэдун, 不到长城非好汉 бу дао чанчэн фэй хаохань — «Не побывав на Великой китайской стене, не будешь героем».
Путь к Стене начинается по одной из двух пешеходных дорожек, каждая из которых насчитывает более 1000 ступеней. Они проходят через живописный широколиственный лес. Длина пути — около 4000 шагов.
РынокЛестница к стене идет через живописный лес
Мы были в пасмурную погоду — в тот год весна запоздала, и в горах только-только распускались цветы сливы. Впрочем, благодаря туману и мелкой мороси пейзаж приобрел загадочность и лаконичность как на старинных китайских живописных свитках.
Деревья на горном склонеМы уже преодолели часть пути к Стене!Беседка в живописном месте
И вот, наконец в тумане проявляется громада Великой китайской стены. Зрелище фантастическое!
Сакура и Великая китайская стена
Каждая из двух троп, ведущих к Стене, раздваивается. Северная ведет к башням №10 и №8, южная — к башням №6 и №8.
Указатель на развилкеБутоны сакуры только-только распускаютсяДорожка к Стене проходит по очень живописным местамСтена уже близкоГромада Великой китайской стены
И вот, мы на стене. Она проходит по самому гребню гор, повторяя все неровности рельефа: то вверх, то вниз, извивается подобно змею. Неслучайно китайцы сравнивают Великую китайскую стену с могучим драконом, который охраняет Поднебесную от врагов.
На СтенеСтена уходит в туманную дальВид на Стену через окно башниСтена идет по гребням горБутоны сливыБашня и деревья перед нейБашня
Мелкие капли дождя придают пейзажу особую сказочность.
Мощные стены и башни МутяньюйСтупениБашняПушкаИногда кажется, что на Стене ты одинСакура расцветаетЗапоздалая весна в МутяньюйСакура около СтеныБашня и лестница внизИногда расстояние между башнями очень небольшоеФуникулерБашня перед длинным подъемомПреодолевая крутой подъемПушка и зубцы стеныСверху хорошо видна верхняя площадка башниЗабавный переводРуины СтеныБашняСтены и башниБутоны на сакуреИзгибы СтеныСакура в цветуМожжевельник в горахНеспешная прогулкаБашни и стеныСтены и башни теряются в тумане
Неспешно мы подходим почти к границе открытого участка Стены. Там, наверху — башня №23, конечная. Тому, кто туда дойдет, дают медаль
Впереди — крутой подъемТам — вершина участка МутяньюйМестами деревья почти нависают над СтенойВеликая китайская стена в туманеТропинка вдоль СтеныКрутой подъем в окружении цветущей сакурыОглядываясь назад
Последний рывок — самый трудный. Некоторые не выдерживают и ползут вверх на четвереньках.
Крутой подъемСтена в окружении цветущей сакуры
Дальше начинается неотреставрированный участок стены. Хотя проход запрещен, о чем предупреждает грозная надпись на нескольких языках, люди все-равно нарушают запрет и отправляются на поиски неизведанного.
Закрытый участок стены
А нам пора в обратный путь…
Глядя через веткиТропинка по склонуСтена в тумане
Горные склоны кажутся усыпанными розовыми снежными шапками. То цветет сакура.
Цветение сакуры в горахСосныВлюбленныеЛестница внизПуть назадЛес рядом со СтенойВесна в МутяньюйВ башнеФуникулерБашняИзгибы СтеныОсликКамни у подножия СтеныЦветокДеревья около Стены
Какой китайский правитель начал строить Стену первым
Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.
Великий первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди
Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.
Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.
Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе
Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена — это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.
Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.
Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.
История строительства Великой Китайской стены
В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.
Какой император начал строительство стены
Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.
Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства
В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.
Что разделяет китайская стена
Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.
Из чего сделана Великая Китайская стена
Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.
Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.
Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.
В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.
Сколько лет Китайской стене
Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.
Для посетителей
Время не пощадило китайскую стену. Она понемногу разрушается и нуждается в реконструкции. Лишь несколько участков доступны для посещения туристами. В основном они расположены в окрестностях Пекина. Их посещение платное.
Участки Великой Китайской стены и стоимость посещения
В начале правления династии Мин столица была перенесена из Нанкина в Пекин. Поэтому участок Бадалин стал играть ведущую роль в защите города с севера от захватчиков. Его называли северным ключом к воротам Пекина. Благодаря тому, что ближе остальных участков расположен к Пекину (всего в 70 км), сюда чаще всего едут туристы. Входные билеты стоят 45 юаней в высокий сезон (апрель-октябрь) и 40 юаней в низкий сезон (ноябрь-март). На вершину стены можно подняться по канатной дороге. За билет в один конец придется заплатить 40 юаней, туда и обратно – 60 юаней.
Мутяньюй также расположен в непосредственной близости от Пекина (в 80 км). Основание его заложено в VI веке. Затем на оставшейся основе достраивалось укрепление уже при династии Мин. Ему придавалось большое значение для защиты Пекина с севера. Участок проходит по горным хребтам, из-за этого здесь такие большие перепады высот – от 500 до 1000 метров. Так что прогулка по нему с постоянными спусками и подъемами будет нелегким делом. Интересно, что бойницы на этом участке расположены с двух сторон стены, что даже породило гипотезу о том, что укрепления строили славяне для защиты от Китая. Этот участок стены построен из гранита. Чтобы попасть сюда, придется заплатить 40 юаней.
Участок Симатай расположен в скалистой местности. В некоторых местах стена построена под большим уклоном. Так, Небесная Лестница имеет угол наклона 85 градусов. Часть крутых участков, в том числе и Небесный мост, ширина которого составляет всего 30 см, закрыта для туристов. Симатай интересен сторожевыми башнями. Всего их 35, но в хорошем состоянии сохранились лишь 20. Этот участок стены расположен в скалистой местности. Входной билет стоит 40 юаней.
Шаньхайгуань называют еще «Головой дракона». Конец участка уходит в Желтое море. Здесь же располагается крепость Чэнхайлоу. На каждой ее стороне сделаны ворота. Восточные получили название «Первого прохода под небесами». Участок стены, расположенный около «Головы дракона», стал музеем под открытым небом. Входной билет обойдется в 50 юаней. Старый город в крепости и музей Великой Китайской стены можно посетить бесплатно. Билет в «Первый проход под небесами» стоит 40 юаней летом, 15 юаней зимой.
Посещение всех участков детьми ростом до 1,2 м бесплатное.
Как добраться
Для тех, кто первый раз приехал в Китай, лучше взять экскурсию.
Добраться до Великой Китайской стены можно и с помощью общественного транспорта. Но этот вариант подходит для тех, кто хоть немного владеет языком и ориентируется в городе. Сложность может возникнуть из-за того, что автобусы с одинаковыми номерами могут идти в разные города. Потребуется знание иероглифов, чтобы понять направление движения автобуса. Рассчитывать на подсказку местных жителей тоже не приходится – многие не владеют английским языком. До большинства участков, за исключением Бадалина, из Пекина придется добираться с пересадками.
Время посещения
Попасть на китайскую стену можно лишь в определенные часы. Каждый участок имеет свое расписание, которое будет зависеть от сезона.
Название участка | Режим работы в высокий сезон (апрель-октябрь) | Режим работы в низкий сезон (ноябрь-март) |
Бадалин | 6.40-18.30 | 6.40-18.30 |
Мутяньюй | 17.30-18.00 (в выходные до 18.30) | 8.00-17.00 |
Симатай | 8.00-22.00 | 8.00-21.00 (в выходные до 21.30) |
Шаньхайгуань | 7.00-18.00 Музей работает с 8.00 до 17.00. | 7.30-17.00 Музей работает с 8.00 до 17.00. |
Реставрация стены
Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».
https://youtube.com/watch?v=2FAykFLVvf8
Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:
- частными лицами;
- китайскими компаниями;
- зарубежными инвесторами.
Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:
- строятся жилые массивы;
- прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
- активно проводятся сельскохозяйственные работы;
- среди туристов нередко встречаются вандалы.
По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.
Сложности строительства
При строительстве Великой Китайской стены погибали десятки тысяч работников. Это было связано с тем, что одновременно работало до трехсот тысяч человек. Условия были очень тяжелыми. Часто работающие жили впроголодь. Из-за плохих условий жизни строители постоянно болели и умирали. По одной из легенд Великая Китайская стена стоит на костях погибших строителей. Молотые кости использовали для соединения камней. Эта версия опровергается учеными. По всей вероятности, умерших строителей передавали родственникам для захоронения.
Как долго строили
Точные сведения о том, сколько времени строили Китайскую стену, отсутствуют. Основной объем строительства был выполнен всего за 10 лет. Но ремонтировалась и достраивалась стена столетиями. Можно сказать, что возведение стены длилось около двух тысячелетий. До нашего времени дошло много сведений о том, как строили Великую Китайскую стену.
Кто строил стену
В возведении Великой Китайской стены принимало участие до 20% тогдашнего населения Китая. Это более 1 000 000 человек. На постройку стены направляли преступников, отбывающих наказание. Также китайская стена возводилась рабами, солдатами, а также крестьянами.
Из чего строили
Сначала китайскую стену насыпали из земли, но такая стена быстро разрушалась. Позднее стали возводить стены из каменных блоков, засыпанных землей. Во время правления династий Мин и Хань стали применять кирпичи, которые скрепляли специальным рисовым клеем. Для прочности в него добавляли гашеную известь.
При правлении династии Хань один участок был произведен из дерева. Он представляет собой несколько рядов бревен, между которыми располагаются раскрошенные камни.
Самые прочные участки стены возведены из мрамора фиолетового цвета. Мрамор добывался в горной части Китая. Два таких участка расположены недалеко от города Цзянъань, а один располагается в горах Ячнышан. К сожалению, эти участки стены недоступны для посещения туристов, поэтому самостоятельно осмотреть фиолетовую стену нельзя.
Устройство китайской стены
Если посмотреть на Великую Китайскую стену сверху, то она напоминает громадного сказочного дракона, защищающего страну от нападения вражеских войск.
На всем протяжении стены расположены башни, в которых сделаны бойницы. Они были направлены в разные стороны, чтобы иметь возможность отбивать атаки противника. Также были предусмотрены наблюдательные площадки, склады оружия и специальные помещения для воинов.
Расстояние между башнями составляло двести метров, чтобы стрелы, выпущенные из соседних башен, перекрывали все пространство перед стеной. Участки, построенные в различные времена, отличаются по архитектуре. Каждые десять километров на стене располагались сигнальные башни (они отличались большой высотой). На них располагались дозорные, которые следили за появлением вражеских войск. В случае опасности они разводили костер, извещая соседние сигнальные башни о приближении противника.
Размеры
Застава Цзяюйгуань — западный конец Великой Китайской стены
Великая Китайская стена берет свое начало в уезде Шаньхайгуань, который находится в провинции Хэбэй на севере Китая. Этот уезд в древние времена был важным стратегическим рубежом на границе с Монголией и Маньчжурией. Начинаясь у Желтого моря, дальше Великая Китайская стена идет в западном направлении. Концом стены считается застава Цзяюйгуань, которая располагается в провинции Ганьсу и где начинается пустыня Гоби. Сооружение состоит из отдельных участков, которые строились в разные годы при разных императорах.
Длина Великой Китайской стены составляет 8850 километров по современным вычислениям. При подсчетах китайской стены в километрах учитывались все ответвления, расположенные на территории страны. Там учтено около 6260 километров возведенных стен. Около 360 километров составляют траншеи, а на природные защитные сооружения (реки, горы и др.) приходится около 2232 км. Если при подсчете длины Китайской стены учитывать разрушенные временем участки, то общая длительность возведенных укреплений исчислялась бы 21 190 километрами.
Большая часть стены возводилась в горной местности, поэтому придерживаться единых размеров по всей протяженности стены было невозможно. Толщина стен варьируется от 5 до 9 метров. Внизу стена, как правило, на один метр толще. Стены доходят до 10 метров в высоту, но в среднем это от 7 до 7,5 метров. На внешней стороне располагаются прямоугольные зубцы, высота которых составляет полтора метра.
Информация для посетителей и карта
Время работы: с апреля по октябрь — 8:00-17:00, с ноября по март — 8:30-16:30.
Стоимость билета на Стену: 45 юаней, 25 юаней для детей ростом 1,2 — 1,5 метра, бесплатно для детей ростом ниже 1,2 метра.
Канатная дорога: 100 юаней в обе стороны, 80 юаней в одну сторону.
Скоростное скольжение (желоб): 65 юаней в обе стороны (фуникулер вверх, желоб вниз), 50 юаней в одну сторону
Автобус-челнок: от входа в туристическую зону Мутяньюй — 15 юаней, время в пути — 10 минут.
Рестораны в Мутяньюй есть, но они весьма дороги.
Как добраться из Пекина до Мутяньюй
- автобус 916 Express (东直门外 Dongzhimenwai — 怀柔国际会议中心 Huairou International Conference Center) до конечной остановки. Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции метро 东直门 Dongzhimen (2-я и 13-я линии). Первый автобус уходит в 06:00, последний возвращается в 18:50. Стоимость проезда в одну сторону 11 юаней. Далее автобусы h23, h24, h35, h36 до Мутяньюй (慕田峪长城). Затем пройти около 450 метров до билетных касс.
- туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) или Сюаньумэнь (宣武门) до участка Мутяньюй. Только по выходным и национальным праздникам с 7 апреля по 15 октября. Но в эти дни на Стене будет очень многолюдно.
- До Мутяньюй на общественном транспорте очень неудобно добираться. Проще взять такси. Приблизительная стоимость на все время поездки, включая ожидание водителя, пока вы будете гулять по стене — 500 юаней.
Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
История создания
У одного из семи чудес света не только большая длина, но и солидная история, которая началась более 2300 лет назад. Стену возводили разные государства и династии в различных районах с одной целью — очертить территориальные границы. Обычно рассказывают, что первый император, который начал строительство, принадлежал к династии Цин. Но это далеко не так.
Основные события из создания Великой Китайской Стены ниже:
- Период сражающихся Царств (770-221 г. до н.э.). Правители Чжоу — строительство первых оборонительных стен.
- 221-207 г. до н.э. Род Цин — первый император династии объединил разрозненные участки Китайской Стены на северной границе государства.
- 206-220 г. до н.э. Династия Хань — увеличилась западная часть сооружения до перевала Юймэнь благодаря Ханю Вуди.
- 1368-1644 г. Династия Мин — генерал Ци Цзигуан, Национальный герой, восстановил Китайскую Стену вокруг Пекина.
После императора рода Мин к правлению пришла династия Цин из Маньчжурии, которая занимала главный пост страны с 1644 по 1911 гг. Почти за три тысячелетия время нанесло серьезный ущерб Великой Стене, ведь Цин не следили за поддержанием порядка достопримечательности. Лишь маленький участок Бадалин возле Пекина содержали в приличном виде, поскольку это место считалось “вратами в столицу”. Сегодня именно этот сегмент сооружения чаще всего входит в список посещения.
Бадалин разрешено посещать с 1957 года, а в 2008 году здесь был финиш олимпийской гонки на велосипедах. Сюда в свое время нанес визит президент США Ричард Никсон. Еще в 1899 году американские СМИ твердили о том, что скоро стену разберут и построят шоссе, однако это предсказание не сбылось.
Китайский политик и реформатор Дэн Сяопин организовал программу по сохранению Великой Китайской Стены в 1984 году, как гласит Википедия. Финансовую помощь оказали не только местные предприятия, но и заграничные фирмы. Была собрана некоторая сумма и среди частных лиц — любой желающий мог пожертвовать деньги.
Для чего строили Великую Китайскую Стену
Основные цели, по которым решили соорудить подобную конструкцию:
- защитить Великий шелковый путь;
- предотвратить вторжение с севера.
В эпоху правления императора из рода Цин произошло одно из главных событий — объединились участки стены в северной части страны. Таким образом, образовалась мощная защита против врагов из северных государств. Правители рода Хань расширили Стену на запад, чтобы обезопасить Великий шелковый путь — главную караванную дорогу, которая соединяла Восточную Азию со странами Средиземноморья.
Это интересно. Существует легенда, что когда-то жил дракон, определяющий направление строительства Стены. Некоторые эксперты даже уверены, что Великая Стена имеет форму этого волшебного существа.
Как возводили Китайскую Стену
Великую Китайскую Стену строили самоотверженные и мудрые люди, которые не берегли себя и отдавали все свои силы, а порой и жизнь, чтобы создать это строение. Сотни семей разделили, а тысячи рабочих погибли во время строительных работ. Для возведения привлекали крестьян, бунтовщиков и солдат.
Из материалов использовали землю, песок, камни и кирпич. Материалы доставляли к месту с помощью веревок, нагружали повозки с ослами или несли собственными руками. Протяженность Великой Китайской Стены в километрах составляет в официальных сводках почти 9000 км — 8851 км и 800 м. Грандиозные числа.
Как обстоят дела у главной достопримечательности Китая сегодня
Эрозия активно разрушила уже почти 60 км стены в районе Шаньси на северо-западе. Основная причина — интенсивные хозяйственные работы в селах. С 1950-х годов постепенно высыхали подземные источники, поэтому регион превратился в эпицентр возникновения сильных песчаных бурь.
Более 40 км уничтожено временем, и только 10 км расположены на прежнем месте. Однако высота сооружения значительно уменьшилась — с пяти до двух метров. В 1987 году Великую Китайскую Стену включили в список наследия ЮНЕСКО в качестве одного из величайших исторических памятников страны. К тому же, это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира — каждый год сюда приезжают 40 млн туристов.