О месте Храм Тамбди Сурла
Храм Тамбди Сурла расположен среди густого леса и в трудно проходимом месте. Это месторасположение спасло его от нападений мусульманской орды и португальских захватчиков. На сегодняшний день это самый старинный храм в штате Гоа, Индия.История возникновения
Храм Тамбди Сурла был построен в двенадцатом столетии и считается очень значимым местом для поклонения индусов. Это храм был построен в период правления династии Кадамба, которые находились у престола с одиннадцатого по четырнадцатый век. Храм посвятили Богу Шиве – Парвати (Парвати – жена Бога Шивы). Своим строением Храм Тамбди Сурла напоминает храм в Айхоле в соседнем штате Карнатака. Было очень много споров среди учённых, которые хотели выяснить точную дату создания храма, так как это единственный образец архитектуры Кадамбу-Ядавов, и он, почему-то, выполнен из серо-чёрного базальтового камня, которого нет в этой местности. Мнения учённых сошлись на том, что камень был завезён через горы Западные Гаты Ghats) из плато Декан (Deccan). Это плато имеет залежи чёрного базальта. Внешний вид храма не пострадал через века благодаря твёрдой породе, из которой он был создан. По легенде храм Тамбди Сурла имеет незаконченный вид. Так как Пандавов Махабхарата сумел построить его в спешке всего за одну ночь. У подножья храма протекает река Сурла, где можно осуществить ритуал омовения, спустившись вниз по лестнице.Архитектура
Храм Тамбди Сурла считается совершенством искусства архитектуры того времени. Здесь соединены лучшие варианты популярных стилей королевской эпохи. Храм Тамбди Сурла имеет небольшой размер здания и входа вовнутрь. По бокам храм украшен барельефами с обликами Бога Шивы, Бога Вишну и Бога Брахма в сопровождении их жён. Интересное покрытие имеет колонный зал – мандап. Его крыша перекрыта простыми серыми плитами, наклоненными под определённым углом. Лицевая часть храма Тамбди Сурла направлена на восход солнца, чтобы первые лучи солнца освёщали стопы божества. В центре храма расположен на постаменте лингам – символ Шивы. Также имеется фигура Нанди – безглавый бык, на котором ездил Шива. Этот монумент окружён четырьмя столбами. На одном из этих столбов можно увидеть символ Кадамбы – слона, затаптывающего лошадь.
Храм Тамбди Сурла украшен ручной резьбой и фигурками. Стиль облицовки храма напоминают работы таких мастеров, как Кальяни Чалукас и Ядавас Девагири. Идеальное состояние храма и его изящное убранство принесло ему славу великого индийского архитектурного наследия Старого Гоа.
Туристу на заметку
Храм Тамди Сурда расположен в районе шестидесяти пяти километров от Панаджи. В северном направлении расположен заповедник Молем, который находится на расстоянии двенадцати километров от храма. Этот заповедник основан на берегу реки Вазар Саклачо Вхал. На расстоянии двадцати двух километров от храма расположена деревня Валпой. Это район Саттари. Каждый год в феврале (марте) здесь проходит фестиваль Mahashivratri. Его празднуют местные жители ближайших деревень. Храм Тамбди Сурла туристы могут посетить ежедневно. Вход бесплатный.
near Molem, Goa, India
Озеро Майем (Mayem Lake)
Следующим пунктом нашей программы было озером Майем.
Надо сказать, о том, куда мы приехали тогда, я могу с уверенностью сказать только сейчас. Во время поездки мы сидели с подругой на заднем сидении машины и праздно смотрели по сторонам, не представляя куда направляемся. Когда мы остановились на оживленной улице с разноцветными домами и многочисленными магазинами, я думала, что мы просто вышли немного развеяться после долгой дороги.
Оживленная улочка около озера Майем. Достаточно приятное место: яркие свежевыкрашенные разноцветные дома вселяют оптимизм.
Купив билеты на катамаран, запасшись чипсами для гусей (ну и для себя), мы направились на поиски туалета (а может, это все происходило и в обратном порядке, такие мелочи не запомнились). Площадка перед озером достаточно живописная: много клумб из пестрых растений. Но туалет оказался вполне в индийском стиле: какие-то полуразрушенные пахнущие домики. Внутри было много ящерок, резво бегающих по стенам, потолку, полу.
Туалетное окошко
По ощущениям, мы были там единственными европейцами за этот день: все косились на нас, с причала нас провожали и встречали многочисленные местные работники, да и гуси голодные набросились на чипсы с радостным гоготанием.
Причал озера Майем
Отдыхающие индусы на озере Майем
Мы тоже вели себя как типичные туристы. С широко раскрытыми глазами смотрели на пары, крутящие педали катамаранов наравне с нами; на семьи с детьми, жмурящимися от солнца; на улыбающихся работников озера.
Форт Tiracol
Fort Tiracol
Форт Тираколь — это средневековое фортификационное сооружение, прекрасно сохранившееся до наших дней. Сейчас в нем располагается хороший отель, с шикарным видом и люксовым сервисом. Посмотреть цены на Booking.com
Изначально форт был построен в 17 веке Махараджей Кхем Сават Бхонсле для защиты своего небольшого флота в устье реки Tiracol
Затем, в 18 веке форт захватили португальские конкистадоры, которые понимали важность подобного сооружения. В дальнейшем форт Тираколь перешел в управление английских колонизаторов
Во время Португальской Гражданской Войны, в форте находилась штаб-квартира повстанцев. В общем, Fort Tiracol — это место с очень интересной и насыщенной историей.
Возле форта, на склоне холма есть средневековое кладбище, где погребены португальские конкистадоры. Кладбище очень атмосферное и отлично сохранилось.
Форт Тираколь находится на самом севере штата Гоа, в 10 километрах от Арамболя. Чтобы добраться до него, необходимо переплыть реку Тираколь на пароме. Административно, форт принадлежит штату Махараштра. Это место является одной из самых доступных и ближайших достопримечательностей в штате Гоа, которое могут посетить большинство туристов.
Fort Aquada
Fort Aguada (Форт Агуада)
Португальское фортификационное сооружение, построенное в 1615 году, которое прекрасно сохранилось до наших дней. Форт Агуада находится на пляже Синкверим и одной из башен выступает в Аравийское море.
Задачей этого сооружения было не только удержание боевых позиций, но и хранение резервов с водой. Агуада с португальского означает «вода». Подземные источники наполняли искусственный резервуар пресной водой. Португальские корабли заходили сюда, чтобы пополнить запасы пресной воды перед путешествием.
в 19 веке был построен маяк, который сейчас является старейшим маяком во всей Азии. В период расцвета, на стенах форта было установлено 79 мощных пушек.
Форт Агуада считается самым большим сохранившимся португальским фортом.
Храм Махадева, Тамбди Сурла (Mahadeva Temple, Tambdi Surla)
Незаметно в исследовании штата Гоа мы добрались до самой границы с Карнатакой. Очередная остановка сулила нам что-то красивое уже на самом входе. Какой-то предприимчивый индиец предложил нам цветы, обернутые в листочек, и ароматические палочки. Да так настойчиво он нам предлагал и так одобрительно принял это Вини, что мы поддались. Оказалось, цветочки и палочки в этот раз и правда были не лишними. Пройдя по мощенной булыжниками извилистой широкой тропе сквозь леса и густую растительность, мы оказались перед выгоревшим травяным полем, огражденным внушительным кованным забором.
Храм Махадева
Наш чудо-гид показал нам, что нужно положить цветочки к маленькой скульптурке в центре, рассказал про легенду о змее (что она живет где-то рядом и бла-бла-бла. к сожалению, память на легенды у меня плохая), после возложения цветов в центре, верующие направляются в ма-а-а-ленькое отделение внутри храма, где расположен своего рода алтарек. Там можно еще сжечь палочку в знак почета Шиве, кинуть в центр какой-то цветной порошок. Палочками мы решили дымить на улице рядом с деревом тулси. А в целом, прошли ритуал наравне с индийцами.
Надо отметить, что храм построен просто потрясающе, прочно, действительно на века. Видно, что китайцы тогда еще не захватили мировую промышленность)))
На выходе из комплекса нам пытались всучить маленькую пачку печенья аж за 100 рупий, чтобы покормить обезьян! Сторговались рупий на 30, но это все равно дорого. Обезьяны оказались очень агрессивными. Хотя они по-моему, всегда такие.
Неизвестный храм в Бичолим
Вообще, ездить с местным жителем по его же родным местам очень интересно. Вини, к примеру, завез нас в какой-то храм, в чьем названии я до сих пор сомневаюсь. Скорее всего это был Shantadurga Temple. Безусловно, я могла ошибиться, но все, что удалось найти это вот эта информативная статья. А фотографии по запросу в поиске не соответствуют тому, что мы видели.
Вини радостно поздоровался с людьми, стоящими рядом со своими байками. Те, улыбаясь и щурясь на солнце, явно интересовались с кем это он приехал))) А мы пока глазели по сторонам, я смело фотографировала, в очередной раз оправдывая статус нескромного туриста.
Мне кажется, они замерли и говорят друг другу “-Стойте, нас снимают. -Еще снимают? -Да, не двигайтесь и улыбайтесь.”
Затем Вини увлек нас прямо внутрь здания. Мы, как положено, сняли обувь и робко пошли за нашим довольным гидом, который даже с некоторым нетерпением звал нас за собой. Босые ноги ощутили шершавое ковровое покрытие, потом холодный мрамор, вокруг тишина.
В зале прямо на мраморе сидели местные жители: разных возрастов, обоих полов, но одинаково спокойные и немного оробевшие. Мы тоже застеснялись, стоя практически в центре зала и всеобщего внимания. Не растерялся только их служитель. Честно, не знаю, как называется этот человек. Он попросил подойти нас поближе. Увлекшись неизвестностью, но все еще стесняясь, я подошла к нему. Рядом был какой-то алтарек, как и положено, весь в цветах. И тут..точно не помню всех манипуляций того человека. В моей памяти обрывками остались яркие кадры: он подносит мне листочек с кокосовым соком, что-то произносит на своем непонятном наречии, дает мне цветок. Справа – дворик (это было не крытое помещение, а скорее терасса), упершись на колонну за процессом наблюдал какой-то местный. Позади стояли мои заинтересованные друзья и улыбающийся Вини. Надеюсь, вид моих ног в шортах и оголенные плечи не сильно оскорбили присутствующих. Эта невероятная терпимость верующих потрясла меня еще в Тайланде. Все же много общего у буддистов и индуистов.
После церемонии мы, весьма умиротворенные, вышли на дворик перед храмом, опаленный полуденным солнцем. И тут же окунулись в торгующую Индию. Даже тут, пусть и не так навязчиво. И еще где-то полчаса выбирали шлепки по 80 рупий на нашу русскую большую ногу))
Сразу трое индусов помогали нам в выборе
А прямо под боком прятались в тени еще торговцы. Вот такой вот индийский пикничок