Бог Кришна — верховная личность бога

Рождение Рамы

Всемилостивый бог Вишну, всегда стремящийся помогать людям в их бедах, сошел на землю приняв форму души человека. Он вселился в зародившееся тело мальчика, старшего сына царя Дашаратхи, рожденного царицей Каушальей, нареченного Рамой. Так появился на земле герой, судьбой которого стала борьба с повелителем зла и мрака, с самым могучим из ракшасов. Но не знал об этой судьбе Рама и рос среди своих братьев как земной царевич, поглощая знания и готовясь к тому, чтобы когда-нибудь стать правителем Кошалы.

Этот отпрыск Солнечного рода был отмечен всеми достоинствами – щедростью и благородством, силой и отвагой, преданностью родителям и любовью ко всем людям. Он зажигал счастье в сердцах каждого на кого он смотрел и к кому обращал свою речь.

Сражение на Курукшетре

Известно, что Кришна – это Вишну. Но Вишна не является Кришной. Хотя это всё Бог, главенствующая личность. Кришна – двоюродный брат одной из враждующих сторон – Пандавов (он также племянник сестры Васудевы, их матери Кунти). К тому же Кришна был двоюродным братом самого доблестного и могучего кшатрия, который сражался на стороне Кауравов, – Карны. Кришна предводителям предложил выбрать или самого себя, или своё войско, но с условием, что он в руки оружие не возьмёт.

Кауравы для себя выбрали войско Кришны, а сам Кришна принял сторону Пандавов. Также в предстоящем великом сражении Кришна согласился стать возницей колесницы своего приятеля принца Арджуны.

«Бхагавадгита» являет из себя философскую беседу между Арджуной и Кришной перед началом боя на Курукшетре. В ней Кришна инструктирует Арджуну, который не решался поднять оружие против родственников (включая учителей, бившихся на стороне Кауравов, и своего деда Бхишму). Кришну осудил старший его брат за вторжение в распрю, и сам, чтобы никого не поддерживать, на время боя стал паломником.

Кришна играет основополагающую роль в финале баталии на Курукшетре, побуждая Пандавов разделаться со сверхсильными воинами Кауравов бесчестными методами. Пандавы следовали советам Кришны. В итоге они обманом отделались от своего всемогущего учителя воинского дела воина-брахмана Дроны. По настоянию Кришны Арджуна убил неодолимого Карну, когда в земле его колесница увязла, и битва должна была быть приостановлена. Также по наставлению Кришны самый могущественный из Пандавов Бхима убил в поединке на палицах вожака Кауравов Дурьодхану запретным ударом ниже пояса.

История происхождения


Вишну Вишнуисты считаются монотеистами. Большинство приверженцев этого религиозного направления живут в Индии. Статистика показывает, что Вишну и его аватарам поклоняется порядка 200 миллионов человек. Маха Вишну стал первым воплощением божества.

Вишну – представитель священной троицы, в которую также входят Брахма и Шива. По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света.


Шива

Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах.

Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой Лакшми. Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.

Кришна

В соответствии со священными индуистскими текстами, в конце IV тысячелетия до н. э. бог Кришна спустился на землю из духовной вселенной, появившись на свет в городе Матхура. Его миссией было возрождение религиозных взглядов и демонстрация своих нравственных игр. Деяния, жизнь и учение Кришны описаны в таких святых сочинениях индуизма, как пураны («Вишну» и «Бхагавата»), «Махабхарата» и «Харивамаша».

В этих писаниях Кришна представлен в разнообразных образах: игривого и очаровательного Бога-ребёнка, беззаботного и весёлого мальчика, пасущего коров, образцового любимого, главного бога и дивного героя-воина.

Кришна – это прекрасное создание. В индуистском искусстве его описывают как мальчугана-пастуха, который играет на флейте для своей ненаглядной пастушки Радхи и иных гопи. Также бог Кришна здесь представлен как молодой воин-принц, дающий философские наставления своему приятелю – богатырю Арджуне в «Бхагавадгите».

Лакшми

Лакшми это активная сторона Вишну, символизирующая успех и процветание. В доведийском периоде Шри и Лакшми рассматривались отдельно, однако в послеведийском периоде они рассматриваются как одно целое. Лакшми появляется в процессе пахтания молочного океана и помогает Вишну поддерживать Вселенную в состоянии красоты и гармонии. Лакшми сопровождает Вишну, когда он воплощается на Земле. Если образ Вишну собирает лучшие мужские качества, то образ Лакшми воплощение женственности и совершенной красоты. В изобразительной форме она стоит на лотосе и украшена гирляндой из лотосов и также держит их в двух руках. Две другие руки посылают богатство почитателям. По сторонам Лакшми сопровождают два белых слона. Цвета, принадлежащие супруге Вишну: золотой, розовый, жёлтый и белый.

Если в изобразительной форме доминируют золотой и жёлтый цвета, то Лакшми выступает источником богатства. Если преобладает белый цвет, она воплощает чистую форму Пракрити из которой развилась Вселенная. Сострадание ко всем живым существам выражает розовый цвет, поскольку она изначальная мать.

Четыре руки Лакшми символизируют власть над устремлениями людей. Они Пурушартхас – цели Пуруши в форме человека:

  • Дхарма – поддерживающий духовный путь, ведущий к равновесию и гармонии.
  • Артха — богатство и процветание.
  • Кама — наслаждение и удовольствие.
  • Мокша — освобождение, называемое иногда просветлением.

Вадим

Аватары Маха Вишну

На санскрите «аватар» अवतार – это «нисходящий», т. е. воплощение бога в материальном мире в определенном образе. Если мир находится под угрозой злых сил, то аватар приходит на помощь в роли защитника для предотвращения хаоса и разрушений.

С понятием «аватар» в первую очередь возникают ассоциации с Вишну. Он охраняет Вселенную на высшем уровне, а аватары проявляются в реальном мире, если нужно сразиться со злом и наделить кого-то добром. Еще одна задача аватаров — восстановить гармонию и вернуть равновесие между добрыми и злыми силами.

По преданиям, Вишну воплощался в разных существах на Земле. Всего таких проявлений было девять и ожидается десятое.

  1. Матсья (рыба). Это аватар, спасший первого человека и других обитателей во время великого потопа. Его часто рисуют в виде большой рыбы или человеческого существа с хвостом рыбы. Легенда о потопе очень схожа с преданиями из других религий.
  2. Курма (черепаха). Воплощение божества в виде черепахи, которая удерживает гору Мандара, не позволяя ей погрузиться в океанские воды. В то же время другие божества и демоны всячески пытались взболтать океан, чтобы достать сокрытые в глубинах богатства и нектар амрита. В таком проявлении Вишну встретился со своей супругой Лакшми.
  3. Вараха (свинья или кабан). Когда демон Хираньякша опустил сушу на дно моря, Вишну явился в образе кабана и поднял ее обратно.
  4. Нарасимха (одна часть тела львиная, вторая – человекоподобная). Воплощение в человеческом образе со львиной головой. Это было необходимо для победы над всемогущим королем демонов Хираньякашипой.
  5. Вамана (растущий карлик). В период правления Вселенной королем демонов Бали другие божества утратили свою силу. Тогда на свет появился карлик Вамана. Его миссией было восстановление справедливости. Для этого он попросил у Бали то количество земли, которое он смог бы измерить в три своих шага. Король рассмеялся над гномом, но желание выполнил. Гном неожиданно начал расти. Одного шага ему хватило, чтобы покрыть всю землю. Вторым он захватил небо, а третьим — загнал Бали в подземное царство, чтобы тот стал его правителем.
  6. Парашурама (человек, обладающий силой /охотник). В этом облике Вишну воплотился в роли брахмана. Он пришел в мир для избавления его от злых правителей и для защиты людей. Аватара изображают в виде человека, держащего в руках топор (Рама с топором). По легенде, Парашурама пришел для восстановления индуистского социального порядка, который был нарушен высшей кастой кшатриев.
  7. Рама (великий воин / идеал человека). Рамой называют седьмой аватар Вишну. Он же является главным богом индуизма и некоторых традиций. Его фигура стала центральной в древнем индуистском эпосе «Рамаяне». Многим он знаком под именем царя Айодхьи (место, где родился Рама). В «Рамаяне» упоминаются родители божества: отец — царь Дашаратха и мать – царица Каушалья. Время рождения Рамы связано с концом Второй Эпохи, его послали на землю для победы над многоликим демоном Раваной.
  8. Кришна (человек с высокими умственными способностями). Божество почитается в индуизме как восьмой аватар Вишну. В детстве он пас стада коров, поэтому его часто изображают пастухом. Кришну также встречается в рисунках в облике возничего или государственного деятеля. Поэма «Бхагавад-гита» говорит о том, что Кришна направил своего друга Арджуну участвовать в битве на Курукшетре.
  9. Будда (знающий всё). Он появился в V веке до н. э. Явление Гаутамы Будды произошло во время Кали-юги для того, чтобы разубедить асуров в святости Вед и лишить их силы. Еще одной причины этого воплощения Вишну стало желание выявить грешных и неутвержденных в вере людей, посеять в них сомнение в святости вед и необходимости выполнения священных обрядов, а после погубить их.
  10. Калки (могучий воин или вечность). Предположительно следующее воплощение Вишну будет в конце Кали Юги (эпоху морального разложения). По легенде, Калки сможет избавить мир от злых правителей. Он явится верхом на белом коне, а в руках у него будет огненный меч.

https://youtube.com/watch?v=XzwUlg-qeF0

Изгнание

Тем временем царь Дашаратха решил короновать Раму. Но одна из жен Дашаратхи Кайкейа хотела, чтобы правителем стал ее сын Бхарата, а не пасынок Рама. Дашаратха вынужден был уступить жене, поскольку она спасла ему жизнь, и царь дал ей обещание выполнить любое желание. Это случилось во время очередной войны с асурами (демонами). Царя ранили и возможно убили бы, если бы не его младшая жена Кайкейа, правившая колесницей и вывезшая его с поля боя.

Так Дашаратха был вынужден отправить царевича в изгнание сроком на 14 лет, лишив при этом права занять трон. Вместе с Рамой в изгнание отправились его жена Сита и брат Лакшман.

Непосильная тяжесть легла на душу царя Дашаратхи. Не видел он теперь радости ни в чем. Ни днем, ни ночью он не находил себе покоя. Неотступными сделались его мысли о смерти, которая вскоре забрала царя.

Бхарата, узнав правду, отправился на поиски изгнанников. Вскоре он нашел родных, но Рама отказался возвращаться, так как дал клятву и не мог ее нарушить. Он назначил младшего брата правителем-наместником и простился с ним. Долгие годы они проводят в лесах, встречаются с отшельниками. Рама борется с ракшасами (демонами).

Детство и юность бога-пастуха

Детство Кришны оказалось счастливым и ярким. Он жил вдалеке от царской роскоши и придворных интриг, но жизнь пастухов ему очень нравилась. С раннего детства Кришна учился понимать животных, ориентироваться в лесу и вникать в тайны природы.

Он рос среди детей пастухов, причём сумел завоевать настоящее уважение ровесников. А как Кришна играл на флейте! Рассказывали, что когда очаровательный мальчик подносил к губам свой музыкальный инструмент, все дети округи сбегались к нему, чтобы послушать. Мелодия и вправду была восхитительной, а мастерство юного исполнителя превосходило все мыслимые пределы.

Кришна любил творить шалости. К примеру, часто умыкать взбитые сливки // Vijayann Rajasabai / pixels.com

Но в сказаниях о боге отмечается, что изначально он практически ничем не выделялся среди других детей. Он был весёлым и задиристым мальчишкой – таким же, как и прочие деревенские дети. Более того, Кришна любил творить шалости. К примеру, часто умыкать взбитые сливки. Если хозяева замечали пропажу и лишь по-доброму журили малыша, на следующий день их коровы начинали давать больше молока.

Если же Кришну ругали за такое поведение, коровы этих людей и вовсе переставали доиться. Пожалуй, это была единственная странность. Однако детские годы проходили, и Кришна сам менялся. В нём начинала просыпаться та божественная энергия, сила, благодаря которой он прославился как величайший герой.

Тем временем царь Камса проведал, где находится племянник, существование которого являлось опасностью для жизни правителя. Узнав, что в отдалённой деревне живёт юноша с необычными способностями, Камса решил заманить его в Мадхуру, где мог бы спокойно расправиться со своим недругом.

Царь придумал хитроумный план. Он отправил приглашение на воинский поединок в самые разные уголки своей страны. Кришна также получил его. Конечно, юный воин хотел попробовать свои силы в поединке, а потому с удовольствием отправился в Мадхуру.

Кришна взрослел, и постепенно в нём начинала просыпаться божественная энергия и сила / YuChi L / artstation.com

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами)  появился на свет 19 июля  3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.

Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата  Гуджарат).

Смерть

Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

Рождение Кришны

На мой взгляд, самым интересным в этом боге является его история жизни. Она приводится во многих священных текстах, но, пожалуй, самым известным описанием биографии Кришны стала «Махабхарата», древнеиндийский эпос, известный далеко за пределами Индии.

В «Бхагавата-пуране» приводится предыстория появления бога на земле. Согласно ей, верховный небожитель Брахма, создатель всего сущего, дал наставление прочим богам – они должны были переродиться в образах земных сыновей и внуков представителей великой раджпутской династии. В своих аватарах божества должны были бороться с бедствиями, которые происходили на земле. Воплощением Вишну стал именно Кришна.

У главы племени Ядавов Васудевы и его супруги Деваки в положенный срок родился восьмой сын. Именно это и был маленький Кришна. Малыш принадлежал к одной из самых могущественных царских семей Индии. Дядя Кришны, царь Камса, ещё до рождения мальчика получил пророчество. Согласно ему, он был обречён пасть от руки восьмого сына своей сестры.

Испуганный появлением малыша и жутким предсказанием, Камса поступил просто и низко – он бросил всё семейство в подземелье. Детей Деваки царь решил убивать. После убийства старших братьев Кришны произошло чудо. Малыш внезапно исчез. Как рассказывает эпос, Кришна из родного города Матхуры перенёсся в небольшую деревню Гокулу. Он воспитывался в семье предводителя пастушеского племени Нанде, считая его своим отцом.

Малыш Кришна / Vijayann Rajasabai / pixels.com

Имена

На санскрите «Кришна» называют «черный, темный, темно-синий» цвет. Есть устаревшая гипотеза (без достоверных источников), согласно которой темный оттенок кожи божества обусловлен автохтонным, неарийским происхождением образа. Само слово имеет прусские корни от «kirsnan» и перекликается с русским православным «čьrnъ» — чёрный, литовским «keršas» – пестрый. Мурти изображают Кришну чернокожим (изредка белокожим или синего цвета). Однако живописное воспроизведение божества преимущественно в голубых или темно-синих тонах. «Брахма-самхит» описывает Кришну схожим по цвету с голубыми облаками. Это сравнение стало традиционным в индуистской поэтической культуре.

Божество известно под разными именами и статусами. В них отражаются разные качества и используемая атрибутика. Наиболее популярными именами стали Говинда и Гопала, создающие образ Кришны как коровьего пастуха. У некоторых имен божества есть особые значения, в зависимости от региона страны. Например, Джаганнатхой его называют в Ориссе.

Вишну – бог-защитник и множество его образов

Воплощений Вишну великое множество, а порой он может одновременно принимать облик нескольких аватаров. Бог превращается как в людей, так и животных. Например, один из его обликом – рыба Матсья, которой Вишну стал во время потопа.

Также бог принимал внешний вид черепахи Курмы, что своим панцирем создала гору Манадру. Нередко Вишну приходится принимать обличье аватара для борьбы с демонами и их соратниками. После того, как тёмный злой Нарасинха стал властвовать в небесном и земном мирах, сея смерть и жестокость, Вишну превратился в получеловека-полульва, что уничтожил демона.

Сегодня в Индии существует много самых разных храмов Вишну – от огромных и величественных городских сооружений до скромных домиков в сельской местности. Во многих жилищах имеются изображения верховного бога и его воплощений. Вишну считается защитником и помощником человечества, он несёт добро и благополучие людям, что поклоняются ему.

Одна из самых знаменитых индийских мантр – “Харе Кришна”, которую знают даже те, кто далёк от мировоззрения вишнуизма. Индийцы считают, что эта молитвенная песня очищает карму, привлекает счастье и удачу в жизнь человека, отпугивает бедствия и зло.

Вишну и его помощник, бог птиц Гаруда

В чём же секрет такого почитания Вишну? Индийцы называют его могущественным богом, который дарит благополучие, исполняет желания, помогает человеку бороться с трудностями. На мой взгляд, это – только часть трактовки образа божества. Не стоит забывать, что Вишну во все времена стремился находиться среди людей. Он – бог, что хочет не подавлять, а становиться равным человеку. Вероятно, именно в этом его секрет.

Справедливость восстановлена

Но Кришна узнал, кем является Камса, кто на самом деле его мать и отец. Теперь не просто жажда соревнований, но и желание восстановить справедливость толкало юношу вперёд. Он ничем не выказал осведомлённости о преступлениях царя Мадхуры, а сделал вид, будто заинтересован лишь игрой. А вот Камса приказал выставить против одного Кришны целый отряд. Лучшие воители вошли в его состав – противник должен был погибнуть от их мечей.

Но произошло невероятное – юноша в одиночку расправился с группой воинов. Тогда Камса приказал выпустить из клетки бешеного слона. Простого человека зверь явно растоптал бы, но Кришна обладал поистине божественной силой. Он сумел одолеть животное, после чего убил царя. Своих родителей юноша выпустил из заточения. Отец Кришны получил законный престол, а сам герой стал править в соседнем городе.

Благодаря победам на поле боя, успеху в противостоянии с могущественным Камсой Кришну стали почитать как воплощение справедливости и могущества. Что интересно, даже история любви Кришны кажется необычной. Его главными жёнами были принцесса Рукмини и семь других женщин.

Всего, как утверждают сказания, у Кришны было 16108 жён. Все они прежде являлись супругами демона Наракасура, что превратил красавиц в своих заложниц. Кришна после победы над демоном освободил женщин. В те времена пленницы считались «нечистыми», а потому не могли второй раз выйти замуж. Но Кришна сделал исключение для своих жён, признав их принцессами. Для каждой из своих супруг Кришна построил дворец.

Царь Камса был наказан за свои преступления / Abhi Sharma / flickr.com

Отрочество

Известно, что Нанда был лидером общины коровьих пастухов, которые жили в области Вриндавана. В историях об отрочестве Кришны рассказывается о том, что он находился под покровительством этих пастухов. Когда Камса разведал, что новорождённому удалось спастись, он начал посылать разных демонов (подобных Агхасуре) с миссией погубить Кришну.

Кришне и его брату Балараме удалось уничтожить всех демонов. Многие самые известные истории Кришны повествуют именно об этом периоде его жизни. В основном в них описываются поднятие горы Говардханы и шалости Кришны с Радхой и иными сельскими пастушками гопи. Хроники любовных забав Кришны с гопи, которые известны как раса-лила, впоследствии были описаны Джаядевой в его поэме «Гита-Говинда».

Как изображают?


Божество часто рисуют синекожим с четырьмя руками. В них он держит разные предметы:

  • раковину (санкху) для извлечения звука «ОМ» (первозданное творение);
  • чакру или диск как символ временного цикла;
  • лотос являющийся примером красоты и свободы;
  • булаву — атрибут силы и ума, а также наказание за непослушание.

Вишну нередко изображается в виде божества, возлежащего на Шешанаге (спиральной змее с несколькими головами, которая плавает в водах Вселенной).

Божество рисуется в спокойном образе, он не испытывает страх перед змеей. Это символ того, что человек не должен позволять страхам одолевать себя, в любой ситуации нужно сохранять покой.

Толкование имён

Каждый знает, что такое перевод. Кришна имеет тёмную кожу, и это факт. Разные обычаи в индуизме многообразно объясняют смысл имён этого Бога. К примеру, толкователи «Вишну-сахасранамы» детально разъясняют каждое из тысячи имён Вишну, являющиеся также именами Кришны. В Удйогапарве «Махабхараты» 5. 71. 4 имя «Кришна» делится на два сегмента – «криш» (krs) и «на» (na), где смысл глагольного корня «криш» истолковывается как «бху» («земля», «творение»), а «на» трактуется как «нирврити» («блаженство»).

В гаудия-вайшнавском наследии основатель вышеуказанного общества Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада дал идентичное базовое значение имени рассматриваемого нами божества, как «всепритягивающий». Вышеназванный текст из «Махабхараты» также процитирован в одном из базовых святых сочинений гаудия-вайшнавов – «Чайтанья-чаритамрите».

В своём толковании Бхактиведанта разъяснил смысл «бху» как «привлекательное существо». Отсюда и произошло значение «всепритягивающий». Толкователи «Вишну-сахасранамы» также дают идентичное разъяснение. К примеру, в соответствии с Шанкаром, Кришна – это 57-е имя Вишну, которое обозначает «естество блаженства и знания». В «Брахмасамбандха-мантре» наследий пуштимарга говорится, что имя Кришны может уничтожить все грехи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий