Образ бога Вишну от зороастризма до современного вайшнаизма

Божественные аватары

Традиции изображения Вишну в качестве четырехрукого человека с голубой, синей или же черной кожей восходят к самому началу послеведийского периода, и они совершенно не изменились вплоть до сегодняшнего дня. Впрочем, основные атрибуты божества также неизменны – цветок, раковина, булава и чакра
. Одежда бога обязательно желтая или бело-желтая, и эти каноны не нарушаются много столетий.

Одним из наиболее известных мотивов в мифотворчестве стали «три шага Вишну»
, делая которые он создаёт все сущее, в том числе и пространство для жизни людей. Тема Вишну-Тривикрамы наиболее полно раскрывается в Брахманах, тут он уже явно верховное и могущественное божество. Данный факт подтверждается текстом «Шатапатха-брахман», который утверждает, что любое жертвоприношение, в конечном счете, достается Вишну, как отцу всего живого.

Самое интересное свойство и отличие Вишну от других богов – постоянное перевоплощение
. Канонические тексты насчитывают 9 дашаватар (основных воплощений)
; 10 же лишь упоминается, но аватар Калки, божества разрушения, должен явиться лишь в самом конце Кали-юги. 25 второстепенных личин
, по мнению исследователей, считаются наиболее значимыми, хотя «Бхагават-пурана» однозначно говорит, что воплощения бога бессчетны
.

Общие черты можно усмотреть также в христианстве и вайшнаизме, поскольку основная роль Вишну со временем трансформируется в Спасителя мира и людей
. Возможно, основной сюжет Нового Завета, как более позднего религиозного текста, сложился именно под влиянием индуизма.

Вишна-Кришну
воплощает в себе основные черты могучего бога, но в несколько утрированном виде. Это касается и внешности, поскольку красота Кришны не имеет изъянов, и черт характера. Вместо спасения праведников и наказания грешников, основной функцией Черного, восьмой аватары, становится наслаждение жизнью, детская непосредственность и некоторая инфантильность божественного воплощения проявляются, в первую очередь, в канонических изображениях.

Ученые отождествляют различные аватары бога с основными проявлениями культурных традиций Индии и философско-религиозными доктринами.

Так, одно из воплощений Вишну – Рама
– является великим героем-кшатрием, борющимся с демонами.

Аватара Парашурама
же наоборот, уничтожает касту кшатриев во имя процветания брахманов и утверждения их в качестве высшей касты.

Кришна
считается олицетворением менталитета коренных народов Индии – племен дравидов. Сходство проявляются даже во внешности, в то время как остальные божества намного более европеоидны, и имеют светлую кожу и высокий рост, пастушок Кришна маленький и смуглый.

Воплощением Вишну принц Сиддтхартха Готама (Гаутама)
становится лишь после духовного перерождения и просветления, то есть Будда Шакьямуни является аватаром божества, в то время как принц Сиддхартха – нет.

Основная концепция буддизма – отречение не только от материальных ценностей, но и от эмоциональных привязанностей, а просветление достигается лишь после того, как человек отринет все, что его держит.

Аватары Маха Вишну

На санскрите «аватар» अवतार – это «нисходящий», т. е. воплощение бога в материальном мире в определенном образе. Если мир находится под угрозой злых сил, то аватар приходит на помощь в роли защитника для предотвращения хаоса и разрушений.

С понятием «аватар» в первую очередь возникают ассоциации с Вишну. Он охраняет Вселенную на высшем уровне, а аватары проявляются в реальном мире, если нужно сразиться со злом и наделить кого-то добром. Еще одна задача аватаров — восстановить гармонию и вернуть равновесие между добрыми и злыми силами.

По преданиям, Вишну воплощался в разных существах на Земле. Всего таких проявлений было девять и ожидается десятое.

  1. Матсья (рыба). Это аватар, спасший первого человека и других обитателей во время великого потопа. Его часто рисуют в виде большой рыбы или человеческого существа с хвостом рыбы. Легенда о потопе очень схожа с преданиями из других религий.
  2. Курма (черепаха). Воплощение божества в виде черепахи, которая удерживает гору Мандара, не позволяя ей погрузиться в океанские воды. В то же время другие божества и демоны всячески пытались взболтать океан, чтобы достать сокрытые в глубинах богатства и нектар амрита. В таком проявлении Вишну встретился со своей супругой Лакшми.
  3. Вараха (свинья или кабан). Когда демон Хираньякша опустил сушу на дно моря, Вишну явился в образе кабана и поднял ее обратно.
  4. Нарасимха (одна часть тела львиная, вторая – человекоподобная). Воплощение в человеческом образе со львиной головой. Это было необходимо для победы над всемогущим королем демонов Хираньякашипой.
  5. Вамана (растущий карлик). В период правления Вселенной королем демонов Бали другие божества утратили свою силу. Тогда на свет появился карлик Вамана. Его миссией было восстановление справедливости. Для этого он попросил у Бали то количество земли, которое он смог бы измерить в три своих шага. Король рассмеялся над гномом, но желание выполнил. Гном неожиданно начал расти. Одного шага ему хватило, чтобы покрыть всю землю. Вторым он захватил небо, а третьим — загнал Бали в подземное царство, чтобы тот стал его правителем.
  6. Парашурама (человек, обладающий силой /охотник). В этом облике Вишну воплотился в роли брахмана. Он пришел в мир для избавления его от злых правителей и для защиты людей. Аватара изображают в виде человека, держащего в руках топор (Рама с топором). По легенде, Парашурама пришел для восстановления индуистского социального порядка, который был нарушен высшей кастой кшатриев.
  7. Рама (великий воин / идеал человека). Рамой называют седьмой аватар Вишну. Он же является главным богом индуизма и некоторых традиций. Его фигура стала центральной в древнем индуистском эпосе «Рамаяне». Многим он знаком под именем царя Айодхьи (место, где родился Рама). В «Рамаяне» упоминаются родители божества: отец — царь Дашаратха и мать – царица Каушалья. Время рождения Рамы связано с концом Второй Эпохи, его послали на землю для победы над многоликим демоном Раваной.
  8. Кришна (человек с высокими умственными способностями). Божество почитается в индуизме как восьмой аватар Вишну. В детстве он пас стада коров, поэтому его часто изображают пастухом. Кришну также встречается в рисунках в облике возничего или государственного деятеля. Поэма «Бхагавад-гита» говорит о том, что Кришна направил своего друга Арджуну участвовать в битве на Курукшетре.
  9. Будда (знающий всё). Он появился в V веке до н. э. Явление Гаутамы Будды произошло во время Кали-юги для того, чтобы разубедить асуров в святости Вед и лишить их силы. Еще одной причины этого воплощения Вишну стало желание выявить грешных и неутвержденных в вере людей, посеять в них сомнение в святости вед и необходимости выполнения священных обрядов, а после погубить их.
  10. Калки (могучий воин или вечность). Предположительно следующее воплощение Вишну будет в конце Кали Юги (эпоху морального разложения). По легенде, Калки сможет избавить мир от злых правителей. Он явится верхом на белом коне, а в руках у него будет огненный меч.

Имена

Вишну называют многими именами, которые имеют отношение либо к его характеристикам и атрибутам, либо к мифическим подвигам бога или его проявлений. В таком религиозном труде, как Махабхарата, имеется раздел, в котором подробно рассказывается обо всех именах божества. Самыми известными и важными из 1000 имен являются:

Хари – коричнево-рыжеватый, однако истолковывается как мессия;
Говинда – переводится как пасущий скот;
Кешава – благоволосый;
Мадхусудана – уничтожитель демонического создания Мадху;
Мурари – соперник чудища Муры;
Пурушоттама – имеет 2 значения: высший дух и светлейший из людей;
Бхутабхавьябхаватпрабху — Творец, властвующий в прошлом, настоящем и будущем.

История происхождения


Вишну Вишнуисты считаются монотеистами. Большинство приверженцев этого религиозного направления живут в Индии. Статистика показывает, что Вишну и его аватарам поклоняется порядка 200 миллионов человек. Маха Вишну стал первым воплощением божества.

Вишну – представитель священной троицы, в которую также входят Брахма и Шива. По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света.

Шива

Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах.

Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой Лакшми. Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.

https://youtube.com/watch?v=XzwUlg-qeF0

Бог Вишну

Вишну – также личное откровение того же первоначального духа индийцев; это слово означает или проникающий (от корня «вис»), или защитник, хранитель (от корня «ви» и частицы «сну», которая по причине гласной переходит в «шну»). Он хранитель, искупитель, вечное восстановление нравственного порядка в мире, на благо людям сам делается человеком и борется со злом. У своих почитателей бог Вишну считался ещё и творцом, хранителем и искупителем, т. е. уничтожающим старый и устанавливающим новый порядок.

Четырёхрукий Вишну. Статуя XIII века

Поклонение Вишну возникло в Бенгалии и на низменностях Ганга, где плодородие и благосостояние зависят от разлития реки (как в Египте). Почти вся индийская литература принадлежит поклонникам бога Вишну. Они кротки, не обижают и не убивают ни одного животного. Буддизм вышел из этой секты.

Модели тримурти в ветвях индуизма

Тримурти

, рисунок из индуистского храма в

Андхра-Прадеше

, 1850—1900 гг.

Предтечей «тримурти» является ведийская ассоциация трёх богов Агни, Ваю (или Индра) и Сурья, как различных форм одного солнечного, светлого божества (смотри Тривикрама). Следующей ступенью является система трёх великих богов Брахмы, Шивы и Вишну, из которых каждый в своё время и на своём месте прославляется, как верховное божество.

Идея тройственности в единстве, однако, ещё чужда этой системе; каждый член её является отдельным самостоятельным мифологическим лицом. Дальнейшим шагом к образованию троицы тримурти являются частичные попытки отождествления каждого из трёх божеств друг с другом, встречающиеся уже в индийском эпосе, в позднейших его составных частях.

огонь, молния и солнце. Ещё яснее высказывается идея тримурти в одном месте эпической поэмы Гариванша, служащей как бы дополнением к «Махабхарате» и несомненно значительно позднейшей: «Он, который есть Вишну, есть также и Шива, и он, который есть Шива, есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».

В достаточно поздних индуистских текстах не исключается косвенное влияние на концепцию триединства буддизма, (ветвь махаяны) с его учением о трёх телах Будды (трикайя). В индуистском тексте «Майтри-упанишада» Брахма, Рудра (Шива) и Вишну представлены как три «образа владычества» Брахмана — абсолютного начала всего сущего.

АвстрийскийвостоковедМорис Винтерниц (Moriz Winternitz, 1863—1937 гг.) отмечает, что имеется очень мало упоминаний о тримурти в индийской литературе. Соединению Вишну, Шивы, и Брахмы воедино придаётся важное значение лишь в «Курма-пуране», где Брахману поклоняются как Тримурти.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Как отмечает В. К. Шохин, в современную эпоху представить Тримурти неким аналогом христианского учения о Троице пытаются неоиндуисты, однако, по мнению Шохина, с точки зрения индологии указанные сравнения при научном подходе выявляют лишь фундаментальные отличия этих двух концепций.

Святилище в центре

Бангкока

, построенное в 1989 году, в центре статуя

Тримурти

В двух важнейших ветвях индуизма — шиваизме и вишнуизме, — представления о тримурти как о «нейтральности Абсолюта» в трёх равных божествах не получили признания. Шива или Вишну является, соответственно, по представлениям их последователей, единственным верховным божеством. При этом и те и другие учитывают философское учение санкхьи о трёх гунах, однако акцент в их интерпретациях различен.

Шиваизм

Модель тримурти была развита в шиваизме, при этом главнейшим божеством считается Шива. Согласно «Линга-пуране» (I.18.12) «вечный Шива» (Садашива) и есть Абсолют, а Брахма (созидатель мира), Вишну (хранитель мира) и Шива (Бхава; разрушитель мира) — соответствуют трём его эманациям.

Вишнуизм

Эти писания ведут к «освобождению». Раджас, «гуна деяний», проходит через произведения, посвященные Брахме («Брахма-пурана», «Брахманда-пурана», «Брахмавайварта-пурана», «Маркандея-пурана», «Бхавишья-пурана», «Вамана-пурана»). Эти писания могут обеспечить только небо. Тамас, «гуна недеяния», охватывает шиваитские творения («Агни-пурана», «Матсья-пурана», «Курма-пурана», «Линга-пурана», «Вайю-пурана», «Сканда-пурана»).

Тримурти изображается как три бога, стоящие рядом (памятники Эллоры) или как три бога со сросшимися телами (шиваистские храмы Южной Индии). С идеей христианской Троицы индийская тримурти очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет ничего общего.

За изображения Тримурти европейскими учёными раньше ошибочно принималось трёхликое божество Шива-Махешвара (чьи скульптуры имеются, например, на острове Элефанта, недалеко от Бомбея). Образ Шивы в данных изображениях отражал свои собственные формы. Неверное представление о трёхликом Тримурти, в частности, вошло в некоторые авторитетные русские издания, такие как «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» и «Большую советскую энциклопедию».

В иконографии позднего шиваизма модель о главенстве бога Шивы получила своё графическое отображение: в шиваитских изображениях над тремя скульптурными ликами богов тримурти возносится четвёртая голова «вечного Шивы». К числу наиболее известных скульптур такого рода относится изображение VIII века из шиваитского храма Кайласантхи из южноиндийского культового комплекса Эллора.

Символом тримурти является мистическое санскритское слово Ом, в котором (в силу происхождения санскритского «о» из сочетания «а» «у»): «а» изображает Брахму, «у» — Вишну, «м» — Шиву.

История персонажа

Бог Вишну В соответствии с мифологией, Земля исчерпала свои ресурсы из-за грешников, которые переполняли ее, и обратилась за помощью к Брахме. Тот посоветовался с Вишну, и на Землю прибыл его аватар, Кришна, призванный восстановить гармонию. Посланник попал в царское семейство, отец которого был непорядочным человеком. Он убивал детей сестры, боясь погибнуть от рук племянников, как это предвещало предсказание. Кришну отдали на воспитание пастухам. Мудрый малыш приносил счастье всем окружающим, жил как простолюдин и не боялся животных.

Вернувшись в царские палаты в юношеские годы, Кришна победил тирана-дядю. На трон благодаря ему взошел Уграсен, а семьи Каурава и Пандава получили власть. Одни стали управлять армией, а вторые – воплощали заповеди Кришны. Сам Кришна стал возчиком Уграсена и Арджуны

В день важной битвы Кришна спас главнокомандующего, произнеся для него воодушевляющую речь, наставив на успешное сражение

Вишну и Лакшми

Смерть настигла Кришну от рук охотника, принявшего его за дикое животное. Аватар Вишну погиб. Учение Кришны позволяет отыскать поддержку и душевное спокойствие, найти путь к бессмертию души и познать самого себя.

Бог процветания

Индийский бог Ганеша — самый известный и любимый не только в индуизме, но и в других культурах. Господь удачи, он дарует всем успех и процветание. Ганеша — устранитель любых духовных и материальных препятствий. Также он ставит преграды на жизненном пути тех своих подданных, которые нуждаются в проверке.

Благодаря таким качествам, его образ присутствует повсюду, имея многие формы, и его призывают для помощи в выполнении любых задач. Ганеша является покровителем литературы, искусства и науки. Преданные уверены, что он дарует защиту от невзгод, успех и процветание. Менее известная роль Ганеши — это разрушитель тщеславия, гордыни и эгоизма.

Атрибутика Ганеши развивалась в течение многих веков. В народе его считают сыном Шивы и Парвати, хотя Пураны расходятся во мнениях относительно его рождения. Его изначальная форма — простой слон. Со временем она трансформировалась в человека с круглым животом и слоновьей головой. Обычно он изображен с четырьмя руками, хотя их количество может меняться от двух до шестнадцати. Каждый предмет Ганеши обладает важным духовным значением. Они включают:

  • сломанный бивень;
  • водяная лилия;
  • булава;
  • диск;
  • чаша сладостей;
  • четки;
  • музыкальный инструмент;
  • посох или копье.

Кто такой Хануман

Хануман – индуистский бог, имеющий облик обезьяны. Это животное почитается верующими наряду с коровой. Культ божества распространился далеко за пределами Индии. Храмы Ханумана относятся к самым посещаемым. Чтобы угодить богу, люди кормят диких обезьян, обитающих вблизи святынь. Днями поклонения Хануману являются вторник и суббота, когда верующие делают подношения. Апрель (Чайтра) считается месяцем, когда божество появилось на свет. В это время проводятся шумные праздники.

Обезьяна ассоциируется с хаотичностью, невозможностью сосредоточиться и человеческой глупостью. Однако Хануман олицетворяет победу над всеми этими качествами. Бог осознанно стремился к обретению знаний и мудрости.

Значение имени

Версии значения имени:

  1. Слово «хану» может переводиться как «челюсть», а «мант» – «видимый». Имя указывает на особое строение лица божества.
  2. Сочетание «хан маана» означает «свергнутая гордость». Бог победил этот порок внутри себя.
  3. «Хан» имеет значение «сразить», «ман» – «думать». Владеющее большой силой божество разумно относится к применению своих способностей.

Изображение индийского бога обезьян

Хануман имеет человеческое тело и лицо обезьяны. Он часто изображается с хвостом и открытой грудью, внутри которой находятся священные лики. Бог может быть представлен в одиночестве или в момент взаимодействия с другими персонажами индуистского эпоса. Оружие в руках указывает на борьбу не только с врагами, но и с препятствиями, мешающими духовному росту.

Бог Хануман имеет лицо обезьяны и хвост.

Хануман может быть изображен с несколькими головами, каждая из которых что-то символизирует:

  • лошадиная – мудрость и знания;
  • орлиная – защита и устранение преград;
  • кабанья – изобилие и процветание;
  • львиная – смелость.

Примечания

  1. ↑Статья Тримурти//Атеистический словарь/Абдусалимов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др., Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. (С. 450)
  2. ↑Топоров В. Н.Брахма // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 1 : А — К.. — 672 с.
  3. ↑Серебряный С. Д.Вишну // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 1 : А — К.. — 672 с.
  4. ↑Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание
  5. ↑Гринцер П. А.Шива // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1 : К — Я.. — 718 с.
  6. ↑Majumdar, R. C.: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.
  7. ↑ 123Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 525. ISBN 5-85270-072-X (т. 2)
  8. ↑ 123456Шохин В. К.Тримурти / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  9. ↑Winternitz, Maurice: History of Indian Literature. New Delhi, Oriental Books Reprint Corporation, 1972, volume 1, p. 452, note 1. (Второе, репринтное издание в двух томах. Первое издание было опубликовано в 1927 году Калькуттским университетом)
  10. ↑Winternitz, Maurice, volume 1, p. 573, note 2.
  11. ↑Basham, A. L.: The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before The Coming of the Muslims. New York, Grove Press, Inc., 1954, pp. 310—311.
  12. ↑Восьмая лекция в Дорнахн, 3 ноября 1923 года; см. «GA 230» всех трудов Штейнера
  13. ↑Rudolf Steiner.L’homme, les animaux et les êtres élémentaires: 12 conférences faites à Dornach du 19 octobre au 11 novembre 1923. — Laboissière en Thelle: Triades, 2010. — С. 153. — 242 с. — ISBN 9782852482562.

Вишну в культуре

Статуя бога Вишну Приверженцы индуизма и вишнуизма создают храмы и украшают их статуями, изображающими кумиров. Ашрамы легко найти даже в небольших поселениях. Это обычные дома, украшенные фото и картинами с изображениями гуру и Вишну. Здесь проводят занятия духовными практиками и устраивают жертвоприношения, изучают философию и ищут себя. Такие места находятся под охраной Кришны, поэтому их название переводится как «защита». В них можно искать свою сущность и гармонию с внутренним «я». Обычно ашрамы украшают статуи, посвященные женам Вишну: Радхе и Лакшми.

Даже те, кто не причастен к вишнуизму, знают самую знаменитую мантру «Харе Кришна», воспевающую божество. Написанная на санскрите, она состоит всего из 16 слов, и все они представляют собой имена бога. Созданная в 16 веке, эта мантра прославляет Вишну в облике героев и считается популярной благодаря распространению кришнаитами. Они верят, что регулярные песнопения очищают, делают карму светлой.

Бог Ганеша

Бхагавад-Гита – священное писание, читаемое приверженцами вишнуизма. В нем описаны черты индийской философии. Интересующиеся ею люди узнают популярные многовековые традиции, присущие религиозным верованиям Востока. Вишну часто путают с Ганешей, сыном Шивы. Бог в образе слона тоже располагает несколькими руками и изображается с телом человека с синей кожей.

Религия Индии – кратко

Религиозное учение индийцев есть система эманации. Латинское слово emanatio означает истечение, в смысле отделения тончайших частиц, или в чисто идеальном, образном значении. По представлению индийцев весь видимый и невидимый мир истекает из божества и снова возвращается к своему источнику. Средоточием их религии служит учение о переселении душ (метемпсихозе). По этому учению, душе человека дано земное тело лишь в наказание, заслуженное ею прежним бытием, которое предшествовало её появлению на свет в этом теле, и целью её стремлений должно быть воссоединение с божественною душой мира. Оттого индиец считает земную жизнь периодом кары и испытания, который можно сократить лишь удалением от греха, молитвою и жертвоприношениями, покаянием и очищением, или аскетическою жизнью, находящею отраду в созерцании божества и предохраняющею человека от заразительных соприкосновений с испорченным миром. Если человек пренебрежет этим самоочищением и, отдаляясь от божества, еще глубже погрузится во зло, то когда душа его снимет «свою изношенную плотскую одежду», она переходит, по приговору поставленных над умершими судей, в другое, не редко низшее тело и снова должна начать свое странствование, между тем как душа мудрого, героя или покаявшегося возносится к светящим звездам и наконец соединяется с духовной первоначальной сущностью, из которой она некогда вышла.

Боги Брахма, Вишну, Шива. Иллюстрированная аудиокнига

Вишну Супруга — прекрасная богиня Шри

Прекрасная богиня лотосоокая Шри-Лакшми всегда и повсюду Вишну сопровождает. Она является спутницей всех бога аватаров Вишну.

141 бога Вишну упоминается во многих писаниях ведических. В частности, в Веде гимнов она как предстаёт «приносящий счастье знак» («Ригведа», X.71.2). В заклинаний Веде «Атхарваведе» (санскр. अथर्ववेद — «Веда жреца Атхарвана огня») представлена в различных аспектах благоприятного Шатапатха. В «состояния-брахмане» (санскр. शतपथ ब्राह्मण — «Брахмана ста она») дорог описывается как прекрасная богиня, своей покоряющая божественной красотой, владеющая многочисленными могущественной и талантами силой.

Янтра Вишну

Созерцая янтру погружаемся, мы Вишну в божественный светлый мир, где двойственность отсутствует восприятия. Именно концентрация на образе наполняет Вишну нас энергией благости, а иллюзия, майей порождённая материального мира, растворяется, и мир истинном в воспринимается свете единства всех творений центральной.

В Вселенной части янтры представлены: точка два и бинду пересекающихся треугольника, при этом направлен один вершиной вверх, другой — вниз, представляет что собой единство противоположностей, иначе единение, говоря нераздельного, что и есть суть причины — Вишну всего сущего, пребывающего вне Два. двойственности треугольника окружают два лотоса: двенадцатилепестковый и восьмилепестковый. Вся эта геометрическая схема защитном в расположена квадрате (бхупуре).

Шри Вишну используется Янтра для поклонения Вишну, для благословения получения на достижение и сохранение здоровья, семьи, Она. богатства призвана защищать все живые Медитация. существа на янтру приносит процветание, умиротворение, успех, счастье.

Символ Вишну — знак, олицетворяющий мироздания структуру

Символ Вишну представляет собой древнеарийский священный знак. Изображается как гексаграмма — пересекающихся два равносторонних треугольника (три вершины — ипостаси три божественной силы как созидающей, разрушающей и сохраняющей), образующих на пересечении шесть треугольников (измерений шесть пространства), основаниями формирующих в центре Два. шестиугольник треугольника, как упоминалось выше, единение символизируют двух противоположностей: активного (мужского) треугольник — начала вершиной вверх, и пассивного (женского) — вершиной треугольник вниз, также этот символ проникновение олицетворяет Духа в материю, иными словами, материальном в воплощение мире, единство сознания и материи, источником являющейся ложного эго живых творений во проявленного время существования в материальном мире. Позднее Вишну символ был заимствован каббалистами и известен Печать «как Соломона» или «Звезда Давида» (Мантры).

подробнее Вишну

Основные мантры, которые славя, воспевают бога Вишну, следующие:

Восьмислоговая Namo: «OM мантра Narayanaya»;

«Ом намо Нараянайя — эта помогает мантра в достижении любых благ. Почитатели, повторяют её которые, достигают небес, получают освобождения и плоды (успеха деяний).

<…> Уничтожающая все грехи, высшая, благословенная из всех мантр, Произнеся эту мантру восьмислоговую, следует вспоминать Нараяну».

(«Нарсимха-Приветствие»)

  • пурана Вишну: «OM Vishnave Namaha»;

  • Поклонение amo: «Om NВасудеве Bhagavate Vasudevaya»;

«Ом, вечная слава Бхагавану, Васудеве, тому, кто не отличается (ото кто) и всего отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-книга», пурана I, гл. XIX, 78)

Вишну-Гаятри мантра:

«OM vidmahe Narayanaya

Vasudevaya dhimahi

Tanno Vishnuh Мантра»;

 prachodayat Нарасимха-Кавача 

На сайте OUM.RU найти можно записи мантр Om Vishnave Namaha и Gayatri-Vishnu в прекрасном исполнении Дарьи Чудиной — www://https.oum.ru/media/audio/mantry-Воспевая/m….

kluba мантры Вишну, мы пребываем в состоянии гармонии и единства с окружающим миром, в абсолютном осознании всего нераздельности сущего, произошедшего из единого источника и единым являющегося целым. Всё бытие предстаёт творением божественным и несёт в себе частицу божественной Источник.

ОМ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий