Древние росписи

История возникновения и развитие в России

Рождение в Палехе искусства миниатюрной росписи не случайно. Оно возникло из многовековых традиций русской живописи и народного творчества, что и является его основой. Опыт многих поколений палехских живописцев и мастеров иконописи очень многообразен и богат.

Свой собственный неповторимый стиль иконописцев Палеха сложился под влиянием соседей — новгородской, строгоновской и ярославской школ, а также поволжской живописи XVII века. Несмотря на то, что иконописный стиль придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в письмо икон свои черты и особенности, выражающиеся в подборе цветовой гаммы, деталях изображения людей, предметов, одежды или элементах пейзажа. В зависимости от времени и условий написания икон менялась манера изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно встретить детали из повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Встречаются изображения палат, повозок, пейзажи и архитектурные элементы.

Первое упоминание о Палехе встречается в летописях, относящихся к началу XVII века. В исторических документах того времени встречаются описания Палеха, как места с хорошо развитым иконописным промыслом — к тому времени в селе насчитывается около двадцати иконописных мастерских. Однако свой собственный стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок золотых оттенков, применяющихся для написания одеяний святых, сложился только ближе к середине XVIII века.

Помимо написания икон, палешане занимались и живописью монументальной, принимая участие в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых мы не можем представить убранство даже самых скромных церковных интерьеров. К примеру, с 1762 по 1774 год в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого целиком выполнена местными художниками.

Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы. Палехских мастеров стали приглашать в стольный град для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант иконописцев села, расположенного на речке Палешке, можно оценить и сегодня, посетив такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV–XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Однако к концу XIX века создание икон в России приняло практически производственные масштабы, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, за увеличением числа работ, потерялось всё то, что так ценилось в русской живописи — прорисовка деталей, создание воздушности, прозрачности изображения, наполнение объема различными элементами, передача тончайших эмоций на ликах святых. Иконы становились дешевле, а их качество все хуже и хуже. Особо тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, вследствие чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После тех событий палехские мастера остались практически без работы, так как при новой власти создание икон стало не только невыгодным, но и просто опасным делом. Таким образом, для палехской живописи обозначился крутой поворот, когда потребовалось весь накопленный веками опыт использовать в другой сфере творчества. Ну а иконописный промысел прекратил свое существование.

Общие черты палехской росписи

Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

Особенности технологии вы можете видеть на картинках.

Орнамент. Лоси

Для орнамента намечаем нижние части туловища, расстояние между полосками одинаковое:

  • Наметим голову лосей, проведём линию дугой сверху вниз, к передней линии туловища.
  • От верхней точки до середины линии туловища проводим линию шеи. От хвоста до шеи рисуем соединяющую линию — туловище. Закрашиваем фигурки.
  • Рисуем заднюю и переднюю ногу каждой фигурке.
  • В центре рисуем ещё две ножки.
  • Обводим верхнюю часть туловища, отмечаем маленький хвостик.
  • На ногах рисуем по две чёрточки, наши лоси в движении.

Между фигурками изобразим знаки спирали, ростки. Наверху знаки облаков:

В Архангельске и Северодвинске на фабриках выпускают сувениры: деревянные шкатулки, доски, тарелки, чайницы, короба. Есть расписная мебель: табуретки, столики, тумбочки, скамеечки.

Мастера сохраняют традиции, где присутствует сдержанность цвета и тонкое графическое «оживление» рисунка.

Изображение оленя

Олень в мезенской росписи символизирует дождь, своими рогами он задевает небо, помогает проливать дождь. Ещё это символ удачного брака, богатой жизни.

Кони и олени почти не отличаются друг от друга. У оленей вместо гривы за спиной рога, выполненные тонкими линиями с разветвлениями:

  • Наметим нижнюю линию, вверху, над линией, прорисовываем ухо и мордочку капелькой, проводим линию шеи одним мазком. Линия останавливается на передней части туловища.
  • Делаем второй мазок за линией шеи, останавливаем на середине линии тела, закрашиваем пространство внутри контура.
  • Прорисовываем заднюю часть туловища, закругляем линию таза.
  • Черным цветом прорисовываем ветвистые рога. Необычно длинные ноги, как и у лошади.

Наши олени гуляют по лесу. Подрисуем ёлочки — символы мужского начала. Ряд из оленей изображают выше ряда коней.

Образ оленя имел воспитательное значение для детей. «Как олень гордо несёт свою голову, так и ты высоко держи своё имя» — гласит народная пословица.

Использование фресок в современном интерьере

Фреска в наше время является довольно дорогим и поэтому «элитным» способом оформления интерьера. Помещение с расписными стенами может напоминать старинную виллу, дворец, владения богатых и выдающихся людей эпохи Возрождения. При этом, однако, современная фреска не испытывает ограничений ни в выборе сюжета, ни в стиле, ни даже в технике исполнения. Изображение может быть футуристическим, юмористическим, а может и подражать классическим формам.

Интересным образцом современного искусства могут служить фрески Денвера. Росписи в аэропорту этого города, созданные Лео Тангумой, показывают страшные картины. Написаны эти произведения с целью предупредить человечество; можно понимать их как некую форму социальной рекламы.

Виды декоративной росписи

Х охломская роспись

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого. В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрина». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри.

Роспись

Гжель

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Гжельское керамическое производство зародилось недалеко от Москвы. Примерно в 60 км находится так называемый гжельский куст, образование из 27 деревень. Эта местность всегда славилась своими чистейшими глинами, которые были даже приписаны к царскому двору для аптекарских и медицинских нужд. На заводах из белой глины мастера делали керамическую посуду и множество изделий, игрушек для детей. Роспись была в характерной манере местности и включала в себя холодные оттенки: голубой, синий, белый и своеобразные сочные широкие мазки. Краску мастера в гжельской росписи используют синюю. Украшают мастера свои изделия узором элементов Гжели: широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька.

Ж остовская роспись

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой России. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность. Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию. Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете. Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.

Вятская роспись по дереву

Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной вклад в развитие прикладного творчества. Простая и незамысловатая, как будто нарисованная детской рукой, однако за этим скрыт глубокий смысл.

Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.

В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.

Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки.

Мезенская роспись

Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно ее искусствоведы считают самым первым известным видом народного прикладного творчества. Иногда называется палащельской. Родиной этой школы принято считать деревню Палащелье, рядом с рекой Мезень. Росписью в этом регионе занимались мужчины и передавали свои секреты от отца к сыну.

Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.

Теперь вы знаете, какие были виды народного творчества на Руси и всегда сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!

Городецкая роспись по дереву

В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии, мастерили прялочные донца – один из элементов ручной прялки. На нем сидели во время работы, а по ненадобности донце вешали на стену, поэтому мастера старались его всячески украсить. Знаете ли вы, что по старинному обычаю, сватаясь, жених должен был сломать донце своей невесты, чтобы потом смастерить ей новое.

Для городецкой росписи характерна трехярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои городецкой росписи. Кроме прялочных донец мастера расписывали детские стульчики и каталки.

Первая Мировая едва не поставила под угрозу городецкую роспись по дереву, как и другие виды, так как в живых практически не оставалось мастеров.

В городецкой росписи красным и желтым расписывается основной фон, а уже потом дорисовывают другими цветами узоры. Черным и белым прорабатывают мелкие детали, как бы «оживляя» картину. Для приготовления красок в старину использовали природные минералы, растираемые в порошок. В конце изделие покрывается лаком.

Символика

Символов в мезенской росписи очень много. Они обозначают светила, природные стихии, явления, происходящие в природе.

В росписи часто встречаются элементы, заполняющие пространство, подчёркивающие энергию движения. Они достаточно просты:

  • Скобки — простые, фигурные, многослойные.
  • Спираль — обычная, двойная, с подрисованными завихрениями.
  • Волны — плавные линии.
  • Штрихи — разные чёрточки.
  • Изогнутые капельки — удлинённая капелька с тонким кончиком, с поворотом в сторону.
  • Пёрышки — полоска со штрихами с правой или левой стороны.

Много элементов, изображающих землю, работу на ней. Символы в квадратах рассказывают о посевах, осадках, богатом урожае.

В орнаментах и композициях присутствует много знаков солнца, огня, воды. Мезенский конь хранит солнце днём на небе, а утка охраняет солнце ночью в подводном царстве.

Круглые символы солнца, волнистые линии водных знаков — постоянные атрибуты коней, водоплавающих птиц.

Фигурками уточек, коней, оленей украшали крыши домов, они были призваны защищать семью от бед и напастей. «Птицы и конь на крыше — в доме тише» — местная поговорка.

Онежская роспись

Она родилась в нижнем течении реки Онеги. У древнего направления синий либо зеленый фон, а главным украшением считается цветочный узор, напоминающий вытянутый букет. Для этого направления характерна выраженная декоративность, крупные масштабы письма, свободная кистевая манера.

Онежские расписные прялки нередко сравнивают с каргопольскими, но они куда изящнее. Узнать онежские прялки можно по цветам в виде яблока с лепестками.

В декоре наличников и ставен онежские мотивы не менее выразительны, чем на расписных прялках. И здесь же заметен этот холодноватый, словно немного морозный северный декор. Это цветовое различие показывает, какие разные все же бывают росписи.

Зоны росписи

Любая из частей храма имеет несколько зон росписи. Так, в средней части храма существует 3 зоны:

  1. Зона верхняя (купол и свод верхнего яруса).
  2. Зона средняя (верхние уровни стен и парусов).
  3. Зона нижняя (вертикальные стены, нижняя часть).

Стоит коротко описать те изображения, которые размещаются в каждой из зон.

Верхняя зона

Фото: Iconostas.ru

В верхней зоне изображаются, разумеется, главные лица Православия – Иисус Христос, Богоматерь, ангелы. Они могут быть включены в сцены, где местом действия является небо. Ведь это самый верхний, небесный свод. Также на куполе изображаются Святой дух в виде голубя, Крест Господень, Агнец в монограмме. В более поздней Руси на куполах стали изображать Новозаветную Троицу, Господа Савоафа и Отечество.

На боковой части свода наносят образы апостолов, праотцев и пророков. В больших соборах на нецентральных зонах широкой скуфьи или барабане можно увидеть Небесные Силы, Богородицу и Иоанна Предтечу.

В куполе на центральном медальоне при взгляде с запада на восток можно увидеть Христа Пантократора. Вседержитель сопровождается серафимами, а также восемью архангелами.

Древние пророки располагаются по календарному принципу, то есть, в порядке расположения праздников. В руках у пророков находятся свитки, где и читаются названия этих праздников.

Апостолы изображаются в иерархическом порядке. Верховные апостолы Петр и Павел, затем апостолы Андрей, Петр, Иаков и Иоанн — первозванные. После этого остальные ученики Христа. Таким образом, верхняя зона является важнейшей в части почитания и сложнейшей для работы церковных художников.

Средняя и нижняя зона

Фото: Flickr.com

Верхние уровни стен используются для описания земной жизни Иисуса Христа. Начинается классический цикл с православных праздников, которые связаны с боговоплощением: Благовещение, Рождество и остальные праздники двунадесятые. Кроме 12 сюжетов могут прибавляться также сюжеты, рассказывающие о страстях Христовых – Тайная Вечеря, поцелуй Иуды, Снятие с Креста и другие. Нередко можно увидеть и эпизоды, связанные с рождением Христа – Поклонение волхвов, Бегство в Египет. И, конечно, сюжеты о чудесах, совершенных Господом.

Традиционно Страстные сюжеты помещаются на северных стенах, а иные события — с востока или запада.

Основные виды промысла

Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.

Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.

В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи:

  • мезенская;
  • хохлома;
  • гжельская;
  • жостовская;
  • федоскинская;
  • городецкая;
  • палех;
  • северодвинская;
  • прикамская.

Сегодня все эти виды и школы русской народной росписи существуют, так как есть мастера, которые сумели сохранить старинную манеру и технику. Их товар популярен, часто покупается в качестве подарка или как сувенир на память. А много ли мы знаем об истории, просто покупая красивую вещь?

Виды народных промыслов в России

К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.

Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.

Народные промыслы с использованием древесины

Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:

  • Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
  • Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
  • Хохломская посуда.
  • Волховская роспись по дереву.
  • Богородская игрушка.
  • Капокорешковый промысел

Художественные промыслы: роспись

Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:

  • Мезенская роспись.
  • Федоскинская миниатюра.
  • Палехская миниатюра.
  • Городецкая роспись.
  • Борецкая роспись.

Русские народные игрушки из глины

Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:

  • Старооскольская глиняная игрушка.
  • Абашевская игрушка.
  • Дымковская игрушка.
  • Филимоновская игрушка.
  • Каргопольская игрушка.
  • Романовская игрушка.

Промыслы с использованием ткани

Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:

  • Вологодское кружево.
  • Елецкое кружево.
  • Оренбургский пуховый платок.
  • Павлопосадский платок.
  • Древнерусское лицевое шитье.
  • Крестецкая вышивка.

Промыслы с использованием металла

Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:

  • Каслинское литье.
  • Тагильский поднос.
  • Жостовский поднос.
  • Великоустюжское чернение по серебру.
  • Мороз по жести.

Федоскинская лаковая миниатюра

В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике. Начиналось все 200 лет назад, после того как там организовал производство лаковых табакерок из папье-маше купец Коробов. Вначале на крышки клеили гравюры, но после того как предприимчивый делец выписал из-за границы художников-минитюаристов, все изменилось.

Традиционными рисунками для федоскинскойминиатюры считаются сюжеты из крестьянской жизни, чаепития и русская тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед расписыванием, наносится светоотражающий материал. Это называется «письмо по сквозному». В конце изделие покрывается бесцветным лаком.

Технология и особенности росписи стен в интерьере

С помощью современных технологий люди научились имитировать многие дорогие материалы и заменять кропотливый ручной труд быстрым процессом, выполняемым машинами. Мебель получается, как правило, стандартной, штампованной. Чтобы не встретить подобный дизайн в доме соседа, многие украшения для стен в доме создаются своими руками. Конечно, этот процесс займет время и потребует определенных финансовых и трудовых затрат, но интерьер получится уникальным, авторским.

То есть среди сотен комнат со стандартной мебелью ваш дом станет необычным островком самобытности. Художественная роспись используется в любом помещении, она универсальна. Поскольку человеческому воображению нет предела, этот метод также открывает бесконечные возможности для творца. Дизайн, выполненный качественно, выглядит естественно и объемно.

С его помощью можно «воспроизвести» неправильную геометрию комнаты. При правильном выборе цвета покраска способна зрительно расширить пространство. Ограничения по размеру и стилю устанавливаете только вы. Безусловно, этот элемент станет центром декоративного оформления

Однако важно соблюдать меру даже в таком красивом декоре

Её поверхность перед работой необходимо хорошенько подготовить.

Подготовка стены для интерьерной росписи

Подготовительный этап поверхности условно делится на несколько этапов:

  • Удаление слоя старого покрытия;
  • Устранение трещин и дефектов выравнивания. Обезжиривание и штукатурка;
  • Грунтовка после высыхания поверхности. Этот слой обеспечит хорошее сцепление краски со стеной;
  • Окончательное разглаживание шпаклевкой и дополнительным слоем грунтовки.

После того, как стена высохнет, на ней можно будет рисовать. Для усиления штукатурного слоя рекомендуется использовать армирующую сетку.

Краски для росписи стен в интерьере

Для окраски стен используются разные виды красок, каждая из которых имеет особый состав, определяющий характеристики вещества:

  • Масляная краска, где связующим является льняное масло. Постепенно уходит в прошлое, так как для работы с ним потребуются определенные навыки. Даже технология смешивания доступна далеко не каждому. На первый взгляд, краска проживет меньше, чем ее современные аналоги. Причина тому — известь и щелочные соли, которые содержатся в материале стен. Они со временем разрушают масло. Краски не любят темные комнаты и быстро желтеют без света, но хорошо ложатся на деревянные поверхности. Главное достоинство масла — долгое время высыхания. Поскольку этот процесс занимает несколько дней, художник может вносить в рисунок необходимые изменения.
  • Темпера (связующее — эмульсии). Краски достаточно быстро сохнут, а несколько слоев позволяют создать эффект объемной композиции. Сверху рекомендуется красить темперой для получения глубоких оттенков. После высыхания верхний слой немного светлеет.
  • Акрил (связующее — акриловые смолы). Современный популярный материал. Краски быстро сохнут, не содержат в составе токсичных веществ и образуют на поверхности прочную пленку. Похоже на защитную «корочку» из пластика. Акрил не боится света и его отсутствия. Если краски качественные, рисунок проживет не менее 10-15 лет. В дополнение к обычным рецептурам используются флуоресцентные добавки. Также производят перламутровый или металлизированный акрил.

Перед покупкой дорогих красок прислушайтесь к советам профессионала по их выбору. Так, например, рекомендуется начать с акрила и попрактиковаться с гуашью, которая отдаленно схожа с ним в работе.

Не забудьте приобрести набор кистей. Они понадобятся для создания любой картины, кроме абстрактной. Лучше заплатить больше за кисти из пони или белки, поскольку они более мягкие и не оставляют следов волос на поверхности. В наборе должны быть инструменты разной толщины для создания отдельных элементов композиции.

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Алтарь

Фото: Elitsy.ru

В месте, где совершается Евхаристия, росписи посвящаются прежде всего, связанным с ней сюжетам. Нижний ярус отдается авторам литургических текстов – святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому. Здесь же могут быть изображения святых диаконов, которые участвуют в богослужении. Над ними на стенах алтаря описывается сама Евхаристия, мотивы о причащении апостолов. Алтарь обычно украшается ликом Богородицы, стоящей или сидящей, а над ней – Иисус Христос.

На боковых стенах иногда можно увидеть прообразы освящения хлеба и вина, ветхозаветные бескровные жертвы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий