использованная литература
- Джон Дж. И Гош, Рума , Исследование детского труда в подразделениях Зардози и Хатари в Варанаси , Национальный институт труда имени В. В. Гири,2003 г. , стр. 13
- ↑ и (ru) Нилима Патхак , « Рабочие Зардози изо всех сил пытаются свести концы с концами » , Gulf News ,18 июля 2018 г.
- ↑ и Шайладжа Д. Найк , Традиционные вышивки Индии , APH Pub. Корпорация,1996 г.( ISBN ) , стр. 144
- (en-GB) , TRC Needles , Textile Research Center (по состоянию на 7 апреля 2019 г. )
- ↑ и Ранадип Бхаттачарья , « Серебро и золото – история Зардози », журнал Heritage India ,1 – го августа 2017
- « Лакхнау зардози получает регистрацию GI », The Business Standard ,24 апреля 2013 г.
- ↑ и (fa) ,5 февраля 2008 г.(по состоянию на 21 мая 2011 г. )
Техники вышивки канителью
Вышивка канителью может быть объемная или плоская.
Объемная вышивка делается “по верёвочке” или “по настилу”. Перед тем, как браться за вышивку канителью, узор переносят на основу, по которой будут вышивать. Потом в нужных местах узора делают “настил”. Его можно делать из хлопкового шнура или из фетра. Вышивка канителью делается по получившемуся рельефу и обретает, таким образом, объем.
Плоская вышивка делается без всяких дополнительных ухищрений – сразу по тканевой основе с перенесенным узором.
Как пришивать мягкую канитель?
При вышивке иглой мягкая канитель нарезается на кусочки и для пришивания игла продевается через центр канительной пружинки. Действия аналогичны нанизыванию бусин, а сам процесс пришивания кусочков канители напоминает вышивку бисером. Если нужно пришить длинный кусок канители иглой, то его сначала нанизывают на иглу и пришивают как обычно, а потом в нескольких местах закрепляют дополнительными поперечными стежками.
Как пришивать жесткую канитель?
Длинные куски жесткой канители обычно не нарезают, а пришивают вприкреп, швом “через край”, делая стежки как можно короче. Перед пришиванием канители таким способом её чуть-чуть растягивают, чтобы между витками образовались практически незаметные зазоры. В них будет удобно прятать прикрепные стежки.
Ещё существует способ вышивания канителью с помощью крючка. Это индийская вышивка “зардози”, и выполняется она не иглой, а с помощью специального очень тонкого крючка (не путайте с люневильским крючком). В этой вышивке есть приемы как для пришивания коротких отрезков канители, так и длинных, не разрезанных на куски пружинок-нитей.
Где покупать канитель?
Если вы никогда раньше не вышивали канителью и решили попробовать, я рекомендую для начала взять немного материала “на пробу”. Потренироваться, посмотреть, понравится ли вам такой метод вышивки. Если вам понравится работать с канителью, тогда можно будет взять и побольше.
Где покупать? Сейчас есть много онлайн и оффлайн магазинов, в которых можно купить канитель любых видов и цветов. В основном у нас продается индийская канитель. Очень достойный материал, хорошего качества.
Надеюсь, мой небольшой обзор заинтересовал вас и помог начать знакомство с этим интересным видом вышивки.
Символы и обозначения мехенди
- Цветы — радость и счастье сегодняшнего дня.
- Лиана — настойчивость, упорство.
- Фрукты — вечность, бессмертие, счастье, радость.
- Символ лотоса имеет множество значений, главными из которых это жизнь и счастье.
- Раковина — символ защиты от бед и страданий.
- Рыба — любовь, желание.
- Зернышки (точки) символизируют плодородие, саму жизнь и ее начало.
- Кнут — символ собственного достоинства, самообладание.
- Лук со стрелой — победа над трудностями, счастливый брак.
- Колесница — развитый ум, мудрость, знания.
- Солнце олицетворяет божественную силу, врата знаний и бессмертия, через которые приходит жизнь в наш мир.
- Луна (полумесяц) обозначает неземную красоту женщины.
- Звезда — надежда, божественность.
- Трезубец — символ энергичности, целеустремленности.
- Круг — символ целостности.
- Квадрат — стабильность.
- Треугольник — защита от болезней, беспокойства и стихийных бедствий.
- Диск (символ Вишну) — у женщин означает целомудренность, у мужчин — мужественность, отвагу.
- Крест символизирует связь между небом и землей.
- Октагон или восьмиугольник — если составлен с помощью двух квадратов, является символом защиты. В индуизме – восемь дверей, восемь частей дня.
В наше время рисунки хной на руках носят самые замысловатые узоры с использованием различных стилей, таких как: арабский, индийский, пакистанский, ближневосточный, Северной Африки, индонезийский и южно-азиатский. В рисунки иногда добавляют разноцветные стразы, что выглядит очень эффектно, особенно в сочетании нарядов, использующих вышивку шиша. Хну используют различных цветов: белую, с различными оттенками красного, черного и др., как в сочетании, так и по отдельности.
Что такое канитель?
Начну с начала, как говорится. Что такое канитель?
Канитель — это тонкая металлическая нить, скрученная в очень тугую спираль, которая применяется в вышивке. Само название “канитель” означает “труба”. Произошло это название от французского cannetille. Проволоку для канители изготавливали из драгоценных металлов. Её протягивали через специальную заготовку с отверстиями разного диаметра, постепенно истончая и превращая в тонкую металлическую ниточку. Отсюда и произошло широко распространенное выражение “тянуть канитель”. Получившуюся металлическую нить свивали в тугую спираль, которую и использовали в вышивке.
Ссылки [ править ]
- ^ Джон, J .; Гош, Рума (2003). Изучение детского труда в подразделениях Зардози и Хатари Варанаси . Национальный институт труда имени В. В. Гири. п. 13.
- ↑ a b Pathak, Nilima (18 июля 2018 г.). «Рабочие Зардози изо всех сил пытаются свести концы с концами» . Новости залива . Дата обращения 7 апреля 2019 .
- ^ a b Найк, Шайладжа Д. (1996). Традиционные вышивки Индии . APH Pub. Corp. p. 144. ISBN 8170247314.
- ^ “Индийская вышивка Зари” . Иглы TRC . Центр текстильных исследований . Дата обращения 7 апреля 2019 .
- ^ a b Бхаттачарья, Ранадип (1 августа 2017 г.). «Серебро и золото – история Зардози» . Журнал “Наследие Индии” . Дата обращения 7 апреля 2019 .
- ^ “Зардози” . Культурная Индия . Проверено 25 мая 2008 года .
- ^ Рават, Virendra Сингх (24 апреля 2013), “Лакхнау зардози получает регистрацию GI” . Бизнес-стандарт . Нью-Дели / Лакхнау . Проверено 10 июля 2013 года .
- ^ a b “گلابتون دوزی” (на персидском языке). 5 февраля 2008 . Проверено 21 мая 2011 года .
Иран
Зардози – важное ремесло в персидской культуре. Он известен в стране под такими именами, как зар-дузи ( персидский : زردوزی ), кам-дузи ( персидский : کمدوزی ), гол-дузи ( персидский : لدوزی ) и каман-доузи ( персидский : ماندوزی )
В настоящее время он более популярен в Хормозгане , особенно в Бандар-э-Ленге , Бандар-э-Аббасе и Минабе .
Персидские зардози бывают трех видов:
- Некоторые люди полностью сшивают основную ткань стежком бахи ( персидский : بخیه ), чтобы получить новые узоры и цвета, такие как сузан – двенадцатый белудж ( персидский : سوزندوزی ), коллаб – двенадцатый Рашт ( персидский : قلابدوزی ) и паштет Кермана. дузи ( персидский : پَتهدوزی ).
- Некоторые вышивают на исходной ткани с меньшей плотностью вышивки. Они пропускают нити через уток ткани и сшивают их вместе, образуя разноцветную узорчатую сеть, такую как секке-доузи ( персидский : سکّهدوزی ) или коллаб-доузи ( персидский : قلابدوزی ) в Исфахане .
- Третий способ – пришить различные узоры к исходной ткани с помощью цепочек из золота и серебра, например, dah-yek-douzi ( персидский : دهيکدوزی ), naqade-douzi ( персидский : نقدهدوزی ), douzi-gout ( персидский : تافتهدوزی ), kous-douzi ( персидский : خوسدوزی ), zari-douzi ( персидский : زردوزی ) или golabatoun-douzi ( персидский : گلابتوندوزی ).
Приготовление пасты из хны
Рецепт пасты для мехенди №1: классический
Классический рецепт рассчитан на выход 100 граммов готовой пасты для рисования хной. Этого количества вам должно хватить на разрисовывание двух рук до локтей. Итак, для классического рецепта приготовления пасты из хны вам потребуется:
- собственно хна (пакетированный порошок 20 г – или 1 столовая ложка с горкой)
- отжатый и процеженный сок двух лимонов
- 1 ч.л. сахара
- эфирное масло (чайное дерево\апельсин\сандал\эвкалипт\лаванда)
- небольшая ёмкость из стекла или пластика (никаких металлических посудин)
- 24 часа оперативного времени
Сразу отметим, прежде чем приступать к приготовлению пасты, протестируйте за ночь до данного события эфирное масло, которое будете добавлять, на аллергическую реакцию. Для этого стандартно нанесите на локтевой сгиб пару капель масла.
При появлении какой-либо реакции, будь то раздражение, сыпь, отек, кашель, насморк, и т.д.- исключите его из состава пасты или замените на другое. Также можете протестировать хну. Мастера говорят, что хна практически не вызывает аллергию, но ваше здоровье только в ваших руках.
Также предупредим, что готовую пасту по обоим рецептам можно замораживать, но использовать ее лучше в течение трех месяцев с момента приготовления. А незамороженную свежую пасту пустить в ход лучше в течение двух-трех дней.
Инструкция по приготовлению:
Собственно, приготовление. Напомним, что по данному рецепту паста готовится 24 часа.
Возьмите ложку хны (смотрите выше, сколько именно) и четверть стакана лимонного сока (водой хну не разводят, для проявления красящего пигмента нужна именно кислая среда). Смешайте кашицу до однородной структуры. Кстати, предварительно просейте несколько раз хну и удалите все крупные частицы.
Или же кашицу протрите через сито опять же несколько раз для удаления комочков. Нужно это для того, чтобы тонкие линии прорисовывались без труда и помарок. Смесь должна напоминать густое пюре.
Теперь мисочку плотно закройте, оберните целлофаном (хорошо подойдет пищевая пленка – надежно перекроет кислороду весь доступ) и поставьте в теплое место на 12 часов. Или даже немножечко нагрейте на водяной бане или на минимальной (!) мощности в микроволновке.
Как только 12 часов истекли, достаньте заветную мисочку. Добавьте сахар и эфирное масло (по 1 ч.л.) и перемешайте. Благодаря данным ингредиентам, проявление краски на коже будет более ярким и насыщенным. Теперь снова наступает время лимонного сока. Добавляйте его в смесь по чайной ложке до нужной консистенции.
А консистенция должна напоминать зубную пасту или густую сметану. Почему нет точной дозировки нужного количества лимонного сока? Потому что все зависит от индивидуальных абсорбирующих способностей выбранной вами хны.
Внимательно следите за консистенцией: если паста будет слишком жидкой, то рисунок будет расплываться и течь (в таком случае добавьте совсем немножко хны и размешайте), а если паста окажется сильно густой, то ее сложно будет выдавливать и наносить на кожу.
Как только смесь приобрела необходимую консистенцию, плотно закройте мисочку, заверните в пищевую пленку и снова «отправьте» в тепленькое местечко на 12 часов. И все – можете рисовать хной на руках дома. Вот видеоурок рецепта:
Приготовление пасты из хны. Рецепт №2
- пара чайных ложек с горкой черного чая
- столько же молотого кофе
- пара чайных ложек отжатого и процеженного лимонного сока
- 500 мл кипятка
- 2 столовые ложки с горкой просеянного порошка хны (40 г)
- 4-6 часов (если есть больше времени – ваше же преимущество)
Чай и кофе в данном рецепте выступают акселераторами проявления краски на коже, а также придают дополнительную яркость и сочность оттенку. Все-таки это экспресс-метод
В кипяток засыпьте чай, кофе и варите все это дело на среднем огне один час. Хну можно просеять заранее или пока варите наш «кофечай». Как только «кофечай» сварился, смешайте его с хной до консистенции густой сметаны. Не забывайте помешивать и растирать комочки, так как они портят качество рисунка при нанесении смеси на кожу.
В готовое «зелье» добавьте лимонный сок (выше указано сколько). Ну что ж, теперь дело за малым: дайте смеси настояться. Вот сколько есть у вас свободного времени – столько и настаивайте.
Чем дольше будете настаивать, тем ярче проявится рисунок на коже. Ну, а если вам совсем невтерпёж, дайте пасте хотя бы остыть, чтоб не обжечься при нанесении…
Индийский субконтинент
Рисунок Джона Локвуда Киплинга, изображающий Дели золотых вышивальщиц за работой в 1870 году.
Золотое шитье существует в Индии со времен Ригведы , между 1500 и 1200 годами до нашей эры. Оно процветало в 17 веке во время правления императора Великих Моголов Акбара , но позже потеря королевского покровительства и индустриализация привели к его упадку. Это ремесло стало снова пользоваться популярностью после обретения Индией независимости в 1947 году .
Сегодня зардози популярен в индийских городах Лакхнау , Фаррухабад , Ченнаи и Бхопал . В 2013 году Регистр географических указаний (GIR) предоставил зардози из Лакхнау географическое указание (GI) . Обладая статусом IG, ремесленники, дистрибьюторы и розничные торговцы зардози в Лакхнау и прилегающих шести районах Барабанки , Уннао , Ситапур , Рэй Барели , Хардой и Амети могут стать авторизованными пользователями бренда «Lucknow Zardozi» и нести товарный знак. Уникальной аутентичности. .
Внешние ссылки [ править ]
vтеВышивка | ||
---|---|---|
Стили |
| |
Швы |
| |
Инструменты и материалы |
| |
Регионально- исторический |
| |
Вышивки |
| |
Дизайнеры и вышивальщицы |
| |
Организации и музеи |
| |
Связанный |
|
vтеОдежда на индийском субконтиненте | |
---|---|
История | |
Одежда |
|
Головной убор |
|
Строчка и дизайн |
|
Обувь |
|
Виды канители
Канитель различается не только по цвету, но и по узору, жесткости, типу скручивания, диаметру.
По цвету кроме разных оттенков серебра и золота сейчас можно найти красную, синюю, голубую, зеленую, фиолетовую, розовую, коричневую, и даже черную канитель. Все эти цвета (кроме черного) делаются с оттенком “металлик”.
По типу скручивания канитель может быть круглой или плоской в сечении. Вид канители из плоской проволоки называют трунцал. Трунцал не выглядит как гладкая спираль, наоборот, он играет гранями и дает больше блеска, чем обычная круглая канитель. Круглая канитель выглядит как гибкая металлическая пружинка-трубочка.
По жесткости – канитель бывает жёсткая и мягкая. Жесткая канитель бывает только круглой.
Также существует фигурная канитель. Обычно она крупнее в диаметре, а её намотка не гладкая, а с всевозможными выпуклостями и гранями.
По диаметру канитель бывает от 0,5мм и до0,5см.
Иран [ править ]
Зардози – важное ремесло в персидской культуре. Он известен по всей стране под такими именами, как зар-дузи ( персидский : زردوزی ), кам-дузи ( персидский : کمدوزی ), гол-дузи ( персидский : لدوزی ) и каман-доузи ( персидский : کماندوزی )
В настоящее время он более популярен в Хормозгане , особенно в Бандар-э-Ленге , Бандар-э-Аббасе и Минабе .
Персидские зардози бывают трех видов:
- Некоторые люди полностью сшить основную ткань с Bakhie ( фарси : بخیه ) для того , чтобы производить новые модели и цвета, такие как Белуджа «ы Souzan-douzi ( персидской : سوزندوزی ), Решт » s Qollab-douzi ( Персидский : قلابدوزی ) и Керман «s Паштет-douzi ( персидский : پتهدوزی ).
- Некоторые шьют с меньшей плотностью работы на исходной ткани. Они пересекают струны по всей ткани и сшивают их друг с другом, образуя решетку с красочным узором, такую как секке-доузи ( персидский : سکّهدوزی ) или коллаб-доузи ( персидский : قلابدوزی ) в Исфахане .
- Третий способ – пришить различные узоры на исходной ткани с помощью золотых и серебряных нитей, таких как Dah-Yek-Douzi ( персидский : دهيکدوزی ), Naqade-douzi ( персидский : نقدهدوزی ), Tafte-douzi ( персидский : تافتهدوزی ), Kous-douzi ( персидский : خوسدوزی ), Zari -douzi ( персидский : زردوزی ) или Golabatoun-douzi ( персидский : لابتوندوزی ).
Зардози — персидская вышивка: волшебство мужскими руками
Вышивка у нас в основном считается женским видом рукоделия. И конечно это так. Столетия женщины вышивали приданое, украшали свои дома, одежду. Сейчас для многих вышивка — хобби.
Иногда хочется узнать немного больше, про рукоделие. И конечно же про вышивку. Кто и когда, что и зачем вышивал и вышивает. Как сохраняются традиции… Что мешает, что помогает сохранению, казалось бы, уже доведенных до высокого уровня направлений в рукоделии… Я не говорю, что надо все это изучать и знать. Просто, иногда бывает, хочется узнать немного больше, чем сейчас.
И вот я встречаю странное название — зардози. И это — про вышивку. Оказывается, есть вышивка зардози, которая напоминает сказку, волшебство. А вы слышали такое название и знаете что это?
Зардози — очень древний вид вышивки. Это вышивка золотом. Она из Персии (Зар на персидском — золото и Дози — вышивка). Техника, секреты передавалось из “рук в руки”. Зардози распространен в Индии и Пакистане. Существовал не одну сотню лет.
Вышивали на бархате, парче, шелке. Такой вышивкой украшали одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов. Использовались золотые и серебряные нити, драгоценные камни, жемчужины, а в результат получался волшебным.
Своего расцвета Зардози достигает под покровительством падишаха династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке после отказа от такого покровительства, зардози перестало развиваться и могло исчезнуть. Так как материалы для вышивки стояли очень дорого и мастера не могли самостоятельно покупать их. Большинство мастеров покидают Дели, уезжают в Пенджаб и Раджастан. Для зардози наступили тяжелые времена, мастера не могли передавать свои знания, не было материалов для работы, и видимо не было заказов. Потеря мастеров стала вторым тяжелым ударом для этого вида вышивки.
И только в середине 20 века решили все таки восстановить эту вышивку. И основным моментом стало удешевление материалов. Использовались уже не золотые нити, а нити с золотым покрытием. Также начали использовать и современные недорогие материалы.
Ковер драгоценностей. Да, конечно, но еще и волшебная сказка. Помните, в детстве писали сочинения по картинке, по услышанной музыке. А здесь можно сочинить волшебную добрую сказку.
У мастера Шамсутдина было около 5 тысяч учеников. А самым лучшим стал его старший сын. Раисуддину и передал свое дело мастер.
Для вышивки ткань натягивают на раму. Прямо как мы на пяльцы, только рамы намного больше. И вышивают исключительно мужчины.
Вот такое мужское рукоделие, доведенное до совершенства. Высший пилотаж. Сказка переведенная на ткань умелыми руками мастера.
У меня конечно только восторг он увиденного. Надеюсь и вы немного узнали нового или же вспомнили о том, что уже знали. Работы зардози можно найти в интернете и полюбоваться. Про вышить, не знаю. Думаю, не зная техники будет сложно повторить. А вот полюбоваться можно в любое время).
Мехенди – традиция родом с Востока
Искусство рисования по телу хной восходит к истокам восточной культуры, одни говорят, что впервые оно появилось в Индии, другие – в Египте. Еще одно название мехенди – «менди», которое переводится как «хна». Технология мехенди уникальна тем, что, пройдя такой путь и время, почти в 5000 тысяч лет, сохранила свой первозданный вид.
Рекомендуем к прочтению:
- Как выровнять лицо макияжем: 20 бьюти-лайфхаков для идеального тона кожи
- Правильная форма глаз: как сделать идеальный макияж
- Миндалевидная форма глаз: особенности дневного и вечернего макияжа
Рисунок хной, называемый мехенди, в отличие от татуировок, которые получили широкое распространение в Европе, наносится безболезненно, без введения красящего материала под кожу и повреждения эпидермиса. Такой вид искусства находит почитателей среди представителей совершенно разных слоев общества. Для кого-то это путь самовыражения, своеобразный стиль, для других – глубинное по своему смыслу фантастической красоты искусство, часть традиций и даже имеющий магическую силу оберег. Мехенди частично изменяет свой традиционный образ в зависимости от принадлежности к одному из сформировавшихся стилей – индийский, арабский и азиатский, марокканский.
- Марокканский стиль напрямую связан с изображением цветов, геометрических фигур с четкими линиями. Хна при это обладает обеззараживающим эффектом, соответственно, исторически сложилось так, что в северной Африке их наносили на руки и стопы.
- Для мехенди в арабском стиле характерна ботаническая тематика. Рисунок состоит в основном из мелких цветов, листиков, растений, плодов, собранных в единую композицию.
- Индийская стилистика представляет собой дизайн, напрямую связанный с освещением ритуалов, оберегов, праздников. Поэтому мотивы могут быть самыми разнообразными, чаще всего изображают животных (слонов), цветы, геометрические фигуры. Принято почти полностью заполнять пространство того места, куда наносится рисунок, будь то руки или ноги, что создает эффект перчаток или носков.
- Азиатское мехенди сложно отличить от индийского, так как они очень схожи по своему стилю, а распознать их можно по тому, что в первом случае закрашивают полностью хной кончики и подушечки пальцев, ладони и стопы.
Общая информация
Роспись тела хной – это красивейший вид искусства, берущий своё начало из Древнего Египта. Во всех странах окрашивание тела хной проходило по разным причинам. Например, при раскопках в Египте были найдены мумии с разукрашенными волосами и ногтями. В те далекие времена позволить себе мехенди на животе или других частях тела могли лишь дочери знатных семей. В арабских странах тела красили хной для охлаждения температуры кожи. Персидские танцовщицы любили разукрашивать себе руки перед танцами и выступлениями.
Спустя века жители Индии не перестают использовать хну для раскрашивания тела, так как верят, что рисунки защищают от злых духов. Ни одно мероприятие не обходится без мехенди. Особым ритуалом считается раскрашивание тела невесты красной хной. Чем ярче рисунок, тем счастливее должна быть пара в своей супружеской жизни. Беременным женщинам делают рисунки мехенди на животе, оберегая таким образом зародившуюся новую жизнь.
Всем обладателям этой росписи пророчат красоту, долголетие и богатство. Именно оттуда мода на мехенди распространилась во все страны. Возвращаясь из путешествий по Индии, женщины приезжают с красивыми изображениями мехенди на животе, руках и ногах. Хна смывается около 2 недель. Поэтому не успевает наскучить своим обладательницам.
Рисунки хной берут своё начало из ведических книг и представляют собой пробуждение внутреннего света души. Этим можно объяснить и символизм изображений. По традиции узоры состоят из растительных орнаментов, рисунков птиц, солнца и кругов. Индианки любят наносить рисунок от кончиков ногтей, заканчивая его в области запястья или локтя. Узоры делают как на внешней стороне ладони, так и на внутренней. Верхнюю часть фаланги пальца обычно закрашивают полностью, а дальше полёт фантазии не ограничен.