Индуистские божества
Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.
Тримурти
Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.
Локапалы
Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Яма, Агни, Варуна, Ваю.
Общеиндийские
Все течения индуизма признают и почитают таких богов:
- Айяппа — сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- йога с драгоценным камнем на шее.
- Ганеша — бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
- Дурга — богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой женщины, восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
- Кали — богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой женщины с длинными черными волосами, 4 руками, 3 глазами и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
- Лакшми — богиня материального благополучия, изобилия, счастья, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 руками, одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.
Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман.
Ведийские
Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:
- Индра — главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
- Сурья — бог Солнца и света, целитель;
- Агни — повелитель огня и домашнего очага;
- Ваю — божество воздуха и ветра;
- Варуна — Бог-Владыка, хранитель справедливости;
- Адити — богиня материнства;
- Сарасвати — богиня мудрости, искусства, красоты и музыки.
А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.
Аватары Вишну
Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:
- Матсья — воплощение бога в рыбе;
- Курма — в виде черепахи;
- Вараха — вепрь;
- Нарасимха — человек с головой льва;
- Вамана — царь-карлик дайтев Бали;
- Парашурама — сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главенствующими;
- Рама — царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
- Кришна — в некоторых источниках называется верховной формой Бога и не считается аватаром;
- Гаутама Будда — явился в виде человека, решившего выявить людей порочных и не преданных вере, стараясь разубедить их в том, что «Веды» священны, и таким образом отнять у них силу;
- Калки — предстоящая аватара, появление которой предрекают в конце эпохи Кали-юги.
Протоиндийская культура
Были лемуры, атланты и прочие…
В. Я. Брюсов
Некогда в долине Инда существовала развитая и самобытная цивилизация, третья по древности после Египта и Междуречья. К середине II тыс. до н. э. она пришла в упадок и к началу нашей эры навсегда исчезла с лица земли. Долгое время история индусов начиналась как бы с середины книги, то есть с момента появления на полуострове воинственных арьев — «детей кочевья», создателей священных Вед. Ситуация изменилась лишь в 20-х гг. минувшего века, после того как в ходе раскопок в долине Инда археологи обнаружили остатки древних городов — Мохенджо-Даро и Харап-пы. Дальнейшие исследования позволили реконструировать доарийский период истории Индостана.
В V-IV тыс. до и. э. долину Инда населяли темнокожие дравиды. Антропологические черты этого древнего этноса, запечатленные в хараппской скульптуре, сохранились в облике современных индусов, проживающих на юге субматерика. Дравиды умели ковать металл, выплавлять бронзу, делать фаянсовую посуду. У них существовали письменность, система мер и весов, отличная от шумерской и египетской. Им была известна десятичная система счета и техника записи больших чисел.
Экономическую основу процветания Хараппы составляло высокоурожайное поливное земледелие. Культ плодородия, воплощенный в образах матерей-богинь и тесно связанный с аграрным календарем, находился в центре обрядовой практики. С угасанием матриархата традиция почитания Великой Матери распалась на множество женских культов, в том или ином виде сохранившихся на дравидском юге до наших дней. Мужской аспект плодородия символизировал буйвол, вспахивающий землю и покрывающий коров. Облик трехликого бога-буйвола, сидящего на троне в окружении зверей, нам известен по печатям, найденным при раскопках. Видимо, уже тогда в этом образе были заложены две контрастные характеритики аскетическая и эротическая, впоследствии получившие развитие в образе Шивы — одного из трех верховных индуистских богов.
Роль брахманов в социуме
Как мы уже упоминали, брахманы – высшая каста в Индии и пользуются огромным уважением в обществе. Брахманы не имеют собственного жилища, живут они, по большей части, в храмах, где совершают обряды, но имеют право воспользоваться гостеприимством любого человека. При этом никто не может отказаться приютить у себя брахмана, кормить и поить его в своем доме до тех пор, пока он сам не захочет уйти.
Наряду с брахманами встречаются и колдуны, умеющие проводить ритуалы, решающие различные проблемы, и распевающие мантры – специальные песнопения, обладающие магической силой и помогающие обрести желаемое.
Разнообразные народные праздники придают особую прелесть индуизму. В этих праздниках принимают участие обычно огромное количество посвященных, все сопровождается оригинальными национальными песнями и танцами.
При брахманизме тела умерших сжигают, а пепел обычно развеивают над священной рекой – Гангом, после чего семья соблюдает строгий траур в течение десяти дней, а жена покойного выполняет обычай – сати- восходит на погребальный костер мужа, чтобы уйти из мира вместе с ним.
Конечно, сегодня многие старые обычаи давно забыты, но кастовая система и сейчас играет большую роль в социуме.
Индуизм в новое время
Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они — другой. Объединение обеих — вот что необходимо.
Свами Вивекананда
История Индии драматична. Ее несметные богатства во все времена притягивали незваных гостей. К господству над Индией стремились древние греки, парфяне, скифы, а в Средние века — гунны, тюрки-мусульмане, моголы. Воины ислама основали здесь во славу Аллаха Делийский султанат (1206-1526), а затем Могольскую империю (1526-1707).
В середине XVIII века страна оказалась во власти британских колонизаторов. В результате двухвековой борьбы с британскими захватчиками индийский народ добился политической независимости. В 1950 году индусы приняли конституцию и установили республиканское правление.
Движущую силу освободительного движения и символ единства индийские патриоты видели в национальной религии — духовном наследии предков. Однако индуизм нуждался в модернизации, соответствующей историческому моменту. Реформаторы стремились очистить древнее вероучение от позднейших наслоений, сделать его более монолитным, переосмыслить его роль в обществе.
Предтечей реформации стал бенгальский философ и просветитель Рам Мохан Рой (1772-1833), основатель первых национальных газет и светских школ.
В 1828 году им было создано религиозное объединение «Брахмо самадж» («Общество Брахмы»), Философ призывал индусов, мусульман и представителей иных конфессий поклоняться единому Богу, подвергал критике наиболее архаичные религиозные традиции и провозглашал ценность разума и здравого смысла при оценке тех или иных религиозных обычаев и вероучительных доктрин.
В 1875 году Даянанда Сарасвати (1824-1883), последователь Рам Мохан Роя, основал общество «Арья самадж», близкое по духу к «Обществу Брахмы». Реформаторы призывали к монотеистическому прочтению священных книг, к отказу от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма. Сторонники Даянанды Сарасвати отказались, однако, от сближения с другими религиями, провозгласив лозунг «Назад, к Ведам!» Общество объединяло до 1,5 миллионов индусов, преимущественно городскую интеллигенцию.
Попытку примирения старых и новых взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836-1886), учивший, что каждая религия составляет одну из стадий познания единого Бога. После смерти Рамакришны его последователями была создана всемирная организация «Миссия Рамакришны» (1897), глава которой Свами Вивекананда (1863-1902) видел свою задачу в том, чтобы воплотить идею о духовном мессианстве Индии и создать вероучение, синтезирующее различные религиозные и морально-этические доктрины. Сегодня «Миссия Рамакришны», распространяющая идеи неоведантизма, имеет свои резиденции в десятках стран мира.
Происхождение индуизма
Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.
Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.
С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.
Развитие[править | править код]
Существенную роль в формировании индуистской религии сыграли религиозные и мифологические воззрения доарийского населения Индии — нагов на севере и тамилов на юге.
Из религии нагов было заимствовано представление о Нагах, божественных змеях.
Заимствования из дравидских (тамильских) религиозных представлений были наиболее значимы для индоарийской религии и фактически определили дальнейший облик индуизма.
Именно из древних дравидских религий в индуизм пришли такие важные боги, как Шива и Вишну.
Триада Брахма, Вишну и Шива постепенно сменила ведическую триаду Индра, Агни, Варуна и получила в противовес ей в индологической литературе название собственно индуистской триады. Иногда индуистская триада соотносится с изображением трёхликого божества — Тримурти — и трактуется, по аналогии с христианской Троицей, как единое божество в трёх лицах.
Культ Брахмы не слишком распространился. Культы Шивы (шиваизм) и Вишну (вишнуизм) стали в индуизме основными, породив множество ответвлений.
Касты и варны
Индуизм – религия кастовая, т.е. предполагающая разделение общества на сословия. В индуизме социальные группы называются варны, что в переводе с древнего языка санскрита означает «форма, внешность, цвет». Всего существует четыре касты, к одной из которых человека причисляют по праву рождения:
- Брахманы – высшее сословие, священнослужители
- Кшатрии – изначально воины, аристократы, правители
- Вайшьи – торговцы, земледельцы и ремесленники
- Шудры – низшая каста, чернорабочие и слуги
На современное общество религия индуизм не оказывает серьезного влияния в отношении кастовой системы. Несмотря на сохранение варн, социальная дискриминация не проявляется.
Библия – священная книга христиан
История написания Библии насчитывает более полутора тысяч лет – согласно выводам историков, священное писание христиан создавалось с XV в. до н. э. по I в. н. э., а его авторами являются несколько сотен человек, живших в разные века. Так как отдельные части Библии были неединоразово переписаны и отредактированы, авторство некоторых книг и Евангелий точно установить невозможно, однако христианские священнослужители и люди, исповедующие иудаизм, уверены, что первым автором, начавшим писать Библию, был пророк Моисей (ему приписывают авторство Торы – пяти первых книг Ветхого Завета), а закончили написание Священного Писания апостолы Иисуса Христа.
Библия состоит из двух основных частей – Ветхого Завета и Нового Завета, причем согласно верованию, первая часть была написана до первого пришествия Христа, а вторая – после его рождения. Прихожане православной, католической и протестантских церквей, а также адепты некоторых сект, причисляющих себя к христианским, считают указания и пророчества, обозначенные в Новом Завете, приоритетными перед догмами и правилами, прописанными в Ветхом Завете.
Наряду с правилами поведения, нормами морали и указаниями для верующих (главными из них можно считать 10 Заповедей, указанных в книге Исход Ветхого Завета, а также наставления Иисуса Христа, описанные в Евангелиях от апостолов), в Библии также отражена история еврейского народа и жизнеописания людей, внесших значимый вклад в развитие еврейской нации. Отдельно следует упомянуть и о пророчествах, наибольшее количество которых содержится в последнем разделе канонической Библии – книге Откровения от Иоанна; эту книгу также называют Апокалипсис Иоанна.
Так как Библия была неоднократно переписана и толкование некоторых указаний и пророчеств менялись в соответствии с политикой церкви, в современный вариант этой священной книги были включены далеко не все тексты и писания, написанные апостолами. Такие тексты называют апокрифами, и несмотря на то, что большинство священнослужителей не признают их священными писаниями, некоторые историки уверены, что полностью понять суть сказанного в Библии без учета апокрифов не представляется возможным. К нашему времени сохранилось около 100 апокрифов, относящихся к Ветхому Завету (книга Варуха, книга Товина, книга Юдифи и др.), и примерно такое же количество текстов, которые не включены в Новый Завет (Евангелие Иуды Искариота, Евангелие Марии, Евангелие Варнавы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Книга Иосифа плотника и др.).