Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Майсурский дворец

Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.

В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад – Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

Храмы Аджанты

Здравствуйте друзья мы продолжаем знакомить вас с комплексом Аджанта. В самой глубине Индии существует чудо из чудес – монастырский храмовый комплекс Аджанта, расположенный в пещерах. Находится это место на повороте реки Вагхоры, истоки которой начинаются в водопаде Сат-Кунд. Высота холма, в котором находятся пещеры, составляет 75 метров.

Росписи храма Аджанты.

Для того, что бы добраться до этих пещер, нужно преодолеть сложный путь. Для начала нужно добраться до города Аурангабад на поезде с пересадками из Бомбея. А уже потом на местном автобусе или такси в Аджанту. Сами пещеры стоят немного вдали от действующих поселений. Наибольшее расстояние это 11 километров.

Но и в Аджанте есть, где остановиться туристам, поскольку неподалеку пещер обустроены гостиницы. Хотя если приехать утром пораньше, то времени на осмотр всех красот хватит вполне. Комплекс открыт для посещения ежедневно, но билеты не бесплатные.

Росписи пещерных храмов Аджанты.

А на пути к пещерам расположены лотки и лавочки, торгующие сувенирами и альбомами с фотографиями, сделанными из пещер. Достоверно из истории образования храмовых пещер известно, что строились они несколько столетий.

Описание

Пещеры, расположенные в лесном ущелье в центре гор Индхьягири примерно в 5  км от деревни, были обнаружены в году британскими солдатами во время охоты. По дну ущелья протекает река Вагора , горный поток, который образует серию водопадов, шум которых должен был постоянно слышаться обитателями пещер. Они были раскопаны на крутом южном склоне ущелья и располагались на высоте от десяти до сорока метров над руслом ручья. Их выкапывали от потолка до пола – техника, обычно используемая в Индии.

Они делятся на две категории: первая использовалась как убежище для монахов в сезон дождей , а следующие больше использовались как комнаты для собраний и молитв. Первые обычно имеют большое крыльцо, покрытое крышей, поддерживаемой колоннами, которые теперь исчезли, и открываются во внутреннюю часть зала, обычно размером примерно 10-11  м на 7. Слева, справа и слева. Внизу камеры раскопаны, и изображение Будды обычно стоит в нише сзади напротив входа. Количество ячеек меняется в зависимости от размера зала, и в больших из них колонны поддерживают крышу с каждой из трех сторон, образуя своего рода монастырь, окружающий зал. Залы заседаний намного глубже проникают в скалу, самые большие из них имеют размеры до 30  м 14, включая монастырь.

Что касается возраста, пещеры разделены на три группы, строительство старейшей ( п о  8, 12, 13, 15а, 9 и 10) Дата II – го  века и I – го  века  до нашей эры. Н.э. , в то время, когда династия Шатавахана правила центральной Индией; вторая группа III , е в конце V – го  века (династия Vakataka ) и третий в конце VI е в конце VIII – го  века (династия Чалукья из Ватапи ). Большинство внутренних стен пещер покрыто фресками самого разного качества. Ни одна из этих картин не датирована, но анализ мотивов позволяет нам иметь довольно точное представление о периоде их зарождения и, таким образом, классифицировать их в хронологическом порядке.

На момент открытия, в 1819 году , они находились в хорошем состоянии сохранности, но с тех пор сильно ухудшились, особенно под воздействием массового туризма. Тем не менее, пещеры 1, 2, 16 и 17 по-прежнему дают представление о том, что они могут предложить в расцвете сил, и о работе Джона Гриффитса , тогдашнего директора Бомбейской школы искусств , «Живопись в буддийских пещерных храмах Аджанты» ( 1896 г. ). позволяет получить представление об их состоянии до того, как оно начнет ухудшаться. Эти копии имеют неоценимую ценность для знакомства с индийским изобразительным искусством до индуистской контрреформы, из-за которой буддизм исчез с индийской земли.

Аджанта был монастырским и университетским центром. Китайский монах и путешественник Сюаньцзан рассказывает нам, что здесь жил Дигнага , знаменитый буддийский философ, автор известных книг по логике. Ожидалось, что на пике популярности этот объект сможет обеспечить жильем несколько сотен человек, включая учителей и студентов.

На стене пещеры изображена красочная сцена из одной из предыдущих жизней Будды. В этой сцене царь Махаджанака , отказавшись от своих материальных благ, принимает ритуальное омовение перед тем, как надеть монашеское одеяние.

Богатство цветов, гибкость форм и духовная теплота фресок Аджанты являются частью традиции, которая повлияла на храмовое искусство Индии и Юго-Восточной Азии в течение следующего тысячелетия.

Пещеры Аджанты

Пещеры Аджанты – памятник культуры буддизма, популярное туристическое место. Красивое название происходит от расположенной неподалеку деревни. Пещеры-храмы появились во II-I вв. до нашей эры на территории современного штата Махараштра, в 107 км от города Аурангабад. Несколько буддийских храмов в скалах были высечены в скалах и богато украшены в период существования государства Гуптов, объединявшего северную и часть центральной Индии в IV-VI вв. нашей эры, так называемого Золотого века Индии.

Произведения искусства – скульптуры и живопись – послужили основанием для внесения этого места в список мест всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году. Всего здесь около 30 пещер, построенных в разное время.

Долгое время пещеры Аджанты скрывали джунгли, хотя в индийских источниках изредка встречались упоминания о храмах, и некоторые местные жители знали об их существовании. В 1819 их нашел британский офицер, отправившийся на охоту, – так европейцы «открыли» для себя эти места. Пещеры расчистили от накопившегося мусора, и они стали популярным местом для посещения.

Пещеры выбиты в базальтовой скале – части траппового плато Декан. Эта скала в форме подковы окаймляет изгиб небольшой реки Вагоры. Тихое место привлекло буддийских монахов, уединявшихся в свое время в пещерах Аджанты для молитвы. От каждой пещеры к реке вели ступени, сейчас почти не сохранившиеся.

Пещеры Аджанты

Самая ранняя роспись в пещерах датируется II веком до н.э., но здесь можно найти и традиционную для Индии резьбу по камню. Несмотря на кажущийся недостаток освещения и расположение внутри скалы, Аджантские буддийские святыни поражают паломников и туристов изяществом своего внутреннего убранства и мастерством его создателей. Исследователи на основании неоконченных пещер предполагают, что работы по экскавации и украшению велись практически одновременно. Мастера выбивали небольшой тоннель и из него вырезали окружающее пространство, одновременно выполняя работы по его каменному украшению. Потом добавляли фрески и скульптуры.

РОЖДЕНИЕ И ЗАКАТ БУДДИЙСКИХ ПЕЩЕР

Храмы Аджанты высекали в скалах в течение веков, но энтузиазм строителей пошел резко на убыль, когда буддизм утратил ведущее значение в Индии.

Пещерные храмы Аджанты в течение веков создавались в центральной части Индии. Этот в значительной части буддийский храмовый и монастырский пещерный комплекс находится на территории штата Махараштра.

На южном склоне изогнутого утеса, вытянувшегося вдоль речки Вагур, сделано почти три десятка рукотворных пещер. Они разделяются на две группы, согласно буддийским традициям.

Пять пещер-чайтья представляют собой молельные залы, уходящие вглубь утеса. Вход в пещеру без дверей, высота входа равняется высоте сводов. Вдоль стен пещеры-чайтья выстроились два ряда колонн. В самой глубине, фактически в торце пещеры, устроена апсида.В 24 пещеры-вихара ведут изящно оформленные проходы в виде портика или террасы. Внутри находится квадратный зал. С трех сторон в стенах каждой пещеры вырублены кельи и ниши-святилища, в некоторых из них установлены статуи Будцы. Пещеры-вихара — монастырская обитель, жилье буддийских монахов.

Сейчас вдоль пещер проложены дорожки, но в древности к каждой из них приходилось подниматься по отдельной деревянной лестнице или каменным ступеням от берега речки на высоту до 35 м. Для простоты описания все пещеры пронумерованы с востока на запад — от 1 до 29.

Принято выделять два периода строительства.

Первому периоду — от 100 г. до н. э. до 100 г. — соответствуют пять пещер: две из них представляют собой храмы-чайтья, в трех расположены обители-вихара. Считается, что строительство велось под покровительством правившей в Южной Индии династии Сатавахана. Это были воины и верные последователи буддизма, потратившие огромные средства на буддийское искусство и архитектуру.

Первый период строительства Аджанты также именуют «периодом Хинаяны»: под Хинаяной, или Малой колесницей, подразумевается этап раннего буддизма, когда Будду считали преимущественно образцом совершенства, которому следовало подражать. Будда воспринимался как символ, и поэтому в пещерах периода Хинаяны нет его изваяний в камне. На рисунках в пещерах Будда всегда в одиночестве. Иногда встречаются небольшие иллюстрации, на которых изображены сцены из жизней Будды.

Второй период соответствует V в. — эпохе правления всесильного махараджи Харишены, одного из самых могущественных правителей державы Ватаков второй половины V в. Он покровительствовал всему, что касалось буддизма. Не без основания можно считать, что, поощряя создание новых храмов-пещер в Аджанте и повелев устанавливать в них как можно больше изваяний Будды, Харишена тем самым утверждал в верующих мысль, что он сам и есть земное воплощение Будды. Темы рисунков на стенах храмов расширились: все больше их воспевало победоносного Харишену — могучего воина.

Второй период принято именовать «периодом Махаяны»: Махаяна, или Великая колесница, — освобождение от страданий и достижение нирваны, в котором изображения Будды играют важную роль. За это время было создано более двадцати пещерных храмов.

Когда Харишена утратил влияние и был низвергнут, никто более не захотел поощрять и оплачивать строительство новых храмов. На склоне утеса осталось несколько незавершенных и едва начатых пещер, а также несколько небольших святилищ Будды. В период 480-650 гг. храмы были заброшены и их поглотили джунгли.

Чарминар

Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе. Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.

На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.

Описание

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь

Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен. Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства

Общий вид на пещеры

Это интересно: 150,Агро туризм — рассказываем главное

Искусство и архитектура Гуптов

      Искусство, которое получило развитие во время правления этой династии, развивалось вплоть до VII в., но влияние его заметно и в более поздних произведениях искусства и архитектуры.      В статуях Будды уже в V в. выражены эстетические взгляды, основанные на философии брахманизма, который спустя три века после падения Гуптов окончательно вытеснил буддизм на всей территории Индии и трансформировался в индуизм.      Индуизм был окрашен философией буддизма и тесно связан с кастовым разделением общества и феодальным строем. Будда вошел в пантеон индийских божеств как одно из воплощений Вишну.      Во времена правления Гуптов на севере Индии появились элементы феодальных отношений. Развитие науки и техники, ремесел, земледелия и торговли, а также объединение всего севера страны способствовали расцвету культуры, а именно театра, литературы, архитектуры и всех видов изобразительного искусства.      В искусстве этого периода видны связи с древними традициями, но уже проявились и новые черты. От архитектуры того времени сохранилось очень мало памятников. Храмы были небольшими, но отличались изяществом и особой гармоничной соразмерностью всех элементов и деталей оформления.

Храм Парашурамешвара

      Примером архитектуры Гуптов можно считать храм Парашурамешвара в Бхубанешваре, возведенный в VIII в. Его святилище (деул) имеет форму башни, к которой примыкает невысокое прямоугольное помещение для молившихся (джагамохан).      К другому типу храмов относится известный храм Махабодхи в Бодхгайе. Время его постройки ориентировочно относят к II–III вв. Перестроен храм был уже в XIII в.      Махабодхи больше похож не на храм, а на мемориальную постройку типа ступы. Памятник установлен на том месте, где, согласно преданию, Будда сидел под деревом в ночь своего просветления. Отсюда и название памятника, так как Махабодхи в переводе означает «Великое просветление».      Храм представляет собой башню, на фасаде которой первоначально в нише была установлена гигантская статуя Будды. После перестройки были возведены четыре небольшие башенки по углам цоколя, подобные большой башне. Высота этого величественного монументального здания составляет 55 м. Его отличают удивительно гармоничные пропорции.

Храм Махабодхи

      При Гуптах большие буддийские общины еще могли создавать монастыри и пещерные храмы. Более всего знамениты буддийские пещеры в Аджанте. Создание первых относят к II в. до н. э., а время постройки последних – 642 г.      Всего в Аджанте насчитывается 29 пещер (все они пронумерованы), из них 5 храмов и 24 монастыря. Самые поздние сооружения отличаются изящной золоченой отделкой, роскошным декором, обилием стенописи и скульптур.      На фасаде пещеры № 19, созданной около 500 г., изобилуют рельефные фигуры, обрамление окон имеет килевидную форму. Колонны в пещере завершены широкими капителями со сложными рельефными композициями.      На монолите ступы – рельефное изображение Будды. Потолок храма словно иссечен глубокими бороздами, создающими в помещении контрастные светотени. Освещение здесь также играет огромную роль.

Центральный неф с монолитной ступой. Пещера № 26

      В художественном оформлении пещер Аджданты проявился расцвет искусства Гуптов, особенно это относится к необыкновенной стенной живописи в пещерах Аджанты. Эта великая школа изобразительного искусства является вершиной древней индийской живописи.      До нашего времени дошла лишь стенопись. Станковых картин не сохранилось ни одной, хотя в литературных источниках имеются свидетельства о существовании таковых.

Памятники Индии

Вот несколько быстрых взглядов на некоторые форты, дворцы, могилы и храмы.

Тадж-Махал

Этот известный беломраморный мавзолей был построен императором Великих Моголов Шахом Джаханом в памяти о его третьей жене Мамтаз Махал в Агре. Огромный выпуклый купол составляет приблизительно 17 метров в диаметре и 64 метра в высоте. Великолепный памятник известен красотой своей изысканной архитектуры и является одним из Семи чудес света. Тадж-Махал, являющийся воплощением любви, был построен за 17 лет (в 1648 г.). Hawa Mahal (Хава Махал) — Дворец ветров

Хава Махал, пятиэтажный дворец пирамидальной формы в городе Джайпуре, сделан из красно-розового песчаника. Во дворце — 953 маленьких окна, через которые проникает свежий бриз, создавая известный охлаждающий эффект. Окна украшены замысловатыми перекрещивающимися полосами, формирующими сеть, делая внешний вид дворца сродни сотовидной структуре.

Храм расположен на участке в 4,86 гектара. Первый храм комплекса был построен императором Ашокой в 3-м столетии до н.э. вокруг дерева Бодхи, чтобы уважать место, где Гаутама Сиддхарта достиг просветления. Главный храм составляет 50 метров в высоту и его строительство датируется между 5-м и 6-м столетиями. Храм был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО за его культурное и археологическое значение.

Кутуб минар (Qutub Minar)

Эта красная башня из песчаника высотой 72,5 метра — самая высокая каменная башня мира, построенная в начале 13-го столетия. Башня сужается от основания до вершины, имея диаметр 14,3 метра в основании, в то время как наверху он сводится только к 2,7 метра. Много строений окружают комплекс, особенно таинственный Железный столб, Ворота Алая Дармаза (Alai-Darwaza) и Мечеть Quwwatul-Islam.

Железный столб

Железный столб — одна из выдающихся мировых загадок металлургии. Столб почти семи метров высотой, весящий больше чем шесть тонн, был установлен Чандрагаптой II Викрамадитья внутри комплекса Кутуб Минар.

Буддистские памятники в Санчи (Sanchi)

Место Санчи — замечательный образец буддистского искусства и архитектуры раннего периода Mauryan (Маурьев) (3 век до н.э.-12 век нашей эры). Место знаменито ступами, монолитными колоннами, храмами и монастырями. Император Ашока положил начало этому религиозному центру в Санчи и установил Большую Ступу-1 после перенесения бренных останков Будды Шакьямуни. Буддистские памятники в Санчи были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО в 1989 г.

Могила Хумаюна

Могила Хумаюна была построена в 1565 году нашей эры, спустя девять лет после его смерти, его старшей вдовой Бега Бегам. Могила — значительное достижение в развитии архитектуры Mughal (Великих Моголов) и была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г.

Джантар Мантар

Джантар Мантар (Jantar Mantar) — астрономическая обсерватория, построенная махараджей Савай Джай Сингхом II между 1727 и 1734 годами. Обсерватория включает комплекс из 13 стационарных астрономических помещений уникальной формы, каждое со специализированной функцией для астрономических наблюдений. Эти строения с комбинациями геометрических форм крупного размера ошеломили архитекторов, художников и историков искусства всего мира. Красный форт Агры

Комплекс «Красный форт», также известный как Лал Кила (Lal Qila), упоминается в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это дворец-форт построен в 17 веке (1648 г.) Шах-Джаганом как часть его новой столицы Шахджа-ханабад. Форт, занимающий 94 акра (37,6 га), полукруглый в плане, и его стены 70 футов высотой (около 21 метра).

Чарминар Хайдарабада

Огромный Чарминар (четыре башни), или Мечеть четырёх минаретов, с его четырьмя башнями, взлетающими до высоты 48,7 метра каждая, сделан из гранита, известняка и порошкового мрамора. Он был построен Шахом Кутубом в 1591 г. в сердце города Хайдарабада. Переплетённые арки и купола Чарминара разработаны согласно исламской архитектуре.

Мемориал Виктории

Мемориал Виктории, расположенный в городе Колката, был построен во время британского периода как мемориал королевы Виктории из Соединенного Королевства. Он был разработан британским архитектором Уильямом Эмерсоном и торжественно открыт принцем Уэльским. В здании размещается музей, имеющий некоторое количество памятных вещей королевы Виктории, картин времён британского правления и других экспонатов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий