Видение внутри скифской степи

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Предок, враг или божество

Спорят ученые и о том, с какой целью древние мастера создавали эти странные статуи. Одни полагают, что каменные бабы являлись изображениями божеств, которым поклонялись местные жители. Другие видят в данных изваяниях неких сверхъестественных покровителей конкретных родов или семей. Третьи – уважаемых предков или прародителей. Четвертые – убитых врагов, которые теперь мистическим образом связаны со своими победителями и должны оказывать им поддержку из мира духов.

Кандидат философских наук Ренарт Шарипов считает половецкие статуи неотъемлемой частью погребальной культуры тюркских народов. Об этом он рассказал в статье «К проблеме генезиса традиции древнетюркских каменных изваяний и ее связи с трансформацией культа предков», которая вышла в журнале «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» (том 23, № 2 за 2017 г.).

По мнению исследователя, каменные изображения солидных, дородных и величавых мужчин и женщин отражают происходившую в сознании кочевников эволюцию культа предков, когда душа покойного сначала символизировала собой уважаемого прародителя, затем – семейно-родового покровителя, а на более позднем этапе развития религиозных представлений – местное божество.

«Таким образом, генезис каменных изваяний напрямую связан с ранними этапами этногенеза тюрков, и вполне вероятно, что самые древние носители традиции создания каменных изваяний в степях Евразии эпохи бронзы и раннего железного века генетически связаны с тюркоязычными племенами эпохи каганатов», – отметил Р.Г. Шарипов.

Ученый считает, что авторами более древних статуй, приписываемых ираноязычным скифам, на самом деле являлись предки тюркских племен. При этом исследователь ссылается на явное сходство между статуями разных эпох, которые изначально изображали умершего родственника. Так покойный, высеченный из камня, мог символически присутствовать на собственных поминках. Поэтому в руках каменных изваяний, независимо от времени их создания, имеется сосуд для питья, из которого мертвец должен как бы пить алкогольный напиток вместе с живыми сородичами на пиру, устроенном в его честь.

Не исключено, что впоследствии половцы поклонялись каменным изображениям своих предков, совершали перед ними жертвоприношения.

Памятники предскифского времени

Памятники предскифского времени датированы концом IX – серединой VII вв. до н. э. Эта культура получила название по непосредственным предшественникам скифов – киммерийцам.

Предскифский (киммерийский) период был выделен русским и советским археологом В. А. Городцовым в 1925 году.

Для киммерийского периода характерны: своеобразные формы удил (двукольчатые и стремевидные), псалии (с тремя отверстиями, муфтами или петлями). Также своеобразием отличаются кинжалы и мечи (с подтреугольными лопастями гарды) и наконечники стрел. На накладках присутствует геометрический орнамент в виде концентрических окружностей, бегущих спиралей, солярных розеток, керамики и др.

Археологи выделяют две группы памятников предскифского времени. Это памятники черногоровской культуры и памятники новочеркасской культуры.

Черногоровская культура датируется концом IX-началом VII вв. Свое название она получила по названию кургана у села Черногоровка (Украина), который был раскопан в 1901 году.

Черногоровская культура сформировалась в степях Северного Причерноморья и Предкавказья на основе оседлых поздней срубной культуры и белозерской культуры при влиянии кочевников андроновской культуры.

Памятники новочеркасской культуры датируются концом VIII – I пол. VII в. до н. э. Новочеркасская культура сформировалась на базе протомеотской и кобанской культуры в предгорных и горных районах Северного Кавказа.

Для новочеркасских комплексов характерны новации в вооружении и конском снаряжении. Так, среди археологических находок встречаются бронзовые чешуйчатые панцири, шлемы «ассирийского типа», цельнолитые уздечные комплекты и детали тягловой упряжи для колесниц.

В конце VIII в. военизированные носители новочеркасской культуры мигрируют в степь и лесостепь Восточной Европы, в результате черногоровская культура исчезла. Во второй четверти – середине VII в. на смену материальному комплексу киммерийского периода приходят памятники типа Жаботин.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Что с ними стало

Эпоха Средневековья с ее мистическими табу давно прошла, и уже в XVIII веке люди, далекие от суеверных опасений, начали использовать каменные статуи в своих целях. Сначала их устанавливали на перекрестках торговых путей вместо верстовых столбов и указателей направления, затем и вовсе стали растаскивать по дворам.

Одни каменные бабы были раздроблены, а их осколки использовались при строительстве. Другим истуканам повезло больше – их установили возле частных домов, в парках и местах отдыха. Некоторые статуи попали в музеи или стали частью городского ландшафта. Остальные просто лежат, сброшенные с курганов, на вершинах которых теперь располагается геодезическое или телекоммуникационное оборудование.

Впрочем, отголоски древних верований все еще сохраняются в народе. Некоторые люди, в чьих населенных пунктах стоят каменные бабы, моют и украшают их перед праздниками, желая тем самым задобрить древних духов.

Культура

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Предскифская эпоха в Восточной Европе

На переходном этапе бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на близлежащих территориях в предскифскую эпоху (IX-VII вв. до н. э.) получила развитие кочевническая скотоводческая культура.

В основном она представлена погребениями. Археологи отождествляют ее с киммерийцами. Упоминания об этом народе встречаются в трудах античных и переднеазиатских авторах. Многие древнегреческие авторы считают, что прародина киммерийцев находится именно в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях.

Таким образом, киммерийцы являются древнейшим из народов Восточной Европы, чей этноним известен.

Проведенные учеными исследования говорят о том, что носители северо-причерноморской киммерийской культуры тесно контактировали с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.

При этом некоторые античные и многие переднеазиатские авторы в своих работах пишут о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию, имевших место в VIII-VII вв. до н. э. Некоторые древнегреческие авторы утверждали, что эти походы и последующее переселение киммерийцев на территорию Малой Азии были вызваны их изгнанием из Северного Причерноморья скифами. Возможно, именно этот факт и служит объяснением того, что на территории Северного Причерноморья отсутствуют археологические памятники киммерийско-предскифского типа.

Однако в собственно скифских памятниках присутствуют следы кимерийской материальной культуры, поэтому нельзя утверждать, что киммерийцы были не полностью изгнаны и ассимилировались со скифами.

В последние годы ученые ведут активный спор по поводу хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, ее языковой принадлежности и взаимоотношений со скифами. Точно можно сказать только то, что скифы не были автохтонами Северного Причерноморья, это было пришлое население.

Скифы в Передней Азии

Через 50—60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен — скифы. Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Восточные памятники называют вождей скифов «парями» и их область — «царством». Вероятно, оно было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.

Скифы столкнулись с ассирийпами впервые в 70-х годах VII в. до н. э.; в борьбе с ассирийпами погиб скифский вождь Ишпакай. Затем около 673 Р. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце кондов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царём Аеархаддоном, который, невидимому, выдал за него замуж свою дочь. G этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в. Мадий, сын Партатуи, возглавил поход скифов в Малую Азию — по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев парь Лидии Ардис. Киммерийцы в это время представляли серьёзную угрозу и для ассирийских границ,—-это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев. Зато скифы выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не смогли справиться. Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определённого выкупа от Мидии. Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.

После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633г. дон. э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, повидимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.

Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии. Судя по древнееврейским данным, Скифское царство ещё существовало в конце 90-х годов VI в. до н. э. После этого времени источники о нём уже не упоминают.

Основная часть скифов в это время, повидимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований. В науке эти племена также получили общее название «скифов»; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Чёрного моря), повидимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.

Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии. Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Теории происхождения

Но кем же были предки воинственных скифов? На этот счёт существует две официальные гипотезы. Одну из них подробно раскрыл советский археолог Борис Граков. Он придерживался мнения, что большинство скифских племён принадлежали к автохтонным народам, а их предками стали этносы, создавшие срубную культуру.

Не секрет, что район Причерноморья знал несколько волн миграции. Вероятно, переселенцы, являющиеся представителями срубных культурных общностей, постепенно смешивались с населением, пришедшим ранее на эти земли.

Скифы / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Несмотря на всю обоснованность этой версии, остаётся один неизвестный элемент: культура скифов, их известные “звериные” орнаменты и декоративные элементы не были свойственны “срубникам”, а значит, были заимствованы у других племён.

Советский историк Алексей Тереножкин высказывал совершенно иное мнение. Благодаря его трудам появилась так называемая центральноазиатская теория происхождения скифского народа. Он предполагал, что скифы не были связаны с местными племенами Причерноморья — кочевники просто пришли на эти территории в VII веке до нашей эры, а их родиной являлась Азия.

Таинственные статуи

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов более полувека назад посвятил данной теме статью «Остолбенев до немоты…», которая вошла в сборник его работ «Курганы. Идолы. Монеты» (Москва, 1968 г.). Ученый сравнил эти таинственные статуи со знаменитыми истуканами острова Пасхи и отметил, что каменные бабы встречаются по всему югу России, их можно увидеть в музеях Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Азова, Краснодара и Ставрополя.

Речь идет о статуях, изготовленных преимущественно из серого песчаника и установленных на степных курганах. Высота каменных баб варьируется от 1 до 4 метров. Они представляют собой схематичные изображения людей, которые двумя руками держат у живота некий сосуд или чашу. Причем, пропорции человеческого тела заметно искажены: статуи имеют массивные плечи, короткие ноги, большие головы с плоскими лицами. Некоторые исследователи полагают, что древние мастера при создании каменных баб стремились, чтобы они были узнаваемы с большого расстояния, этим и объясняется нарушение пропорций.

Среди статуй встречаются как изображения женщин, так и мужчин. Это можно понять по деталям одежды, прическам, оружию и длинным усам. Поэтому многие ученые считают, что название каменных истуканов произошло от тюркского слова «баба» (ударение на втором слоге), которое означает «старший, уважаемый мужчина или предок».

Интересно, что в степях Северного Причерноморья наряду с половецкими статуями ученые находят и более древние, создание которых большинство специалистов приписывает скифам, населявшим эти земли с VIII века до н. э. по IV век н. э. Многие из скифских каменных истуканов также держат у пупка некую чашу или рог для питья. Правда, они прижимают этот сосуд к животу только одной рукой.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Происхождение

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды древнегреческого историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

Евразийский степной пояс

Войлочные фигурки лебедей из V Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Необходимо кратко коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов. Именно произведенные раскопки позволили выявить культурную близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане.

Пожалуй, наибольшего внимания заслуживают памятники так называемой пазырыкской культуры, обнаруженные в Горном Алтае. Климатические условия, характерные для зоны распространения пазырыкских памятников, и особенности конструкции присущих им погребальных сооружений привели к образованию в подкурганном пространстве локальных линз вечной мерзлоты. Это обеспечило сохранение в могилах Пазырыка и некоторых других могильников данного региона предметов, изготовленных из органических материалов, обычно в земле бесследно разрушающихся. Среди них — одежда погребенных, украшения и утварь из резного дерева, войлочные и ворсовые ковры и т. д. Даже тела самих похороненных здесь людей, украшенные замысловатой татуировкой, хорошо сохранила вечная мерзлота.

С каждым поколением, даже с каждым полевым сезоном знания о жизни, быте, культуре давно исчезнувших народов неуклонно пополняются.

Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию

Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.

Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII—VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII—V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в ещё большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Чёрного моря до Монголии, имеет определённые связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.

С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.

Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав — Мидийской и Персидской.

Легенды донских казаков

У казаков имеются собственные легенды и предания, объясняющие происхождение древних статуй. Об этом аспирант исторического факультета Донецкого национального университета Денис Нехаенко рассказал в статье «Половецкие каменные бабы: история, происхождение, современный вид», которая опубликована культурно-просветительским порталом «Этнографический Донбасс» 6 сентября 2014 года.

«Некоторые легенды дошли до нашего времени. И на Днепропетровщине, и на Харьковщине, и в Донских степях некогда жили богатыри, они рассердились на солнце и стали плевать на него, солнце же превратило их за это в камень», – написал Денис Нехаенко.

Очевидно, мифическими богатырями предки современных казаков считали статуи, изображающие мужчин-воинов. А женские изваяния воспринимались жителями донских степей как языческие божества плодородия. По крайней мере, такой вывод можно сделать из другой группы легенд.

Полагая, что окаменевшие богатыри способны наделить воина своей могучей силой, а богини плодородия могут повлиять на урожай, казаки с древних пор поклонялись статуям. Они даже верили, что древние изваяния наказывают людей за непочтительное отношение к ним и прочие неблаговидные поступки.

Среди некоторых казаков даже бытовало мнение, что каменных баб создала богиня семьи и домашнего очага. Она наделила статуи душами людей, погибших от несчастной любви, и поручила им охранять мир и гармонию в жизни каждой супружеской пары. Поэтому каменные бабы способны даровать людям счастье, если их хорошенько задобрить. При этом древние духи статуй еще и наказывают всех, кто разлучает или ссорит влюбленных.

Предки современных казаков также считали, что древние статуи обладают чудесной целительной силой, и различные раны заживают рядом с ними быстрее, чем обычно.

Особенности скифов

Скифы представляли собой группу кочевых племён, что занимали значительные территории. К этому народу принадлежали и кочевники Забайкалья и Северного Китая, однако наибольшее количество сведений, сохранившихся у античных авторов, относится к скифским воителям Причерноморья, а также земель в устьях Дуная и долины Дона.

Несмотря на то, что многие учёные сходятся во мнении, что скифы были ираноязычными кочевниками, мнения об их происхождении кардинально различаются. Ряд историков предполагает, что именно скифские племена принадлежали к древним арийцам, другие же поддерживают теорию, высказанную их античным коллегой, Геродотом, о том, что скифы являлись группой из различных общин, объединённых родственными узами и общими предками.

Скифский военачальник / zalan kertai / kertaizalan.artstation.com

Не вызывают сомнения и антропологические различия скифов, что наблюдались внутри самого этноса. Так, к примеру, лесостепные племена отличались более узкими и вытянутыми чертами лица в сравнении со своими степными “братьями”.

Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ отмечал следующие особенности народа:

Скифская королева / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Начало упадка

Скифы смогли создать по-настоящему сильную державу, однако они были далеко не единственным сильным кочевым народом в своём регионе. В 280-260 годах до нашей эры на скифские земли приходят родственные им племена сарматов, что оттесняют и убивают многих представителей этого народа.

Однако скифы не спешили сдаваться. Во II столетии до нашей эры в Крыму Скифское царство входит в пору своего процветания. Увы, этот “золотой век” продлился недолго — государство скифов просуществовало лишь до III столетия нашей эры.

В дальнейшем оно было уничтожено готскими завоевателями. В период Великого переселения народов скифы и вовсе перестали существовать как этнос. Они смешались с другими кочевниками, став основой для появления новых племён. Однако и сегодня во многих из нас течёт кровь этих великих кочевников, истинных властителей степных просторов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий